человек, пошел ко дну. Лицо его выражает безысходность: некому помочь ему; никто не спасает и не спа
сет его из лап зеленого змея. На лице его — стыд и недовольство: он понимает, что делает плохое дело, разоряет свое хозяйство, «пускает по миру» свою семью. Вот она сложная психология пьяницы-нарко
мана в старое время. Эта картина — потрясающее предостережение для пьяницы; это лучшая иллюстрация к антиалкогольной пропаганде.
Характерно, что целый ряд старых художников, несмотря на цензурные запрещения, все же вскрывали главный корень пьянства — религию. Вот картина В. Перова «Трапеза». Святые отцы конкурируют друг с другом в пьянстве и обжорстве, а молодая купчиха, приехавшая для удовлетворения, вовсе не одной духовной потребности «помочь церкви», шокирована и ухо
дит (удовлетворенная или нет — не знаем), тут же беднота и люмпены, околачивающиеся около пьяной церкви. Вот картина Журавлева: «Поминки у купца»: церковь учит пить при рождении и при смерти, при радости и при горе — по всем поводам; смычка капи
тала и церкви здесь изображена особенно красочно. Разве это не блестящая иллюстрация к нашей агитации на эти темы?
Наконец, вот известная картина В. Перова «Крестный ход». Все здесь исполнено с поразительным мастерством и художественной правдой: и едва сползающий по ступенькам, придерживающийся за крылечко, «батюшка», изрядно нализавшийся на народ
ном обмане; около валяется человек, видимо, уже «находившийся»; измученные лица мужиков, надеющихся: «может кривая» (крестный ход) «вывезет
и прекратится несчастная засуха; вот тупое лицо заплывшей жиром, бабы — «так надоть». Все эти обма
нывающие и обманывающиеся, закликающие дождь с заклинаниями и причитаниями, - разве не служат