м =

per

%, щик. Правда, не все шло гладко. Но я

Ri ad

AO

BrIEPERM!

Молодёжь завода, где ceKpera-
рем комитета ВЛКСМ тов. Ша
гова, готовит достойную встре-
чу 27-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической ре-
волюции, По-стахановски рабо
тат молодёжная бригада Зои
Лисициной, Она систематически
производствен
В социалистиче-

«  перевыполняет
ные задамия,
ском соревновании бригада за-

А

воевала первое место по заводу.
ЕЙ вручено переходящее Крас-
ное Знамя, На снимке: Зоя ЛИ
СИЦИНА за работой.

Фото Г. МАЯТ.

*

ЛЮБИТЕ СВОЮ ПРОФЕССИ!

Очередной призыв молодежи в ремес-
ленные, железнодорожные училища и шко-
лы ©ЗО начался. Многие юноши и де-
вушки заранее обдумали вопрос — кем
быть, как лучше овладеть избранной про-
фессией, Мне хочется дать совет новому
пополнению: учитесь прилежно, настой-
чиво, не бойтесь трудностей, и вы овла-
деете мастерством. :

Скажу о себе. Я мальчиком пришел на
шахту. Тогда. еще не было школ ФЗО.
Горное дело мне понравилось. Был уче-
ником. Помогал буршику в забое. При.
сматривался я мо всему — и к движени-
хм бурщика, ик тому, как он готовит ин-
струмент и как ведет бурение. Постепен-
но сам начал делать то, что делает бур-

«>

к:

не огорчался, зная, что навыки бурщика
сразу не приобретаются.

Так, перенимая опыт старых. горняков,
яв конце концов приобрел специальность.

Сейчас дело обстоит Куда лучше, чем
тогда, когда я учился. В школе ФЗО уча-
щиеся получают знания, а на шахте —
практические навыки. Мне часто приходи-
лось встречаться в шахте с учеником @30

om
LJ

Иваном Алексеевым. У него было боль-
шое желание стать бурщиком. Я рассказал
ему о своем методе, об’яснил, как лучше
организовать труд в забое, и этот юноша
стал выполнять норму на 2.000 процентов.

У нас на руднике работает молодой бур-
щик Иван Стадник. Он попросил меня
показать ему метод многозабойного обури-
вания. „5 охотно это сделал. Парень ста-
рался и сейчас достиг; самой высокой в
Криворожье выработки.

Каждый учащийся должен так же на-
стойчиво учиться.

На нашем. руднике сейчас открылась
школа ФЗО. Мы создали все условия для
плодотворной учебы будущих горняков.
Лучших мастеров поставили инструктора-
ми. С начинающими горняками я проведу
практические занятия в забое.

Коллектив нашего рудника поставил пе-
ред собой задачу — сделать школу ФЗО
образцовой.

Алексей СЕМИВОЛОС,
лауреат Сталинской премим,

Болезнь пришла неожиданно. Она сва-
лилась словно снег на голову. Веселые,
шаловливые ягнята. вдруг стали вялы-
ми; они прятались от солнца, мало ели,
целые дни стояли, опустив головы, и жа-
лобно `блеяли. i

Тойчивек Кожаназаров me Ha шутку
встревожился. Он оседлал коня и поехал
на ферму. Надо было +емедля найти ве-
теринара и увезти его к себе в отару, в
ущелье Трескси.

Много овец в отаре Тойчивека. Самым
дельным чабаном считают его в колхозе
иуени Ленина. Строгий, однажды заведен-
ный порядок царит на. его пастбище.
Каждое утро перед восходом солнца се-
сфры Тойчивека Pana ий ФРасия угоняют
отару повыше в горы, туда, где много
сочной травы и бьют холодные светлые
родники. А сам Тойчивек остается в Ко-
шаре. Он очищает землю от кавоза, про’
мывает железные корыта для пойки мо-
лодняка. И лишь после этого идет на па-
стбище. Он смотрит, как сестры ведут
отару. Вот с левого края овцы сбились в
кучу, потоптали траву.

— Рана. ай, Рапа!.. Веди баранов как
следуёт. Трава зря пропадает...

Девушка разгоняет сбившихся в КУЧУ
овец, и очи медленно поднимаются в гору.

Потом Тойчивек помогает сестрам собн-
рать овец-маток и гонит на тескей (те-
невую. сторону} для дойки.

Вечером отара возвращается в кошару.
Тойчивек, пропуская через ворота овен,
пересчитывает их, смотрит, Нет ли боль:
ных, истошенных. Подозрительные овцы
отделяются OT отары и  вбимательно
осматриваются старшим чабаном.

Тойчивек тоже непложо знаком ©
болезнями овец и некоторые лечит. сам.
Но болезнь, которая пришла на этот раз,
неизвестна Тойчивеку. М вот сейчас он
едет на ферму, с грустью размышляя ©
приключившейся беде. Что скажет о нем
председатель правления Джамбайский? Вель
еше недавно он хвалил Тойчивека. А как
Тойчивек будет смотреть в глаза секре-
‘Tapio комсомольской организации колхоза?
«Вот,— скажет, — кем мы гордились, кому
доверили самую большую отару. Какой
же ты комсомолец, Тойчивек, если не мог
уберечь ягнят!»

«Как это случалось? — думает Кожана-
заров. — Два года отара в тысячу голов‚хо-
дила по высокогоркому пастбищу, самые
жирные барашки были в отаре. Овцы да-
вали много молока и шерсти, ни один яг-
ненок за это время не погиб. А сейчас
вдруг такая страшная угроза...»

Ущелье то расширялось, то резко сужа-

управляющий Рудоуправле-
ния имени Ильича
Кривой Рог. -

в КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Копилка опыта

«Прочти эту статью» — четко выведе-
но на четырех картонных папках, выстав-
ленных в комсомольской комнате Днепро-
cipoa (Запорожье), В папке с надписью:
«Из опыта работы пропагандиста и аги-
татора» собраны вырезки статей из цент-
ральных газет, Вот корреспонденции: «Аги-
татор пришел в цех», «Агитатор учится»,
«Будь вожаком и организатором молоде-
жи». В другой папке подшиты десятки ин-
тереснейших материалов, отражающих ге-
роические дела фронтовиков. Остальные
папки регулярно пополняются статьями об
опыте комсомольской работы, стихами, от-
рывками и емариев и новых пьес со-
ветских драматургов. =. : eee ot

Комсомольские билеты героев

Комсомольский билет № 1314576 при-
надлежал 20-летнему Николаю Бородуш-
кину, павшему смертью храбрых в боях за
Сталинград. Края билета оторваны. Это
след осколка снаряда, сразившего героя.

Подолгу стоят комсомольцы цеха при-
способлений тракторного завода перед вы-
ставкой билетов героев-комсомольнев, от-
давших жизнь за родной город. Выстав-
ку организовал комитет комсомола цеха,
готовясь к общему собранию, посвящен“
ному комсомольскому билету. Доклад на
зту тему сделал секретарь комитета Во-
лодя Есипов. Фронтовик Иван Перекати,

— Ой девочки, как хорошо вышито!
Это чье, Неллино? Смешно, правда? За-
яц-живописеи пишет портрет бульдога,
У которого болит зуб!.. Нет, это Сима при-
несла. Она любит забавное. А как вареж-
ки и карманчики для семилеток нравятся?
Только зачем тут собака розовая? Вот
странно!..

— Ничуть!-отвечает Мила Крылова—
Просто у Лиды ве было коричневых ни-
ток. Семалетки не удивятся, они любят.
сказки, а там бывают и необычные собаки.
Правда, Аня?

— А я пионера вышила с барабаном, —
говорит Нина Богданова, — чтоб знали, от
кого подарок, и надпись: «Веселым малы-
шам». Ничего получилось?

— Хорошю, хорошо, девочки, — успокаи-
Bier вожатая Нина Кузьмина. — Только
раньше ‘закончим все наши дела. Что, много
осталось?

— Het,— откликаются девочки. — «Чем-
пионов» дорисуем, альбомы разложим, И
все будет. готово! $

Голубая комната, веселая, карядная, св®=.
жеокрашенная, полна осенних цветов,
вышивок, картин. Кажется, все позаботи-
лись о том, чтобы тут было приятно си.
деть, беседовать с друзьями, Узнавать
школьные новости, отдыхать в перемены
кежду уроками. Горшки с цветами принес-
ли пионерки = юные натуралиетки. Вы-
ставку рукоделий и подарков малышам -се-
милеткам открыли Нелли Пробкина, Таи-
са Французова, Лила Кокореза и их пол-
руги по вышивальному кружку. Плакат
«Наши чемпиокы» с описанием школьных
достижений в спорте написали Надя Ива-
нова и Галя Осипова. Люся Ромадина по-
дарила интересные «Военные шахматы»,
они пополнили общую коллекцию настоль-
ных игр дружины. :

Но особенно потрудились редакторы от-
рядных газет «Голос школьника», «Пио-
нер», «Школа». Точно к сроку выпустили
си свежие номёра и в конце каждого из
них + загадки-головоломки. 4-й отряд
спрашивает всех ребят, заходящих в пио-
нерскую комнату, что это такое: «Живет
толчея, вьется, как! змея, въется-то вьется.
да больно дерется, гора на горе, дыра на
дыре, созсем ‘нет покоя, что это такое?»
6-Й отряд тоже свое загадывает: «Где го-
род Глубокое, гора Высокая. мыс Черный,
обтров Белый, река Оранжевая?..>

Здесь, в школе на Заставской улице, эта
толубая комнажа стала веселым  пионет-
ским клубом. В большую перемену дверь
комнаты < надписью «Дружина № 79» по-
минутно открывается. И слышна веселая
Перекличка девчат за столом:

— Le melon d’eAu. ¥ toro? La trompette?
Те сап!? Ножик, ножик, матушка! Это да-
Re перзоклассники знают...

старый комсомолец Греков, стахановка
Оля Пацкова рассказали о том, как они хра-
нили комсомольский билет.

Родительские дни в школах

По инициативе Кировского райкома ком-
сомола в 27-й неполной средней школе
Свердловска проведено родительское <о-
брание. Комсомольцы заранее об’явили об
этом на предприятиях, беседовали с от
дельными работницами.

Собрание было многолюдным, оживлен-
ным. Локлалчик познакомил собравшихся
с последними постановлениями партии н
правительства о школе, подробно раз’яс-

лось. Высокие гранитные стены закрывали
солнце. Было прохладно. По пути Тойчи-
век встретил Атаке Сулейманова, 18-лет-
него старшего чабана, давнего своего со-
перника. Атаке ловко гарцовал на коне.

— Здравствуй, Тойчивек! Что тебя ве
видно. славный джигит? Почему ты не
приехал в ущелье Кенкол? Мы ждали
тебя и долго не начинали борьбы.

— Рабскажи, Атаке, кто Из джигитов
победил.

Сулейманов улыбнулся.

— Я переборол всех...

— Счастливый ты, Атаке.. Десять лет
учился в школе и все-таки не засох,
остался хорошим джигитом. .

— Науки не сушат, Тойчивек. Они де-
лают человёка сильнее, увереннее. Ты зря
недоучился; еше четыре года — и получил
бы среднее образование.., _

Так разговаривая, Тойчивек и Атаке
под’ехали к ферме. У дверей’ сыроварни
они встретили Кальбюбю Сурамбаеву-

Кальбюбю много знает. Старые чабаны

ния роль семьи craven nae pe ae всегда любуются чистотой в ее кошаре,
nero поколения. Затем. был избран РОДИ-   упитанностью овец и баранов. Ничто He

тельский комитет.

может вывести из равновесия Кальбюбю,

Такие же родительские собрания бУДУТ   лаже болезнь овен. Спокойно, деловито

проведены в школах других районов.

Учительские «пятницы»

она принимает меры, и через несколько
дней болезнь исчезает.

— Может, в этом спокойствии ее сила, —

Каждую неделю в ашхабадском Доме   говорят чабаны. — Чем спокойнее человек,

учителя собираются молодые преподава-
тели школ города на учительскую «пят-
ницу», организованную горкомом комсо-
мола. В программе «пятниц» — лекции,
доклады на международные, политические,
научные и общеобразовательные темы;
лекции о методах пионерской, комсомоль-
ской работы. и т. д. Затем обычно высту-
пают писатели, поэты, артисты города,
показываются новые кинокартины-

geo ЕЬВК

тем он толковее действует.

Кальбюбю привезла на сыроварню мо-
локо. С ней был и приемный ее сын Кенч-
кимбай — 12-летний шустрый! паренек. По-
чтительно пожав руку Сурамбаевой, чаба-
ны спросили о ее здоровье, о делах в ота-
ре. Кальбюбю ответила, что она здорова,
овцы тоже все здоровы, нагуливают жир,
и справилась в свою очередь, что нового
у Тойчивека и Атаке,

Играют в лото на пяти языках. Разгады-
вают кроссворд «Конь». Читают об’явления
на доске «Что нового в нашей дружине?»

Школьный год только недавно начался,

а дружина за Московской заставой живет.

весело, интересно. Много задумано дел, и
о вых рассказывает всем пионерам доска
об’явлений: :

«Готовьтесь к соревнованию по легкой
зтлетике». «У нас будет свой литератур-
ный жуюнал. Об’является конкурс на на-
звание!» «Пишите отзывы о прочитанных
книгах в альбом дружины «Моя любимая
Kira».   ти

Ребята узнают, что в выхотнои в 12 ча-
сов дня пиоверы идут в домик Петра Ве-
ликого на берегу Невы, что  тимуровцы
команды Милы Крыловой получили благо-
дарность от старушки — матери бойца, У
которой они мыли полы в квартире, что в
среду состоится первое занятие пионер-
ского актиза (как вести учет работы в
звене и отряде) и что их подругу по
дружине Олю Романову райком комсомола
награждает грамотой за хорошую работу
по восстановлению родной школы...

— Мы ве поздравим, девочки, говорит
Нина Тихоновна,— перед всей дружиной,
лалко? Оля заслужила это!
`Значит, скоро будет сбор. Торжествен-
но пропоет свою песию горн. Соберутся в
] болышом зале школы все пионеры, и сму-
шающейся славной Оле будет приятна об-
щая радость по поводу ее награды. Здесь
в обычае выносить благодарность перед
строем тем, кто этого заслуживает. Хо-
роший поступок товарища — горлость
всей дружины. Но есть в ней и такие пио-
‘веры, которые заслужили благодарность
всей Родины. За чуткое ‘сердце, за смелую
душу, нежность в беде и суровое, не дет-
ское мужество.

Вот встретишь их в строю и отличишь
только фто блеску золотых медалей с иг-
лой Адмиралтейства — символом воинской
поблести защитников города. Такие poso-
вошекие, веселые девочки с бантиками и
косичками, ‘любительницы вышивания, CTH-
хов, шумной беготни, — что они могли
видеть в своей маленькой жизни? Сейчас,
когда страшные дни позади, не будем
тревожить ребят, пускай об этом расска-
жут отрызки из коротких воспоминаний во”
жатой Нины Кузьмиеой:

«Фронт в двух километрах от нас. Од-
на остановка свободного трамвайного про-
езда. Дальше нужен пропуск. Свет погас,
и волы нет в домах. А наша школа все-
тажи работает. Учатся ребята в бомбоубе-
ие.

«В пионебекой комнате чугунная печур-
ка. Сюда бегают греться ребята, дежуря-
шие в трезогу на крыше. Собезут во дво-
ре снег и поставят самовар. Ночью дом

‘

так качался, что они держались за котел.
Дети-дежурные были всю ночь на чер-

даке, утром отказались итти домой, без сна

сели учиться».

«Головко Рита — удивительная девочка.
Настоящая дочь моряка. Зажигательные
бомбы тушит всегда первая. Увидела ее
на Международном во время артобстрела.
Рита, Нина Снисаренкю и Галя Стёпочкина
перевязывали раненых. И ни одного взгля-
да кругом — на кровь, на трупы убитых:
Сделали, что надо, вернулась в школу ва
пост»,

«Сегодня страшный день для всех нас.
Снаряды попали в соседнее здание, оскол-
ки — в нашу школу. Убило в раздевалке
двух малюток из нервого класса. Они
умерли через  десять-пятнадцать минут
после ранения. Я никогда не видела ди-
ректора Серафиму ИвановЕу такой под-
давшейся горю». .

«Разбирали старый дом на Заставской.
Дети несли в школу бревна, лучину, ше-
пу. Все чаше повторяются наши утраты.
Умер математик. Скончался муж рафи-
мы Ивановны. В классах много пустых
мест. Тем, кто не в силах притти в школу,
девочки относят на дом суп». .

«Нельзя ни на минуту забыть о войне, за
каждым домом артиллерия. Так и заня-
тия илут под сплошной грохот орудий.
Устроили елку, но никто из детей He TaH-
позвал. Силели, сгорбившись, не по-детеки
усталые. Некоторых, особенно’ слабых, де-
вочки отнесли на руках домой...»

«Есть у меня замечательные девчушки,
такие работяги, такие душевные. Не толь-
ко свое горе выносят, но и всей душой
хотят, где надо, помочь. Нина Титова хо’
лит по домам, разносит почту. Октябрина
Ильина дежурит на чердаке...»

«Серафима Ивановна иногда говорила
ребятам: «Подождите, булет заря!» Этот
пень, наконец, пришел. Сидели все Ha
крыше, смотрели на наш дорогой Ленинград.
в ракетах и огнях. Дети выпустили боль-
шую газету. Сохраню ее для истории на-
шей дружины; «Кто видел салют, не забу-
дет его всю жизнь», — написала Ермолаева.
«Пионеры, поздравляю вас!.» Это-— Люба
Рысакова. Но особенно тротательна за-
метка Вали Гавриловой:.

«Услышав такую весть, мы, ленинград-
пы, не могли перенести ee без особого
чувства, и я тоже не могла слушать без
особого чувства. Мне так хотелось пла-
Kath, но не от горя, а от огромной ра-
дости. И я написала стихи: :

Й сеодце радостью пылает. ‘
_Милей ы ярче стал весь свет.

Мы этого дня так ждали,

Так ждали мы этого дня

И вот, накоечец, узнали:

Блокада теперь снята!»

ОТАРА В ГОРАХ

— Ой, Кальбюбю, не говори, Несколько
ATHAT He пьют, не едят и все время
жалуются на болезнь... Вот приехал за ве-
теринаром,— сказал Тойчивек. .

Что с нами случилось?

— Коростами покрываются баранчики.
— Плохо это, Тойчивек. Ты отделил
больных?

— Отдёлил!. — Тойчивек с ‘надеждой
посмотрел на Кальбюбю, и та сказала, чт
сездит с ним в отару. т

На дворе фермы под навесом лежали
горы шерсти. В глубине сарая виднелись
бочки с брынзой.

«Богато мы живем», — подумал Той-
чивек.

Он стал подсчитывать, сколько этим ле-

TOM настриг шерсти и сдал молока, и
сбился. Выхюдило очень много...
Обратно Тойчивек ехал не один: его
сопровождали ветеринар, Кальбюбю и
Кечкимбай.

Наступил жаркий полдень. Кечкимбай

ехал позади. Сняв шапку, ок громко пел
новую песню, сложенную сегодня. Чаба-
ны невольно заслушались его пения.

Мой отец на фронте сражался,
Он погиб за родину как герой...
Проклятые немцы убили славного
: джигита,
Осиротела его семья...

Придет день, я стану храбрым аскером,
Тогда я собсчитаюсь с немцами... -
Сколько звезд Над моей головой,
Столько голов слетит с немцев.

Это будет справедливая плата

За смерть моего отца-джигита...

Кечкимбай — прекрасный импровизатор.
Он легко складывает песни и нод комуз
‚поет их своей приемной матери. Все проро-
чат Кечкимбаю славу народного акына,

Ехали долго, слушали песни, говори-
ли, но вот показалась кошара Тойчивёка,

‘и путники спешились. Ветеринар и
Кальбюбю внимательно осмотрели боль-
ных ягнят.

* * *

Вог уже второй девь Тойчивек не вы-
ходит из кошары. Он срезал ножом с де-
сен ягнят маленькие нарывы, смазал ран-
ки иодом, снял струпья с кожи и при-
жег больные места кипящим жиром, CMc-
шанным с купоросом. Больных ягнят Той-
чивек кормил с рук.

Шли дни. Тойчивек похудел, в походке
его появилась усталость.

Но ягкята поправлялись.

Чтобы окончательно исчезла злая 6о-
лезнь, Тойчивек решил устроить для своей
стары купанье.

Рапа и Расия сутки кипятили воду, пол-
мешивая в Нее криблин. Киняченую воду
выливали в бетонированную яму. Когда е®
стало достаточно, Тойчивек пригнал ота-
ру и через узкий проход пропускал ове-
чек в ванну. Там они погружались в
теплую воду, барахтались и выбирались с
противоположной стороны на загон.

Так были поковчены все счеты с болез-
нью. Тойчивек ‘повеселел. Через неделю
после этого он выступал Ha KOMCOMOJIb-
ском собрании колхоза с рассказом об
опыте сохранения молодняка. :

—. Для чабана главное — болеть душой
за отару. Даже самые ценные советы уче-
ных людей не помогут, если чабан .рабс-
тает равнодушно. Всякий случай заболе-
вания овец принимай как личное весча-
стье и тогда будешь легко преодолевать
любые трудности, закончил свой отчет
Кожаназаров.

Атаке Сулейманов и Кальбюбю Сурам-
баева, сидевшие. в первом ряду, согласно
кивали головами: они знали, каких трудов
стоило Тойчивеку прекратить заболевание
молодняка, :
+ *

Богат таласский колхоз имени Ленина.
Он много сеет зерновых, табаку, свеклы.
Но гордость колхоза — это его животно-
водство. 13 тысяч овец, 600 лошадей и
столько же коров пасутся на альпийских
лугах ТявьЧаня. И много молодых чаба-
нов, таких, как Тойчивек, Атаке, Кальбю-
бю, своим самобтверженным трудом умно-
жают богатство колхоза, приносят боль-
шую пользу родной стране.

М. МЕНЬШИКОВ.

Ущелье Кенкол, Киргизский хребет
Тянь-Шаня. - 3

Плакать от радости! Какая славная де-
вочка».

«Серафима Ивановна выздоровела, при-
шла из больницы. Интересно рассказыва-
ет. Лежит она в палате, смотрит в окно.
Сколько народу на Московской заставе ей
знакомо! Многих учила за тридцать лет
работы на Заставской. Прошел бывший
ученик, на завод торопится. И эта жен-
щина тоже у нее училась. Подошли к ре-
шетке больницы учителя из ее школы,
что-то говорят ей, знаками показывают,
раскланиваются, на радиорупор рукой ма-
шут. Не поняла. А ‘какой-то пионер, из-
дали не узнала, буквы даже в воздухе
стал писать, что-то вроде З.У. Что та-
кое — понять не могла. :

— Ну как же, Серафима Ивановна, —
сказал кто-то в учительской.— Недогадли-
вая вы какая. Ведь они вас все поздрав-
JAJA. Bam присвоено звание заслуженного
учителя! В школе была большая радость,
по радио говорили, а вы и не слышали?»

„.Бригадиром стала Лиля Бесонова, А ее
главными помощницами — Галя Столярова,
Кира Денисова, Нина Михайлова. Дворник
Трофим предложил свою помощь и совет.
Пошли вместе на крышу.

— Давно не бывали,— сказал Трофим —
Чистота кругом какая! Наша Заставская
не уступит другим. Смотрите, кто там в
люльке? Вот красит, старается!

— Ау нас дыра порядочная, — сказала.
ссмотревщись, я. — Большая пробоина.
Справимся? —

и На зло немцу, девочки!—заявил Тро-
им. :
..Сейчае не найдешь в коыше школы
№ 356 пробоины от снаряда. Почти исчез-
ли знаки осады. Классы светлы и чисты.
Упютен кабинет Серафимы Ивановны, чу-
десная Учебная комната у семилеток —
общих любимцев. Кто тут штукатурил,
красил, белил, чинил паркет, во всех ра-
мах вставлял стекла, покрывал лаком пар-
ты? Это делали девочки, и среди них
многие из тех 114 награжденных медалью
юных героев, для которых сейчас первая
забота и радость — хорошее имя школы,
ве прежняя, дорогая всем честь.

Это волнует всех. И Серафиму Иванов-
ну Куликевич, проведшую тут 30 лет жиз-
ни, и Зою Михайловну Клементьеву. за-
ведующую учебной частью, и Наталью Ни-
колаевну Викураеву, любимую учительни“
ку Литературы, и всю дружину № 79, от.
вожатой до младшего пионера. В истинном

пережизшие вместе голод, нужду, артоб-
стрел. Пора суровых испытаний их сбли-’
зила. Они стали друзьями, преданными и
верными на многие и долгие годы.

Ленанград;:

содружестве и единении работают люли,

Ир. ИЗМАЙЛОВА.  5 октября 1944 г.

Друзья, без моря я тоскую,

На крейсер, как домой, спешу,
Я форму русскую морскую

С великой гордостью нощу.

Птеннцом-мальчишкой желторотым,
Когда матросы мимо ‘шли,
Мечтал я быть героем флота,
Пуская в лужах корабли.

Мне мама вышила полоски
На голубом воротнике,

И я старался по-матросски
Грести и плавать на реке.

Мне мичман с кортиком блестящим
Казался сказочным божком.

Как я хотел быть настоящим,
Заправским волком-моряком!

Мне нравились слова морские:
Корвет и кранец, зюйд и норд.
Достал сигнальные флажки я

И знал на карте каждый порт.

А книги!.. Я под разным румбом
В мечтах восторженно бродил,
Был Берингом и был Колумбом
И в бой с Нахимовым ходил.

Так как же не любить, скажите,
Мне нашу флотскую семью,

И мой корабль, и синий китель,
И флаг, простреленный-в б0ю?

Что в жизни мне еще дороже?
Я горд и рад, что я моряк.

Не молод я, но будь моложе —
Клянусь — я снова жил бы так!

В боях и штормах белой вьюгой
Виски покрыла седина.

Я жил не зря — тому порукой
Мои морские ордена.

Мне сухопутный воздух душен,
5 Отвык я, видно, от земли,

Мне кажется, что и на суше

Дома дымят, как корабли.

На берегу мне скучновато,

Спешу на крейсер, как домой.
И детвора, зайдя в кильватер,
Тслпой глядит на кортик мой.

Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.

ДРУЖБА ПОКОЛЕНИЙ.

Однажды. прохотя по цеху. Георгий Вла-
гович Власов заметил возле шорника Савз-
тел Замараева двух пареньков в праздных
позах.

-— В тости пришли? — строго спросил

Baacos.— Делать вам. видно, нечего.
_ Юноши смутились и исчезли. Ушел и
Власов, но при первой же встрече с Зама-
раевым он вернулся к оборванному разго-
вору.

— Для тебя, Саватей, должно быть сва-
то твое рабочее место, а ты во время дела
лютей вокруг себя собираешь. Смех, шутки,
разговоры.

Часто беседуют Власов и Замараев. С тех
пор. как Георгий Власович взял шефство
нал юным рабочим, он следит за его трудом
и поведением. изучает его характер, ста-
рается влиять на паренька. Однажды Геор-
тай Власович заговорил с ним о человече-
ском достоинстве, о ‘манере держать себя.
Слова эти запомнились Саватею. Он стал про-
ще, своболней. серлечней в обращении с
людьми. А сколько полезных житейских со-
ветов получил Саватей от своего нового дру-
та; как правильно расходовать деньги, как
заправлять койку, чтоб она при любых усло-
ввях выглядела опрятной, как следить 32
своим здоровьем:

Салатей не дружил с книгой, неё ходил в
кино. Котда обитателям общежития было
скучно, они забавлялись игрой в ножички.

-— Я прочитал хорошую книгу — «Не-
покоренные»,— сказал однажды Георгий
Власович Саватею.— Прочти-ка ee вслух
ребятам. Потом расскажешь, что вам понра-
BIHIOC.

Друзья прочли эту книгу. По co-
вету Власова они все вместе смотрели фильм
«Большая земля». Обзавелись настольными
‘играми.

Как-то Георгий Власович пригласил Сава-
тея в клуб. Они хорошо провели вечер. Ча-
сто бывает Власов у Замараева в общежи-
тни. Заходит и Саватей на квартиру к св0е-
му названному отцу. Георгий Власович за-

ботится о гардеробе подростка. Помог ему   подростки, наблюдая

приотеться. Давно ли Саватей был неряш-
лнвым! Теперь он стал совсем другим. Под
янулся, повеселел, и работа у него пошла
лучше. Осиротевший во время войны пол-
росток нашел настоящего друга.

Работница Евдокия Ильинична Лукина
шефствует над тремя подростками. Вначале
она обратила внимание на Клаву Сукмано-
ву. Работала она неважно. случалось, что

ботница плохо жила. Евдокия Ильинична
научила Клаву Сукманову работать без бра-
ка, помогла ей получить путевку в дом от-

не вырабатывала нормы. Оказывается, ра-.

дыха. И вот результат: юная работника хо-
Ропю справляется с делом, стала передовым
человеком.

Так же тепло заботится Евдокия Ильи-
нична о Павлике Меньшикове и Мише Kop
ниенко. Она даже обедать ходят вчетвером,

Калровые работницы цеха, гле начальни-
ком Раппонорт, ‘по-матерински ‘заботятся о
самых юных тружениках, помогают всем
подросткам, нуждающимся во гнимании стар-
шах. Женщины-шефы стлрают й чинят их
влежлу. а самое главное —- воспитывают в
них трудолюбие, вежливость. подтянутость.
Это очень важно. Насколько необходимы
ЮНЫМ рабочим помощь и поддержка старших
товарищей, можно судить по тому же Сава-
тею. У него есть лрузья-сверстники. Однако
паренек чаще приходит к шефу, читает ему
полученные от родственников письма. обра-
шается за советами. рассказывает о своих
поступках. Георгий Власович Власов —
опытный работник, отец взрослого сына, х0-
роший физкультурник —— авторитет для
юноши.

За время войны значительная часть юных
рабочих об’единилась в молодежные брига-
ды, смены. участки. Немало создано моло-
дежных пехов. Много юношей и девушек
живет в молодежных общежитиях. Это пра-
вильно. хорошо, удобно. Но это не значит,
что молодежь нужно отгородить от кадровых
рабочих. Даже в молодежных бригадах и 90-
шежитиях воспитательная работа без влия-
ния старших, умудренных житейским оны-
том людей не будет полной. Некоторые ком-
сомольские работники. к сожалению, не ду-
мают нал укреплением этих связей.

Комсомольский комитет стееняется при-
влекать к воспитанию юношей пожилых ра-
бочих. Очень редко устраиваются на заводе
ветречи кадровых рабочих с молодыми. А
ведь старикам есть чему поучить молодежь,
есть 9 чем рассказать.

Секретарь цеховой комсомольской органи-
затии Федченко ограничилась тем, что co-
ставила список нуждающихся в шефетве, а
дружбу Георгия ВЛасо-
зичз Власова и Саватея Замараева. Часто
говорат с обидой: :

— Почему над нами никто не возьмет
шефство?

стати, шефство не единственный ©1000
укрепления связей между кадровыми и но-
выми рабочими. Неплохо, если в молодеж-
ной бригаде будет пожилой рабочий. Нало
смелее привлекать кадровиков к произволст-
венному обучению и воспитанию молодежи.

Н. СЛИЖАРСКАЯ.
Свердловск, Н-ский завод.

ВЫПУСК АГРОНОМОВ-ПОЛЕВОДОВ

ЧКАЛОВ, 7 октября. (Наш корр.). В
Бузулукской школе специалистов сельско-
го хозяйства состоялся первый за время
войны выпуск агрономов-полеводов. Ди-
пломы © отличием получили Кувалдина,
Шатохина и Черкова. Кувалдина будет
продолжать образование в Сельскохозяй-
ственной академии имени Тимирязева в

5 ыы rd =

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

Москве, а Шатохина и Чернова *— в Чка-
ловском сельскохозяйственном институте,

Двухлетняя учеба в школе сопровожда-
лась оаботой на полях подсобного хозяй+
ства. Здесь под руководством опытных не-
цагогов студенты проходили практику.
Они своими силами засеяли сортовыми се-
менами 230 гектаров зерновых и получили
высокий урожай.

НЕНАДЕЖНОЕ СРЕДСТВО...

На нолях колхозов «Большевистский путь», «Знамя колхозников»
и имени Кирова Кашарокого района Ростовской области осталось
много колосьев. Немалые потери допускаются при перевозках зерна
на элеватор. Комсомольские организации этих колхозов мирятся
полобной бесхозяйственностью. Райком комсомола намечал различные
мероприятия по борьбе с потерями урожая, но ни одно из них до сих
пор не осуществил. {Из письма в релакцию)-

г

3 стр.