Bechiot: 1 944

время:
предприятий,

училища и школ ФЗО,

тек),

площади.

ДЛЯ РОДНОГО ГОРОДА

Еще в те дни, кола Ленингралх был в
блокаде и вражеские орудия били по 1о-
роду, в нашем районе на полуобвалившей-
ся стене особняка чья- рука вывела ку-
ском извести надиись; «Мы восстановим
тебя, Ленинирад!»:

Эти слова прозвучали как клятва. Стре-
ление нашей молодежи, комсомольцев
стереть все следы немецкого варваретва,
залечить все раны любимого города была

‘такими упорным и таким нетерпеливьги, что

еще осенью 1943 года, несмотря на бли-
зость фронта, мы приступили к работе.
Было решено восстановить городекой пла-
вательный бзоеейн. Это была проба силы.
Но уже тогда мы убедилиеь -— многое
сможет сделать Walla молодежь, с отром-
вым воздушевлением взялась она за He-
легкую строительную работу. :

Вогда победы наших войск под Ленин-
традох положили конец варвароким обетре-.
лам, комеомольцы Приморского райюна ре-
шили: вместе с молодежью, работая во
внеурочное время, восстановим 3 цеха на
предприятиях, 5 школ, спортивную базу
общества «Труд», оборудуем 15 спортив-
ных площадок, сделаем ремонт во всех
молодежных общежитиях района, выберем
из развалин 500 тысяч штук кирпича,
распланируем и засадим скверы на двух
пустырях. °

Подсчитали: со всей этой. работой спра-
BIMCH, если каждый молодой житель рай-
она отработает за месяц 30 часов. «Трид-
цать часов — восстановлению!»—е таким
призывом мы обратились к молодежи,
В ответ на это нас горячо поддержали моло-
дые патриоты всего Ленинграда, и это при-
дало нам новыю силы.

Каждую комоомольскую организацию мы
прикрепили к определенному об’екту. Ш№-
всюду прошли маосовые молодежные собра-
вия. И. работа началась.

Труйно назвать лругое дело в Денин-
граде, которее было бы так же близко: серд-
цу молодежи и давало бы такой простор
ля организации воспитательной работы:
Вель речь идет е восстановлении города, в
котором запечатлены великие страницы
истории Росени, города — колыбели pe-
волюции, инхустриального гиганта, города-
тероя великой освободительной войны. 06
этом и рассказывают молодежи наш комео-
мольокий актив, напти агитатофыт.

Можню смело оказать, Что для юномте-
ства’ Денинтрада эта работа полна боль-
мого идейного смысла. Молодежь не толь-
RO приобретает новые для нее строитель-

Eble профессии — она политически воспи-

В апреле 1944 года комсомольские орга-
низации Ленинграда решили принять
активное участие в работах по восстанов-
лению родного города— взяли на себя.
обязательство восстановить и отремонти-
ровать силами молодежи во внеурочное

59 цехов и агрегатов промышленных
помещения. 46 школ, 23 ремесленных
24 молодежных общежития,

15 стадионов, 22 сада и парка,

Театр Ленинского комсомола,

25 культурно-просветительных учреж-
дений (клубов, Домов культуры, библио-

120 тысяч квадратных метров жилой

‚года

дионов,

`площади.

кирпичей.

тывается, духовно мужает в благородном
труде по восстановлению любимого города.

Идейно-воспитательная работа среди мо-
тодежи, занятой восстановлением, помогает
преохолевать трудности, которые  ветре-
Чаются на каждом шагу. Сложные залачи
встали, например, перед комсомольцами и
молодежью, возрождавшими три цеха из-
вестной всей стране типографии «Печат-
ный Двор». Производственные помещения
стояли пустыми, без оборудования. От не-
погохы многие мантины и части, хранив-
шиеся вне типографии, поржавели. Моло-
дежи приходилось на руках втаекивать ма-
шины в цехи. Очень сложной была сбор-
ка машин. Но молодых воесстановителей все
время подбатривал комсомольский актив,
особенно активисты завода, гле секретарем
комитета Козьяков; немало задора и под’е-
ма внесли в дело атитаторы. И все три
цеха были восстановлены в короткий cpor
и приняты е оценкой «отлично».

Свои обязательства мы выполнили. Mo-
лодые примогцы отработали 211.040 чело-
вехо-часов, восстановили 5 школ и 7 MO-
лодежных общежитий, 3 цеха, спортивную
базу «Труд», 36 сюртивных площадок.
Нашу работу хозяйственники оценивают
высоко. Но нет цены  самоотверженностя
юных восстановителей, трудно представить
себе, как выросла молодежь за это время.

Необычайно овренло чувство товарище-
ства в общем труде, на лесах возрождаю-
щегося Ленинграда. Многие участниюи Boc-
 становителькых работ были приняты В
члены ВАЕСМ. Стали комсомольцами ста-
ночница Злякова, водопроводчик. Голубев,
штукатур Жаркова и другие энтузиасты
восстановления.

— Я люблю nam город, — говорит Го-
лубев, и готов сделать все, чтобы он
был еще прекраснее, чтобы в нем еще луч-
ше жилось моим товарищам и всем ленин-
градцам.

Эти слова, сказанные от всего сердца,
хорошо выражают думы ин чувства комсо-
мольцев, всей молодежи Приморского рай-
она и всего города.

Мы отстояли наш город от  Врага. Мы
лелаем его еще красивее, еше благо-
устроеннее. Залогом того наша пламенная

любовь к городу, который составляет. гор-

дость и славу великой страны.
А. СИНИЦИНА,

т секретарь Приморского райкома.
ВЛКСМ.

‚_ Звамя-=щобедикгелят
Впереди куйбышевцы

Недавно в саду Дворца пионеров собрались лучшие восстановителя

Осенью 1944 года

Комсомольцы и молодежь Ленинграда.
восстановили и отремонтировали:

39 производственных цехов,

69 школ и ремесленных училищ, —

268 спортивных площадок и 11 ста-

Дворец пионеров, 2 Дома культуры,
100 тысяч квадратных метров жилой

Отобрано на развалинах 1,5

Отработано 4.225.000 часов.
Создано 1.869 мдлодежных восстано-
вительных бригад.   _
‚ 3.200 молодых ленинградцев овладели
специальностями строителей. ыы :
Работы по выполнению обязательств
продолжаются. ие

1 стой, как.

миллиона

Они стали
строителями.

НИКОЛАЙ ЧИСТЯКОВ. Его имя — на городской доске почета. Ученик школы ФЗО, семнадцатилетний комсомолец, он`справляет- ся легко и умело с трудным делом кровель-. щика. Сейчас он восстанавливает крышу до- ма, находящегося вблизи от Академии худо- жеств. О своем ремесле Николай говорит * так: «Каждое дело надо делать с любовью, в каждом деле видеть красоту». Е # МАРИЯ ЩУКИНА. Вместе с бригадой школьников отработала на восстановлении своей 237-й школы 115 часов. Учительница, когда это потребовалось, стала строителем, Мария Алексеевна отлично штукатурит, кра- сит, белит. . . # ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ. Известен в Ленинграде как`рекордсмен-штукатур. Не- давно за четыре часа выполнил штукатур- ную работу, на которую ` полагалось затра- тить 34 часа. Знатный стахановен передает Завод на. окраине Окраина Ленинграда. Среди приземиетых и широких заводских зданий высится одно свой опыт молодежной бригаде. многоэтажное, нохожее на элеватор: Над его 2 ОЛЬГА ЛЕБЕДЕВА, АНАСТАСИЯ крышей поднялась на тонких стелбиках бу- ИВАНОВА, КЛАВДИЯ ЛЕОНТЬЕВА И Дочка. Снизу она выглядит, как скворет- АННА ИВАШИНА — способные ученицы. НИК, с наивным бесстрашием забразнийся Восстанавливая фасад дома № 8/10 по про- нод. самое небо. =. ? спекту Рошаля, девушки выполнили Задание Поднимемся на эту вышку. за 16 часов, а положено было 135 часов. `Вот и слуховое окно. Через него, как че- : АНАСТАСИЯ БРАГИНА. Она возгла- рез дверь, вы выходите в другой мир. У Ba- вляет бригаду каменщин. Бригада работает на ших ног лежат железные поля рыш; кры- кладке стен дома № 30 по Невскому прос- ши мы представляем обычно пустынными, а некту, исторического дома, связанного ; с здесь они обитаемы. Там и тут видны груп- именем Пушкина. ’. se : ; а a Е Heagunh a These Kelipurcancnpnekan ни ee людей. Ближе к вам несколько человек в ный каменщик ‘Сталинграда тов. Смолянни- ков. Он показал девушкам сталинградский, 88 коленях, стучат деревянными молотками. особый метод кладки. Усвоив приемы масте- Это наша восстановительная бригада ра, бригада Анастасии Брагиной обязалась кровельщиков;— об’ясняет Тоня Бондаре- закончить кладку дворового флигеля за ва, секретарь заводекого комитета комедмо- 15 дней. * а : Е ee > : : Е # ТАТЬЯНА КАЗНАЧЕЕВА. Вместе со Кровельщики оглядываются, и вы заме- своими подругами, ученицами школы ФЗО чаете под выгоревшими кепками и платоч- В 6ece- нова, где помещается сейчас школа Ne 211. si 8 Bow note sae ask, i ome i С гордостью говорит о своей профессии: АЫ 6 Бондаревой можно узнать, — Посмотрите на этот дом. Подумать ОСНОВНОЙ своей профессии токари-миноделы. только, ведь совсем недавно это была разва- По призыву ленинградского комсомола, они лина! Мы его восстановили. ‚ Стали еще и _ кровельщицами, как другие ` ЗОЯ ЧЕСНОКОВА, АНТОНИНА МИ- стали малярами, плотниками, штукатурами. ХАЙЛОВА, ВЕРА ЛЯХОВА. Закадычные Завод этот — сдин из первых, где возникли подруги, они дружно воздвигают стену. боль- молодежные восстановительные бригады. шого дома на Среднем проспекте. _ —= Работаете: каждое воскресенье? — Еще недавно девушки были бойцами про- спрашиваем у кровельщиц. тивовоздушной обороны. Задыхаясь от пыли — Нет, почему же! — улыбаясь, отве- и дыма, они работали лопатами, кирками, цзет одна из девушек. У нас еще по втор- ломами. Раненые звали на помощь. Девуш- = м ки спасали жизнь раненым. Сейчас они снь- НИКАМ- -вторники, по средам... ках это ска- зать, средники? — и она смеется. ва работают на Среднем проспекте, но He р ye — Когда же вы отдыхаете? бойцами, а каменщиками. : О славных делах подруг узнали на фронте — То-есть, как это — когда? А ночью- артиллеристы Зотиков и Чирпашин. Вот что то! Ведь теперь ночи-то какие в Ленингра- написали они девушкам: : > де! Знай только спи! о. т 35 «Мы о ето nae co С крыши вы поднимаетесь на вышку. Тут дорог нам, бойнам, > тои В avai : 7 вых же дней войны. За сотни и сотни кило- р ысокая девушка с биноклем через метров от Невы, с далекого фронта мы вни- Sa, мательно следим; как ленинградцы BoccTas - Валя Кулик! — представляет ее Бон- назливают ная: город. Ваши успехи искренне Ларева. т = радуют нас». ‚ Бока наблюдательной вышки все в свет- 5: ВИТЯ ДОБРИН, учащийся, горячо Лых фанерных заплатках, & верхняя часть— взялся за восстановление родной школы — Совершенно новая, она. была «ебрита» сна- 370-й, ва Международном проспекте. Воз- рядом. Валя в тот час сидела с телефонным %, побелевших от. солнца комбинезонах стоят. всех районов города на митинг, посвященный вручению переходящего , красного знамени горкома ВЛКСМ. На трибуну поднимается секретарь городского комитета’ комсомола тов. Прохорова, в руках она держит красное знамя. Внимательно слушает молодежь: : — За успехи в восстановлении городского хозяйства и промышлен- кости горком ВЛКСМ присудил Куйбышевской районной комсомольской организации: (секретарь райкома Е. Коршунова) первое место в соревно- вании молодежи города и переходящее красное знамя горкома ВЛКСМ. Свыше 200 тысяч кирпичей собрали куйбышевцы, 3.880 квадратных метров жилой площади отремонтировали, в том числе 4 общежития и 80 комнат семей военнослужащих, семь школ ‘подготовили к новому учеб- вому году, все скверы и бульвары района привели в порядок. Восстановителям Куйбышевского района,— говорит тов. Прохо- рова— выпала честь вернуть лучшей части Невского проспекта его бы. лую красоту. Городской комитет комсомола надеется, что молодежь Куй: бышевского района будет впредь еще лучше работать на благо родного города. - ts Во Дворце пионеров снова веселятся и отдыхают дети Ленинграда. Руками молодых чудес, ленинградцев восстановлен, украшеч дворец : 4 Фото Б. КУДОЯРОВА. чил вместе с ними штукатурное. дело и взял- ся за работу. За два первых же дня бригада Вити Добрина оштукатурила более 40 квад- ратных метров потолка. © Восстановление Все здание в из’янах и порезах, ‚Во вмятинах и. выбоинах. Но — Ему подбавить извести, железа, И снова станет на ноги оно. И обнсовленно, молодо. и крепко. г Опять задышит лестничная клетка. оффе Как песня, все привольней и плавней Тепло распространяется по трубам. Горит береза... Столько жара в ней, Как будто комсомольцы-лесорубы, Своей знерзией ее согреа, Повысили в сто раз. ее нагрев, И кран, где все казалось испито, - Где не было уже ни капли жизни.— Оттуда вдруг мелодия как брызнет,. Bee выше. выше-И на верхнем «до» (Как эта нота радостно-свежа!) До... пятого доходит этажа. бе зы В бассейне, где иссяк водопровод, Куда носили воду литр за литром, - Меж розовых кувшинок вновь плывет Громадный лист, похожий на палитру. Пиши, художник, кистью вдохновенной Развертыванье жизни сокровенной. Ужеё монтажник занят важным делом — Восстановленьем заводских турбин. Уже на мраморном щите, на белом, Горит контрольной лампочки рубин. Вновь завоюет Ленинград no праву Свою энерзетическую славу. Его великолепные моторы, Турбины, двигатели, дизеля Опять начнут, о русская земля, Патать . энергией твои просторы. И каждая машина, агрегат Гордиться будег маркой «Ленинград»... * Отрывки из поэмы «Пулковский мери- диан». eens 7 главив бригаду из 10 школьников, он изу- аппаратом на полу, что она всегда, делала во время обстрелов, когда ее «скворешник» ка- чало, действительно, как на волнах — на взрывных волнах. р С вышки далеко виден город. Справа по _] горизонту воздух струнтся и светится; точ- ‘Bepa HHBEP HO живой, как может он светиться от колеб- лющихся отеветов большой воды. Валя од- нако вематривается не в сторону взморья, а города. Г : ae : — Дымят! — многозначительно товорит она. И вы начинаете различать над Город- скими окраинами полунрозрачные дымки, которые кажутся неподвижными в полуден- ном воздухе. Валя готова вам пояснить, ка- кие это заволы. Видно, что она радостно-и ревниво подсчитывает вступающие в строй предприятия; она ведь видела; как разва- ливались их стены, как рушились трубы, Вышка поднята высоко, и все же отчет- HBO слышны приглушенные расстоянием звуки. Слышно, как трамвай идет ло 9рос- пекту, как стучат на клепке в котельной. Вот доносится общее: «Раз-два, взяли!» — и взрыв. смеха. ТЕ : Надо сойти с вышки, чтобы побывать вме- сте с Бондаревой всюду, где работает сегодня молодежь, а работает она везде. Неподалеку от главных заводеких ворот громоздится зла- ние е вырванным боком и обнаженной внут- ренней стенсй. В ней, словно заменяя окна, видны стенные книжные шкафы. У шкафов возятея комсомолки, поодаль другие закла- дывают пролом в стене. Восстановить завод- скую библиотеку — одна из первых забот комсомольцев. Немного далее, посреди длво- ‚ ра,— залитая асфальтом нлощадь. На ней в очерченных мелом квадратах лежат стро- жайшим образом рассортированные клубки проволоки, рельсы, листовое железо, болты и тайки. Рядом сложен кирпич. С трудом вы _ догадываетесь, что асфальт -— это пол раз- рущенного’ цеха, видениого вами утром: то- гда его еще окружали довольно высокие 0б- ‚ аомки стен, меж которых, как в. раздавлен- HOH коробке, вое было переломано и перепу- - тано. Все изменилось тут в итоге сегодняш- пего труда заводской молодежи. — Наших много сегодня и на районном воскреснике, — говорит Бондарева, про- щаясь с вами. ta о Вы садитесь в трамвай №.3. Только что На восстановления родного’ города. Из серии ленинградеких рисунков художника А, ПАХОМОВА. `выкрашенные вагоны идут к центру. «Тройка» и впрямь бойко несет вас по проспекту. Е Е Возле старого монастыря, на поле, устав- ленном черными холмами, — движение и го- вор сотен людей. Они вооружены лопатами, ломами, тачками, носилками. Здесь, на ста- дионе фабрики «Победа», были оборонитель- ные сооружения. Сюда собралась сегодня мо- лодежь Московского района. Разбирают до- ты, вносят землянки, засыпают траншей и весело повторяют брошенную кем-то шутку, что. сюда теперь снова попадут снаряды, только спортивные. Остался позади-и растаял, слился с небом голубой купол монастыря. ваб вдоль прямых улиц. ` ‘Bor у фасада одного из домов покачи- зается поднятая невысоко от земли люлька. Приглядитесь внимательней, и вы увидите, 1970 в люльке. сидит. маляр-в кокетливом бе- рете. Между лелом `маляр дарит прохожих улыбки, и редкий прохожий не перекинет- ся по-домалннему парой слов с девуигкой.. `Даже на Невском, наполненном шумом и говором праздничной толпы, вы заметите это внямание горожан ко всему, что говорит о восстановлении. Не ускользает от внима- ння идущих по Невскому и то, что в окнах третьего этажа в Аничковом лворце — ныне Пворце пионеров — то появляется, то опять исчезает и снова появляется белая и ныш- ная, всея в буффах французская штора. Ви- димо, ее укрепляют на карнизе, Последуем за любопытными взглялами ленинградцев проникнем за эту штору. - ; Еще одно чудо дворца чудес Мы очутились в «красной гостиной», так хорошо известной юным ленинградцам: в этом зале происходили их традиционные встречи ео знатными людьми страны. dio что это? Разве этот зал двориа чудэе, кавдназывают его маленькие лёнинтрадцы, остался нетронутым в страшную блокадную пору, как если бы его заколдовали волиеб- ной палочкой? Разве не посылали немцы снаряды на дворец, который обозначили, по- добно другим «военным» 0б’ектам-—‹об’ект № 192»? Те ли, что и прежде, малиновые шелка обтягивают стены гостиной? Тот ли рисунок выткан на этих царственных 0б0ях? Преж- няя ли здесь хрустальная люстра и тран- шеры, которые подарил Дворцу пионеров Эрмитаж? 9нали это— «красная гостиная»? Не верится, ‘что так может быть. Но это ona, и все здесь как прежде. Лишь ‘в огромном дворцовом зеркале еще отражено то, что испытала эта комна- та, — отражено не мимолетно, а навсегда: кусок стекла выбит из него осколком. Но что же? Горлое зеркало не дало ни одной трещины, — Это зеркало, кажется, единственное, что остается в нашем дворце разбитым, — говорит женщина с умным лицом учительни- цы и в комбинезоне рабочего. — На что ух фанатично Натан Михайлович — нанг ли- ректор — настаивает, чтобы все было о- старому и не напоминало детям о прошлом, но и он говорят, что это светлое стекло мож- но оставить так, с впившимся в ибго черных осколком. А в остальном здесь вее восстановили 5 такой полнотой и точностью, что дали этим повод к забавным происшествиям. Вот и сей- час посреди ксмнаты стоят, подняв толовы кверху, пионеры. Они устроили новичку ис- кус: он должен отгадать, какая из двух. парных головок на лепном потолке — старая и какая новая, приделанная взамен отбитой осколком. : Тот разглядывает лепку так долго, что у ‘него начинает ныть шея. — Не могу, — говорит, наконец, он. И это «не могу», может быть, первый раз жизни он произносит с наслаждением. Какой искусный. скульптор вылепил эту головку? Этому скульлтору 13—15 лет, она ученица ремесленного училища. Ее имени не запомнили во Дворце—-она исчезла, сде- лав свое, как и десятки других юных ле- «Тройка» несет р В ВОСКРЕСЕНЬЕ нинградцев — восстановителей Дворца пи неров. Е ЕН В широком синем зале «кают-компа- нии» «царит» та самая женщина в комби- незоне, с которой мы говорили у зеркала. Это Клавдия Павловна Ордынская — инст вувтер военно-морских игр: Но всему полу разложены цветные молотниша; они п0100= ны опавшим парусам, ‘и кажется, что их устанавливают теперь во `Дворце, снаряжая его в новое счастливое плавание. — : Клавдия Павловна волею необходимости превратилась в дворцовую . драпировщицу» Никогда прежде она не ведала этой сложной системой управления драпировками, сотня- ми шнурков, петель, крючков — из чего ро- дается тонкая игра-теней: и красок шелка. Пройдите сейчас по анфиладе парадных залов, и вы залюбуетесь изяществом и раз- нообразием драпировок, воспроизведенных, как и всё в этом Дворце, © поразительной точностью. т. У директора; в маленькой комнатке. вы узнаете, как были сбережены богатства Дворца, как мастер дворцовой столярной -— Маслов уйзковал и хранил в течение всей блокады люстру из цветного хрусталя. в которой не была повреждена ни одна из поз зутысячи лампочек; как библиотекарь Пали- кевич охраняла от пожаров детскую отблиоч теку в 60 тысяч томов. ; ai Но больше всего вам расскажут о помои ленинградекого комсомола. Как специальный комсомольский отряд МИВО бесстрашно и са* моотверженно защищал Дворец от разруше- ний. При одном из зимних обстрелов выле- тели все стекла в окнах невекой стороны Дворца. 70 комсомолок ночью, на декабрь: ском ветру, под обстрелом зашили досками все окна: надо было спешить, чтобы не за- мерзло паровое отопление. На реставрации главного корпуса Дворца и усадьбы работало около 3.000 комсомольцев‘и молодежи. Вог и сейчас, в этот воскресный день, возле дворцовых ворот со стороны Фонтанки мотодежь разгружает баржу е песком. Дви- жутся по конвейеру носилки, тачки. Тезно- золотой песок ложится на дорожки и пло- щатки возле Дворца. АЕ В «лесах» Фонтанки - Едва лишь вы отойдете от Дворпа пионе- ров влоль набережной, в глаза вам броситея своей юной, свежей белизной обобняю возле моста Пестеля, выстроенный добрую сотню. лет назад. Правое крыло лома еще застав- лено лесами. На: лесах — девушеи в пере- пачканных во все цвета радуги комбинезо-_ нах. Мелькают в руках у девушек длинные кисти. Быстро молодеет и эта часть фасада, светлеет отражение дома в воде. : Если вы ‘не боитесь перепачкаться, под-. нимитесь наверх, на леса, где под самым карнизом трудится Нина Ефремова. У. де-. вушек она за старшую. Ё ней то и дело 0б-- ращаются подруги, и она, не прекращая ра= боты, отвечает ксрстко и строго. 0бе рукя ве в постоянном движении. В одной держит сна деревянный трафарет, в-другой лопатку, в виде. сердечка, которой то и дело набивает трафарет. цементной массой, медленно пе-- редвигая его по. стене. Она занята: сложным делом——«тянет», как говорят здесь штука. туры, новый карниз на место старого. CHa-- ряд обрушил здесь не только карлиз, но и” добрую часть стены, теперь уже восстанов-. ленную этими же девушками. - Все они во время блокады были отлеле®_ пием МИВО, а Нина Ефремова — комсовгом: По добровольному почину отделение МИЗО-: обратилось теперь в строительную бригалу: Вригадиром им поставили опытного мастера- Ивана Алексеевича Киселева, у которого отец был петроградеким штукатуром, ла сам” он вот уже 30 лет мастерит по штукатурно-. му делу в этих местах города. . 5 взялся восстанавливать, — шутит Киселев. Они у меня на второй месяц. обучения ‘по: семь квадратных метров стали оштукатури-” вать. Этому вот дому какое лицо аля —* любо поглядеть. 2 Г. КОЖЕВИНА. Страница подготовлена бригадой «Комсомольской правды» в Ленинграде: _ А. ВАХОВЫМ, Г. КОЖЕВИНОЙ, А. КОЗЛОВОЙ. 4 октября 1944` г. «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 3 стр, С такими ученицами я бы н Зимний.