_OT СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО.

Окончание. Начало см. на 1-й стр.

*. * *

Войска 2-го Украинского фронта про-
должали успешное наступление. Наши тан-
ковые и кавалерийские совдинения нанес-
ли внезапный удар группировке противни-
ка. оборонявшейся в районе города Оралеа-
Маре. Советские части в результате умё-
лого обходного маневра прорвались к се-
верным окраинам Оралеа-Маре. Другие на-.
ши совлянения в это время вышлилк юж-
ным окраинам города. Три танковые диви-
зпи и крупные силы пехоты противника
не могли сдержать натиска советских чз-
стей. Сеголня наши войска овладели го-
ролом Opaiea-Mape, являющимся важным
Узлом коммуникаций. № нему сходятся
шесть железных и пять шоссейных дорог.
Захвачено. большое количество вагонов и
автомашин, военные склады и много во-

оружения противника.
в яж

‚В Венгрии, того-западнее города Дебре-
цен, части Н-екого соединения с боями
продвигались вперел и заняли горол Вицкуй-
валлаян и город Кунхельеш. В одном рай-
оне советские танкисты атаковали автоко-
лонну противника и уничтожили свыше
100 автоманнен и бронетранспортеров. Ha

НА ПОРОГЕ

Полезно вспомнить прошлое: Ржев,
Днепр, Неман... Немцы начали оборону
Германии издалека — от Ржева. Они. на.
зывали его «ключом к Берлину». Разби-
THe под’ Ржевом, они &тали ‘именовать
Днепр «восточной стеной» Неман они на-
звали «судьбой Гермакии», ‘или «сердцем
Германии». Впрочем, всякому рубежу они
давали какое-нибудь высокопарное назва-
ние. Делали они это для того; чтобы вну-
шить ‘своим солдатам тревогу за судьбу
Германии. Они чувствозали ‘над собою за-
несенный меч возмездия и, чтобы как-то
оттянуть срок своей гибели, кричали об
опасностях, грозящих. Германии. Но истэ-
рия неумолима.

Под ударами Красной Армии трешали
всякого рода «ворота», лопались «калит-
ки», «валы» и «пояса» Но каждый раз
у немцев появляются новые ворота и
ключи. Последнее время они лихорадочно
строили Ha прусской границе оборони-
телньую линию, назвав ее более скромно:
«зимней линией». Но не успели осыпаться
осенние листья в пограничных районах,
как «зимняя линия» перестала существо-
вать. не- увидев ноябрьского снегопада.
Огонь советской артиллерии, гусеницы со-
ветских танков уничтожили квартиры гит-
леровцев, в которых они надеялись отси-
деться зиму, накопить силы и снова на:
чать свой поход.

..Мапвна идет через полосу ` прорыва.
Как кадры кинофильма, мелькают знако-
мые картины разгромленной немецкой обо-
роны. Пушки стоят, как будто прислуга
только на минуту отлучилась с огневой
позиции. На Многих орудиях сохранились
лаже замки. Высятся штабеля обезвре-
женных мин и немецких винтовок. Koe-
Tae elle дымятся блиндажи, разворочен-
ные советской тяжелой артиллерией. Зем-
ля, как обычно, усеяна разным немецким
тряпьем, бумажниками, бутылками, пач-
ками патронов. Валяются убитые немцы
Их много — сотни. От рощиц, где нахо-
дились склады и батареи противника,
остались лишь обгорелые, ‘иссеченные
осколками пни. Все здесь говорит о мо:
гучем и стремительном ударе.

Здесь была разбита дивизия генерал
майора Ланге. История ее любопытна. В
боях под Витебском этот Ланге, тогда
еще полковник, попал со своей дивизией
в окружение и бежал вместе со штабом.
бросив солдат на произвол сульбы. Эт
дивизии остался только номер. В дальней-
шем битый полковник получил:звание ге-
нерал-майора. состряпал новую дивизию
из остатков двух соединений и занял. обо-
рону на «зимней линии». Немцы всерьез
готовились зимовать на этих рубежах. Все
блиндажи построены солидно, обшиты до-
сками, некоторые хорошо утеплены. Од-
нако незадачливый Ланге вновь бежал,
бросив не только солдат, но и орудия. Из
47 пушек, бывших в этой дивизии, 37
достались нам как трофеи, Сама дивизия
погребена под развалинами блиндажей.

При прорыве этой немецкой обороны
характерна прежде всего  стремитель-
ность. За первые дни боев прорыв был
расширен до 280 километров. Это про-
изонело не потому, что немцы были сла-
бы,— они сосредоточили На «зимней ли-
нии» огромную массу техники и людей,—
но потому, что никакая сила не смогла
противостоять яростному натиск” ссвет:
ских войск, действующих исключительно
четко и обдуманно.

На участке в районе горола lOp6ypr an-
тиллерийская подготовка началась в две-
наднцать дня. Время для наступления не-
обычное, и немцы с первых же минут бы-
ле сбиты с толку. Все же они отвели ос-
новные силы на вторую линию обороны,
рассчитывая контратаковать наши: подраз-
деления в тот момент, когда они подни-
мутся в наступление. На первой линии
окопов остались только пулеметчики, на-
блюдатели, связисты. еще ближе к на-
тим позициям шли ложные окопы, дно
которых было заминировано на всем про-
тяжении. С первых же минут боя были
уничтожены пулеметчики, наблюдатели,
связисты, чем была парализована система
наблюдения и связи. Другие батареи вели
огонь по окопам второй линии, где скопи-
лись резервные подразделения против-
ника. р

десантных баржи ‘противника.

ГЕРМАНИИ.

От военного корреспондента «Комсомольской. правды»

+

другом участке подвижной отряд нашей
стрелковой части ворвался в крупный на-
селенный пункт. Разгромив вражеский гар-
Aizen, наши’ бойцы сожтли на аэродроме
35 немецких самолетов, взорвали два скла-
да с боеприпасами и два склала с горю-
чим,

В городе Сегед, занятом вчера нашими
войсками, захвачено. свыше 100 орулий,
10 паровозов, до 1.000 вагонов и 20 скла-
чов с различным военным имуществом.
Взято в плен 2.000 немецких и. венгер-
ских солдат и офицеров.

* + &

Авиация Северного флота налосила бом-
бово-штурмозые удары по немецкям ко-
раблям-в районе портов Варде и Бугей. По-
топлены 17 мотоботов и две быстроходных

* # +
Авиация Краснознаменного Валтийекого

флота атаковала суда противника в Бал-

тийском море. Рижском заливе и в порту
Клайпеда. (Мемель)., Прямым попаданием
торпед и бомб потоплены сторожевой ко’
рабль, тральщик и семь немецких транс-
портов,

За десять минут до окончания артил-
лерийской подготовки пехота поднялась в
атаку. По разминированным участкам дви-
нулись танки. Артиллеристы катили пол.
ковые и: противотанковые пушки вслед
пехоте и мгновенно уничтожали еще уце-
левшие пулеметные гнезда. Пехота шла

пальше. Вот первая настоящая линия око- :

пов; Она безлюдна. Гвардейцы гвардий
капитана Ступина прибавили шагу. По.
расчетам, немцы в этот момент должны
были открыть огонь из орудий и поднять:
ся в контратаку. Ни того, ни другого уже
не было. Генерал Ланге удрал вместе со
своим штабом. Двигался вперел огневой
вал нашей артиллерии, шла за ним пехо-
та. Сражение на «зимней линии» было
коротким, но стремительным. К концу
дня немцы пытались еше контратаковать
ваши части, но. вынуждены были отсту-
пать на всем протяжении фронта.

Части, начавитие наступление пол Шауля-
ем; от Райсияне на ширском фронте выхо-
SAT к прусской границе. Близок Тильзит,
окружена болышая группировка противника
в районе Рига, Либавы и Виндавы.

«Зимняя линия» позади. На горизонте ог.
ромное облако дыма, Частые ‘взрывы, <0-
трясающие землю даже здесь. в пяти кило-
метрах от Юрбурга. В этом городе находл-
лись военлые склады противпика, пятавшие
значительный участок фронта. Теперь все в
огне. Широкий Неман затянут дымом. Когда
чуть стихает гул бомбардировщикоз к штур-
мовиков, проносящижся над головой, изца.
лека доносится артиллерийская канонада.

Канонада звучит у самой границы Испу-
ганные немцы’ мечутся по желто-крас тым
осенним рошам. Литовские хутора пусты, нэ-
селение еше не ‘вышло из лесов. Зато на
дорогах, как говорят, негде упасть яблоку.
Машины, тягачи, артиллерия, повозки, пехо:
та; гвардейские минометы, автомобили-амфи-
бии, солдатские кухни, санитарные фургоны,
мотоциклисты идут бесконечной вереницей

Сегодня мы была Ha батарее лейте-
нанта Толбухина. Батарея  отличилакь в
боях под Райсияне, стреляя прямой назол-
KOH по контратакующим немецким танкам.
Только что командир полка вручил орден
Славы 3-Й степени командиру обудия став-
шему сержанту Василию Петровичу Корот-
кову. Вместе с ним отличился весь расчет:
наводчик Зуев, заряжающий Стеценко, под:
зосчик снарядов Варфоломеев. Это рядо-
вые советские солдаты, прокладывающие
путь к Германии. Рядовые советские граж-
дане, которые первыми приблизилиюь к ло-
rosy зверя. Есть о чем вспомвить этим лю-
дям, подходящим к воротам Германии.

У Василия Короткова, бывшего рабочего
лесопильного завода в Минске, немцы уби-
ли отца, мать и сестру. Дом Коротковых
за окраине города сожжен немцами

Жену наводчика Зуева немцы узезли на
каторгу в Гермаяню. Семилетний сыч, остав-
шийся без матери, пропал без вести. Не-
сколько дней назал Зуев получил письмо с
родины, из города Льгова, Курской области
в котором знакомые сообщают, что его
брат Иннокентий замучен немецкими из
вергами.

17-летяюю дочь заряжающего Стеценко,
бывшего колхозника села Раздольнсго Дне-
пронетровекой области, немцы отправили на
работу в имение под Черниговом. Не выдер-
жав Надругательств со стороны управляю-
шего имением, девушка повесилась.

Красноармеец Варфоломеев, полносчик
снарядоз, не имеет сведений о сзоей семье,
находившейся до войны в Великих Луках.
Улица, гле жил Варфоломеёв, сожжена нем-
цами перед. отступлением. Там никто не жи-
вет, и никто не знает о судьбе его матери,
отца, деда, двух сестер — Веры и Софьи.

Если бы не было душегубок, сожжезных
на костре людей, люблинского лагеря смер
ти, массовых убийств советских граждан, —
даже малелькая личная судьба и трагедия
этих четырех артиллеристов сделали бы их
смертельными врагами немцез. Об этом они
вспоминают на пороге Германии. И они не
одиноки. Тысячи созетских людей идут в
бой, чтобы достигнуть Берлина, окончатель-
во разбить врага. :

Л. ЮЩЕНКО.
Действующая армия.

Последними километрами

По литовским дорогам непрерывным по-
током движутся наступающие советские
войска. На обочинах шоссе стоят  подби-
тые и созершеньо исправные немецкие
<фердинанды», тяжелые «пантеры». Стре-
лы на дорожных указателях указывают
путь на Тильзит.

Мы идем ‘последними километрами со-
ветской земли. Сознание того, что скоро
от немцев полностью будет освобождена
родная земля; умножает силы воинов, 30-
вет га подвиги. A
- Командир отделения гвардии
Припезук рассказывает: 2
-— На-ходу мы вели огонь. Никто не об-
ращал внимания на разрывы тяжелых не-
мецких снарядов. Бойцы знали — путь
только вперел. В кустарнике перед лесом
моё отделение лицом к лицу столкнулось
< группой немцев. Отделение уничтожило
вражескую засаду, взяло пленных и продол.
жает преследовать отступающего врага.

Наступазший на фланге взвод гвардия

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр. 13 октября 1944 т.

сержант

младшего лейтенанта Короткова натолк-
нулся на резерв немцев, который был пред-
назначен для фланговой контратаки. Наши
бойцы всей силой своего оружия обруши-
лись на врага. В результате короткого,
но ожесточенного боя вся немецкая груп-
па была перебита.

Пулеметчики Головин и Вавилченко од-
ними из первых ворвались в расположение
неприятельской части, перестреляли группу
немцев. В этом бою Головин был ранен. Но
он продолжал вести огонь по гитлеровцам.
Рядовой Роженков вступил в поединок с не-
мецким пулеметом и выбил автоматными
очередями всю прислугу.

Вместе с пехотинцами неотступно пресле:
дуют врага артиллеристы. Оки с хода
развертывают батареи, в. упор расстреливая
вражеские огневые точки. Уползая в свою
берлогу, немцы предпринимают по несколь-
ку контратак в день. Все попытки врага
задержать наступающие части кончаются
полным провалом и приносят немцам но-
вые тяжелые потери в живой силе и тех-

нике.

Майор А. КРАСОВ.
Действующая :
(По телеграфу).

участках фронта и разрабатывало план
‘охзатывающих маневров, которые должны

‘подошли к юго-западной. окраине Дебрецена

‘pa бревнах, быстро сколоченных плотах, нз

В ВЕНГРИИ

От военного корреспондента
«Комсомольской. правды»

От среднего течения Тиссы до ее низовь-
ев ни днем, ни ночью не прекращается гул
великого сражения. Тисса в огне... В ее во-
дах отражаются артиллерийские. молнии,
колоблющиеся зарева от горящих танков,
п кажется — не река точет по степи, &
огненный ‘исток, раскаленная масса металла.

Относительно медленное  прогрызание
вражеской обороны здесь немцы расценили
хак новое достижение титлеровекого коман-
дования. Они прокричали на весь мир о том,
что якобы удалось стабилизировать положе-
пис па придунаевском театре военных дей-
ствий; Однако’ это относительное затишье
сменилось вдруг новым могучим натиском
наших войск, перед которым падают один
за другим крупнейшие узлы вражеской
обороны.

Немцы возлагали большие. надежды на
клужский узел обороны, стягизали сюта
свои отборные части. Но и здесь немиы
остались верны своему штампу, рассматри-:
вая положение в районе Влужа изолиро-
RAHHO от положения на других участках
@ронта. Наше же командование, отражая на
Клужском направлении контратаки ‘врага,
готовилось в то же время в глубокому про-
рыву обороны врага совсем па‘ других

были последовать волед за этими проры-
вами, +

Й вот результат: сначала Блуж был 0б0й-
ден. с двух сторон—и с севера и с юга— и
затем штурмом взят нашими войсками.

Ожесточенные бои идут в районе Дебре-
цена, крупного города и важнейшего узла
дорог в Венгрии. Наши подвижные части
стремительным броском вышли на пюссе и.
па железную дорогу, связывающие этот го-
род со столицей Венгрии. Противник упорно.
сопротивляется, но советские войска уже

и ведут бои непосредственно за город.

Ставка пемепкого командования на то,
чобы использовать Тиссу как неёпроходи+
мую преграду, через которую не смогут про-
никнуть советские войска, также оказалась
битой. Подойдя в Тиссе, советские танки,
пехота, кавалерия ‘не стали ожидать под-
хода нонтонных средств, а, используя бо-
гатый опыт форсирования Днепра, Днестра,
Прута и других рек, стали немедленно же
переправляться на западный берег Тиссы

захваченных у противийка лодках и барка-
сах. Кавалеристы же’ переправляются
вплавь, раздеваясь и привязывая свою оде:
жду к селлам лошадей.

Вообще надо сказать, что кавалеристы,
взаимодействующие в нынешних боях с тан-
ками, вновь и вновь демонстрируют свою
высокую отвагу, а кавалерийские генералы
и офицеры — непревзойденное мастерство
рождения войск.   pias

Тисса форсирована в Венгрии очень бы-
стро и притом одновременно в нескольких
местах.

Дороги, нримыкающие в фронту, запол-
нены. тысячными толпами немецких и вен-
герских солдат, которые под конвоем наших
автоматчиков бредут в тыл. Среди пленных
немцев немало. солдат, призванных но
последней, проводимой Геббельсом мобили-
зации

Успешно форсярована Тисса и на юго-
славской земле. Злесь наши бойцы также
не жлали, пока понтонеры наведут мосты,
Подразделение капитана Осьмухи, напри-
мер, переправлялось через реку на стволах
срубленных деревьев, на небольших плотах,
связанных вместе из иескольких бревен, на
всевозможных, не прелусмотренных ника-
кой военной наукой подручных средствах.
Науку переправы бойцы капитана Осьмуха
постигали уже во время войны, и теперь,
форсируя Тиссу на виду у врага, они вели
с ним огневой бой, поставив пулеметы на
плоты. А ступив на берег, бойцы капитана
Осьмухи немедленно схватились с немпами.
врукопашную и в жарком бою завоевали
себе прочный плапларм. С этого плацдарма
их теперь уже не столкнет никакая сила.

А. КАЛИНИН.
Действующая армия. .

РАССКАЗЫ © ПРОШЛОМ
НА СЕМИНА АГИТАТОРОВ ХОТ О

паров.

Оживленно в заводском клубе. Комсо-
мольцы-агиталоры собрались на семинар.
Пришли старейшие рабочие завода, чтобы
рассказать молодежи 0 TOM, как они рабо-
тали до Октабрьской теволюции. Токари,
расписчики, глазурщики, обжигальщики,
познавшие на cede «порядки» перевалов-
слой фарфоровой фабрики; вспоминали и о
«производственных мальчиках», и.о «фар-
форовых стариках», и о чудесном мастере
Кислове. Многие агитаторы услышали 06
этом впервые только сейчае.

Да и откуда молодежи было знать. что
люли на переваловской фабрике преждевре-
уменно становились инвалидами! Тех, кто
выживал до серебристой седины, рабочие
любовно прозывали «фарфоровыми стари-
ками».

Способы производства были тогда тайной
опытных мастеровых. Самым искусным из

них был старяк Кислов (его вауки и сей-
чае работают на ‘заподе): Эднажты Кислова
ебилел управляющий. Не снес старик огор-

чения, ушел в тайгу, унес с собой секрет

‘белого звонкого фарфора. Шюшло полгода,

я фабрика стала терять свою славу Ha
рынках России, Нитая, Монголии. Пошат-
пулись доходы хозлина. И вынужлен он
был послать гонца в тайгу за прежним ма-

стером. ‘Вернулся Кислов, & 6 Ним бы-
лая слава перевалвскому, фарфору...

Фомсомольцы-агитаторы внимательно слу-

вали воспоминания старых рабочих. Перзд
ними представитель старшего поколения
‚Пяколай Николаевич Быков.

+ Bea adpuxa, —— говорил tos. Бы-
ков, -— раньше размещалась возлании, где

теперь У нас механический цех, а прежняя  .

мастерская с олним токарным станком была
в деревянном барайчике, который стоял на
месте теперешнего: главном корпуса. Сей-
час. конечно, не узнать прежней фабрики.

— И люди изменились, — продолжал
Николай Николаевич. — Тяжелая жизнь
внизу нас клонила, а теперь и У нас, ста-
риков, спины выпрямились. А отчего? Xo-
зяевами мы сами стали. То, о чем когда-то
говорили большевики-подпольщики, сделано
ленерь...

Бригадир молодежной бригады, агитатор
токарно-каменного цеха Аня Чистова спро-
сила:

— Николай Николаевич, а как молодые
рабочие тотла жили?

— Не жили, & мучились. № примеру
сказать, наша семья, как и другие, жила
пищенски, перебиваяев с хлеба на ква.
Бывало так, что на всю рабочую семью по
паре опорок было. Вто-нибудь наденет их,
убежит за хлебом в лавку, а другим и
выйти не в чем,

— А 10 такие «производственные
мальчики»? — спросили в зале.

Тогда слово взял Виктор Матвеевич Са-

— Вот я был пять лет таким мальчи-
ком. — сказал он, — и никогда не забуду

этого. Нужда заставила мальчиком девяти

лет пойти на фабрику. У мастера я на по-
бегушках был: За водкой в лавву бегал.

А учился работать на станке почью, тай-
вом. Мастер как-то’ ‘подглядел и ползатыль-
няков надавал. Пять лет на него работал,
станка oH мне не давал, говорил, молод
я, мальчиком еще нало побыть. Чтобы по-
лучить станок, Надо было мастеру чет-
верть водки поставить, полпаивать ero,
иначе несколько лет проходишь в мальчи-
ках. Мастеру это выгодно было. Рабо-
vad Ha Hero задарма —  уплачивали Фогла
мальчикам по 8—10 копеек в день, 8 В
 посписном цехе и совсем не платили,

_ Bor BE теперь уж по-иному живете.
Учились в ФЗУ, все секреты производства
знаете. самостоятельно работаете, —— про-
должал Сашаров, — а раньше, кто мастеру
не мил, до старости в «мальчиках» ходий..:

_- A как отдыхали тогда, Виктор Мат-
звевич? — cHOBa спросила Атя Чистова.

— И отдыхали не так, каковы. Сейчас
прогудел гудок — И вы веселой гурьбой с
завода —= ДОМОЙ; а ПОТОМ ‘в клуб, в сад.
А MBL мимо сада ходили, через изгородь
полематривали, kak веселились ‘там бога-
теи. Ворота сада всегда, на замке держали.
Больше пойти некуда было, кроме кабака
ла улицы. А заработок известно какои
был — трошовый. Три года‘отец мой день-
ги копил, чтобы штаны да рубаху мне ку-
ПИТЬ. sh

—_ Расскажите, пожалуйста, Виктор
Матвеевич. —— попросила ‘атитамр тов.
Врускова, — как фабрикант выплачивал
‘рабочим заработную плату.

— Обечитывая он нак, голубушка, На-
лячные-то редко тогда давал. Чаще все за-
`цасочку пишет приказчику в лавку. А тот,
пало тебе Comm WAM не надо, отвесит ее ——-
и бери. Иногда деньги хозарезу нужны бы-
ли, а их только у шинкарки достать мож-
во Отдашь ей расписку на рубль, она те-
be 50—60 копеек медью” оточитает, Вот
так и жили... .

0 многом еще ‘спралнивали агитатор
старых рабочих. ]

После этото директор завода орденоносел
тов. Марфин рассказал, как при советской
власти развивалась Фарфоровая фабрика,
как в дни Отечественной войны приняла в
свои стены эвакуированный завод и пе-
репа Ha производство абразивов.

Ha xpyro же день атитаторы рёссказа-
хи мололежи о том, что они услыхали от
старых рабочих. !

Тахие рассказы о прошлом фабрики, за-
вода. особенно сейчас, накануне 27-й го-
довщины Великого Октября, полезно, по
моему мнению, провести на каждом пред-
поиятии. Это имеет большюе воспитатель-
‘noe значение. Молодежь, не знавтая тяже-
лых, нечеловеческих условий труда, суще-
отвовавших на фабриках и заводах в цзр-
ской России,^е интересом слушает старей-
ших рабочих. и проникается еще большей
любовью к большевистской партии и со-
ветской власти, в еще большим уважением
относится & cBoewy свободному труду.

К. БОЧИЛО,

зав. сектором агитации Иркутского
обкома ВКП(б). : ми

СЕССИИ ОТДЕЛЕНИЙ АКАДЕМИИ

НАУК

Вчера, 12 октября, начали работу сес-
сии отделений Академии наук. СССР.
Первое заседание отделения биологиче-
ских наук было посвящено 75-летию со
дня рождения и 50-летию научной, педа-
гогической и общественной деятельности
президента Академии наук СССР В. Л.
Комарова. После вступительного слова
вице-президента Л. А, Орбели с локла-
дами выступили член-корреспондент Б. К.
Шишкин и доктор биологических наук
С. В. Юзепчук. : : ;

На заседании отделения технических

‘наук были заслушаны доклады академика

К. И. Шенфера «Пути развития электро-
машиностроения в военный и восстанови-
тельный период», доктора технических
наук И. С. Стекольникова — «Высоко-
вольтный разряд и роль его в технике» и
другие.

На сессии отделения истории и филосо-
фии большой ‘интерес вызвали доклады

CCCP
академика Р. Ю. Випиера — «Крепостное
право в Лифляндии в ХУ — ХУШ веках»
и профессора Я. Я. Зутиса — «Бисмарк и
прибалтийские страны».

Ряд’ научных’ докладов заслушан ина
заседании отделения литературы и языка.
Среди них — доклад доктора исторических
наук проф. Т. И. Райнова, охарактеризо-
вавшего роль В. Л. Комарова в исследо-
вании Азии.

Доклады, посвященные развитию рус-
ской петрографии, науки о почве, озеро-
ведения, были заслушаны на сессии гео-
лого-географических наук. На заседании
отделения экономики и права с докладом
выступил акалемик И. П. Трайнин.

Завтра в Доме ученых открывается об-
щее собрание Академии наук СССР. Два
первых заседания будут посвящены  чест-,
вованию президента Академии В. Л. Кома+
рова в связи с его юбилеем.

ap RC ena Rr eR terme
и \

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Отеки
дочь латвийского народа Вали
ЛУБЕЯ в первые же дни войны добу.
‘вольно ушла в Красную Армию, За с,
сение раненых бойцов на поле боя oy
награждена орденом Красной Звезд
¥ Фото военного  корребпонлал,
«Комсомольской правдь И, ШАГИ,
мы

те: ИМЕНЕМ де
”_ ГЕРОИНИ -

У высокого’ серого Здания шк
№ 201. особенное. оживление. То и жа
в под’езд вхолят совсем маленькие №
вочки и взрослые школьницы, В пал
садиике перед школой оператор из «(;
юзкинохроникн» в последний раз ip,
веряет работу аппарата. На спорчи»
щадке, засыпанной ‹ желтым пежо
возвышается трибуна. Далеко в
‘цветной портрет ^ смуглой; корми
остриженной! девушки. Это. — Boa Ky,
модемьянская. Школе № 201, где у»
лась и росла народная героиня, пу
сваивается се имя.

На илощадку перед трибуной вых
диг лервая колонна учащихся Жену
‘школы № 201. Вслед за ней идут ль
шие ученнки 212-й; 603-й и других и.
рестных школ Тимирязевского ра
На осеннем ветру колышутся красн
полотнища флагов, и воснруки стр
следят за равнением колонн.

Митинг. открывает секретарь Tuy
рязевского райкома ВКП(б) С, Мо,
Зачитывается Указ Президиума Веро
ного Совета РСФСР о присвоении me
ле № 201 Тимирязевского района город
Москвы бессмертного ‘имени Зои (к
модемьянской.

С особым вниманием, в благоговейно
тишине слушают участники  митяя
выступление матери Зон, Любови Ти»

феевны Космодемьянской, О чуткости
  Чувстве товарищества юной партизан
рассказала Клавдия Милорадова, в
друга Зои из отряда, который дей»
вал в тылу врага. в районе Петрищех

‚— Зоя была моложе нас всех, — I
ворит бывшая партизанка Клава, —в
ее стойкости и выдержке в нашей т
желой жизни могли позавидовать и
гие взрослые мужчины. У нас нехит
ло питьевой воды, да и © продумы
было не’очень легко. И Sos’ часто в
пила положенную ей норму; чтобы т»
‘шедшие с задания усталыети измум
ные бойцы могли выпить лишний гдом
воды.

Митинг кончился. Кинооператор &
тографирует стенд, на котором ра
жены книги, прочитанные Soe, Ire

и поэма Маяковского «Ленин», и <0%}
ки бурсых Помяловского, и «Айа,
Вальтер-Скотта, и «Пошехонская al
‚ рина»  Салтыкова-Щедрина, и м
многие другие. В книгах сохрани
формуляры, на которых детски окр
лым почерком выведена фамилия «К
модемьянская», В. читальне, той сам!
в которую. не раз приходила Зоя, cust
и тихо разговаривают ее подруги-оди
классницы Софья Шклозская и Ан
Синдюрийа.

Подруги еще и еще раз вепоминаи
облик Зои, ее поразительную“ ахкурт
‚ ность, завидиое для других, но ти
естественное для нее самой  трудож
бие, строгость в поведенин и пылкость
которая прорывалась He раз во вим
литературных споров. Навекн не co.
трется в. памяти образ презревше
смерть и ставшей, бессмертной коих
молки Зои Космодемьянской,

т. Никонова.

See eee

КУК УХУ ХХХ УИ УХА

Люди привыкают к вещам. С хорошей
вещью можно. подружиться, как с добрым
товарищем. Имекно так за долгие меся-
цы партизанской жизни привязался Геор:
гий Марциновский к своему автомату. И,
по совести говоря, ему было жаль с ним
расставаться.

Но вот штабной взял из рук партизана
автомат и поставил его в угол. Так закон:
чилась одна из страниц биографии Геор-
гия Георгиевича Марциновского. Вошел в
штаб бывший педагог, командир диверси-
онно-подрывной группы партизанского от-
ряда, а вышел бывший партизан, дирек*`
тор школы. И только партизанская ме:
даль, что висела у него на груди, напо-.

миЕала о его. недавнем прошлом.

Марциновский не стал отыскивать свою
квартиру в разрушенном городе, а поспе-
шил к большому зданию с широкими ок-
нами, которое так хороню знал и где не
был вот уже три Года. Ему не терпелось
скорее взглянуть на свою школу, которая
Чудом уцелела среди хаоса развалин — ее
спасли советские минеры.

Учитель не шел, а бежал. Вот и крыль:
цо, вот знакомая дверь... Над ней нал:
пись: «Внимание-—мины», уже перечеркку-
тая жирным крестом.

Сколько пережито, прежде чем можно
было снова открыть эту дверь! Все при-
помнилось Марциновскому: свист пуль над
болотами, грохот пущенного под откос не-
мецкого эшелона, бои и пожары, гибель
товарищей... : .

Он вошел в школу. Все было поломано,
разрушено, дорогу преграждали груды об-
вализшейся штукатурки, сорванные с пе-
тель и в щепы разбитые двери, оконные
рамы. Здесь, очевидЕео, была немецкая
казарма. Проходы` загромождали солдат:
ские нары. Сапоги увязали в мусоре. Как
превратить этот мертвый дом в советскую
школу? ^ :

На следующий день директор разыскал
в городе инженера-строителя. Теперь уже
вдвоем они снова осмотрела. все здание,
как внимательный врач выслупгивает боль-
ного. Инженер делал пометки на листе бу-
маги: надо заделать стены, восстановить
двери, окна, полы, отопительную систему,
а всю школьную мебель. Работы
много

—= Все сделаем, 1 сентября в нашей шко-.

ле зазвенит первый звонок.

И директор сказал это таким уверен-
ным тоном, что инженер удивленно под-
нял на него глаза. Ведь вокруг были од-
ни развалины! Но он все же определил
об’ем работ, а директор стал подсчиты-
вать возможности. Он знал, что есть три

(Сверху вниз): 1. В мастерской школы.

Ребята своими силами делают парты.
2. Пионерский штаб по восстановле-
нию школы провёл большую работу
по сбору учебников. На снимке: предсс-
Датель штаба М. ЦВИРКО (слева) при-

нимает у А  ЗУБКОВСКОГО 4
Л СМИРНОВОМ — собранные ими
учебники. Фото Н. ДРАЧИНСКОГО.

силы, которые помогут возродить школу:
учителя, учекики и родители. Их надо ор-
ганизовать, это — главная задача.

А возле школы уже давно толпились
ученики, и директор подошел к ним.

—- Ну, вот, ребята, мы снова вместе
начал он весело, но голое его дрогнул,
когда он обвел школьников глазами. Вот

синеглазая Галя. Она училась в 7-м клас-
се, могла бы уже закончить среднюю шко-
лу и поступить в институт. Немцы вы-
черкнули три года из ее жизни.

Как часто в звечеркие часы, проходя
мимо школы, ребята подолгу смотрели на
нее сквозь колючую проволоку. Им стра:
стно хотелось взять учебники и снова
сесть за парты. Но приближался свирепый
часовой и, грозя штыком, прогонял ребят,

..С трудом улеглось волнение первой
встречи, р

— Видите, ребята, что сделали немцы ©
нашей школой. Сможем ли мы сами ee
восстановить?

— Конечно, сможем, мы все сделаем, —

дружно ответили детские голоса.
Нам нужны умелые руки, нужны
мастера! — продолжал Марциновский. — По-
зовем на помощь ваших родителей, а для
руководства. работой создадим пионерский
штаб.

В состав пионерского штаба вошли Ла-
риса Смирнова, Маргарита Цвярко, Мару:
ся Букоцкая, Алла Чечнева и другие
старшеклассники. :

В воскресенье в школе’ собралось около
500 родителей и множество ребят. Тон
дело к директору подходили, руководите-
ли дружин.

— Моя пружина
нам делать? а

Директор, учителя и члены родитель:
ского комитета накакуне тщательно про-
думали организацию труда, За дружинами
были закреплены участки, Для каждого
нашлась работа. Ломали перегородки, вы-
носили мусор, чистили, скребли. Все нары
были разобраны, и каждый гвоздь, каждая
доска‘ сохранены. Из них плотники © поз
мощью ребят сделали ученические столы.

Директор появлялся то в одном, то в
другом месте, давал указания, советы, ру-
ководил работой,

Первый же  воскресник преобразил зда-
ние: в субботу здесь была казарма, а в
понедельник — уже школа. Однако мкого
работы —и самой слоханой — было еще впе-
ae

троительные материалы собирали =
HOTIMBO, по мелочам: горсть ме ine:
сти, краски, десяток гвоздей, кусок стек-
ла — все это несли в школу. Особенно

‘четырнадцатая, что

неутомимы были ребята. На пепелищи
сгоревших домов они отыскивали гвож\.
дверные ручки, замки, оконные шпингле“=
ты — все, что могло пригодиться,

Позле работы по восстановлению cae
завода заходил на часок в школу ус
слесарь, отец’ двух учеников, встав
замки, делал ключи. Одна из matey
муж которой до войны работал столя\
а сейчас сражается в Краской Ари
принесла в школу его инструменты. *
сколько ‘пил, рубанков нашли и дру
родители. Так пра школе возникла 08
столярная мастерская. Родители раб
сами и учили ребят, Не ‘так уж хию-
сделать простой стол с полочкой дляюи
внизу,-—ребята быстро наловчились изгот
лять цо нескольку десятков. таких сто?
й скамеек в день.

Пионерский штаб организовал
учебников и книг для библиотеки. В №
оккупации ребята тщательно прятал.
берегли свои советские учебники, 10
мые кЕиги: ИМ вот теперь из пота
мест ‘ученики доставали книги и ве
в свою школу. Так в большой коми
паонерского штаба рядом с баками
ки, мела появились высокие груды
ков,

Через 20 дней после первого во
ника в школе можно было начинать 3
тия, Ничто не напомниало полураз?
ную; ‘грязную казарму. Приятно
пронти по широким, пахвущим
краской корадорам, по блестящем,
тому паркету, приятно было: загляя)?.
классы; ровными рядами стояли
черная классная лоска висела на п
HOM месте, Большой букет алых 1
принесенных ‘учениками, украшал *
директора. a

Все. сбылось, как он гозорил. 1 cert?
впервые посла ‘трех черных лет фашист ,
оккупации, › в ‘возрожденной 60:61
школе зазвенел звонок.

Большое об’явлекае на дверях
ской комнаты извешало’ Учащихся,
организован кружок по изучению 4
ВЛКСМ, Другое об’явление mparail
желающих записаться в хоровой круХ”

Ник. ДРАЧИНСКИЙ

=

Минск.