Заявление Маури Рюэмя

СТОКГОЛЬМ, 1 ноября. (ТАСС). 29 ок-
тября’ в ‘Стокгольм из’ Финляндии прибыл
видный финский общественный деятель
Маури Рюзмя, который был недавно осво-
божден из тюрьмы, где просидел три года.

В беседе с сотрудником газеты «Дагенс
нюхетер» Рюэмя заявил:
«Демократия существует в Финляндии

пока еще только на словах. Нредстоит сде-
лать ещё многое, прежде чем народ дейст-
вительно будет иметь демократические пра-
ва. Финские рабочие настроены в настоя-
щее время оптимистически. Они полны эн-
тузиазма. В широких массах Таннер почти
не имеет опоры. Коммунистическая партия
желает, прежде всего, сотрудничать с де-
мократическими партиями. Выборы в сейм
состоятся, по всей вероятности, в начале
января. Новое общество «Финляндия — Со-
ветский Союз» опирается на широкий фронт
представителей различных слоев’ населения.
В него вступают тысячи человек. По всей
стране создаются отделения общества. Но-
вое общество будет издавать вжекедельную
газету «Кансан саномат». В состав руковод-
ства общества «Финляндия — Советский
Союз» входит один из руководителей швед-
ской народной партии магистр -Тернгрен, а
также промьиленник Макс Сергериус и не-
которые представители экономчческих кру-
гов Финляндии, в том числе торговый со-
ветник Харима, директор Нюстен и др.
Общественность требует, чтобы Таннер,
Рюти и другие лица, вовлекшие Финляндию
в эти несчастные войны. были привлечены к

‚ НА. СОГЛАШЕНИ

СОФИЯ, 1 ноября. (ТАСС). Болгарское
телетрафное агентство передает, что бол-
гарские. газеты единодушно признают уме-
ренный характер условий перемирия, пред-
ложенных Болгарии союзниками,

Газета «Отечествен фронт» пишет: «Чи-
тая этот документ, поражаешься умерен-
ности условий. Следует констатировать
‘отсутствие всякого чувства мести по от-
ношению к Болгарии. От болгарского на-
рода требуют лишь исправить ошибка,
совершенные его прежеими преступными
руководителями. Перемирие в сущности
лншь утверждает уже существующее u0-
ложение дел, установленное болгарским

‚народюм по. собственной инициативе. Со-

юзники проявили терпимость и умеренность
и не руководствовались чувством мести.
Нам теперь следует лойяльно. выполнить
условия перемирия, чтобы заслужить дли-
тельный справедливый мир».
«Подиисакное в Москве перемирие, —
пиннет газета «Изгрев»,— является тяже-
лым приговором, вынесенным антинацио-
нальной гитлеровской Болгарии. В то же,

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как уже
нами сообщалось, 28 октября в Лондоне
открылся ХУП с’езд английской коммуни-.
стической партии. С’езд продолжался три

ответственности. Сделано пока ещё мало —
полагают, что общество во главе CO своим
‚почетным председателем Паасикиви будет
‚иметь крупное значение в установлении дру-
жественных отношений с Россией», .

Военные действия
в Западной Европе

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). В_сообще-
вии патаба верховного командования эк<-
педиционных сил союзников говорится: =

«В течение всего дня 31 октября происхо-
Жили тяжелые бои на железнодорожной
ветке, связывающей Зейд-Бевеланд с
островом Валыхерен. В районе‘между Ауден-
бос и Бреда войска союзников вышли к вод-
ному рубежу и форсировали реку север-
нее Ауденбос и в районе магистрали, веду-
щей к Дордрехту, северо-западнее Бреды.
К северо-востоку от Аустергаута войска
союзников продолжали продвигаться. К се-
веру от Капелле союзники вышли к реке
Маас. Заняты Раамедонк, Спранг и Вааль-
вейк. Войска союзников достигли окраин
Васпика. В юго-восточной Голландии про-
исходили тяжелые бои в окрестностях Лье-
селя. Противник выбит из города».

жж

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). В сообще-
ний штаба вооруженных сил союзников на
средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что в адриатическом сек-
торе фронта части 8-й армии расширили и
укрепили свой плацдарм на реке Ронко и
очистили от противника город Мелдолу (на
западном берегу Ронко). К югу от Болоньи
американские части 5-й армии отбили ряд
ожесточенных атак противника с большими
для него потерями.

В Греции английские патрули вышли к
Салоникам. Продолжаются операции войск
хоюзников севернее города Козани. \

—O—
К правительственному

кризису в Румынии

БУХАРЕСТ, 28 октября. (ТАСС). На-
ционал-царанисты прилагают все усилия к
тому, чтобы задержать ликвидацию непо-
мерно ` затянувшегося правительственного
кризиса и сорвать создание правительства
демократической коалиции. .

Газета «Скынтейя» пишет: «Прошло свы-
ше двух месяцев со времени смены режима
в Румынии. Два месяца народ ждёт реши:
тельных мер ‘против преступников войны и
их пособников. Народ ждёт преобразований
и действительного улучшения своей жизни.
Обстановка с 23 августа изменилась очень
мало. Демократический режим, несмотря на
‘требования народа, еще не установлен. Ве
дение войны саботируется; транспорт и
снабжение армии в плохом состоянии.

Кризис правительства длится около ме-
’сяца, и его разрешение встретило большие
трудности. В течение всего месяца продол
жались переговоры между делегациями на-
ционально-демократического фронта, с одной”
стороны, и нациснал-царанистской и либе
ральной партии — с другой. `Национально
демократический фронт в интересах всего
народа и будущего страны требует созда-
ния правительства демократической коали-
ции. Национал-царанисты беспрерывно со-
здают новые и новые затруднения, затяги-
вающие разрешение  правительственного

кризиса».

дня. Присутствовало 754 делегата, из них
149 женшин, многочисленные гости и пред-
ставители печати.

Открывая с’езд, секретарь исполнитель-
ного комитета партии Галлахер в своей эе-
чи заявил, что с‘езд «открывается в момент,
когда конец войны в Европе уже недалек»
и что «вся Европа скоро. будет покрыта
сетью демократических правительств, в Ко-
торых будут широко представлены борцы
подпольных движений. Рабочий класс в ря-
де стран сейчас более сплочен, чем когда
бы то ни было раньше, и социалисты и ком-
мунисты представлены в новых правитель-
ствах». «Нам нужно, — продолжал Гал-
лахер, — поставить единство между союз-
никами выше. всех других соображений, ес-
ли мы хотим положить конец военной чу-
ме на многие поколения. Этого единства
можно наилучшим образом достигнуть, ес-
ли мы внутри каждой союзной страны обес-
печим об’единение прогрессивных сил во-
круг единого рабочего движения».

«Мы, — сказал Галлахер, — обращаемся
< призывом ко всему, что есть лучшего -и
прогрессивного в нашем народе, бороться
за то, чтобы за великими победами, достиг-
нутыми нами в войне, последовали еше бо-
лее славные победы в деле мира, победы,
которые выдвинут нашу страну в первые

С’езд английской коммунистической партии

ОТКЛИКИ БОЛГАРСКОЙ ПЕЧАТИ

Е О ПЕРЕМИРИИ

‚время перемирие открывает для свободной
обновленной Болгарии доступ в общество
демократии и свободы». .

«Примем условия перемирия, — пишет `
газета «Камбана»—с искренним жела-
нием лойялыно выполнить наши обяза-
тельства. Вдохковляемые желанием слу-
жить. нашему народу, который столько
страдал, братскими чувствами по отноше-
Вию к нашим балканским соседям и верой
в справедливость великих держав, мы
ждем, что наши укилия, проливаемая нз-
ми кровь и наша воля добиться торже-
ства принципов демократии и мира прине-
сут нашей стране справедливый мир».

Газета «Заря» пишет: «В Москве союз-
ники правильно оценили перемену, проис-
щедшую в Болгарии. Они призеали уси-
лия, приложенные Болгарией для того,
чтобы вступить на путь братского сотруд-
ничества © великим русским народюм и
искреннего сотрудничества с народами
великих демократических держав. Для
болгарюкого народа это доверие является
победой».

ряды прогрессивного человечества, победы,
окончательным плодом которых будет все-
мирный союз народов».

С’езд заслушал политический отчет ге-
нерального секретаря партии Гарри Поллит-
та. 30 октября с’езд обсудил и принял ряд
резолюций, в том числе резолюцию о пере-
воде промышленности © военного на мирное
положение, о политике заработной ‘платы,
о порядке демобилизации и условиях для
военнослужащих — мужчин и женщин, о
передаче в собственность государства ос-
новных экономических оесурсов страны. В
резолюции по последнему вопросу, внесен-
ной заместителем председателя’ партии
Пальм Даттом, говорится о необходимости
передачи в собственность государства зем-
ли; банков, угля, энергетических ресурсов,
транспорта и производства стали. Датт зая-
зил, что такова программа, которую может
поддерживать об’единенное оабочее движе-
ние и все прогрессивные круги на предстоя-
щих всеобщих выборах. Была принята ре-
золюция, требующая национализации уголь-
ной промышленности. В резолюции говорит-
ся, что в этой отрасли промышленности
‚надлежит применять более эффективные
методы производства.

С’езд принял также резолюцию об’ Испа-
наи. Резолюция требует оказать испан-
скому народу помощь в деле восстановле-
ния своболной и демократической Испании.

На c’e3ze был избран исполнительный
комитет партии. :

Обеуждение в палате общин законопроекта

‚0 предлении полномочий парламента

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, выступая в пре-
ниях по заявлению Черчилля, лидер лейбо-
ристской партии Гринвуд заявил, что ничто
не сможет отвлечь лейбористскую партию
от самого активного участия в победонос-
вом завершении войны. Гринвуд заявил:

«Каково бы’ ни было политическое поло-
жение, в том случае, если всеобщие выбо-
ры будут проведены до окончания войны с
Японией, мы будем поддерживать новое
правительство в доведении войны с Япони-
ей до победного конца. Мы никогда не раз-
деляли эту войну на две части. Мы оас-
сматриваем ее как единое целое. Подходя
втюлне об’ективно, я считаю, что эта коа-
лиция в целом действовала весьма успеш-
но, о чем свидетельствует военное положе-
ние в настоящее воемя. Я`не думаю, чтобы
какой-либо ответственный деятель в палате
общин желал, чтобы коалиционное прави-
тельство распалось прежде, чем Германия

будет окончательно разгромлена. Это не
обязательно означает, что в палате общин
не будет никаких расхождений во мнени-
ях». :
Либерал Перси Гаррис заявил: «Что ка-
сается либеральной партии, то мы будем
  продолжать оказывать национальному пра-
вительству лойяльную поддержку до кон-
ца войны с Германией».
_ Консервативный член парламента Григг
высказал надежду, что до окончания войны
с Германией дух единства не будет силь-
во ослаблен, 2 a :
M внутренних en 4 “3
ней безопасности лейборист Гербер
рисон, отвечая выступившим в прениях, вы-
сказал предположение, что внесенный за-
конопроект будет последним законопроек-
том о продлении полномочий / павламента
данного созыва. : eR. ;
‚Законопроект был заслушан во втором
чтении без голосования. :

трен-

Аресты немецких
промышленников

СТОКГОЛЬМ, 1 ноября. (ТАСС). Берн-
ский корреспондент газеты «Свенска даг-
бладет» передаёт сообщение газеты «Ла
Сюисс», в котором говорится:

«В отношениях между немецкими про-
мышленниками и государственным руко-
водством наступил серьезный` кризис в свя-
зи с созданием «фольксштурма». (Как из-
вестно, по приказу Гитлера в «фолькс-
штурм» мобилизуется все мужское населе-
ние Германии в возрасте от 16 до 60 лет).
Арестован ряд видных немецких промыш-
ленников. 5 арестованных промышленников
обратились-к властям с заявлением от име-
ин сотен владельцев предприятий. В этом
заявлении они требовали изменения закона
© «фольксштурме», так как предыдущими
мобилизациями рабочая сила в Германии
уже сокрашена до опасного предела».

УХУ

Международный обзор

Красная Армия попрежнему наносит уда-
ры по немецким захватчикам на севере и на
юге огромного советско-германского фрон-
та. Разорвав пепь гитлеровских укреплений
в Восточной Пруссии и вступив на немец-
‚кую землю, советские войска пробили тем
самым громадную брешь в обороне гитле-
ровской Германии. ведь немцы не раз
широковещательно об’являли, что Красную
Армию они «ни за что не пустят» в преде-
лы этой «крепости»` Ныне наступили для
гитлеровцев дни жестокого похмелья. Все
чаще приходится им вспоминать старинную
поговорку: «Посеявший ветер  пожнет
бурю».

Немецко-фашистские главари ныне не
пытаются уже скрыть свою все растущую
тревогу и растерянность в связи с перене-
сением военных действий на немецкую тер-
риторию. Гитлеровский лейб-орган «Фель-
кишер беобахтер» пишет: «Нет никакого
сомнения в серьезности положения. Против-
ник наступает теперь со всех сторон и бу-
дет усиливать свой нажим». Другая фаши:
стская газета ‹Ангрифф», видимо, ‘заранее
готовя немцев к дальнейшим неприятным
«сюрпризам» на Востоке, горько сетует на
«перерасход в области германских резер-
вов». Не может быть и речи, продолжает
эта газета, что немецкая армия сможет
вести на германской земле маневренную
войну в крупных масштабах. «Ангрифф» пре-
дусмотрительно умалчивает о том, что ли-
ила немцев этой возможности Красная
Армия, которая очистила от гитлеровцев
‘огромные пространства и обескровила гер-
манскую армию. Отныне немцам уже не до
«сокращения линии фронта» и прочих «ма-
невров в крупных масштабах»: война идет
сегодня на германской земле,

Немцы цепляются за свои позиции в Вос-
точной Пруссии с яростью обреченных. Нет
„никакого сомнения, что они и впредь будут
‘прилагать отчаянные усилия к тому, чтобы
преградить путь нашему наступлению. Од-

нако, события этой войны убедительно по-
казали, что не существует таких гитлеров-
ских укреплений — таких «валов» и «барье-
ров», которые Красная Армия не смогла бы
преодолеть. о о

За последнее время мир стал свидетелем
важнейших военных событий, происхо-
дящих на крайнем северном участке

советско-германского фронта. Ocso6o-
жденный на-днях Красной Армией Кир-
кенес недаром был окрещен 3a грани-
цей «Гибралтаром немцев в Заполярье».
Киркенес являлся в руках у немцев важ-
нейшей воевной базой, которую ови на
протяжении четырех лет непрерывно укреп-
ляли. Используя свои военно-морские и воз-
душные базы в Киркенесе, гитлеровцы пы-
тались на важнейших северных коммуни-
кациях нарушить связь между Советским
Союзом и союзными странами. В результа-
те вступления Красной Армии на террито-
рию Норвегии угроза нависла над всем се-
верным флангом германской армии.

Следует отметить, что немецкое коман-
дование возлагало большие надежды на
свои войска в Норвегии. Этим войскам
предназначалось сыграть важнейшую роль
в тот момент, когда Гитлеру понадоби-
лось бы отвести удары союзного оружия,
направленные на северо-запад и север Гер-
мании. Выход Красной Армии с северо-
востока в тыл немецким дивизиям, находя-
шимся на Атлантическом побережье Нор-
вегии, не может не отразиться на общей
уязвимости немецкой обороны на северо-
западных рубежах Германии.

Вчера войска Карельского фронта, во
взаимодействии с соединениями и кораб-
лями Северного флота, завершили полное
освобождение Печенгской  (Петсамской)
области от гитлеровских захватчиков.

Сокрушительные удары советских войск
обрушиваются также на немцев и венгров
в Юго-Восточной Европе и на Балканах. В
Чехословакии Красная Армия освободила на

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 137. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ;

трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д 3-37-43;

68354.

отдел крестьянской молодёжи—

Пребывание советской
профсоюзной делегации в Италии

РИМ, 31 октября. (ТАСС). Советская
профсоюзная делегация посетила 97 oxra-
бря Палермо. 28 октября делегация выеха-
ла из Палермо на ‘остров Сардинию, где
она посетила Кальяри, Карбонара и Игле-
зиас. 30 октября делегаты вылетели на
самолете из Кальяри в Рим. В ‘течение
25 дней своей поездки делегаты выстулали
примерно на 70 митингах и присутствовали
на 20 с лишним профсоюзных собраниях.

—OoO—

Прибытие Идена в Рим

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, теперь бтало из-
вестно, что 30 октября английский министр

хвостранных дел Иден прибыл в Рим.

минувшей неделе Ужгород. С радостью от-
метил советский народ тот факт, что в опе-
ративной сводке Советского Информбюро
за 31 октября впервые упоминалось новое
направление нашего наступления — Буда-
пештское. Красная Армия продолжает pe-
сти успешные бои с гитлеровскими войска-
ми в междуречье Тиссы и Дуная. Она ка_
ходится на пути к венгерской столице —
Будапешту. + а

Важных успехов добилась `в последние
дни и Народно-освободительная армия
Югославии, занявшая город и порт Сплит. С
занятием  Сплита в руках войск маршала
Тито оказывается значительная часть Адри-
атического побережья Югославии, протя-
женностью более двухсот километров — от
Херцегнови до Шибеника.

Плохо приходится немцам на Востоке. Не
лучше обстоит у них дело и на Западе, где
союзники продолжают усиливать свой на-
жим на гитлеровскую оборону. Действия
21-й армейской групты союзников направ-
лены здесь на. то, чтобы очистить от нем-
цев путь через каналы Шельды в райо-
не крупного бельгийского порта Антверпе-
на. Англичане значительно расширили в за-
падном направлении также свой «выступ»
в Голландии. Дальнейшее расширение этого
«выступа» чревато для немцев немалой
опасностью, — в особенности для тех, ко-
торые еще удерживают свои позиции на
сстровах в дельтах рек Шельды, Маака и
Рейна. Одновременно усиливают свои уда-
ры по гитлеровским опорным пунктам на
германской территории и американские вой-
ска, действующие в районе Аахена.

# + &

На-днях в советской печати был опубли-
кован текст Соглашения о перемирии, за-
ключенного между Правительствами Совет-
ского Союза, Соединенного Королевства и
Соединенных Штатов Америки, с одной сто-
роны, и Правительством Болгарии — с дру-
гой.

Уже третий раз подписывают Союзные
державы в Москве перемирие со странами,
входившими в состав гитлеровского блока.

Выступление Рузвельта

1время выборов 7 ноября до 21 часа, т. е.

на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 31 октября. (ТАСС). \ От-
вечая на вопросы представителей печати
на пресс-конференции, Рузвельт заявил, что’
генерал Стилуэлл отозван из’ Китая по
просьбе Чан Кай-ши. Рузвельт указал, что
некоторое время назад между Стилуэллом
и Чан Кай-ши возникли разногласия по ря-
ду вопросов. Чан: Кай-ши обрагился с
просьбой заменить Стилуэлла на посту на-
чальника штаба, и Соединённые Штаты со-
гласились на это. Далее Рузвельт сообщил,
что посол США в Китае Гаусс инфорйиро-
вал государственный департамент о своем
«намерении уйти`в отставку.

Отвечая на просьбу об’яснить, почему
нужно было отозвать Стилуэлла, Рузвельт
заявил, что не следует придавать этому
политического значения. Рузвельт дал вы-
<сокую оценку работе Стилуэлла в Китае.
Президент повторил, что отозвание Сти-
луэлла является вопросом личного порядка.

Рузвельта спросили, получил ли он ка-
кие-либо сведения о том, почему Совет-
ский Союз решил отказаться от участия в
конференции по вопросам гражданской
авиации. Президент посоветовал koppec-
понденту, задавшему, этот опрос, обра-
титься в государственный департамент;
Рузвельт отметил, что ему известно лишь
то, о чем сообщалось в газетах.

Рузвельт отказался ответить на вопрос о
том, намерен ли он отправиться в Австра-
лию после выборов.

о

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 1:ноября. (ТАСС). В опубли-
кованном 1 ноября сообщении верховного
штаба  Народно-освободительной армии
Югославии говорится, что в Далмации юго-
славские части продолжают вести насту-
пательные операции. Части Народно-осво-
бодительной армии освободили Вргорац,
 Клобук и Любушки и соединились на Не-
ретве`с частями, которые продвигаются из
Герцеговины к Мостару. В секторе Невеси-
не продолжаются ожесточенные бои. В Бо-
ка Котарска заняты сильно: укрепленные
пункты Оштра, Понта, Превлака и Кобила. В
секторе Подгорицы продолжаются ожесто-
ченные бои с немецкими войсками, отступаю-
щими из Албании. Югославские части отби-
ли несколько немецких контратак и пред-
отвратили попытку немцев пробиться к Це-
тинье,

В долине реки Босна, в секторе Киселяк—
Зеница, в течение нескольких дней ведутся
тяжелые бои с крупными частями немцев,
которые пытаются пробиться к Травнику.

—O—

матерью Анной Ивановной у’ самолета.

ГОРОД Н., Т ноября. (Наш спец.

корр.) Сегодня на авиационном заводе,
где директором инженер-полковник тов.
Журавлев, состоялась торжественная
передача самолета дважды Герою Совет-
ского Союза гвардии майору А. В. Але-
люхину. :
- Замечательно, что самолет, врученный
гвардии майору А. В. Алелюхину, по-
строен на средства, собранные работни-
ками треста № 41 Народного комиссари-
ата авиационной промышленности—того
самого треста, на одном из заводов ко-
торого работал до войны славный бое-
вой летчик.

Увлекшись планеризмом, слесарь
Алексей Алелюхин поступил затем в
летную школу ‘аэроклуба Октябрьского
района города Москвы.

Война застала его девятнадцатилет-
ним младшим лейтенантом одной из
авиационных частей Красной Армии. За
годы войны в боях под Одессой, Сева-
стополем, Мелитополем и’ Херсоном
Алексей Алелюхин сбил 31 немецкий са-
молет лично и 6 самолетов’ в групповых

Открылся главный читальный
зал Государственной публичной
библиотеки им. Салтыкова-

Щедрин
ПЕРЕД ВЫБОРАМИ В США а
НЬЮ-ЙОРК, 1 ‘ноября. (ТАСС). Как ЛЕНИНГРАД, 1 ноября. (ТАСС). Се-
передает агентство Ассошиэйтед Пресс,   годия, после трехлетнего перерыва, от-

чрезвычайная сессия законодательного со-
брания штата Нью-Иорк приняла законо-
проект о продлении времени голосования во

крылея восстановленный Главный читаль-
ный зал Государственной публичной би-
блиотеки имени Салтыкова-Шедрина.
Этот зал известен многим поколениям
русской интеллигенщии. Здесь создавал

на 2 часа. Собрание приняло также \законо-
проект о продлении на три дня крайнего

—— НОВЫЙ САМОЛЕТ

т снимке: дважды Герой. Советского Союза гвардии майор АЛЕЛЮХИН со вов

Mop-.

Прогрессивные организации

возможность голосовать.

‚что всего’ в ‘штате

число  зарегистрировавшихся

От’езд из Москвы
Представителя Верховного
Номандующего Союзников

в Средиземноморском районе
генерал-лейтенанта Д. Гаммелля

1 воября из Москвы выехал участвовав-
ший в переговорах по заключению Согла-
шения о перемирии с Болгарией Представи-
тель Верховного Вомандующего Союзников в
Средиземномореком районе’ генерал-лейте-
нант Д. Гаммелль. С генерал-лейтенантом
Д. Гаммеллем выехал быв. Глава Британ-
ской. Военной Миссии в СССР генерал-лей-
тенант М. Баррос.

От’езжающих на аэродроме провожали
`Начальник Отдела Внешних Сношений НЕО
генерал-майор М П. Кутузов и представи-
тель Протокольного Отдела НКИД CCCP
Н. Н, Янкевич, а также Глава Военной Мис-
сии США генерал-майор Д. Дин, и. 0. главы
Британской Военной Миссии контр-адмирал
3. Арчер, Глава Франпузской Военной Мис-
сии дивизионный генерал 9. Пети, Военный
атташе при Посольстве Китайской Респуб-
лики генерал-майор Го Дэ-чуан, члены Бри-
танской Военной Миссии и Посольства Ве-
ликобритании. т

Заключение перемирия с Болгарией еще раз
продемонстрировало перед всем миром со-
гласованность политики трех великих дер-
жав — Советского Союза, Англии и США,
их крепнущее боевое содружество в общей
борьбе против. гитлеровской: Германии и ее
сообщников в Европе.

роль в замыслах гитлеровских захватчиков.
Болгарский плацдарм имел для немцев ог-
ромное значение в деле осуществления их
стратегических планюв на Балканах и в
районе Черного моря. Отсюда, из Болгарии,

ринулись в свое время гитлеровские пол-
зища на Грецию и Югославию, Черномор-
ское побережье Болгарии на протяжении
трех с лишним лет использовалось немцами
для их военных авантюр в Крыму и на Се-
верном Кавказе. В болгарских портах Варне
и Бургасе нашли себе приют немецкие воен-
ные корабли. Широко использовали гитле-
ровцы Болгарию и в качестве продоволь-
стьенного резервуара: нескончаемыми вере-
ницами тянулись отсюда в Германию эше
лоны с хлебом. мясом, фруктами. Немцы
ограбили страну, они обоекли болгарский.
народ на голодное существование.

На протяжении трех лет гитлеровская
агентура в Болгарии прилагала все усилия
к тому, чтобы втянуть болгарский нарол
в войну против Советского Союза. Однако,
несмотря на. все старания правящей клики,
этого ей не удалось сделать. Симпатии
болгарского народа всегда были на стороне
его великого славянского собрата — рус-
ского народа, освободившего Болгарию
пять веков назад от иноземного владыче-
тва. Вот почему преступная клика’ гитле
ровских агентов, находившаяся у власти
в Болгарии, не решалась открыто об’явить
войну Советскому Союзу. :

Однако преступные болгарские правите-
ли, прикрываясь лицемерным флагом «ней
тралитета», проводили в угоду Гитлеру
  враждебную Советскому Союзу‘ политику.
Поддерживая формально дипломатические
отношения с CCCP, болгарские холопы
Гитлера на деле оказывали немцам. всяче
скую помощь. Они предоставили немецким

справочный — Д 3-30-56: секретариат —

c Д 3-36-89
Д 3-38-38 и Д 3-34-23;

отдел литературы и искусства—Л 3-51-ч4;
стенографии —Д 1-04-76 и Д 3-35-00.

и ДЗ 31-79; отдел пропаганды и агитации ee

Типография газеты

«Правда» имени Сталина.

срока приема от.солдат их избирательных
  бюллетеней. Е

энергично
настаивали на обоих этих мероприятиях,
чтобы дать наибольшему числу избирателей

Вчера власти штата Нью-Йорк об’явили,
зарегистрировалось
(включая солдат, просивших о присылке
избирательных бюллетеней) 7 млн. 268 тысяч
избирателей, а перед выборами 1940 года
избирателей
составляло лишь 6 млн. 969 тысяч человек.

Болгария всегда играла первостепенную

Д 3-37-22; комсомольской жизни —
отдел информации—Д 3-38-49; военный отдел — д 3-36 24;

свою книгу «Развитие капитализма в Рос-
сии» В. И. Ленин. Тут работали великие
ученые и общественкые деятели Сеченов,
Тимирязев, Павлов, Черньшевокий, Добро-
любов ‘и другие.

Во время блокады Ленинграда в здание
книгохранилища попало несколько снаря-
дов, близко рвались авиабомбы, но бя-
блиотека не прерывала работы: выдача
юниг производилась в бомбоубежище.

На торжестве открытия зала с докла-
дом о работе крупнейшего русского кни-
гохранилища, в котором насчитывается 9 с
половиной миллионов томов, выступила ди-
ректор публичной библиотеки тов. Егорен-
кова. Работников библиотеки приветство-
вали старейшие читатели — проф. Твердо-
хлебов, посещающий библиотеку 45 лет,
проф. Поварнин, состоящий здесь читате-
лем на протяжении 57 лет, и другие.

—O—-
- ПАМЯТИ Н, Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
т na, ee

гримечательностей Саратова — всегда при-
влекал к себе много посетителей. Сейчас,
когда Советская страна отмечает 55-летие
со дня смерти великого патриота и револю-
ционера, дом, в котором родился и провёл
юношеские годы Николай Гаврилович
Чернышевский, ежедневно посещают сотни
экскурсантов. ^

Состоялось торжественное заседание уче
ного совета дома-музея Чернышевского, на
котором был заслушан доклад доцента
Ефремова. Работники дома-музея провели в
последние дни много лекций и бесед о Чер-
нышевском в школах и в высших учебных
заведениях Саратова. В 9-й женской школе
с докладом «Чернышевский — великий рус-
ский патриот» выступила внучка Николая
Гавриловича — Н. М. Чернышевская.

войскам убежище на болгарской земле по-
сле того, как эти войска были разгромле-
ны Красной Армией в Румынии. Болгар-
ские правители отдали в рабпоряжение
немцев железные дороги и прочие
коммуникации страны для переброски гит-
леровских резервов на советско-германский
фронт.

Махинации болгарских правителей приве
ли к тому, что 5 сентября этого года Со-
ветское правительство оказалось вынуж-
денным об’явить о состоянии войны с Бол.
гарией. Вся ответственность за это падает
на преступных правителей Болгарии, являв-
шихся прямыми немецкими агентами в стра-
не. Красная Армия перешла румыно-бол-
гарскую границу и начала громить немцев
на болгарской земле, повела борьбу за пол-
ное очищение страны`эт гитлеровских банд.

Настал час освобождения Болгарии.
В ночь с 8 на 9 сентября болгарский нарол
свергнул власть преступной клики. Было
создано новое правительство, кото не
медленно обратилось к Советскому Союзу,
Антлии и Соединенным Штатам с просьбой
о перемирии. Правительство «Отечествен-
ного фронта» приняло предварительные
условия Союзных правительств, которые
требовали эвакуации всех болгарских войск
и чиновнчков с греческой и югославской
территорий.

Ныне Союзные державы подписали Со-
глашение о перемирии © Болгарией. При
этом Союзные державы учли как факт по
ражения Болгарии, так и тот факт, что она
об’явила гитлеровской Германии войну и
начала против нее военные действия на тер-
ритории Югославии, рука об руку с со.
ветскими войсками и Народно-освободи-
тельной армией Югославии.

Советский народ с удовлетворением вос-
  принял весть о перемирии с Болгарией.
  Отныне перед. болгарским народом открыг
широкий путь для дружбы и сотрудниче-
ства с Советским Союзом и другими демо-

кратическими державами — путь, отвеча
ющий кровным интересам болгар,
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

сс сои

he

Фото Б. КУДОЯРОВА.

боях, за что ‘ему дважды присвоено зва.
ние Героя Советского Союза, Он награх.
ден 11 орденами и медалями.

На торжестве передачи самолета — за.
мечательного истребителя новейшей кон.
струкции Лавочкина — присутствовали
также представители завода, на котором
когда-то работал славный советский асс,

Торжество передачи самолета откры.
лось речью управляющего трестом № 41.

‚ вручившего дважды Герою Советском
Союза гвардии майору Алексею Алелю-
хину формуляр на новый самолет,

Принимая формуляр, славный летчик.
истребитель поклялся, что на этой пре.
красной боевой машине он будет гро.
мить врага с еще большим  усердиех
и ожесточением.

Короткую, взволнованную речь пронз-

несла мать героя Анна Ивановна Але.
люхина.

Затем с дружескими напутствиями
летчику выступили стахановец завода,
где работал Алексей Алелюхин, - тов,
Дубровский, конструктор Н-ского авиа»)
ционного завода тов. Житков и другие,

—ЗЕМЛЯКУ —

я

и

Алтайские бокситы

БАРНАУЛ, 1 ноября. (Наш xopp), 3
горах Алтая найдены месторождения бх.
ситовых руд. С лета 1942 года поискам
бокситов, расположенных по Саланрекому
кряжу, занималась специальная экспедиции
«Союзалюминразведки» Наркомцветмем
СССР. Поисковую партию возглавлял инж.
нер-геолог Петр Трохачев. Тогда были 5.
Наружены первые месторождения боксите,
Поиски. бокситов продолжались в 1%}
году и весной этого года.

Настойчивая работа советских reozom
увенчалась успехом. В Залесовоком райов
Алтайского края на речке Заломке найден
бокситы, содержащие высокий процент
алюминия.

В ближайшее время начнется разрабуна
бокситовых руд.
—о—-

Молодые художники
Хохломы

К северу ог города Горького; в масиявх
лесного Заволжья, в Ковернинском и (№
MOBCKOM районах, крестьяне исстари зане
маются художественной росписью, так назы.
ваемой хохломской ‘окраской, Хохломкя
окраска поячучила свое название от ем
Хохломы. Но неё Хохлома является родня
этой прекрасной традиции народного тр
чества. Хохлома в старое время была лять
скупочным центром изделий крестьяв-куст
рей, проживавших в окрестных деревнях, Ко:
лыбелью хохломского искусства нужно с
тать знаменитое село Бездели (от слова без
делица), ныне переименованное в Нозо-№
кровское Кювернинского района.

И в наше время работают молоды
мастера хохломской росписи, От отцов &
дедов переняли они особые способ
обработки материала; Здесь вешь сназам
сушат, потом покрывают поры особой гл
ной, затем снова сушат, несколько раз ®
крывают олифой и специальным алюмння
вым порошком, расписывают масляной кри
кой, покрывают лаком и, наконец, окон
тельно обжигают в печи. Краски приоб
тают изумительные тона, новерхность д
рева получает металлический блеск, с
дается полная иллюзия золота.

В дни войны, продолжая совершенстя
вать свою технику и мастерство, в сея
Ковернинского и Семеновского районов п
явились новые отличные мастера. Ната
Чикалова на областной выставке получи
деплом первой степени. Искусными худож
ницами показали себя Александра Савя
ва, Антонина Тюкалова и Елена Сышком.
В семеновской артели «Экспорт» обями
конкурс на лучшие изделия ив дерева, ка!

я

ня и кости, В конкурсе наряду со старым \

мастерами пранимают участие молодые 1°

a

дожники. Е

В. БОРОВОЙ,
—о—-

ОТКРЫТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА.

$ Открылся сезон Ленинградской ot
лармонии. Впервые после трехлетнего и
сутствия выступил заслуженный KOCK
республики — симфонический оркестр. ©
исполнил Государственный гимн Советский
Союза, 5-ю симфонию Чайковското, при
ведения Мусоргского и Глинки. pani
вал заслуженный артист РОФОР Е, Мрави’
ский.

В филармонии состоятся авторские Bett
ра композиторов Прокофьева, Шоставови®
Хачатуряна. Готовится специальный в!
церт из симфонических произведений лени!
градских композиторов, написанных 1
во время войны. Филармония возобновий
абонементы симфонических концертов.
молодежи.

Одесский тватр имени Ленинский
комсомола вернулся из эвакуации и HA
работу в городе Первомайске. Новые пт
новки театра, — «Миссия мистера Переляй
в страну большевиков» Корнейчува и <
щатый яр» Дмитерко.

Открылся зимний сезон в Киеве

государственном. академическом ордена «*\

нина театре оперы и балета.

Творческий коллектив театра поки
зрителям оперу «Наймичка», написан!
композитором Берикивским по мотивам №
ноименной поэмы Тараса Шевченко.

Главные роли исполняют народные
тисты Союза ССР Литвиненко-Вольгехи !
Патаржинский.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

писем — Д 3-30-69;

Д 3-31-39: отдел рабочей

молодёжи — Д 3-31-96; отдел =
иллюстрации — Д 3-30-22; ’ бюро Е
a
tq. Ne 670.

Ay

il a ra aaa, et