Международный обзор

Утопающий, как известно, хватается за
соломинку. Немцам такая соломинка нуж-
на дозарезу. Гитлеровские пропагандисты
из кожи лезут, чтобы найти эту  спаси-
тельную соломинку.

Геббельсовские  архиврали пытаются
поднять дух немцев разговорами о том, что
германское командование применяет стра-
тегию, рассчитанную на замедление на-
ступления союзников на Западе. Они обе-
шают немцам, что наступит позиционная,
окопная война и на протяжении многих
недель в сводках будет повторяться: «На
Западном фронте без перемен».

Кому же не известно, что’ гитлеровцы
многое бы отдали, чтобы ослабить петлю,
неумолимо стягивающуюся вокруг Герма-
нии! Но одно дело — желание, другое —
действительность.

нии, ждет участь ее берлинского хозяй-
на — полный и беспощадный разгром.
: ke *

Уже который раз польское’ эмигрантское
правительство переживает кризис. Кото-
рый раз перестанавливаются с места на ме-
сто польские министры в Лондоне. Но
суть все та же: польское эмигрантское
правительство остается попрежнему ото-
рванным от Польши и польского народа, и,
следовательно, никакой кризис не в состоя-
нии принести ему очищение. é

Что произошло за последнее время
польском эмигрантском правительстве?

Министры обратились к президенту Рач-
кевичу с требованием отставки главно-
командующего Соснковского, который из-
дал приказ по польской армии, утверждаю-
ний, что в 1939 году Польша вступила в

В

А действительность такова. Союзные
войска плотным кольшом охватили гитле-
ровскую Германию и готовятся к гене-
ральному штурму фашистского логова.

На Западе части наших союзников с
боями продвигаются в глубь немецкой обо-
роны. Английский клин в Западной Гол-
ландии вместе с накоплением союзниче-
ских резервов создает возможность нане-
сеныя дальнейших сильных ударов по гит-
леровским армиям и для продвижения
войск союзников в глубь Германии,

Свои расчеты на задержку наступления
союзников германское командование стро-
ило на упорном сопротивлении немецких
гарнизонов, оставшихся в портах Ла-Ман-
ша. :

Тот факт, что за последние дни союз-
ники заняли мыс Гри-Нэ и очистили от
немцев Кале, говорит о тщетности этой на-
дежды гитлеровского командования.

Вместе с тем войска союзников, дей-
ствующие в Италии, видимо, смогут уже в
ближайшем будущем развернуть более ин-
тенсивное наступление, так как вторжение
в <Готскую линию» открывает перед ними
путь через отроги Апеннин в долину реки
По.

Как и прежде, основные силы гитлеров-
ской армии прикованы к’ советско-герман-
скому фронту. Удао за ударом  обруши-
вается на немцев в Прибалтике.

Войска Красной Армии заняли на этой
неделе острова Ворм-и, Муху. Хиума (Да-
го) на Балтийском море. Советская При-
балтика очищается от гитлеровских раз-
бойников.

Лагерь смерти близ Клоога в Эстонии,
тысячи убитых и замученных мирных жи-
телей Литвы и Латвии, десятки сожжен-
ных городов и сел — вот кровавый след
гитлеровского зверя. Но не уйти фашист-
ским разбойникам от расплаты! Близится
‘день, когда, полностью очистив Прибалти-
ку, советские войска начнут громить гит-
леровцев в самой Германии.

На другом участке советско-германского
фронта, на Балканах, Красная Армия одер-
живает все новые победы над германскими
и венгерскими частями. Фронт вплотную
приблизился к Венгрии. Как известно, Со-
ветское Командование обратилось недавно
к Национальному Комитету Освобождения
Югославии с просьбой дать согласие на
временное вступление советских войск на
югославскую территорию, граничащую с
Венгрией. Это обращение вызвано интере-
сами дальнейшего развития военных опера-
ций протиз геоманских и венгерских войск в
Венгрии. Нэциональный Комитет и Верхов-
ное Командование Югославии удовлетвори-
«ли просьбу Советского Командования.

Наши войска перешли румыно-югослав-
скую границу и ведут бои с гитлеров-
цами на территории дружественной Юго-
славии, граничащей с Венгрией. Наши вой-
ска соединились с частями народно-0свобо-
дительной армии Югославии и совместно с
ними громят немцев.

Венгрию, последнего сателлита Герма-

Военные действия

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). В сооб-
пении штаба верховного командования эк-
спедиционных сил союзников говорится:

«Союзные войска, продвигающиеся на се-
вер от канала Антверпен — Тёрнгаут, до-
стнгли пункта, расположенного примерно в
8 милях к северо-востоку от Антверпена,
на дороге к Бреда. Севернее Тёрнгаута
занят Баарле-Нассау. Восточнее Тёрыгаута
войска союзников вступили в деревню Рей-
зель. В районе между реками Маас и
Взаль заняты деревни Вамель и Дремнель.
В районе Оверлоона отбита контратака
немцев.

Войска союзников, наступающие в райо-
не севернее Аахена, медленно продвигают-
ся вперёд. Противник оказывает сопроти-
зление, ведя артиллерийский и пулемётный
огонь и закрепляясь в дотах. Союзные вой-
ска подошли к Y6axy, находящемуся в
трёх милях к югу от Гейленкирхена. Не-
смотря на ожесточённое сопротивление про-
тизника, войска союзников продвинулись в
районе юго-западнее Убаха. Союзники до-
бились успехов в районе севернее Керкра-
де. Непосредственно к югу от Аахена про
тивник вёл интенсивный огонь,

В юго-восточной части Люксембурга co-
юзные войска заняли высоту непосредст-
венно к западу от Эхтернаха и Гревен-
махера. Южнее этого района занята высота
на западном берегу реки Мозель, северо-
занаднее Меца. В 5 милях юго-западнее
Меца войска союзников в результате ус-
пошлого штурма заняли форт Дриан.

войну против Германии, потому что. ее
побуждала к этому Англия, давшая Поль-
ше соответствующие гарантии.

Министры заявили, что Соснковский не
согласовал с ними этого приказа и что за-
явление Соснковского «не отвечает под-
линному положению» и что «нельзя тер-
петь, чтобы солдат инструктировали в этом
направлении».

В ответ на требование министров OT-
ставки Соснковского группа Рачкевича—
Соснковского добивается изменения в со
ставе правительства Миколайчика с тем,
чтобы пополнить его своими сторонника-
ми — фашиствующими националистами.

Попытки Рачкевича огородить Соснков-
ского вполне последователыны. Ведь не кто
иной, как Рачкевич, назначил Соснковского
главнокомандующим польской армии и
своим преемником на случай смерти. И
не кто иной, как Рачкевич, насаждал в го-
сударственный польский аппарат, и в пер-
вую очередь в военное ‘министерство, от’-
явленных националистов и реакционеров-

Нет сомнения, что польский народ, кото-
рый сам решает свою судьбу, сметет всех
реакционеров типа Рачкевича-—Соснковскс-
го, мешающих ему в борьбе ‚за независи-
мую, единую и свободную Польшу.

Ее

`Из всего скудного количества мотивов,
которые играет гитлеровская шарманка,
самый любезный сердцу немецкого коман-
‘дования один — сокращение линии фронта.
Бывает, что Геббельс запоет что-нибудь о
сезонности войны или о «валах» и «кренпо-
стях». Но любимой песней все же остается
эта старая, испытанная песня, прошедшая
с немецкой армией от Сталинграда до гра-
ниц Восточной Пруссии.

Вот и сейчас Геббельс снова твердит о
сокращении фронта. На этот раз немцы
«сокращают» фронт в Эстонии, то есть там,
где Красная Армия сильнее всего громит
HX.

Геббельс заверяет немцев, что в Прибал-
тике гитлеровская армия всего-навсего за-
нимает «более выгодные позиции», так как
далеко выдвинувшийся дугообразный вы-
ступ фронта «больше He оправдывает
себя».

Таким образом, врет далее Геббельс, от-
ход Финляндии от Германии является для
немцев отнюдь ‘не минусом, а плюсом: Вот
уж истинно — чем больше врет, тем нуще
завирается.

Недавно тот же Геббельс, уполномочен-
ный Гитлером по тотальной военной моби-
лизации, снова попробовал наскрести кой-
какие людские резервы для фронта. С этой
‘пелью в Германии закрыли курсы подго-
товки чиновников, снята броня в кредит-
ных и страховых учреждениях, отменены
всякие выставки. Одним из коронных дости-
жений Геббельса в тотальной мобилизации
является закрытие трех * игорных домов
Что и говорить, мошные резервы получит
Гитлер!.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

в Западной Европе

Восточнее Нанси союзные войска вытес-
нили противника из леса Парруа и на неко-
торых участках продвинулись более чем на
одну милю. Близ Англемона, в 5 милях
юго-западнее Баккара, бронетанковые части
союзников отбили контратаку. пехоты и
танков противника. Северо-восточнее Эпи-
наля войска союзников, воспользовавшись
улучшившейся погодой, продвинулись впе-
рёд и замяли несколько деревень, в TOM
числе Гранвиллер и Лепанж. Южнее этого
района противник оказывал более упор-
ное сопротивление и чаще предпринимал
контратаки. Части войск союзников также
продвинулись на одном участке. северо-за-
паднее Бельфора.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). В ‹ооб-
тцении штаба. вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных дей-
ствий от 4 октября говорится, что, несмо-
тря на сильное сопротивление противника,
американские и английские части 5-й ар-
мии продолжали продвигаться к долине ре-
ки По. )

Прорыв плотины в Голландии

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, данные аэрофото-
<’&мки, произведённой во время налёта ан-
глийских бомбардировщиков на плотину к
западу от Капелле на острове Вальхерен,
показывают, что в плотине проделана брешь
примерно в 120 ярдов. Морские воды, про-
никшие сквозь эту брешь, затопили терри-
торию площадью 1.000 на 700 ярдов.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 4 октября. (ТАСС). Как пере-
дают из Югославии, верховный штаб народ-
но-освоболительной армии Югославии со-
общает, что в Восточной Сербии в секторе
реки Расине югославские части продолжа-
ют преследование противника, ототупающе-
го к Крушевацу и Тротенаку. Освобожде-
вы города Брус и Александровац, :

В Шумадии части народно-освоболитель-
ной армии освободили в секторе Мачвы
последний вражеский опорный пункт Мит-
ровица.

В Санлжаке освобождены города Плев-
ле ‘и Рожай, благодаря чему устанозлена
связь между территориями Чернсгории и
Сеобии через Санджак.

В Герцеговине на железнадороскной ли-

нии Мостар — Дубровник занята железно-
дорожная станция Полица и разрушено
железнодорожное полотно на’ протяжении
километра. :

В Западной Боснии продолжаются оже-
‘сточённые бои на ближвих подступах к го-
роду Банья Лука.

В Хорватии на железнодорожной линии
Сисак — Костайница занята! станция Са-
nam, Уничтожено 2 паровоза и 40 ваго-
нов с различвыми грузами.

В Словении и Северной и` Центральной
Далмации нарушены все коммуникации
противника. На линии Триест — Любляна
разрушены большие железнодюрожные мо-
сты.

Призыв представителей испанской республиканской

интеллигенции к свержению Франко

НЬЮ-ЙОРК, 4 октября. (ТАСС). Парчж-
ский корреспондент газеты «П. М.» co06-
шает, что группа известных испанских рес-
публиканских эмигрантов — художников,
писателей и учителей опубликовала мани-
фест с‘призывом к свержению Франко.

«Для нас дорога ясна, — говорится В
манифесте. — Мы ставим себя на службу
культуре, потому что Испания под властью
Франко душит образование, интеллекту-
альное творчество» науку и уничтожает
все духовные и моральные ценности. ди:
шенный свободы испанский народ обречён
на интеллектуальное оскудение. Мы 5у-
дем бороться против всякого покушения на
достоинство человека, против всякого на:
ступления на прогресс. Эта борьба требу-
ет длительного времени, но мы будем бо-

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
трудовых резервов —

88332.

роться до конна, поддерживаемые и рухо-
волимые нашей любовью к Испании, к её
свободному народу и всем сокровищам
целовечества, которые фашисты попирали
ногами и душили. Испания полна более
твёрдой, чем когда-либо, решимости за-
воевать себе снова свободу. Каждый испз-
Heil, достойный этого имени, должен по-
следовать за нами. Вперёд, за Испанию, за
свободу, за демократию».

В числе подписавших манифест — ху-
ложник Пикассо, председатель «Верхов-
ной Хунты национального единства» Эр-

нандес (бывший секретарь Мадридского
лектория), юрист Викториа Кент, компо-
зитор Бакариссе, скульптор Ребул, писа-
тель Хусто Кабот и многие другие.

Пребывание советской
профсоюзной делегации

в Лондоне
ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Советская
профсоюзная делегация, ‘находящаяся B

Лондоне, посетила 2 октября заседание Ан-
гло-советского профсоюзного комитета в
Транопорт-хаузе. На заседании в числе
прочих вопросов обсуждалась программа
работы делегации. Члены советской делега-
пии посетят крупные промышленные райо-
ны и заводы. :

Все газеты сообщают о прибытии <овет-
схой профсоюзной делегации в Лоддсн и
помешают полный список членов делегации
и профсоюзов, которые они представляют.

о

Пребывание советской
профсоюзной делегации в Риме

РИМ, 2 октября. (ТАСС). После встречи
с деятелями итальянской социалистической
партии советская профсоюзная делегация
посетила руководство коммунистической
партии Италии. Делегация в сопровожде-
нии секретаря всеобщей конфедерации тру-
да Ди Витторио была принята от имени ру-
ководства партии и членов римской феде-
рации Тольятти, Новелла, Спано, Негарвил-
ле. 3

Советская профсоюзная делегация в со-
провождении Гранди ‘посетила также
руководителей партии христианских демо-
кратов и была принята политическим
секретарем партии Де Гаспери, министром
юстиции Тупини и другими руководителями
партии. Де Гаспери выразил восхищение
советским народом и армией, отметив их
вклад в дело свободы и цивилизации.

РИМ, 4 октября. (ТАСС). Руководитель
советской профсоюзной делегации т. Тара-
сов, отвечая на вопросы, поставленные ему,
между прочим, заявил, что профсоюзы СССР
в начале этого гола высказались за созыв
международной профсоюзной конференции.

союзы поддерживают предложение о воз-
можно скором созыве международной проф-
союзной конференции, не ожидая окончания
войны. Эта конференция позволила бы пред-
ставителям различных стран встретиться,
чтобы установить связь и обсудить вопросы
об участии рабочих в разрешении послевоеч-
ных проблем.

Заявление Идена

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как сооб-.
щает парламентский обозреватель агентства
Рейтер Дэвис, английский министр инострач-
ных дел Иден, отвечая в палате общин на
запрос лейбориста Барстоу, заявил, что бри-
танское правительство. возражало против воз-
вращения Италии ее прежних колоний. Бар-
стоу потребовал заверения в том, что бри-
танское правительство будет строго при-
держиваться своего заявления O TOM, что
итальянские владения в Африке безвозврат-
но потеряны. Иден ответил утвердительно.

Отвечая лейбористу Джону Хайнд, Идеч
заявил, что большинство испанцев, интер-

БУХАРЕСТ, 4 оклября. (ТАСС). Газета
«Универсул» сообщает, что в результате
обсуждения, происходившего с 27 no 30
сентября, организация «Земледельческий
фронт» приняла решение о присоединении
к проекту платформы  национально-демо-
кратического блока, выдвинутому комму-
нистической партией. «Земледельческий
фронт» призывает все демократические
партии и организации страны присоедн-
ниться к этой платформе и поддержать 66.
В опубликованном обращении организация
«Земледельческий фронт» призвала всё
крестьянство Румынии активно поддержать
борьбу за реализацию этой программы. Од-
новременно «Земледельческий фронт» пред
ложил внести в платформу ряд дополне-
ний.

Обращение подписали председатель
«Земледельческого фронта» доктор Петру
Гроза и члены центрального комитета Ион
Мога, Мирон Веля и Ромул Зыронок.

хх *

БУХАРЕСТ, 4 октября. (ТАСС). Проект
платформы румынского национально-демо-
кратического блока, выдвинутый коммуни-
стической партией, нашел широкий отклик
в массах румынского народа. К этой плат-
форме уже примкнули национал-царанист-

‚ ская и народно-царанистская партии, союз

Т. Тарасов подтвердил, что советские проф-

пированных во Франции, уже освобождена.   тив немцев.

К проекту программы наионально- демократического блоха

‚мимо королевского дворца. с речью высту-

бтветы Черчилля на запросы .
‚ В Палате общин

дает. агентство - Рейтер, Черчилль, отвечая
сегодня в палате общин на вопрос либерала
Мандера о том, «включены ли Гитлер, Der
ринг, Геббельс и Гиммлер в составленный
Англией или Об’единенными нациями сии-
сок военных преступников для предания их
суду надлежащим порядком», заявил:

«Что касается английского списка, TO упо-
мянутые лица еключены в него. Не следует
предполагать, что будет обязательно приня-
та судебная процедура. В настоящее время
я не в состоянии сделать какое-либо заявле-
пие по поводу списка, составленного Об’еди-.
ненными нациями».

—о—
Совсщание высшего командозания
военно-морских сил США

НЬЮ-ЙОРК, 4 октября. (ТАСС). Как
передаёт агентство Ассошиэйтед Пресс из
Сан-Франциско, штаб 12-го военно-морско-
то округа об’явил, что закончилось сове-

щание по разработке стратегических пла- .

нов новых операций против Японии. В этом
сорещании приняли участие морской ми-
нистр США Форрестол, главнокомандую-
нгий американским флотом адмирал Кинг,
командующий американским тихоокеан-
ским флотом адмирал Нимиц, командую-
щий 5-м флотом адмирал Спрюэнс, началь-
ник штаба адмирала Кинга вице-адмирал
Кук, заместитель начальника главного
морского штаба по авиации вице-адмирал
Фич и начальник управления личного .со-
става морского министерства вице-адми-
‘рал Джекобс.
—o-—
Вотум доверия
бельгийскому правительству .
ЛОНДОН, 4 октября, (ТАСС). Агентство
АФИ передает из Брюсселя, что кабинет
Пьерло получил в бельгийской палате де-
путатов вотум доверия большинством 128
голосов против 6. :

в палате общин

Просмотр списков производится франщузски-
ми властями. На вопрос, могут ли быть дз-
ны гарантии против насильствелной репат-
риации этих испанцев в Испанию, Иден от-
ветил, что это дело французских властей,
которые, как он уверен, будут разбирать его
в соответствии с принципами справедливостя
и человечности. Иден добавил, что, наскель-
ко ему известно, некоторое число испаяских
республиканцев во Франции примкнуло к си-
лам французского внутреннего  сопротивле-
вия, но он не располагает подробнсми дан-
лыми относительно их точной численности
или роли, которую они играли в борьбе про-

патриотов, «Земледельческий фронт», обще-
ство румынских писателей. Социал-демокрз-
тическая партия в принципе также приняла
платформу и продолжает дискуссию по во“
просам общей платформы,

1 октября во всех районах Бухареста со-
стоялись многолюдные рабочие демоинстра-
ции, организованные союзом патриотов. Ос-
новным требованием демонстрантов было со
здание правительства национально-демокря:
тического блока.

После окончания митингов в четырех рай-
озах столицы демонстранты собрались ча
университетской площади, где вновь состо-
ялся митинг. Демонстранты прошли также

пил представитель организационного комите-
та профсоюзов Георг Апостол, сообщивший,
что только за один месяц в профсоюзы всту-
пило свыше 150 тык. новых членов, из кото-
рых более 50 тыс. приходится на Бухарест.
Выступавший вслед затем с речью профес-
сор Владеску-Ракоса подчеркнул, что глав-
нейшями пунктами проекта ‘платформы ча-
ционально-демократического блока, вырабо-
танного компартией, язляется «победонос-
ное завершение войны против гитлеровской
Германии, честное выполнение условий пере-
мирия с Советским Союзом, дружественная
политика по отношению к СССР и демокра-
тизация страны».

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ВО ВЕС

Когда-то Маяковский писал, что поэт
Иосиф Уткин изобрел гитару. Это было дав-
но, и более поздние стихи Уткина, в част-
ности отдельные произведения, созданные в
годы войны, многих заставили забыть о той
«гитарной поэзии», которой грешил он в дни
молодости. Но, к сожалению, не забыл о
ней сам поэт. В книжке, вышедшей в 1944
году под многообёщающим ‘названием «О
родине, о дружбе, о любви», мы вновь встре-
чаемся с той самой «интимной гитарой», чью
«женскую фигуру» пронес поэт «за собой (?)
сквозь боевые бури», с той певуньей, кото-
рую’ «берет за грудь... безусый комиссар».
А вместе с гитарой на свет божий извле-
кается и весь прочий ассортимент гитарной
лирики, которую поэт считает. повидимому,
«созвучной» запросам советского читателя.

Когда в академическое собрание сочине-
ний включаются даже забракованные самим
писателем произведения, нам понятно, поче-
му это делается. Но вот в дни войны поэт
выпускает книгу своих избранных стихов,
включая в их число произведения двадца-
тилетней давности, пленявшие в свое время
разве неразборчивых исполнителей «интим-
ных песенок». Здесь фигурируют и «плот-
ская нежность», и «ароматные косы», и
«узкое презренье полуприщуренных ресниц»,
и «синие овраги под зарослью бролей»,
и «хитрых ног смиренное движенье». Здевь
есть строфы, которым позавидовал бы любой
специалист по альковной лирике:

Нет, даже предаваясь плоти

С другим — вы слышите: с другим!
Вы нежность вашу назовете
Библейским именем моим.

К сожалению, такой же пошлостью от-
мечены не только лирические произведения
Уткина, но и стихи на военные темы, кото-
рые автор счел своевременным перепечатать
из старых журналов. и сборников. В стихот-
ворении «Атака» (1925 г.) поэт, изображая
смерть на войне, живописует «бравурность
нежного оркестра и взвизги хлесткого
свинца»; в стихотворении «Барабанщик»,
глядя на идущих солдат, он меланхоличе-
ски заявляет, что все равно «всех их бой
перекалечит»; в «Комсомольской песне»
(1934 г.), рассказывая о том, как «мальчиш-
ку шлепнули в Иркутске», он находит BO3-
можным паясничать, изображая сцену пред-
смертного ‚допроса комсомольца: «Над ним

И. Уткин. «О родине о дружбе, о любви»,
Гослитиздат, 1944.

Ь РОСТ

неделю измывался японский офицер в: тюрь-.

ме, а он все время улыбался: мол, ничего
«не понимэ» (!!). В оскорбительно-развязных
образах здесь нарисована‘ сцена пытки:

И били мальчика прикладом
По знаменитым жемчугам.

(Чтобы понять эти строки, надо вспомнить

предыдущие: «Как жемчуга на чистом
блюдце (?), блестели зубы у него»).
Все это написано очень давно. Может

быть. автор стремился показать читателю
все этапы. своего творческого пути (ничем
иным нельзя об’ясиить воскрешение всех
этих «гитар» и «разлук»)? Может быть, в
стихах последних лет мы найдем мотивы и
образы иного порядка? Может быть, в них
меныне той вычурности и слащавости, ко-
торых так много было в ранних стихах Ут-
кина? Подобные стихотворения в сборнике
действительно есть. Это «Сестра», «Если я
не вернусь, дорогая», «Письмо», «Если бу-
дешь ранен» и некоторые другие. В них при-
влекают искреннее чувство, поэтичность,
правдивость, хотя отдельные неудачные
строки встречаются и тут. Нельзя, напри-
мер, сказать по-русски «проходят раны»
(раны заживают, а проходит боль) или «как
будто что-то ждал ребенок» (ждут чего-то,
а не что-то).

Но не этими стихотворениями определяет-
ся характер сборника в целом. Надуманно-
сти и вычурности, пошлости и вульгарности
в новых стихах Уткина, пожалуй, не мень-
ше, чем в «Гитаре» или «Атаке». И это тем
более печально, что речь идет об образах и
чувствах, бесконечно дорогих каждому со-
ветскому человеку.

Вот, к примеру, стихотворение «Русской
женщи че». Оно начинается так:

Русской женщины тихая прелесть.
И откуда ты силы берешь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.

До конца не спелись! А насколько-же
спелись: на половину? на три четвеэти? Но
поэта мало беспокоит смысл того, о чем он
пишет, ему важно лишь одно: выразиться
поэффектнее, «повдохновеннее». Он опи-
сывает, как «журчит по плечам ... белым зо-
лотая поэзия кос», любуется «голубой жи-
вучестью глаз», повествует о «бородатых
людях свободы» и «кандальной пыли эта-
поз», рассуждает о том, какой «породы» и
каких «кровей» его героиня. Из этих же сти-
хотворений мы узнаем, что у глаз есть ду-

Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-Й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 3-36-8 .79:
Th 3-31-96; учащейся молодёжи 3-87-43; отдел крестьянской молодёжи--Д. 3-38-38 и Д 3-34-23; отдел В и я Е О р ares
стенотрафии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

: Типография газеты «Правда» имени Сталина.

Ростовского дворца пионеров,

кружки. Каждый здесь может ‘найти себе дело по душе. Учевик
Вот и сейчас он

ГОРШЕНИНА мастерит модель самолета
Фото М, ЗИЛЬБЕРМАНА. (ТАС0),

Вновь широко открылись гостеприимные двери

и раб
ры о ea  ЛОВЬЕВ (слева) — заядлый авиамоделист.

под руководством инструктора ть
«Яковлев-9».

И О о apo

«РОБИНЗОН КРУЗО»

Перед с’емками первого стереоскопического художественного фильма

В Москву из поездки по Абхазии возвра-

телей просмотрели новинку кинематографии
А. Андриевский и опера-

В течение ряда лет принцип светосидь,

ли ежиссе:
в д. И онысний, Они посетили районы ного экрана не мог быть осуществлен ы
Сухуми, Гагр›  Псырцхи, Циндунского   практике, и лишь в 1942 году С. Иванов y

А. Андриевский изобрели метод изготовде
ния оптических светосильных растров, Пр.
изводство таких экранов, яркость изобу,
жения на которых увеличивается протз
обычного «плоского» экрана почти в три №
за, уже налажена.

В последнее время С. Иванов со сво
помощником — инженером Борисом Иван
вым — в руководимой им стереолаборатори
научно-исследовательского ‚ кивофотоинсп.
тута применил еше одну ‘новинку, позволире
шую изменить конфигурацию кинокадроз 7
проецировать стереофильмы не на вытян.

мыса — места предстоящих натурных c’é-
мок для первого художественного стерео-
скопического фильма «Робинзон Крузо».
Сценарий по одноименному роману Д. Дефо
написан Ф. Кнорре.

Сейчас заканчиваются подготовительчые
работы по изготовлению эскизов костюмов,
декораций и самого разнообразного реквизи-
та, необходимого для сложных с’ёмок на
необитаемом» острове. Консультирует
фильм отдел Океании, Австралии и Амери-
ки Этнографического института Академии
наук СССР.

С’емка стереоскопической картины будет
производиться для демонстрации ее на сте-
реоэкранах нового типа, названных свето-
силь:ыми. Принцин светосильного ‘экрана
был обоснован изобретателем стереокино
лауреатом Сталинской премии ‚ Ивановым
еше в 1936 году, одновременно с разработ-
кой экрана старого типа, со светопоглощаю-
щим проволочным растром, ‘уникальный. эк-
земпляр которого был установлен в 1940
году в столичном кинотеатре «Москва».
Здесь демонстрировался первый эксперимен-
тальный фильм-концерт, и чолмиллиона зра-

было в кинотеатре «Москва», а Ha экран,
‹меющие квадратную форму, где смогут де
монстрироваться картины с любой конф.
рацаей калров—горизонтальной, обычно а.
нятой в «плоском». кино, вертикальной и да
же круглой.

В последние годы режиссер Андриевский
занимался усовершенствованиями  стереоско.
пии. Особый истерес представляют прием,
позволяющие одновременно показывать зу.
телю события, происходящие в разных про
странствах и в разных временах.

К 250-летию со дня рождения Вольтера

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (ТАСС). В но-  намечается юбилейное торжественное ‘sate
ябре исполняется 250 лет со дня рожде-  дание, посвященное памяти Вольтера,
ния гениального ‘французокого писателя- В Ленинградеком университете готовят
просветителя Франсуа-Мари-Аруэ Вольтера.   вольтеровская сессия, в которой прими
Институт литературы Академии наук СССР   участие филологический, исторический п
проводит серию научных собраний, посвя- философский факультеты.
шенных его творчеству. Недатию профессор Университет выпускает сборник науч

ies Державин А on Ra «Фило-   исследовательских работ. В него войду
софские романы льтера». лижкайшее

¢ «< i ОС! », < aT; у Е
время с докладом «Проблемы изучения   СТАТЬИ Вольтер и Россия», «Театр Вольте
Вольтера» выступит научный сотрудник   Ра», «К истории написания «Кандида» и п.

В. С. Люблинский. В июютитуте литературы

«ббраз молопого человека в советской литературе»

П. Антокольского «Сы»,

вые материалы из переписки.

тые вертиюально в высоту экраны, каком ‹

В 35 комсомольских организациях Куй-
бышевского района Москвы прошли вечера
и собрания, посвященные теме «Образ мо-
лодого человека в советской литературе».
Вчера состоялся большой литературный ве-
чер комсомольского актива района. После
доклада о молодом герое нашей литерату-
ры развернулись оживленные прения,

Учительница 312-й школы Э. Сосновик
говорила о болышом воспитательном  значе-
нии романа Н. Островского’ «Как закаля-
лась сталь». Продолжая ее мысли, комсо-
молка Е. Каноненко рассказала о Корча-
гиных наших дней — героях Отечественной
войны. Она хорошо прочитала отрывки из
поэмы М. Алигер «Зоя».

Комсомолка Е. Яновская исполнила от-

ща, которая обучена стрелковому делу («но
и в белое логово (?) целясь, не менялась
пуша твоих глаз»), что русская женщина
«во всем обаянье... своей красоты» любит под
звуки баяна склоняться над... землянкой
(так и написано: «чад землянкой склоняешь-

ся ты»), и сие загадочное занятие приводит

к тому, что этой женщиной начинают «бре-
дить загорелые руки войны». Даже «на
пари» трудно нагромоздить в одном стихо-
творении столько бессмыслицы и пошлости.

А вот как действуют те же русские жен-
щины в конкретной обстановке. Восемь кол-
хозниц, во главе с начальником штаба, от-
правляются на охоту за тремя фашистами.
По дороге начальник «об’ясняет вкратце ба-

бам, как ведут гранатный бой». Подойдя к
крепко спящим фашистам, крестьянки бро-:
сают гранату с явной целью...

разбудить
немцев, ибо вслед за этим следует угро-
жающая команда; «По врагу!.. Гранаты!..

рывки. из поэмы
О силе характера русского человека, о м}:
жестве, героизме и чуткости наших людей
говорила Н. Рогатина, секретарь комитет
ВЛКСМ Московского почтамта. Она мк:
стрировала свое выступление ссылками
рассказ А. Толстого «Русский характер» я
некоторые другие произведения,

Педагог-комсомолка И. Воробьева nox
робно остановилась на повести Б. Горбатов
«Непокоренные». Своими мыслями о книге
Л. Соболева «Морская душа» поделимя
комсомолец А, Радугин.

На вечере выступили тепло встреченные
присутствующими сестра и жена Николая
Островского — Е. и Р. Островские, а также
писатель Аркадий Первенцев.

ААА

чием темы, эффектным  сопоставлезием.
Можно было бы привести буквально десят
ки примеров искусственности и вычурности
уткинских образов, и если в одних случаях
эта искусственность неприятна лишь сам
по себе («над трубою фабричною лихо, по
гусарски закрученный дым», чаюд полозьям
скрипит русской жизни сказка», «я укрыля
с головою нежной мыслью о тебе», «ты пи
шешь. письма... в пылающий адрес войны»),
тов других она ведет к искажениям CMHC
ла, к явным нелепостям: ;

Целый ‘день идут солдаты,
Грязь и молодость в лине,
И смеется ‘в ус хвостатый
Ресторатюр на крыльце.

Попробуйте разобраться, кто здесь х80
тат: ус или ресторатор, или представить (*
бе грязь «в лице» у солдата. Не менее заг#-
дочны и такие образы, как «на снегу пока
том (?) только тлеет уголек одинокой Xt

дел информации -—Д 3-33-49; военный

Взвод!». Испуганные фашисты поднимают „ру-
ки. Все ясно, кроме одного: для чего пбэту
потребовались бабы, да еще обученные грз-
натному бою? Неужели с тремя спящими
фашистами не управился бы один командир?
Не совсем понятно также, откуда взялись
спокойно отдыхающие фрицы в непосредст-
венной близости к нашему штабу. i

Такой же искажен-ой, окарикатуренной
предстает война и во многих других стихо-
творениях Уткина. Вот, например, как пред-
ставляется ему ход одной из операций по
форсированию Днепра. «Орава танкистов»
устало пьет чай во время «нечаянной за-
правки» (2) у переправы и вдруг слышит за
рекой голос девушки:

Поет она печально

На правом берегу.

...Бросает чай начальник:
— Гвардейцы... не могу! —
Идет к машине быстро.
Встает за ним народ:
Бросают чай танкисты —
По танкам — и вперед!

ты», «и жадно грудью полосатой, глаза 31
жмуря, дышит он», «непогодь играет на тру
бе» ит. д.

В одном из стихотворений, сравнивая небо
с художником, который умиленно глядит #1
Кремль, поэт замечает:

Но и небо мне кажется тусклым:

Эту славных веков благодать

Можно только, пожалуй, на русско\
На родном языке передать!

Да, но только на правильном, каковым, к
сожалению, нельзя назвать язык уткински
стихов. «Замахнувшийся было застынет 3
руке его кнут», «Не сдали, склоняясь на
делом, ни твои ни осанка, ни рост» (скл
нившаяся осанка — это ‘поистине неповто
римо!), «он шагает впереди, как отец в св‘
ем отряде», «и фляги все до дон» — таким
стилистическими «находками» полна’ книж’
ка Уткина.

«Суровой мерой мерьте позор моей ви
ны» — написал Уткин в одном из своих ст!
хотворений. О позоре вины говорить трудно,
но о вине автора и о позорной небрежно
сти редактора книжки (М. Зенкевича) гово’
рить необходимо.

Читатель уже привык к тому, что. сбор
ники стихов Уткина открываются портретёи
автора. Последний и на этот раз не измени
традиции. Но снят он уже не в профиль!
не в три четверти; а во весь рост. К сожале
нию, только в этом одном смысле и можю
говорить о росте поэта, судя по рецензируе:
мой книжке. Даже представленная «во весь
ор в итоговом сборнике поэзия Уткин“,
оворя его собственными словами, «прежние
му попрежнему верна».

Что делали в это время немцы на другом
берегу, остается неясным. так же, впрочем
как и присутствие среди них печально пою.
шей украинки. В стихотворении «Беженцы»
русские женщины и дети в памятные дни
1941 г., по утверждению Уткина, уходили от
немцев на... запад! В стихотворении «Гонец»
весть о взятии нашими вслсками Тамани
приносит. в Кремль. конный казак. Может
быть, в этом стихотворении скрыт некий сим-
вол? В таком случае смысл его ясен только
автору. ` .

Характерно, что, как правило, все это
идет не столько от незнания поэтом изо-
бражаемой , обстановки, `сколько от его
стремления к красивости, оригинальности
от желания блеснуть необычным разреше-

Н, КАЛИТИН.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

рабочей молодёжи —
-69; о иллюсграции —

д 3-31-39; :
отдел — Д 3-36 24; ° ми er 3.30.6

ДД. 3-31-96; отдел
Д 3-30-22; бюро.

Изд. № 565,

№.

af