Nad’

mn

wt

=

‚ Каназану — старику с добрым лицом и же-

`вую. Он не мог расстаться с училищем, в

‹ турные навыки, учат умению держать себя с
достоинством.Когда ребята приходят домой—

55%

буххххучххокччхкххххохчхххух
БЕСПРИМЕРНАЯ СТОЙКОСТЬ ГВАРДЕЙПА

ЗАСЛУЖЕННАЯ СЛ

Макарьевскому ремесленному училищу —50 лет

Макарьев — маленький городок на Унже—   их

деревянный и чистый. Письма сюда везут по
железной дороге, на пароходе и на лоналях.
Кругом раскинулись леса —— пахучие и сос-
новые. Здесь нет ни фабрик, ни заводов.
Единственно, чем ‘известен Макарьев, — это
его старое ремесленное училище, которое
прославило город на всю Костромскую об-
ласть. к

Пятьдесят лет назад в Макарьеве возник.
ла «благотворительная» техническая школа
для детей крестьян и ремесленников. Скоро
о школе узнали в дальчлих деревнях и райо-
нах — повезли сыновей в Макарьев обучать
ремеслу: школа ‘выпускала слесарей, столя-
ров и литейщиков. Деревенские ребята сна-
чала робели пзред расплавленным металлом,
перед строгим, одетым по-городскому масте-
ром, но быстро свыкались с новой обстанов-
кой, учились внимательно и прилежно и выхо-
дили высококвалифицировайными рабочими.

Часто бывало так,`что школу кончал отец,
потом он становился мастеровым, а когда
подрастали его сыновья, отправлял их то-
же в училище и передавал им свою любовь
и уважение к труду, рассказывал им о шко-
ле и ее традициях, самой васкной из кото-
рых была: «Думай. Твори». Так воспитывало
училище в Макарьеве целые поколения
рабочих:

После революции школа расширилась:
вместо 6 корпусов стало 17. Прибавилиеь
кузнечный, механический, модельный цехи.
Ребят стали обучать не только мастерству.
но и русскому языку и истории, будили у них
любознательность, любовь к чтению, стара-
лись воспитать честными и сознательными
советскими гражданами. Юноши и девушка
становились `эдектросварщиками, кузнеца-
ми, литейщнками, модельщиками, авторе-
монтзиками_н ехали туда, где они были ну-
жны стране. Своим трудом они прославляли
свое техническое училище на стройтельстве
новых городов, в институтах, на заводах.
Старые мастера радозались успехам своих
питомцев, рассказывали о них в школе, ко-
торая росла, крепла вместе со своей стра-
ной. Над училищем шефствовали заводы. В
Макарьев посылали станки, инструмелзты,.
учебники. Школу берегли и хранили в об-
ласти, о ней говорили в Москве. У нее уже
была своя история, свои знатные люди, тра-
днции, сложившиеся за десятки лет.

Старому мастеру Макару Андреевичу

сткими руками мастерового — не раз пред-
лагали перейти на пенсию, и каждый раз он
отвечал: «Вот выпущу эту группу, а там
подумаю». Выпускал, думал и... набирал но-

котором провел всю свою жизнь, где учил-
ся, потом сам стал учителем и выучил ты-
сячу слесарей. Злесь каждый уголок был
Дорог и близок его сердцу.

Когда началась война. Макар Андреевич
первый выступил на собрании учечиков и
сказал:

«Мы всегда были полезны нашей Роди-
не —это наша традиция. 46 ‘лет мы давали
ей рабочих. Но теперь на наши плечи ляжет
забота о районе. Взрослые уйдут на войну,
кто будет ремонтировать тракторы, водить
их, чинить сельскохозяйственный илвентарь?
Конечно, мы.,» И, действительно, ученики
ремесленного училища № 11 стали популяр-
ными людьми в МТС и колхозах района. Они
научились водить и ремонтировать тракто-
ры и часто отправлялись на помошь отстаю-
щим колхозам, бывали в семьях фронтови-
хов, помогали женщинам убирать урожай
и снискали за это большую любовь и ува-
жение в районе. О них говорят с ласковой
улыбкой, называют «помощниками».

В училише прививают подросткам куль-

чистые, в форменных шинелях, держатся
подчеркнуто вежливо и сдержанно, — роди-
тели. подчас не уззают их, а когда гроза
всей деревни Петя Шувалов даже вы-
мыл дома’ пол, мать только всплеснула ру-
камн, заплакала и написала мужу на фронт:
«Правильно ты советовал отдать Петра в
училяще: там его очень изменили».
Ребята любят свою школу, приносят из
‹дома цветы в классы, девочки вышивают
зачавески и скатерти. В парке, что раскинул-
ся на берегу реки, ученики построили швед-
скую стенку, качели, нарисовали плакаты и
лозунги — сделали все это со вкусом и лю-
бовыю. В одном из классов они устроили]
выставку: «Нашей школе 50 лет»— и напи-
сали в листовке, что каждый ученик дол-
жен знать историю своей школы, гордить
ся тем, что учится в ней, постараться обо-
гатить ее славу. На выставке есть продук-
ция всех ‘цехов: гайки, болты, табуретки,
оконные рамы, инструмент, станки. Здесь
же выставлены портреты старых  заслу-
женных мастеров, короткие рассказы 06

Предоставим слово свидетелям:

«Я, комсорг 2 батальона 79 твардей-
ского стрелкового полка гвардии старшей
лейтенант Кустов Петр Алексеевич, на-
ходясь в боевых порядках своего полка,
прорвавшего оборону немцев вблизи де-
ревни Шалашино, Дубровинского раиона,
Витебской области, проходнл немецкими
позициями и зашел в штабной блиндаж.
Блиндаж представлял собой просторное
помещение, стены его были обиты стру-
гаными досками, посредине стоял боль-
шой стол, стены были увешаны плаката-
ми, среди них два портрета Гитлера.

Взглянув на правую стену блиндажа, я
увидел прислоненного, как мне показа-.
лось, человека, обнаженного, с раскину-
тыми руками. Подойдя ближе, я разгля-
дел, что человек этот прибит гвоздями
к доскам блинлажа. Тело его было рас-
пято на специальной крестовине из до-
сок. Одна доска проходила вдоль спины,
а вторая — поперек, на высоте плеч. Так
что получался крест. Руки человека бы-
ли прибиты к этому кресту гвоздями.
Гвозди были большие и загнаны по са-
мые шляпки. Два гвоздя торчали во лбу,
представляя собой костыли без шляпок.
Они пронзывали голову насквозь повы-
ше глаз. Ноги распятого были прибиты
твоздями со шлянками, в под’емах. Но-
ги были в носках. а весь труп был раз-
дет наголо и почернел— видимо, от уда-
ров. На груди виднелись глубокие разре-
зы и ножевые раны. Лицо распухло, оно
было. обезображено ударами. холодного
оружия.

Оглядев помещение внимательней, я
увидел на столе красноармейскую книж-
ку и раскрытый комсомольский билег.
Я прочел эти документы и установил, чго
они принадлежат гвардии рядовому
Юрию Васильевичу Смирнову ‘1-го ба-
тальона, 77-го гвардейского стрелкового
полка нашей дивизии.

Со мной вместе оказались в помещении
твардин старшина Баиноз Михаил, гвар-
дли рядосой Лебедев, мой. ординарен
гвардии рядовой Мацина, Я взял доку-
менты распятого комсомольца и отпра-
вился в подразделения, которые сели оди.

вардии Старшина Баинов был мною OC:
тавлен для снятия с креста и-погребения
комсомольца-гвардейца Смирнова Юрич,
что и было сделано похоронной коман-
дой, Могила Смирнова находится в де-
ревне Шалашино».

Прежде чем старшина Баинов похоронил
распятого комсомольца, в блиндаже побы-

традиции, как ваше, чтобы я мог сказать,

‘жизни, список знатных людей —
героев войны и труда, вышедших из
стен Макарьевского училища; письма уче-
ников из Донбасса и Сталинграда, Курска и
Минска, куда уехали они после окончания
училища на восстановительные работы.

Педагогический коллектив училища, на-
чиная с директора Николая Николаевича
Валатина и кончая самым молодым масте-
ром, работает самоотверженно, с большим
напряжением. Работники училища часто бы-
вают в райкоме комсомола, советуются 0
плане работы. Недавно, например, в учи-
лище было прозедено собрание, посвящен:
ное знатным слесарям нашей страны. Сек-
ретарь райкома комсомола т. Бедерин рас-
сказал о рабочих Сталинграда героях Оте-
чественной войныр—и о чести ученика ре-
месленного училища. :

Старые мастера — умные, тонкие педаго-

га — работают -с душюй, ‘любовно. В учи-
лище никто не кричит на учеников, но
мастеров  побаиваются; здесь учателей
любят за твердость и справедливость.
Недаром группа’ формовщиков (мастер
Михаил Михайлович Шлепарев) в пер-
вую же неделю работы на Ивановском
заводе получала благодарность и пре-
мии за отличную работу, а главный
инженер зазода послал Михаилу Михайло-
вичу письмо,-которое начиналось так: <По-
больше было бы в нашей стране таких учи-
лиш, как ваше. Нам кажется, вы сумели
передать 50-летние”традиции юным труже-
никам»,
‚ Бывший ученик Стрельцов, теперь рабо-
чий московского завода, предложил делать
колпачки, которые изготовляли на заводе,
не алюминиевыми, а деревянными. Испыта-
ния прошли отлично--изобретение юноши
сберегло сотни килограммов дефицитного
металла. «Это вас, а не меня, надо поздра-
влять с успехом, —писал Юрий в свое учи-
лище.—Вы научили меня обдумывать ка-
ждую операцию, чувствовать душу метал-
ла. Особенное спасибо Макару Андрееви-
чу, с которым я советовался о колпачках,
а его слова при прощании: «Дерзай, Юрий,
в большом и малом»—станут девизом моей
жизни».

В училище умеют направить интерес pe-

бят по правильному пути, ясно и просто рас-
сказать о задачах и обязанностях молодых
рабочих. Нина Волкова — тоненькая де-
вочка с умными глазами — говорит:
У меня отец окончил это училище, по-
том ушел в институт и сейчас работает ди-
ректором завода и награжден тремя ордена-
ми. Я решила тоже окончить школу, пора-
ботать, изучить ремесло, а потом уже итти
учиться дальше».

Когда наблюдаешь за учениками в шко-
ле и мастерских за работой, за беседой с
мастерами, за игрой, то чувствуешь, что
это единая, дружная рабочая семья. из ко-
торой выйдет немало новаторов, творцов но-
вых машин. :

5.300 учеников выпустило училише, 500
инженеров дало оно’ стране. Дмитрий Фе-
дорович Устинов — нарком вооружения, Ге-
рой Социалистического Труда, Н. П. Под-
цепкин — главный инженер ЦАГИ, А. И.
Гвоздев -—— директор Иваяовского энергоин-
ститута, А. И. Кленников — инженер-орде-
ноносец,— все это питомцы Макарьевского
училища. В сорока восьми городах Совет-
ского Союза работают группы макарьевцев.
Из Ростова, Донбасса, Ленинграда, Сверд-
ловска, Алма-Ата шлют они привет свсим
мастерам и старому училищу.

«Я теперь сам директор ремесленного учи-
лище,— пишет из Владивостока С. Кузь-
мини мне хочется, чтобы через 50 лет
мое училище имело такую же историю и

как вы: «Все 50 лет мы были в рабочем
строю».

..Рабочий день окончен. Мастер Макар
Андреевич дома—в просторной чистой: ком-
нате. На стенах много. фотографий — все
бывуте ученики. Вот и Юрий Стрельцов —
вихрастый, смешной паренек, теперь талант-
ливый рабочий. Макар Андреевич садится
за стол и пишет, медлензо выводя буквы:
«Ты, Юрий, обрадовал меня вестью о кол-
пачках. Хорошо, что получилось. А пом-
нишь, ты мне писал о фрезеровке и о том,
что ты хотел соединить две операции в
одну. По-моему, нужно сделать так..х И
Макар Андреевич делает подробный чер-
теж со стрелками, указаниями и об’ясне-
ниями. Он ‘покусывает ус и улыбается,
предчувствуя вторую победу своего уче-
ника.

Макар Аздреевич укладывает чертеж в
конверт. Письмо пойдет из тихого Макарье-
ва в далекую Москву. -

И. ИЛЬИЧЕВА.

Макарьев,

Костромская областы

‘вало немало людей, повидавших ‘своими
глазами новое чудовищное злодеяние нем-
eB. }

И те, что побывали в блиндаже, те, что
снимали Смирнова с креста, те, что опу-
стили его в родную землю и помогли н4-
сыпать могильный холм, разнесли по ба-
тальонам`и ротам рассказ о распятом гвар-
дейце. Армия, в которой служил он, пре-
следовала немцев, как буря, все сметая на
своем пути, пройдя с боями через Берези-
ну-и Неман до границ Восточной Пруссии
в один месян! Это были солдаты-мстите-
ли. Одна лишь рота, в которой служил
Юрий Смирноз, мстя за него, уничтожила
в рукопашных схватках до двухсот немцев,
захватила батарею дальнобойных орудий,
перебив прислугу, захватила эшелон с на-
рсвозом под парами, взяла 60 пленных, пер-
вой в дивизии вплавь переправилась через
Неман.

6S F

Кто-же этот молодой гвардеен, комсо-
молец Юрий Васильевич Смирнов, на долю
которого выпало перенести нечеловеческие
муки распятия на кресте? Могильный холм
у деревни Шалашино скрыл от нас навсег-
‚да обезображенное пытками тело героя-му-
ченика, но его светлый облик будет всегда
перед намя. Он не отличался от тысячи
тысяч простых и хороших советских юно-
шей. Он рос в городе Макарьеве, на реке
Унже, впадающей в Волгу. Там и сейчас
на Кладбищенской улице, в доме № 32, жи-
вет его мать, Мария Федоровна. Там он
учился, окончил курсы электросварщиков
и семнадцати лет стал рабочим.

Любил свою профессию, мечтал работать
и ‘учиться. Созданный для честной трудо-
вой жизни, он пришел на’войну, чтобы за-
щитить свою Родину от вражьего нашествия.
Верный сын её и честный труженик, он стал
хорошим и честным солдатом. Вот что рас-
сказали нам о Смирнове его товарищи:

— Среди других бойцов выделялся он

ккой-то особенной подтянутостью, вежли-.
востью. Был уважчтелен к старым солдз-
там. Приказ начальника всегда выполнял
быстро, с веселым лицом, — говорит’ гвар-
дии старшина Петр Нрошин.— Мы с удо-
вольствием вручили ему нагрудный знак
гвардейца. 2
— Зная Смирнова как вожака молодежи,
я удивился, когда узнал, что он еще не в
комсомоле,— рассказывает комсорг баталь-
она Константин Шмырев.— Когда я сказал
ему об этом, Смирнов ответил:

%

На заводе, где директо-
- pom тов. Цветков; ‘за:
служение пользуется ува.
жением бригада. слеса-
рей-инструментальщиков..
Вхлючившись в пред-.
Октябрьское социалиста-
ческое соревнование, она
заняла первое место по
заводу. На’ снимке (на
переднем плане): комсо-
‚молец М. ПАРАМОНОВ

(слева) и бригадир
Т. ГЕРАСИМОВ за ра-
ботой.

Фото Б. КОЛЕСНИКОВА.

%

ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ

КИЕВ, 6 октября. (Наш корр.). В Киев-
ском театре русской драмы закончился. пер-
вый республиканский смотр художествей-
ной самодеятельности учащихся ремеслён-
ных, железнодорожных училищ и школ
ФЗО УССР. Из Сталинской, Ворошилов-
гадской, Днепропетровской, Запорожской,

арьковской и других областей в столицу
Украины прибыло свыше тысячи участников.

Смотр юных талантов освобожденной
Украины поошел с большим успехом. В те-

монстрировали свое мастерство в исполне-
кии народных песен и танцев.

самодеятельные художественные коллекти.
вы городов Сталино и Запорожья, третье
и четвертое — Киева ‘и Днепропетровска.
Победители республиканского смотра на-
граждены грамотами Украинского управле-
ния трудовых резервов и ЦК комсомола

Украины.
: о \

НАЧАЛИСЬ ЗАНЯТИЯ _

ВИЛЬНЮС, 6 октября. (ТАСС). Оккупи-
ровав Литву, немецко-фашистские зажват-
чики закрыли Вильнюсскую консерватораю,
350 студентов угнали на каторжные рабо-
ты От рук гитлеровских палачей погибли
многие профессора и преподаватели.

Сейчас консерватория возобновила свою
пеятельность. Ноа большом наплыве посту-
плющих прошли конкурсные экзамены.
Нриступило к занятиям около шестисот
учащихся.

День школьника

АЛТАЙСКИЕ ыы.
УЧАЩИМСЯ

БАРНАУЛ, 6 октября. (Наши корр-).
По инициативе комсомольцев в городе
Ойрот-Тура состоялся «День школь-
ника». Вся продукция, изготовлен-
ная: в этот. день предприятиями и
промартелями, — 178 платьев, 30 те-
логреек, 70 фуражек, 25 меховых ша-
пок, 30 школьных сумок, 313 пар чу-
лок, 85 пар валенок, 300 килограммов _
мыла— передана детям. фронтовиков.
Замечательное дело начали комсо-
мольцы колхоза «Красный боец» Бла-
говещенского района. Они выяснили,
в чем нуждаются учащиеся. Оказа-
лось, что у 15 детей нет теплой оде-
жды и обуви. Тогда секретарь ком-
сомольской организации Зинаида Фе-
дорова, посоветовавшись с KOMCO-
мольцами, вынесла этот вопрос на
обсуждение сначала правления арте-
1 ли, а затем общего собрания колхоз-
ников. Было решено, что каждый кол-
хозник отчислит несколько трудо-
дней в натуральный фонд помощи
школьникам. В этот фонд уже посту-
пают, наряду с продуктами, шерсть и
овчины. Ребятишки будут обеспече-

я

«Я еще не воевал; вот испытаю себя в
бою, каков я солдат, тогда и вступлю в
комсомол». : ты

Он был очень строг к себе. Испытание: че
заставило себя ждать. В бою под Городком,
зимой, он шел в первой цепи наступающих,
был ранен и не ушел с поля боя. А когда
вернулся из госпиталя, мы с радостью при-
няли его в свои ряды. :

— Мы лежали с ним вместе в госпига-
ле,— говорит его отделенный” командир
гвардии сержант Михаил Степанов,— и ча-
стенько разговаривали о “жизни. Любил
Смирнов свою профессию  электросварщи-
Ka, рассказывал мне ‘подробно о разных ау-
десах с металлом. Ранен он был в рот и
вначале, когда приходилось молчать, читал
книги. С особым интересом перечитывал
«Как закалялась сталь», потом мне ве’ пе-
редал. :

Из госпиталя стремился снова в роту,
боялся опоздать к решительным летним
боям. Когда наш хирург хотел ему  вста-
вить зубы и сделать повторную операцию,
чтобы не было шрама в-углу рта, он не со-
гласился и сказал: :

— Зубов у меня еще хватит, а царанин
прибавится, тогда исправните всё сразу.

Так и отшутился. Вообще характер у нс-
го был русский, веселый.

— Когда вызвали охотников в танковый
десант, мы сразу поняли, что дело зате-
вается дерзкое, необыкновенное, — сказал
гвардии сержант Шегвалиев, — Ведь обык-
HOBCHHO охотников не вызывают, ‘а про-
сто ставят задачу и сажают: автоматчи-
ков на танки, А тут и по небольшому коли-
честву танков, и по вызову добровольцев.
и по всей обстановке мы догадались, что
это будет отвлекающий немцев неожидаг-
ный ночной удар. :

Конечно,. Юрий Смирнов отлично. знал,
на какое дело он` вызвался, Понимал, что
рискует головой, но готов был принесги
себя в ‘жертву во имя победы.

Видно, его молодость несколько’ смути-
ла командира роты. Гвардии старший лей-
тенант Зеленюк, земляк Николая Остроз-
ского, не расстававшийся никогда с завет-
ной книжкой его речей и писем, в поёлед-
нюю минуту хотел оставить Смирнова при
взводе управления. Но комсомолец-гвардз-
ец сказал: :

— Павел Корчагин тоже вызвался бы в
этот десант!

Зеленюк улыбнулся и оставия молодого
солдата на танке.

чение нескольких дней лучшие самодея-
тельные художественные коллективы де’

Первое и вторэ® места. в смотре поделили

‚В ВИЛЬНЮССКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

al

Папка с пометкой: «Материалы лектор-
ской группы» почти пуста. Два-три листка
но учету кадров; четвертушки бумаги, на
которых видны наметки планов и несколь-
RO фамилий, — вот и все ее содержание.

`Может быть, в отделе пропаганды край-

кома комсомола пе налажен учет? Нет! В
тощую папку попало весе, ничто не упу-
щено. Дело в том, что нечего учитываль.
Шекционная групиа не работает.

Отчитываясь однажды, секретарь по про-
нагание крайкома тов. Скачко заявила: .

<— В нашей лекторской группе есть. спе-
циалисты по всем. вопросам, интересую-
щим молодежь.

— А сколько прочитано лекций ?-—©про-
сили ев. 5

Смутивитись. тов. Скачко ответила:

—= Мало. товарищи, очень мало.

He только в отдаленных сельских райо-
нах, но и в городах, даже в краевом центре
квалифицированная лекция ‘для комсомоль-
цев и молодежи — большая редкость,

Между тем, в лекторской группо числится
более 20 человек. Среди них, действительно,
есть специалисты по всем интересующим
молодежь ‘вопросам. Однако никто из нах
перед молодежью не выступает. Почему?
Потому что работники крайкома формаль-
но отнеслись к подбору лекторов. В список
внесены и заочно утверждены люди, заня-
тые общественной работой или совершенно
лишенные возможности выезжаль в районы,
Профессор тов. Гантаев — постоянный лек-
тор крайоно. Он часто выступает по залз-
нию крайкома и горкома партии. Вроме то-
го, он сильно зачят основной работой в ин-
ституте. Тем не менее тов. Гантаев (в ето
удивлению!} оказался в списке лекторов
крайкома комсомола. .

- — Я охотно помогу лекторам выбрать й
разработать тему, провести семинар или
консультацию, — говорят профессор, — но
лачно сам выступать по заланиям крайко-
ма комебмола не ‘имею’ возможности.

Профессор Гэнтаев называет при этом
многих научных работников и студентов ин-
ститута. которые вполне могут. выступать
перед молодежью, но все они: почему-то не-
известны крайкому комсомола.

В Ставрополе имветея три высших учеб-
ных заведения. два научно-исследователь-
скях института, десятки средних школ._В
краевых организациях работают молохые
агрономы: инженеры. зоотехники. Их-то’ в
первую очередь и следовало привлекать в
чтению лекций. в

Из руководящих работников крайкома
ВЛКСМ только трое состоят в. лекторской
труппе. Секретари крайкома тт. Вушнев.
Випоградов и Скачко, заведующие отдел®
мии их заместители тт. Павленко. Иванова,
Лебедева, Григорова, очень редка выступа-
ют перед молодежью, с

Очень хотел до немцев добраться скорее,
да не повезло — шальная пуля сбила ero ¢
танка, когда мчались на ползюм ходу.

at =

Немецкйе изверги позаимствовавшие из
тьмы веков чудовищную пытку распятием,
принадлежали к солдатам и офицерам 78-&
штурмовой дивизии под командованием ге-
нерал-лейтенанта  Траута. В одном из штаб-
ных блиндажей этой дивизии и было най-
дено истерзанное тело Юрия Смирнова.

Дивизия “Траута, вдребезги разбитая
гвардейцами генерала Галицкого в боях
1943 года, бежала от Жиздры к Орше, где
и зацепилась за‘ выгодные рубежи.

Заново пополненная’и ‘вооруженная, она,
не испытывая, серьезных удароз, дольше
других удерживала свои позиции; за что и
попала в милость к Гитлеру. Ее командир
Траут был вызван в ставку «фюрера», осы-
пан милостями, получил рыцарский желез-
ный крест и‘ напутствие: удерживать самый
ответственный участок центрального ба-
стиона немецкого восточного вала — авто-

магистраль Москва-Минск, севернее Ор.

ши; = . J
Отсюда Гитлер намеревался «грозить Мо-
скве». о

Чтобы поддержать в своих солдатах лух
остервеления,; Траут, используя затишье; по-
стоянно направлял карательныё экспедиции
против «партизан», сежигая мирные села и
деревни Белоруссии, истребляя ‘тысячами
стариков, подростков и детей.

Солдаты и офицеры дивизии бравирова-.
лн Тем, что они «пленных не берут». Попа:
‘давших к ним в руки раненых красноармей-
цёв, украденные трупы убитых они разру-
бали на куски и подбрасывали в наше раз-
положекие. Траут пытался устрашить на+
ших бойцов свирепостью своих солдат-
разбойников, а немцев устрашить возмож-
ностью возмездия и тем сделать стойкими в
‚бою. +
Такими. «подвигами» отличалась пресло-

вутая 78-я штурмовая дивизия.
Изуверская казнь Смирнова — нео слу-
чайность. Она — порождение всей крово-

жадной методики воспитания разбойничьей`
армни фашистского образца.
я +

И вот эта «образцовая» фашистская Яи-
визия, «выразительница истинного солдаг-`
ского духа» гитлеровской армии, в первые”
же часы нашего грозного удара 24 июня
1944 года обанкротилёсь.

Много месяцев-сидела она в обороне. Как
отвратительный паук, оплела паутиной сво-
их укреплений огромный участок севернзе
Орши, 17 линий одних лишь траншей пол-
ного профиля. Блиндажи, имеющие. по 12
накатов. Противотанковые рвы, ямы, эс-

ПЕЧАЛЬНЫЙ УРОК
‚ ЛЕКТОРСКАЯ ГРУППА ` СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЙКОМА
КОМСОМОЛА СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

скому работнику, выезжающему в район,
выступаль перед молодежью с лекцией или
докладом. Ничего ‘из этого’ не выпью.

-A не вышло потому, что в крайкоме ком-
сомола не создано творческой обстановки
для систематической учебы. Нет должной
требовательности и контроля. Здесь при-
зыкли оценивать деятельность комсомоль:
ского работника колячеством проведенных
в кабинете часов и написанных директив,
& не тем. как он учится и учит молодежь,
вак прочно с нею связан.

Нельзя сказать, что крайком не пыталея
налалить лекционную пропаганду. Трижды,
например, обновлялся состав лекторской
труппы. Вокруг этого поднималась шумиха,
а так kak «обновление» производилось
обычно канцелярским методом, то ничего
‚путного из этого не получалось. Вновь по-
добранных лекторов ни разу не собрали, не
рассказали им о том, что, от них требуется.
Составлялись и планы, но их не обсужла-
ли нз заседаниях бюро. Никому из работ-
ников крайкома комсомола и в голову не
пришла мысль © том, что для молодых про-
пагандистов следует организовать семина-
ры. консультации, практиковать обмен опы-
‘том. B результате лекторекая группа, не
успев зародиться, распадалась.

Чекции, которые иногда устрааваются,
посвящаются обычно темам, которые
всем известны, Читают их, как правило,
сухо и неинтересно. Неудивительно но-
этому, что юноши и девушки неохот-
HG  иссещают лекции. Недавно  сорва-
лись Лекции ‚на заводе «Красный метал-
лист» и в паровозном дещо. Все здесь, ка-
залось. было предусмотрено: вывешено 0б’-
явление, подготовлено помещение. Но в на-
значенный час на лекции никто не явился.
Мочему? Организаторы долго ломзли голо-
вы нал этим вопросом, но тах и не. догада-
лись 9 том, что темы‘ лекций большинству
молодых рабочих уже давно хоропю знал

] КОМЫ:

`На-днях в Ставрополе была об’явлена
платная лекция. В первичные организации
было разослано 200 билетов, все они были
раскуплены, но на лекцию пришло... 40 че-
ловек, Этот и другие подобные случал долж -
ны ‘были заставить работников. крайком» и
горкома комсомола, серьезно подумать о ка-
честве лекций.

райком комсомола обязан’ сделать, на-
конец, серьезные выводы и принять энёз-
тичные меры к тому, чтобы лекторская
группа заняла видное место в системе о-
аганды. Молодежь желает слушать ква-
лифицированные лекции и о международном
положении, и 10 вопросам текущей поли-
тики, и по литературе, и на естественно -
научные темы. Многое полекажут крайкому
вами юноши и девушки, надо только учи-
тывать их запросы,

ны валенками, шубами. — Мы пытались, — говорит т. Скачко.— : H. MAJIEEB.
вменить в обязанность Баждому комсомоль- СТАВРОГОЛЬ. (Наш корр.) +

карпы, мины-попрыгухи, противопехотные,
ракетные. Подземные ходы сообщения, бро-
неколпаки «лошадичый  череп», лисьи Но-
ры... Ничего не помогло! .

’ После ‘ураганного огня артиллерии гвар-
дейцы генерала Галицкого вклинились в
стык дивизии с ее соседом. Снаряды, авиа-
бомбы и дерзкие шгурмовые группы порвали
связь Траута с войсками. По отрывочным
сведениям он догадался, что его обходит
‘русская пехота по ненроходимым осиновским
болотам. ; ;

Ночью танки, не зажигая фар; и, неся на
себе десанты, состоящие из дерзких штур-
мовых групп, прошли по командным блинда-
жам 78-й штурмовой дивизии, окончательно
нарушив ее сзязь и управление.

Этот дерзкий отвлекающий удар блестя
ще удался. Штаб Траута вместе со своим
руководителем совершенно потерял голо-
ву. 78-я дивизия стала запрашивать о своем
положении у высшего командованияй

— Tue русские танки? Куда прорвались:
танки? — неслись в. эфир вопли, перехвачен-
ные нашими радистами,

В такой обстановке. был захвачен и при-
‘тащен в один из-командных блиндажей. 78-й
штурмовой дивизии раненный и упавший, с
танка гвардеец Смирнов. : р

`Растерянные; сбитые с толку внезапно-
стью и мощью вашего наступления, немцы
нуждались в сведениях © поля боя и рещиля
вытянуть из ‘русского солдата эти сведения
во что бы то ни стало.

Опытный офицер-разведчик дажеето одной
детали, сообщенной пленным солдатом, мо-
жет нащупать нити операций. Но в Смирнове
встретили враги не податливого «языка»,
a стойкого советского’ воина, который по-
клялся Родине не выдавать военной тайны
врагу. р +

Обычные методы допроса не дали резуль-
тата. М тогда перед воспаленными умами
немецких офицеров из тьмы времен всплыли
черные атрибуты страшной пытки — крест и
распятие!

Смирнов, выдержал. эту. нечеловеческую
пытку. 5

Он умер, ничего не выдав. Тогда взбе.
сившиеся` палачи стали издеваться над тру
пом. Одного костыля, вбитого в голову и
пронзившего мозг героя, им было мало,—,
они загнали второй, °

Слыша ‘грохот приближающегося возмез-
дия, немцы поспешно бежали. Бежали в та-
ком страхе, что бросили на ‘столе штаб-
ные документы, а на стенах оставили порт:
реты своего бесноватого вурдалака — Гит-
лера.‘

Отягощенная кошмаром своих преступле-
ний, 78-я дивизия, выразительницща «истинно-

немецкого духа», быстро потеряла GOoecno