ВПЕЧАТЛЕНИЯ СЕКРЕТАРЯ КОМИТЕТА   Рыступление Рузвельта на пресс-конфевенции

«ФОНД ПОМОЩИ РОССИИ» МАБЕЛЬ.
ДЖОНСОН ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА

ЛОНДОН, Ш коября. (ТАСС). Секретарь
‘комитета «Фонд помощи России» Мабель
Джонсон, посетившая Ленинград, подели-
лась с корреспондентом ТАСС своими впе-
цатлениями от этой поездки.,

Мабель Джонсон сказала, что в одном
‘из ленинградских госпиталей, который она
посетила, на неё самое большое впечатле-
ние произвело горячее желание раечых
красноармейцев вернуться на фронт.

«Я видела — сказала Джонсон, —много
трудностей и страданий в прошлую войну.
Я находилась в Лондоне в течение всего
периода германских воздушных калётов:
Ноя не видела ничего, что могло бы 6ра-
вниться с трудностями, которые пришлось
пережить ленинградцам. Условия жизни в
нём были ужасными, и удивительно, что
жизнь в городе продолжалась во всё вре-
мя блокады. Дух народа очень высок. Во,
время моего пребывания в Ленинграле там
частичею было снято затемнение, и это,
конечно, .подбодрило всех. — Замечатель-
ным качеством ленинградцев является их
стойкость. Они полны решимости добиться
победы.

Я посетила детский дом и © ралостью
увидела, что дети веселы и здоровы. Уди-.
зительно, как много жизней удалось вла-
стям спасти. Всюлу, где бы я ни бывала
в Ленинграде, да и в Москве, меня пора-
жала исключительная приветливость. Ле-
‚ нинградцы очень благоларЕы за медика-
менты, которые нам удалось им послать.
Они сочувственно расспрашивали о тех
испытаниях, которые Лондону приходится
переживать из-за налётов самолётов-сна-
рядов». ?

—о—-

Прием в советском посольстве.
в Мексико по случаю 27-й
годовщины Великой Октябрьской
Социалистической Революции

МЕКСИКО, 8 ноября. (ТАСС). 7 ноября
в совелском посольстве в Мексико ©осто-
ялся приём по случаю 27-й годовщины Be--
ликой Октябрьской Социалистической Рево-
люции. На приёме присутствовали министр
иностранных дел Мексики Падилья, мор-
ской министр генерал Хара и другие члены
мексиканского правительства, генерал
Франсиско Уркисо, который представлял
президента Мексики Авила Камачо и воен-
юго министра генерала Карденас, члены
сената и палаты депутатов, представители
политических кругов, армии, флота, науки,
искусства, промышленности, печати, проф-
союзов и общественных организаций, а так-
же члены дипломатического корпуса.

—о—-

Налёт на Германию

ЛОНДОН, И ноября. (ТАСС). Как пере-
даёт штаб американской авиации на евро-
пейском театре операций, свыше 750. «Ле-
тающих крепостей» и «Либерейторов» в со-
провождевии, примерно, 600 истребителей
совершили 10 ноября налет на аэродромы,
скопления военного транспорта и промыш-
ленные предприятия в районах Кельна и
Франкфурта.
eB Лондоне официально об’явлено, что, по
данным аэрофотос’ёмки, во время ожесто-
чённого налёта тяжёлых бомбардировщи-
ков ва германский город Швейнфурт, co-
вершённого 9 ноября, ‘были сильно разру-
пюны шарикоподшипниковые заводы в этом
городе.

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). ‘Англий-
ское министерство авиации сообщает, что в
ночь на 11 ноября соединения английских
бомбардировщиков «Москито» совершили
валет на Ганновер и другие пункты в Запад-
ной Германии. 5

——O—

Самолёты-снаряды над Англией

ЛОНДОН, Ш ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в ночь на 11 ноября
самолеты-снаряды вновь появлялись ‘над
Южной Англией.

RSW $

Осень в

ВАШИНГТОН, 10 ноября. (ТАСС). От-
вечая на просьбу. журналистов прокоммен-
тпровать заявление Черчилля относительно
времени организации новой встречи
Сталина, Черчилля и Рузвельта, Рузвельт
ззявил, что все трое высказали пожелание
встретиться, когда это станет возможным,
но пока что не установлены ни время, ни
место предстоящей встречи.

На вопрос о том, получал ли он какие-
нибудь пробные мирные предложения из
Германии, Рузвельт дал подчеркнуто отри-
цательный ответ.

Отвечая на другие вопросы, Рузвельт
‘заявил: что Хэлл. быстро поправляется и,
вероятно, возвратится ов государственный
департамент. На вопрос относительно сооб-
шения газеты «Нью-Морк геральд трибюн»
о том, что Рузвельт будет рекомендовать
конгрессу предоставить

К президентским выборам  Предварительные итоги выборов

в США é

НЬЮ-ЙОРК, 1 ноября. (По ‘телефону от
корр. ТАСС). Результаты подсчета голосов,
поданных на президентских выборах, были
к 17 час. по московскому времени следую-
щие: за Рузвельта подано 24.397.598 голо-
cos, 3a Jipion — 81.224,447 голосов.

Незначительные по сравнению со. вчераш-
ним днем изменения в результатах подсчета
голосов об’ясняются тем, что в некоторых
штатах и избирательных участках произво-
дился вторичный подсчет голосов по тре-
бованию местных организаций демократи-
ческой и республиканской партий.

Подсчет голюсов закончится, повидимому,
через несколько дней. : es

Военные действия в Западной Ёвроне

ЛОНДОН, И ноября: (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«10 ноября войска союзников продолжа-
ли наступление в секторе Мец — Нанси,
преодолевая сопротивление противника.
Освобожден Шато Салэн. Войска союзни-
ков достигли Амелекура и Ампона. Войска
союзников подошли также к Виньи и Се-
куру к востоку от МЛувиньи. Некоторое
продвижение отмечается в районе Мезьер—
ле-Мен.

Истребители-бомбардировщики соверши-
ли налет на вражеские позиции к востоку
от Меца. В районе предмостного укрепле-
ния на реке Мозель, к северо-востоку от
Тионвиля, отмечено продвижение войск
союзников южнее‘ и восточнее Кенигсмаке-

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 11 ноября. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Народно-освободительной армии
Югославии сообщает, что в Санджаке
после многодневных кровопролитных боев
немцам удалось пробиться к Плевле. Бои
продолжаются западнее Плевле. Немцы
подтягивают новые силы и стремятся про-
биться к Горажде, чтобы освободить еще
один путь для своего отступления на за-
пад.

В Герцеговине немцы упорно стремятся
пробиться от Невесине к Улогу. Бои идут
южнее Улога.

eee

Новые назначения в командовании военно-морскими силами США _

ВАШИНГТОН, 11 ноября. (ТАСС). Мор-
‘ской министр США Форрестол заявил
9 ноября на пресс-конференции, что’ ад-
мирал  Ингерсолл, который командует с
января 1942 г. американоким атлантиче-
ским флотом, с 15 ноября переводится Её
должность командующего обороной аме-
раканской западной морской границы.
Ингерсолл назначен одновременно заме-
стителем главнокомандующего американ-
ским флотом и заместителем начальвика
главного морского штаба. Командующий
четвертым флотом вице-адмирал Ингрэм
заменит Ингероолла в ранге адмирала на
посту командующего американским атлан-`

Jiumee

От специального корреспондента «Комсомольской правды»

4. Когда легенда становится явью

„..Теплый ветерок гонит сухие листья
вдоль вильнюсских улиц, и каштаны роняют
на плиты тротуара свои коричневые плоды,
TOUAO отполированные рукой незримого ма-
стера. Они падают с легким стуком. И слы-
шится в этом коротком звуке первый зов зи-
мы, повелительно возвещающей людям о
своем появлении.

Впрочем, сегодня зима еще вынуждена
отступать. В единоборстве двух вре-
мен года все еще уверенно побеждает осень.
Тенлым багрянцем зажгла она листву дере:
зьев, тронула желтизной траву в скверах, HO
небо попрежнему чистое и синее, словно на-
рисованное акварелью.

Как-то особено гармонирует с этой жиз-
неутвержлающей силой солнечных дней ве-
ликое возрождение литовской земли. Не-
вольно приходит*на память древняя леген-
‘да: сказочная птица феникс, сгорая пра
приближении смерти, умела чудесным обрз-
зом вновь возрождаться из пепла. И дей-
ствительно: словно феникс, начинает подни-
маться ныне Литва из пепла и развалин...

Жизяь, полная труда ‘и творчества, верну-
лась в литовскую столицу. Горячее биение
ее пульса ошущается здесь во всем —и в
первом мололежном воскреснике, и в первом
звонке в мужской гимназии, и в огромной
жадности людей к правдивому слову. Ведь
тра года немцы влалбливали литовцам в го-
ловы несусветную ложь. Пройдите сегодня
по улице Гедимина в вечерние часы, и вы
увидите сотни людей, столнившихся \ ре-
продукторов и ждущих передача последних
известий. 5 :

Много упорного’ труда еше впереди у мо-
лодых вильнюсцев. Страшны раны, нанесен-
ные немцами столице Литвы. Поднимитесь
на маленькую гору, на вершине KOTO-
рой покоятся руины древней  крепо-
сти Гедимина, и вашим глазам откроет-
ся до боли печальная картина; груды облом-
ков и щебня на старинных узких уличках;
развалины здания Медицинского института;
обугленные коробки больших домов, лежа-
щие, точно пустые соты; разрушенные фаб-
рики и рухнувшие в воду фермы когда-то
прекрасного Зеленого моста, соединявщего
оба берега реки Вилии.

Но в литовской столице уже началась ве-
лякая восстановительная страда. Уж вьется
тонкой струйкой дымок над кирпичной тру-
бой фабрики «Нерис». Молодые рабочие
этой фабрики стали сегодляя известны всей
Литве: это по их почину начался в респуб-
лике сбор средств на танковую колочну

«Грюнвальд».
Деловито стучат моторы маленькой элек-
тростанции, снабжающей электричеством

часть города. И под древними сводами уни-

верситета, в свое время лочиста ограблен-
ного и закрытого немцами, снова раздаются
смех а шутки студентов. А по утрам улицы
города заполняют шумные ватаги гимнази-
стов, спешащих на занятея.

И на дверях ‘неказистого домика, располо-
жившегося на берегу Вилии, прабита много-
заачительная табличка: «Контора по восста-
повлению Зеленого моста». Впрочем, пока
что на развороченных взрывом фермах при-
мостились с удочками вихрастые маль-
чишки, предприимчивые и бесстрашные. Ш
даже они, эти будущие строители родного
города, как бы олицетворяют ныне победу’
юности и жизаи над разрушением и тле-
BOM.

2. Первые воскресники

Чудесные ребята — молодые и запорные,
с бесконечным запасом оптимизма. У многих
из них за плечами трудные годы подпольной
борьбы с немцами, годы суровой, полной
тревог и опасностей жизни. Но человек, за-
шедший в небольшой дом на Клайпедской
улице, тщетно старается уловять тень пере-
житых волнений на этих молодых лицах.
Комсомольцы бодры, неутомимы. Они дея-
тельно помогают восстанавлизать родной го-
рол. Недаром многие руководители прел-
приятий, да и простые горожане отлично
знают дорогу к этому небольшому дому, на
дверях которого—скромная вывеска: «Виль-
чюсский городской комитет ЛКСМ Литвы».

..Здесь шумно, все находится в неустан-
ном движезии. То и дело раздаются телефон-
вые звонки. Одна из школ коротко сообщает:
«Совсем развалилась крыша.» Воинская
часть просит устроить концерт. Звонят. с за-
вода:

— Пришлите докладчика... }

звонки деловой помощью. В 33-й началь-
ной школе крыша теперь уж яе дырявая, а
в окнах поблескивают новые слекла. В ко-
ридорах нег болыше грязи, а в библиотеке
каждая книга заняла отведенное ей место.
Когда же в первый день нового учебного го-
да в школу пришли ученики, их ожидал
сюрприз: детский утренник.

Комсомолен Иван Черкасовас, который
нам все это рассказывает, почему-то сму-
шенно улыбается. И только кружными путя-
ми удается нам узнать, что все это, оказы-
вается, сделал сам Иван с горсткой помощ-
ников. А как благодарили комсомольцев ра-

рит» после того, как у них торжественно от-

крылись краслые уголки! ae
Но есть один особый успех у вильнюсских

комсомольцев. О нем поговаривают в горко-

ме не без некоторой законной гордости:

вюсский железнодорожный узел.

дополнительный

И работники горкома отклякаются на эти.

бочие фабрики «Свобола» и завода «Элект-

комсомольцы помогли восстановить виль-

5-миллиардный кредит на осуществление
закона о передаче взаймы или в аренду,
Рузвельт ответил, что к такому сообщению
нужно относиться очень осторожно и что
этого сообщения он еще не читал.

Отвечая одному корреспонденту, Рузвельт
заявил, что он не рассматривал вопроса
о назначении нового посла в Китай. Когла
его спросили, будет ли он добиваться пере-
избрания в 1948 ` году, Рузвельт, смеясь,
сказал, что это — почтенный по возрасту
вопрос. На вопрос о том, обращался ли к
нему Дьюи после выборов с личным пись-
мом, Рузвельт ответил отрицательно, ука-
зав, что после выборов 1936 года побежден-
ный республиканский кандидат поздравил
его, а затем нанес ему визит, Накануне
выборов, сказал Рузвельт, он думал, что
получит 335 голосов выборитиков, а Дьюи —
195, но эти расчеты оказались весьма неточ-
БЫМИ. :

в конгресс США

ЛОНДОН, Ш ноября. (ТАСС). По с00б-*
щшению американской радиовещательной
станции в Англии, последние данные о
предварительных итогах выборов в кон-
грессе США свидетельствуют о том, что в
палате представителей демократы получат
242 мандата, республиканцы — 187 и не-
известна судьба 6 мандатов; в сенате демо-
краты представлены 56 членами, реепубли-
канцы — 37 и неизвестно, кому будут при-
вадлежать остающиеся 3 сенатских ман-
дата,

*

ра. Отбита контратака противника восточ-
нее города.

В Германии, в районе Гюртгена, войска
союзников продолжали наступление, пре-
одолевая упорное сопротивление противни-
ка. На этом участке фронта отбита конт-
ратака противника. Войска союзников про-
двинулись западнее города Шмидт.

В долине реки Мёрт (Франция) союзники
продвинулись к северо-западу от Сен Дье и
заняли две деревни. Отбита контратака
противника к востоку от Брюйера».

ЛОНДОН, Ш ноября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что ‘после занятия Фор-
ли английские части 8-й армии продвину-
лись далее вперед. к северо-западу от’ го-
рода.

В Восточной Боснии снова провалились
попытки немцев пробиться от Соколаца к
Хан-Пиесаку и от Зворника к Тузле.

В Далмации продолжаются ожесточен-
ные бои с ‘окруженной в секторе Книна
группировкой немцев, усташей и четников.
Противник, оттесненный на узкий участок
территории, несет большие потери от
сильного огня югославских частей. Юго-
славские части захватили много пленных и
значительное количество военных материа-
лов. :

тическим и ‘средиземноморским флотами.
Командующий тре:ьим военно-морским ок-
ругом контр-адмирал Монро назкачен в
ранге вице-адмирала на пост командующе-
го 4-м флотом. :

Главнокомандующий американским фло-
том адмирал Кинг, который также при-
сутствовал на пресс-конференции, отрииз-
тельно ответил ва вопрос о том, унич-
тожен ли японский флот. Он указал, что,
несмотря на болышие потери, понесенные
японским флотом в районе Филиппин, он
все еше представляет собой серьезную
военно-морскую силу.

..В те дни еще только отгремели залпы
вильзюсской битвы. Литовская столица дол-
жна была принимать отныне первые эшело-
ны, идущие с востока. Нужно было как
можно скорее подготовить к этому железно-
дорожную станцию. Это было очень трудно,
Страшная каотина предстала перед комсо-
мольцами, пришедшими посмотреть на стан-
цию. Остовы вагонов, раздробленные и обго-
релые. Руины станционных строений. И сре-
ди этого хаоса лишь кое-где торчали чудом
уцелевшие тяжелые, литые колеса вагонов.

Пришли комсомольцы на станцию, посмот-
рели и решили:

— Быть здесь первому нашему воскрес-
нику! Е

Трудно было его организовать. Непривыч-
ное и новое было это дело для местных ком-
сомольцев. Начали они с того, что’ устроили
на нескольких предприятиях литовской сто-
лицы собрания молодежи. На этих собра-
ниях представители горкома комсомола раз -
яенили юношам и девушкам задачи воскрес-
лика. Вель для молодых вальнюсцев моло-
дежный воскресник был новинкой...

Хорошо поработали организаторы воскрес-
ника во главе с начальником штаба Тамя-
рой Зинуковайте. И когда настало долго-
жданное утро, Тамара и ее друзья могли уже
порадоваться своим успехам: на воскресник
явилось много сотен вильнюсских юношей и
девушек. Час спустя красочный «боевой ли-
сток» уже провозгласил: «Рабочий день на-
чался ровно в 10 часов утра. Бригады при-
ступили к работе. Через 20 минут выросли
первые штабеля...»

Итак, первый воскресник — первый труд-
ный шаг, Он был отныне сделан. И заков-
чился воскресник хорошю, весело: в боль-
шом, чисто выметенлом зале станционного
управления лля юношей и девушек были
устроены танцы. у

Шумливой гурьбой возвращались в этот
день домой комсомольцы. Приятно.и рало-
стно было им сознавать, что за плечами

остался день, полный полезного и напряжен-

ного труда.

3. Дом на Зеленой горе

Он весь прячется в гуще деревьев. И толь-
ко причудливая башня с красным флагом вы-
сится над зеленой завесой да поблескивают
на солнце окна, А в вечерних сумерках дом
кажется голубым и призрачным, словно чу-
десный дворец из старой и наизусть знако-
мой детской сказки.

Еще недавно дом был пуст. Ветер гулял
по залам, хлопали ставни OKOH, и таинст-
венно скрипели по ночам половины. Но вот
появились его первые обитатели — мальчики
и девочки, а вслед за ними — молодые лю-
дн с молотками; швабрамя, со всем неслож-

мым для основательной уборки.

Недавное дом широко открыл  две-
pH всех залов и комнат для своих ма-
леньких посетителей. Узнайте у
мальчика на Зеленой горе, чтб это за дом,
и мальчик ответит вам не без гордости:

К кризису: фивского
правительства

ХЕЛЬСИНКИ, 1! ноября. (ТАСС). Как
передает финское радио, после об’единён-
ного заседания представителей различных
фракций сейма, состоявшегося вчера» было

признано необходимым поручить формирова-
ние нового правительства Паасикиви, кото-
рый принял предложение занять пост пре-
мьер-министра. Ввиду того, что старое пра-

вительство, как ожидают, выйдет в отставку

еще сеголня, новое правительство должно
быть готово немедленно занять его место.

о

От’езд Черчилля и Идена в Париж

ЛОНДОН, 11 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает. агентство Рейтер, премьер-министр
Черчилль и министр иностранных дел Иден
10 ноября вылетели в Париж в сопровож-
дении ряда ответственных правительствен-
ных чиновников. В числе сопровождающих
Черчилля лиц находится также постоянный
заместитель министра иностранных дел
Александр Кадоган.

д
К АРЕСТУ ИНИЦИАТОРОВ `МУТИНГА
: _ В ТЕГЕРАНЕ

ТЕГЕРАН, 8, ноября, (ТАСС). Арестован-
ные 7-го ноября военными властями Теге-
рана инициаторы митинга в честь 27-й го-
довщины Великой ‘Октябрьской социали-
стической революции, вечером того же Дня

были освобождены из заключения. Отряды.

войск, занимавшие помещение совета проф-
союзов и клуба Народной партии, а также
воинские части, занявшие улицы, приле-
гающие к этим зданиям, были отозваны
только к вечеру 7 ноября.
Прогрессивные  тегеранские газеты с
возмущением встретили действия властей
Саеда, сорвавших митанг и арестозавших
его инициаторов. 1 i A
Газета «Разм» квалифицировала этот
акт как открытое фашистское действие и
потребовала предания Саеда суду.

СВ

Выступление английского
морского министра

ЛОНДОН, Н! ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английский морской
министр Александер в своей речи, произне-
сенной в Лондоне, заявил, что англичане
стремятся направить на Тихий океан мощный
флот, чтобы как можно скорее добиться раз-
грома Японии. В своей речи Александер с
похвалой отозвался об американском военно-
морском флоте, который, опираясь на неко-
торую ценную помошь австралийских H HO-
возеландских кораблей, самостоятельно ве-
дет войну на Тихом океане.

Sp

Назначение Макмиллана главой
Союзной комиссии в Италии

‘дает агентство Рейтер, ‘в Лондоне офи-
циально об’явлено о назначении английско-
го министра-резидента при главном штабе
союзников. на средиземноморском театре
Гарольда Макмиллана главой: Союзной ко-
миссии в Италии.

го

не ‘знает,

По горизонтали:

1. «Хоть ты мне и батько,
а как будешь смеяться, то
ей-богу поколочу!»

2. «А ведь сам уж куды не
пощеголяет, точно кисет, из
которого вытрясли табак».

3. «Поди прочь, у тебя
руки жестче железа, да и
сам ты пахнешь дымом».

4; <..у нас просто, по рус-
скому обычаю, щи, но от чи-
стого сердца».

5. «Подымите мке веки,
не вижу!»

6. «Враг меня возьми, ес-
ли. мке, голубко, не предста-
вилась твоя рожа барабаном,
на котором. меня заставили
выбивать зорю».

7. «..ружье вешь благо-
родная, самая любопытная
забава, притом и украшение
в комнате приятное»...

8. «..я так: петушком, пе-
тушком побегу за дрожка-
ми».

9, «Не так ли, хлопцы?
наша жена люлька да OCT~
рая сабля!»

10. «Берите в зубы люль-
ки. да закурим, да пришто-
рим коней, да полетим так,
чтобы птица не угналась за

кочергу;

прошлый год на ярмарке
дала пивкопы, та
ничего... не больно».

4. «Так этак-то! вот ка-

КРОССВОРВ

Кто из героев Гоголя это сказал?

Составил В. ЛОГАЧЕВ,

я , pose bores р
Ш
PTT fol ee
Ms

стал пулей. Пусть же цве.
тет вечно русская земля»
7. «A уж коли женях д
шмыгнул в окно — уж тут

НАНТ кое уж, точно, никак нео-   просто мое почтение!»
жиданное, того... этого бы 8. «Он! и денег не платит
= ‘bI- } 1
eu а никак... этакое-то ’обстоя-   и не едет!»
тельство!» : 9. «А, вот каким голосом

зяин-то я!»

`. По вертикали:

1. «Да это и есть направо:
где право, ‘где

тем?»

лево!»

2. «Тому не нужно далеко
ходить, у кого чорт за пле-
чами». =

3. «Моя жинка купила

5. «а позволь спросить те-
бя, чем ты смазываешь свои
сапоги, смальцем или дег-

6. «сдается мне, паны-бра-
ты; умираю хорошею смер-
тью: семерых изрубил, девя-
терых копьем исколол, ис-
топтал конем вдоволь, а уж
не припомню, скольких до-

запел, немец проклятый! те-
перь я знаю, что делать.» \

10. «Давненько не браля
в руки шашек!»

11. «..не заметил, пашуг \
или нет, а вот насчет нюх.
ния табаку, так я вам доле.
жу, что все не только нюха-
ют, а даже за губу-с кл.
дут>.

Отвечайте метко

— Почему звезды мерцают?

— Кто из великих писателей был еено-
вателем и владельцем театра, драматургом
и автером? т

— Почему у современкых крупных во-

Знаете ли вы?

— Что в Лену впадает около 350 рег.
— Что для уловлетворения потребостя

охотничьего хозяйства СССР’ требуется еже
гохно ло 6.000 тонн дроби.

— Что свое прозвище пули «думу»

получили от названия патронной фабрик
в предместьях Валькутты (Mutua), rie om

енных кораблей начали делать изогнутые   ‘первоначально и изготовлялись.

трубы?
— Что такое латунь?

BeOS

Назовите путешественника

— Что морские волны обладают гр

мадной динамической силой. Давление уп.
ра волны на 1 квадратный метр летом рав-
няется. в среднем. 3.000 килограмхов, з1-

мой — 10.000. килограммов, а в cuban
бурю может достигать 30.000 килотрамии,
MOB. .

— Что Москва уже в 17-м per mr

Налёт американской авиации

ным хозяйственяым инвентарем, необходи:

любого

на Нанкин

ЛОНДОН, И ноября, (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из Ва-
шинттона, военное министерство США с09б-
ило, ‘что крупные силы американских
сверхмощных бомбардировщиков  «Летаю-
щая крепость» совершили налет на Нанкин;
Команлующий военно-воздушными силами
американской армии генерал Арнольд зая-
вил. что налет на Нанкин был совершен днем
11 ноября самолетами, входящими в состав
20-го соединения американской авиации. Са-
молеты действовали с китайских баз.

— Это наш Дворец пионеров!

Много поистине самоотверженного трула
вложила 93-летняя комсомолка. Маритэ Гри-
бовскайте, директор каунасского Дворпа
пионеров, чтобы своевременно открыть его
для детей. Нехватало стекла, чтобы застек-
лить, окна. Не было ‘мебели. Маритэ при-
шлось в лень торжественяого ‘открытия
Лворна пионеров одолжить даже стулья в
Каунасском горкоме комсомола и у своих
знакомых.

— Ho ‘все эти. неполадки теперь 1по3з-
ди.— рассказывает Маритэ.— Четыреста мо-
их маленьких друзей с Зеленой горы могут
каждый ‘день проводить досуг в своем.
пворце! В ;

И лейстзительно: все здесь рассчитано на
то. чтобы заинтересовать и заяять пионеров.
В первом зале — выставка работ литовских
мальчиков и девочек, которые были эвакуи-
рованы‘в начале войны в восточные районы
нашей страны. Немцы в свое время иныта-
лись использовать это обстоятельство для
грязной клеветнической кампании  протав
Советского Союза. Они наспех сфабрикова-
ли фальшивые извешения, в которых кауназ-
ским горожанам сообщалось: «Ваш ребенок,
увезенный в Советскую Россию, убит».

Впрочем, все эти трюки немцев с треском
провалилась: гитлеровским «азвешениям»,
как правилю, попросту не верили.

Слециальный уголок во дворце посвящен
памяти комсомолка, Героя Советского Союза
Маритэ Мельникайте. Увитый зеленью и
красными лентами, висит на стене барельеф,
изображающий мучевическую смерть отваж-
ной литовской девушки. Этот барельеф так-
же прислан каунасскими пионерами, эвакуч-
рованными в восточные районы нашей
страны.

В других залах дворца помещаются раз-
личные кружки. Откуда-то сверху дозосится
мелодия литовской песни: там пионерки ра-
зучивают народные танцы. :

..А юные хозяева дворца? Многие из них—
пионеры с солидным стажем. Вот веселый,
подвижной лвенадцатилетний Альберт
Жвирблис. Это храбрый мальчуган. В голы
гитлеровской оккупации он упорно прятал
от немцев свой пионерский галстук — спеэ-
ва в ботинке, потом в подкладке пиджака.
Наконец, он замуровал галстук в подвале
своего дома.

— Для надежности! веско
Альберт.

И в тот день, когда Краслая Армия осво-
бодила Каунас, Альберт с триумфом выта-
щил свой галстук из подвала и немедленно
надел его. Сейчас Альберт никогда не раз-
лучается со своим галстуком, пусть ста-
реньким и потрепанным, но все-таки доро-
ruM.

...Лом на Зеленой горе. Он гостеприимно
открыл двери для сзоих маленьких хозяев:
Он и впрямь похож на сказочный дворец.
И его причудливая башня высится над Ka-
унасом, как символ юности и счастья.

. Н. ПОЛЯНОВ.
Вильяюс — Каунас,

замечает

В этом ребусе спрятано имя великого
путешественника, который прожил 24 года
в странах Азии.

ТБИЛИСИ, 1 ноября.
Клуб любознательных ребят при Доме ху-
дожественного воспитания детей имени Ка-
гаковича готозит специальный вечер, по-
священный памяти великого русского бас-

В Академии наук СССР

250-летний юбилей
Вольтера

21 ноября исполняется 250 лет со дня
рождения великого французского филосо-
фа-просветителя Вольтера. Этот юбилей
отмечается  тоожественным заседанием
Академии наук СССР и совместным засе-
данием отделений истосии и фалософии 1
литературы и языка. Научные собрания,
посвященные Вольтеру, проводит в Ленин-
грале Институт литературы Академии на:
ук СССР.
Видные советские ученые выступят 8
юбилейные дни с докладами о Вольтере,
как передовом мыслителе своего времени
и борце против реакции. Отдельные до-
клады посвящаются его историческому
значению, жизни и творчеству, его pa6y-
там по истории России, в частности эпо-
ха Петра Первого.

Готовится выставка, на Которой будут
представлены первые издакия произведе-
ний Вольтера, подлинные рукописи, локу-
менты, восстанавливающие историю избра-
ния его в почетные члены русской Акаде-
мии наук. Готовится также издание сбор
нака статей и документов, посвященных
великому французскому просветителю.

(ТАСС).

28. Ломоносов. 29. Ворот. 30; Тигф. 31, Рял
32. Дрок. 33. Кторов. 34. Вне.

уступала по величине Парижу m me
шала многие города Европы.

ОТВЕТЫ

На чайнворд-кроссворд

1. Терраса. 2. Акбар. 3. Рябок. 4. Кл
миус. 5: Сумароков. 6. Валлес, 7. Coun.

8. Атом. 9. Маори. №0. Итог. 11. Га _
12. Неарх. 13. Хлор. 1%. Рейс, 15. Сю 3
16. Pean. 17. Jlocx. 18. Kuo. 19. Oxueces.

20. Як. 21. Кокчетав. 22. Вал. 23. Леопад

24. Демос. 95. Сказка. 96. Акант. 27. Тантал.

На географическую голоссломк]
«Назовите мыс»,
На карте показан мыс Челюскин.

На. цифровую зарачу
21--84--37-Е276—=218.

о Pee Beye

Расшифровав ребус, прочтите народную пословицу,

Составила Е. ЧЕРНЫШЕРА,

К столетию со дня смерти И, А. Крылова.

(Ham корр.).   яописца И. А. Крылова: Балетная. груп

танец «Стрекоз,
покажет инецени
«Ворона и ли

разучивает. ритмический
и муравей», театр кукол
ровки басен «Квартет»,
ца», «Кот и повар».

¢
Замечательные результаты

ЛЕНИНГРАД, 11 ноября. (Наш Kop?
На последних легкоатлетических copesle
ваниях сезона чемпион Советского С0Ю\
Алексавдр Шехтель метнул молот № °
метра 81 сантиметр. Это лучший рез”.
тат, показанный в нынешнем голу. В
же день заслуженный мастер спорта В
тор Алексеев бросил гранату на 76 №
ров и метнул копье на 64 метра и 11 Gt)
тиметров.

Две победы футболистов

«Торпедо»
СУХУМИ, 11 ноября. (Наш корр.). Го
шая в Сухуми московская футболь”

команда «Торпедо» сыграла там два мат
Первая встреча с местной командой «Ди
мо» закончилась победой чемпиона Моск.
со счетом 4:0, Второй матч с усилено
командой сухумского «Динамо» моСкВИ
снова вынграли со счетом 5:0. Три mate
забил А. Пономарев и два.— В. Панфит ,

& А РЕНИ

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР
начил тов. Горелкина Николая Васильев

чрезвычайным и полномочным поеланние
СССР в Уругвае,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

АДРЕС РЕДАКЦИИ:

Москва. 137. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-80-66; секретариат —  3-36- -31-79:
SN pene . : . ДАКЦ р д ; р Д 3-36-89 и Д 3-31-79; отдел пропаганды и агитации —Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 3-31-39;

Д 3-31-96; учащейся молодёжи—ЛД 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи — Д 3-38-38 и Д 3-34-23; отдел литературы и искусства—Д 5-51-94; отдел информации—Д 3-35-49;
стенографин — Д 1-04-76 и Д 3-35-20. ass ВЫ eee

53373.

г отдел рабочей молодёжи — 31-95; I
отдел — 71 3-36 24; писем — Д 3-30-69; иллюстрации en Keon anes

$

Типография газеты «Правда» имени Сталина. Изд. № 677
зд. № 671.