ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Да здравствует 27-я годовшина Великой
Октябрьской Социалистической Революции, сверг-
нувшей власть империалистов в нашей стране
и создавшей могучую советскую державу
основу свободы и независимости народов СССР,
оплот мира между народами!   TX

Орган Центрального И’ Московского Комитетов ВЛКСМ

НЫ   ЦЕНА 20 КОЛ,

бря 1944 г,

3. Reus

3. ЗА

Вторник, 7 ноя

a TET

fai:

AT ee

SRS

Rs ee ee

fen

Soni ne See Tore

ae

‚ Доклад Председателя

ктябрьской социалистической Революци
ственного Комитета Обороны

°

на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся
с партииными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 г.

`Човарищи! —
(егодня советские люди празднуют 27 годовщину
беды советской революции в нашей стране.

Четвертый раз встречает наша страна годовщину со-
итской революции в условиях Отечественной войны
Тротив немецко-фашистских захзатчиков.

Это, конечно, не значит, что четвертый год войны не
ю   Ичается по своим итогам от предыдущих трех лет
‚   Мы. Наоборот, между ними существует коренная
®   Изница. Если два предыдущих года войны. были года-
и   \ нступления немецких войск и продвижения их в
1Убь нашей страны, когда Красная Армия была вы-
Укдена вести оборонительные бои, а третий год вой-

. № был годом коренного перелома на нашем фронте,

® Ё. Германия в тисках

Решающие успехи Красной Армии в этом году и из-
ние немцев из пределов советской земли были пред-
и   пы рядом сокрушительных ударов наших войск по
иецким войскам, начатых еще в январе этого года и
7   ернутых затем в течение всего отчетного года.
й \ Первый удар был нанесен нашими войсками в январе

` Ио года под Ленинградом и Новгородом, когда

ная Армия взломала долговременную оборону нем-

8 и отбросила их в Прибалтику. Результатом этого

\зра оказалось освобождение Ленинградской области.

Лорой удар был нанесен в феврале-марте этого

„  ана Буге, когда Красная Армия разгромила немец-

Че войска и отбросила их за Днестр. В результате

чого удара Правобережная Украина была освобожде-
\ от неменко-фашистских захватчиков. :

‚етий удар был нанесен в апреле—мае этого года у
Раноне Крыма, когда немецкие воиска былн сброшен
в Черное море. В результате этого удара были осво-
Дены от, немецкого гнета Крым и Одесса.

\твертый удар был нанесен в июне этого года B

когда Красная Армия развернула мощные наступатель-
ные бои, разбила немцев в ряде решающих бдев, очи-
стила от немецких войск две трети советской земли и
заставила их перейти к обороне, причем Красная Ар-
‚мия все еще продолжала вести войну с немецкими вой-
сками один на один, без серьезной поддержки со сто-
роны союзников,— то четвертый год войны оказался
годом решающих побед советских армий и армий на-
ших союзников над немецкими войсками, когда немцы,
вынужденные на этот раз вести войну на два фронта,
оказались отброшенными к границам Германии.

В итоге истекший год завершился изгнанием неменц-
ких войск из пределов Советского Союза, Франции,
Бельгии, средней Италии и перенесением военных дей-

ствий на территорию Германии.

между двумя фронтами

районе Карелии, когда Красная Армия разбила Финские
войска, освободила Выборг и Петрозаводск и отброси-
ла финнов в глубь Финляндии. Результатом этого уда-
ра было освобождение большей части Карело-Финской
советской республики.

Пятый удар был нанесен немцам в июне—июле это-
го года, когда Красная Армия наголову разбила немец-
кие войска под Витебском, Бобруйском, Могилевом и
заверитила свой удар окружением 30 немецких дивизий
под Минском. В результате этого удара наши ройска:
а) полностью освободили Белорусскую советскую: рес-
публику; 6) вышли на Вислу и освободили значитель-
ную часть союзной нам Польши; в) вышли на Неман и
освободили большую часть Литовской советской.
республики; г) форсировали Неман и подошли к гра-
ницам Германии.

Шестой удар был нанесен в июле-августе этого
года в районе Западной Украины, когда Красная Ар-
мия разбила немецкие войска под Львовом и отбросила
их за Сан и Вислу. В результате этого удара: а) была

дух советского народа. Наш народ по праву стяжал се-
бе славу героического народа.

сировали Вислу и образовали за Вислой мощный плац-
Ддарм западнее Сандомира.

Седьмой удар был нанесен в августе этого года в
районе Кишинев—Яссы, когда наши войска разбили на-
голову немецко-румынские войска и ‘завершили свой
удар окружением 22 немецких дивизий под Кишине-
вом, не считая румынских дивизий. В результате этого
удара: а) была освобождена Молдавская советская
республика; 6) была выведена из строя союзница Гер-
мании — Румыния, которая об’явила войну Германии и
Венгрии; в) была выведена из строя союзница Герма-
нии — Болгария, которая также об’явила войну Герма-
нии; г) был открыт путь для наших войск.в Венгрию,
последнюю союзницу Германии в Европе; д) открылась
возможность протянуть руку помощи союзной нам
Югославии против немецких захватчиков.

Восьмой удар был нанесен в сентябре — октябре это-
го года в Прибалтике, когда Красная Армия разбила
немецкие войска под Таллином и Ригой и изгнала их
из Прибалтики. В результате этого удара: а) была
освобождена Эстонская советская республика; 6) была
освобождена большая часть Латвийской советской
республики; в) была выведена из строя союзница Гер-
мании — Финляндия, которая об’явила войну Германия;
г) более 30 немецких дивизий оказались отрезанными
`от Пруссни и зажатыми в клещи в районе между Ту-
кумсом и Либавой, где они теперь доколачиваются на-
шими войсками. (Продолжительные апло-
дисменты). :

В октябре этого года начался девятый удар наших
войск между Тиссой и Дунаем в районе Венгрии,
имеющий своей целью вывести Венгрию из войны и
повернуть ее против Германии. В результате этого уда-
ра, который еще не завершен: а) наши войска оказали
прямую помощь союзной нам Югославии в деле изгиа-

‚] ния немцев и освобождения Белграда; 6) наши войска
  получили возможность перейти через Карпатский хре-
бет и протянуть руку помощи союзной нам Чехосло-_

вацкой республике, часть территорни которой уже
освобождена от немецких захватчиков.
Наконец, в конце октября этого года был осущест-
влен удар по немецким войскам в северной Финляндии,
когда немецкие войска были вышиблены из района
Печенга и наши войска, преследуя немцев, вступили в
пределы союзной нам Норвегии. (Аплодисменты).
Я не привожу цифровых данных о потерях против-
ника убитыми и пленными в результате этих операций,
о количестве захваченных нашими войсками орудий,
танков, самолетов, снарядов, пулеметов и т. д. Эти
данные вам, должно быть, известны по сводкам
Совинформбюро.
Таковы основные операции Красной Армии за
истекший год, приведшие к изгнанию немецких войск
‘из пределов нашей страны.
В результате этих операций было разбито и выведе-
но из строя до 120 дивизий немцев и их союзников.
Вместо 257 дивизий, стоявших против нашего фронта

2. Великий подвиг советского

долг перед Родиной и изгнала немцев из пределов

советской земли, то она сделала это благодаря тому,

что ее беззаветно поддерживала с тыла вся наша
страна, все народы нашей страны. Самоотверженкая
работа всех советских людей — рабочих, крестьян,
интеллигенции, равно как руководящая деятельность
наших государственных и партийных органов прохо-
‘дила в истекшем году под знаменем— «все для фронта».
Истекший год ознаменовался новыми успехами про-
мышленности, сельского хозяйства, транспорта, новым
под’емом нашего военного хозяйства. =~
_ На четвертом году войны наши заводы производят

несколько раз больше, чем в начале войны. Позади
остался наиболее трудный период в восстановлении
сельского хозяйства. После возвращения стране плодо-
родных полей Дона и Кубани, после освобождения
Украины, наше сельское хозяйство быстро оправляется
от тяжелых нотерь. Советский железнодорожный
транспорт выдержал нагрузку, с которой едва ли спра-
вился бы травспорт другой страны. Все это говорит
за то, что экономическая основа советского государ-
ства оказалась несвавненно более жизнеспособной,
чем экономика вражеских государств.
Социалистический строй, порожденный Октябрьской
‘революцией, дал нашему народу ‘и нашей армии вели-
кую и непреоборимую силу. Советское. государство,
несмотря на тяжелое бремя войны, несмотря на вре-
менную оккупацию немцами весьма больших и эконо-
мически важных районов страны, в ходе войны не со-
кращало, а год от года увеличивало снабжение Фронта
вооружением и боеприпасами. Теперь Красная Армия

имеет танков, срудий, самолетов не меньше, а больше,

чем немецкая армия. Что касается качества нашей
боевой техники, то в этом отношении она намного
превосходит вооружение врага. Подобно тому, как
Красная Армия в длительной и тяжелой борьбе один
на один одержала военную победу над фашистскими
войсками, труженики советского тыла в своем едино-
борстве с гитлеровской Германией и ее сообщниками
одержали экономическую победу над врагом. (Бурные
аплодисменты). Советские люди отказывали себе
во многом необходимом, шли сознательно на серьезные
материальные лишения, чтобы больше дать фронту.
Беспримерные трудности нынешней войны не сломили,
а еще более закалили железную волю и мужественный

Наш рабочий класс отдает все свои силы для дела
победы, непрестанно совершенствует технику произ-

Если Красная Армия смогла успешно выполнить свой

танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов в

] освобождена Западная Украина; 6) наши войска фор-   в прошлом году, из коих 207 дивизий было немецких,

мы имеем теперь против нашего фронта после всех
«тотальных» и «сверхтотальных» мобилизаций всего
204 немецких и венгерских дивизий, из коих немецких
дивизий насчитывается не более 180.

Нужно признать, что в нынешней войне гитлеровская
Германия с ее фашистской армией оказалась более
мощным, коварным и опытным противником, нежели
Германия и ее армия во всех прошлых войнах. К этому
нужно добавить, что немцам удалось использовать в
этой войне производительные силы почти всей Европы
и довольно значительные армии своих вассальных го-
‚сударств. И если, несмотря на эти благоприятные для
Германии условия ведения войны, она все же оказа-
лась на краю неизбежной гибели, то это нужно
об’яснить тем, что главный ‚противник Германии — Со-
ветский Союз превзошел по силе гитлеровскую Гер-
манию. (Бурные аплодисменты). -

Новым моментом за истекший гол в войне против
гитлеровской Германии нужно считать тот факт, что
Красная Армия вела свои операции в этом году против
‚немецких войск не в одиночестве, как это имело место
в предыдущие годы, а совместно с войсками наших
союзников, Тегеранская конференция не прошла даром:
Решение Тегеранской конференции о совместном уда-
ре по Германии с запада, востока и юга стало осуще-
ствляться с поразительной точностью. Одновременно с
летними операциями Красной Армии на советско-гер-
манском фронте союзные войска начали вторжение во
Францию и организовали мощные наступательные опе-
рации, вынудившие гитлеровскую Германию вести
войну на два фронта. Войска и флот наших союзников
совершили невиданную еще в истории по организован-
ности и размаху массовую десантную операцию на по-
бережье Франции и мастерски преддолели укрепления
немцев. о.

° Таким образом Германия оказалась зажатой в тисках
между двумя фронтами.

Как и следовало ожидать, враг не выдержал сов-
местных ударов Красной Армии и союзных войск. Со-

противление врага было сломлено, его войска в корот-

кий срок были вышиблены из пределов средней
Италии, Франции, Бельгии, Советского Союза. Враг
был отброшен к границам Германии.

Не может быть сомнения, что без организации вто-
рого фронта в Ввропе, приковабшего к себе до 75 ди-
визий немцев, наши войска не смогли бы в такой ко-
роткий срок сломить сопротивление неменких войск и
вышибить их из пределов Советского Союза. Но так-
же несомненно и то, что без мощных наступательных
операций Красной Армии летом этого года, приковав-
ших к себе до 200 немецких дивизий, войска наших
союзников Не смогли бы так быстро расправиться с не-
мецкими войсками и вышибить их из пределов средней
`Италии, Франции, Бельгии.

Задача состоит в том, чтобы держать Германию и
впредь в тисках между двумя фронтами,

В этом ключ победы. .

народа в Отечественной войне

водства, увеличивает мощность промышленных прел-
приятий, воздвигает новые фабрики ин заводы. Рабочий
класс Советского Союза совершил великий трудовой
подвиг в нынешней войне. т

Наша интеллигенция смело идет по пути новаторства
в области техники и культуры, успешно развивает
дальше современную науку, творчески применяет ее
дестижения в производстве вооружения для Краской
Армии. Советская интеллигенция своим созидательным
трудом внесла неоценимый вклад в дело разгрома
врага.

Армия не может воевать и побеждать без современ-
ного вооружения. Но она не может также воевать и
побеждать без хлеба, без продовольствия. Красная
Армия на четвертом году войны, благодаря заботам
колхозного крестьянства, не испытывает недостатка
в продовольствии. Колхозники и колхозницы снабжают
рабочих и интеллигенцию продовольствием, а про-
мышленность сырьем, обеспечивают нормальную работу
заводов и фабрик, изготовляющих вооружение и снаря-
жение для фронта. Наше колхозное крестьянство ак-
тивно и с полным сознанием своего долга перед Роди-
ной содействует Красной Армии в достижении победы
над врагом. fa

Навсегда войдут в историю беспримерные трудовые.
подвиги советских женщин и нашей славной молоде-
жи, вынесших на своих плечах основную тяжесть труда
на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Во имя
чести и независимости Родины советские женщины,
юноши и девушки проявляют доблесть и геройство
на фронте труда. Они оказались достойными своих
отнов и сыновей, мужей и братьев, защищающих
Родину от немецко-фашистских извергов. :

Трудовые подвиги советских людей в тылу, равно.
как и немеркнущие ратные подвиги наших воинов на

‚фронте, имеют своим источником горячий и живо-

творный советский патриотизм.

Сила советского. патриотизма состоит в том, что он
имеет своей основой не расовые или националистиче-
ские предрассудки, а глубокую преданность и верность
народа своей советской Родине, братское содружество
трудящихся всех наций нашей страны. В советском
патриотизме гармонически сочетаются национальные
традиции народов и общие жизненные интересы всех
трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм
не раз’единяет, а, наоборот, сплачивает все нации и
народности нашей страны в единую братскую семью.
В этом надо видеть основы нерушимой и все более
крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то

Окончание см, на 2-й стр.