Военные действия

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). В сообщении
штаба верховного командования экспедипи-
онных сил союзников говорится:

«Союзные войска высадили утром 1 но-
ября десанты на острове Вальхерен и доби-
лись значительных успехов. Создано два
прочных плацдарма. Несколько миль побе-
режья и значительная часть города Флис-
синген находятся в руках союзников.

В Флиссингене ударные отряды назем-
ных войск союзников высадились под при-
крытием огня < южного берега устья Шель-
ды. Английская морская пехота под при-
крытием` огня’ с английских / кораблей
«Уорслайт», «Эребус» и «Робертс» и при
поддержке лёгких военно-морских сил ов-
ладела плацдармом у Западной Капелле.
Перед высадкой десанта лёгкие бомбарди-
ровщики совершали в ночь на 1 ноября на-
леты на артиллерийские позиции и опорные
пункты противника на острове Вальхерен.
Днём 1 ноября истребители-бомбардиров-
щики возобновили налёты на артиллерий-

в Западной Европе.

ские позиции и опорные пункты и наносили
удары по вражеским войскам на марше.
Враг не оказал в воздухе никакого сопро-
тивления, и все самолёты союзников бла-
гополучно вернулись на свои базы. У 3a-
падного конца дамбы Бевеланд—Вальхерен
продолжаются ожесточённые бои. Союзные
  войска ведут бои в Кнокке на Шельде.
Слейс и Западная Капелле очищены от
врага. В районе переправ союзников на реке
Марк происходили ожесточённые бои. Не-
сколько восточнее союзники расширили
свой плацдарм на южном берегу Маас в
районе Капелле. Союзные войска снова про
двинулись восточнее и юго-восточнее
Льесель. :

Севернее Нанси войска союзников выби-
ли неприятеля из Летрикура и Абоккура.
Союзные силы продвинулись юго-восточнее
Люневиля и освободили деревни Бюривиль,
Абленвиль и Азерайль. Существенные ус-
пехи достигнуты также в лесистой местно-
сти юго-восточнее Рамбервилье».

На средиземноморском театре военных действий
Английские войска вступили в Салоники

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). В сообще-
нии штаба вооружённых сил союзников. на
средиземноморском театре ‘военных дей-
ствий говорится, что 1 ноября английские
войска вступили в Салоники. Английские
патрули ведут бои с противником севернее
города. При своём отступлении из Салоник
немцы использовали в качестве транспорта
также пожарные машины.

В Италии индийские ‘части 8-й армии,
наступающие на север между реками Рабби
и Ронко, значительно продвинулись и вы`
шли к предмостному укреплению, установ-
ленному другими частями 8-й армии на реке
Ронко, вблизи города Мельдолы. Южнее
Болоньи американские части очистили от
противника деревню Казетта (в 87 милях
от Болоньи).

— Выступление в Стомольме Сундетрема и Рюзэмя

СТОКГОЛЬМ, 2 ноября. (ТАСС). 30 ок-
тября в стокгольмском Народном доме со-
стоялся митинг, на котором выступили де-
путаты финского сейма Сундстрем и Рюэмя.
Зал был переполнен. Известный обществен-
ный деятель Швеции Брантинг сказал в
своей речи, что «пока еще у финской демо-
кратии есть трудности  в виде остатков
нацизма и Таннера, который препятствует
единству финского рабочего класса. Но
Таннер должен понять, что он является
представителем не будущего, а мрачного

>.

“ Рюзмя выразил благодарность Красной

Армии, которая спасла Финляндию от
нацистского варварства.

С докладом выступил Сундстрем. Он 06-
рисовал политику финской реакции и ска-
зал в заключение: «Финляндия больше не
будет оплотом реакции против СССР. Если
бы Красная Армия захотела сокруптить нас,
то она могла бы это сделать в 1940 г., а
также тенерь. Но она этого не сделала.
Советский Союз дважды дал Финляндии
сзободу — в 1917 г. и теперь. В эпоху не-
нависти победоносная армия преподнесла
подарок побежденным. Финский народ не
забудет этого». :

отклики парижеких газет Ha решение французекого правительства
о разоружении патриотической милиции

ПАРИЖ, 1 ноября. (ТАСС). Газета «Ре-
зистанс» отмечает, что во Франции продол-
жает существовать фашистская опасность и
что решение правительства о разоружения
патриотической милиций является’ несвое-
временным. «Те, кто боролся в подполье с
опасностью для жизни, —пишет газета,—те,
кто героически участвовал в освобождении
Франции, заботились только о благе стра-
ны. Они мечтали лишь о величии родины.
То, что у них отнимают средства действия,
кажется преждевременным, даже опасным.
Ожидалкя не роспуск патриотической ми-
линии, а статут, устанавливающий ее за-
конное сотрудничество с правительством».

По мнению газеты «Либерасьон», об’яв-
ление решения правительства о патриотиче-
ской милиции было намеренно задержано:
«Очевидно,— пишет газета, — что желали
избегнуть того, чтобы это мероприятие бы-
ло комментировано воскресными утренними
газетами, и желали, чтобы органы сопротив-
ления, в частности Национальный совет со-
противления, не имели времени на обсужде-
ние и не смогли быстро сделать известным
их мнение об этом мероприятии, которое,
судя по стилю сообщения, имело опреде-
ленно агрессивный оттенок». ;

В газете «Фрон насьональ» помещена ста-
тья Дебю-Бриделя, который пишет: «Мы
питаем доверие к правительству сопротив-
ления. Мы меньше доверяем его админи-
страции, его помощникам, так как чистка
едва вамечается и проводится часто вопре-
ки здравому смыслу и вопреки строгому
правосудию. Всем известно, что во всех
министерствах слишком многочисленные

ЗАЯВЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАЦИОНАЛЬНОГО

_ ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Как пере-
дабт агентство Рейтер, парижское радис
передало заявление ‘члена Национального
совета сопротивления Эмануэля д’Астье,
который призвал к сохранению патриотиче-
ских военизированных сил.

‚ «Сейчас, — сказал он, — не время для
демобилизации этих сил, их следует ‘пере
дать под’ контроль Национального совета
сопротивления или Комитета освобоэкдения
и определить их конкретные задачи в вели-
кой борьбе за возрождение Франции, кото-
рая начинается сегодня». Отметив, что
Национальный совет сопротивления яв-
ляется высшим представительным органом

ставленники Виши, люди преданные Лава-
лю, еще находятся на руководящих постах.
Пока это будет продолжаться, дело‘ воз-
рождения, которого желает страна, будет
неизбежно саботироваться».

Газета «Фрон насьональ» сообщает, что
военная комиссия организации «Фрон насьо-
наль» заканчивает работу, целью которой
является подтверждение законного характера
милиции, созданной Национальным советом
сопротивления с марта 1944 г. Распоряже-
ния, данные Национальным советом. сопро-
тивления. пишет газета, имели силу на пе-
риод оккупации. ;

Теперь, когда Франция освобождена, нуж-
‘ны изменения в духе взаимного доверия.
Речь идет не о прерогативах правительст-
ва, Ню демократическим установлениям все
еще угрожает опасность, поэтому важно,
чтобы патриоты были’ бдительны и воору-
жены. Французские внутренние вооружен-
ные силы могут дать 500 тысяч обученных
солдат после 6 недель подготовки.

Та же газета пишет,, что «трофсоюзное
об’единение металлистов Парижского ок-
руга, насчитывающее 150 тысяч членов, ре-
шительно восстает против последнего реше-
ния совета министров о роспуске патриоти-
ческой гвардии. Коммюнике этой организа-
ции подчеркивает, что эта мера принимает-.
ся тогда, когда внутренний враг является
более чем когда-либо деятельным. Оно за-
являет, что принять такое решение без
консультации с Национальным советом со-
противления, который был решающим эле-
ментом освобождения, значит действовать
против общих интересов страны».

СОРЕТА СОПРОТИВЛЕНИЯ Д”АСТЬЕ

каких-либо правительственных полномочий
и какой-либо доли исполнительной власти.
Сна является бесспорной моральной силой,
и трудно себе представить, чтобы какое-
либо правительство могло мыслить себе
работу без поддержки совета или его реко-
‘мендаций».

Резолюция Парижского комитета
освобождения l

ПАРИЖ, 1 ноября. (ТАСС). Агентство
АФТ передает: «Парижский комитет осво-
бождения вынес резолюцию, в которой под-
тверждается полная поддержка, оказывае-
мая им Национальному совету сопротивле-

Выстулления членог сос

делегации на пресс-конференции в Лондоне

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). На специ-
альной пресс-конференции, организованной
31 октября в здании Транспорт-Хаус, чле-
пы советской профсоюзной делегации рас-
сказали о своих впечатлениях от поездки в
Англию. Конференцию открыл представи-
тсль генсовета британских тред-юняонов
Делл.

Председатель советской профсоюзной де-
легащии тов. В. В. Кузнецов заявил, что
делегащия прибыла в Англию около 5 не-
дель тому назад по приглашению генсовета
тред-юнионов. Говоря о заседаниях антло-
советского профсоюзного комитета, т. Куз-
нецов сказал, что они проходили в друже-
ственной обстановке и что все вопросы,
стоявшие на повестке дня комитета, были
разрешены положительно и позднее одоб-
рены Конгрессом, Тов. Кузнецов отметил
большую работу, проделанную Конгрессом
тред-юнионов, и указал, что советская де-
легация < болышим вниманием следила за
этой работой. Касаясь поездки по промыш
ленным предприятиям, т. Кузнецов сказал,
что маршрут этой поездки был составлен
так, что дал делегации возможность бегло
ознакомиться со всеми отраслями английской
промышленности. :

Общее впечатление делегации т. Кузнецов
выразил следующими словами: «Как мы за-
метили, каждый в Англии вполне уверен в
том, что победа обеспечена. Однако нам хо-
телось бы, чтобы люди понимали, что война
еше не окончена и что нужно делать всё
возможное, чтобы обеспечить победу в воз-
можно. более короткий срок. Мы должны от-
метить, что рабочий класс Англии делает
все, что в его силах, и стремится делать еще
больше, чтобы выиграть войну и установить
мир, который позволит ему жить лучше, чем
он жил раньше. Имеются вке данные для

того, чтобы дружба между рабочим классом
Англии и рабочим классом Советакого Со-
юза, укрепившаяся во время войны, окрепла
ещё болыше после войны».

Тов. Кузнецюв выразил надежду на то, что
генсовет сделает все от него вависящее
для усиления этой дружбы. Ссылаясь на
приём делегации премьер-министром У. Чер-
чиллем, В. В. Кузнецов сказал, что бритач-
ское правительство делает многое для YK-
репления дружбы между двумя великими
народами.

Делегатам было задано несколько вопро-
сов. На вопрос, каковы её впечатления о
работе женщин в промышленности Англии,
т. Шульга ответила, что женщины в Англии
делают поистине большую работу.

На вопрос о’том, что делегаты могли бы
сказать о работе угольных шахт, ответил
член делегации т. Савков. Он сказал, что

посетил только одну шахту и Поэтому че

может сделать каких-либо заключений о
работе угольной промышленности. Что ка-
сается данной шахты, то это было очень
хорошее механизированное предприятие.

Пребывание советской

профсоюзной делегации в Англии

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Вечером
31 октября в английском министерстве
труда и национальной повинности был
устроен прием в честь советской профсоюз-
ной делегации. На приеме присутствовали
все члены делегации, английский министр
труда и национальной повинности Бевин,
заместитель английского министра иностран-
ных дел Холл, посол СОСР в Англии Ф. Т.
Гусев, советники посольства Саксин и Ку-
кин, генеральный секретарь Конгресса тред-
юнионов Ситрин и члены Генсовета Конгрес-
са тред-юнионов.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 2 ноября. (ТАСС). Верховный
штаб Народно-освободительной «армии со-
общает, что в Восточной Боснии в ожесто-
ченных боях в секторе Биелина—Яня-Звор-
ник взято в плен 700 солдат и офицеров
немецкой СС’овской дивизии.

В Санджаке отражена попытка немецкой
колонны переправиться через реку Лим
близ Приеполе. Немцы потеряли 300 солдат
и офицеров убитыми и утонувшими в реке.
Вторая вражеская колонна; поддержанная
артиллерией и танками, пробилась от Прие-
поле в Бистрицу. Немцы отправляют с аэро-
дрома в Сенице высших офицеров и штаб-
ные документы.

В Метохии югославские части освободили
Дечани, р

В Лалмащии части Народно-освободи-
тельной армии ведут бои по уничтожению
окруженных немецких гарнизонов в Томи-.
слав Граде и Пссушье. Противник несет
большие потери. В долине реки Крка юго-
славские части освободили Скрадин и окру-
жили немецкие части в Шибенике. Севернее
окружена вражеская группировка в районе
Прниш—Книн—Врлика. Продолжая наступ-
ление в направлении Задар, части Народно-
освободительной армии освободили Био-
град и создали кольцо вокруг Задара.

—_—O—.

`Заявление Стеттиниуса
об Аргентине

ВАШИНГТОН, 1 ноября. (ТАСС). Отве-
чая на вопросы представителей печати, за-
меститель государственного секретаря
США Стеттиниус подчеркнул, что в. связи
с просьбой аргентинского правительства о
созыве совещания министров иностранных
tek американских стран правительство
СТИА не примет никакого решения до тех
пор, пока все американские реслублики не
рассмотрят эту просьбу и не обменяются
взглядами.

о

Ответ Лоу на запрос еб Албании

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, государственный
министр Ричард Лоу, отвечая на вопрос
о послевознном переустройстве Албании,
заявил, что английское правительство по-
прежнему придерживается взгляда, что
албанский народ должее сам рентить во-

прое о будущем правительстве своей
страны. *
о -

Прибытие в Бельгию английской
комиссии по расследованию
_ щемецких зверств
в оккупированных странах

« ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС): Как пере-
дает брюссельский корреспондент агентства
Рейтер, в Бельгию прибыла английская пар-
ламентская комиссия, созданная для рас-
‹ледования немецких зверств в оккупиро-
ванных странах. Делегаты встретились с
членом бельгийской палаты представителей
Фишером, который во время немецкой окку-

Встреча Идена с итальянским
премьер-министром
дает агентство Рейтер, английское посоль-
ство в Риме сообщило, что Иден встре-
тился с итальянским  премьер-министром,
заместителем министра иностранных дел
и вновь назкаченным итальянским прел-
ставителем в Лондоне.
—O—
Суд над гитлеровскими агентами
в Люблине

ЛЮБЛИН, 31 октября. (ТАСС). Специ-
альный суд по делам немецко-фашистских
наемников и предателей народа, созданный
на основании декрета Польского Комитета
Нацеонального Освобождения от 12 сентяб-
ря 1944 года, начал рассмотрение дел поль-
ских гитлеровцев, предателей польского на-
рода. В ближайшее время специальный суд
в Люблине и выездные сессии суда рас-
смотрят 50 дел, в том числе дела 6 /пре-
ступников, служивших в немецком лагере
смерти в Майданеке.

Сегодня перед судом предстал гитлеров-
ский наемник Мусельский. С января 1943
года по июль 1944 года этот предатель на-
рода служил у немцев в качестве началь-
ника пересыльного концлагеря в Люблине.
Как видно из обвинительного заключения и
показаний многочисленных — свидетелей,
Мусельский, подписавший во время немец-
кой оккупации заявление о том, что он яв-
ляется немцем, чинил в лагере зверские
расправы над заключенными, избивал жен-
шин и детей, предавал поляков, пытавших-
ся скрыться от преследований немецких
оккупантов. Припертый к стене свидетель-
скими показаниями, гитлеровец Мусель-
ский сознается в своих гнусных преступле-
ниях, издевательствах над польским насе-
лением, которое угонялось из пересыльного
лагеря на принудительные работы в Гер-
манию.

Прокурор д-р Савицкий в обвинительной

речи отметил. что польский народ ждал су-
да над ненавистными предателями народа.
Польский Комитет  Национального Обво-
бождения, издавигий декрет о специальных
судах, выразил волю народа.
жертв немецких преступников и их наемни-
ков будут отомщены. Гитлеровская зараза,
предатели народа, говорит прокурор, долж-
ны быть уничтожены. В новой демократи-
ческой Польше Мусельским и ему подоб-
ным предателям народа нет места. Проку-
рор потребовал вынесения Мусельскому
смертного приговора. <

Специальный суд именем Польской рес-
публики приговорил предателя Мусельского
к смертной казни. Жители Люблина, пере-
полнившие зал, где происходило судебное
заседание, и собравшиеся на улице перед
зданием суда с удовлетворением встретили

етской профсоюзной Показ художе

Миллионы,

железнодорожных

Азербайджанской ССР
нальный танец.

Пятый день продолжается всесоюзный
показ художественной самодеятельности
ремесленных, железнодорожных училищ
и школ ФЗО.

Пятый вечер переполнен москвичами
зал филиала Большого театра. Снова и
снова мелькают на сцене яркие наряды

жанцев, звенят молодые голоса певцов и
проносятся в вихре пляски юные танцоры.
Каждое новое выступление так же вол-
нует их, как и первое появление перед
тысячной толпой зрителей.

«К этому нельзя привыкнуть», — гово-
рит о концертах маленькая черноглазая
девочка из грузинского ансамбля. И ей
нельзя не верить: ведь ежедневно новые
и новые сотни внимательных глаз
устремляются на сцену. Тут уж дело
чести каждого юного артиста — не уда-
рить лицом в грязь, прославить перед
москвичами родной город и свое учили-
Ще —

И они поддерживают эту честь!

К каждому  выстунлению-концерту
юноши и девушки готовятся так тща-
‚тельно, что почти весь день уходит на
репетиции. Забыты даже чудесные про-
гулки и экскурсии по Москве, А как ими
увлекались в первые дни приезда! Перед
ребятами—гостями из Киевщины,. Бело-
руссии, с Урала, Кавказа и из далекой
Бурят-Монголии Москва предстала, как

ИИ

На снимках: 1. Учащиеся ремеслезчных, железнодорожных училищ и школ $3).
исполняют ‘Танец «Яллы».
железнодорожных училищ и школ ФЗО Башкирской АССР исполняют наци»

украинцев и башкир, узбеков и азербайл-.

ственной самодеятельности ремесленииу
училищ

ФЗо

и школ

дих

А >

Sc uaase ane

2. Учащиеся ремесленных,
Фото. Л. БОРДУКОВА,

чудесная волшебная сказка, — скольо
неизвестного, нового и увлекательно
танла она... Парки, театры, музея, ко
пертные залы, исторические улицы т
площади — все это манило. к себе люб
знательных подростков.

Маленькие ученики школ ФЗО сн.
лоточками на фуражках, девушки в стро
гих черных шинелях, с блестящими бук:
вами «РУ» на пряжках, подолгу прост.
ивали на Красной площади перед ну.
морным мавзолеем, медленно обходии
древние стены Кремля, оживленно де
лились впечатлениями на выставке тре
фейного немецкого оружия, рассматуи
вая © интересом разбитые немецкие тан
ки и пушки./Ведь это советские  оруди
сделанные: руками русских мастер
превратили в груды лома всех этих ав
гров» и «пантер»!

Ребята побывали в Планетарии, в 1}
зее Ленина, в Третьяковской галлерее
на выставке «Комсомол в Отечественной
войне». Юные артисты посещали мосхов
ские театры, просмотрели большинсть
столичных спектаклей.

Восхищение и радость. их были бе
предельны. «Вот она какая, Москва»

И с еще большим усердием принии
лись молодые исполнители готовяться к
первому концерту. Триумф со tu
вполне заслужен.

В, ДМИТРИЕВА.

20-летие города Свердловска

СВЕРДЛОВСК, 2 ноября. (ТАСС). 20 лет

назад—3 ноября 1924 года — старый Ека-
теринбурт был переименован в тород Сверд-
ловек. Трудяниеея торода широко отмеча-
ют славную дату. На заводах, в вузах и уч-
реждениях проходят собрания, беседы. Аги-
таторы рассказывают об итогах двух деся-
тилетий.

20 лет назад в городе не было водопрово-
да и трамвая. 06’ем промышленной продук-
ции составлял 17 миллионов. рублей в год.
Теперь Сверяловек стал крупнейшим про-
мышленным и культурным центром страны.
Сейчас здесь работают 12 высших учебных

демии наук СССР, 4 театра. Создан бля
геологический музей.

Преобразилось тородекое хозяйствн-
щены трамвай, троллейбус, проложи и!
провод, построены сотни прекрасных хи
Сейчас здесь работают 30 больнип, 7) i
латорий, сотни детеких учреждений.

С первых лней войны Свердловск та
гучим арсеналом страны. За короткяй 0
он сумел поставить свои заводы ва зе
рельсы, принял и пустил десятки пред!
тий, эвакуировавшихся: с запада. Ежи
город отправляет на запад эшелолы pe
оружия для фронта.

Трудящиеся Свердловска, выполняя №

борющегося народа, д’Астье сказал: «Эта   ния и которая выражает этому последнему   пации находился в известном концентраци- Tees м заведений, в том числе университет, инду-   ву уральцев Сталину, полны реллимияяе
организация постоянно заявляла, что она   доверие с тем, чтобы он быстро выработал   онном лагере гестапо в Бреедонке, где мно- о рассмотрение дела Ми- стриальный и горный институты. В городе   больше увеличить поток оружия для (7
pert сотрудничать с правительством.   совместно с правительством проект статута   го бельгийских патриотов было расстреляно   Терской — таиного агента гестапо в Люб-  насчитывается 32 техникума, 27 научно-   чтобы Красная Армия смогла быстрее пи
на никогда и не помышляла требовать патриотических вооруженных сил». ‘или замучено. лине. неследовательских институтов, филиал Ака-   тожить фашистского зверя в его бер20т
ХХ УХ ХХХ АЧХ ХУ ХХХ ХХХ ХХХ ХУ УХУ IT

А. ВЕЛИЧКО.

i o
2. Разгневанный «бог войны»”

«Получил я твое письмо, Павел, сразу же
после боя: еще жерло моей самоходной пуш-
ки не успело остыть. Я начал было читать,
провел рукавом по горячему и потному лбу
раз, друтой.. Но если бы я сделал это и
сотню раз подряд; не.понял бы я в тот мо-
мент твоего письма, Павел, вернее — не смог.
бы перенестись мысленно из раскаленного
пекла боя в тот тихий вечер на берегу
Клязьмы, что был три с лишним года зазадл
и о котором ты мне напомнил.

Я спрятал письмо в левый карман гимна-
стерки и прилег на траву. Вечернее небо еще
содрогалось от орудийных залпов, но она,
отдаляясь, становились все глуше. Глуше
билось и-серлце. Я закрыл глава, но очи еще
продолжали видеть бой: черный смерч, пол-
нявшийся от последнего разбитого нами дзо-
та, падающие на землю камни и бревна, баг-
ровые сполохи огня... Так прошло еще не-
сколько минут, и я заснул...

Ну, а сейчас утро, Павел. Не совсем, ко-
зечно, безмятежное, но свежее, ясное утро.
Водитель, как доктор, обходит -с масленкой
в руках машину, оботукивает ее и выслуши-
вает. А я сижу около только что выстиран-
ной рубашки, разложенной на траве, загораго,
покуриваю и, вбт видишь, пишу. На фронте
редко находишь время для того, чтобы по-

философствовать. А сейчас такое ‘удобное
стечение обстоятельств: «доктор технических
наук» —так ведь вы прозвали меня в шко-

* Продолжение. См. начало в «Комсо-
мольской правде» от 28 октября с. г.

ле? — отлыхает на лужайке, попыхивает па-
пироской и взволнованно перечитывает твое
письмо, погрузившись в раздумье.

Так, говоришь, все шумит наш добрый
старый вяз на высокой прибрежной круче?
Все ждет нак? И Клязьма все та же — ©по-
койная, чистая, ясная?.. Да, далеко я теперь
от ее берегов, все дальше от нее бушует
ураган войны, но чем далынше уходим мы,
тем скорее вернемся к ее берегам.

Признаюсь, бывали дни и недели, когда я
был очень далек от вас, друзья мои. Ни
мысль, ни чувства не могли перенести меня
к родным берегам. Пыль и гарь дорог от-
ступления, по которым мы шли первое время,

ложились на самое сердне. Тяжелыми от них‘

становиликь веки и застывало лицо, как мас-
ка. Жил я только одним чувством — нена-
вистью. Больше, казалось, серлие ничего не
могло вместить. Могли ли меня радовать
цветы на лужайке, если рядом с ними лежал
труп немца? Радовал труп. Побольше бы
их. Никогда не был так суров мир для
меня, как в те дни, и никогда я сам не был
так суров. Ж чему мне были все эти березки,
сосенки, ручейки и одуванчики, если по этой
вот лужайке может пройти с видом хозяина
и победителя немец?

И вот в эти дни тяжелых испытаний Ро-
дина возвышала меня, подымала мой дух,
укрепляла мои силы.

Особенно остро я почувствовал теплое
дыхание Родины в один из далеких, но пз-
мятных дней первых месяцев войны. Был я

О мии

АДРЕС РЕДАКЦИИ:

58365.

Москва, 137. Улица «Правды», д.
трудовых ‚резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёии—Д 3-37-43;

тогда заряжающим`в расчете протизотанко-
вого орудия. С боями мы отошли на новый
рубеж и установили орудие в засаде. На-
водчикюм был славный, простой парнишка
Ефим Грошев. Где-то он сейчас? Давно я
потерял его из виду!.. Так вот, когда мы
начали оборудовать огневую позицию, он
сказал мне, кивнув головой в сторону, где
виднелось несколько изб в яру у речки:

— Моя деревенька. Чистые Ключи!.. Не
слыхал? Да где уж, разве мало их... А для
меня других таких нету. Самая это и есть
моя родина. Так-то, брат! Может, и: матушка
моя еще там живет... А?

Он с тоской оглянулся вокруг и начал за-
ботливо прикрызать свою пушку срубленны-
ми ветками.
` — Одна тыбу меня надежда! — пригова-
ривал он, обрашаясь к пушке, готовой к
бою. — Надежда ты моя, сестрица...

И вот начался бой. Клубы пыли на гори-
зонте, все нарастающий гул моторов и лязг
гусениц чудовищного стада немецких танков.
Вот уже можно различить устрашающую каб-
балистику на броне: кости и черепа, драко-
ны и змеи, буйволы и тигры... Тошнота под-
катывала к сердцу. Непреодолимое отвраще-
ние вызывал этот взбесившийся зверь, сидя-
щий за рычагами управления танка.

И вот, как сейчас, я вижу перед собой ли-
цо наводчика маленькой нашей противотан-
ковой пушки Ефима Грошева, положившего
руку на замок, словно успокаивая свою раз-
горяченную пушку, не давая ей разрядиться
гневной вспышкой выстрела.

— Подожди, сестрица, — сквозь зубы го-
ворил он, — еще немного, еще чуть-чуть по-
nou! \

Пилотка сорвана с его головы вихрем сра-
женья, тонкая струйка крови из-под прилий-
шего к виску вихра стекает по его щеке.
Остановившийся, немигающий, сузившийся
взгляд его видит только одлю: немецкий
танк, вырвавшийся из стада. Взрывая зем-
лю гусеницами, он мчится, как ьзбесившийся
буйвол (на нем и нарисован буйвол), на него,
прямо на него, только на него, на парая из

24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ ee и секретариат — Д 3-36-89
отдел крестьянской молодёжи-— Д 3-58-: и -34-23; отдел литературы и искусства—_—Д $-31-94; BHI a — 38-49: Be x .
; crengrpaben = Jt 1.0476 uy отдел информации—дД 3-38-49; военный отдел д 3-36 24;

О о Te
т

деревни Чистые Ключи... А он ждет. И
вдруг, жадно вдохнув в себя сухим ртом
воздух, он овет на себя рычаг, и пушка
вздрагивает от наконец-то прорвавшейся яро-
сти. Выстрел. Один, другой...

Я — заряжающий этой пушки. Я подаю
снаряды. Толыко подаю и заряжаю. Я по-
мошник этого парня. Я частица и этой пуш-
ки. Мы все — одно: огонь и сердие, сталь
и кровь. Все мы сейчас одно; выктрел! Раз-
ве это стреляет только Ефим Грошев? Это
стреляют Чистые Ключи и Москва, матушка
Ефима и конструктор пушки, литейщцик Маг-
нитки и сверловщик Путиловокого завода,
шахтер Донбасса и рудокойя Урала. Это ра-
зит врага народ.

Павел! Нужно ли пояснять тебе, почему я:
об этом сейчас тебе пингу? Всколыхнул ты
во мне все, что было пережито за это время,
и кажется мне, что я — тот юлоша, что был
три года назад, что я стою на выхоком род-
ном берегу и смотрю на путь, пройденный
мною. Спасибо тёбе, Павел, за это! Это так
нужно каждому из наз! Очень ведь это нуж-
но — продумать все, что пережито.

Ты яапомнил мне наши споры в тот про-
щальный вечер школьников на берегу Клязь-
мы о том, как надо жить. Сошлись мы тог-
да на одном: жить так, как живет народ,
жить нераздельно с ним и для него. Но
сколько страстных спорюв вызвали у нас
тогда мысли о том, в чем сила и величие на-
шей Родилы, которой мы решали посвятить
свою жизнь! Я невольно улыбаюсь сейчас,
вспоминая, какими мы были юнцами, вооб-
рзажая, что мы уже тогда поняли силу и ве-
личие нашей Родины. Аттестат зрелости нам
рано было тогда давать. А теперь можно.
Возмужав в боях, мы сдали зачеты на зре-
лость мысли, воли и чувств. И уже теперь
я смело могу сказать: я знаю, что такое Ро-
дина. Знаешь и ты, знаем и все мы. Мы по-
чувствовали ее всем сердцем в боях, когда,
как и наводчаку Ефиму Грошеву, она: дала
нам, казалось бы, сверхчеловеческую силу.

Ты назомнил в письме и мою ошибку в
том споре. Тогда я — «доктор технических
наук» — не понимал, что наша могучая тех-

н ДЗ 31-79; отдел пропаганды и агитации — Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 3-31-39; отдел

3-85-20.

ипография газеты «Правда» имени Сталина,

ника — это одно из проявлений могучего ду-
ха народа, что она сильна именно потому,
что создана она героическим народом и на-
ходится в его руках, что главная сила все-
таки зе в моторе, не в снарядах, не в броне,
а в человеке. 3

Помнишь ли ты, как в «Войне и мире»,
описывая ПШенграбенское сражение, Толстой
рассказывает о подвиге капитана Тушина,
отразившего огнем своей единственной,
оставшейся на позициях батарем наступле-
ние круплых сил французов? Обратил ли ты
внимание на то, что этот капитан в разгар
сражения почему-то с особой лаккой называл
свою самую большую пушку «Матвеевной»?
Не кажется ли тебе это имя бабушки совре-
менной артиллерии особенно значительным,
когда вспомаишь о ее внуках и внумках —
о наших «Катюнах», «Андрюшах» и «Марь-
Иваннах»? Откуда это очеловечивачие тех-
ники в бою, откуда кровное, душевное срод-
ство с ней? Я думаю, чго все оттуда же — от
подсознательного иногда понимания, что
грозяая наша техника проявляет наш могу-
чий, непреклонный дух.

Служу я, Павел. нашему «богу войны»
честно, на совесть. В меру сил помогаю, ему
обрушивать громы и молнии на голову немец-
кого поганого чудища. Сотни тысяч немец-
ких вояк навечно загнаны нашей артиллерией
в землю под Сталинградом, Орлом, Корсунь-
Шевченковским, на Харсонесском полуостро-
ве, под Тарнополем, за Витебском, Бобруй-
ском, Минском, в Польше и Румынии. Поис-
тине грозен народ на в гневе своем!

Я заканчиваю свое письмо, Павел. Думаю,
это оно отвечает на твой вопрос — что сде-
лал я для Родины и что сделала Родина для
меня. Человек я, как говорится, средний, ря-
довой, самый обыкновенный человек, и ты
сам это хорошо знаешь. Бывало, что и падал
я лухом, когда пыль и гарь, казалось, за-
стилали все вокруг. Но всегда теплое дыха-
ние Родины возвышало и вдохновляло меня.

Может, тебе покажется, что о себело я
рассказал ле так уж много? Больше рассу-
ждений, чем описания своей жизни и дея-
тельности, несомненно, богатой различными

писем — Д

3-30-69;

#

рабочей молодёжи — Д 3-31-96; отдел

приключениями? Но ты же знаеть ®
склонность к философствованию. А
дорвался! Но кому же излить свою Hf
как не тебе, дружише! .

Некоторые подробности о своей ms,
считаю все-таки не лишним сообщять by
я рядовым, сейчас — старший лейтезат
груди — орден @течественной войны 217
пени и две медали — «За отвапу? и 4319
рону Сталинграда». Немного глухова 1’)
боя, в котором подбил три земецких 12
В глазах нет прежнего выражения lack
теленка, чему рад. С виду даже суров, И
чего не поделаешь: война! А за всём 1

я все тот же, известный вам Володь”
прежнему люблю вкусненько покушать
таю о хорошю прожаренном бифштекс
ком. Копда часть отводят на отдых 8,
азартно гоняю мяч на футбольном поле.”
походная библиотечка состоат из д
технических книг. Хочу учиться, H MONE”
ри часто щекочет воображаемый запах №
коим я мысленно вычерчиваю фору
классной доске.

Так что аикакой романтической фи]
собой не представляю. Но вместе
не ситаю нужным излишние скромн
боях я чузствую себя большим,
значительным человеком. И ког’
хочут выстрелы моей пушки, я Ч)
себя громовержцем. 4 af

Итак, дружище, я иду в бой. Mol ®
тель уже опробовал моторы и поджа”,
ня. Сейчас мы вновь помчимся по 20°
войны. И когда из жерла моего ©
рвется яростное пламя выстрела и
на воздух еще один танк, еще одия р
даж, я с волнением буду сознавать, т
ждый мой выстрел — это еще один № ,
щий удар по’ врагу, который наноси ’
народ.

Передай привет доброму старом ®
Скажи нашей Клязьме, что, добиз нем?
вернемся к ее берегам и что все опять *
хорошо.

Твой Володя Ка?

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИ

иллюстрации — Д 3-30-22; бюро

Visa. Be 611