Военные действия

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). В сооб-
щенни штаба верховного ‘командования
экспедиционных сил союзников говорится:
_ «Войска союзников, высадившиеся на юж.
ном берегу устья Шельды, улучшили
свои позиции к востоку от Брескенса.
Истребители и истребители-бомбардиров-
щики совершили 10 октября налет на ук-
репления противника в этом районе, На
других участках фронта операции были ог-
oe из-за неблагоприятной погоды.

родолжаются ожесточенные бои в районе
предмостного укрепления у канала Лео-
польда. К северу от Антверпена войска
союзников перерезали главную дорогу, ве-
дущую из внутренних районов страны к
Зюд Бейерланду. Утром 10 октября была
отбита ожесточенная атака противника у
Додеваарда на реке Вааль.

Срок ультиматума о сдаче, пред’явлен:
ный германским войскам в Аахене, истек в
10 час. 15 мин. И октября. Ранее части се-
верной группировки войск союзников, со-
вершающих обходное движение, захватили
Шарфенберг и Барденберг и продвинулись
к Вюрселену. Другие части, двигающиеся
< юга и востока, достигли Гаарена и пере-
‘резали шоссейную дорогу Аахен — Кёльн.
К полудню от противника была очищена
северная часть Гаарена. К юго-востоку от
Гаарена и в районе Барденберга были от-
биты германские контратаки. К юго-западу
от Гюртгена происходят ожесточенные бои,
в ходе которых войска союзников. несколь-
ко продвинулись.

Вдоль границы, в районе Моншау, дей-
ствия патрулей и артиллерии. В Мезьер-
ле-Мец идут бои за каждый дом. К восто-
ку от Люневиля, св лесу Парруа, войска
союзников продвинулись на 1.500 ярдов. К
востоку от Эпиналя войска союзников улуч-
шили свои позиции, несмотря на усилив-
шийся огонь артиллерии противника. В ре-
зультате ожесточенных боев в секторе Ле-
Тилло войска союзников создали значи-
тельное предмостное укрепление, форсиро-
вав реку. Противник понес тяжелые поте-
ри. Несмотря на ожесточенное сопротивле-
ние врага, в районе Ле-Тилло захвачено не-
сколько укрепленных пунктов. Войска со:
юзников продвинулись в районе Шампаньи
К западу от Бельфора».

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
ттаба верховного командования экспедици-
сонных сил союзников, германский гарнизон’
Аахена не дал никакого ‘ответа на ультима-

в Западной Европе

тум о сдаче, пред‘явленный ему командова-
нием союзных всйск, и войска союзников
возобновили военные действия.

щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что на центральном уча-
стке фронта в Италии английские части
5-й армии после тяжелых боев, продолжав-
шихся несколько дней, захватили высоту
Монте Чече, занимающую господствующее
положение над дорогой, проходящей в до-

ХЕЛЬСИНКИ, 11 октября. (ТАСС). 10 ок-
тября Председатель Союзной Контрольной
Комиссии генерал-полковник Жданов встре-
тился с Премьер-Министром Финляндии Ка-
стреном. В состоявшейся беседе приняли

Встреча тов. А. А. Жданова с Кастреном

участие заместитель Председателя Союзной

Контрольной Комиссии генерал-лейтенант
Савоненков, политический советник Орлов
и министр иностранных дел Финляндии
‚Энкель.

Английская печать с предложениях относительно создания
Международной организаняи безопасности

- ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Газета

лине реки По от Палаццуоло. На левом

фланге американские части 5-Й армии про-
дванулись вперед, преодолев сильное сопро-
тивление противника на возвышенности за-
паднее дороги, ведущей в Имола. :

На участке фронта 8-й армии английские
и индийские части улучшили свои позиции
в районе Фарнето.

В Албании части союзников захватили

город Саранде, расположенный на албан-
ском побережье, в 10 милях от Корфу.
Взято около 500 пленных. ;

В Греции действуют патрули.

Вчера тяжелые бомбардировщики совер-
шали налеты на вражеские коммуникации
и линии снабжения в Северной Италии.
Легкие бомбардировихики, истребители-бом-
бардировщики и истребители действовали
в Северной Италии. совершая налеты на
железные дороги, мосты и другие военные
об’екты противника. Авиация прибрежной
обороны бомбардировала суда противника
в северной части Адриатического моря, в
то время как другие соединения самолетов
совершали налеты на Югославию, нанося
Удары по линиям снабжения, судам и дру-
гим вознным об’ектам противника. Прошлой
ночью бомбардировщики совершили Ha-
лет на сортаровочную станцию в Ве-
роне (Северная Италия). Во время этих
операций уничтожено 3 самолета против-
ника. 5 самолетов союзников не вернулись
на свои базы. ;

Средиземноморская авиация союзников
совершила около 800 самолетовылетов.

Действия американской авиации

ЛОНДОН, И октября. (ТАСС). В Лол-
доне официально об’явлено, что в ночь на
11 октября американские бомбардировщики
«Летающая крепость» в сопровождении
истребителей «Сандерболт» и «Мустанг»
совершили налет на военные об’екты в рай-
онах Кельна и Кобленца.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЛОВАКИИ

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает сообщение чехосло-
вацких военных властей о том, что в те-
чение последней недели войска противни-
ка вели атаки в районе Свети Криж на
реке Грон, пытаясь прорваться в направ-
лении к городу Зволен (крупный желез-
нодорожный узел на реке ГроЕ). После
нескольких дней ожесточенных оборони-
тельных боев против численно и мате-’
риально превосходящих сил противника
чехословацкие патриоты отбили атаки
противника и, перейдя в контратаки, вер-
нули большую часть временно оставлееной
зеррятории. В райове Кремница (в деся-
ти милях к северу от Свети Криж) чехо-
словаки предприняли несколько успеш-
ных контратак.

Увольнение командующего
немецкими войсками в Словакии

СТОКГОЛЬМ, 11 октября. (ТАСС). Гит-
wep продолжает заменять «неблагонадеж-
ных» генералов эсэсовцами. По сообщению
газеты ‹Афтонбладет», ‚ командующий не-
мецкими войсками в Словакии генерал броне-
танковых войск фон Хибике уволен и на его
место назначен генерал СС Герман Хесле.
«Вполне очевидно,—пишет газета, — что ге-
нералы СС скоро займут командные долж-
ности на всех фронтах».

=

Транспортная конференция
в Лондоне

ЛОНДОН, Ш октября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, вчера в Лондоне
под председательством парламентского се-
кретаря министерства транспорта военного
времени Ноэль-Бейкера состоялось первое
заседание по вопросам европейского внут-
реннего транспорта. Конференция ` созва-
на для обсуждения мероприятий, касаю-
щихся внутреннего транспорта на евро-
пейском контикенте после освобождения
территорий Об’единенных наций в Езропе
и оккупации вражеских территорий. В кон-
ференции участвуют прелставители Анг-
лии, США, СССР, Франции, Югославия,
Бельгии, Чехословакии, Греции, Люксем-
бурга, Голландии, Норвегии, Польши.
Jlarckomy посланнику в Лондоне предло-
жено направить на кокференцию наблюда-

теля,
—o—

Об ’явление вод Северного моря
опасными для плавания

` ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Как
‘передаёт агентство Рейтер, в Лондоне опу-
бликовано официальное заявление англий-
ского морского министерства о том, что,
‘несмотря на об’явление вод Северного моря
‘опасными для судоходства, у берегов Нор-
Rerun были замечены рыболовные и неболь-
шие береговые суда. Военно-морские и
военно-воздушные силы союзников до сих
пор воздерживались от нападений на кабо-
тажные суда, за исключением тех, которые,
согласно предположениям, использовались
неменкими военными властями. Немецкий
подводный флот, изгнанный из его баз
в Бискайском заливе, теперь производит
свои операции из норвежских портов. Немцы
возвращают из Норвегии каждого солдата,
которого они могут освободить от гарнизон-
ной службы и использовать для защиты
Германии. Немецкие ресурсы в области су-
доходства серьезно сокрашены, и немецкие
военные власта вынуждены использовать
всякое имеющееся у них судно любого раз-
мера для удовлетворения своих военных
нужд в Норвегии.

«В соответствии с этим, — говорится в за-
явлении, — верховный  главнокомандующий
вооруженными: силами союзников, учитывая
нрезвычайную важность перерыва морских
коммуникаций между Норвегией и Герма-
нией на нынешнем критическом этапе опе-

раций, приказал нападать на все суда у но-
бережья Норвегии.

В связи с этим теперь делается предосте-
режение, что всякое судно любого размера и
назначения, плавающее в норзежских водах,
будет делать это за свой риск и страх. Вся-
кое. норвежское судно, которое не подчи-
пится этому предостережению, будет тем
самым затруднять операции союзников и
отдалять день, когда немецкие войска будут
изгнаны с норвежской территории».

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 11 октября. (ТАСС). Как пере-
дают из Югославии, в сообщении штаба вер-
XOBHOPO командования народно-освободи-
тельной армии Югославии говорится, что в
Шумадии, южнее Белграда, произволятся
ожесточённые ‘нападения на дороги, по ко-
торым немцы отступают на север. Большил-
ство этих путей сообщения ‘перерезано.
Увичтожено 11  танков, 50 грузовиков и ис-
треблено более 900 немцев. , 3

В доляне Западной Моравы ютославские
части заняли крупный узел дорог Ужине.
Таким образом, для немцев отрезаны все
пути, ведущие из Сербии и Саяджака на
запал. В секторе Лесковац — Ниш — Сок
Баня начались ожесточённые бои. :

В Черногории югославские части заняли
Матещево и Лиева—Риека и продолжают
преследовать противника, отступающего по
направлению к Подгорице. Перерезана по-
pora Печ—Андриевица—Подгорица, по ко-
торой немцы пытались пробиться из района
Косово, Метохии и из Северной Албании к
морю.

В Герцеговине после занятия Требинье
части народно- ельной армии ведут
бои на подступах к Дубрознику. За день
истреблено 250 вражеских солдат. ‚,

В Словении, Хорвалии. Боснии и Boeso-
дине части народно-освободительной армии
продолжают совершать нападения на в23-
жеские пути сообщения,

а

Гитлеровцы укрывают награбленное
добро
`НЬЮ-ГОРК, 11 октября. (ТАСС). Как
передает агентство Ассошиэйтед Пресс из
Вашингтона, официальные лица указыва-
ют, что немцы усиленео вымогают у 6o-
гатых американцев выкуп за их друзей и
родственников, находящихся в Германии,
угрожая жизни и имуществу последних.
Союзнаки перехватили много таких тре-
бований, поэтому адресаты редко их нпо-
лучают. Обычно немцы требуют внесения
определенной суммы Ека какой-нибудь счет
в Аргентине или в другой нейтральной
стране в течение определенного срока.
Но имеющимся сведениям, германские

‘посольства и миссии в нейтральных стра-

нах накапливают огромные суммы в золо-
те, пенеых бумагах и валюте, значитель-
ная часть которых награблена в Ооккупи-
рованных странах. Как указывают в Ba-
HIBBTTOHCKHX кругах, германская правя-
шая клика накапливает средства не толь-
ко Для своего личного спасения, но так-
же для финансирования тайных гитле-
ровских организаций.
ay cur nie
Гетеборгские общественные
организации требуют отказа
Швеции от защиты интересов
Германии

ГЕТЕБОРГ, 11 октября. (ТАСС). Газета
«Гетеборгс хандельстилнинг» сообщает, что
8 гетеборгских общественных организаций
обратились к шведскому правительству со
следующим заявлением:

«В связи с возрастающим нацистским тер-
рором в соседних с нами странах мы счи-
таем необходимым, чтоб шведское прави-
тельство потребовало от немецких властей
немедленного прекращения бесчеловечного
обращения с близкими нам народами. Необ-
ходимо известить немецкое правительство о
том, что при создавшихся условиях Швеция
не может зашищать интересы Германии в
воюющих с нею странах».

Заявление подписано центральным об’еди-
нением государственных пенсионеров, про-
светительным союзом, союзом учительниц,
гетеборгским отделом организации «Борю-
щаяся демократия», радикальным обществом
и др.

—©-

Наложение секвестра

на имение Петэна
дает агентство АФИ из Марселя, областной
комиссар Марселя наложил секвестр на
кмение Петэна в Вильнев-Лубе (департамент

Приморских Альп).

ПРЕБЫВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В АНГЛИИ

ЛОНДОН, И октября. (ТАСС). Советская
профсоюзная делегация на прошлой неделе
принимала участие в заседаниях амгло-со-
ветского профсоюзного комитета. В течение
текущей недели члены делегации посетили
несколько промышленных предприятий Лоч-
дона и других районов. Они были‘ тепло
припяты в одвом из крупнейших коопера-

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
трудовых резервов —

59340. +

тивных обществ Лондона, где они ознако-
мились с организацией кооперативчых прел-
приятий. ;

На приеме, организованном главным уп-
равлением кооперативного общества, предее-
дательница этого общества Генли и член
советской профсоюзной делегации Шульга
обменялись приветственяыми речами,

Москва, 137. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный —
Д 3-31-96; узащейся молодёжи—Д 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи—

Д 3-38-58 и Л 3-34-23;

«Ньюс кроникл» приветствует в релакцион-
‚Ной статье предложения относительно соз-
дания Всеобщей Международной организз-
ции безопасности, принятые на конференции
в Думбартон-Оксе.

«Свободные нации,— пишет газета, — тое-
буют безопасности. Они знают, что они её
получат, когда Англия, Америка и Россия
об’единятся в прочном союзе»,

Какие бы затруднения нам ни предстоялн,
пишет далее «Ньюс кроникл», потомство,
повидимому, будег считать эти три великие
державы воистину главными создателями но-
вого плана. :

Газета «Дейли мейл» считает исключи-
тельно важным решение вопроса о порядке
голосования в Совете Безопасности, указы-
вая, что Совет Безопасности должен быть
сердцем и ядром мирной организации 06’-
единённых наций: Именно он будёт обладать

властью. Именно он будет принимать’ меры
против непокорных государств. «Власть на
мечено передать тем,— продолжает газета. —
кому надлежит её иметь, т. е. нациям, обла-
дающим величайшими ресурсами, многочис-
леннейшим населением и несущим ва себе
наибольшую ответственность, Только ча
них лежит бремя сохранения мира».

Газета «Дейли экспресс» заявляет, что
«конферениия в Думбартон-Оксе посадила
жолудь» и что. «вопрос о том, вырастет ля
этот жолудь в дерево, под развесистыми
ветвями которого смогут найти мир все на-
ции земного шара, зависит от народов Анг-
лии, Америки и России».

Газета «Таймс» пишет: «Самым выдаю-
щимся отличием от устава Лиги нащий яв-
ляелся решительная попытка изолировать
вопрос © безопасности от других аспектов
международного сотрудничества и создать
более реалистический механизм для разре-
пения этой проблемы».

АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ 0 РЕШЕНИЯХ КОНФЕРЕНЦИИ В. ДУМБАРТОН-ОНСЕ

НЬЮ-ЙОРК, 10 октября. (ТАСС). Ог-
ремное большинство американских газет
приветствует предложения относительно
создания Международной организации без-
опасности, принятые на конференции в
Думбартон-Оксе, как серьезный mar Bie:
ред на пути к созданию Международной
организации по поддержанию мира 48
безопасности. .

Газета «Нью-Йорк таймс»
заявляет, что достигнутые
свидетельствуют о том, что конференция
в Думбартон-Оксе принесла «весьма ре-
альные успехи и это порождает вполне
обоснованную надежлу на то, что это при-

в передовой
соглашения

ведет.к возникновению нового союза, спо-
собного обеспечить мир и порядок во всем
мире, который заплатил ужасную цену за
свою неспособность организовать мир».
Газета «Нью-Йорк геральл трабюн» пол-
черкивает, что проектируемая организация,
в противоположность Лиге наций, считает
своей высшей функцией защиту мира и
безопасности. Эта организация вручает
задачу защиты мира великим державам,
которые одна лишь обладают силой для
осуществления этой функции. Это дости-
жение является самым важным, ибо оно
«обеспечивает стабилькость и реализм в
предложенном новом порядке».

Статья Пьера Кота o6 CCCP

НЬЮ-ЙОРК, 11 октября. (ТАСС). Жур-
нал «Нэйшн» опубликовал статью Пьера
Кота об его недавней поездке в Советский
Союз. Кот не пишет о своей миссии, так
как еще не сделал официального отчета
властям, направившим его в СССР, но от-
мечает, что Советский Союз принял его как
преданного друга и облегчил ему задачу,
предоставив ему информацию и дав ему воз-
можность ездить куда угодно. Кот указы-
вает, что таким образом, осуществляя свою
задачу, он собрал сведения и накопил впе-
чатления о Советском Союзе.

«По приезде в Москзу, пишет Котя
Увидел мир, воодушевленный, несмотря на
войну, духом строительства, мир кипучей
общественной жизни. Нельзя и представить
себе народ, более поглощенный нынешней
борьбой, нарол. кажлый гражданин которого
вносит больший вклад в военные усилия.
Тем не менее, в Москве и во всем Совет-
ском Союзе кипит жизчь. Люди работают
и сражаются, чтобы спасти то, что создано
ими, чо по вечерам театры и кино полны;
библиотеки. кишат студентами, открыты раз-
личные выставки современной живописи 1
скульптуры. В театрах Москвы, пока я был
там, показали пять ньес Шекспира, одну
пьесу Кальдерова, одну пьесу Лопе де Ве-
га, балет «Виндзорские проказницы», пьесу
«Сирано де Бержерак» и инсценировку
«Евгении Гранде».

Наибольшее впечатление произвел на ‘ме-
ня необычайный пол’ем духа народа. Я имел
возможность сравнивать и опенивать дости-
жения страны, так как в 1933 году посетил
Советский Союз в качёстве министра авиа-
ции. Усилия Советского Союза— подлинные
усилия всех народов, вхолящих в его состав.
Тайна их сопротивления в 1941—42 г.г. и
нынешних побед заключается в участии ка-
ждого гражданина — от самого скромного
до самого великого —в э1лих усилиях. Соз-
нание достигло здесь роли величайшего
фактора. Народ серьезен. Он понимает, что
делает, и знает, чего ждет от него мир.

Советский Союз понес огромные потери.
Целые области разграблевы, и много их
жителей убито. Не следует забывать, что
три года. Советский Союз почти в одино-
честве выносил весь натиск германских ар-
мий, снабжавшихся всей германской прэ-
мышленностью. Даже теперь Красная Армия
сражается с 95 германской аэмии. Одним из
последствий этой ужасной войны язляется
полное разрушение многих советских горо-
дов, Но мужество и изобретательность со-
ветских людей соответствуют условиям.
В Ленинграде во время осады от холоца и
голода погибло много людей. Одяако было
решено, что колыбель революции, город Ле-
нина и Кирова, не должен попасть в рукя
врага. Можно с уверенностью считать, что
до сих пор материальные потери Советского
Союза составляют 250 млрл. золотых руб-
лей, т.е. в 25 раз больше, чем определялся
ушерб, причиненный Франции и Бельгии во
время прошлой войны».

Кот приводит много примеров ‘участия

———`——ы—ы=ыыы—ыы ._—«А„’ pn eer ee ent tenets ид cg

женщин, детей и стариков в восстановлении
городов, школ и цехов собственными сред-
ствами. Эти люди не требуют правительст-
венной помощя, так как они понимают, что
силы страны поглощены войной. Их успеха
при сравнительно малых средствах порази
тельны. Кот подчеркивает, что школы и
другие общественные здания обычно рэс-
сматриваются как первоочередные стройки.

Кот описывает виденные им в Одессе мас-
совые могилы, в которых заживо хоронили
детей. Оп пинет о том, как немцы топили
людей и как граждане Одессы жили во вре-
мя оккупации в старых подземных камено-
ломнях и создавали там партизанскую 4p-
мию. «Чтобы описать подвиги партизан, —
пишет Кот, — нужна была бы целая книга»

Кот укавывает, что он тщательно изучал
восстановительные работы в СССР, так как
это составляло часть его миссии. Он высо-
ко оценивает единое планирование совет:
ского производства. Необычайная восстано
вительная способность,— пишет он,‚— воз-
никает из плановой системы, из рационализа-
ции всех производительных сил и из са-
мого характера общественного строя.

«В Советском Союзе пишет далее
Кот,-—культурное развитие сопутствует эко-
номическому развитию и даже прелшеству-
ет ему. Советский Союз — новая родина гу
манизма. Можно было бы подумать, что в
бюджете 1944 года все средства, не идущие
на войну, будут выделены на реконструкцию
заводов и колхозов, но в действительности
на восстановление экономической жизни ас-
сигновано 48 млрд. рублей, а на социальные
нужды а культурное развитие — 54 млрд.
рублей. Это — один из многих уроков, ко-
торые может дать нам Советский Союз.

Нарол Советского Союза питает теплые
чувства к Франции, Французской революции,
Коммуне и Народному фронту. Он никогда не
верил, что французские предатели отражают
настроения французского народа. Демокра
тическая Франция, безусловно, отвергает те
элементы, которые в свое время вдохновляли
политику интервенции протав Советского
Союза, саботаж коллективной безопасности,
мюнхенскую измену. Франция, освобожден-
ная от фашизма, может рассчитывать на
дружбу Советского Союза.

После войны Советский Союз удивит весь
мир своей мудростью м последовательно:
стью. Советский Союз хочет мира для себя
и для других. Оля хочет продолжать нача-
тую нм огромную работу в области куль-
турного и общественного развития. Он по-
требует наказания военных преступников и
уничтожения фашизма. Он будет трудиться
над созданием международной организации,
которая сделает невозможной всякую гер-
манскую агрессию и обеспечит всем наро-
дам свободу и мир».

«Посетив Советский Союз в качестве про-
стого демократа, верного идеалам Француз-
ской революции —пишег в заключение
Пьер Кот,—я увидел, что путем жертв и
усилий там куется свобода народов, разен-
ство рас и брагство человечества».

Приветствие работников искусств
Словении

деятелям советского искусства

даёт радиостанция «Слободна Югославия»,
Ha освобождённой территория Словении со.
стоялось учредительное собрание словен-
ского клуба работников искусства. На собра-
пии выступили с докладами словенские по-
эты, художники, композиторы, в частности,
директор словенского народного театра Кум-
батович. От имени президиума словенского
Народно-освободительного Веча собравших-
ся приветствовал Кидрич.

Собравшиеся обратились с приветстваем к
работникам искусств Советского Союза.
«Славянских братьев всегда связывала дру-
жба,—говорится в твии.—Наша борь-
ба против общего врага сблизила нас ешё
теснее и об’единила вокруг великого рус-
ского народа, который играет ведущую роль
в вызешней освободительной борьбе. Ничто
на свете не может поколебать нашу брат:

скую солидарность. Обещаем не ослаблять

борьбу, пока не будет повержен в прах вар-
варский фашизм, который уничтожал насле-
дие вашего и нашего искусства. Мы rop-
димся тем, что помогаем уничтожать фаши-
стеких оккупантов, участвуя в борьбе, на

стороне великих = союзников — Англии,
СОСР и Америки».
—-
Пьеса Леонова «Нашествие»
в Мексико

МЕКСИКО, 11 октября. (ТАСС). Во двор:
це изящных искусств с большим услехом
прошел показ пьесы «Нашествие» Леонида
Леонова. Публика горячо приветствовала
участников спектакля, показавших на сцене
борьбу советского народа против фашяст-
ских захватчиков. Билеты были распроданы
задолго до начала спектакля.

Д 3-30-56; секретариат

—Д 3-36-89 3 31-79; т
Ornex xivepatypEx aye A Oona пропаганды н агитации —

стенотрафии — Д 1-04-76 и Д 3-35-00.

Издание басен Крылова в Иране

МЕШХЕД, 11 октября. (ТАСС). В озна-
менование столетия со дня кончины’ вели-
кого русского баснописца И. А. Крылова,
литературная секщия хоросанского отделе-
ния ирано-советского обшества культурной
связи издает сборник басен Крылова на фар-
сидском языке. Басни Крылова издаются в
Иране впервые.

О

Спертивная ‘жизнь
в Югославии

С первых дней развития ‘народно-освобо-
длительной ‚борьбы в Югославии в ряды
партизан вступило много далматских спорт:
сменов. В начале мая этого года многим из-
вестным спортсменам из далматского клуба
«Гайдук» в гор. Сплит, разогнанного немна-
ми, удалось бежать на освобожденную тер-
риторию. Там был создан первый свободный
спортивный клуб. ,

Уже более двух месяцев обновленный
клуб «Гайлук» Народню-освободительной
армии Югославии < успехом представляет
югославских спортсменов в соревнованиях
со спортсменами союзников. Как сообщает
радиостанция «Слободна Югославия», фут-
болисты клуба провели за короткий срок
16 матчей с командой союзников, выиграв
при этом 15 матчей и один сведя вничью.
До 15 октября предполагается устроить
еще 8 футбольных матчей.

прошлом месяце на союзном состяза-
нии пловцов в Риме во многих заплывах
победителями оказались югославские плов-
цы. Газета «Юнион Джек» писала о вы-
ступлении югославской ` команды пловцов:
«Успехи «дельфинов маршала Тито» пре-
взошли всякие ожидания». Эта комашда со-.
стояла из 16 бойцов и 3 офицеров.
(Соб. инф.).

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

<=.

‚По Белоруссии
1. Минеюв eerog!

п ТИ

оветская улица — центральная fen
С страль Минска. Величественное зд

ние — Дом белорусского правитель
ства. Немцы не успели его взорвать. Со-
ветские минеры, ворвавшиеся в город ©
передовыми частями, вытащили из ea
ния огромные немецкие авиабомбы,
ящики тола. Рядом — еще два или три

уцелевших дома, а дальше, до самой
реки Свислочь, — ни одного целого зда-
ния. По бокам улицы, собственно. не
улицы, а дороги — нагромождения кир-
пича, камня, железных балок, труб, слит-
ков плавленного стекла. Но вот кончают-
ся развалины, а дальше за рекой — ог-
ромный, километра в три пустырь и a
Ba растерзанные улицы. Откуда тако
огромный, заросший бурьяном пустырь
почти в центре большого города?

— Вы думаете здесь всегда рос бурь-
ян? — скажет ваш спутник-минчанин. —
Здесь были хорошие дома, улицы и пе-
реулки, росли деревья. Этот район раз-
рушен немецкими бомбами еше в самом
начале войны. Что могло сгореть, то
сгорело, а из камня немцы строили доты
на всех углах: они боялись белоруссов.

Таких пустырей разной величины мно-
го сейчас в Минске. Вокруг искалечен-
ного здания Большого белорусского
театра в радиусе до двух километров нет
ни домов, ни развалин. Обширное поле,
заросшее сорными травами. 4

Палач белорусского народа «гаулеч-
тер Белорутенни» (так немцы именовали

стке, что города «Белорутении» разру-

белорусса».

Д 3-37-22; комсомольской жизни — -89:
отдел информации—Д 3-33-49; военный отдел —Д 3-36 24; nee Len 3.30.69,

отцам «rayselirep> Кубе,

вышвырнула захватчиков с белорусской
земли. И в освобожденном Минске, как
и во всех городах и селах республики,
началась большая восстановительная ра-
бота. i

Минчане любят свой город и не жа-
леют сил, чтобы быстрее возродить его
из руин. Только три месяца прошло с тех
пор, как первый красноармеец вступил
на улицу белорусской столицы, но сде-
лано уже немало. Напряженной трудовой
жизнью живет сегодня ‘Минск.

Утром, когда голубой осенний туман,
цепляясь за верхушки! деревьев, поды-
мается в небо, над разрушенным городом
гулко. разносятся мажорные голоса гуд-
ков. Правда, их еще мало, но становит-
ся все больше. Люди внимательно при-
слушиваются. Если вчера гудело три, а
сегодня запел четвертый, значит еще на
одном предприятии. подняли пары, зна-
чит завоевана еще одна трудная победа.

На пепелище радиозавода рабочие
тщательно собиралн строительные мате-
рналы. Они собрали и пустили в дело
около 30 тонн железа, 26 тысяч штук
кирпича. Затем стали отстраивать элек-
‚тростанцию, ремонтировать котельную.
Среди руин нашли несколько обгорелых

станков, капитально их отремонтирова-
ли. Так постепенно возрождается завод,
Сейчас здесь уже делают репродукторы.
Это первая продукция завода.

Каждый день на завод прибывают но-
вые рабочие. По инициативе комсомоль-
цев квалифицированные рабочие: обучают
их новым профессиям. Комсомолец-пар-
тизан Владимир Елин передает свой
опыт товарищу, Станислав Исайчук
обучает одного новичка слесарному де-
лу, трех человек обучает стахановка Ев-
гения Бодчиц.

Много  квалифицированных рабочих
требуется возрождающейся минской про-
мышленности. Вскоре после освобожде-

ния города от немецких захватчиков был
открыт прием в школы трудовых резер-

ремеслу. На 350 мест в железнодорож-
ное училище было подано более 500`за-
явлений. Сейчас в городе уже работает
несколько школ ФЗО и ремесленных

Среди разрушенных домов на Советской

для

ГАЗЕТЫ

ДАУГАВПИЛС, 11 октября. (Наш
корр.). Здесь начала выходить газета «Co-
ветская молодежь» на латышском языке.
Впервые после трех лет немецкой оккупа-
ции юноши и девушки Советской Латвии
получили возможность читать свою газету.
В первом номере газета горячо призывает
молодых читателей отдать все силы для
окончательного разгрома немецких захват-
чиков. }

Газета рассказывает о том, как Komco-
мольцы республики ликвидируют послед-
ствия хозяйничания гитлеровцев. В Скай-
стинской и Сусейской волостях молодежь
своими силами восстановила школы. В Аб-
ренском уезде создано 20 молодежных

Беларусь) Кубе писал в фашистском ли-

шены и восстанавливать их неё нужно,
нбо удел белоруссов — жить в деревне,
подальше от культуры, «которая портит

Белорусский народ знает свою дорогу
к культуре и счастью. Отправился к пра-
взорванный
партизанской миной, Красная Армия с
помощью славных белорусских партизан

‚трамвайные вагоны. .
вов. Велико желание мололежи учиться   р Это братская по

тельства, спасенное отважны

Молодые партизаны Александр ПОЗД:
НЯКОвВ, Никифор ЖЕЛОНЬКИН и Тя.
мофей ПЛЮТА сейчас работают камен.
щиками. Их комсомольская бригада—
лучшая на Минском заводе, где cexpe-
тарем комитета ВЛКСМ тов. АЛЕКСЮК,

училищ. Юный партизан Володя Коблов,
награжденный партизанской медалью
первой степени, будет машинистом. Лю-
бовно изучает он сложную машину.

Город залечивает свои тяжелые раны,
Уже восстановлен водопровод, телефох
связывает учреждения белорусской сто-
лицы, городская электростанция дала
ток.

Недавно одна. из минских улиц впер-
вые за долгие годы снова огласилась
бойким трамвайным звонком. Из парка в
пробный рейс вышел первый трамвай,
Немало труда вложили минскне тран-
вайщики, чтобы прошел этот первый ва-
гон. Сейчас у них горячие, дни. В бли.
жайшее время’ начнет работать первая
трамвайная линия.

После трехлетнего перерыва начались
занятия в Минском педагогическом ин-
ституте имени Горького. На первый кур
в этом году принято 370 студентов, Сре-
ди них много партизан, участников Оте-
чественной войны.

Кто из минских ребят не помнит пре
красного здания с высокими колоннами
на углу улицы имени Кирова и имени
Энгельса! Здесь был Минский дворе
пионеров. До войны в его светлых залах
не умолкали звонкие детские голоса,
Сейчас здесь высятся черные, обгорелье
стены.

Над возрождением Дворца пионеров
взяли шефство комсомольцы ` Минска,
Они обязались все’ основные работы по
восстановлению здания провести своямн
силами. Молодежь уже собирает mare
риалы, подготавливает коробку здания
для строительных работ. Открыть Дво-
рец пионеров к 1 мая 1945 года — такое
обязательство взяли комсомольцы сто-
лицы Белоруссии.

В Минск приезжала группа виднейших
архитекторов страны — академики архи-
тектуры Мордвинов, ШЩусев, Семенов,
Колли. Они ознакомились с состояниеи
улиц и площадей и предложили на ут
верждение белорусскому правительству
проект восстановления Минска, Здесь
должны быть воздвигнуты новые пре
красные здания, разбиты парки, площа.
ди.   р

Из Удмуртии, Ульяновской и Чкалов
ской областей идут эшелоны с оборудо-
ванием и строительными материалами,
Из Москвы и Ленинграда ‘направляются

мощь славному белорусскому городу.
Из груды развалин, из пепла пожариц
возродится столица Белоруссии,

Н. ДРАЧИНСКИЙ.

улице возвышается здание Дома правя-
ми советскими минерами,

МОЛОДЕЖИ

бригад, которые помогли семьям RpacHoap
мейцев убрать урожай.

этом же номере «Советской
жи» помещены корреспонденции,
зывающие о стремлении юношей
шек Латвии вступнть в комсомол.

MONON:
pacekt:
и дез}.

* * = ‘

ТАЛЛИН, 11 октября. (Наш корр). }
аллине вышел первый номер газеты «Но
орте Хяяль» («Голос молодежи») — ор
Центрального Комитета ЛКСМ Эстония!
Таллинского горкома комсомола. По
щенные в номере материалы рассказываю’
об участии эстонской молодежи в бор
против немецко-фашистских захватчик»
Газета выходит на эстонском языке,

«ОФИЛТЕР ФЛОТА»

ЛЕНИНГРАД, 11 октября. (Наш корр.)
Большой драматический театр имени Горь-
кого 7 ноября покажет премьеру — пьесу
А. Крона «Офицер флота», повествующую
о городе-герое и его защитниках в самые
тяжелые дни блокады. Ставит спектакль за-
служенный деятель искусств Л. Рудник.

—о—-

НА ЭСНАДРИЛЬЮ САМОЛЕТОВ

НИКОЛАЕВ, 11! октября. (Наш корр.).
Среди молодежи Николаевской области с
успехом проходит сбор средств на построй-
ку и боевых О «На при-
зыв Николаевщины». За короткое в
собрано 552.000 рублей. 7 ee

рабочей мололёзжи —
нллюстрации —

СОХРАНЕНЫ СКУЛЬПТУРЫ
АНТОКОЛЬСНОГО

ВИЛЬНЮС, 11 октября. (ТАСО). В н*
одного из вильнюсских научно-исследов
тельских институтов находилось до во
несколько работ Антокольского. Во вр
хозяйничания немцев солдаты зондер-кома!
разрушили и предали огню весь. музей с
ценными экспонатами. Сотрудникам ино
тута удалось в 19420 году спрятать отде
ные уникальные экспонаты. Уцелевшие ®
них недавно были извлечены из-под 064%
ков взорванных зданий. Спасены две скул
туры Антокольского: его автопортрет и п
совая фигура «Давид».

пианисте кои ива несхикст
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

=

7k 8-81-96; orze:
Д 3-30-22; Supe

Изл. № 603,

hy
Cj

к

м

РО Пра И ОИ

ие ПЕ aaa dees