ЖЕЛЕЗНАЯ ЛАВИНА

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

Войдя в бреши, пробитые в немецкой
обороне, наши танки и мотопехота стреми-
тельно ринулись вперед. Умелым: обходным
маневром была решена судьба Тельшайской
группировки противняка. Город был взят
решительным штурмом. Он начался с Boc-
ходом солнца, а к 9 часам утра над городом
вавился красный флаг.

Враг бешено сопротивлялся, бои возника-
ли на перекрестках улиц, в домах, на 0г0-
ратах. :

Еще шла перестрелка на окраинах Тель-
пая, 3 танкисты продолжали свой рейд и
уже нодхолили К Илунгянам и Вули,
Злесь снова было проявлено высокое искус-
ство маневра.

Этот выдающийся успех войск 1-го При-
балтийского фронта, был достагнут благола-
ря высокому мастерству советских генера-
лов и офиперов и несравненному мужеству
солдал. Наступление шло днем и ночью.
Пехота совершала  суворовекие марши,
проделывая в сутки с боями по нескольку
десятков километров. Стремительноеть на-
шего наступления липгила противника в03-
можности задерживаться на промежуточных
рубежах и вынуждала его бросать в бой
подкрепления с хода, в невыгодных для него,
условиях. i

Цель близка, и это вливает в наптих бой-
пов новые силы. Считанные километры
эстались ло моря, считаннеея километры —
до Восточной Пруссии, Но чем ближе мы
подходим в Балтике, тем яростнее compo-
тивляетея враг. Натиим частям неретко поя-

ходится отражать контратажи немцев. Раз-

розненные группы противника, поддержан-

ные танками,
наступление.

На одну налшу роту двинулось пять не-
мецких танков. Гвардии рядовой комсомж-
sex Петр Пискунов выдвинулся 0 своим
противотанковых ружьем вперед и залег з

пытаются задержать наше

кустарник. Когла головной. немецкий танк

похошел в точке наводки, комсомолец вы-
стрелил, Стрелять вторично не припе
roch — танк заторелся. Немцы разверну-
лись и, бросив головную машину, стала
уходить.

В лесу, возле нахеленного пункта Вчек-
inal, namu бойцы захватили 9 совершел-
но исправных немецких танков, 6 взяты
возле Тришкяй. Эти 15 танков принадле-
жали немецкой танковой дивизии, ны-
не разгромленной. Дзже отборные танки-
CTH йз ритлеровекой банды не в силах
устоять перед натиском советских войск.
Немцы вынуждены славаться в. плен вместе
с боевыми машинами.

В первые дни наступления погода не-
сколько сковывала действия нашей авиа
ции. Теперь сотни самолетов поднялись р
BOBIYX.

Наши войска успешно развивают наоту-
пление и, нанося по врагу улар за ударом,
вытили на побережье Балтийского моря.
Тем самым заперта группировка немецких
войск в районе Рига — Либава — Виндава.
Перерэзав врагу пути отхода в Востечную
Прусоню, mamta наступающие части угото-
вили для немехкой группировки новый
«котел».

Л. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ.

1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ.

(По телеграфу).

Бои за остров Эзель

От военного коррёспондента «Комсомольской правды»

Волнуется море. Волны набегают на бе-
рег, с грохотом разбиваются о скалы.

В глубине острова не смолкает гул оже-
сточенных сражений. Идут.бои в лесу, в по-
селках и селах.

С каждым днем все меныше становится
немцев на острове Эзель. Противник пы:
тается подбросить сюда подкрепления. Но
наши летчики-торпедоноещы, бомбардиров
{niu wu штурмовики бьют немцев с возду-
ха. 5
< Один за другим падают узлы обороны
врага...

.. Bor один укрепленный пункт у ста-
ранного особняка. С высокой каменной баш-
пи бьют вражеские пулеметы. Несмотря ча
то, наши штурмовые группы умело выкури-
взют немцев из укреплений. Вот пулеметчи-
ки Алексеев и Масленников ударили по
немецким амбразурам. Дым, клубы пыли,
осколки камня, В это время артиллеристы
Смирнова выкатывают пушки и стреляют
прямой наводкой. Уцелевшие немцы выпол
зают из-под обломков и стоят, подняв руки
Оборванные и грязные, оная сбились в кучу.

В боях, развернувшихся на острове, со-
ветские войска захватили приказ ставки не-
мецкого верховного командования. Называя
Эзель ключом к Рижекому заливу, Гитлер
в этом ариказе требует от своих солдат.
чтобы они сражались за остров до послед-
него патрона. Но приказ мало действует:
Число пленных растет. Немецкие опорные
пункты ликвидируются один за другим. Не
помогают врагу ни контратаки’ эсэсовскях
застей, ни завалы на дорогах. Так, у пунк-
та Кандла немцы бросили в бой большую
группу пехоты при поддержке танков и са-
моходных орудий. Эта коятратака была от

бита с огромным уроном для врага.: Дзе
большие группы немцев были загнаны на
мыс, глубоко вдающийся в Рижский залив,
и здесь истреблены бойцами эстонской ча-
сти.

„.Порт Рахикюля. Немцы постарались
здесь все взорвать, уничтожить. Однако
кругом кипит напряженяая работа по вос-
становлению. На рейде стоят суда, снуют
катера. Группа пехотинцев подтягивает
ионтоны. В группе обрашает на себя вни-
мание пожилой солдат с обзетренным ли-
цом. Это Василий Кузьмин, Второй раз cpa-
жается он с немцами, 30 лет назад его
наградили тремя Георгиями, В дни Великой
Отечественной войны он заслужил два ор-
дена и медаль. На острове вместе с отпом
воюет и его сын. . ;

..Maneupxua mocenox. Jlomaku с черепич-
ными красяыми крышами. Немцев только
что выбили отеюда. По улицам прохолят на-
ши подразделения. Улица, минуту назад ка-
завшаяся безлюдной, оживает. Жители-
эстонцы выходят из потайных убежиш, об-
нимают своих освободителей — русских ва-
инов и своих земляков, солдат генерала
Иэрна. :

В штаб непрерывно поступают сообщения
об оквобождении новых и новых пунктов
на острове. Уничтожаются последние остат-
ки немецких войск на эстонской земле.
Путь наступления наших частей отмечен
разбитой вражеской техникой, трупами нем-
цев и длинными вереницами пленных. Бла.
зок дель, когда на острове Эзель не оста
нется ни одного немца.

Старший лейтенаит М. КУРГАНОВ.
ОСТРОВ ЭЗЕЛЬ. (По телеграфу). `

На Рижском

направлении

_ Советское Информбюро сообщило 06 oczo-
бождении города и коупной железчолорож-
ной станции Огре. В тот же день на Риж:
ском направлении Hamu войска © боями
заняли более 60 доугих населенных пунк-
тов,

Город Огре — расположен в устье реки
того же названия, впадающей в Запалную
Лвину. Немцы были выбиты из города в ре-
зультате стремительного удара налтих на-
ступающих полразлелений.

Вот что рассказывает взятый в плен н3
улице Огре унтер-офицер Гергарлт Мюллел
из саперного батальона: «На сооружения
и усовершенствование оборонительного ру-
бежа в этом районе были брошены вее си-
лы гарнизона, согнаны жители в окрест-
ных мест. Мы ке ожидаля такого сильного
удара».

Действительно, удар был ошеломляющий,
н немцы даже не успели взорвать плотину
через реку Огре, разрушить крупную бу-
мажную фабрику и другие сооружения.

Мы входим в Огре ¢ севера, где ночью
тействовали  тварлейны Н-ской части.
Под ногама шуршит опавшая листва. Ветре-
чаем русскую женщину из-под Ленин-
трада Марию Ивановну ИКоявхину. Немцы
пригизли ее год назад вместе © другимч

женщинами и подростками на эту бумаж-
ную фабрику. Ола говорят о том, как нем:
цы расправлялись с кажцым, кто чем-ни-
будь не уголил хозяину. Когла наи чаеза
повели наступление на Рижеком направ-
лении, хозяин засуетилея. Он стэл укла-
дывать награбленное в Латвии добро. В’ по-
слелний раз он под угрозой раоправы 33-
ставил шофера Нетерса погрузить моторы и
ценное оборудование фабряки, Он сам с-
провождал малтину до Риги. Улучив мину-
ту, шофер вместо указанном» маршрута в
порт повернул обратно в Огре, кула и 30-
ставил моторы и оборудование. :

` Через день наши части сказалихь уж»
в тылу вражеского гарнизена Огре. Нем-

цы подожгли главный когиуе фэбрики, но

рабочие, пользуясь паникой в етане врага.
потушили пожар.

Отброшенный с рубежа реки Отрэ, про-
тивник делает попытки задержаться на за
ранее подготовленных позчпиях. Eme my¥
боя доносится ло улиц Огре, а на фобрике
уже приводят в порядок агрегаты.

А. БАШКИРОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
(По телеграфу). :

Полвиг комсомольца Гончара

Шестевка краснозвездных истребителей
под командованием гвардии старшего лей-
тенанта Крылова поднялась в воздух:

Возле линии фронта гвардейцы встрети-  .

ли большую группу немецких бомбарди-
ровщиков в сопровождении истребителей.
Вражеские самолеты намеревались бомбить
нашу переправу. 3

Ведущий подал команду ‘атаковать вра-
га, Кавалер ордена Славы И степени гвар-
дин лейтенант Иван Гончар смело вступил
в бой с бомбардировщиками. В первой же
атаке он сбил одного «Юнкерса». По вто-
рому бомбардировщику Гончар ударил из

пушки. Немецкий самолет, об’ятый. пламе-
нем, врезался в землю. :

Подойдя почти вплотную к третьему
бомбардировщику, молодой офицер прошил
его длинной очередью. Вражеский самолет
в воздухе разлетелся на куски. Иван Гон-
чар атаковал четвертого «Юнкерса» и сбил
его.

В этом неравном бою летчик Гончар по-
казал замечательные образцы мужества и
бесстрашия, умения и настойчивости.

Гвардин старший лейтенант
В. ЛЫСЕНКО.

МУЗЕЙ ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ.

КИЕВ, 10 октября. (Наш корр.). В бли-
жайшие дни здесь открывается музей
партизаеского движения на Украине в дни
Великой Отечественной войны
немецких захватчиков.

Уже собрано свыше трех тысяч экепо-
натоз. Среди них: бронированный «ферли-
нанд», полбитый метками гранатами смель-
чаков-партизан из отряда имени Берия,
«апские часы» партизанского изобретате
ля Ивана Петрука, взорвавшего здание ©
нахолившимися в нем кемецкими офицера
мн. Отдельчо собраны гильзы от трофей

OFOSOSSESOTONSSSOO SOO SOHOHO OH IDOI IA 3O9SS08

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр. 11 октября 1944 г.

протиз.

ных снарядов, ящики из-под взрывчатки,
обыкновенный бидон для молока—прими-
тивное оборудование партизанской лабооз-
тории, в которой химики-самоучки под ру-
оводетвом партизанского вожака Одуха
изготовляли тол для диверсионных групп.
В числе присланных экспонатов для
партизаеского музея десятки трофейных
пулеметов, автоматов, винтовок, пистопе
тов, боевые партизанские знамена, ли-
стовки, фотодокументы „Здесь же нахо-
дится личное оружие прославленных пар-
тизанских командиров. Дважды герой Со-
ветского Союза Ковпак поларил музею
свой автомат, любимую шубу и шапку,
компас, планшет, ручку, проделавитие
вместе со славным партизанским вожщем
легендарный рейд в Карпаты. Ценные по-
дарки музей получил от дважды Героя
Советского Союза Федорова.

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ. Смелый. и решительный разведчик гвардии
сержант Розе много раз приносил ценные сведения о расположении противника.
Ян Розе — отличный снайпер, он уничтожил из своего автомата более 100 немцев.
На снимке: гвардии сержант РОЗЕ после очередной разведки с трофейным

пулемётом.

Фото военного корреспондента «Комсомольской правды» И. ШАГИНА.

В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Лекции о’литературе и музыке

Но ннициативе комсомольцев металлурги-.
ческого института Октябрьский райком ком-
сомола Днепропетровска организовал для
студенческой молодежи цикл лекций по ли-
тературе и музыке. Прочитаны лекции: «Ли-
рика Маяковского», «Война и мир» Толсто-
го», «Образ Павла Корчагина в дни Отече-
ственной войны», На-днях будут прочитаны
лекции: «Русская драматургия», «Великий.

`русский композитор Чайковский», «Шестая

симфония Шостаковича»,

‚Обсуждение «Радуги»
в общежитии

Молодые работницы сталефасониого цеха
Сталинградского тракторного завода коллек-
тивно прочли в общежитин книгу Ванды Ва-
силевской «Радуга», Читала комсомолка Ка-
па Еловикова. :.

Девушки искренно и горячо высказывали
чувства, которые вызвала у них правдивая,
волнующая повесть. Много теплых слов бы-
ло сказано о благородстве, великодушии;
человечности советских женщин, о ярком об-
разе Олёны Костюк.

По примеру комсомольцев сталефасонного
цеха обсуждение книг организуется в 0б-

‚ щежитиях других цехов тракторного завода.

Курсы массовиков-затейников

Хороший затейник может оживить моло-
дежный вечер, сбор, внести струю бодрости,
веселья. Дзержинский райком комсомола Мо_
сквы организовал двухмесячные курсы мас-
совиков-затейников. Триднать юношей и де-
вушек приступили к учебе. Занятия ведут
опытные преподаватели пения, музыки, тан-
цев, артисты эстрады,

(
Беседы пограничников

с активистами

В Ашхабаде закончился проводимый впер-
вые в Туркмении семинар секретарей райко-
мов комсомола пограничных районов. Лек-
ции «О боевом содружестве пограничников
с местным населением», «Бригады содей-
ствия и их роль в охране границ», «Формы
и методы связи комсомольских организапий
пограничных войск с территориальными орга-
низациями» читали руководящие работники
политотдела пограничных войск Туркменско-
го военного округа. Особый интерес вызвала
лекция участника Отечественной войны ка-
валера ордена Суворова 3-й степени полков-
ника Григорьева «Обстановка на участке гра-
ницы» и лекция майора Месионежника «Об
иностранной разведке и контрразведке».

‚Изучение советскими физиками светящихся вешеств

На сессии отделения физико-математических наук

Физики большое внимание улеляют Te-
перь изучению люминесценции (холодного
свечения тел), которая в наши дни Haxo-
дит все более широкое применение в раз-
личных областях техники.

Закончившаяся вчера, 10 октября, сессия
отделения  физико-математических паук
Академии наук СССР подвела итоги мно-
гочиеленных научно-исследповательских ра-
бот по этой проблеме, проведенных пол’
руководством академика С. И. Вавилова
Физическим институтом Академии нзук,
Росударственным оптическим: институтом и
другими научными учреждениями.

В своих докладах на сессии академики
Вавилов, Теревин, профессора Гурвич, Ан-
тонов-Романовскиай, Блохинцев, Москвин
осветили проблемы люминесценции жидких
и твердых тел, охарактеризовали ее or-
ромное теоретическое ин практическое зна-
чение. Так, благодаря изучению этого яв-
ления появилась возможность проследить
за преобразованием поглощенной энергии
внутри вещества, сделать ряд заключений
о структуре вещества и характере взаимо-

Зимой ‘этого года комсорг цеха Филипп
Заремба предложил токарю Соколову орга-
низовать молодежную бригаду. Видел комс-

орг, что нужно было помочь руководству

участка в ликвидации брака продукции. Валя

Соколов подобрал еще шесть токарей-уни-

версалов и заранее с ними условился — про-
верять детали строго, резко снизить брак.
Выполнил первую операцию -- проверь раз-
меры по карте и чертежу. Контролируй сам
себя! Когда первая деталь готова, созывает-
ся «летучка» и вся бригада тщательно вы-
веряет окончательную геометрию изделия,
делает замечания, бригадир тут же об’яс-
няет, кто в чем оптибся. Только после это-
го можно смело браться. за всю партию.

Так был уничтожен брак, Все рабочие за-
говорили теперь, что бригада Соколова мо-
жет работать без контролера.

Второй путь, по которому пошла брига-
да,— рационализация. Токари Трофимов,
Быстров и сам бригадир внесли несколько
ценных предложений. Они изменили про-
песс обработки. Через взсколько месяцев
бригада решительно перешагнула нормы -и
задания, В июле молодые рабочие сделали
дополнительно столько деталей, что их
хватило на звено самолетов.

Как-то к токарям зашел ответственный
секретарь заводской многотнражки. Обычно
OH B цехе бывал неспроста, М на этот раз
ребята насторожились.

— Читали «Правду»? — спросил он тока-
рей —Еще не успели? Несколько цехов ав-
тозавода имени Сталина переходит на хозрас-
чет. Что, если и нам попробовать?..

Обратились за советом к мастерам,

— Ничего у вас не выйдет! — ответили
некоторые. — Производетво-то мелкосерий-
ное.

Даже начальник цеха тов. Соледовник
нашел предложение бригады  слинлком сме-
лым,

Но ребята упорно стояли на своем. Со-
колов не отступил. Сходил к комсоргу. к
парторгу завода. Потом на сторону токарей
стала многотиражка,

И настал день, когда  алмипястрация
цеха сдалась, начала подсчитывать нормы
расхода инструмента и материалов для мо-
лодежной бригады,

- Так бритада Валентина Соколова перепола
на хозрасчет, Вскоре бригадир и его това-

‚приступает Московский
1 завод, дают экономию электроэнергии

действия между основными частями моле-
кул. За последнее время открылись алпиро-
кие перспективы применения светящихся

‚составов в светотехнике, Лампы дневного

света, к массовому производству которых
электроламповый
B
два с половиной раза, точно воспроизводя

дневной свет.

На выставке, открывшейся в Физиче-
ском институте, участники сессии ознако-
мились с образцами светящихся составов.
Здесь представлены художественные mai-
но, которым светящиеся краски прадали
исключительную яркость, рельефность и
привлекательность, светящиеся мозаики,
лампы дневного света.

В решениях, принятых сессией, подчер-
кивается необходимость дальнейшего изу-
чения люминееценции и смелого внедрения
ее в различные области техники. Признано
целесообразным создать постоянную KO-
миссию при физико-математическом отде-
лении для координации всех работ в обла-
сти люминесценции. (ТАСС).

рищи посетили ‘завод имени Сталина. С
удивлением ходили они по заводу.

— Это не завод, а целый город!—восхища-
лись токари. Вспомнили свои некоторые цехи
с захламленными углами, и стало стыдно.
«Вернемся, обязательно наведем порядок», —
решили ребята. А когда пришли в пролет
ступиц, где работает бригада Ракова, уви-
дели длинный ряд больших станков — шля-
фовальных, сверлильных, токарных, револь-
верных—и очень мало людей Когда-то в
бригаде Ракова работало 24 человека, а
теперь осталось 13,

— Раньше ‚У нас нехватало людей, нын-
че мало станков, Вот Маруся Колчина пять
сверлильных станков обслуживает, а про-
сит — давайте еще, рассказывал началь-
ник отделения т. Клементьев.

Вдоль станков стоят столы для деталей.
Заготовка постепенно передвигается со сто-
ла на стол, проходя через каждый станок.
Вот она снимается < последнего станка, и
ступица готова.

Рабочие бригады Ракова сначала делали
только олву операцию. Овладев смежными
профессиями, они теперь хорошю справля-
ютея © работой на нескольких станках и
могут быть наладчиками,

Мы,— об’ясняет Раков. — поставили
себе задачей — работать без брака. Надо
было усилить контроль над каждым стан-
ком. Укрепили для этого специальный щи-
ток с «контрольной карточкой ОТК». Кон-
тролер на карточке сверху отмечает номер
детали, тип станка и операцию. Он не-
сколько раз в день подходит к станочни-
ку и проверяет качество выполняемой опе-
рации. В графе «часы» отмечается время
проверки. Если в графе «результат провер-
ки» появляется тревожная запись «неудо-
влетворительно» или «плохо», то станочник
немедленно проверяет, правильно ли произ-
ведена наладка, хоропю ли действует при-
способление. В бригаде давно не помнят
таких сигналов. :

Не плохо и вам ‹лелать такие таб-
лички.,. Ты как думаешь? — спросил самый
мололой из гостей — Саша Быстров.

— Her, пожалуй, они нам ни к чему, у
нас нет пооперационного контроля. Берем
мы заготовку, отдаем деталь в готовом ви-
де. Что же отмечать на этих карточках? —
резонно заметил Трофимов.

Зато понравилось ему другое. В кладо-

BEY

3 73л0-
в то время работал секретарем узло-
fn id ВЛКСМ. Однажды в залу
пертой беседе со мной элоктросварщита
дистанции пути Нина Ждалова а
— Я не хожу ни В Kay), ми ь
acTBY1O B пжке самодеятельт ‚ по-
г i oa тересноюго там не быва-

тому что ничего ин
ет. А мне хотелось бы учиться и грамоте,

ким танцам, и пе:
: А леле, в то время молодежи Руб-
цовки негде было провести часы досуга. 2

Посоветовавшись с активом, мы perma.

пойти в общежития, поговорить с х00-
дежью, Узнать, Чем она интересу?ттся,
чего ждет от комсомольской организа“
ции, Предложений было’ много. Изьних
тогда выбрали несколько, в TOM чис-
ле пожелание устроить в саду 2
лезнолорожнихов массовый молодежлый ве“
чер. Вечер решили устроить в попелель-
ник, хотя сад в этот лень был закрыт.
Пришлось задуматься: кто, же будет коит-
ролером, лежурным в читальном зале, где
взять наотольные игры и кто будет за них
отвечать? Но все это оказалось куда 1ро-
ще, чем прелполаталось. Аня Большакова
взяла на себя организацию читальни и
настольных игр, член узлового комитета
токарь-стахановец тов. Малахов вызвался
провести бесету о самоотверженном труд
мололежи в тылу. Секретарь ‘комитета
BIRCM паровозного депо тов. Саловничий
занялея художественным оформлением са-
да и смены. Комсомолец тов. Сухотерик

согласился быть контролером, & его т0в%-

ритци-—ответетвенными дежурными, Групп-
орг Алексей Мартынов обущал поллотовить
концерт хуложественной самодеятельности.
`И вот появилось об’явление:

«Мололой рабочий! Знаешь ли ты, что
булет в понелельнию в железнодорожном с3-
ay? Если хочешь узналь и культурно 6T-
дохнуть, получи в комитете комсомола, при-
гласятельный бидет, приходи в сад в 9 ча-
сам вечера»,

C наступлелием сумерек в сад прил
более 600 юношей и девушюв, Вовруг бая-
виста Павла Боровикова было особенно
люлно и весело. Шесня сменялаеь вальсом,
после вальса —- pycchad пляска; истюл-
нялись уже известные песни, разучивалиеь
новые. На танцовальной площалке “играл
джаз-оркестр нашего узла. Любители во-
лейбола прошли прямо на плошадку. У
географической карты пруппа мололых ра-
бочих слушала беселу пропаганлиюта о по-
елелних событиях на фронте. В читальне
юноши и девушки просматривали послел-
пие номера журналов и тазет. Любители
шахмат размылиляли над очередным хо-
лом... Так началея этот вечер для моло-
дели, ; :

Затем юнолти и девутики собралиеь в за-
ле клуба. Тов. Малахов рассказал .р заме-
чательных трудовых подвигах молодых ра-
бочих, которые все силы свой отдают пуж-

лам фронта. .
После этого сценой завладели участ-
ники художественной  самолеятельноети,

Весь зал удивился, когда конферансье об’я-
вил:

— Комсомолени Леонид Анлреев прочтет
стихи, посвященные нашему первому «по-
нелельвикву»...

Андреев — поэт! Никто этого не знал
разьте. Потом оказалось, что тожари Мар-
тынов и Матвеев хопотно умеют играть на
балалайке и гитаре. Валь в их созмеетнолг
исполнении был одобрен шумными апло-
дисментами.

Вечер улалея наславу, Он закончился
поздно, расходиться не хотелось. Впервые
в Рубцовке был тажой вечер, где моло-
дежь весело и вультурно отдохнула, пове-
селилась. Мы увидели, как много у
комитега энергичных помощников, —
только клиюни клич, организуй интересное
лело. С тех пор массовые вечера по поне-
дельникам стали устраиваться регулярно.

Олин тажой вечер был посвящен отве-
там па вопросы, Это тоже очень интерес-
ная и нужная форма массово-политияческой
работы. Достаточно сказать, что на вечер
явилось около 900 человек!

нию, и рукоделию.

Комитот комсомола заранее стом
мололежь, что на все интересующи ми
просы в понелельтик дадут ответы
тор предприятия, военный прокурор, м»
дующий партикабииетом, председатель уз
кома професюза, начальли оздела рубуь
го снабжения, начальник wore
уназьного отдела. И посыпались
На некоторые из них давались ответы у,
медленно, & 156—были переданы казну
ным выше товарищам для оботоятельц
ответов. He буду описывать самого вечен
скажу только, что он прошел хорошо. иль
того, вопросы, которые были заданы кон,
дежью, сослужили нам и другую луз»
они показали нам, на что следует хомить
ВЛЕОМ обратить особое внимание; коми,
комсомола, запялея подготовтой oOmeany %
к зиме, стал серьезно WHTepecoBaticg № a
ботой клуба, библиютеки,

В дальнейшем узлозой omer
Mola привлек к участию в молодежных в,
черах инженеров, техяиятюз,  Учаетиу
(течеетвенной войны, старейших желе
дорожников, артистов городе тату,
Назову лишь некоторые темы докладе
леклий, которые были прочитаны дм
лолежи: «Сталин — ортаниватор ram
исторических побед», «Роль танков во
временной войне», «Славные полкозони
Красной Аруии», «Богдан Хмельницень,
«История наллего города», «0 культу
вультурности», «Славные традиции Дети,
ско-Сталинохого комсомола», «0 mots y
друлбе».

Молодежные вечера теперь нетоии,
ственно готовит пе только узловой коми
ВЛЬСМ, но и первичные комоомотьские (у
танизации —- по очерели. И между my
возило своего рода › соревнование yy
лучше, интереснее проведет вечер. {

И вот оказалось, что многие комсоми,
цы, молодые рабочие обладают незаууу,
ными организаторокими способтостлут,
вель этих людей’ комитет ВЕСОМ ти
ше не замечал! Нина Яданова, npc,
шал активное участие в устройетве м
ров, избрана теперь секретарем первичий
Комо мольской организации и члелои ть
лового комитета, Хорощими вожара
‘`молодежи отали Леонид ВБескапустия, №
хаил Перцев. Удвоилось число участии
хуложественной  самоделтельноети. Ин
‚производстве юноши и хевушеи сталлту,
долюбивее, аккуратнее,

В прошлом году в пафовооном remo mM
чал учиться TCKAPHOMY делу один 1
росток. Он как-то  сторонилея общиь
венной работы, пе интересовался и
ечиталея озорлииюом. И вот комитет ВАМ
решил привлечь его к подготовке №
черов; сначала попросил раздать буде,
потом поручил установить в саду деж
ство. Подросток хорошо исполнил пу’
чение, строго следил за порялком, Ди
ше — больше; записалея в хор, в ди
тическом кружке ему дали играть м!
скетче. А недавно оч явилея к оу
и принес’ заявление с просьй пн
его в члены ВИКСМ. Таких примеров в
мало.

Опыт массово-юлятической работы ве
сомольской организации железнодорожаи
узла переняли и другие отанюща
ВЛИОМ города. Горком комеомола позу
им в это, Мы убедилиеь, что молодежи
вечера, если они хорошо полгхиювлены, в
ляются очень валеным средством» повоезяе
ной связи комитетов ВЛОМ co ких
лолежью, средством ее воспитания.

За полугодие в городе создано 13 м
сомольеких организаций, Brpoe увели
ся приток заявлений о приеме в ми
ВЛКСМ. Если в 1943 году у nae fut
71 молодежная бригала на произвохотв,й у
сейчас их около 500. Несомненно, эти уе
хи в значительной мере обусловлены т
что комитеты комсомола усилили связ
молодежью, лучше стали заботиться 8

вюспитании, отдыхе, быте.
А. ПОДЛЕПИ\,

секретарь Рубцовского горкокм

ВЛКСМ.
Алтайский край.

ШКОЛЫ ПИОНЕРВОЖАТЫХ

В Москве, Ленинграде, Баку, Минске и
других крупных городах открываются меж-
областные и республиканские четырехме-
сячные школы пионервожатых. Они будут
готовить старших пионерских работников
для начальных и средних школ. В качестве

вой токари увидели много ячеек, заполнен-
ных инструментом. На сверлах, метчиках,
рззвертках и специальных резцах стояла
буква «Р», первая буква фамилии бритали-
ра, Это означало, что инструментом с та-
ким клеймом пользуется только бригада
Ракова и никакая другая.

— Вот это надо нам позаимствовать!
сказал Трофимов.— Ты смотри, Валя, —го-
ворил он уже Соколову, —у нас что полу-
чается? Мы на инструмент имеем лимит, a
другие бригады не имеют. Пользуются они
нашими сверлами? Сколько угодно. А если
на сверле будет стоять буквочка «С», то,
конечно, никто его не получит.

— Да, заклеймить инструмент необходи-

мо,— согласился Соколов.

Больше всего восхищались гости цен-
трализованной заточкой. Затупилея pe-
зеп — рабочий сдает его в кладовую и по-
лучает новый. Просто и быстро! Станочник
не тратит времени на заточку.

*# * =

-.С новыми мыслями вернулись самоле-
тостроители на свой завод.

Снова горячие споры в техотделе и у на-
чальника цеха. На этот раз речь шла о
централизованной заточке и клеймении ин+
струмента. В цехе не разработана техноло-
гня заточки инструмента, нет даже черте-
жей, резцы «заправляются», как говорят
профессионалы, «на-глазок», по детали. Все
же бригада добилась своего. Отныне техно.
логи будут разрабатывать карты, приспо-
хобляются специальные станки. для за-
точки, организуется группа заточников,

«Бережливые люди»—так стали называть
токарей. И действительно, ребята скупы
если дело касается материала или инстру-
мента. ;

Марк Шевтулович вытачивает из шести-
гранного прутка гайки особой конструкции.
Прутки выдаются авансом на месяц. «Надо
экономить, беречь кажлый миллиметр. Сэко-
номинть — больше сделаешь» — по-хозяйски
рассуждает он теперь. Заметив, что отрез-
ной резец немножко широк, и найдя- что
режущая кромка его может быть.не четы-
рех-, а трехмиллиметровой, он внес соответ-
ствующее предложение. ва одной
только детали экономить по миллиметру, то
сколько же получится гаек сверх плана
при целой серии?

преподавателей привлекаются лрофичи
и доценты педагогических инсМетутов,
нятия начнутся с 15 октября. Школы пу
нервожатых уже начали работать в (0
ловеке, Нежине, Архангельске и Cray
поле.

^

у Ne

броские встречи

Дмитрий. Трофимов не менее «жадет 1
металлу. Он вытачивает бронзовые пройя, `
До перехода ‘на \хозрасчет пруток резыя
на отдельные заготовки. Заготовки ols
концом зажимались в патроне токарою
станка. Когда все отерации были выпол.
ны, заготовку переворачивали и зачищал
торец ¢ другого конца, На зачистку п
технологии оставлялся миллиметр, Те
Трофимов не отрезает заготовку. Сначай
он обрабатывает деталь в прутке и пой
этого сразу начисто отрезает ее. Нила
для отрезки оказалея ненужным,

Изобретательный токарь из того же
мого количества материала делает тер
дополнительно еще семь деталей,

жж

В конце сентября автозаводцы нанел
своим новым друзьям ответный в
К самолетостроителям приехала целая д
легация: Василий Раков, Мария Колч
Федор Можекин, Мария Дудкина, коме!
Катя Журавлева, начальник цеха и
заместители,

Дружеская встреча произошла в каб
пиректора завода, Затем автозаводцы ont
трели цехи, познакомились с работой у
версалов, Бригадиры делились своими ¢t
кровенными планами:

— Знаешь, Валя, — говорил Соколову Р!
ков, — мых думаем перейти на луна!
метод обслуживания станков. Это ЭМ»
ремонтировать самим оборудование, Ht
нем, а потом и вам поможем, Хорошо?

А комсорги Филипп Заремба и Катя Hy

>

равлева тем временем договорились

устройстве коллективного вечера В

октябрьских праздников. 2
* *

..Обе бригады недавно обменялись №
портами. Сентябрьские обязательства it Pt
ков и Соколов выполнили с честью, 270
числа закончила программу бригада Вал
тина Соколова, 28-го—Василия Ракова. (*
молетостроители подвели итоги 0900
первого месяца на хозрасчете, За это в
У нах не было ни одного случая Opt
Директор завода разрешил Соколову и?
свое клеймо контролера. Семь ТО
оберегли на инструменте и материалах
лее 700 рублей.

Соревнование продолжается.

Г. КУЛИКОВСКАЯ