а

Украинский народ приносит свою
искреннюю и сердечную благодарность

_ ели населения,

ПОСЛЕДНИЕ ЛИСТЫ

свобождена Украина. Червонная осень
взаряет ее пространства, и сердце радуется
не только тучным снопам на этой вот то-
20е и не только величавому спокойствию
этой вот реки, которая кажется особенно
полноводной оттого, что бежит в открытых
берегах. Радость наша широка, и волнение
паше велико оттого, что мы вновь вернули
наши украинские земли — от края хо края.
[хе-о за этой рекой бежит другая, a за
soi — третья. И они тоже свободны. Мож-
HO итти по полям Украины неделю и две,
двсё так же будут стоять у дороги скирды.
И ки одного снопа, ни единого колоска
фольше не возьмёт немец с полей Украины.

Ёиё и оттого ослепляет нас сияние этого
qui Ha земле Украины, что земля эта укра-
мена бессмертными полвигами наших лю-
yell. о небо очищал от врага рыцарь воз-
yymmux схваток Покрышкин, на этой земле
боролся и погиб Олег Кошевой. Сколько пре-
красных солдатских жизней связано с осво-
божлением Украины! был недавно у
зузйора Березвина и думаю, что в обыкпо-
зенной истории его борьбы можно увидеть
неодолимую силу народа.

Лель был спокойный и медленный.
С утра, заполняя все ущелья. е Карпат
стекал желтоватый туман, но к полудню
рождбиные им облака уже уходили на север
в свободном полёте. Ждали сигнала в на-
ртуплению.

УзЛор Березкин сидел в траниее, хотя в
усталый и в выгоревшей гимнастерке, но
зее-лави праздничный. В глазах его и в го-
ее было что-то такое, что позволяло прел-
ставить его сидящим в театре в воскресный
предюенный или, лучше, послевоенный
день. Он вызывал по телефону батальоны в
говорил:

— Послушай, коль три! А ты уверен,
что 08 люди знают, что мы вышли на по-
еледний лист?

(коло полудня майор побрилея и, воз
вращая зеркало ординарцу, сказал:

— Посмотрись, Нефедов! Должен же
ты знать. как выглядят живые богатыри.

Нефедов глянул в зеркало и на шутЕу
офицера ответил шуткой же: }

— Я сомневаюсь, товарищ майор, быва-
эт ли богатыри-то рябые?

— А ты не сомневайся: и рябые быва-
WT, и конопатые, и кудрявые, и плешивые...
А помнишь, как сидели в воронке на берегу
Донца? Вылезть немец не позволяет, а тут
дождь, как будто немцу продался, таб и льет,
так и дьёт, Досих пор я удивлятось, как это
У тебя табачишко не намох!

— Солдатская сноровка, товарищ майор.
Тошаль пуще всего бережет от воды уши, а
collar ——- кисет... :

— А помнишь, когда закуривали, что я
каза?

— Помню: говорите —— ло границы д8-
хо, не мешает перекурять.

— А ты на это что?

Г — Виноват, товарищ майор!

— Может. ты и не виноват, а 868 же
PCHOMHU, что ты ответил. — т

— Ответил, что про границу стараюсь
не вспоминать. Я правду сказал. Я тогда
больше думал. как бы взять деревню Ёру-
soit Ap.

— Вот т0-то! Ты ещё раз поглядись в
зеркало. Мы сегодня вышли иа последний

зист, Карты свои уже кончаются. А сколько

ух побывало в руках!..

В самом деле, топографические карты за-
хихали большое место в жизни майорз Бе-
резкина. Пожалуй; можно сказать, что для
него, каб и для многих офицеров, вея война
ла в двух вариантах: Ha
© грохотом, с чазным дымом — и на карте.
Вдесь царило немое и сосредоточенное мол-
чание к в л0бое время суток, при любой
погоде легко охватывалиеь взглядом большие
пространства, насыщенные войсками.

УЗ

SAWS

Волей многомиллионного советекого Ha-
еда, волей великого Сталина освобождена
Of немецкого ‘ига налиа родная Советская
Укранна. Выполняя приказ вождя, Красная
Армия в победных боях уничтожила гитле-
Товекую нечисть, изкнала остатки разби-
тых полчищ врага за пределы родной земли.

В боях за Советскую Украину отличи-
лись тыюячи сынов и дочерей украинского
нарола. В первых рядах герочческой Ерас-
ной Армии, в первых рядах паргизансвих
отрядов боролись комсомольцы и комсомол-
ъи, вписавшие свои подвигами  замеча-
тельные главы в историю  енинско-
(талинского комсомола. — (ee

Воспитанный большевистской партией,
хомеомол Украины не знал страха перед
врагом. Комсомольцы, молодежь, оставав-
шиеся на временнс оккупированной немпа-
ми территорий, не покорялись захватчикам.
пя шли в партизанские отряды, в подполье
и веём, чем могли, вредили немцам: уничто-
жали живую силу и технику врага, вели
большевистскую пропаганду и атитацию

Нужно было обладать выдержкой, само-
обладанием, бесстрашием, бесконечно  1го-
рячо любить свою Родину и страстно нена-
‘видеть врага, чтобы отважиться Ha TOA-
польную работу, на встречу с вооруженным
врагом лицом к лицу, зная, что малейший
промах, малейшая ошибка может привести
х провалу, к мувах, в смерти.

Но юные полпольщики‘ Украины твердо
ли к пели, пренебрегая смертью, не оста-
навливаляеь ни перел чем. Ha Украине
насчитывалось около 600 полтюльных ком-
сомольских опганизалий. п каждая Wa BMX
своей деятельностью нанесла немцам WeMa-
29 врела. 9

Всему мяру известно непоколебимое му-
KOCTRO подпольнеиков героической «Моло-
Лой твардии». Имена бессмертных героев
Красполона — Олега Кошевого, Ульяны

Громовой. Ивана Земыухова, Сергея Тюле-

нина. Любы  Шевцовой — стали  тезсрь
сииволом патриотизиа. великой преданио-
тии любви к Отчизне.

Почвиг опых борнов «Молодой гвардии»
будет долго служить юноттеству иоточником
вдохновения, примером великого самопо-
жертрования во имя Родины.

Beem известна тёиерь героическая борь-
ва комсомольцев и молодежи подпольной
организации города Сталино. Имена руто-
вотителой этой организации — Саввы Ма-

Вместо белых ‘мазанов

том по приказу командования полк совер-

местности —

УАЗ

ОДПОЛЬЯ

Когда это началось? Пожалуй, в то самое
утро, вогда были подняты по боевей тре-
Bore курсанты полковой школы: на поляне
литовского леса перед ними была развернута
первая карта. На ней черными спаренными
ромбами были обозначены немецкие танки,
перешедитие нашу границу. Й хотя Берез-
кин не видел ещё ни этих танков. ни самой

земли, по которой они шли, кровь ударила, доб

ему в лицо, и в нём родился тот самый бое-
вой азарт, который sarem в продолжение
всех этих лет был в нем самым сильным
чувством. о

В тот день в тысячах рук зашелестели
топографические карты. Были они развер-
нуты в блиндажах, при свете коптилок. и
на крупах кавалерийских коней, и на за-
фетах орудий, и на земле, под ‘ракитовым
кустом. Нам пришлось отступать, и офице-
рам при этом прихолилось с горечью развёр-
тывать новые гремящие листы. Но с тех
пор, как пошли вперёд, — сколько достав-
ляло радости командиру запросить в выше-
стоящем штабе новую карту!

В тот момент, когда немцы с трёх сто-
pon облепили нашу столицу, Березкяна по-
слали из части на курсы лейтенантов. Бе-
резкин отбивался всеми силами, говоря, что
теперь все должны итти в б0й и не время
воевать на классной доске. Но он вынужден
был подчиниться и впоследствии с радост-
ным удивлением говорил о дальновилности
нашего командования. В то время как гер-

манские генералы готовились к параяжу B -

е, он, Василий Березкин, училея чи-
тать карты, чтобы через три тода привеети
свой полк к границам Советского тосудар-
ства, у подножья Карпат.

С тех пор Березкин уже не расставался
© картой.

Однажды карта ему потребовалась при
самых неожиданных обстоятельствах,
завшись в ходе наступления в Смоленской
области и решив навестить родное, недавно
освобождённое село, он, уже капитан я
командир батальона, отправился верхом в
сопровождении ординарца. Он ехал знакомой
хорогой, в отличном расположении духа, по
лесу. Узнав сожжённое молнией дерево, он
стал искать поворота к опушке и не Hamed.
Тогда, вернувшись в обгорелому дереву, он
развернул карту и поехал целиной. Скоро
он выехал на поляну, но она показалась
ему незнакомой. Из снега торчали странные
высокяе и черные пни. Но карта, повторяя
очертания поляны и линии оврагов, настой-
чиво утверждала, что деревня должна быть
здесь. И Березкин понял, что перед ним тру-
бы сгоревшей деревни. Он вернулся в Часть,
не проронив дорогой ни слова.

Военная судьба бросила его на Украину.
Ou начал воевать на Донце, но затем пере-

ирзвилея и через Днепр в рыбачьем челне,

и через Днестр — по захваченному у нем-
цев мосту, и Через Южный, а затем и через
Западный Буг.

Жаркие ветры, доносившие мелкую пыль
с устья Дуная, уже к исходу первой недели
остались позали. Карпатсвий хребет при-
крыл солдат с юга. Сразу стало прохладней,
жной Украины при
дорогах стояли теперь бревенчатые или кз-
менные избы талицийских крестьян с соло-
менными, лишаями обросшями крышами,

Природа натюминала Центральную Poc-
сию. В лесах росла нехитрая ягода; костя-
ника. черника, черемуха.

Быстрое движение лоставляло еолдатам и.
офицерам общую глубокую радость. Но по-

шил большой фланговый марш и завязал
тяжёлые бои в северных предгорьях Карпат.
Теперь перед Березкиным бвыт развернут

изученный до мельчайших извилии дорог
и ручьев.

Березкин знал точно, откуда что видно,
где можно скрытно продвинуться вперед и
безопасно расположиться. Один из батальо-

Ах

текина, Степана Скоблова и других — во-
шли в историю Отечественной войны ©0-
ветского народа. Когда немцы убили Мате-
кина, на его Место стал комсомолец Степан
Скоблов. Немцы ареетоваля Скоблова вме-
сте с группой его боевых товарищей. и-
шив их жизни, палачи думали, что этим
они задушат подлюльное движение. Но
борьба продолжалась. Во главе организации
стал брат Скоблова семнадцатилетний Ни-
колай.

До самых последиих хней, ло момента
встречи с Красной Армией, работали под-
польшики города Сталино.

людей, прошедших большую жизненную
школу, но и юношей и девушек со школь-
ной скамьи. :

В мае 1942 года в нескольких километ-
рах от города Кривой Рог, в местечке 3е-
леный Городок, комсомолец Николай Ре-
етняк создал подпольную комсомольскво-
молодежную организацию. В нее вошло 7
человек. Решетняку было всего 17 лет.
Его товарищи были не старше своего вожа-
та. Основной своей задачей подпольная
труппа считала ‹ пропагандистеко-агита-
циснную работу среди жителей Кривого Po-
га. Подпольщики слушали сводки Совин-
формбюро, печатали листовки, растростра-
asin их среди населения. Похпюльщяк
Анатолий Желтуха по поручению Решетня-
ка написал обращение к народу с призы-
вом не верить Ффалистоким присцешникам.
Подпольщики разоблачали в этом документе
лживую немецкую пропаганду. Bexope Ha-
колай Решетняк поручил одному товарищу
достать типографский шрифт, Это задание
было выполяено. На квартире у Решетняеа
полпольщики устроили свою типографию.

Цервая листовка, распространенная пох-
польщиками, предупреждала полицейских
6 том, что за зверское обращение и за при-
теснение горняков очи скоро получат 10
заслугам, Подпольщики распространили
100 экземпляров этой. листовки, Веего они
выпустили 45 названий листовок общим
количеством 3.000 экземпяятюв. Эти Ma-
ленъкие листовки, умело распространяемые
юными патриотамя, воспитанниками совет-
ских школ №№ 15 и 19 города Кривой Рог
Николаем Решетпяком, Анатолием ‚Желту-
хой. Алексеем Шербажом, Николаем Ходичем
и Груней Романовой, делали
лезное дело.

последний лист топографической карты,

SRS III ee LE

Среди подпольщиков мы видим не ТОЛЬБО

большое, по-

нов был заранее нацелен на переправу че-
рез пограничную речушку. Каждый солдат
знал свою задачу, и теперь, провожая взгля-
дом облака. отплывавитие в далекий путь,
солдаты, как и командир полка, ждали толь-
ко сигнала.

Наконен сигнал был дан. То был залил
гвардейских миномётов. прозвучавший 1о-
но грохоту горного обвала. Эхо подхва-
тяло этот грохот. Догоняя его перекаты, я&-
говорила ствольнзя артиллерия. Рев авиа-
ционных моторов заставил Березкина вы-
тлянуть наружу: то шли наши штурмовики,
Уже над командным пунктом полка они от-
крыли огонь из автоматических пушек, 00-
стреливая позиции врага.

Этот беглый взгляд так и осталоя для
Березкина единственным ` зрительным впе-
чатлением от этого боя, Все остальные. све-
дения дали ему телефоны и карта.

В три часа пополудна приданные полку
танки встали на мосту через пограничную
реку, а к пяти часам восточный, правый,
берег реки был полностью очищен от про-
тивника. Выеслав группы преследования на
левый берег, майор Березкин, сопровождае-
мый ординарцем и телефонистами, поспе-
ших к своему торжествующему войску.

Он застал солдат умывающимися в по:
траничной реке и сразу почувствовал, что
умыванье это необычное, что солдатам
хочется отметить чем-то свой выход на rpa-
Buy. : : ;

_ — Вода, то me самое, чистая, Kak
у нае — говорил сержант, плеская воду на
шею с широким шрамом от осколочной раны.

И товарищ заметил.

— Интересно, как тут насчет рыбеш-
БИ водится? i

— А как же ей не быть? — удивленно
ответил третий, несомненно украинен,—
это можно было узнать не только по отдель-
ных украинским словечкам, но и пб тону п
смыслу ответа; — Тут, мабуть, такие шу-
паки, яких. и в целом свете не батили!

Стоя на коленях у ручья, солхат-увраи-
Mel OOROTAT долгим взглядом пройленные за
день долины и холмы, поля и перелески.
думая о том, что теперь веё сполна возвра-
щено стране: и вон та старая груша, хо-
лодно шелестящая на сентябрьском ветру,
ий этот виздающий в речку родничок.

Ему захотелось найти какое-нибудь внеш-
нее выражение для радостного. всех об’еди-
няющшего чувства, Подумав, он приказал
принести к переправе  полковое знамя.
Охраняемое часовыми с обнаженными клин-
ками знамя быдло развернуто у входа на
мост. В эту минуту каждый ясно и отчет-
ливо видел в нем символ непобедимой Po-
дины, неприкосновенной в ее границах. 00-
лака уплывали на север. В безветрии слегка
наклоненное красное знамя застыло между
голубым куполом неба и его отражением в
реке. :

Забыв 0б усталости, хружным солдатскям
шагом под сенью своего знамени батальоны
прохохили через пограничную речку. Они
вступали на чужую землю, бережно унося
образ Родины в своих сердцах.

С. КРУШИНСКИИ.
Действующая армия. ne

Организаторы партизанского движения
HOB, Е ённый орденом «Ленина

0 том, кзкое значение приобретала эта
пропаганда, ярко свидетельствует записка
Анатолия ЗЖелтухи своим товарищам.

писал:
«Ребята, после лвух месяцев фасвлей-
ки сводок ТО началось

движение среди рабочих Криворожокого
строительства, рудников, появилиеь пау-
тизанские отряды, хотя и маленькие.
Но оши будут постепенно расти. Я очень
доволен. Теперь нестрашно и умереть.
очень жадею. что сегодня не могу быть на

чи
нашем совещании. У меня мама больна, а

отец ушел ua заработки в село. Но я уве-
рен, что и без меня все пройдет очень хо-
ропю. Одно прошу — не забывайте работу
среди молодежи и рабочих. С надионалиета-
ми панькаться нечего».

Николай Решетгяк и Анатолий Желту-
ха ло войны занимались в радиолюбитель-
ском школьном кружке. В помещении шко-
лы они разыскаля схему радиоприемника,
воторую когда-то чертили сами, и смонти-
ровали радиоприемник. ITO дало им воз-
исжность с первых же mel ухода в под-
полье слушать Москву, Празда, приемни-
ком не пришлось долго пользоваться, TAK
как немцы лишили Коивой Рог света. To-
TIA потпольтижи устроилиеь работать на
завод в качестве радистов цеха ралио-
связи немещкой армейской группы свя-
зи, Полпольщики успевали до начала
работы проелушать сволку Совинформбюто,
а затем в листовках они рассказывали жи-
телям о наступательных боях Красной Ар-
мии. Пех ралиосвлзи снабжал немецкие во-
инские части радиоприемниками. Подполь-
мики с мая по август 1943 года вывели из
строя 24 нопых приемника. Это прошло
незамеченным, и негодные приемтеик были
отправлены на фронт. В августе похполь-

ЖИВЕТ
УКРАИНА!

Сварочные станки

Институт электросварки Академии наук
УССР (директор лауреат Сталинской пре-
мин Герся Социалистического Труда акаде-
мик Е. Патоя) зако:чил ряд важных на-
учных нсследовакий. Разработаны, в част-
ности, нозые типы сварочных станков, улуч-
шен способ изготовления электродов, Стаз-
ки уже строятся на машиностроительных
и металлургических заводах Днепропетров-
ска, Мариуполя, Запорожья, Макеевки,

Помошь шисле
В Ворошилозграде силами учителей, уча-
щихся и их родителей отремонтировано и
оборудовано дваднать школьных зданий,

Памятник Пушкину в Киеве

На Театральной площади в Киеве, у зда-
ния Оперчого театра, началось сооружение
бронзового памятника А. С, Пушкину.
Автор проекта — скульптор А. Страхов.

Семьям Френвтогиков

В Сталинской области проходит месячник
помощи семьям фронтовиков и инвалидам
Отечественной войны. В Артемовском рай-
оне собрано 160 центнеров зерна и 10 тонн
овощей, отремонтировано 150 квартир. В
Ольгияском районе для семей фронтовиков
поступило мвого теплых вещей и детской
обуви. В Макеевке открыта детская стола-
вая на. 55 человек. Активное участие в про-
ведении месячника принимает молодежь.

Праздник юных спортсменов
В Днепропетровске свыше тысячи юных
спортсмевав общества «Трудовые резервы»
приняло участие в большом спортивном
празднике. Быстрее всех 1009 метров про-
$ежал учащийся ремесленного училища №2
Афанасьев. Его время — 3. минуты 17 ce-
кунд. a8,
Новая междугородная станция
В Николаеве сдана в эксплоатацию новая

междугородная телефонная станция, Уста-
новлена регулярная связь со всеми района-

Одессой, Днепропетровском, Херсоном.

Музей гуцульского искусства

В Коломые открылся музей гуцульского
искусства, В залах музея широко предстаз-
лено творчество гуцулов — резьба по де-

Школа чонг

скую школу юнг. На 306 вакантных мест

пающих много детей фронтовнков.

Писатели на заводе

В Житомире с большим успехом прошла
встреча украинских  писателей-сатириков

Маркича с рабочими завода имени Сталина.
Писатели прочитали свои новые рассказы.

Институты Академия наук УССР
во Львове и
По решению Президиума Академии наук
УССР во Львове возобновляет свою дея“
тельность ряд научно-исследовательских ин-
ститутов Академни. Открываются также
Львовский естествоведческий музей, науч-
ная библиотека с украниско-русским в
польским отделениями,

и орденом Богдана Хмельницкого,

щики испортили еше шесть приемников,

но были обнаружены оккупантами. Немцы

арестовали Решетняка, Желтуху, Ходиза,
1Цербака, Романову и других. о

Страшные мучения перенесли юные ге-
рои. Пытки и истязания длились целый ме-
сяк. Их выводили на тюремный двор и на-
травливали на них собак. Они возвращались
в камеру искусанные.

— Как вы слушали Москву? Где вадпи

Я приемники?— требовали признания  иала-

Николай Решетнаяк отвечал:

— У нак нет приемников.

На угрозы палачей Анатолий Желтуха
отвечал:

‚ —_ Отреляйте, мы знаем, за что умира-
ем.

В сентябре 1943 года Николай Решет-
няк, Анатолий Желтуха, Николай Ходич,
Алексей Шербак. ТГруня Розанова быди
расс  BI. ‘

Tan погибли юные. мужественные борцы
за великое дело освобождения Украины.

Вступая ‘в подпольную. организацию,
зноши си девушки Украины’ давали суро-
вую тлитву-присягу о’ беспощадной мести
врагу. ,

Bor coxpanmpiasca в залтисях клятва мо-
лохых подпольщивоз руднява «Красногвар-
деец»:

«Я, гражданин СССР, вступая в ряды
подпольной организации, хействующей на
Ериворожье, клянусь:

‚‚ Держать в тайне ижена известных мне
членов организации. -

Все поручения, приказы штаба выпол-
нять честно, аккуратно.

Попав в лапы гестапо, поплатиться
жизнью, но ‘не вылать своих соучастников.

ми области, а также с Москвой, Киевом, -

реву, керзмика, художественная вычтивка. .

Начались приемные испытания в Одес-”

‘подано шестьсот заявлений. Среди посту-.

Остапа Вишни, Юрия Мокреева и Юхима.

дам-братьям за

висимости нашей
(Из

Мы переживаем нынче ноповторимый:
праздник победы, праздник свободы. Огля-
немея назад, и мы отчетливо увидим, от
‘какого ужаса освободилел украинский на-

д.

В сентябре 1942 года некий Дрейер пи-
сал из Берлина солдату Гайсу: «Главное,
бей беспощално всех русских, чтобы этот
народ скорее кончился». Это была уста-
новка, продиктованная немецким военным
командованием всей армии.

И гитлеровекие молодчики били, стреля-
ЛИ Кажлого, ЕТО Только попадался им под
руку. В селе Мурачивцы  колкозница
Иванкова родила двух близнецов. На дру-
гой день посла родов немецкие солдаты по-
гнали Иванкову на тяжелую работу. Боль-

ная, ослабевшая женщина едва передвига-.

та ноги. Ё ЕОНЦУ дня она упала. За отказ
от работы немец застрелил Иванкову. Мла-
денцы, оставитиеся без матери, умерли от
голода. : :

«Почти третью часть населения Украины

]пувно затнать во землю» —— требовало

газетка немецких людоедов «Ост-фронт».
Олних захватчики лишали жизни, дру-
гих засылали на немецкую каторгу, на ко-
торой жизнь была не лучше смерти.
Что такое немецкий «новый порядок»?
Ответим словами Шпенглера:
«Нервобытное варварство, скованное на
протяжении. столетий суровыми формами
культуры, пробуждается теперь снова».
Варварство! Вот суть немецкого фапгиз-
ма, который пытались привить немпы BO

звительно поэтому, что в дневнике офицера
435-й пехотной немецкой дивизии Бертоль-
ца Брауна мы встречаем тахутю залиеь: «28
пюля 1941 ‘года. Солдаты парят по опу-
стевшим домам и возвращаются с узлами и
мешками, По ныпим военным законам
трабеж — ло некоторой степени доблесть»,

Этот бандитизм освящало и поошряло
1 военное командование: Генерал Бах перед
  наступлением издал такой приказ: «Баж-
дый солдат имеет право взять в городе в
личную собственность все, что он поже-
лает. Кажлый может вынести все, что мо-
жет вынести». :

До сих пор в цивилизованном мире это
называлось варварством — отдавать тород
солдатам на разграбление. И только в He-
мецкой армии это’ называется доблестью.

«Тоблестью» было сожжение картинной
таллерен в Харькове, исторического музея
в Полтаве, библиотеки я университета в
Еиеве. Лоблестью по-немецки. Мы проци-
тируем здесь приказ № 137/42 п ‘96-й
немецкой пехотной дивизии: «Обязанность

на Украине Ф. П. ВОЛОСТНИКОВ, награждённый орденом Ленина, и Л. Я. ИВА-

Фото Я. ТАБАРОВОКОГО (ТАСС).

] Быть твердым, морально устойчивым.

Не жалеть евоих сил, а если нужно, и
жизни, на блато Советской Родины

Вести антифалтистскую агитацию среди
оккупированного населения,

И если я нарфушу данную мною клятву, я
буду расстрелян, как предатель, изменнив
своей Родины».

Свято и нерушимю выполняли свою
Блятву юные подпольшики Украины, В се-
де Октябрьское Дубовязовского района Сум-
ской области действовала подпюльная орга-
низапия, созданная коммунистом Верещаги-
ным и комсомольцем Гряшей Осадчим. ПЦод-
польщики выпустили свыше 2.000 стихо-
творлых листовок, проникнутых елкой на-
родной сатирой, направленной протяв нем-
цев и их поиспептников.

«Ты слышал новость?»— задавали в ©50-
ей листовке подпольшики вопрос и тут же
отвечали: «Из немешких лесов вырвалась
стая бешеных пеов. Наша задача — по-
мочь красным охотникам загнать псов за
решетку, залить свинцом собачью глотку»:
В борьбе с врагами погиб Гриша 0сад-
quit. Ha хопросе его пытали, требовали при-
знаний; Ни единого елова из вырвали пала-
чи из уст комсомольца. Он. погиб, но не вы-
дал своих товарищей, ‘не нарушил комсо-

`мольекомо слова, ие ‘нарушил клятвы под-
польшика. УВ

В. суровом подполье комсомольцы выра-
слали в талантливых, способных организа-
торов. › Более двух лет действовала Амур-
Нижнелнепровская подпольная  организа-
пня. Рутоводителяма ее были Яков Черед-
пиченко — бывший секретарь комсомоль-

cron комитета канатного завода, Дмитрий-

Петляховский, Иван Кривицкий. Организа-
ция насчитывало 114 человек. Здесь были

временно оккупированных районах. Неуди-.

великому русскому народу н всем наро-

помощь в священной

борьбе с врагом во нмя свободы и неза-

Родины,
обращения к украинскому народу).

каждого солдата разбить все окна и рамы,
целиком развалить в домах печи, а также
все внутри... Разрушеняя производить таж-
же там, где еще живет гражданское waceze-
ние... Годное к военной службе мужское на-
селение выстроить в рабочие колонны и си-
лой забрать с собой».

Во всех мерзх захватчиков звучал He-
превзойленный цинизм. . Рейхскомиссар- на
Укралне Эрих Кох обращался к немецкии
солдатам, которые пребывали на Увюраине,
с тэвим воззванием: «Нами солдаты иро-
ливали кровь в этой стране не для того,
чтобы осчастливить человечество, а для то-
то, чтобы освоить ее богатства для пользы
Германии!»

А куда ше лолжно бышо деваться меет-
ное население, которому посчастливилось
остаться в живых? На это лаконично и
выразительно ответил ‘немецкий солдат
крестьянам села Чернявцы Черкасского
района: «После войны мы поселимея в
Росспи, а ‘вы будете работать на земле,
воторая станет нашей, батраками»,

Ватра и 120! Вот какой удел готоз
вили немецкие фалтисты для украинского
народа. Они расствеливали украиневих па=
триотов и подкупали напионалиетичеких
прелателей. Но сила украинекоте изрода
была непсколебима! Ето преданность со-
ветскому строю, его любовь к партии боль
шевиков нельзя был вырвать ви угроза-
ни, ни посулами. ;

Моральный облик украинского народа,
который оказался на временно захвачен-
ной пемпами территории, как в капле во-
ды, отразился в светлом образе достойного
сына Украяны Тиычука. Немцы задержа-
и ‘его в районе Писаревка на Сумцике,
пыталиего, чтобы узнать местопребывание
партизан. Тимчув молчал. Тогда немецкие
палачи срезали у него ногти с пальцев,
HOTOM оторвали ему уши и струбали поль-
цы. Но Тимчух твердил толькс три ело-
ва: «Я был партизаном». Эти слова фа-
шисты и садисты вырезали на лбу Тимчу-
ка, а потом повесили его.

Стойкость и борьба — вот чем ответил
украинский народ на попытку немецких
захватчиков запить его свободы, оторвать
от великого Советского Союза, повалить се-
бе под ноги. р ‘

Именно в этой войне, как никогда, стало
видным значение союза украинского наро-
да с братскими народеми. Только благо-
даря этому союзу в первый же донь вой-
ны на помощь Украине пришли все наро-
ды Советского Сотоза.

Мощным шагом прошла Ерасная Армия
= тосударетренным ‘траницам СССР п
водрузила красное знамя там, где ему сто
ять надлежит. Красная Армия поставила

1 перед собой задачу — не останавливаться до

тех пор, пока немецкий фаптизм ве будет
вырван с корнем;

Вот почему ‘сегодня, в день нашего
празлника, ‹ праздника освобожления  Ук-
раины, мы обращаем свою первую Ozaro-
дарность героической Красной. Армии, ар-
ыии-освободительнице.

Вторую нашу благодарноеть мы обраща-
ем к народам СССР; в первую очередь — к
русекому народу, за братскую помошь Ук-
panne. :

А самая большая наша благодарность и
сердечная любовь — родному Сталину,
Слава нашему иулрому вождю!

Петро ПАНЧ.

Киев.

продуманы и усовершенствованы методы
связи, установлена суровая конспирация,
созданы подпольные группы. Организация
была хорошо вооружена. У подпольшеиков
бело 370 винтовок, 6 ручных пулеметов,
20 автоматов, 100 пистолетов, одна проти-
вотанковая пушка. Группа вомеомольца
Данильченко, в которой было четыре това-
рища, помимо агитации среди населения,
помимо распространения сводок Информ-
бюро, искусно устраивала диверсии, уничто-
жала немцев.

Во многих областях и районах Украины
дойствовали не только самостоятельные под=
польные организации, но и целые об’едине-
ния во главе © подяольными горкомами и
райкомами комсомола. Вот как работая
Олевский подпольный райком комсомола
Житомирской области. Работники райкома
вместе с секретарем тоз. Подлесным органи-
зотали комсомольские группы — агитаци-
онные и разведывательные — по 2—3 чеч
‘ловека в каждой. Райком создал комеомоль-
ские организации в одиннадцати селах,
Олевская разведывательная группа следи=
ла и лоносила о передвижении немецкого
тарнизона горола Олевека. Подпольная op<
ганизация села Белокоровичи вела наблю-
дения за гарнизоном станции и военного го-
ролка, сообщая разведывательные данные
каждую нелелю. В селе Раловель полтюль-
щики регулярно разрушали мосты на до“
pore Белокоровичи — Олевек. Комеомоль-
пы села Рудня вели разведку на железной
дороге Киев — Ковель и способствовали
партазанеким налетам.

Райком систематически посылал в райе
он атитаторов-ходоков, которые . рассказы
вали населению о победоносном наступлею
нии Красной Армии, разоблачали предатее
‘лей, агитировали ‘за сохранение хлеба, ско-
та от немцев, показывали, как нужно по-
строить работу, чтобы ни один человек не
был угнан в Германию, распространяли под-
польную районную газету «Радянська
Оловщина», :

Мололые ‘поллолышики Украины, горло
пронесли знамя борьбы, не силеняли голозы
перед поработителями. Их любовь к Совет-
ской Родине, ‘их ненависть к врагам была
снльнее смерти,

H. KY3SHELOB,
секретарь ЦК ЛКСМ Украины.

я А

«КОМООТИОЛЬСКАЯ ПРАВЛА»
15 октября 1944 г. 3 стр.

$+9$444%$Ф