Окончание доклада.
товарища И. В. СТАЛИНА

же время народы СССР уважают права и независи-
мость народов зарубежных стран и всегда проявляли

готовность жить в мире и дружбе с соседними госу-.

дарствами. В этом надо видеть. основу растущих и
крепнущих связей нашего государства со свободо-
любивыми народами. то и

Советские люди ненавилят немецких захватчиков.

не потому, что они люди чужой нации, а потому, что
‘OHH принесли нашему народу и всем свободолюбивым
народам неисчислимые бедствия и страдания. В нашем
народе издавна говорят: «Не за то волка бьют, что он
сер, а за то, что он овцу с’ел». (С мех. Продолжи-
тельные аплодисменты). a

Немецкие ‘фашисты избрали своим идеологическим
оружием человеконенавистническую расовую теорию
в расчете на то,
создаст морально-политические предпосылки госпол-

ства немецких захватчиков над порабощенными наро-^

дами. Однако политика расовой ненависти, проводимая
гитлеровцами, стала на деле источником ‘внутренней
слабости и внешнеполитической изоляции немецко-
фашистского государства, Идеология и политика расо-

вой ненависти являются одним из факторов развала.

3. Упрочение и расширение фронта противогерманской коалиции.
Вопрос о мире и безопасности `

Истекший год `был годом торжества общего дела’

противогерманской коалиции, во имя которого народы
Советского Союза, Великобритании и Соединенных
Штатов Америки об’единились в боевой союз. Это был
гол упрочения едийства и согласованности действий
трех основных держав против гитлеровской Германии.

Решение Тегеранской конференции © совместных
лействиях против Германии и блестящая реализация
этого решения представляют один из ярких показате-
лей упрочения фронта противогитлеровской коалиции.
Мало найдется в истории планоз больших военных опе-.

раций о совместных действиях против общего врага,
которые были бы осуществлены с такой полнотой и.

точностью, с какой был осуществлен план о совместном
ударе против Германии, выработанный на Тегеранской
конференции. Не ‘может быть сомнения, что без наличия
единства взглядов и согласованности действий трех ве-
ликих держав Тегеранское решение не могло быть реа-
лизовано с такой полнотой и точностью. Несомненно
также, с другой стороны, что успешное осуществление
Тегеранского решения не могло не послужить делу
упрочения фронта Об’единенных Наций.
Столь же ярким показателем прочности фронта 0б’-
единенных Наций нужно считать решения конференции
в Думбартон-Оксе по вопросу об организации безопас-
ности после войны. Говорят о разногласиях между тре-
мя державами по некоторым вопросам безопасности.
Разногласия, конечно, есть и они будут еще также и по
ряду других вопросов. Разногласия бывают даже среди
людей одной и той же партии. Тем более они должны
иметь место среди представителей различных госу-
‘дарств и различных партий. Удивляться надо не тому,
что существуют разногласия, а тому, что их так мало и
_ то они, как правило, разрешаются почти каждый раз в
духе единства и согласованности действий трех великих
держав. Дело не в разногласиях, а в том, что разногла-
сия не выходят за рамки допустимого интересами един-
ства трех великих держав и в конечном счете разреша-
ются по линии интересов этого единства. Известно, что
более серьезные разногласия существовали у нас по во-
просу открытия второго фронта. Однако известно также
и то, что эти разногласия были разрешены в конце кон-
цов в духе полного согласия. То же самое можно ска-
зать о разногласиях на конференции в ДЛумбартон-Оксе.
Характерным для этой конференции является не то, что
там вскрылись некоторые разногласия, а то, что `девять
‘десятых вопросов безопасности были разрешены на
- этой конференции в духе полного единодушия. Вот по-
чему я думаю, что решения конференции в Думбартон-
Оксе следует рассматривать как один из ярких показа-
телей прочности Фронта противогерманской коалиции.

Еще более ярким показателем упрочения фронта Об,-

единенных Наций нужно считать недавние переговоры
с главой правительства Великобритании г. Черчиллем и
министром иностранных дел Великобритании г. Илденом
в Москве, проведенные в дружественной обстановке и
- в духе полного единодушия. ©

На всем протяжении войны гитлеровцы предпринима-
ли отчаянные попытки разобщить и противопоставить
друг другу Об’единенные Нации, вызвать среди них по-
дозрительность и недружелюбие, ослабить. их военные
усилия взаимным недоверием, а если удастся — и борь-
бой друг с другом. Подобные стремления гитлеровских
политиков вполне понятны. Для них нет большей опас-

ности, нежели единство Об’единенных Наций в борьбе
против гитлеровского империализма и для них не было

‘бы большего военно-политического успеха, нежели
разобщение союзных держав в их борьбе против обще-
го врага. Известно, однако, сколь тщетными оказались
потуги фашистских политиков расстроить союз великих
держав. Это означает, что в основе союза СССР, Вели-
кобритании и США лежат не случайные и прехолящие
_ мотивы, а жизненно важные и длительные интересы.

Можно не сомневаться в том, что если боевой
союз пемократических держав выдержал испытания
более чем трех лет войны и если он скреплен кровью
народов, поднявшихся на защиту своей свободы и че-
сти, то тем более этот союз выдержит испытания за-
ключительной стадии войны. (ИП родолжительные
аплодисменты).

Истекший год был, однако, не только годом упро-
чения противогерманского фронта союзных держав,
но и голом расширения этого фронта. Нельзя считать
случайностью тот факт, что вслед за Италией из вой-
ны были выведены и другие союзники Германии —
Финлянлия, Румыния, Болгария. Следует отметить,
что эти государства не только вышли из войны, но и
порвали с Германией и об’явили ей войну, примкнув
таким образом к фронту Об’единенных Наций. Это
_ озназает без сомнения Масширение фронта Об’единен-
ных Наний против гитлеровской Германии. Не может
быть сомнения, что послелняя союзница  Германии в
Европе — Венгрия также будет выведена из строя в
ближайшее воемя: Это будет означать полную изоля-
пию гитлеровской Германии в Европе и неизбежность
ее краха.

Об’елиненные Нации стоят перед победоносным за-
вершеннем войны против гитлеровской Германии,

Война с Германией будет выиграна Об’единенными
Наниами, — в этом теперь уже не может быть ника-
кого сомнения.

Выиграть войну ‘с Германией значит осуществить
великое историческое дело. Но выиграть войну еще
не значит обеспечить народам прочный мир и надеж-
ную безопасность в будущем. Задача состоит не голь-
ко в том, чтобы выиграть войну, нои в том, чтобы
слелать невозможным возникновение новой агрессии
и новой войны, если не навсегда, то по крайней мере
в течение длительного периода времени.

что проповель звериного национализма“

- роль советского народа. Ныне все. признают, что совет-
` ский народ своей самоотверженной борьбой спас циви-

` сте с армиями наших союзников дело разгрома немец-

гитлеровского ‘разбойничьего блока. Нельзя считать

случайностью тот факт, что против немецких империа- лы, офицеры и генералы! Трудящиеся

‚листов поднялись не только порабощенные народы
Франции, Югославии, Польши, Чехословакии, Греции,

’Бельгии, Даний, Норвегии, Голландии, но ий бывшие

‘вассалы Гитлера — итальянцы, румыны, финны, бол-
гары. Гитлеровская клика своей людоедской политикой
восстановила против Германии все народы мира, а так
называемая «избранная немецкая раса» стала предме-
том всеобщей ненависти.

В ходе войны гитлеровцы понесли не’только воен-
Hoe, HO и морально-политическое поражение. Утвер-
дившаяся в.нашей стране идеология равноправия всех
рас. и наций, идеология. дружбы народов одержала
полную победу нал идеологией’ звериного национализ-
ма и расовой ненависти гитлеровцев. }

Теперь, когда Отечественная война идет к побело-
носному концу, во’ всем величии встает историческая

лизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом
великая заслуга советского народа’. перед» историей
‘человечества. _ ом т

После поражения Германии она, конечно, булет ра-
зоружена как в экономическом, так и в военно-поли-
тическом отношении. Было бы, однако, наивно думать,
что она не попытается возродить свою мощь и. раз-
вернуть новую агрессию; Всем известно, что немецкие
заправилы уже теперь готовятся к`новой войне. Исто-
рия показывает, что достаточно короткого. периода
времени в 20—30 лет, чтобы Германия оправилась от
поражения и восстановила свою мощь. Какие имеются
средства для того, чтобы предотвратить новую агрес-
сию со стороны Германии, а если война все же воз-
никнет, — задушить ее в самом начале и не дать ей
развернуться в большую войну? :

Этот вопрос тем более уместен, что, как показы-
вает история, агрессивные нации, как нации нападаю-
ние, обычно бывают более подготовлены к новой
войне, чем миролюбивые нации, которые, будучи не за-
интересованы в новой войне, обычно опаздывают с
подготовкой к ней. Это факт, что агрессивные нации
в нынешней войне еще перед началом войны. имели
‘уже готовую АРМИЮ ВТОРЖЕНИЯ, тогда как ми-
ролюбивые нации не имели даже. вполне удовлетвори-
тельной АРМИИ ПРИКРЫТИЯ мобилизации. Нельзя
считать случайностью такие неприятные факты, как
«инцидент» в Пирл-Харборе, потеря Филиппин и дру-
гих островов на Великом океане, потеря Гонконга и

Сингапура, когда Япония, как агрессивная нация, ока-

залась белее подготовленной к войне, чем Великобри-
тания и Соединенные Штаты Америки, придерживав-
шиеся миролюбивой. политики. Нельзя также считать
случайностью такой неприятный факт, как потеря
Украины, Белоруссии, Прибалтики в первый же год
войны, когда Германия, как агрессивная нация, оказа-
лась более подготовленной к войне, чем миролюби-

факты личными качествами японцев и германцев, их
превосходством над англичанами, американцами, рус-
скими, их прелусмотрительностью и т. д. Дело здесь
не в личных качествах, а в том, что заинтересованные
в новой войне агрессивные нации, как нации, готовя-
щиеся к войне в течение длительного. срока и накан-
ливающие для этого силы, бывают обычно — и дол-
экны быть — более подготовлены к войне, чем нации
‚миролюбивые, не заинтересованные в новой войне.
Это естественно и понятно. Это, если хотите, — исто-
рическая закономерность, которую было бы опасно
не учитывать. a

Следовательно, нельзя отрицать того, что в буду-
щем миролюбивые нации могут вновь оказаться за-
стигнутыми врасплох агрессией, если, конечно, они не
выработают уже теперь специальных мер, способных
предотвратить агрессию. \ .

Итак, какие имеются. средства для того, чтобы пре-
дотвратить новую агрессию со стороны Германии, а если
война все же возникнет, — задушить ее в самом начале
и не дать ей развернуться в большую войну?

Для этого, кроме полного разоружения агрессивных
наций, существует лишь одно средство: создать спе-
циальную. организацию защиты мира и обеспечения
безопасности из представителей миролюбивых наций,
дать. в распоряжение руководящего органа этой орга-
низации минимально-необходлимое количество воору-
женных сил, потребное для предотвращения агрессии,
и обязать эту организацию в случае необходимости—

применить без промедления эти вооруженные силы для   4
Py ведших к крупнейшему поражению герман-

предотвращения или ликвидации агрессии и наказания
виновников агрессии.

Это не должно быть повторением печальной памяти
Лиги Наций, которая не имела ни прав, ни средств для
предотвращения агрессии. Это будет новая, специаль-
ная, полномочная международная организация, имею-
щая в своем распоряжении все необходимое для того,
чтобы защитить мир и предотвратить новую агрессию.

Можно ли рассчитывать на то, что действия этой ме-
ждународной организации будут достаточно эффектив-
ными? Они будут эффективными, если великие держа-
сы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть войны
против гитлеровской Германии, будут. действовать и
впредь в духе единодушия и согласия. Они не будут

эффективными, если будет нарушено это необходимое

условие.
* €¢ &

Товарищи! Z

Советский народ и Красная. Армия успешно осуще-
ствляют задачи, вставшие перед ними в ходе Отечест-
венной войны. Красная Армия достойно выполнила свой
патриотический долг и освободила нашу отчизну от
врага. Отныне и навсегда наша земля свободна от гит-
леровской нечисти. Теперь за Красной Армией остается
ве послелизя заключительная миссия: довершить вме-

ко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его
собственном логове и водрузить над Берлином знамя
победы. (Бурные, продолжительные апло-
дисменты). Есть основание рассчитывать, что эта
задача будет выполнена Красной Армией в недалеком
будущем. (Бурные, продолжительные an
лодисменты). т

Да здравствует наша победоносная Красная Армия!
(Аплодисменты).

Да здравствует наш славный Военно-Морской Флот!
(Аплодисменты).

Да здравствует могучий советский народ! (Апло-
дисменты).

Да злравствует наша великая Родина! (Бурные
аплодисменты, все встают). :

Смерть немецко-фашистским захватчикам! (Бурные
аплодисменты, переходящие в длитель-
ную овацию. Возгласы: «Да здравствует

‚ товарищ Сталин!».).

`рельском перешейке,

‘войск в составе трех армий,

‘ислчишами 22 июня 1941 года, восстановлена на всем

вый Советский Союз. Было бы наивно об’яснять эти кой нечисти,

РИ

Верховнозо Глав
7 ноября 1944 года

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сержан-
Советского Сою-
за! Братья и сестры, насильственно угнанные на фаши-
стскую каторгу в Германию!

От имени Советского Правительства и нашей больше-
вистской партии приветствую. и поздравляю Вас с 27-Й
годовщиной Великой Октябрьской` Социалистической
революции. ге ;

Двадцать седьмую годовщину Октябрьской револю-
нии мы празднуем в обстановке решающих побед Крас-
ной Армии над врагами нашей отчизны. Героическими
усилиями Красной Армии и советского народа наша
земля‘очищена от неменко-фашистских захватчиков.

В текущем году советские войска непрерывно обру-
шивали на врага удары, один сильнее другого. Зимой.

1944 года Красная Армия одержала выдающиеся побе-
ды на Правобережной Украине и разгромила немцев под
Ленинградом. Весной этого года Красная Армия очисти-
ла от немцев Крым. Летом 1944 года наши войска  на-
несли гитлеровской армии крупнейшие поражения, ко-
торые привели к коренному изменению обстановки на
фронте борьбы с немецко-фапшистскими захватчиками.
Красная Армия сломила мощную оборону врага на Ка-
(e, а также между Ладожским и
Онежским озерами и выбила. Финляндию из разбой-
ничьего гитлеровского блока. В историческом сраже-
нии на белорусских землях войска Красной Армии на-
толову разбили центральную группировку немецких
перебив и пленив: при этом
540 тысяч немецких солдат и офицеров. В битве на Юге
Красная Армия окружила и полностью уничтожила
группировку немецких войск в составе двух армий. При
этом советские войска истребили и взяли в плен более
250 тысяч немецких солдат и офицеров. Красная Армия
разгромила немцев в Румынии, вышвырнула их из Бол-
гарни, бъет немцев на территории Венгрии. Наши войска
сокрушили Прибалтийскую группировку гитлеровской
армии. За летнюю кампанию 1944 года Красная Армия
с боями прошла от Кишинева_ до Белграда — свыше
900 километров, от Жлобина до Варшавы — более 600
километров, от Витебска до Тильзита — 550 километров.
Война перенесена теперь на территорию фашистской
Германии.

В ходе боев Красная Армия изгнала немецко-фаши-
стских захватчиков со всей территории советской
Украины и Белоруссии, Карело-Финской, Молдавской,
Эстонской, Латвийской и Литовской советских респуб-
лик. Низвергнуто трехлетнее фашистское иго на времен-
но захваченных немцами землях наших братских совет-
ских республик. Красная Армия вернула свободу десят-
кам миллионов советских людей. Советская государст-

венная граница, вероломно нарушенная гитлеровскими

протяжении от Черного до Баренцова моря.

Таким образом, истекший год явился годом полного
освобождения советской земли от немецко-фашистских
захватчиков.

Завершив освобождение родной земли от гитлеров-
Красная Армия помогает теперь народам
Польши, Югославии, Чехословакии разорвать цепи фа-
шистского рабства и восстановить их свободу и незави-
симость.

В зимних и летних сражениях истекшего года Крас-
ная Армия показала возросшее воинское мастерство.
Воины Красной Армии умело взламывали укрепленные

`оказывает все возрастающую

нокомандующето

г. Москва

полосы противника, стремительно преследовали, окуу,
жали и уничтожали врага, В наступательных боях про,
вилось четкое взаимодействие всех родов советских
вейск, высокое искусство маневра. Советские вонны
закалились в сражениях, научились громить и побех.
дать врага. Красная Армия выросла в грозную cuay y
превосходит врага своими воинским умением и Goepoj
техникой.

Силы Красной Армии многократно умножаются cia’
женной работой советского тыла, Рабочие, колхозники,
интеллигенция с честью выполняют свой долг перед
Родиной, героически преодолевают трудности военном =>
времени, бесперебойно снабжают Красную Армию вов. Г”
ружением, огнеприпасами _и продовольствием. Совет.
ское хозяйство беспрестанно наращивает свои силы и

J помощь фронту.

Жрасная Армия и советский народ готовы нанести не
вые уничтожающие удары по врагу. Дни гитлеровского
кровавого режима сочтены. Под ударами, Красной Ау.
мии окончательно развалился фашистский блок, гитле.
ровская Германия лишилась большинства своих союз
ников. Мастерски проведенные армиями наших союзны
ков крупные операции в западной Европе привели к раз.
грому немецких войск во Франции и Бельгии и 06в0бо-
ждению этих: стран от фашистской оккупации. Союзные

‘войска перешли западную границу Германии. Совмест.

ные удары Красной Армии и англо-американских Bolick
по гитлеровской Германии приблизили час победоносно.
го окончания войны, Завершается окружение гитлер,
ской Германии. Логово фашистского зверя обложено 0
всех сторон и никакие ухищрения врага не спасут ео
от неминуемого полного разгрома.

Красная Армия и армии наших союзников заняли ис:
ходные позиции для решающего наступления на жи.
ненные центры Германии. Задача сейчас состоит в том,
‘чтобы стремительным натиском армий Об’единенных
наций в кратчайший срок сокрушить гитлеровскую Pep.
манию.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сефжае >>
ты, офицеры и генералы! Трудящиеся Советского (о. fe
rosa!

В Великой Отечественной войне мы отстояли свою
Родину от’ захватчиков, окончательно ликвидировал
угрозу порабощения народов СССР фашистскими из
вергами и стоим теперь накануне полной победы.

В ознаменование исторических побед Красной Арии
на фронте и великих успехов рабочих, крестьян, интел
лигенции в тылу, в честь освобождения советской зе
ли от немецко-фашистских захватчиков, — ПРИКА-
ЗЫВАЮ:

Сегодня, в день 27-й годовщины Великой Октябрь
ской Социалистической революции, в 20 часов произв.
сти салют в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Пет.
розаводске, Таллине, Риге, Вильнюсе, Кишиневе, Тб.
лиси, Севастополе, Львове двадцатью четырьмя артил
лерийскими залпами.

Да здравствует 27-я годовщина Великой Октябрьской
Социалистической революции!

Да здравствует наше свободное советское отечество!

Да здравствует наша Красная Армия и Военно-Мо»
ской Флот!

Да здравствует великий советский народ!

Вечная слава» героям, павшим в борьбе за своболух
независимость нашей Родины!

Смерть немецким захватчикам!

Верховный Главнокомандующий `

Маршал `Советсколо Союза

Маршалу Советского

Председатель Президиума Верховного Со-
вета СССР тов. М. И. Калинин вручил
5 ноября орден «Победа» Маршалу Совет-
ского Союза Сталину Иосифу Виссарионо-
вичу, награжденному за исключительные за-
слуги в организации и проведении насту-
пательных операций Красной Армии, при-

ской армии ‹и к коренному изменению
положения на фронте борьбы с немецко-

ан

Тов. M. И. Калинин вручает орден «Победа» Маршалу

ручение ордена «Победа»
Союза СТАЛИНУИ. 3,

И. СТАЛИН,

фашистскими захватчиками в пользу Кр
ной Армии.

Одновременно Маршалу Советского Const
Сталину Иосифу Виссарионовичу в соотв
ствии с Указом Президиума Верховного (+

° вета СССР от4 июня 1944 года о награждений

орденами и медалями генералов, офицер
и сержантского состава сверхсрочной слу
бы за выслугу лет в Красной Армии был}
чен орден Красного Знамени. i

Советского Союза И. В. Сталину.
Фото Н. DALACHE