“CTH сломили сопротивление немцев, сразу в

Начато грандиозного сражения непосрех-
ственно з& Ригу, сражения, вотородеу будет
повящено немало. отрациц в историй 0те-
чественной войны, следует отнести к тому
хоменту, когда ваши войска в результате
юго маневрь вышли & побережью л
стовали северной группе немецких армий
пути отступления из Прабалтики.

Именно в этот момент гитлеровская глаз-
зал квартира начала издавать грозные при-
козы об обороне Прибалтики. Солдатам бы-
ло приказано врасти в землю и с «пламен-
ных фанатизмом» оборонять каждый метр
зэнли. Дип, удаляющихея от линий бол на
80 метров, предлагалось расстреливать на
yecre. В то о время Гитлер обещал пел-
№ наградить всех солдат и офицеров, 069-
рюняющих Прибатгику. Заметим, что для
них учреждалась специальная мехаль; в
числе 060бых привилегий каждому coma-
ту сулили предоставить отпуск сроком н%
один месяц.

Обороне столицы Латвии — торода Ри-
ив плане немецкого командования удб-
залось 060бо большое место.

Немцы, бросая в бой з& Ригу свой луч-
шие дивизии, оказавшиеся в Прибалтике,
шли на ве. Они делали последнюю став-
ky,

ОО

Теперь эта ставка бита. $
`° Титлеровский план обороны Риги, ках и
план обороны всей Прибалтики, с треском
провалился. т
Hama войска, искусно выбрав момент,
гола немцы израсходовали в продолжи-
тельных боях свои силы, перешли в стре-
мительное наступление. :
В результате комбинированного удара, в
котором умело сочетались действия пехоты,
зртиллерии, танков и авиации, налти. ча-

д ——д—_

нескольких местах прорвали немецкую 060-
play и в пробитую брешь устремались в.
are,

Сильно пересеченная местность создала
противнику выгодные условия для обороны.
Обладая разветвленной сетью дорог, немцы
\отди еще маневрировать своими частями,

`отневыми средствами м скрытно подвозить

боепринаютът. i .

Но эта местность, характерная частымя
холмами и высотами, создала некоторые вы-
тодные условия и для наступающих. Бла-
тодаря ограниченной видимости со’ сторо-
ны врага наши ибдразделения широко при-
увняли маневр, просачиваяев мелкими груп-
пами на фланги и в тыл. Сюда немедленно
подбрасывались сильные подвижные отряды
с зртиллерией и танками. Они наносили не-
ожиданные удары по врагу, сводя таким об-
разом на-нет оборонительную мощь немен-
ких рубежей. Широкое применение получи-
ла вэтих условиях местности стрельба пря-
мой наводкой из орудий всех систем.

-» Bow-na подступах к. Риге. носили крайне

ожесточенный характер. Эдесь наши части
встретили яростное сопротивление‘ обречен-
ных на гибель немецких дивизий. Немецкое
командование Медпринимало отчаянные пэ-
пытки сдержать наше наступление. Врат
часто перохолил в контратаки. Населенные
пулеты переходили из рук в руки.
Стрелковый батальон майора Дегтярева
отражал неоднократные контратаки немцев
в точение целого дня.
На небольшую высоту, окаймленную мо-
лодым ельником, ринулись две роты немец-

TEX солдат и офицеров. Их встретили мет-

ким огнем. Немцы отступили. Во второй
раз немцы решили захватить высоту при
поддержке трех самоходных орудий и одно-
то танка, Но и этот маневр не ддалея.
Тварлейцы метким огнем вывели из строя
танк, & солдат отсекли от самоходных ору-
дий. На глазах наших бойцов таяла немец-
кая пехота. Но она вое же сделала еще ол-
ну попытку вергуть утраченные позиции.

На этот раз немцы решили как можно
бляже подойти к налим рубежам. Шли они
уже с лругой стороны, без танков и: .само-
ходных орудий, шли скрытно, неся перед
собой пучки сена.

Бхительный наблюдатель гвардии стар-
ший сержант Григорьев во-время’ отгадал за-
умысел врага, Офицер Дегтярев на хитрость

‚Москва салютует доблестным освободителям Риги

Позывные московской радиостанции ——
эти вестники мкогих величественных побед
пряковали вчера к репродукторам миллионы
людей. На уляцах и площадях, в квартирах
и клубах, затаив дыхание, слушали моск-
вичи Приказ Верховного Главнокомандую-
mero, SH

В сехью освобожденных советских горо-
TOR возвращена последняя столица. союзной
республики, остававшаяея под пятой не-
Мецких оккупантов.

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

врага ответил утросиной хитростью: Он при-.
казал не открывать огня до тех пор, mond

немцы не дойдут до открытого бугра.

В. результале был уничтожен отряд нем-

цев,
Большой урон наносила противнику на-

ша артиллерия. Вот чрезвычайно характер -

ное показание военнопленного обер-ефрейто-
ра Вилле Феклер.
н рассказывает:

— Перед артиллерийским налетом рус-
ских у пае в роте было 60 человек. После
налета артиллерии и минометов осталось
13, да и те в панике разбежались по ов-
рагам и кустам.

В этому следует добавить, что во время
атаки нашей цехоты 6 из 13 разбежавшихея
немцев были взаты в плен.

`Натиск наступающих с каждым днем
усиливалея. Наши части освободили Вил-
земокую возвышенность, очистили самую
высокую вершину Латвии — гору Гай-
син, где немцы пытались приостановить на-
ше продвижение, вернули в семью совет-
ских горолов Цесис, Сигулда, Огре и устре-
милнсь к воротам Риги.

В этом прорыве и. наступлении на Ригу
особенно ярко сказалось военное мастерет-
во наших генералов и офицеров, вобравших
в себя огромный опыт Отечественной вой-
вы

пах к городу.
к Чему не привели. aa

Немцы возлагали болыние полежлы на

(BOK ‘укрепления в предместьях о города.
Мы видели эти укрепления. 910 He-
сколько оборонительных поясов,
образными кольцами прикрывалощих  го-

Род с севера, с северо-востока и востока.

Это мощные современные сооружения, иа
создание которых немцами была собрана ог-

‘ромная армия саперов, землекопов, плотни-

вов и каменщиков.
Под ударами наших частей враг откаты-
вался назад. Теперь его не могли спасти на

деоты, ни завалы, ни густая сеть колю-

чей проволоки. ^

Наши авангардные части, пройдя с же-
стокими боями десятки вилометров, 0CBO-
бодив сотни населенных пунктов, истребив
большое количество немцев и боевой техни-
кл. вырвались к окраинам города Риги и
заняли первые его кварталы. На юге бой
перенесся непосредственно в городские прел-

местья. Он перерос в упорные уличные бои, `

которые продолжались весь день.

Немцы взрывали здания, жгли заводские
корпуса, склады в порту. Немцы уничто-
жали город. Ночью далеко было видно #ро-
ваво-алое зарево над городом. Огонь, по-
жиравший Ригу, звал освободителей к по-
слелней, решительной атаке.

Й неудержимым потоком хлынули в го-
род наши бойцы. Оли били немцев с оже-.
сточенной ‘яростью, они метили им за го-
рол, они уничтожали их... Враг не выдер-
жал напора наших частей. Сопротивление
немцев было сломлено, и они побежали.

Сколько тяжелых ран нанесла древнему
тороду Латвии немецкие каннибалы. Лежит
в развалинах величественный дом «Черно-
головых». Это одно из средневековых зда-
ний города, о котором упоминается в 34-
писках путешественников. ХГУ веха. Унич-
тожена церковь Петра, построенная в XV

веке, осквернен собор — памятник средне-

вековой архитектуры. Разграблены пенней-

лпие сокровища музеев, имущество театров,

вывезены в Германию оборудование заво-
лов, электростанций, трамвайные вагоны,
ит. д. ‘

На левом берегу Западной Двины раепо-
ложены основные промышленные предирия-
тия. Мы видели кварталы фабричных Kop-
пусов и жилищ рабочих. Трудно расека-
зать о том, что матворили немцы здесь.
Везде слехы грабежа и разрушений, изуро-
лованы станки, сломаны маппины.

Разрушены здания велозавода «Эрен-
преюс», ограблена олехтротехническая фаб-
pana «Веф», иокалечены здания площади

Эспланады.
i А. БАШКИРОВ.
Рига.

Ровно в 23 часа раздался первый мощ-
ный зали из 324 орудий, и в тот же миг
в подбриутое туманом небо взвились тыся-
чл развоцветных ракет. Олин за другам
тромыхали 24 артиллерийских залп» в
честь доблестных советеких воинов, завер-
шающких освобождение нашей Родины от
немецко-фангиетских захватчиков.

Салют трзнелировалея по радио. Его слу-
шали фронт и вся страна. (ТАСС).

Враг, пытался задержаться на подету-
попытки немцев ня

sureare-

носимым и тягостным становился гнет не-
мецких п2ов-рыцарей и латышский варод
поднимался в бой на врага, взоры его неиз-
менно обращались на Восток, туда, где
обитап его могучий сосед и друг. И. при-
ходили псковские мужики и Смоленские
ратники и били зазнавшуюся тевтонскую
орду.

Когда правители буржуазной фашизиро-
ванной Латвии, превратившие ее в колонию
гитлеровской Германии, подготовляли» окон-
чательное предательство своей страны, с
Востока пришли сильные и. верные друзья,

‘пришло спасенье и счастье.

Болыше трех лет томились латыши в тем-
ной, непооглядной ночи гитлеровской тем-

ницы. Они смотрели на Восток, туда, где

поднимается солнце. Они знали — оттуда
взойдет для чих солнце свободы и жизни.
Оно придет вместе с Красной Армией —
освободительницей, его принесут сыны, по-
кинувшие родную землю, чтобы в битвах
с вбагом вернуть ее народу.

В эти сктябрьские ночи ве спят в Лат-.

вии: Тысячн и тысячи людей трепетно пон-

слушяваются к раскатам грома. Гроза? Да;

это грохочет великая очистительная гроза,
Оиа сметает с лица земли фашистскую He-

чисть, она очищает родную Латвию от жал-

ких и гнузных потомков ливонских рыцарей.

Не спи: народ в Латвин. Летят под откос
немецкие эшелоны, и обломки взорванных
мостов падают в реки. и даже темнота ночи
не спасает немецких солдат от карающей
смерти. Это народ, армия творят справед+
ливый суд над захватчиками.

Это не проводы непрошенного гостя. И
даже не похороны. Разве хоронят грабите’,
ля-убийцу, ворзавшегося в мирный LOM?
Его презрезный труп оставляют на добычу
воронью.

Кто из чае забудет горькое, страшное

щие деревчи, потоки беженцев из Риги,
Либавы, Елгавы...

Но ролная земля как будто хотела за-
печатлетьзя в нашей памяти своей пле-
нительной пэелестью, всем богатством сво-
их цветов и красок. Казалось, никогда так
не журчали ручьи, не пахли липы, не коло-
сились поля, не зеленели леса, никогда
раньше так тезабываемо не синело родное
Балтийское море. ;

Такой осталась и жила в наших сердцах.

Латвия — цветущей, солвечной, нетленной,

Когда селовласые учительницы из Елга-
вы и рижские пионерь косили рожь в при-
волжских “олхозах, когда рижские тек-
стильщины на далеком Урале держали сга-
хановскую валту, когда лаугавпилский куз-
нец Янис Смагарс ставил свои замечатель-

Ат

лето 1941 года? Разрушенные города, горя-

Дорогами горя уходили мы из Латвия.

Когца в далекие времсиа особенно HeBLI- ные рекорды,— они зчали не только рас`

CYHKOM, HO if сердцем, кровью: еше одна
цядь латвийской землз отвоевана у врага,
спасен еше оцан латышский ребенок.

Суровые годы войны цементом скрепили
вековое братство русских и латышей, м>-
лодую нашу дружбу с мпогочисленными на-
родами Союза:

Мы никогда не забудем латышских
стрелков, грудью своей. отстаивавших Мо:
  скву в грозную зиму сорок первого года.
как никогла не забудем русских, белогус
сов, узбеков, которые пали за освобожде
ние Риги. :

В детстве, играя на берегу моря, мы
тскали язтарь, чудесный сияющий янтарь,
драгоценные осколки солица.

Янтарная земля — так в древние времена
называли побережье Балтийского моря, на
селеннсе латышами, ливами.

За богатствами янтарной земли пришлч
семь веков назад высадившиеся на берегах
Даугавы кровожадные,  корыстолюбивые
‘немецкие торговцы. OHM принесли голод,
отчаяние, смерть трудолюбивому и смело:
му племени охотников, пахарей и рыбсло.
‘вов. И в песнях выплакивал латышский
рарод свое горе, изливал свой гнев. С вес.
ней вставал на ненавиствого врага. И пы
яали замки разбойничьих баронов.

Перелнстайте страницы старинных ли-
воинских хроник. Вам покажется, что вы чи
таете выдержки из материалов  Госулар:
ствемной Следственной Комиссии: <..И всю-
ху убивали великое множество наропа...
и уводили в полон женщин и детей, а коней
к неисчислимое количество скота угоняли
с собой... М многие жители, убежавшые в
леса или по льду в погибли от
великого  холода...». Так хозяйничали в
Латвии семьсот лет назад немецкие ры
пари. =
За богатствами советской земли прииля
три года назад в Латвию немецкие хчщ-
ники. Гитлеровские садисты цесятикратно
превзошли своих далеких предков. Десят:
ки тысяч убитых, замученных в.
Раге, зарытые живьем в_ землю грудные
младенцы, девушки и юноши, цвет народа,
‘угнанные в рабство...

Сегодня в день возвращения, на пороге
‘родного дома, ограбленного и спозоренного
немецкими бандитами, мы не должны забы-
вать об этом. Мы отомстим! Это нан: долг
леред погибшими братьями и сестрами, пе.
{ед.будущим наших детей.

Нам предстоят трулные и прекрасные дни.
‘Ham предстоит жить и строить жизнь.

На земле, освобожденной CT векового
врага, возрождается счастливая, свободная,
пветущая Советская Латвия.

Лев ЗАКСЕ,

член Союза советских писателей
Латвии.

ТРО БЕ

ЕР

—

&@ pasmer Ost orones.

иг

ore}

Aes aon нии а ие) > a ote wit ae у

i

Латышский народ ликует — освобождена
столица нашей республики. Немецкие орды

Советской Латвией встает холгожданная
заря свобелы.

Ло вероломного нападения гитлеровских
варваров на нашу землю Рига была одним
из превраснейших городов Латвии. Ее на-
зываля «зеленым городом». В цветущих
скверах и марках столицы после работы
отдыхала молодежь. По реке  Даутаве, серо-
браной лентой выощейся через весь город,
проходили окванскйе пароходы. Взяв груз,
они уплывали в далекие страны.

Рига была крупным промышленным
центром, Советская власть вдохнула жизнь
  в мертвые корпуса гигантского завода «Про-
волник», пустые окна которого со времен
первой мировой войны уныло озражались
в волнах Даугавы. За один год там вырос
крупнейший хорошо оборудованный завод.
12 Pure были такие промьииленные пред-

«Вайрого», вагонный завод «Феникс», много
текстильных фабрик и других предприятий.
В высшие учебные заведения столяцы
собиралась молодежь со всех концов Фат-
вии. Рилский университет был известен
халеко за пределами республики. В Акаде-
мии художеств и Государственной конеер-
ватории’ учились одаренлые латышекие
юноши и дерушки. В рижеких театрах были
представлены выдающиеся силы латвийско-
ro сценического искусства. Попасть в Ригу
было мечтой каждого юноши и девушки
Советской Фатвии, Недаром в народной
песне поется:

Пути большие, пути малые —
Все в Ригу ведут.

С именем Purn тесно связана борьба
латышского народа за свободу. В конце ХИ
столетия в. устье Даугавы в’ехали первые

свое начало порабощение латышей, тянув-
шееся семь долгих, страшных столетий.
Рижский замок кровавые немецкие захват-
чиви пытались превратить в оплот своего
  могушествь Ярким пламенем вспыхнула
народная ненависть к «рижским госполам».
( ней рассказывает богатый латышский
фольклор.

Будь у меня те денежки,
Что на дне морском лежат,
Я купал бы рижский замок
Со всеми немцами.

Я бы с гемцём то же делал,
Что он делает со мной. _
Он плясал бы у меня

На- горячих кирпичах. .
Чтобы немец выше прыгал,

Рижекий пролетариат всегда шел в пер-
вых рядах революционного хвижения Tap-
ской России. В ответ нз кровавое воскре-
сеёнье 9 января 1905 года в Петербурге
рижские рабочие устроили 13 января гран-
диозную демонстрацию. о

В 1916 году лажышские стрелковые
полки у Тирельскоте болота и Пулеметной
горхи покрыши себя бессмертной славой,
залцищая Ригу от гашествия войск герман-
ского императора Вильгельма И.

В иурле 1941 года в Ригу ворважись
гитлеровские разбойничьи банды. С тяже-
лым сердцем остовили мы тотда любямый
город. Немцы немедленно начали вводить
свой «новый порядок». В Бикеринежсном
лесу и в Чуйтеком сосняке опи расстреляли
лесятки тысяч рижан. Цвет латышекой мо-
лодежи они заключили в. концентрационные
лагеря, угнали в каменоломни Саласпилса
и Калнциема. Немцы закрыли чиколы, &
‘Академню художеств выбросили из здания.
Книги лучших латьтиских писателей его-
рели в пламени гитлеровоких костров. Про-
клятые немцы хотели стереть с лица’ земли

Гле Даугава матится в мере,
Гав Латвии дышат поля,

Лэжит на приморском mpecrore
Роедимая наша’ земля.

Ты, Латвия наиа, полита

И кровью и потем отцов.

На, славой сыновней позита,
Ты ‘сбросила бремя оков.

Тебл раздырали на части,
Но страшные годы прошли,

ко

вооон

PENS aE

Соли me cB

навеки изгнаны’ из древней Риги. Недалев.
тот день, когда ни одна нога гитлеровка
  не будет осквериять землю латышей. Над

приятия, как фабриса олектротехнических.
приборов «Веф», ме?аллургический завод

] жизнь.

немецкие купцы. С этого момента ведет.

СЧАСТЬЕ

ободы

всякое воспоминание о культурных ценно-
стах нашего народа. Названный в Честь
народного поэта Райниса, засаженный ли-
пами, благоухющий бульвар они перейме-
нозали в бульвар балтийского барона, чи-
CTORPOBHOTO отпрыска немецких исов-рыца-
рей Розенберга, & бульвару Свободы при-
свопли ичя своего бесноватого фюрела.

С первого же дня оххупации немцы по-
чувствовали всю силу направленной на них
народной генависти.

’Яатьиская молодежь сразу после овву-
нация Риги начала активную 60р5бу © не-
мецкими <очистителями». Рижекие RoMCO-
мольцы и молодые рабочие последними оста-
вили родной город, который они защанкаяи.
с оружием в руках. В радах первых латыш
ских стрелковых полков нана молодежь
сражалась с немцами на территории Эсто-
нии, у Кингисеппа и Ленинграда. Молодежь.
в составе латышеких частей участвовала
в боях пол Москвой, сражалась у Старой
Руссы, Демянска, Ново-Сокольников. Сей-
чае, обогащенные опытом минувших боев,
закаленные в боях, латышевие гвардейцы
возвращают на своих штыках свободу рох-
вым геродам и селам. :

На полях сражений латышекие юноши и
девушки показали немало ярких примеров
доблести и геройства. Имена товарищей
Бунги, Шкапара, Баяра, Вириллова, деву-
шек-санитарок Калнини, 0золе, Кандатс,
снайпера Моники Мейкшане и apyrax mpo-
славились по всему Советскому Союзу.
Повторля бессмертный подвиг Александра
Матросова, комсомолец Иснин своим телом
закрыл амбразуру вражеского орудия. Ро-
ланд Расиньш, выдвинувиеись со своим пу-
леметом далеко впереди наших позиций,
уничтожил свыше 30 гитлеровцев. Когда
кончились патроны, он пустил в ход гра-
наты, а затем действовал острым клинком
ножа. Роланд Расиный дорого продал свою

>

Tanne примеры пе единичны. За свою
доблесть свыше 4.090 латышских гвардей-
цев награждено орденами и медалями СССР.

Самоотверженно бьется с извечным вра-
гом своего народа латьшиская молодежь на
фронтах Отечественной войны. Мужественно
вели себя юноши и девушки, оставшиеся
в тылу врага. Партизаны всюду подстере-
гали ненавистных захватчиков. Немпы
не чувствовали себя в безопасности даже
на улицах Риги: в самом центре города
взлетали на воздух немецкие склады бое‘
припасов, на Московском форштадте сгорела
большая мельница. Немцы  вополомилиеь.
Но прежде, чем они успели опомниться, из
Вауском пювсе произошли новые дизереи-
свные акты. На Дожокой площади во вре-
мя устроенной немцами манифестации взле-
тела на воздух празлничная трибуна.

Однажхы ранним весенним утром жители
Риги увидели в центре города плакат. На
нем был изображен Гитлер, избитый и
свазанный. Он пиликал на скрипке песен-
ку: «Пришел последний мой денек». Поди-
цейские сорвали плакат. Все было постав-
лено на ноги. Но плакат появился вновь.
Рижане шопотом передавали друг другу, что
это было делом рук молоденькой де-
вушки в красном платочке. В тшетных по-
исках немцы перерыли весь город. Девушка
в платочке, юная дочь Датвии! Ее образ
наводил ужас па немецких  завозвателей.
С автоматом в руке пагала она по полям и
зесам своей родины, и ее справедливая рука
всюду карала гитлеровцев.

Теперь древняя Рига — снова свободный
латышский город. Ветер, лдующий с Балтий-
ского моря, не усцел еще развеять поро-
ховой дым сраженай. Но рижане выходят
уже из сволх убежищ. Пройдет не-
унего времени, и в свободной семье со=
ветских городов Рига снова зацветет как
политический, хозяйственный и вультур-
ный центр Латвийской СОР.

И. ПИНКСИС,
секретарь ЦК ЛКСМ Латвии.

“

Юлийс ВАНАГС

И Лайма * идат н тебе — счастье
Под стягом советсией земли!

Пад стягом побзды и братства
К тебэ воззватились сыны,
0, Рига свободная, здравствуй,
Столица родмыей стань!
Перевод с латышского
Марни ЗАМАХОВСКОЙ.

——

* JlalimMa — по-латывюки счастье.