ТТ т

ar
(Hi

Pa

yt Ё
в

ya
ae

He
ia
qi
м
ка
т
yell

ws

-

Мастер-учитель, воспитатель

Словно улей, шумит в эти дни наш боль-
moi дом. Во всех комнатах — новички. Лю-
бопытные ребята рассматривают оборудова-
ние мастерских, знакомятея ¢ учебными
зудиториями, читают свежие газеты, жут-
налы, возятся в спортивном зале. Это добро-
зольцы, Издалека пришли они к нам: из
таожных районов Нарыма, из степей Бара-
бы, из кузбасских сел. Подростков привела
сюла добрая слава училища. Они знают:
здесь готовят не только хороших слесарей,
токарей, фвезеровщиков, но и людей куль-
турных, политически грамотных, дисциили-
нированных, умеющих жить. т

Мне хочется поделиться своим опытом
воспитания ребят. Я мастер. Но мне ка-
meres, название «мастер производетвен-
ного обучения» суживает нашу роль. Hoe
только производственным обучением под-
ростков должен заниматься мастер. Он их
учитель, воспитатель, советчик по любому
вопросу. Он должен быть таким же педаго-
том, как учителя в школах Наркомпроса.
Ведь учителя в школе обучают не только
трамоте, но и воспитывают ребят, приви-
вают им необходимые навыки. А чем начни
учащиеся отличаются от школьников? Они
так же неопытны в жизни, так же нужда-
ются в совете старшего, в достойном при-
мере.

Два года я руководил группой девочек-
олосарей, Группа эта все время занимала
первое место в сопиалистическом соревноза-
нии групп училища. На-днях при выпуске
большинству слесарей присвоили пятый
разряд, остальным — четвертый. За два года
девушки стали неузнаваемыми, Матопрамот-
пыми, неуклюже одетыми пришли они к
нам, а сейчас это культурные, начитанные,
аккуратные люди. ©

Вот как это было. <

Встретились мы на’ вокзале. Пополнение
прибыло к нам из <ел Калининской области.
У вагонов стояли застенчивые девочки в
длинных сарафанах. Они жались друг к дру-
ту, отвечали на вопросы односложно. В об-
межитии они недоверчиво посматривали на
девочек в форме, которые приветливо заго-
варивали с новыми жильцами (& встрече
новичков готовилось все училише);

Первое время девочки скучали по дому.
Надо было заполнить их свободное время,
чтобы скучать было некогда. Так и сделали.
День новички проводили в производетвен-
ных мастерских, беседовали с кадровыми
рабочими, которых мы приглашали с сосед-
него завода.

Вечера я проводил вместе с ученипами
в общежитии. Приглалал с собой залейни-
ков. Между разговорами незаметно рожда-
лась знакомая песня, девочки выходили из
пругих комнат, несмело присоединялиеь к
поющим... Как-то в круг вступила Лида Ни-
пора и сказала:

— Ау нас в Осташкове еще вот какие
песни поют.

И прекрасно исполнила «Ношел козел в
огород» и «Я на камушке сижу». Оказы-
вается, она была запевалой _в школьном
хоре, выступала на олимпиадах.

Так были найдены юные певцы, илясу-
пы, физкультурники. аклеры. Мы организо-
вали кружок самодеятельности, _

Ребята больше не жаловались на скуку.
Вёчеров не стало хватать для репетиций,
разучивания танцев, песен, литературных
монтажей.

- -Молитические занятия. — любимый: иред-

Mer учащихся. Ведет уроки опытный чеда-
гог, заместитель начальника училища по
политической части. Уже первые уро-
ки расширяют кругозор учащихся, ре
бята начинают осмыеливаль политические
события в жизни страны.
С первых дней учебы Гренада Малинина
показала себя способной ученицей. Отец
ев — преподаватель географии — с дететва
привил девочке страсть к истории и геотра-
фин. Я решил развивать эту любовь. Пред-
дожил Гренаде подготовить беседу o coBpe-

менной Франции и выстуцить с этой беседой
перед ребятами. Ученица согласилась. Она
перечитала много газет, журналов, соста-

вила конспект, проконсультировалась у пре-

подавателя. Беседа понравилась ребятам,
Вслед за Малининой беседы стали прово-
дить и другие учащиеся — Зоя Зубарева,
Тася Миняева, Аня Петрова. Те, кому не под
силу было подготовить беседу, делали ко-
роткие политические информации ла тему
лня. Так родился кружок, в котором углу-

блялись знания, полученные на залятиях..

Очень важными оказалиеь встречи с участ-
никами Отечественной войны, с партизана-
ми. Девочки сами изведали горе, прияесен-
ное немцами, поэтому рассказы о бесчин-
ствах и злодеяниях немцев, чинимых HA
Haile земле, воспринимались с особой силой
и ненавистью. Бывало, придут они ко мне
после такой беседы и просят:

— Пешлите нас, Григорий Иванович. на
самое трудное задание. Договоритесь & заво-
дом, который енаряды выпубкает,— будем
делать снаряды!

Девочки самостоятельно устраивали кол-
лективные читки газет, веегла собирались
слушать последние известия по радио. Еели
что-нибудь было им непонятно, они при-
ходили Ко мне, к воспитателям, учителям.

Окончены занятия. Девочки возвраща-

ются в общежитие. Вокруг стола усажива--

ются рукодельницы:, кто с вязаньем, кто-в
вышивкой. У окна ‘устраивается с квитой
в руках Анеся Плотникова, Она читает
ВСЛУХ. ;

Все девочки — активные читатели би-
блиотеки училища. Я контролирую это чте-

ние. Установилея такой порядок: если кому-

нибудь из группы понадет хорошая книга,
то мы не выпустим ве из рук до тех пор,
пока ее не прочтет вся группа. Чаше веего
Этот «конвейер» начинается с меня. Ничего,
что порой ночей не приходится лосыналь!
Зато я знаю, чем живут мои питомицы,
какие герои им по сердцу, что их волнует.

Пройдите по всем комнатам нашего обще-
жития: в них по-домашнему уютно. нет и
духа казенщины, Уют создали сами девочки:
вышили коврики, промережили скатерти,
вырастили цветы, повесили шторы.

Мы научиля наних воспитанниц хорошим
привычкам. Они почтительны пефед стар-
игими, всегда уступят Место в трамвае, по-
могут больному или старому человеку пе-
рейти улицу, внимательно выслушают обра-
тившегося к ним человека и подробно
ответят ему. Слова «пожалуйста», «@лаго-
дарю», «извините», «будьте добры» стали
обычными в их речи.

Всю свою воспитательную работу я и не
мыслю в отрыве от комитета комсомола.
Хоть я давно вышел из комсомольского воз-
раста, но с комитетом у меня самая крепкая
дружба.

Дружба эта установилась прежде всего с
секретарем комитета комсомола училища
Олей Власовой.

В первый день занятий я получил от нее
приглашение:

— Сегодня у нас комсомольское: собрание,
приходите, Григорий Иванович. Комсорга
труппы будем избирать, порекомендуйте.

Так и установился порядок: на любое
комсомольское собрание приглашать мастера.

Комсорг группы Зоя Зубарева веегда при
составлении плана работы’ советуетея со
мной.

Комсомольцы в группе — самые дисци-

‘плинированные, успевающие учащиеся. Они

провели с ребятами много бесед о комсомоле,
тематических литературных вечеров, эюс-
курсий, встреч.
_ Bea моя группа теперь комсомольская.
” Через месяц состоится выпуск. Моих
питомиц ждет больной созидательный труд,
и мне приятно думать, что я помог им вету-
пить на жизненный путь подготовленными.
Г. РОГОВ,
мастер ремесленного училима № 1.
Я эвосибирск.

Плачевные результаты

Комсомольские работники Саратова не занимаются физкультурой

В конце сентября на саратовском город-
свом стадионе можно было увидеть необыч-
ную картину. Сюла пришли сдавать
кормы на значек ГТО руководящие работ-
ники горкома и райкомов комсомола, ком-
сорги ЦК ВЯКСМ и секретари комитетов. Из
пяти первых секретарей райкомов. ВЛАСМ
Саратова, явились только трое, но лишь один
13 них, т. Давыдов (Сталинский райком),

вышел па беговую дорожку. Секретари
Фрунзенского и Октябрьского районов

тт, Гусева и Бусарова остались на трибуне.

(Случайно ли это? Конечно, нет. Komco-
мольский актив Саратова совершенно не за-
нимается спортом. Никто из активистов и
не псдумал сдавать нормы на значок ГТО,
на стадионах и на физкультурных площад-
ках активистов можно ветретить лишь В
исключительных случаях. В этом одна из
причин полнейшей  незаинтересованности
комсомольских руководителей Саратова физ-
культурными делами.

Бледно, неоргапизованно прошло спортив-
106 лето’в Саратове. Из-за нераспорядатель-
ности горкома ВЛАСМ и городекого комитета
I делам физкультуры и спорта водень на-
чала летнего  профеоюзно-комсомольского
кросса в садах и парках, на стадионах было
пусто и тихо. Лишь спустя несколько дней
уталось собрать необходимое количество
участников кросса.

Саратов, как известно, стоит на Волге.
06 этом любят говорить местные комсомоль-
скае руковолители. Но, к их стыду, в: городе
так и не был открыт водный спортивный
ceson. Никаких соревнований по гребле и
плавапию не проводилось. До войны злесь
насчитывалось 12 спортивных баз. Сейчас
осталась половина. Но и на этих станциях
запустение. На крупнейшей базе. принадле-
жащей обществу «Динамо» и имеющей пять
освобожденных работников, в день бывало
по 8—9 чрловек. На волной стандии «Бу-
ревестник» (председалель общества Ногач)
почти все лето висело об’явление:  «Фдесь
купаться запрещается». Шлюпки валяются
нз берегу. Вот уже целый год их собирают-
ся «ремонтировать». 3

Не лучше дела на, «суше». Единственный
в Саралове стадион, находящийся в ведении
торолекомо комитета по делам физкультуры
и спорта, не благоустроен. Беговая дорожкз
в рытвинах и кочках. Трибуны пришли в
ветхость,

Вюльшинство зимних спортивных залов
используется не по назначению. Например,
зал сельскохозяйственного техникума прет
вращен. в склал сельхозмашин. .

В тсродском комитете по делам физкуль-
туры и спорта жалуются на  недоега-
ток спортивных кадров. Между Tem Ha
многях завотах и предприятиях есть тюля

с высшим физкультурным ‘образованием,
мастера, спорта. Их не привлекают к актив-
вой работе в низовых коллективах. В Сара-

тове находится техникум физкультуры. Он.

влачит жалкое существование. Из года в год
количество слушателей техникума умень-
шается. В нынешнем учебном году вместо
100 человек принято 45.

Ни олно из спортивных обществ не гото-
вится к зимнему сезону. В прошлом году
оцущалась острзя нужда в лыжах. Зада-
ние по производству лыж на местных пред-
приятиях было сорвано. Но и сейчас ничего
не лелаетея лля исправления положения.

Горком ВЛЕСМ мирится со всем этим.
Слорт тут считают делом второстепенным,
о физкультуре в Саратове вспоминают
лишь в дни кроссов. Однако и после крос-
сов спортивная работа не улучшается.

На заволе комбайнов (комсорг ЦЕ ВЛКСМ
тов. Ралионенко) в кроссе всегда участвуют
тысячи людей, а в физкультурном коллек-
тиве состоят лить игроки футбольной коман-
хы. Совет физкультуры эчесь не создан. Два
освобожденных работника  бездействуют.
В кладовой покрылиеь пылью 18 волейболь-
вых и 6 футбольных мячей, 60 маек и тру-
сов. 35 тысяч рублей, отпущенные на, физ-
культуру. не используются. В начале лета
комитет комсомола начал хорошее дело: си-
пами молодежи были оборудованы заводской
стадион и десять цеховых спортивных пло-
щадок. Сейчас стадион заброшен, площадки
заросли травой. Такое же положение на за-
волах. гле комсоргами ЦА ВЛЁСМ Поталов,
Пурыгина, и на других предприятиях го-
рода. >

..Ho вернемея на городской стадион.
Судья приглашает комсомольских активи-
тов занять места на старте. Eer na 100,
500 и 1.009 метров, прыжки в длину и ме-
тание гранаты. Гобко и неумело приступа-
ют активисты к сдаче норм. Результаты
плачевные: никто из комсомольских работ-
ников нормы на значок ГТО не сдал.

Присутствовавший на сталионе секре-
тарь Саратовского обкома ВЛЕСМ по воен-
ной работе тов. Илимов вспоминает:

— Года два тому назад руководящие ком-
сомольские работники города каждое утро
собирались на тренировку, регулярно зани-
мались физкультурой. А теперь...

Что же теперь им мешает делать то же
самое? Почему они не выполняют постанов-
ление ПК ВЛЕОМ, обязывающее каждого
помоомольского руководителя сдать нормы
ГТО? До каких пор комсомольские организа-
ции Саратова будут мириться © развалом
физкультурной работы?

А. ДАВИДЬЯНЦ.

САРАТОВ. (Наш корр.).

Документы о комсомольской работе в наступательных боях

Перед нами интересные документы: пачка
писем, телеграммы, листовки-молнии, стра-
нички из. полевых книжек и дневников, про”
токолы собраний молодежи, заявления ©
приеме ‘в комсомол, личные планы комсор-
гов. Эти документы любовно собирает отдел
по работе среди комсомольцев Политиче-
ского Управления 3-го Белорусского фронта.

«Любой опыт,—говорил Михаил Иванович
Калинин на приеме комгомольских  работ-
ников Красной Армии в мае этого года
надо выстрадать, взять < боя, чтобы он во-
шел в плоть и кровь».

Материалы, которые собирают  комсо-
мольцы 3-го Белорусского фронта, тем и
ценны, что в них содержится опыт, рожк-
денный на поле боя.

Далеко ли до границы
Германии?

3-й стрелкозый батальон прошел больной
и трудный путь, Оч штурмовал ‘нзмецкие
укрепленные полосы в Белорусени, фовси-
ровал Березину, прошел с боями более 500
километров. Впереди был Неман, предсто-
яло одолеть и эту серьезную водную пре-
граду. Комсорг бюро ВЛКСМ батальона
гвардии лейтенант Жилкин на листе бумаги
написал красным карандашом несколько
призывных CJIOB:

«Товарищи комсомольцы! Молодые. бой-

От военного корреспондента «Комсомольской правды»
< = =

Союза. В дни горячих боев в комсо-
мол вступили десятки. бойцов и офи-
церов. Комсорг батальона умело на-
правлял и вел работу среди молоде-
жи, подчиняя все решению боевых за-
дач, поставленных подразделечиям.
В решающие минуты боя комсорг
батальона был среди молодых соллат,
зажигал их сердца. Он шел в боевых
порядках и сам из личного оружия
уничтожил десять гитлеровцев. За хо-
рошую организацию комсомольской ра-
боты в ротах, батальонах и личное
мужество в бою комсорг младший лей-
тенант Касим Мусагитов награжден
орденом Красной Звезды, медалью «За
отвагу». Он представлен к 3-й прави-
тельственной награде и достоин быть
тельности комсоргов не единичны, их мно-

отмеченным
ВЛКСМ».

Такме отзывы боевых командиров о дея-

почетной грамотой ЦК

го. Вот как, например, командир другой
стрелковой дивизии аттестует  комсорга
батальола гвардии лейтенанта Ладошкина
Ивана Федотовича: ;
«Комсомольская организация 2-го
стрелкового батальона с честью оправ-
дала надежды командования и парт-
организации. В ‘дни, предшествовавшие

цы! Впереди Неман — последний водный наступлению, численность комсомоль-
= у болен Tees. Линия фронта
= Q   wg. €RoB
=f [=o== , HA 18. 7.44,
= va fa раны —_
eo ees
ae ee =o
А os Ld Hoe. 6
чае. eer . почты а.
aoe Soe Надчнае. Cede ‘ :
49$ 3 uM < © Clopuya,.
: <=
ВЕНАХ. A A Дрисса Haipabsenue
of OhousZPBunnng < а
55 и
х Е С:
5 © =) x г Rees коту ениа.
FE Caml? 98% МИИК,
з AAR,   ze oath Heaps
‘ OM OAL о Ра
ca Joace 1000 Was AnD
> pogno 8 том сло.
5 ¥ Ma bpectrienou ~ 150.
о еволнов обои або,
© J OAKo СЧ о Барановичи, oe
»   и
ст. орозачы м. : & hachypnentie. о =
A mm окабиниа . (poplars GO R208, : я
 obpetr or 40 ea
De оЛинск, a oe eee
р ee Ma SO Kee,
о Сорные. ROMY BOO Rate, ©

оовель

‘@окаль.
©

AbB

® Храсное.

‘зДобно ae

ollepeSteas OSM OpHoroNs,

hada ее

т C @¢e Bie Coin,
Qt

а ое

ous 3 стейение,
2776, ie -
ии

реа.

Один из бюллетеней, которые выпускает в помощь агитаторам комсорг батальона
гвардии лейтенант ЖИЛКИН,

рубеж перед государственной границей.
Нам приказано форсировать реку. Успех
зависит от быстроты и натиска.

Мы прошли с боями более 500 километ-
ров, так что же нас может остановить в дви.

1 жении вперед? Неман для нас — не преграда.

Прославам Родину новыми подвигами».

Прошло. некоторое время, и как-то на при-
вале бойцы этого батальона увидели выве-
пенную самодельную  карту-плакат: «До
границы осталось 40 километров».

На листе бумаги цветными карандашами
были обозначены крупнейшие населенные
пункты, река, стрелкой показано расотоя-
ние до границы.

Вот что рассказывает гвардии лейтенант
Жилкин о том, как он пришел к мысли
чертить такие карты-бюллетени: :

— Когда-мы еще шли по белорусской
земле, молодые бойцы часто спрашивали
меня: сколько километров до границы Гер-
мании? :

Отвечая на вопросы молодежи, я доста-
вал карту и подкреплял свои слова пока-
зом нашего боевого пути. Напечатанную в
газете карту, показывающую размеры осво-
божденной территории, мы изо дня в день
дополняли новыми данными. С большим ин-
тересом молодежь ‘следила за изменением
линии Фронта. Это были дни, когда мы
подходили к государственной границе. Вот
уже до первых населенных пунктов Восточ-
ойПруосии, что называется, рукой подать.

У бойца часто нет возможности на ходу
прочитать всю газету. А интерес к тому, что
происходит на фронте и втылу, у всех огром-
кый. Сама жизнь подоказала нам довольно
простую форму агитании: вышускать спе-
циальный бюллетень с картой-схемой, пока-
зывающей линию фронта, наш путь к гра-
вице.

На следующий день такой бюллетень
появился почти во всех ваводах. Его рас-
сматривали и, если хотите, изучали.

Лучшая аттестация
комсорга

Среди боевых характеристик молодых
воинов, представленных к награждению по-
четными грамотами ЦК ВЛКСМ, можно уви-
деть несколько документов, подписанных
известными фамилиями командиров диви-
зай, отмеченных в приказах Верховного
Главнокомандующего.

Вот что писал командир Н-ской Ba-
тебсокой Краснознаменной стрелковой ди-
визии о комсорте 1-го стрелкового батальон?
Н-ского стрелкового полка младшем лейте-
нате Мгусагитове Касим Нагимовиче:

«В период боевых действий по про-
рыву обороны противника в районе
юго-восточнее Витебска, при форси-
ровании Березины, в сражениях за о0с-
вобождение от немемких захватчиков
городов Вильнюс и Каунас комсорг
1-го стрелкового батальона Н-ского
стрелкового полка Витебской Красно-
знаменной дивизии младший лейтенант”
Мусагитов Касим Нагимович показал
себя высокоорганизованным, мужест-
венным и инициативным политическим
работником. Комсомольцы и молодежь
батальона воспитаны в духе отваги и
героизма. За участие в этих боях все
комсомольцы стрелковых рот награж-
дены орденами и медалями Советского

цев в батальоне возросла вдвое, и по-
давляющее большинство молодых вон-
нов показало в наступлении высокие
образцы мужества и отваги. Комсорг
Ладошкин был на решающих участках,
воодущевлял молодежь словом и лич-
ным примером. Он уничтожил в одном
бою из автомата десять гитлеровцев,
увлек бойцов в атаку и тем содей-
ствовал успеху операции, За это Ha-
гражден орденом. Но главное, чем
комсорг обеспечил успех общего де-
ла,— это мобилизация всех сил ком-
сомольцев и молодежи подразделения
на выполнение приказов командиров.
Поэтому за период наступательных 6б0-
ев возрос авторитет комсомольской ор-
ганизации батальона и 68 молодых
бойцов, отличившихся в боях за район-
ные центры Белоруссии, за Вильнюс,
при форсировании Немана, в боях за
Каунас, вступили в комсомол. За эти
же дни десятки комсомольцев баталь-
сна награждены орденами и медалямя
Советского Союза. Когда в боях за
Вильнюс вышел из строя командир од-
ной из рот, комсорг Ладошкин взял

на себя командование ротой и выбил

противника из траншей, прикрывавших
аэродром. В этом бою комсорг Ла-
дошкин получил ранение, но настоял
на том, чтобы его из медсанбата вер-
нули в часть».

Врял ли есть надобность комментиро-
вать эти документы. Они свидетельствуют
о том, как велик авторитет комсомольской
организащии в этих соединениях.

.

Телеграмма Военного

Совета

Другой батальон. `Этапы” его боевого
пути: Орша—Березина—Минск и даль-
ше — к Литве, к границам Германии.
Комсорга батальона младшего лейтенанта
Павла Соскова всегда считали правой рукой
командира капитана Наймушана. Было много
жестоких боев и трудных маршей, но не
было случая, чтобы в ‘подразделении кто-
нибудь задержался или спасовал. i

Когда со слов комоорга бойцы узнали,
что на пути к столице Литовской. респуб-
лики лежит село, где родился и рос их
командир капитан Наймушин, наступатель-
ный поры стал еше стремительнее. Вот те-
леграмма Военного Совета комсоргу баталь-
она младшему лейтенанту Сивкову. Военный
Совет благодарит бойцов, окзободивших
родное село своего командира.

«Комсомольцы и Молодежь вашей ор-

ганизации показали в борьбе с немецко-
фашистскими захватчиками высокие об-
разцы воинского умения, героизма. Пять-
десят процентов из числа награжденных
правительственными наградами состав-
ляют молодые воины. В боях за осво-
бождение Орши, при форсировании Бере-
зины, освобождении Минска отличилась
молодежь батальона. Военный Совет бла-
гедарит комсомольцев, всех молодых вои-
нов вашего батальона за отвагу и му-
жество, за инициативу, проявленную в
боях, призывает всех комсомольцев ча-
стей и подразделений равняться по ва-

шим передовым людям и желает вам,
молодым воинам, и всему личному со-
ставу батальона дальнейших боевых ус-
пехов.

Военный Совет».

Эту телеграмму читали во всех подраз-
делениях, и гордостью наполнялись сердца
воинов.

Слава танкиста
— Клименко

Этот копверт лежал на столе начальника
отдела по работе среди комсомольцев. В
конверте фотокарточка и несколько испи-
санных листков. С фотографии на нас гля-
дит юноша. На погонах — эмблема тан-
ка и звездочка младшего лейтенанта. Это—
командир танкового взвода комсомолец
Клименко. Перед боем. экипаж танка Клн-
менко написал короткую записку ко всем
комсомольцам и молодежи подразделения:
«Боевые друзья по оружию! Два часа оста-
лось до боя. Много ненависти к немцам
накопилось в наших сердцах. Мы сегодня
изольем этот гнев вместе с огнем наших
пушек на голозы врага. Вперед, на штурм!»

А зот письмо-летучка, подписанная ком-
сомользким работником части гвардии ка-
питаном Брякиным. Рано утром на другой
день она облетела танковые экипажи всей
чаота: Е

«Товарищи комсомольцы и молодежь!
Известный всем вам танкист Клименко со-
вершил новый подвиг. На своей машине в
районе Годлево (8 километров за Кауна-
сом) он таранил немецкий танк’ Комсорги-
агитаторы, проведите беседы с молодежью,

расскажите о подвиге экипажа Клименко.

За отвагу и мужество, проявленные в этих
боях, командование представило героев к
новым натрадам».

На отдельном листке приводится «опи-
сание боевого подвига младшего лейте-
нанта Клименко и его боевого экипажа».
Это лаконичный рассказ о том, как Кли-
менко со своим подразделением вступил в
бой с 13 немецкими танками.

«С первых же двух выстрелов мз пуш-
ки Клименко поджег немецкий танк и стал
стремительно наносить удары по другим
немецким машинам. Он уничтожил еще
лва бропетранспортера и четыре враже-
ских автомашины с пехотой. На подетупах
к высоте 109,4 тов. Клименко опять встре-
тился с немецкой танковой засалой и за-
вязал бой. Действуя, как и в первый раз,
он из пушкя подбил один за другим три
тяжелых танка врага и, продвигаясь даль-
ше вперед, уничтожил 8 противотанковых
орудий с их расчетами.

В ночь ва 30 июля тов. Клименко вывел
свои машины к южной окраине Годлево и
пошел на танке в боевую разведку. Здесь
тоз. Клименко вотретил два немецких тан-
ка и, Израсходовав все боеприпасы, раз-
вивая большую скорость, пошел в лобовую
атаку на немецкий танк и таранил его.

Ha рассвете тов. Клименко со своими
машинами первым ворвался в Годлево, что
в восьми километрах за Каунасом, и на
улице гусеницами раздавил три немецких
пулемета с их расчетами».

С особым волнением писали KOMCO-
мольцы письмо матери героя Ульяне Ива-
ковне Клименко в город Чирчик Ташкент-
ской области,

В четырех листочках яркая повесть: на-
строения, чувства, боевые дела героя-тан-
киста и его товарищей, гордость за них
комсомольской организащии, которая спе-
шит порадовать мать своего товарища рас-
<казом о подвиге сына,

Записка с поля боя

В коротких строках, торопливю набро-
санных на поле боя, целая эпопея. Комс-
орг стрелкового батальона лейтенант Фи-
лоненко хочет поделиться с комсоргом
полка старшим лейтенантом  Мюкриловым
© том, как дерутся комсомольцы. Лаконич-
ные фразы, простые слова.

«В бою за деревню Потрошаны отличились
комсомольцы: <

Спасиченко — уничтожил двух немцев
(пулеметчики) и захватил пулемет. -

Брагин В. (командир отделения). Шел
впереди своего отделения, лично уничто-
жил 10 немцев.

Вершотник, Коваленко (станковые пу-
леметчики). Были впереди стрелков.

Чагин уничтожил трех немцев, трех
взял в плен,

Печугин (снайпер) уничтожил четырех
вражеских солдат,

Эту записку прислал комсорг. батальона

Командир танкозого взвода младший
лейтенант КЛИМЕНКО.

® Перекличка друзей

Между комсомольскими организациями
городов и районов; которые освобождали
части 3-го Белорусского фронта, и молоды-
ми воинами ведется оживленная переписка.
Эти письма — яркое свидетельство единства
интересов молодежи фронта и тыла, Приведем
отрывок 23 пжем, которыми  обменя-
лись комсомольцы города Ярцево.и молодые
бойцы гвардейского Краснознаменного Яр-
цевского полка.

«Дорогие бойцы и командиры гвардейско-
го полка!

Собравитись сегодня на городской комео-
мольский актив, мы шлем вам свой друже-
ский привет от имени всех комсомольцев
и молодежи города Ярцево. Искренне по-
здравляем вас с награждением части орде-
ном Красного Знамени. Если бы вы знали, с
какой гордостью мы слушали по радио при-
каз Верховного Главнокоманлующего, где
упоминался наш любимый полк, ваш полк,
который носит имя города Ярцево, за осво-
бождение которого вы так героически дра-
лись. Радостная весть о ваших новых под-
вигах, новой славе передавалась из уст в
уста.

Мы хотим порадовать вас рапортом моло-
дежи о делах по возрождению нашего лю-
бимого города...»

Далее следует подробное описание тру-
довых подвигов ярцевской молодежи.
.Фронтовики тут же послали ответ в адрес
горкома комсомола. Они живо интересова-
лись городскими новостями и в свою оче-
редь подробно писали о славных делах бой-
цов своей части. :

В таких простых и дружеских письмах
можно увидеть, как живо следят молодые
патриоты за успехами товарищей, как ра-
дуются их удачам,

* *

` Нельзя без волнёния читать надписи на
обложке от немецкой книжки, которую на-
ши бойцы нашли в концлагере в деревне
Осиновка Богушевского района, близ Ви-
тебска. Комсорг полка лейтенант Алексеев
показал эту обложку во всех подразделе-
ниях. Большими буквамн, которые занечат-
лели слова отчаяния и надежды, здесь
было написано:
«Братцы, догоняйте нас! Нас угсняют
на Оршу. Спасите!
Русские девушки».
И другая налпись:
«Спасите! Мы слышим ваш голос, у нае
рвутся сердца к вам.
Ваши девушки».

Догнать и озвоболить! -— поклялись бой-
цы. Они оювободили сотни люлей из нс”
мецкого рабства. И эта обложка осталась
как исторический документ, напомиваю-
щий о переживаниях и муках наших людей
под немецким игом, ю благородном порыве
бойцов освободить ролных и близких ©о-
ветских людей из немецкой неволи и на-
казать их мучителей,

Ее

Множество. таких писем, телеграмм, пла-
катов, «боевых листков», протоколоз состав-
ляет золотой фонд отдела но работе срели
комсомольцев Политупразления 3-го Бело-
русского фронта. :
` Благородный облик нашего молодого вои-
на, самоотверженного патриота, встает перед
глазами каждого, кто ознакомится с этими
документами. Разные по форме и характеру,
они запечатлели поведение молодых людей,
жизнь комсомольских организаций в деля
жестоких боев. Все эти документы Oxa-
жут неоценимую услугу для политической

лейтенант Филоненко комсоргу полка
с ноля сражечия.

Приняли двух в комсомол и двух реко-   работы и в будущем для изучения опыта

мендовали в ВКП(б).
Выпустили «боевой листок>.
Нет анкет. Пришлите с кем-нибудь.

комсомольских организаций в бою. Вель это
история и жизнь, трибуна опыта комсомоль-
ской работы и исторические реликвии, пока-

Отрицательных сторон нет. Все `ком-   зывающие величие этих дней.

сомольцы молодцовски поработали. Сма-
гин ранен, больше потерь нет.
Лейтенант Филоненко».

А. КАРТАШОВ.
3-й Белорусский фронт.

{«9944.044404444$444994444444549$4$944545444944-24-444944449044944949+$44 799% 444909494

11 октября 1944 г.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

3 стр.