ПОЛОЖЕНИЕ В ВЕНГРИИ

ЧЕРНОВЦЫ, 15 октября. (ТАСС). Пере-   Угрожает, что продолжение забастовки пов-

пававшиеся сегодня будапештским радио

сообщения свидетельствуют о серьёзных по-

титических событиях, происходящих в Венг-
рии.

Регент (правитель) венгерского госудао-
ства Хорти во второй половине дня выступил
< посланием по радио, в котором заявил, что
Венгрия намерена вступить в переговоры о

‚ ваключении перемирия.

Несколько позже по радио передавалось
сообщение венгерского министерства внут-
рензих`дел об исчезновении сына регента
Хорти. Министерством предложено всем ме-
стным венгерским властям и полиции не про
пускать через границы страны ни одной ав-
томашины без тшательного осмотра, не счи-
таясь с тем, кому автомашины принадлежат.

Затем но ралио был оглашён приказ на-
чальника венгерского генерального штаба
хенерала Вереш. В приказе указывается,
что послание регецта Хорти-не следует ис-
толковывать, как окончание военных дей-
ствий. «До сих пор речь идёт только о пе-
реговорах для заключения перемирия, —
говорится в прихазе. — Исход этих пере-
говоров ещё не определён, и поэтому все
венгерские часги и соединения неизменно
продолжают сопротивление любому  напа-
дению».

Около полуночи по радио из Будапешта
передавалась речь лидера венгерских фаши-
стов Ференца Сагаши, из которой яв-
ствует, что в стоаае происходит внутренняя
борьба и что радностанция сейчас находит-
ся в руках гитлеровцев. Салаши обвинял
Хорти в «измене союзнику Венгрии» и ут-
зерждал, что Венгрия и впрель будет про-
должать войну на стороне гитлеровской Гер-
мании. Салаши требовал от своих слушате-

лей подчинения его приказам.

ЧЕРНОВЦЫ, 16 октября. (ТАСС). Судя.
по сообщениям будапештского радио, начав-
шиеся вчера в Венгрии политические собы-
тия продолжают обостряться. Одзако приня-
тые сообщения не позволяют сделать точ.
ных выводов об общей обстановке в страпе.

Венгерские гитлеровцы, возглавляемые
Ференцем Салаши, захватили будапештекую
радиостанцию и передают свои воззвания и
приказы. По радио передано сообщение о
том, что Салаши создал свое собственное
правительство. Оглашено также заявление
Салаши ©б «устранении от государственях
дел» венгерского регента (правителя) Хорти
м замене его регевтским советом из трех
членов. В то же время из сообщений буда-
пештского радио очевидно, что власть нро-
гатлеровского «правительства» Салаши весь-
ма невелика, что она встречает сильнейшее
противодействие сторонников Хорти и эго
правительства а также противодействяе
широких народных масс.

В Будапеште происходит забастовка, напра-
вленная против новоявленных празителей
Венгрии. Начальник буданпештокой полиции
огласил по радио приказ, требующий от ра:

бочих и служащих возвратиться к месту ра-
боты и «добросовестно работать». Приказ

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 16 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в сообщении
штаба верховного командования экспеди-
ционЕЫМИ ‘силами союзников от 16 октяб-
ря говорится: я

«Войска союзников, наступающие с се-
вера и юга, 15 октября соединились у
западного берега Савокаарге-Плаат. Вслед
за этим об’единённые силы союзников на-
чали наступать на запад на соединение ©
частями, удерживающими  предмосгное
укрепление в районе Ватерфлит.

К северу ‘от Антверпена войска союзни-
хов при поддержке авиации заняли дерев-
ню Вунсдрехт.

В районе вклинения в Голландии войска
союзников в некоторых местах продвину-
лись к Фирлингебееку.

В предместьях Аахена продолжаются
бои за каждый дом. К северу от города
войска союзников пролванулись.

В районе Гюртгека, в долине реки Мо-
зель, не произошло существенных изме:
нений. У подножья Вогез войска союзни-
ков усилили наступление в восточном на-
правлении, несколько продвинулись, не-
смотря на сильное сопротивлевие врага,
вдоль широкого фронта и освободили He-
сколько городов.

Налёт английской авиация
на Вильгельмсхафен

ЛОНДОН, 16 октября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что в
вочь на 16 октября крупные соединения ан-
глийских бомбардировщиков в сопровожде-
нии ночных истребителей совершили налет
на германскую морскую базу Вильгельмсха-
фен.

а

Отказ национал-царанистов
и национал-либералов от участия
в Национально-демократическом

фронте i

БУХАРЕСТ, 14 октября. (ТАСС). Газета
«Семналул» сообщает, что 13 октября утром
состоялось совещание Маниу и Дину Bpa-
тиану, на котором была уточнена политиче-
ская позиция партий национал-царанистов и
национал-либералов. Участники совещания
высказались против какого-либо контакта ©
Национально-демократическим фронтом.

о

Новые назначения в Румынии

БУХАРЕСТ, 15 октября. (ТАСС). Газета
«Тимпул» сообщает, что румынский король
принял отставку начальника генерального
штаба корпусного генерала Георга Михаи-
ла, назначенного генеральным инспектором
пехоты. Находившийся в резерве генерал
Николае Радеску произведен в корпусные
тенералы и назначен начальником румынско-
го генеральчого штаба.

БУХАРЕСТ, 14 октября. ‹ТАСС). По со-
общению газет, румынский король подпи-
сал декрет о возложении на председателя
совета министров генерала Санатеску вре-
менного исполнения обязанностей министра
финачсов и министра национальной эконо-
Мики.

—Oo—

Аресты в Румынии

БУХАРЕСТ, 16 октября. (ТАСС). Газета
«Семналул» сообщает об аресте бывшего
министра пропаганды Крайник и бывшего ре-
дактора газеты «Порунка времии» Илие
Радулеску.

‚ БУХАРЕСТ, 15 октября. (ТАСС). Газета
«Тимпул» сообщает об аресте военных пре-
ступников--бывшего начальника генерально-
го штаба корпусного генерала Илие Стефля,
бывшего «губернатора» Бессарабии дивхзи-
онного генерала Войкулеску Е бывшего
«губернатора» Буковины Корнеля Кало-
теску.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва,
труловых резервов — Д 3-31-96

58346.

лечет за собой «строгую кару».

Из другого распоряжения шефа будапешт-
ской полиции явствует, что забастовка рабо-
чих и служаших столицы поддержана вла-
дельцами торговых предприятий и заведений.
«Все владельцы магазинов, —говорится в рас-
поряжении, — обязаны немедленно присту-
пить к торговле. Нарушители этого распоря-
жения будут привлекаться к строгой ответ-
ственности».

Усиленное использование радиопередач
для оглашения административных распоря-
жений заставляет предположить, что в руках
Салаши и его помошников нет или мало
других средств связи с населением.

Враждебные правительству Салаши вы-
ступления, помимо Будапешта, имеют место
и в других районах Венгрии. Это вилно. в
частности, из переданного по ралио приказа
«правительствеяного комиссара военной 30-
ны Северо-Восточных Карпат». Приказ запре-
щает собираться на улицах и в обществен-
ных местах группами более чем три челове-
ха. Населению приказано с 8 Часов вечера
ло б часов утра не выходить из своих жи-
лищ. В это время ворота всех домов должны
держаться на запоре.

В приказе говорится, что «против лиц, ко-
торые не будут сохранять спокойствия и бу-
дут вести себя не так, как подобает в столь
серьезный момент, будет применяться ору-
жие». `

Нет каких-лабо указаний на нынешнее ме-
стопребывание Хорти.

ЧЕРНОВЦЫ, 16 октября. (ТАСО). Со-
гласно сообщению будапештского радио,
в состав образованного лидером  венгер-
ских гитлеровцев Ференцем Салаши пра-
вительства входят в качестве заместителя
премьер-министоа Ене Сэллэши, министра
иностранных дел - барон Габор Кемень,
министра внутренних дел — Габор Вайна,
министра земледелия — граф Фидел Палф-
фи. министра обороны и начальника  ген-
штаба — генерал Кароль Берецки и др.

Салаши об’явал по будапештскому радио,
что он временно принял на ‘себя регентские
полномочия. Вслед затем Салаши заявил,
что он создал регентский совет, в который
вошли генерал-полковник Кароль Берецки,
Ферени Райниш и Шандор Чиа.

ЧЕРНОВЦЫ, 16 октября. (ТАСС). Пос-
ледние радиопередачи из Будапешта приво-
дят к выводу о непрочности положения так
называемого «правительства» Салаши. Не
располагая, очевидно, необходимым влия-
нием, «правительство» Салаши, используя на-
ходящееся в его. руках радиовещание, прибе-
гает. для упрочения своего положения к. яв-
ным фальсификациям и подлогам. Сеголня
около полуночи будапештское радно пере-
дало приписываемое Хорти заявление, в KO-
тором последний будто бы отказывается от
огланенного им вчера регентского послания.

В этой связи не может не вызвать сомне-
ния и подлинность передававшегося вчера.
будапештским радио приказа генерала Ве-
реш о продолжении борьбы,

К северо-западу от узла коммуникаций
Баккара были захвачены города Глонвиль
u Фонтенуа. Далее к югу войска союзни-
ков очистили Фремифонтен, где недавно
происходили ожесточённые бои. К северо-
востоку от Ле-Тилло части союзников
продвинулись по сильо пересеченной ме-
CTHOCTH и находятся в 2 милях от’ Ла-
Bpece.

Истребители-бомбардировщики совершя-
ли налёт на железнодорожный транспорт
и коммуникации в районе Ландау и вдру-.
гих местах. Более 1200 тяжёлых бомбаз-
дирозщиков в сопровождении крупных
соединений истребителей подвергли бом-
барляровке военные об’екты в Кельне».

ЛОНДОН. 16 октября. (ТАСС). В сообще-
наи штаба вооружённых сил союзников на
средиземноморском театре военных действий
говорится:

В Италии американские части 5-Й армии
после тяжёлого боя, продолжавшегося целый
день, заняли горол Ливерньяно, за который
противник вёл ожёсточенные бои в течение
последних четырёх дней.

На участке фронта на адриатическом по-
бережье части 8-й армии заняли Гамбеттолу.

Освобождение острова Наксос
ЛОНДОН, 16 октября. (ТАСС). Агентство
Рейгер передает сообщение каирского ра-
дио об освобождении от немецких оккупан-
тов греческого острова Наксос.

УХУ х Хх

«Если начвется война, клянусь вам богом,
что‘всегда буду впереди», — так писал
Лермонтов в 1832 году своему другу. В
этих словах перед нами весь Лермонтов с
его жаждой подвига, с его мужеством и
отвагой. Героический склад лермонтовских
стихов и самый облик поэта близки духу
нашего времени. Радостно и поучительно
перечитывать сейчас «Бородино», «Мцыри»,
Демона», «Песню про купца Калашнико-
ва», «Родину». Могучий образ свободолю-
бивого человека, образ непобедимого наро-
да-воина встает перед нами в этих стахах.

В любви к своей стране; в твердой вере
в ее великое будущее Лермонтов черпал
свою силу поэта-революционера и гражда-
нина. Пламенным патриотическим чувством
пронизана поэзия Лермонтова. Вот почему
в дни суровой борьбы за свободу Родины
Лермонтов сделался по-новому близок и по-
новому понятен советским людям. Он помо-
гает нашей молодежи понять глубочайший
смысл священного слова Родина. Он учит
беззаветно служить своему народу. On
внушает мысли о гордости, чести, стремле-
нии к свободе, как исконных, исторически
сложившихся чертах русского человека.

В самом начале войны, в июле 1941 года,
исполнилось 109 лет со дня смерти поэта.
Военная гроза тогда помешала широко раз-
вернуть всенародное чествование его памя-
ти. Но сколько раз за эти три года мысль
советских людей возвращалась к Лермон-
тову!, Простые, задушевные строки «Боро-
цина» — «Уж постоим мы головою за роли-
ну свою» — в самые трудные дни войны
стали лозунгом, призывом, украшением га-
зетной страницы. Зимой 1941 года мы с
волнением узнали о том, что «Бородино»
было любимой песнью гвардейца-нпанфилов-
ца Клочкова. Есть глубокий символический
смысл в том, что один из героических за-
щитников Москвы вспоминал эту песню в
самый день своей славной гибели в подмос-
ковных снегах. И когда он обратился к сво-
им товарищам ос прекрасными словами:
«Велика Россия, а отступать некуда. Поза-
ди Москва!», разве не донеслись до него в
эту минуту из глубины столетия бессмерт-
ные стихи:

«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»

; учашейся молодёжи—Л 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи--

каемый англо-русским парламентским ко-

В освобожденных

районах Польши

ЛЮБЛИН, 15 октября. (ТАСС). Немного
времени прошло с тех пор, как Красная
Армия совместно с Польским войском на-
чала освобождение польского народа от
ненавистного гитлеровского ига. За этот
короткий срок коренным ‘образом измееи-
лась жизнь ‘на’ освобожденной польской
земле.

Многочисленные  с’езды и собрания по-
латических и общественных организаций в
своих резолюциях указывают, что Крайо-
ва Рада Народова и Польский Комитет
Национального Освобождения являются
единствеевно законной властью в’ Польше.

Польский Комитет Национального Осво-
бождения развернул значительную работу
в области разрешения важнейших государ-
ственных проблем — организации местных
органов власта, подготовки к проведению

земельной реформы, демократизации судов,
  строительства школы, возрождения куль-

туры и кауки.

Население освобожденных районов ак-
тивно участвует в восстановлении хозяйст-
венной и культурной жизни страны. Поль-
ские рабочие не жалеют своих сил, участ-
вуя в восстановительных работах. Рабочие
одного из заводов в Люблине, узкав, что
данные этому заводу заказы предназначе-
вы для восстановления мостов через Вис-
лу, в течение суток не отходили от стан-
ков и выполнили заказы досрочно. Желез-
нодорожники сдают в эксплоатацию все =о-
вые и Еовые железнодорожные участки. и
линия связи, разрушенные немцами. Насе-
ление Бяльско-Подлясского уезда‘ с помо-:
шью Красной Армии восстановило уже все
мосты на территории уезда. Приведены
также в порядок дороги, действуют теле-
графная и телефонная связь.

На освобожденной территории подготов-
лены к пуску 6 сахарных заводов. С неф-
тявых промыслов из Кросно прибыл в
Люблин транспорт нефти. Польские рабо-
чие спасли промыслы от уничтожения, с>-
хранили оборудование. = р

Газета. «Речь Посполита» напечатала на-
днях корреспонденцию, в которой рисует
жизнь уездного центра Замостье. В этом
Уезде организовано 128 началькых школ,
‘общеобразовательные гимназии, техниче-
ская школа. Открыт учительский лицей.
Восстановлены мебельная фабрика, кирпич-
ные и пивоваренные заводы. Пущен сахар-
ный завод, электростанция, открыты дет-
ские дома.

Всюду на освобожденной от кемцев тер-
ритории возрождается польская культура.
В освобожденных районах открылось
4.200 школ, в которых обучается 750.000
учащихся. В Люблине и других городах
функционируют театры, кино. В Люблине
сткрыт государственный музыкальный ин-

ститут.
о

Бюллетень англо-русского
парламентского комитета о позиции
польского эмигрантского

правительства
ЛОНДОН, 1! октября. (ТАСС).  Выпус-

митетом бюллетень поместил статью, оза-
главленную «СССР и Польша».

«Со времени переезда из Франции в Лон-
дон, — говоригся в статье, — польское
эмигрантское правительство через контро-
лируемую нм печать проводило клеветни-
ческую кампанию против советского прави-
тельства. Это продолжалось до настоящего
времени и происходило не только тогда,
когда польское эмигрантское правительство
обращалось к советскому правительству с
призывом оказать помощь варшавским пов-
станцам, но лаже после того, как советское
правительство. нашло возможным ‘оказать
такую помощь. При таком положении не-
избежно прихолишь к заключению, что
польское эмигрантское правительство было
больше заинтересовано в проведении кле-
ветнической кампании против. советского
правительства, чем в получении помощи
для варшавских повстанцев».

oO
Смерть Роммеля
ЖЕНВВА, 15 октября. (ТАСС). Гитлеров-

Для ведения переговоров по заключению
Соглашения о’ перемирии с Советским Сою-
зом, Великобританией и США в Москву
прибыла болгарская правительственная де-
легация в составе: Министра Иностранных
Дел г. Петко Отайнова, председателя деле-
тации; Министра без` портфеля г. Добри Тер-
пешева, Министра без портфеля г. Николы
Петкова, Министра Финансов Петко Стоя-
пова.. С делегацией прибыли советники:

ВАШИНГТОН, 14 октября. (ТАСС). Отве-
чая на вопросы о том, каковы перспективы
встречи Рузвельта со Сталиным и Черчиллем
в этом году, Рузвельт в беседе с представи-
телями печати заявил, что он ничего не знает
по этому вопросу. Отвечая на другие вопро-
сы; президент указал, что он следит за хо-
дом нынешних переговоров Сталина 4
Черчилля в Москве, но отказался ответить,
какие успехи до сих пор достигнуты в пере-
говорах в Москве.

Один из корреспондентов спросил, можно
ли, учитывая тот факт, что Рузвельт недавно
совещался с Черчиллем в Квебеке, полагать,
что Черчилль выступает в настоящее время
в Москве от имени США так же, каки от
имени Англии. Рузвельт ответил отрицатель-
но и добавил, что такое предположение яв-
ляется глупым. :

На вопрос о том, существует ли проект
признания французского правительства,
Рузвельт спросил корреспоздента, что он
подразумевает под словом «признание». Кор-
респондент ответил: «дипломатическое при-
знание». Тогда президент указал, что Соеди-
ненные Штаты уже признают правительство
Франции де-факто. Корреспондент. спросил,
является ли это некоторым шагом вперёл в
позиции США со времени заявления
Рузвельта, сделанного после беседы с ле
Голлем, в котором Рузвельт говорил о фран-
цузском правительстве, как © «власти де-
факто». Рузвельт, отвечая, утверждал, что
попытка провести резкое различие между
словами «правительство» и «власть» являет-
ся мелочным педантизмом.

Один из корреспонлентов заявил, что не-
которые латино-американские страны, а
также бывший заместитель государственного

БУХАРЕСТ, 14 октября. (ТАСС). На
Университетской площади состоялся ми-
тинг по поводу ‘освобождения столицы
Трансильвании — Клужа. На митинге, ор-
танизованном единым рабочим фронтом,
об’единеннымая ‹ профсоюзами, союзом пат-
риотов и земледельческим фронтом, вы-

ступили с речами Георг Апостол от проф-
союзов, Адриан Думитру от социал-демо-
кратической партии и Андрей Нягу от ком-

Заявление делегата
польского эмигрантского
правительства

ЛЮБЛИН, 15 октября. (ТАСС). В поль-
ской печати опубликовано письмо бывшего
делегата польского эмигрантского прави-
тельства в Лондоне магистра Станислава
Булко на имя председателя Рады народо-
вой Белостокского воеводства Штахель-
ского. В письме говорится: «Ознакомив-
шись ва месте с фактическим положением
а Убедившась в правильности политики
Крайовой Рады Народовой и Польского
Комитета Национального Освобождения В
деле восстановления справедливой и демо-
кратической Польши, я перешел, поляки,
х вам, чтобы об’единиться с теми, KT
здесь вместе с народом страдал и боролся
за наши священные права. Я прихожу к
тем, кто перед лицом смертельной опасно-
ста со стороны фашизма, непримиримого
врага славян, подал руку близкому сла-
вянскому кароду — русскому. Польская ар-
мия плечом к плечу с ` союзной Красной
Армией уничтожает ненавистное прусское
рабство. Уже недалек тот час, когда поль-
ский народ при помощи своих близких

Прибытие в Москву болгарской правительственной делегации

POBCKHMH захватчиками

генерал-

] й Михалчев,
профессор Димитри Yaad

полковник Георгий Попов. полковник
Антонов, Анна Каменова я секретари.

На Московском аэродроме  пелегацию
встречали Заместитель Народного Комисса-

з Иностранных Дел СССР А. Я. Вышин-
aud и лругие представители HRA СССР,

ик
от Наркомата Обороны CCCP Начальн
Отдела Внешних Сношений генерал-майор

М. П. Вутузов.

Выступление Рузвельта
“на пресс-конференции

секретаря Уэллеёс предложили созвать меж-
американское совешалие министров иност-
ранных дел; корреспондент спросил Рузвель-
та относительно возможности созыва такого
совещания. Рузвельт ответил, что совещание
будет созвано тогда, когда американские
правительства примут соответствующее ре-
шение, и оно не может быть соззало по пред-
ложению отдельного лица. Президент под-
черкнул, что ему неизвестны факты, но аме-
риканские правительства, возможно, уже в
настоящее время обсуждают вопрос о созы-
зе такого совещания.

На вопрос о том, когда высокопоставлен-
ные представители разрешат оставшиеся
проблемы, поднятые в Думбартон-Оксе,
Рузвельт заявил, что он ещё не информиро-
ван об этом, но указал, что «высокопостав-
ленные представители рассмотрят эту про-
блему как можно скорее». Президент под-
черкнул, что план уже опубликован. На во-
прос о том, означают. ли его слова о высо-
копоставленных представителях, что. состо-
ится конференция министров иностранных
дел или руководителей государств, Рузвельт
заявил, что ему ничего не известно по этому
поводу. Отвечая на дальнейшие вопросы,
президент заявил, что ему не известно, когда
состоится официальная конференция Об’еди-
нённых наций. f

Когда президента спросили, делал ли он
частным образом обычные предвыборные
предсказания, Рузвельт заявил, что он слиш-
ком занят для этого, но намерел это сделать
через неделю. Смеясь, президент сказал, что,
по его мненйю, исход выборов будет доволь-
но хорошим, но добавил, что он ещё никогда
не предсказывал правильно. результатов вы-
боров.

— я

Демонстрация в Бухаресте в честь освобождения Клужа

партии. Ораторы приветствовали Красную
Армию. освободившую совместно с румын-
ской армией столицу Северной Трансиль-
вании, а также отмечали, что для дости-
жения окончательной победы над гитле-
необходимо до-
биться демократизации страны, что требу-
ет смены нынептнего правительства, дока-
завшего свою неспособность и отсутствие
доброй воли.

КОНФЕРЕНЦИЯ В ФИЛАДЕЛЬФИИ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР

ФИЛАДЕЛЬФИЯ, 16 октября. (ТАСС).
Здесь состоялась конференция, организован
ная национальным советом американо-совет-
ской дружбы, в которой участвовало более
500 преподавателей, студентов и других лиц,
интересующихся проблемами образования
молодежи в Советском Союзе. На конферел-
ции присутствовал ряд видных деятелей. в
том числе директор` Пенсильванского уни-
верситета Гейтс и директор Темпльского
университета Джонсон.

В залах конференции была устроена вы
ставка; показывающая производство и ре-
сурсы Советского Союза. Были выставлены
также книги советских и иностранных писа-
телей о Советском Союзе. f

Гарвардский университет впервые в СИА
выпустил уч о Советском Союзе для

средних школ.
а

Продление полномочий
чехословацкого
государственного совета
ЛОНДОН, 16 октября. (ТАСС). Как со-
общает газета «Чехословак», чехословац-
кий государственный совет на своем пленар-
ном заседании, имевшем место 9 октября,
единогласно одобрил проект декрета пре-
зидента республики о продлении полномо-

———_А

Шумно и весело было в Колон:
ном зале Дома союзов 15 и ба.
тября. В воскресенье сюда пришли
самые маленькие школьники. На.
рядный билет обещал им много ни.”
тересного. И ожидания ребят оправ:
дались: 2000 школьников первых
классов Москвы слушали выступле-
вия детских писателей С. Марша:
xa, А. Барто, Н. Кончаловской,
 3. Александровой и других. После
концерта дети получили в подарок
по библиотечке,

Вчера на праздник собрались до:
школьники. В фойе детей встречал
клоун Иван Иванович Непомнящий
(арт. С. Преображенский). Он пока-
зал маленьким. гостям выставку
детских книг, изданных во время
войны, со знакомыми им кЕИжЖками-
игрушками. Перед детьми выстуш-
ли писатели С Маршак, А. Барто,
Л. Квитко, заслуженный  артит
РСФСР Борис Чирков. После концела
каждый ребенок получил в подарк
книжку-игрушку  «Моя библиотека»,
В ней — 22 книжки-малышки. ;

На снимке: первоклассницы 494-й
школы Пролетарского района сто:

лицы рассматривают книги, получен“

одарок.
BE РТ boro Ms BUTARBOR.
YS

Кросс в Сокольниках

15 октября аллеи Сокольнического пажа
заполнили ‘юные спортемены, участнакя
осеннего кросса. Ровно в 1! часов`был да
первый старт. До 6 часов вечера продол
жались соревнования. За первенство бор»
лись учащиеся  спецшкол,  ремесленны
училищ и школ ФЗО, средних школ ие

лицы.

Yael

—O-——

! Ha первенство Москвы по футбои

Три матча

Розыгрыш первенства Москвы подходи
к концу: осталось провести три встрев
15 октября на стадионе «Динамо» сост
лось два матча. Сначала играли команды
авиаучилища и «Динамо-1». Бесцветни
встреча закончилась победой  динамовце
со счетом 9:0. Мячи забили М. Якупиек
С. Соловьев. Обе команды   закончили’ сво
участие в розыгрыше. Динамовцы набрал
16 очков. Они забили 23 мяча, пропустив
свои ворота 17. У футболистов авизучилям
5 очков, они забили в ворота противня
8 мячей, пропустив в свои 25.

Затем на поле вышли команды ЦДКА 1
«Локомотива». «Локомотив» последн
встречи. провел успешно, выиграв подр
три матча. Но последняя игра, 15 октяби,
закончилась поражением команды «Ло
мотива». Армейские футболисты почти в
время удерживали пренмущество, бе
рывно атакуя ворота железнодорожникоь,
На 10-й минуте капитан команды ЦДКА
Г. Федотов забил первый гол. Спуся
19 минут он увеличил счет до 2: 0,

После перерыва в. сетку «Локомотив»
влетел третий мяч, сильно пробитый Ни
колаевым. В середине тайма «Локомотив»
удалось забить один мяч, Результат ветре

ское агентство — германское информацион союзников освободит оставшуюся часть ms государственного совета. в 8:1.

an   югласно этому декрету государственны
ное бюро сообщило о смерти Роммеля. Как    ОЛЬСКОй территории, когда исконные поль-   0” будет распущен и создания ново-   Вчера команда «Крылья Советов», в
указывает агентство, Роммель умер в резуль-   СКие земли, захваченные немцами, будут воз- го правительства на чехословацкой террито-   играла со счетом 2:1 матч у комм
тате ранее полученных ранениин. вращены матери-родине». * рии. «Динамо-2». :

M. 10. JIEPMOHTOBA

Не раз вспоминались нам и правдивые
лермонтовские слова об исконных наших
врагах — немцах. Эти слова,
больше ста лет назад, сохранили всю остро-
ту, они и теперь разят немцев своей убий-
етвенной иронией:

} Вот народ:
И без таланта правит и за деньги служит,
Всех давит сам, а бьют его—не тужит!
Вот племя: всякий черт у них барон!
И уж профессор-—каждый их сапожник!

+ &

Чувство. родины было  необычайзо
острым и глубоко личным чувством у
Лермонтова. Им согреты все лучшие его
творения. Обращается ли поэт к прошлому
русского народа, произносит ли суровые
слова осуждения настоящего, говорит ли о
борьбе горцев за свободу, воспевает ли кн-
пучую натуру своего мятежного героя —
его никогда не покидает мысль о кровной
Связи человека с его страной, с его наро-
дом.

Отважно ‘сражается за свою родину
Измаил-бей, вождь кавказских горцев.
Весь Кавказ поднялся на зашиту ‘своей
свободы, и Лермонтов понимает правоту
восставших:

Смотри; как всякий биться рад
За дело чести и свободы...

Стремление найти утраченную родину
пронизывает фэму «Мцыри». Во имя этой
почти неведомой родины Мцыри совершает
свои подвиги, мысль о ней придает ему но-
вые силы. После недолгих скитаний, вер-
вувшись к своей тюрьме, Мцыри в отчаянии
оттого, что ему придется

Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой.

Эта тоска Мцыри о счастливой родной
стране была близка мыслям и чувствам са-
мого поэта, мучительно переживавшего
несчастья своего отечества.

В последний год жизни Лермонтов сделал
запись о том, что Россия вся в будущем.
Это был итог долгих и трудных размышле-
ний поэта. Еще в юношеские годы Лермон-
това волновали мысли о судьбе его родины.

сказанные

режима обрекало огромную и могучую стра:
ну на темноту и. невежество. В самых пер-
вых своих стихах OH с горечью говорил
о страданиях народа, который стонет «oT
рабства и цепей». Свободолюбивый поэт
задыхался в гнетущей атмосфере николаев-
ского царствования. ;

Но Лермонтов верил в могучие силы
своей родины, и пламенная сыновняя лю-
бовь к ней окрыляла поэта, служила для
него неисчерпаемым источником  творче-
ской энергии. Он любил русский народ и
его героическую историю, любил нарол-
ные песни и предания, любил Москву —
древнюю столицу русского государства,
город, в котором он родился.

Москва, Москва... Люблю тебя как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно,

В прошлом своего народа поэт увидел
яркие краски, болышие цельные характеры,
(«Песня про купца Калашникова»). Он
воснел военную доблесть русского народа.
умеющего в нужную минуту дать грозный
стпор врагу («Бородино»).

Напряженное внимание поэта всегда при-
влекали эпохи больших социальных потря-
сении, история народной борьбы за свободу.
Но особенно сильно воображение Лермон-
това как художника, патриота и военного
человека влекла к себе эпоха Отечествен-
ной войны с Наполеоном. Поэт видел в
этой войне свидетельство силы русского
народа, сумевшего защитить родную землю
от наполеоновских полчиш. Он не раз воз-
вращался к этой эпической теме: в юно-
шески незрелом «Поле Бородина», в алле-
горической балладе «Два великана», в реа-
листической картине «Бофодино». С гор-
достью, с полным сознанием национального
достоинства говорил Лермонтов о великой
победе над Наполеоном:

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Лермонтов любил Россию той глу-
бокой и самоотверженной любовью, ко:
торая была знакома всем лучшим pyc-
ским людям — Радишеву, Пушкину, Гер-
цену, Чернышевскому. Лермонтовский па-
траотизм был тем «высочайшим патриотиз-
мом», который Чернышевский определял
как «страстное, беспредельное желание
блага родине». ^

Желание блага родине не может не соче-

Он видел, что господство деспотического таться < ненавистью к ее врагам— внутрен-
en eee ae

отдел литературы и искусства—Д 3-31
стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-00.

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

ним и внешним. И Лермонтов, воспевший
борьбу народа с иноземными захватчиками,
с той же последовательностью обличал па-
разитические верхи общества, клеймил па-
лачей свободы, «стоящих. у трона». В
глухую ночь николаевской реакции муже-
ственный голос поэта звучал мощным на-
батным призывом, будил уснувших.

Только поэт, горячо привязанный к своей
стране, мог найти такие провикновенные
слова, чтобы передать песню матери-казач-
ки над колыбелью сына, чтобы описать про-
стых русских солдат — Максима Максимы-
ча или героя «Завешания», чтобы с такой
лирической силой рассказать о своей любви
к родной природе:

Но я люблю — за что не знаю сам? —
Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...

Во время долгих странствий по России
поэт присматривался к быту простых лю-
деи, вслушивался в народные песни и ле-
генды. Задыхаясь в-тесном и лживом свет-
ском кругу, он испытывал тяготение к на-
роду. Недаром его титулованные товарищи
по полку были возмущены демократически-
ми замашками офицера, который обращался
с солдатами, как с равными себе людьми,
спал с ними в одной палатке и ел из одного
котла.

& же

Лермонтов был одним из храбрейших офи-
церов русской армии. Вопросы войны, за-
щиты отечества с детских лег привлекали
его внимание. Среди его близких родных
были люди, принимавшие участие в суъо-
ровских походах, в штурме Seeks) в борь-
бе с Наполеоном, в Бородинской битве. Jlap-
монтов с жадностью слушал рассказы о
великих войлах, о подвигах русских солдат
и полководцев. С юности научился он ува-
жать воинскую доблесть, дорожить славой
русского оружия.

Военные темы нашли широкое отражение
в его творчестве. Начиная с первой поэмы
«Черкесы» и. кончая поздним стихстзоре-
нием, посвященным сражению при Валерике,
и «Опором», он много раз возвращался к
описанию битв, походов, военных сцен.

Он верил в непобедимость русской армии
и в стихотворении «Спор» создал удиви-

тельную по своей живописной силе картину
воинского похода:

От Урала до Дузая,

До большой реки,

Колыхаясь и сверкая,

Движутся полки...

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
‚ д. 94, 6-й ‚ ТЕЛ ы АКЦИИ: —Д 3-30-56; Е ОН ОО ВИНЕ О ИАА О О ООВ Е ИИ
437. Улица «Правды», д этак ЕФОНЫ РЕДАКЦИР и А ти секретариат —Д 3-36-89 и ДЗ 81-79; отдел пропаганды и агитации — Д 3-37-22; комсомольской экизни —

-34; отдел информации—Д 3-39-49; военный отдел — д 3-3624;

писем — Д 3-30-69;

Д 3-31-39; отдел рабочей молодёжи — Д 3-31

Боевые батальоны
Тесно в ряд идут;
Впереди несут знамены,
В барабаны быют...

Эти чеканные стихи передают рити Got
вого марша.

В произведениях Лермонтова нашли отр
жение его мысли о поведении в бою, о +
ном мужестве солдата. Он’ осуждал пока
ную крикливую храбрость, свойственчую п
зерам вроде Грушницкого («Княжна №
ри»): «Грушницкий слывет отличным хр
рецом; я его видел в деле: он махает ши \
кой, кричит и бросается вперед; зажиуй pA
глаза. Это что-то не русская xpabpetbl..
Конечно, устами Печорина эти слоза пр
износит сам Лермонтов, военный человек
бывавший в опасных схватках.

Участвуя в боях на Кавказе, Лермонто
удивлял свое начальство знанием воезног
дела, самоотверженностью,  «расторожу
стью, верностью взгляда и пылким уж
ством». Всегда первый яа коне и после
ний на отдыхе, он не анал страха в 60ю; э4
важная психологическая черта Лермонтова
Человека и поэта. Ему знакомо было уп
ение битвой. Он презирал трусов и <
любцев, способных оставить поле сражений
в минуту опасности. В поэме «Беглец» ®
показал труса, позорно бежавшего с п
битвы, где его отец и братья сражалиь #
свободу отчизны. Все отворачиваются И
беглеца, прежний друг, возлюбленная смог
рят на него с презрением; и даже стара
одинокая мать с негодованием говорит’ «1
раб и трус и мне не сын».

Сам Лермонтов был олицетворением 1%
храбрости, для определелия которой он #1
шел горлые слова; «русская храбрость»
Поэт преклонялся перед воинской отвагой
и мужеством, Вспомним хотя бы строки ®
«Мцыри»:

Он встретил смерть лицо к лицу,

Как в битве следует бойцу...
Геронческий облик Лермонтова, пе
борца, солдата и гордого человека, ваш!
многогранное отражение в его творзет®
Певец борьбы и свободы, он воплотил в св \
их стихах идеал гражданской поэзии, 308)  7
щен вперед, вдохновляющей миллнонн №
дей, пробужлающей благородлые и смел
чувства. Голос истинного поэта, по зав

Лермонтова, должен звучать

‚. как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и. бед народных!..

В. ЖДАНОВ.
ныне нац план зьннннянаныкн

Bae aii al an Bar

-96:
иллюстрации — Д 3-30-20; ° eve

Изд. № 613.