ВОЗРОДИМ СПОРТИВНУЮ СЛАВУ! ЭНЕРГИЧНО
БЕЛОРУССКОЙ СТОЛИЦЫ

На собрании комсомольско-физнультурного актиза Минска

т

ий

/

Состоялось собрание городского KOMCO-
мольско-физкультурного зктива. С докладом

среди молодежи Минска выступил. секретарь

ЦБ комсомола Белоруссии но военной работе   ни
Герой Советского Союза полковник Дивен- ту

цев.

Советская Белоруссия дала стране заме-
чательных спортеменов. Среди чемйионов
страны по различным! видам спорта немало
воспитанников, физкультурных обществ
Белоруссии. С первых дней Отечественной
войны лучшие спортсмены ‘республики в
Действующей `Врасной. Армни, в партизан-
ских отрядах с оружием в руках боролись
3& освобождение белорусской земли. Спарта-
ковец  Василий Токуев стал в партизанеком
отряде бесстрашным полрывником. Он co
своей группой: пустил. под сткое десятки
вражеских энелонов. Правительство высоко
оценило боевые подвиги физкультурника-
партизана, присвоив ему звание Героя Со-
ветекого Союза. Множество белорусских
физкультурникоя — бойцов, офицеров Крас-

ной Армии, партизан награждено орденами

и медалями.

Фашистские захватчики, говорит до-
кладчик, превратили в груду развалин
спортивные сооружения Минска—физкуль-
турные залы, стадионы, учебные заведения.
Немцы разгромили добровольные общества,
увели и замучили многих наших физкуль-
TYPHHROB,

Силами минской молодежи в городе’ вос-
становлен одия стадион. Лервые спортивные
соревнования, проведенные здесь, показали
огромное стремление молодежи к спорту.

Возобновили ‘свою деятельность многие
добровольные спортивные общества. И там,
де комсомольские и физкультурные органи-
зации с первых дней правильно определиля
свои задачи и по-боевому взялись за дело,
уже достигнуты неплохие результаты. При-
мером может служить общество «Трудовые
резервы». Тут начали с создания низовых
физкультурных коллективов в ремесленных
училищах и школах. ФЗ0. Сейчаюе уже в ше-
сти школах избраны и работают советы физ-
культурного коллектива. Учащиеся своими
силами сделали площадку, изготовили необ-

ХОдимый спортинвентарь, организовали cer
  `ции и комайды.
о развитии массово-физкультурной работы   стадионе устраив

Каждый выходной день нь
аютея соревнования.

Однако докладчик и выступавшие в пре-
ях отмечали, что развертывание физкуль-
рной работы среди молодежи Минска ‘идет
еще медленно. Некоторые _ руководители

спортивных обществ увлекаются бумаготвор-
  чеством в ущерб практической работе. Обще-

‹<тво «Спартак» (председатель областного
совета тов. Бухман) три месяца комплек-
туется, организационно укрепляется, лере-
страивается, намечает планы, но до сих пор
в городе не организовано ни одного физ-
культурного коллектива, ни одной команлы.

Серьезной критике на: собрании актива
была подвергнута деятельность городекого
комитета физкультуры, который еще слабо,
не оперативно руководит’ спортивной рабо-
той. Комитет не заботится о подборе и учебе
кадров низовых работников физкультуры.
До сих пор еще не проведено ни одного семи-
нара инструкторов-общественников, предее-
дателей низовых коллективов.

Мастер спорта Бобров говорил о спортив-
ном совершенствовании молодежи, росте ма-
стеров, создании детских спортивных школ.

— Сейчас в Минске, — сказал он, —
десять мастеров спорта, немало разрядников.
Они могут оказать большую помощь молодым
физкультурникам.

Много внимания собрание уделило вопр-
сам организации спортивной работы в на-
чальных и средних школах, в высших учеб-
ных заведениях.

Большие и ответственные задачи стояг
сейчас перед физкультурниками возрождаю-
щегося Минска. Начинается восстановление
стадиона «Динамо», Минского лома Физ-
культуры. По постановлению Совнаркома
БССР намечено открыть в ближайшем булу-
щем институт и техникум физкультуры.

Сделать Минск городом подлинно массовой
физической культуры, быстрее возродить
спортивную славу белорусской столицы —
06 этом говорили участники комсомольско-
физкультурного, актива в Минске. \

. Н. ДРАЧИНСКИЙ,
МИНСК. (Наш KOpp.).

ак оао

Е Е

Семья комбайнеров

Семен Ефимович Пятница убрал 2500 гектаров

Когда мы под’ехали к агрегату знатного
комбайнера Семена Ефимовича Пятницы,
лас встретил его сын, штурвальный Петр
Пятница, юноша лет семнадцати. Он сказал
нам, что отец уехал в МТС за инструмен-
том и запасными частями, и если что-либо
интересует гостей, то он к их услугам:

Сын прославленного комбайнера очень по-
дробно, с глубоким знанием дела рассказал
© многочисленных усовершенствованиях в
комбайновом агрегате Пятницы.

Здесь ‘все носит следы большой преду:
смотрительности, . смекалки, инициативы,
Видно, что люди относятся к своему труду
творчески, отдают ему все свои помыслы и
знания.

— Вот шатун режушего аппарата,  сде-:
лачный нами, — сказал Петр Пятница, по-
казывая очень простую деревянную. болван-
ky.— Ha широком конце болванки — отвер-
стие, куда вставляется шарикоподшипник.
Он плотно закрывается жестяной крышкой
в смазывается через специальные отверстия.
Заводской подшипник шатуна срабатывает-
ся очень быстро, а наш служит больше се-
зона, ;

Перед распределительным щнеком второй

очистки имеется очень узкая труба. Если
хлеб густой, зерно не усневает проходить
через трубу, образует затор. То же самое
происходит, если посевы. сильно засорены
или влажны,
_ — А мы с отцом сделали вот какую ши-
рокую трубу, — показывает Петр.— Она про-
пускает теперь свободно все зерно. Дело
серьезное, а большинство комбайнеров не
обращает на это внимания. Для того, чтобы
прочищать трубу, машизы останавливаются
через каждые 200—300 метров.

Мы остались у Семеза Пятницы ва сле-

дующий день. Интересно было посмотреть,.

как работают комбайны, увидеть людей в
процессе труда.

С восходом солнца все были уже на ме-
сте.
Пока комбайнер и штурвальные осматри-
вали машины, молодая заправщица Зинаида
Слесарева заливала баки горючим. Запра-
вочный инвентарь здесь всегда под руками,
в деревянном ящике под выгрузлым шнеком.

Начальник агрегата, как всегда, особенное
внимание обращал на натяжку цепей. Он
проверял готовность моторов к работе, про-
„сматривал барабаны, трачспортеры хедеров,
регулировку режущего‘ аппарата, транспор-
теры приемной камеры и т: д. Ш альные
в это время смазывали части. Каждый знал

заранее, что он должен делать, и поэтому

действовал быстро и уверенно.

Одновременно с комбайнерами готовил к
работе свой дизель тракторист Иван Чуг-
pees, :

Но вот агрегат готоз. к пуску. К этому
времечи повариха Анна Раева привезла зазв-
трак, Закусив, все разошлись по своим ме-
стам, Ивая Чугреев Завел мотор. Затем раз-
дался дружный рокот моторов двух «Сталин-
цев». Степь огласилась мощным металличе-
ским гулом.

Замелькали пханки мотовил, пригибая к
кожам увесистые колосья пшеницы. Началь:
ник агрегата махнул Ивану Чугрееву. Трак-
Тор ДВИНУЛСЯ.

Семен Ефимович переходил с комбайна на
комбайн, прислушизалея к работе ‘моторов,
следил за чистотой вымолота, проверял вы-
соту среза. давал указания штурфвальным. *

Время шло. Одна за другой уходили от
комбайна полводы < пшеницей, все короче
становился вагон.

Надо было долить в радиатор воды. Де-
лали это тоже на ходу — из бака с запасной
водой. ‹

В. 12 чассз лия — обед. Повариха причес-
ла еду. Первыми обедают свободные от

По следам наших выступлений.

«ЗАСЕДАНИЕ
БЮРО РАЙКОМА»

4 августа «Комсомольская правда» в подо
передовой статье «Заседание бюро райко-
ма» критиковала бюро Кировского сельско-
го райкома комсомола Кировекой области
за неправильный стиль работы:

Кировский o6xom ВЛКСМ  заслушал
сообщение секретаря Кировского райкома
тов. Зыриной и признал критику газеты пра-
вильой. Кировскому райкому предложили
серьезно готовиться к заселаниям бюро, раз’-
ACH, как этого достигнуть.

смены штурвальные. Потом они подменяют
своих товарищей у штурвала, чтобы те мог-
ли пообедать. Уборка хлеба не прекращает-
ся ни на минуту. i р

— Иначе нельзя,— поясняет Семен Ефи-

мович.— Делать перерыв — это значит оста-

навливать все моторы, хлеба меньше будет
убрано на добрых пять гектаров.

После обедя — смена штурвальных. Ни-
колай Колчин и Иван Пятница становятся к
штурвалу. Петр Пятница и Екатерина Юр-
ченко идут на отдых. Им предстоит работать
вместе с начальником агрегата ночью.

Примерно ‘за час ло заката солнца люди
снова на ходу поужинали.* х

Солнце скрылось далеко за горизонт.

`Смеркалось. ‘Агрегат’ ‘остановился. Комбай-

неры и трактористы осмотрели машины, под-
готовили их для ночной работы.

За эти сутки комбайны работали 20 часов
и убрали 100 гектаров хлебов: ;

У Семена Ефимовича Пятницы работает
только молодежь. От старшего штурваль-
ного и до возчика горючего и воды — под-
ростки 14—17 лет.

Есть и еще одна особенность в этом кол-
лективе. Из 6 человек, работающих на ком-
байнах, четверо — члены семьи Семена Ефи-
мовича Пятницы.

— Агрегат четырех Пятниц,— говорят
иногла в шутку комбайнеры. ;

Любовь к комбайну, горячее увлечение
своей профессией, постоянно вызывающее
новые мысли об усовершенствовании маши-
ны, передается от отца к его детям. Стар-
щий сын Семена Ефимовича—Степан был до
войны комбайлером. Сейчас он на фронте
громит гитлеровских захватчиков.

17-летний Петр Пятница работает на ком-
байне вместе со своим отцом уже третий
год. Он в созершенстве знает машину. Боль-
шинство усовершенствований сделано при
его активном участии. Когда Семен Ефимо-
вич уходит отдохнуть перед лочной работой
или отлучается в МТС, он поручает машины
сыну. В 1942 году Наркомзем Союза ССР
ваградил комсомольца Петра Пятницу знач-
ком «Отличник социалистического земледе-
лия». В прошлом году он вторично полу-
чил такой значок. Работает с отцом и его
младший сын — Иван. ы

Молодежь трудится с болыпим под’емом.

Семен Ефимович сумел воспитать в каж.
дом из своих подчиненных товарищеское
чувство, преданность общему делу. Это по-
могает-им по-настоящему, ро-боевому орга-
низовать соревнование валутри коллектива. _

Петр Пятница соревнуется с Екатериной
Юрченко, Вера Пятница — с Николаем Кол-
чиным. Борются за первенство и трактори-
сты Чугреев и Бабичев. г

К 20 сентября агрегат Семена Ефимовича
Пятницы убрал сцепом двух «Сталинцев»
2.500 гектаров хлеба и сэкономил 1.500 ки-
лограммов горючего, Как и в Ш ые To-
ды, это лучший агрегат в Алтайском крае.

Семен Ефимович часто мечтает о том дае.
когда придет домой его сын — гвардеец
Степан Пятница. Фронтовик будет расска-
зывать о подвигах своих боевых товарищей-
сибяряков. И тогда отец поведает сыну о
том, как помогал он фронтозикам своим
трудом, а рассказ этот дополнят его дети
Петр, Иван и Вера и воспитанники Чугреез,
Бабичев, Юрченко, Колчин и Слесарева. За
годы войны они убрали 9.675 гектаров хле-
ба, сохралили 90 центнеров горючего; сэко-
номили на ремонте комбайна тысячи руб-
лей. ‘

Этот рассказ будет звучать, как боевой
рапорт победителей в труде, победителям

в бою.
В. ВИНОГРАДОВ.
БАРНАУЛ. (Наш корр.).

Совещание вожаков
молодежных звеньев

КИЕВ, © октября. «Наш Kopp.). При
Каменец-Подольском обкоме комсомола
состоялось совещание лучших звеньевых
молодежных звеньев высокого урожая —
кандидатов ва премии ЦК ВЛКСМ и
Наркомзема СССР,

В созещанаи принимали участие энат-
ная стахановка сахарных плантаций ком-
сомолка Алексаквдра Полюк из. колхоза
«Hose життя» Красиловекого района, по-
лучившая 8009 центнеров сахарной свеклы
с гектара, звеньевые Ната Bonomyx и
Мария Пеёток, которые собрали по 123 пу-
да зерна с гектара. =

Звеньевые и бригадиры поделились
опытом своей работы.

ПОМОГАТЬ
СТРОИТЕЛЬСТВУ

Ча первом собрании комсомольского
актива Владимирской области

д Состоялось первое’ собрание комсомоль-
ского актива Владленирской области. С де
кладом с@ очередных задачах областной
комсомольской организации выютуцил сек:
ретарь обкома ВЛЕСМ тов. Аставин. Участ-
ники собрания по-деловому обсудили док-
лая.

Много интересного и поучительного рас-
сказали представители из Мурома. Муром-
ский район первым в области закончил
слачу хлебъ государству. Молодежные
траненортные. бригады 3a паять дней вы-
везли 600 тонн зерна.

‘Секретарь Муромского горкома ВЛЕСМ
тов. Катина рассказала об успехах молодых
производственников. На заводе имени
Лзержинского бригад» Девяткиной перешла
на многесталюочное обслуживание и еже-
ANCBHO выполняет свыше трех норм. Коми-
тет комсомола, заботясь о техническом об-
разовании молодежи, создал в цехах более
40 технических кружков. 3a последнее
время ‘молодые рабочие внесли 400 рацио-
нализаторских предложений.

На Владимирском граммофонном заводе в
бригаде Галочкиной все работницы отлично
освоили профессию, сами стали налаживать
станки и с меныгим числом рабочих нере-
выполняют нормы. s

Olax; AKTHBUCTH справедливо отмечали,
что в работе Юомсомольских организаций
области нмеются еше крупные недостатки.

a

Райкомы и тгорюмы слабо занимаются

укреплением первичных организаций. Мно-
гие комитеты комоомола неумело, формаль-
но строят воспитательную работу, мало 38-
ботятея о бытовом устройстве молодежи.

С большим вниманием участники собра-
ния слушали выступление секретаря 06-
кома ВКП(б) тов. Пальцева.

— Нозый областной центр Владимир, —
говорит тов. Пальцев, — памятник русской
культуры, имеющий многовековую исто-
рию, должен стать передовым в стране,
культурным советским городом. Партийная
организация ждет от комсомола активной
помощи в развернувшемея строительстве,
в успешном завершении сельекохозяйст-
ственного гола, в подготовке жилищ рабо-
чих к зиме, в быстрейшей уборке торфа.

Собрание приняло конкретную ‘резолю-
цию, определяющую” задачи комсомольского
автива на ближайшее время.

—о-
Город
залечивает раны

В один из тех вечеров, когда’ в воздухе
еще носился запах гари и кое-где дымились
пепелища;, возле высокого красивого дома
собрались: девушки. Одна из них принесла
гитару. Она взяла несколько аккордов,
девушки затянули украинскую песенку.

Внезапно гитара смолкла. Все вглядыва-
лись в полумрак соседнего двора, где среди
развалин бродила `сгорбленная старушка.
Она подошла к притихшим девушкам:

— Я жила здесь, — сказала она сквозь
слезы. — Куда. я пойду теперь?

— Ничего, бабушка, — утешали ее девуш-
ки, — Этот дом еще можно отремонтировать.

Назавтра подруги разыскали секретаря
комсомольской организации Аню Бельскую
и сказали ‘ей о своем решении создать

бригаду восстановителей. В нее записались.

17 человек. Но ‘как приниматься за работу,
если никто из девушек не умел держать
топора? Решили учиться.

Бельская договорилась с начальниками
строительных ‘участков. После работы де-
вушки шли на стройку учиться у старых
каменщиков, штукатуров, печииков, кровель-
MuKoB. ee

Бригада девушек принялась  самостоя-
тельно восстанавливать разрушенный окку-
пантами двенадцатиквартирный дом № 2 на
Олдессе-Малой, ; Е

Настал день,
в кабинет начальника жилищной части ди-

станции Одесской железной дороги и об’явя-
ли: дом готов. В тот же день восстановлен-_
ный дом был принят комиссией. В акте отме-.

чалось, ато ремонт выполнен хорошо. 12
семей справляли ‘новоселье. Девушек при-

глашали К столу, пожимали руки, не Знали   начальных школ. Немцы ‘разрушили зда-

как благодарить. —
Первый успех окрыляет. Теперь бригада
$ i ‘ =
решила отремонтировать дом № 266. Со ‘всей

Мслдаванки приходили к Бельской девушки.

с просьбой записать их в строительный кол-
лектив. Было решено создать новую брига-
ду. Ее возглавила комсомолка Елена Леляк.
Эта бригада взялась ремонтировать 40-квар-
тирный дом № 17 по улице Конгуна. Затем
‘были сформированы ‘бригады Татьяны Ан-
дневской, Дмитрия Цмелевского` и другие.
В Ильичевском районе, появилось 20 вос-
становительных бригад. Плечом к плечу с
комсомольцами в. бригадах работали. 60-
летняя Марфа Васильевна Никитина, 70-
летняя Мария Михайловна Лесовая и мно-
гие другие. За лето бригады отремонтиро-
вали 26 домов.

Теперь в дни подготовки к 27-й годовщине
Октября молодые одесситы решили восста-
новить еще три шестиквартирных дома и
три двенадцатиквартирных. Молодежь хочет
закончить всю работу к празднику.

И. ЗИНЬКОВИЧ.
ОДЕССА. (Наш корр.). `

На металлургическом заводе имени
Петровского (Днепропетровск) заслу-

` женно пользуется уважением бригадир
молодёжной бригады маляров комсомол-
ка Вера БАРДАШ. Её бригада систёма-
тически выполняет производственное
задание на 250 процентов.

Фото Р. ПАГРАНЖ

ee

когда девушки пришли

——д nn er

РА НАЧАЛСЯ

a

УЧЕБ

a

р *

ЫЙ ГОД

_ В ВУЗАХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ.

¢

Студенты Московского института инженеров железнодорожного транспорта имени

И. В. Сталина идут домой после первого учебного дня.
*

Школу уже обжили ученики началь-
ных’ клаосов. Старшеклаюсники, придя в
знакомое здание, налили нахажениую, бью-
щую ключом, деловую жизнь. Уже в ко-
ридорах рлеят стенные тазеты, уже идет
деятельная подготовка к крыловским дням,
и крошечный второклассник взволнованно
спранитвает свою препохавательнииу:

— Ну, ‘я — муравей. А вто’ же. будет
читать за стрекозу, — ведь у нас мужская
школа!

_ И. та же пемного вэволнованная, но ра-
бочая атмоефора с первой минуты окру-
жает старшехлаесников.

Звонок. Тишина. Урок физики в сель-
MOM классе. Короткая перекличка. Отве-
Чая, мальчихи встают, оглядываясь, улы-
баясъ, слово приветствуя преподавателей
ий товарищей. Но улыбка быстро сменяет-
ся сосрелоточенным, серьезным выраже-
нием лица.

Вуре седьмого класса по фисике инте-
ресен, но сложен. В программе — теплота,
электричество, оптика. Преподавательница
Фформулируст первую тему: теплота, ее
значение в истории культуры человече-
кото” общества и в технике.

Еще в далекой древности человек Ha-
учился добывать огонь. И это, одно из ве-
личайтих событий в истории человече-

жизненного

Фото Б. КОЛЕСНИКОВА.

‘который сделал юн, глядя. на лошадей,
приводивтях в движение сверло. Острый
тлаз, пытливый ум—-и вот из простого
наблюдения родилось важное
открытие, на основания которого втюслед-
ствии. можчо было делать новые выводы
и заключения.

В клаюее глубокая, полная тишина. Й,
только записывая задания из дом, ETO-TO
полнтересовалеся: :

— Зоя Ruaxroposma, usr Gyem oTBewaT
уже на отметку?

В классе поднимается легкий протестую-
щий гул. Но он тотчас стихает после уди-
вленного вопроса преподавательницы:

— А как же иначе?

Да, начались занятия, самые настоя-
щие, деловые. без отетуплений и промед-
латий. Да, в следующий рае прицетея уже
отвечать на отметку. И, кроме тото, по-
вторить лва паюаграфа из вуреа шестого
клаюеа, те, в которых говорится © кине-
тической и потенциальной энергии. Семи-
классникам предстоят выпускные эжзаме-
ны 3 весь курс неполной средней икоты,
й принятьен за повторение надо именно

-сейчае, потом ‘будет поэдно.

етва. Огонь сопрел, защитил от диких жи-.

BOTHBIX, на нем стали готовить. пищу. И
с тех пор загалка теплоты тревожила умы
людей. Что это — не имеющее ни запаха,
ни веса, чи цвета и рождающее тепло?.
Невесомая жилкость? Невидимый пар? Как
оо. передается от пролиета в ‘предмету?
И только Ломоносов впервые дал ‘научное
‘определение теплоты, доказав, что она в08-
никает в результате движения бесконечно
малых частиц вещества,

Рассказывая 06 этом, пфеподавалельни-
‚Ца называет книгу Шторма «Ломоносов» и
‘рекомендует прочесть ес. Слыпитея скрип
перьев, класс залтисывает имя автора и за-
тлавие, значит интерес проснулся, и если
не каждый, тд мнотие эту книжку прочтут.

Затем учительница говорит 0б известном
аыгляйюхемх физике Румкорфе, о выводе,

В шестом классе урок ботаники. Тема—
основные группы растительного мира. har
это может эыть интересно и ‘увлекатель-
no! Какое их множество — от великанов
ло невидимое, от 150-метрювого эвкалип-
та ло елва различимой тразинки. Во всем.
этом нато разобраться, понять и усвоить
установленную учеными стройную и 0а-
зумную систему,

В пятые классы впервые приходит mpe-
подавательчииа иностранного языка, —- 519
начало нозого и плииного пути, в коне
которого —— возможность  питроко  пользо-
ваться’ научной, технической, : справоч-
ной литературой других страж.

Так в каждом классе открывается пе-
ред глазами ребят нечто новое, над чем
надо много й упорно работать, осваивать,
из чутого и далекого делать евоии, по-
HATA и близЕям, у tee

5: „ Ф. ВИГДОРОВА.

%

Москва.

ДЕТИ СНОВА УЧАТСЯ _

Свыше 280 тывяч ‘учанихея  прииили
вчера в школы освобожденных районов
Советской Литвы. Учебный год началея в
61 гимназии, 150 протимназиях и 2.000

вия учебных заведений. Свыше тысячи
работников просвещения убяты, залучены
в  тЮрБмах и лагерях, лесятки тысяч
Школьников  сталитих классов и учителей
вывезены в Германию. Миогие тысячи ли-
TOBCRUX детей в этом тоду впервые при-
CRYIMIN BYU. es a yn,

В городе Увмерге открылась восстанюв-
левная самоги учащимися тимнавия. Око-
10 восыми месяцев работали пикольниюя и
учителя, приводя в порядок помещение. В
городе Ракейняй немцы сожгли школу.
Дети сегодня начали занятия во вновь
оборудованном едалиги. С

В школах и гимназиях прошли торжеет-
венные собрания ‘учащихся, педаготов я
родителей. Они открывалиеь исполнением
Государственного гимна Советского Союза.

вачал свой 126-й учебный год.

и

о
ОТКРЫЛИСЬ ДВЕРИ

ЛЕНИНГРАДСКИХ
ВУЗОВ

#. x
ЛЕНИНГРАД. 2 октября. (Наш корр.).
Сегодня начались занятия ‘в высших учеб-
ных заведениях Ленинграда. По сравнению
с прошлым голом значительно увеличилось
число студентов. Среди них много отлични-

ROB средних тикол, участников Отечествен-

пой Войны.

Высшие учебные заведения хорошо пэд-
готовились к новому учебному году. Вер-
нувшийся из эвакуации Ленинградский го-
сударотвенный ордена Ленина университет
нем
2.400 студентов, 460 научных работников
и свыше 200 аспирантов. В новом учеб-
ном году в университете будет работать 12
факультетов. Открыты новые отделения:
геофизических методов, разведки полезных
ископаемых при геолого-почвенном факуль-
тете, славянское отделение при филологиче-
сгом факультете и др.

В химико-технологическом институте сту-
ленты и преподаватели отремонтировали
30.000 кв. метров кровли, остеклили
18.000 кв. метров окон. В порядок приве-
цены студенческие ‘общежития. Институт
возобновил подготовку специалистов по тех-
нологии вяжущих веществ, ‘керамики Е
стевла, лаковых красок.

В 1-м Медицинском институте начинает
учиться вдвое больше студентов, чем в про-
шлом году. Введены новые курсы —— военно-
морской хирургии, военно-морской гигиены,
специальной физнологии. Многие кафехы
расширены. Все лаборатории подготовлены
к занятиями самими студентами.

В электротехническом ‘институте вводит
ся обучение трем новым  смециальностям.
При институте работает научно-исследова-
тельское бюро, которое обслуживает нужлы
фронта и оборонных предприятий Ленингоа-
ia,

‘A. BAXOB.
—o—

80.000 студентов
Украины

начали учиться

ВИЕВ, 2 октября. (Наш корр.). Сегодня
гостеприимно раскрылись перед молодежью
цвери высших учебных заведений украин-
‚ской столицы. — Г

В 110-й раз начал свой учебный год Ки-
евский государственный университет имени
Т. Г. Шевченко. Ёго аудитории заполнили
около двух с половиной тысяч студентов. В
университете в этом году открылись новые
факультеты: философский, экономический и
международных отношений.

На первых курсах приступили к учебе
840 студентов, 150 из них — участники
Отечественной войны.

Киевский университет хорошо подготовил-

ся к занятиям. В дни летних кажикул сту=

ZOHTH отремонтировали три учебных корпу=
са. оборудовали кабинеты, библиотеку.

В Киевском педагогическом инотитуте
имени М. Горького начали заниматься 1.865
студентов, на 65 человек больше. чем до.
войны. : ‘ :

- В: Виевском медицинском инетитуте сре-
ди вновь принятых—50 орденоносцев, уча-
стников Отечественной войны.

Сегодня в 113 выслтих учебных заведе-
ниях Украины к занятиям приступило 050-
ло 80.009 студентов. а

В. ШУМОВ.

+ ‘ & ‘
719-й учебный. год,
Слова наполнились молодежью овногочис-

ленные аудитории, лаборатории, опытные
станции и музеи Тимирязевокой академии.

Отарейший в нашей стране  атрономиче-

ский вуз начал свой 79-й учебный гол.
Более 2.000 студентов под руководотвоме
300 преподавателей приступили в samt
TAM, of

р м. 2

т:
ВА: ан

Мария Гусева — студентка Московского института стали. Война прервала ее
занятия. 18 октября 1941 года она ушла по путевке московского комсомола в парти-
занский отряд. Два года сражалась отважная девушка в рядах народных мстителей,
Она воевала в одном отряде с Зоей Космодемьянской, награждена орденом и ме-
ралью. Раненная в бою,: Мария была вынуждена покинуть отряд. Сейчас она продол-.
жает учебу. Мария Гусева написала письмо в «Комсомольскую правду» о долге
советских студентов перед Родиной. Ниже мы публикуем это письмо.

Мы часто разговаривали о-своих инсти-
тутах во время долгих походов, после
боев, в партизанской землянке, говорили
об этом долго и нежео, как о самом до-
рогом.

В нашем партизанском отряде, было
много москвичей-студентов. Мы уши на
войну прямо из аудитории. Оставили не-
цочитанными учебники и недописанными
стихи. Нам очень хотелось учиться, но
родина сказала: «Вы нужны там, на по-
ле битвы. Вы должны защитить свою
Москву и право ва учебу». Мы ушли и
стали санигарами, солдатами, летчиками,
партизанами, но мы твердо верили, что
еще откроем свои зачетные книжки и
снова будем волноваться перед экзаме-
нами. Мы несли через все бои и невзго-
ды свою неазрасходовенную. жадность Е
знаниям, княге.

.Я помню, как Николай Орлов — восем:
надцатилетенй партизан, московский рабо-
чий — расспрашивал меня о моем инсти-
туте и о профессии термиста. Он мог
слушать вечера напролет рассказы Лиды
Новиковой о химии, о химико-технологи-
ческом институте, студенткой которого
она была ло войны, Он восхищался вме-
сте с Сояей Пашуканис звучными латин-
скими стихами, У него была огромная тя-
га к знаниям, ко всему ковому. Он часто
говорил: «Я обязательно буду учиться»
и дрался с немцами жестоко иь дерзко.
В последнем бою он стрелял до послед-
него патрона, отбивался раненным, его
смерть обошлась немцам дорого. Над мо-
гилой Николая Орлова командир отряда
Григорий Ильич сказал: ?

— Ты se успел доучиться, наш боевой
друг. Но ты умер для того, чтоб в Мо-
скзе могли учиться советские студенты.

...Я вернулась в Москву зимой 1943 года.
Первое воемя меня удизлял шум города,
а вспышки над  трамвайными проводами
казались мее разрывами снарядов.

До войны я иногда думала, что нужно
перейти в доугой институт. Слишком ча-
сто товерили, что сталь — не дело для
женщин, да, признаться, математика, чер-
чение трудно мне давались. Но когда я
подошла к знакомому зданию на Боль-
шой Калужской, к институту, о котором
мечтала и думала в суровые партизан-
ские будчи все два гола, я поняла, что
никуда не смогу уйти, потому что инсти-
тут, действительно, стал моим вторым до-
мом. Никогда в жизни не забуду этого
чудесного дия: встречи с товарищами, ©
профессорами, с старыми аудиториями,
гордость за дни, проведенные там, в от-
ряде, за свою молодость — пусть труд-
ную, но частную, за то, что в войне я
нашла свое место. Студенты. окружили
меня, трогали орден, расспрашивали о ра-
некии, о боях, и я чувствовала — может
быть, это м не идет партизамке, — что сей-
час заплачу от счастья. Я не умею об’яс-
нить это чузство, но каждый, кто воэвра-
щался с войны на родной завод, в шко-
лу, институт, поймет меня. Я сказала
товарищам, что командование послало
меня продолжать учебу.

Так я начала учиться. Снова лекции,

конспекты, комсомольские собрания
студенческие вечера. Но читать газеты та
лекциях no электротехнике, говорить

«скучно» о технологии металлов. я уже
не могла, Передо мной вставали мертвые
лица моих. товарищей — студентов-парти*
зан, Я снова вспоминала строки тисем из от-
ряда: «Муся со звездочкой (так меня
прозвали, когла я получила орден Крас-

у

и

#
ной Звезды), кек ты учишься? Узнай, не
вышла ‘ли органическая химия Павлова.
Напиши нам». И понимала, что слова, ко-
торые сказали мне в партизанском ‚отря-
де: «Учитесь! Родине нужны образованные
люди — врачи, инженеры, литераторы. Ро-
дина знает что сейчас тяжело учиться,
но это нужяо» — это были слова страны
всем студентам.

У нас в институте много’ студентов, ко-
торые ‘воезали или работали в первые ме-
CHUL войны на заводах, и все они’ сейчас
учатся серьзэно, понимая, что это ‘их долг
перед страной.

Как-то у Еас в комитете комсомола
тоштался, краснея, студент Шекктульский,
Он не пошел на воокресник ‘и теперь бор-
мотал что-то о несданном зачете. ‚ Было
противно его’ слушать. Неужели ему.
комсомольцу, было трудно помочь стране
в сзой свободный день, стране, которая
ценой огромных усилий дала ему воз-
можность учиться в деи войны?!

Мы спрашизали часто в комитете коме
сомола у неуспевающих студентов: «По»
чему плохо учишься?», и ови говорили:
«Потому что очень трудно» А я думаю,
что мы не имеем права говорить сейчас
о трудностях. Я вспоминаю наши бои,
наших ребят — простых; ° мужественных,
умеющих ‘умирать без стона, и уверяю
вес. товарищи-студенты, что нам все же
гораздо легче учиться в светлых аулито-
ржях, чем всем. кто воюет сейчас далеко
от Москвы за наше счастье. Будем же
хороию учиться, чтобы, когда вернутся с
войны ная товарищи, каждый из нас мог
посмотреть прямо в их усталые солдат-
ские лица.

Мария ГУСЕВА,
студентка ГУ курса технологического
факультета Института стали.

Москва. ‘

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВЛА»
3 октября 1944 г. 3 стр.