Кремль. Ноябрь 1944 гола.

Па московские камни ложится строгай
ноябрьский свет. Розовые стены Времля
задернуты голубым маревом осени. Все во-
круг кажется
р6 даже тени нрозрачны. На Враеной изо-
шали светло и тихо, как в доме пербд
большим праздником. :

На Красной площади неторопливо, по-
ломелинему, бьют часы Спасской балини, и
негромкий их бой слышен во всех уголках
мира: они оточитывают не только москов-
ское время, но и величавую поступь Bee-
мирной истории, И0б0 история с давних
времен в самые великие часы проходит по
Врасной площади. aad

Млого столетий назад здесь, в Этом мё-
сте, славянские племена, дотоле разобщен-
вые, разбросанные на просторах своей
страны, соединились в единый русский на-
род, подняв Москву как свою столицу. Н
с тех пор мир неотрывно емотрит сюда.

В те времена, когда величайшие миро-
вые события совершались в Азии, когда
`Золотая Орла сокрушала мирные очаги
‘трудолюбявых земледельцев, разрушая од-
-но за другим сокровища культурных наро-
дов Турана, Индии, Ирана и Хорезма,
злесъ, в Москве, ковали мечи и собирали
войска, чтобы содрушить ненавистнов иго
и возвратить порабоменным народам от-
нятую у них независлмость. И недаром

`Золотая @рла,  обескровленная борьбой 6
Москвой, бросала сюда лучших своях пол-
ководцев — Бегича и Мамая, Фохтамьиа
и Элигея. Й сам свладыка мира» Тимур
вел на Москву свою отборную коннину,
HO и ео истребили московские зазалы на
лесных завалах, и, едва достигнув Ельца,
Тимур, пытаясь сохранить остатки своей
силы, повернул назал. Московский меч
вырыл для этих вил, для этих бесчиелен-
ных воинств бесчисленные мотилы вокруг
Москвы, и народы, нокоренные татарами,
от Черного и Каспийского морей до Тихого
оксана, от Уральских гор до Персидекого
и Бенгальского заливов смогли сбросить
с себя надетые на них Чингисом и Тимуром
рабекие цепи. С тех пор прошло пятьсот
тет, нз в Еремле и доныне висят колокола,
`бившие в те дни в набат, звонившие в
честь великих русских побед, :

Левонские рыцари, накопив конья и
подмяв под себя наших балтийских брать-
ев, лвинулись на восток. на московские
земли, но Иван Грозный собрал здесь, на
Красной площади, московский ратный на-
род, двинул его на запад, и рыцари были
отброшены. С тех пор прошло четыреста
лет.

Польские паны во главе с немецкими
ставленниками вопреки воле своего наро-
Да двинулись па Москву в тяжелые годы

этлым, оттого что в нояб-

Сергей БОРОДИН.

oo ©

московской смуты. Руками предателей и
рейтаров, наемных немецких и швейцар-
ских пробессиональных банд они надея-
лись завладеть Москвой и вонзить нож в
сердце России. Но вся страна поднялаеь
на захватчиков, поднялся Минин в Ниж-
нем и Сусанин — в Костроме. И труп
самозванца, предателя родины, провезли на
свиньях через Красную площадь, зарядили
им пушку и выстрелили на запад, в ту
сторону, откуда ом посмел явиться на М-
скву. С тех пор прошло более трехсот лет.

Карл ХИ, удачливый вояка, которого вся
Европа того’ времени считала талантливей-
шим полководцем, сумел укрепить свою
власть над многими народами. Накопив В
завоеванных странах оружие и войска,
Карл длинной, окольной дорогой, через
Украину, двинулся на Москву. Он тоже
не дошел — Петр Великий не допустил его
в серлцу родной страны, разбил его луч-
шие войска под Полтавой. Разгром Карла
освободил исконные славянские города и
земли: Ревель и Ригу, Литву и Поль-
шу и отвел смертельную опасность от юж-

ных славян. С тех пор-прошло более двух-.

сот лет. ‘

- Опираясь на всю Европу, в зените сво-
ей славы и силы шел на Москву Наполеон.
Казалобь, кто мог устоять против великого
полководна, против его многочисленной и
закаленной армии?! Устояла Москва, на
спасение которой и смоленские, и калуж-
ские, и белевские, и десятки тысяч дру-
тих мужиков сошаиеь, вооруженные еди-
нодушным гневом против иноземного за-
воеватёля, И Красная площадь сльннала
цокот копыт наполеонова коня, когда «по
велитель мира» опрометью по метели мчал-
ся прочь от кремлевеких стен, раетеряв
всю свою армию. Й наролы Европы верну-
лись к своему мирному труду, опять 06во-
божденные мечом Москвы, С тех пор про-
шло более ста лет.

А сколько еще битв и походов прошу-
мело над русской землей! Сколько войск
прошло по этой вот просторной, ‘прекрае-
ной, по Красной площади! Шли в Севасто-
поль, шли на Балканы. Неели освобожде-
ние славянским братьям, несли победонос-
ные знамена, обзетренные в десятках по-
ходов, прострелбнные в сотнях битв, зна-
иена, видавиие Верлин и Париж, финские
скалы и сады Италии.

Мюжню ли назвать на русекой земле
хоть одно великое имя, хоть Одного велжи-
вого человека, кого не видела б Красная
площадь, чый глава не смотрели 6 Ha Bed~

ные купола Василия Блаженного, на ка-
монные завитки Опасской башни, на 30.10-
тые шлемы кремаевеких 60боров?

Здесь жил фемин. Здебь живет и pato-
тает Сталин... :

Народы общрной Россий 27 лет назад
соединились в нерушимый вечный союз.

_Оталинская дружба народов окрепла в
совоестной борьбе за победу ветикого дела
Ленина — Сталина, и прежнее различие
национальных культур стало богатством
совеётекого народа: дополняя друг друга,
они образовали елишую мощную советекую
Культуру. Москва — столица этой кулвту-
ры. Злевь, в Кремле, за общей работой
встречаются руеские и украянцы, беторус-
сы и грузины, латыши и узбеки, таляики
и армяне, эстонцы и литовцы, карелы й
якуты. Общие: заботы, общие чувства и
мысли день ото дня укрепляют великуто
nay братства народов вокруг Москвы.

Как и пятьсот, и чётыреста, и сто лег
назад, враг, опираясь на миллионы 10ко-
ренных людей, на богатства многих 3ав0е=
ванных и обманутых стран, на многочис-
ленную, обученную, опытную армию, слыв-
шую «нНенобёлимой», двинулся на Москву.

Москва пережила метели и морозы eypo-
вых военных зим, когда гул срудий доле-
тал до кремлевских башен, когда танки
уходили через Красную площадь на под-
московные рубежи. И танки, грохоча, про-
  носились по мозновсвим улицам, и кава-
лерия звенела подковами, и пехота шла
и шла, неслышно ступая пушистыми ва-
ленками. Й каждый, проходя Ефасную пло-
щадь, это единственное в мире место, ко-
торого не может миновать никто, хотя бы

мгновений, пе пути в подвигам и к жерт-
BaM,— каждый, из танка ли, с кавалерий-
кого ли седла, злевь мысленно произносил
вауую великую клятву. Он клялся в Вер-
ности сзоему народу, воздвигшему эти
кремлевекие стены, башни и купола и Ha
протяжении сотен лет сохранявшему их,
бившемуея за них, как за развернутое Ho-
верх родной земли великое знамя евобй

страны. 910 был ноябрь 1941 гола: Три
года прошло с тех пор.

Три гола назал злесь, на Кракной пло-
щадя, товарищ Сталин назвал имена вели-
ких людей нашего народа, создавших TO,
что враг покушалея уничтожить. И в 0т-

з мыслях своих, хотя бы на несколько.

вет на сора вожля вся мнопомиллионная
страна поклялась дорогими для каждого
именами сохразить и приумножить coRpO-
виа, созданные ими для нас.

Три года длится битва, Ннепрервная,
незатихающая, величайшая из всех когда-
либо случавиихся битв. От стен Времля,
тдё еше ржавеют вонзившиеся в землю
осколки вражеских 00м0, через холмы
Смоленщины, через тульские поля, через
леса Белоруссии и топи Полесья, через
степи и сады Украины до Валкан, до Кар-
ная, до черной прусской земли, оглашая
победными кликами берега Вислы и Тис-
сы, вверх пе Дунаю, на запад по суровому
берегу Баренцова моря, через всю свою
землю, освободив ев, идут темерь оевобо-
ждать всех, вто еще томитея в цепях вра-
га. Идут те; что прошли чёрез Красную
члошадь на запад три года назад, в тяже-
лую зиму 1941 годё. :

Й, как отблески этих побел, мелькают
на Врасной площади и под сводами Спас-
ской башни Флаги великих наций, наших
соратников в этой борьбе. Представители
их, виднейшие государственные деятели,
приезжают сюда, в Вреиль, чтобы обсудить
вопросы и планы, решающие судьбу врага,
определить сроки освобождения порабощен-
ных народов, :

Иремль, как и прежде, со всех коннов
мира прияимает послов: Проносятсй через
Красную площадь флаги посольских ма-
пзин. Франция! — если бы не было наших
побел, не поднятьёл бы и ее’флагу. Бель-

гия! == сверкнул е8 поднявшийся на дыбы.

лев. Югославия. Нолына. Чехословакия...

Этого не было 0, если б советские вой-
ска не сдёржали клятвы, данной на Крас-
ной площади ‘перед вечвым ‘Ленинским
мавзолеем.

..На кремлевские камни ложится етро-
гий ноябръский свет. На Красной пложали
чисто, как в доме перед великим праздни-
ком. i

Великий праздник близится.

Кав счастливы будут те, которые снова
пройдут по этой земле; вернувшиеь с запа-
да, окончив большую войну, неся на сво-
ях знамепах немеркнуший свет Победы и
Славы.

Они пройдут, сдержавшие клятву, вер-
ные Родине, отстоявшие заветы предков,
утверлившие миряую жизнь градущих
поколений. М в высоты мавзолея им улыб-
петея тот, чёй образ они уносили ¢ вобой,
Уходя на запад, Чья забота поддерживала
их в походах, чей разум дал им победу,
чье имя они называли, брогаяеь в бой.
On выйдет их встретить в этот великий
праздничный день, и Каждый захочет
крикнуть ему:

— С праздником, товарищ Сталин!

=>

К советско-пвейцарским отношениям

10 октября швейцарский посланаие в
послу в Великобритания памятную 3
в Правительству L
парией и СОСР. В эти пам
древние демократические тра
венно обауждать прошлые п

ческие и тортовые отношения © Советским

1 ноября. швейпараколму поеланниюу
ства СОСР на обращение
тельства говорится, что ото, рассмотрело
о ‘восстановлении  дипломатичес

Союзом, изложенные в памятной зааиеке
на древние демократические традидии Tleofinapun и

Совета откровенто обсуждать прошлые при,

памятная записка, ссылаясь на }
готовнобть Швейцарского Фодеральвюого

лемы, обходит молчанием вопрос о TO MOT

се эти годы Швейцарокое Правительство
я ; что В Течение млогих лет Швейцарекое: Пра.

Между тем, общеиззестен тот факт,

Швейцарокого Правительства.

Лондоне г. Поль Рюгер направил совете

аписку Швейцарското Празительства с`обращенты
СССР. о восстановлении дилломатических отношении мелду а,
яой записке Швейцарокое Правительство, свылальь в
циции Шаейцарии, заявляет о своей готовности отр,
роблемы a из’являет желание восстонозать диплом,

Союзом:

в Лондоне был передан ответ Правилет,
В orseré Copennoro Ipapy,
предложения Швейцарского Правительсты

ких. отношений ‘между Швейцарией и Conergy,

Швейцарекого Правительства. Убазаени

итической лишии, которой придержиезаок
по отношению к Советскому (оу

тельство, в нарушение своих старых демократических традиции, проводит вах. я.

дебную профашистскую политику мо отно
странами послеловатольно ведот борьбу Tom
в интересах миролюбивых народов.

Советское Правительство отказалось принять предлохети
ю вобетавовлений дипломатических и Других отнотр.
Шрейцарекое Правительство до сих пор ‘ни в gang
прежней враждебной Conerenomy Cozy полит,

сте с другими демократическими
титлеровекой Гермалии
— Исходя из. этото,
`° Швейцарского Пралительетва
ний со Швейцарией, поскольку
форме не отмежевалось. от с506й

menu к Советскому Союзу, который в /

ИНФОЗМЕЬЮРО НАРКОМИНДЕЛА Сбер.

—_ cl ОИ

Указ Президиума Верховного Совета СССР

6; наглаждения члена-коррес
Леонтьева Л, А,

пондента Академии наук (002
орденом Ленина

За успешную многолетнюю паучную и литератумво-публициетичесяую халат,
ность наградить чалена-Норреспонданта Ажадемии наук СОСР Леонтьева Льюа \брач

вича орденом Ленина.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М, КАЛИНИН,

Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 4 ноября 1944 г.

Награждение орденами и меда

За выдающиеся заслуги в. деле подготов-
кй специалистов для народного хозяйства й
но строитёльства Указом Прези-
диума Верховного Совета СОСР награждены:

орденом Ленина заместитель председателя.

Комитета по делам высшей школы при СНК
СССР доктор технических наук профессор
Московского Гидромелиоративного институ-
та И. И. Агроскин; профессор Ереванского
политехнического института имеяи Карла
Маркса доктор химических наук А. А. Ако-
пян, директор Грузинского индустриального
института ‘имени С. М. КИрова А; П. Бодж-
гуа; профессор Московского ордена Трудо-
вого Кравного Знамени высшего техническо-
го училища имени Н; Э. Ваумана Н. Г. Бруе-
вич; профессор Томского ордена Трудового
Краеного Знамени политехнического инсти-
тута имени С. М. Кирова доктор технических
наук И. Н. Бутаков; ректор Московекого
ордена \енина Росударетвенного универси-
тета имени М. В. Ломоносова профессор
И. С. Галкин; профессор Уральского индуст-
риального института имени С. М, Кирова
доктор технических наук А. Ф. Головия; док-
тор исторических наук ‘профессор Москоз-
ского ордена Ленина государственного уни+
вербитета имени М. В. Ломонобова В. А
Городцов; доктор исторических наук п с-
сор Тбилисского государственного учивер-
ситета имени И. В. Сталина С, Н. Джана:
шиа; доктоб геолого-минералогических наук
ректор Тбилисского государственного уни-
верситета имени И; В: Сталина профессор
А. И. Джанелидзе; член-корресполдент Ака:
демийи наук СССР профессор Воронежекого
государственного университета А. В. Думан-
ский; доктор сельбкохозяйственных наук
професеор Пушкинского сельскохозяйствен-
ного института М. И. Дьяков; доктор биоло-
гических наук профессор Московской ордё-
на Ленина бельскохозяйственной академии
имени К. А. Тимирязева П. М. Жуковский:
доктор технических наук профессор Ленин-
градского политехнического института имели
Калинена П Л. Калантаров uiten-
корреспондент Академии наук СССР профее=
сор Ленинградского политехнического ин-
ститута имени М. И. Калинина М. М. Кар-
наухов; доктор физико-математических наук
профессор Средне-Азиатского государствел-

Верховного Совета СССР ‘A, FOPKHH, .

лями работников высиней школы

ного университета Т. Н.Кары-Ниязов: пред
ратель Комитета по делам высшей пойы
СНК СССР С. В. Кафтанов; директор Урал.
ского индустриального института ден Se
С, М. Кирова А. С. Казко; профессор Мо. (
KOBCKoro ордена «Ленина государственно»
уливерситета имени М. В. Ломоносова ак.
демик А. Н. Колмогоров, заместитель пиу
седателя Комитета по делам высшей школи
при СНК СССР доктор технических ии
профессор Московского института xine.
ского машиностроения И. Н. Кузен
доктор физико-математических наух проф
сор Томского государственною универсяте,
та имени В. В. Куйбышева В. Д, Кузнец
доктор технических AayK профессор М.
ковского ордена Трудового Красного Знаь
ни высшего технического училища ней
Н. Э. Баумана И. И. Куколевский; долу
технических наук профессор Московскод
института  мёханизации и электрификща
сельского хозяйства имени В. М. Молоня
Н. И. Мерцалоз; професор Московекою с
дена Ленина Государственного университи
имени М. В. Ломоносова академик А,
Несмеянов; профессор Московского орден
енина Государственного унизерситета не
ни М. В. Ломоновова академик С, П. 05
ский; доктор физико-математических ми
професвор Средне-Азиатского государе»
ного университета В. И. Романовский, к.
меститель председателя Комитета по дан
высшей школы при СНК СССР А. Я. (иж
кий; доктор технических наук mpodecn
Московского ордена Трудового Кран»
Знамени высшего технического училина иж
ни Н. Э. Баумала Л. П: Смирнов; доктор №:
дицинских наук профессор Азербайджан
го медицинского института М. Топчибаше
член-корреспондент Академии наук (0
профевсор Казанского носударственяого
верситёта имёни В. И. Ульянова-Леля х
Н. Г. Чеботарев и другие.

орденом Трудового Крабного Знаии-
177 человек;

орденом Красной Звёзды —= 53 человехи,

орденом «Знак Почета» == 131 человек

медалью «За трудовую доблесть» —3) Ht
ловек; я

медалью «За трудовое отличие» — 31
ловека. (TACC).

о ОЗУ OST ХУ КК КАЛУ

== Письмо пошлешь?
— Нет. ‹
— Может быть, зайти в Москве к тво-
ей матери? Сказать, что ты жив и здоров?
Ведь, наверное, тебя считают погибшим.

— Считают, это я зн
дить ненужно.
— Но ведь как обрадовались бы moma...
Мой собеседник Хмурилея весе болёе не-
приязнаино. я ;
= WM этого я нё хбчу,-= оказал он He-
терлелизо.-—Я всё пбнимаю, ия HE х0-
чу, Чтобы 060 миа’ услышали сейчас. Да,
меня считают погибшим. Экачит, мою Рй*
бель уже оплакали и меня самого не то
что забыли. нет, я знаю, что 060 мне го-
рюют. особенно мама, но я хочу сказать,
что и это горе стало привычным, И вдруг
-Я дам о себе знать, оповешщу весь свет; что
я жаз, а через день. быть может, ча са-
MOM деле погибну. Что тогда? Всё-таки
нахожусь на чужбине, в тылу врага, ведь
всё возможно. И что же, придется матери
второй раз меня оплакивать? Нет уж. Да
я и сам как-то не привык к мысли, 4т9
Яя В самом деле спасся. Без. амени, без
связи © родиной, ежав зубы, воюю здесь,
на Карпатах, в Словакии, и буду воевать
BOT так же молча... Внрочем, спросите
командира, как я Воюю... А Уж вот, когда
‘победим, если обтануеь жиз, приду в свой
‘дом и скажу: «Принимай, мама, ты наз
прасно меня  похорогила...» Ну, а какбв
дворец? Налаты! И еще не то будет, как
застелим нары кукурузной соломой...
И партизан стал укреплять на само-
дельной печи жестяную трубу, составлев-
- ную из гофрирозанных футляров от не-
мецких противогазов. Делал он это умело
и, главное, с полной уверенностью, что
это нсе именно так делается и никак ина-
че. Партизаны-словаки © уважением емот-
рели на сзоего русского товарища. С уза-
жевием и с некоторым недоумением, с
Takis глубоким любопытством, как бы
желая прочихнуть в его душу и понять,
“KTO OH, STOT солдат, вдали от родины, без
всяких приказов и напоминаний бесстраша
но вооюнкий против ее врагов... Кто этот
человех, ожесточивиийся до крайнего пое-
`’’ дела, нё ‘ищущий даже’ моральной под-
’держки в виде письма матери, человек,
всецело отдавшийся борьбе? Кто он, из
49209$955252+$49-2045540454445$0440550051

о ЧОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр.

aio TOMHO, а захо-

УССК

было не беззаботнов, HO H He слишком

помогал больной матери. Было одно усло-

5 ноября 1944 г.

Сергей КРУШИНСКИЙ.

какого сделан материала, какой прошел
путь?‘
Il

Он вырос в Москве. Детотво У него

суровое. По вечерам, сделав уроки, он,
бывало, мыл пол в маленькой. квартире—

вие: чтобы об STOM He знали товарищи.
Увлекжникь коллекциями, менял оловянных
солдатиков на почтевые марки, марки на
книжхи, книжки на конфетные фаетикн,
фантики на моветы, монеты ча оловянных
солдатиков и, конечно, каждый обмен счи-

-тал невероятной. удачей. Мать удивля-

лась, что так быстро он вырастает из ко-

стюмчикюв, и особенно сильно удивилась,

котда он переоделся в военную шинель.
Это значило, что он стал взрослым.

И мать, и знакомые, и учителя, и пио-
нервожатые, и товарищи—вее радовались,

бывало, когда он Ноказывал себя смелым
и благородным. мальчиком, и огорчались,
‚ ковда он вел себя нехорошо.

Все стара-
лись внушить ему веру в коллектив, лю-
бозь к Родине, верность данному слбву,
упорство в преследовавши поставленной
цели, Но ‘22 июня 1941 года, в День; когда
началась война, еще никто не мог бы
сказать, насколько креики его жизненные
правила, устойчив характер; HOCTOHHUH
убеждения, каконец, сколь велики его фи:
зические и моральные силы. F
Нет; в этот день еще нельзя было прёд:
угадать его будущей судьбы. Кетати, в
силу некоторых случайных обстоятельств,
наш я: довольно смешно выглядел 22
июня. Он в Это Утро рыбачил на Москва
реке, озяб, а согравшись с восходом солн-
ца, заснул в прибрежных кустах и очнулся
уже после полудня на берегу сбвершеено
безлюдной реки. Не зная, что началась
война, он вновь закинул удочку и, повя-
зав гойозу Носовым платком, стал купать-
ся. Изредка одинокие прохожие появля-
лись на берегу. Они шли к поезду с оза-
боченным видом людей, опаздывающих Aa

‘работу. Так как был воскресный день, то

это удивило Николая, и ок окликнул зна-
комого дачника. Тот остановилея, но, уви:
дев беспечное лицо купальщика й плато:
чек На его голове, с сердцем отвёрнулея
й занагал дальше, бормоча себе под нос:
«Ну, и пень, ну, и дубина!

Когда, наконец, до Николая долетело
слово «война»; он выскочил на берег и
помчался в город, убиваясь по поводу т0-
го. что он на целых шесть, а то и на
восемь Часов может опоздать Ека моби-
лизащионный пункт.

р енто.

po TH

Теперь, но прошествии трех лет, Нико-
лай вспоминает с какой-то нежностью Я
трудный поход в октябрьекую гололедицу,
и встречи с крестьянами, бегушщими от нем:
ца, и дома придорожных сел с неугасаю-
щими окнами:.. . Г

Потом томлениё сердца в ожидании пер-
вого боя и разорванные картины самого
сражения, желание спросить опытных To-
варишей, был ли это настоящий, жесто.
кий бой, действительно ли велика ‘была
опаюность, бывает ли страшней или о
ужё прошел через самое страшное.

За первым == новые бом, ранение, гостя
таль в глухом эаволжеком городке. Здесь,
на свободе, Николай понял, что он уже
настоящий солдат, опаленный, как гово-
DHTCA; порохом в знающий, почем nyt
лиха.

После госпиталя он стал воевать об-
стоялельвей, не стыдилея укрываться от
бпасности, когда в рискё не было нужлы,
научился ценить те маленькие удоволь-
ствия, которых солдата не могут лишить
даже самые яростные атаки противника.
Окопавимись на поле боя, он зак тэивал, и
если новички спрашивали, неужели он во-
Bee не боится смерти, он отвечал, что
смерть скорей найдет того, кто перед ней
дрожат.

Эн говорил, что для него в жизни не
осталось ничего страшного. Он, как сол-
Датокий котелок, все Прошел, на всех от-
нях побывал. ` а :

А между тем самое трудное было еше
впереди. :

IV 2

То нозое, чего Николай не ждали ве
мог предвидеть, случилось весной 1943 ro-
да, на юге. Николай попал в Илен.

Это случилось ночью, во время развел.
Ки боем вражеских позиций. Наша’ часть
атаковала укреплённую высоту и заняла
ее, во вынуждена была оставить, так Как
несла слишком большие потери OF артил-
лерийского опня противника.

Перед самым отходом тяжелый снаряд
‚ раэбил блиндаж, в. котором. Укрывалея
Николай; Товарищи погибли под обломка-
ми, а он был только придавлен ‚осевшней
землей. Автомат вышибло из его рук. Над
его головой. искрилюсь ззездное небо. Оз
видел зеленые ракёты — сигнал отходить,
слышал, как командир роты, пробегая с
сержантом Семеновым, спросил, много ла
людей было в блинлаже. Семёнов, бвя-
зист, вышел #3 блиндажа пефвд самым
разрызом. Уходя, он сказал «прощайте»,
и все жалели его; уходящего ‘из укрытия
во время афтналета. А вот теперь. он пе.
речисляя погибших. Николай слышал, ках
была названа его фамилия —елышал и не
мог подать голоса, так как у него ещё
не прошла немота после контузии.

Как он ий рзался, земля неё отпускала
его.

ss

a ee i Rl

„.Пленных погнали через Умань, Вич-
ницу в Южную Германию. Зацвела и отцае-
ли сады, в степи распустились красные
маки, а они все шли и шли: Послё за-
точешия в глиняном карьере, куда плен-
никам бросали одму только пареную свех-
лу и где они пили воду из-под ног, Ни-
колай быстро ослабел на марше. Перел:
Рлазамн всё было тускло, как в поздняе
сумерки. И вев-таки сильнее всех физи:-
ческих мучений была для Hero вамая
мысль, что он плекник, что он встает И
ложится по сзистку своих врагов, что без
него где-то там кипит бой, без него то-
варищж совершают подвиги и погибаюг.
Где-то там бьют пушки, где-то в сердцах
людей кипит благородная ярость, а он в
это время покорно сидит на захламленном
дворе и ждет банки номоев.

Oy решил болыше не цепляться за
жизнь и лег в пыльную тразу у дорогч.
Он слышал, как рядом, шаркая ногами,
проходила колонна. Кто-то сказал: «Вше
одие. Э%-Х1» Какой-то конвойр мимоходбм
пул его в подбородок: Ждать оставалось
недолго. За колонной шел. патруль, ко-
торый расправлялея с отставшими.

М вдруг Николая подхватили под руки
и повели, кто-то созвал ему в руку сухарь.
Начиная с ‘этого дня его все время под-
кармливали. В колонне была организация,
которая спасала тёх, кому Грозила смерть
от истощения. Прижумал все это старши-
на, из учителей. Он сказал Николаю: «Мы
Должны дорожить жизнью. Хоть одному
43 ста, в конце концов, Удастся жё ба.
жать. Если это счастье выпадет на твою
долю; ты должен отомстить за всех»:

У >

Как только силы окрепли, Николай бе-
жал из. лагерей и две недели скрывался,
без куска хлеба: Ночью он шел на восток.
а днем спал где-нибудь в бурьянах, в
лесу или в цементной трубе под мостом.

Его поймали, пригнали в город Освень-
цим и заключили в огромный концентра-
ционный лагерь среди. болот. :

Здесь томилось ло ста тысяЧ людей
всех национальностей.

Николай видел дымящие трубы кремато-
PHA, зарезо огромных костров Ha пустыре.
В крематорий сжигали тела мужчин в
женщин, умерщвленных газом, а к кострам
везли на грузовиках детей и стариков.
Их живыми сбрасывали в огонь.

Николай неутомимо строил планы побе-
га. Но лагерь охранялея болыйим числом
часовых и сторожевых собак й, кроме того,
был огражден стеной, глубоко врытой в
землю. Приходилось рассчитывать только
на случайность.

Ему повезло. В канале весны он попал
на работы вне лагёря,

Партию пленных — до четырех тысяч
человек — ежедневно гоняли на огромный
пустырь разбирать вышедший из-под сне-

$

Лыьшь изредка на память приходили
тины былой жизни. Вспоминалось, Как

га металлический лом — разбитые <амо-
Леты. Наиболее ценные Части таскали к
железнодорожному  тупику.

Пленниюки прятались среди лома или за-
рывались в землю и, когда колонва ухо-
дила, убегали. Но однажды, недосчатав-
шись пленников в строю, немцы оставили
на ночь оцепление; беглецы были пойманы
и расстреляны.

Николай, уже подготовивмний к побегу

целую группу, решил все-таки we отклады-

вать свозго решения. Он сказал своим то-
варищам: «Мы будем прятаться здесь 10
тех пор, пока коменданту не Еалоест ка-
раулить пустырь».

Вобемнадцать пленников зарылись в зем-

лю в один дань. Товарищи хорбшю зама-
скировали их, оставив только отдушичы,
и землю вокруг полили’ бензином, кото-
рый нашелся в баке разбитого самолёта.
Запах бензина отбивает чутье У сторожз-
вых собак. *
Охрана стояла вокруг Нпустыря двоё су-
ток. Николай едва выжил. Нервное на-
пряжекие сменилось полным  отупением.
кар-
он
осенью 1941 года на рассвете уходил из
Москвы. Улица была пустынна. В воротах
большого каменного дома стояла его мать.
Не оглядываясь, Николай все-таки знал,
что она стоит там неподвижно, кутаясь в
белый платок, прислонясь к каменкой
стене, точно решила нё покидать 5того
места до его возвращения...

Именно в эти лва дня окончательно вло-
жился новый характер Николая. Считая,
что мать давно ужё иззещена 0 еРо fi-
бёли, он решил, вели Спасвтся, не давать
O себ=& вести до окончавмя войны.

Когда оцёпление было снято, в пусты-
ря ушло двенадцать беглецов... Шестеро
умерли в земле. Вдвоем с товарнщем Ни-
колаи отправился на юго-восток и через
шестнадцать дней, перейля границу, ока
залоя на территории Словакии.

о тостеприимстве слованкой земли он
много слышал в плену. Его надежды оп-
равдализь.

VI

Из германских: лагерей в Словакию пря-
ходило немало русских. Словацкие парти-
заны встречали их, как друзей, ценя в ких
дух неустранзимости и особый талант бы-
стро осваиваться в любой обстановке.

Русские держались так, как будто век
прожили в Карпатах и знают здесь каж.
дую тропу. Николай был один из таких
желанных, многоопытных друзей.

Стоило ему оглядеться, и он уже мог
подать совет, гдё расположеться Ha os:
дых, где выставить дозоры, когда разло-
жить и как замаскировать костёр.

У многих словаков в рассказах д горв
CTAX подневольной жизни было больше жа-
лЛобы, чем гнева. Николай, не обладая осд-
бым красноречием, умел, однако, передать

eer

не только 6вбн мысли, но и свою pall
MOCTb.

— Надо дать им бой, == говорил в =
Как по-словацки «бой»? :

—- Тэж «бой»,

— Для немецкой банды. Как по
вацки будет «банда»?

— Тэж «банда».
Для банды y Hac есть одво са
Вот оно! -=. И Николай, сжав огр
кулачищеё, медленно покачивал им в;
своим лицом.

Словаки довольно улыбались. Это