x

>

Весь день в степи гудело, гремело и дре-
безжало. Казалось, кто-то огромным моло-
том бил по листовому железу, и бно подла-
валось, стонало, трепетало с гулким и ту»
пым звуком.

Над землей плыли черные, дымные ‚кло-
fyi, похожие на грачей, Зайцы табунами бе-

` жаль прочь, разбросав по белой целине чер-
  пые крапины следов. Горячий ветер дышал
> огнем,

На степном гребенке — узкая, иссиня-
‚- черная полоса терновника-ветроупора. Пере-
‚ учеркнув степь, она тает, теряется вдали. С
` } двух сторон почти до верхушек деревьев на-.

мело снег. Из сугробоз торчат рогатки фио-

детовых, дымчато-сизых ветвей.

В степи лютует мороз. А в посадке co-
гревшийся под снегом теря устойчиво пах-
нет веспой. Между деревьями, из темных,
глубоких проталин в снегу идет
хмельной дух разопревшей терновой коры,
жизучих корней и влажной земли.

Среди стволов дерезьев вырыта в земле
узая черная щель. Вырубленные саперлой
лопаткой ступеньки ведут вниз. Оттуда веет
теплом. Журчит аккумулятор. Автомобиль-
ная лампочка бросает на стены землянки
скупой желтоватый свет.

— С Рожковым связь восстановлена? —
спрашивает Милованов начальника штаба.

— Восстановлена.

— Он просит помощи?

’— Нет, не просит, хотя противник уже

уретий раз переходит в атаку.

«Упрямый старик, — думал Милованов, —
попал в беду и теперь из гордости хочет
обойтись своими силами».

Где-то в душе у него шевелилось уваже-
‹ ние к Рожкову.
  — Звонил Мирошниченко, — сказал нач-

штаба.

— Опять?

— Да. Он говорит, что готов. Ждет ва-
шего приказа, чтобы пробиться к Рожкову.

— Пусть подождет. Когда понадобится,
Е скажу.

Милованов задумчиво щурил светлые, с
Уолодным серым отливом глаза. Какой на-
род! Рожков отказывается от помоши. Ми-
ринниченко, которого все считали неприми-
ичым соперником Рожкова, теперь рвется
оказать ему поддержку. Милованов с©чи-
тал, чо он хороню знает своих коман-
{иров, но оказывается, что ом знает их со-
всем мало. «Очень и очень мало», — думал
Милованов...

Милованов выходил из землянки, смотрел
вниз, на хутора; Они тонула в красных мас-
сивах вишаевых садов. Вокруг хуторов бе-
жала черчая кайма окопов. Сейчас к ним по
сезерному склону балки спускались танки,
расьпавшиеь, точно темные крапины волчь-
в следов на белом снегу.

\

f

A
%

в

жж

Танки шли, не открывая огня. Окопы тоже
уюлчали. Казаки жадяо курили, положав
пхиивотанковые ружья на брустверы.
  - Опять у них, Петр Тимофеевич, эти
  уюдзеди)
в - Onstn, Куприян,
  = Знанит пужают нас. у
— Пужают.
— Тм. Я как посмотрю, Петр Тимофее-
и, ничему они путному за эту войну не
выучились. Как хотели нас дуриком в пер-
вый секунд взять, так и сейчас к нам с этой
меркой идут. Даже картинки у них на тан-
ках старые остались. А прежняя мерка уже.
ия нас короткой стала, с нею к нам не
подступись. Я, вон, бывало, только издаля
чую, что танки ревут, и уже стрекача за-
даю. А теперь я его могу свободно до сво-
ео окопа подпустить. Потому что ежели я
‚вырыл себе глубокий окоп, то могу в чем
<\бкстрашно пребывать, и танк по мне может
{ 63 пользы сколько угодно ходить. Пускай
вн ходит я ревет, Все равно ему меня из
мили не достать. Он для меня безвредный
предмет, а я его очень даже свободно могу
№ окопа гранатой или этой штукой до-
(тать, черноусый казак. похлопал ладонью
№ прикладу противотаякового ружья.

— Правильно, Куприян, говоришь, — ска-

ал веселый голос за их спиной.

— Ты, Федот?— обернувшись, с изумле-
  зем спросил черноусый казак. На краю око-
14 стоял знакомый старик в тулупе и с до-
Южным посошком.

— Ну да, я. А кому же другому тут
быть?— бодро ответил старик. Из-под его
г в окоп шурша посыпалась сухая земля.

— Хоронись, дед, в окоп,— тонюм приказа-
мя сказал Чакан.— А то сам лаверху, как
пень, торчищь, свою голову под пулю кла-
ешь и нашу маскировку нарушаешь. Скс-
Ей сигай сюда,

_— Спасибо на приглашении, — ответил
‘Чарик, проворно спрыгнув в окон. Он поста-
вил свой посошок в угол и, оглядевшись,
довольно сказал:— А. тут у вас и сухо и теп-
м. Окопчик вы себе, ребятушки, вырыли
мубокий и просторный. Совсем. как дома.

‚ — Э10 и есть для солдата дом,— суро-
№ сказал Чакан.

-Я к сам вижу, что дом,-— возразил
\ марик— но только у хорошего хозяина
== углу всегда икона висит. Вам бы тоже
  T/T не мешало приспособить маленький
брадок. Мы, когда на прошлой герман-
Кой позиции держали, святой водичкой
ви окопы кропили и в каждом таком
Временном жилище имели икону. С богом
# умирать веселее. А то даже не знаешь,
в какой угол крестное знамение сотворить.
Ну, да ничего, я и ясному солнышику по-
Клонюсь,— старик повернулся лицом к во-
ТжЖу и, мелко. часто крестясь, отвесил
Троекратный поклон.

—/Ну, вот, теперь я могу и в вовом жи-
лице прожизать,— с удовлетворением ска-
зал старик.— Каждый приют человеку от

а дан, пускай то будут царские хо-
PO или простая земляная нора. А под
16бсной крышей еще веселей дышать, и
Я бы, ребятушки, вот в таком окопе с ве-
UXO радостью жил среди земной красо-
1ы, Кругом тебя степь, звери шныряют,
ITM поют, травушка-муравушка шумат.

1 великие блага создатель человеку гла-
82 открыл.

— Ну, и жил бы ты себе, дед, в степи.

ТЫ никак на печь хоронишься,— с ехид-
зом сказал”Чакан.

— Человек сам себя в тюрыму заточил, —
рьезно ответил старик.— Я бы, может,
йчас вольвой пташкой щебетал, кабы
Чмейзтвом не оброс и забот себе неё за-
№л. А теперь; кула бы я на своих бес-
^ ПУтых ногах ни добежал, — все к своей
СТарухе обратно иду. И иначе нельзя, по-
TOMY не должен человек только для одио-
№ своего удовольствия жить, а должен
Подумать о том, как бы весь христианский
Ред продолжать. Вот у меня шестеро ©ы-
806Й, и все шестеро сейчас на войне и
a головы на пользу всему народу кла-

«Ведь вот же какой дед,— с сокруше-
м думал Чакан,— никогда За словом в
Карман не полезет, и на все у него гото-
ВЫЙ отзет есть. Самого от земли Её вид-
и 4 шестерых сыновей на свет произ-

И»,

— Да, — прололжал старик, — человек
м придумал себе забот полон рот. Ле-
тать выучался и, между прочим, себе это
№ вед обратил. Вот эту железную танку
Тять же на свою погибель л.

“aM же теперь ее боится, и даже трогает-
“Я от нее умом. Но, между прочим, Куп-

oof
Отрывки из романа
«Ha Ite»

eo ¢

рияи правильно говорил, что бояться ее
теловеку никак не резон. Я тут за вашей
в стоял и слушал, какой вы разговор
 ежду собой вели, и умные речи Куприяна
очень пришлись мне по. душе. Пускай танк
ходит по тебе взад и вперед, а ты, как

сидел себе в окопе, так и сиди. Потому,

эта безглазая машина никак не может тебя

: м р если ты к ней HOAXO DBI, ©
‘MOM. аз ты ее своим разум OM COTBO; q
эналтиг она на ee

от твоей pyxd mw погибель мо-

теплый,   ЖЁТ принять. Ведь эта танка мертвый

металл, и против живой человеческой ду-
oe Ohad никак не в силах устоять. Пото-
ву...

СЕ Погоди, ‚дед, не т Yb,— нетерт fe
во перебил старика и ионы
ки повернули, идут прямо на нас.

№ # =

Колонла немецких тяжелых машин до-
шла до средины поля и разделилась на две
группы. Под прямым углом танки стали pac-
ходиться на правый и на левый фланг. В
клубах черного дыма и снежной пыля тону-
ли и расплывались очезтания массивных кор-
пусюв, а белая эмалевая краска, которой
были окрашелы танки, создавала виечатле-
ние, что сугробы вдруг строяулись с места
и пошли по степи.

«ome похоже», — подумал Чакан, при-
падая к
Танки еще были далеко, но Чакан уже вы-
бирад себе в колоние машин цель и мыслен-
но прикидывал, как ее удобнее поразить.
В той группе, которая двинулась на левый

фланг, было больше машин. Впереди шли

три лвухбашенных танка, резко отличных от
лругих. Они были неизмеримо больше и ка-
зались вырубленными из одного сплошного
куска металла. Их башни отчетливо зозвы-
шались над землей, далеко чернея проре-
зами, похожими на раскосые глазницы в
шлемах древних воинов.

— Скоро два года воюем, а такие чудо-
вища вижу в первый раз,— вполголоса ска-
зал черноусый казак.

— Так это и есть «тигры», — небреж-
но, ответил Чакан. Но он сам был поражен
грозным видом огромных, доселе невидан-
ных машин.

— Ты бей правого, а я левого, Куприян.
Как подойдут до тех кустов, так и стре-
ляй,— сказал Чакан черноусому казаку.

— А что же мне ?
nenere? Heke и ТОЖЕ Но из люка танка по пояс высунулся дру-

гой танюйст в черном. кожаном шлеме Под-

могу вам, ребятушки, помочь, — спросил Ча-
кана старик.

— А ты, дед, будешь из того ящика пат
роны -подавать. Да поживее,— сурово при-
казал Чакаи.

— Вот и мне работка нашлась, — направ-
ляясь к ящику с патронами, радостно ска-
зал старик. ‘ :

повый огонь. В жерлах орудий, направлен-
ных на хутора, блеснули острые, красные
язычки, трепыхнули в воздухе, точно ло-
скутки кумача. По черте окопов пробежал
пюрох, словно полосой прошел крупный 4
частый град. Вместе с дошедшим, слившимся
ревом орудий в. ок посыпалась: земля.

— (Стреляй, Куприян,— оглохнув от грэ-
хота, крикнул Чакан.

Среди тупых и гулких ударов пушек раз-
розненные выстрелы противотанковых ружей
зачокали, как игрушечные хлопки. :

В развернутой шереляге танков, идущих на
хутора, острый, охотничий глаз Чакана за-
метил причиненный ружьями урон. Два тан-
ка остановились, образовав просвет в ко-
лонне машин. Над их башнями вдруг ржа-
выми облаками заколыхалось пламя, и тот-
Час же в окопы донесся едкий бензиновый
душок. .

— Берет, Куприян,— радостно закричал
Чакан.— Живей подавай патроны, старик.

Однако три головных двухбашенных тан-
ка продолжали невредимо итти вперед.`Как
ни напрягал зрение Чакая, он не мог уви.
дать ни одной трещинки на их броне. Лишь
кое-где были заметны мелкие вмятины, да
поблескивали наранпины — легкий осколоч-
ный след. : :

— Или их наше ружье ae SGeper?— patre

рянно спросил черноусый казак.
Возьмет. Еше не придумал немец такой
силы, чтобы ее русское оружие не могло
взять,— с уверенностью ответил Чакан. А у
самого екнуло сердце: «Неужто не берет?
Нет, не может быть». ,

— Стреляй, Куприян,— торопил Чакан
черноусого казака. Смяв гусеницами раки-
товые кусты, танки ускорили ход. На боль-
ших оборотах завыли моторы, со стенящим
звуком цепляясь зубьями шестерен.

— Ты чего же молчишь, Куприян? Бей!--
волнуясь, закричал Чакан.

Но черноусый казак не отвечал. Выпустиз
из рук приклад противотанкового ружья, ов
прислонился плечом к землялой стенке
окопа и медленно сползал вниз. Ноги ето в
шевровых офицерских сапогах подгибались,
и он тихо садился в окои:

— Куприян!-—с тревогой позвал Чакан..

Черноусый казак молчал. С первого дня
войны они прошли через все мытарства,
вместе с Чаканом бок-о-бок делили попо-
лам одно горе и одну тоску, щепотку соль
датской махорки и на`привалах ставили ря-
дом лошадей. Ели из одного котелка и ча-
сто грызли один черствый сухарь. Ни одной
тучки не пробежало между ними, ни ол-
ного крутого слова не было сказано в ‹ерл-
пах. До самого Дона дошли неразлучно.
А тут вдруг не отозвался Куприян на при-
зывное слово своего боевого дружка,’ ни
звука не проронил в ответ. Промолчав,
устало и грузно опустился в окоп. =
Ах ты, боже мой, — подхватив под. ру-
ки черноусого казака, горестно засуетился
вокруг него старих. Он уложил отяжелев-
её тело Куприяна на дно окопа; став на
колени, наклонился над его лицом. — Не ды-
шит. Убит. Даже ни разу вздохнуть Не
успел. т

На лицо убитого медленно набегала
темная, землистая тень. Желтоватая блед:
ность покрызала его черты, придавая им
холодную замкиутость и суровую отчуж-
денность от мира.

В окопах осыпалась земля, зыбко колы-
хаясь под гусеницами танков. Уже отчет-
ливо были различимы их приземистые, ши
роколобые корпуса. Вблизи они казались
еше больше, поражая и подавляя устрашаю-
шими очертаниями своих исполинских раз-
меров. .

Слышно было. как вышелкивают, скреже-
щут осколки по стальной, непроницаемой
броне. В чадном дыму и в тучах летящего
металла танки непреодолимо шли на хутор-

На подходе ко второй линии окопов тан-
ки прекратили огонь. Взревез моторами, они
устремились вперед. У Чакана ломило пле-
чо от беспрерывных толчков ружья. ИНышу-
щий жаром ствол жег ладонь. Он нагребал
< бруствера ла ружье снег и снова стре-
лял. Прямо перед собой Чакаи видел чер-
ные траки гусениц. Они неудержимо налви-
гались на него. Суеверный ужас об’ял душу
Чакана. Ему захотелось выскочить из око-

нм

па и без оглядки бежать от этих чудовини-!

— Патроны, дед! прерывающимеся голо-
сом крихнул Чакан. -

— Сейчас, сейчас, — побежав в угол око-

па, засуетился старик. Не добежав, он вдруг

схватился рукой за бок и тяжело опустил-
ся на ящих, по-рыбьи зевая ртом. Из его
груди вырвался сдавленный хрип, а изо рта
хлынула и, захлюйпав, побежала по бороде,    !

HO рваному, заштопанному тулупу дегтярно-

черная кровь.
_ Горе’ ‘и злоба стиснули сердие Чакала.

Только что на его глазах два русских че-

ловека причяли от чужой, громыхающей ма-

шины смерть. Чакан остался в окопе один.

«Так нет же, не может быть, чтобы на это-

го стального зверя не нашлось узды,— по-

думал он, ирипадая к ружью.— Чтобы оус-!
ского человека донять, немец против него

а десачты, и воющие бомбы, и разные дру-

гие пакости бросал. Но наи народ протиз

всех его хитростей свою мудрость применял.
Не может быть, чтобы теперь этой своей
громадвой коробкой немец фусского чело-
века победил». ;
Чакан налег плечом на бруствер, тщатель-
но целясь. Головной двухбашенный танк,
переваливаясь, неуклюже, точно черепаха,
обходил минное поле и, повернувшись, от-
крыл свой бок. Чакан выстрелил и подбал
танк.
Но остальные танки перешли через окопы
и выходили на окраину хуторов. На пути
их легла мелкая, незамерзающиая зимой реч-
ха. Спустившись к берегу, танки напоролись
на минное поле м задним ходом медллензо

стали отходить назад. И лишь один поорвал-

прикладу бронебойного ружья,  e на северную окраину хутора. Tlepeexas

речку, он вскарабкадлся на высокий берег и

ринулся вперел, ломая и подминая под себя!

мололые вишневые стволы. Повалив боком

деревянный колодезный сруб, он подмял

краслоталовый плетень и вышел. на простор-

*

Хлеб-—
государству!

Го

мельского района Гомель-

Колхоз «Первое мая»
  ской области сдал сверх
плана в фонд Красной
Армии 4.200 пудов хлеба, 500
‘тонн картофеля, 35 тонн
овощей. Ма снимке: колхоЗ-
ники везут хлеб ва conse
  пункт. :

Фото В. ЛУПЕЛКО. (ТАОб).

Se

KomcomMon— -
детям фронтовиков
Год назад, в канун 25-летия ВЛКСМ, мо-

лодёжь Советского за  ноклялась
товарищу Сталину постоянно заботиться о
сохранении здоровья, воспитании и обуче-
наи подрастаклщего поколения. i

За TOLL войны молодёжь заработала на

воскресниках и внесла из своих сбереже-

ний в фонд помоши детям фронтовиков
свытие 170 миллионов рублей. На эти сред-
ства построены 126 детских домов, откры-

то 14 здравыиц и сотни детских домов и

ный колхозный двор. Но из-за угла зерно-
вого амбара, навстречу танку, противотан-   194 :
  тей защатников Ролины. Школьникам — де-

ковый расчет на руках выкатил непраздопо-

добно маленькую пушчонку. Вздрогнув, она

в упор ударила по башне. Вместе с вы-

стрелом над хуторами прокатился резкий

валил густой мазутный дыи. Бросив пушку,

бежали к танку. Задний люк © лязгом от-
кинулся, и из него выпрыгнул худощавый

лами серой офицерской шинели, он зигза-

`гами побежальпо колхозному двору, огляды-

скрежещущий звук. Могучая машина въю-
  вом повернулась на месте, и из ее щелей по-

ваясь и валяя, точно уходящий от облавы

волк. :
И он, пожалуй, убежал бы от казаков.

HIB в руке пистолет и медленяо приие-
ливнись, он выстрелил убегавшему това-
рищу в спину. Офицер с непокрытой голо-
вой, взмахнув руками, упал, уткнувшась ли-

него нтирокоплечий танкист в черлом шлеме

Не доходя до кустов, танки открыли зал-   CS BS TaHKa и, неуклюже подняв вад го-

ловой руки в кожаных перчатках, сказал,
мешая русские и немецкие слова:
— Война некорош. Камерад капут.
фе
В промежутках между атаками наступа-

ли паузы плотной, тугой тишины. В упругом
воздухе еще долго звечел, трепётал послед:
ний гаубичный раскат. Так звенит в поро-
жней бочке отраженный звук. Казаки жад-
но глотали нападавший на брустверы снег.

Над окопами кольцами вился зеленый махо-
рочный дымок. Ненасытло скручивали цы-
гарку ‘за цыгаркой, рассыпая дрожащими
пальцами табак. С глубокими, лихорадоч-
ными затяжками осаживались на дно души
усталость, напряжение, страх, тревога перед
тем неизвестным, что еше предстояло впе-
реди.

В терновую посадку ча степном гребешке
отзвуки тишины приходили вместе с заклю-
чительным артиллерийским эхом, сбиваю-
щим белый прах с морозных ветвей. После
мгновения ничем не заполненной, томитель-
ной пустоты испуганно прикорнувший на
ветке снегирь ронял нечаянный свист. И
вдруг чаща оглашалась веселым  щебе-
том и радостной суетней маленьких красно-
грудых птах.

— Эка обрадовались, видно, им тоже
война не впрок‚,—усмехаясь, говорил Мило-
ванов начальнику штаба.

— От Мирошниченко приехал офицер свя-
зи,—осторожно вставил начитаба. =

— Знаю, знаю,— нетерпеливо перебил Ми-
лованов. — Он спрашизает, когда выступать,
Еще. рано. ~~ :

В неуверенном, виноватом, лице началь-
ника штаба, в строгой фигуре часового, за-
стывшего у вхола в землянку, в глазах
склонившегося над аппаратом связиста —
всюду он видел одинои тот же вопрос. Все
ждали и горячо желали, когда он скажет:
«Пора». И все отказывались понимать, по-
чему он медлит. Хутора опоясывало исси-
ня-желтое, искристое зарево пожаров. Озя
подступали к садам, лизали стволы деревь-
ев. Ветер приносил чз балки острую, скорб-
ную горечь тлеющей коры. .

Милованов сяова выходил из землянки,
подолгу смотрел на хутора и, возврашаясь,
опять видел устремленные на него ждущие,
настороженные глаза. Нет, он не мог ска-
зать им этого слова. По числу горящих тан-
ков, в беспорядке разбросанных внизу, на
склоне балки, точно фигуры на шахматном
поле, по ярости и скоротечности немецких
атак, по всему дыханию боя он знакомым,
внутренним чутьем предчувствовал прибли-
желие того иеуловимого, переломного пунк-
та. от которого зависел конечный исход. Ho,
как всегда, он не мог предугадать,‘ когда
наступит этот момент. Так художник, за-
канчивая картину, не может знать, когда по-
следует решительный удар кисти. Перед его

пар кожаной обуви, 208.200 пар чулок и нос-
ков и много другах детских вещей.

сомочщи детям воинов изготовлено в неуроч-

метров мануфактуры, 88.000 штук верхнего
` платья, около 600.000

ских вещей, тысячи учебно-наглядных пря-

цом в конский навоз. Тогда стрелявшкий в   чадлежностей и много . предметов оборудо-

обязательства об усилении помощи детям

мысленным взором проплывало поле боя, ши-

рокая заснеженная степь. Она ему пред-
ставлялась гигантским белым холстом с рас-
сыпанными за нем контурами танков, с яр-
кимн пятнами орудийных блесткоз, темными
лысинами пожарищ и коасной, багровой кай-
мой сплошных вишиевых садов. Задерну-

тое пеленой дыма, заваленное грудами раз-

битого металла и освещенное отблесками за-
рев, поле боя открывалось его глазам почти
в законченном виде. Оставалось сделать ки-

‘стью еще один мазок, последний удар.

Внутреняе сжимаясь, OH весь напрягался,

сердцем чувствуя приближение этой секун-
ды. Он ждал, когда схлынет волна танко-
вых атак, когда выдохнется противник H
обессилеет его ярость,— ждал, чтобы нане-
сти удар,

В землянку быстрыми шагами спустил-
ся начитаба.

— Немцы залегли,— сказал он звзволно-

ошибся?— недоверчиво  пере-
спросил Милованов, вставая.

— Нет, они роют окопы.

Милованов снял со стены бурку, надвч-
нул на лоб серую курпейчатую папаху.

— Рожкову перейти в контратаку. Ми-
рошниченко атаковать навстречу, из района
Куга-Ея, пробиваясь к хадам. — Милованов
быстро повернулся к ад’ютанту. — Зоя, ма-
изину.

оздоровительных площадок, на которых в
1943—44 году отдыхало болыше 150.000 де-

тям фронтовиков по решению ИК ВЛКСМ
выплачивается 18.930 стипендий.

На промышленных предприятиях страны
по инициативе комсомольцев проведены де-
сятки массовых воскресников по изготовле-
нию вещей и оборудования для детских уч-

тиллеристы, торжествую закричав  реждений. Только за два воскресных иня
Ge г. » BO рабочие и работнаны текстильных фабрик
  страны изготовили сверх плана для детей
  4 3 < , rs Ра-

‘танкист сн Голбво „  фронтовиков 3 миллиона метров ткани.
ее Я. Развевая 19   подне и работницы предприятий лёгкой и

местной промышленности в дни воскресни-

ков выработали 86.000 школьных принал-
лежностей, 7.680 килограммов мыла, 31.100

Всего по стране в 1944 году в порядке
ное время 174.000 пар обуви, 5 миллионоз
разных других дет-
вания для школ и детских домов.

В ответ на доклад товарища Сталина
комсомольцы и молодёжь принимают новые

фронтовиков. cr ACC). x

ПИСЬМО ТУЛЯКАМ

Товариш ` редактор! В+: нашей

фронтовой газете  «Разгромим

врага» на видном месте была на-

` печатана заметка О славных. тру-

довых делах ‘молодежной брига-

ды имени Зои Космодемьянской

‚ Тульского радиозавода. Мы, бой-

цы. подразделения радистов, нро-

сим напечатать в газете «Ком-

сомольская правда» наше HHCbMO
тульским товарниитам...

Товарищи члены фронтовой бригады
имени Зои Космодемьянской! Мы,
комсомольцы-радисты Н-ской части,
поздравляем вас с выпелненнем произ-
водственного задания на 359 процентов
при меньшем, чем раньше, количестве
рабочих. ae :

Наша цель одна—быстрее добить!
врага. Вы стараетесь в тылу, а мы на
фронте бъём врага, мстим гитлеровским
преступникам за смерть Зои, за разру-
шенные города и села. -

Связь-—нервы армин. Без связи нель-
зя управлять войсками в современной
войне. Радиосвязь-—есновное, а иногда
и единственное средство управления
войсками в бою. Наши заводы и вы,
товарищи, снабжаете нас совершенной
радибаппаратурой. В руках умелого,
знающего дело бойца она работает без-
отказно в самых сложных условиях.

В подразделении старшего  лейтенан-
та Банщикова бойны-комсомольцы Фи-
липпов, Скотникова, Наумов и млад-
ший сержант Полибина отлично знают
свое дело и умело действуют в бою.
Эти товарищи были по нескольку раз
ранены в боях, но не прекращали свя-
зи, В одном бою младший сержант По-
либина получила три серьезные раны.
Побледневшая радистка, стиснув зубы,
продолжала поддерживать связь и зая-
внла товарищам:

— До конца боя с поста не уйду!

Младший сержант Полибина и мно-
гие другие наши комсомольцы награж-
дены правительственными наградами.
За отличное выполнение боевых зада-
ний на фронте мы получили две благо-
дарности Верховного Главнокомандую-
mero Маршала Советского Союза тоза-
рища Сталина, и

Так мы работаем в бою, используя.
вашу аппаратуру. р

Желаем вам успехов, дорогие друзья!

oe

ee

По поручению подразделения
ГАБЛЫ ШАРИПОВ.
Полевая почта 63542-М.

На заводе, где секретарём комитета
ВЛКСМ тов. Чернышева, комсомолен:
сварщик Ахтям Арифулин овладел пя-
тью профессиями. Он выполняет произ-
водственное задание на 370 процентов,
На снимке А. АРИФУЛИН за работой.
Фото К. БОРИООВА.

НОВОЕ В ДВИЖЕНИИ МОЛОДЕЖНЫХ БРИГАД

отн

На многих заводах работают станки, на
Боторых стоит марка завола имени Cepre
Орджонаякидзе. Мы знаем: чем больше стан-
ков даст завол, тем больше. моторов, танков,
пушек, самолетов вынустят. военные. пред-
приятия. Й наш коллектив напрягает все
силы, ищет новые пути повышения произ-
волительности труда.

Рядом с кадровыми рабочими трудятея
юноши и девушки, овладевитне своей нро-
фессией в дни войны. Их об’единяют моло-
дежные бригалы, которые стали теперь 0-
новной формой организации моледых рабо-
чих, их обучения и воспитания. Бригады до-
казали евою жизненную силу, они дают не
менее ноловины всей заводской продукции,
номогают людлм, недавно пришедшим на
предприятие, стать мастерами своего дела.

«Комсомольская правла» уже рассказы
вала о токаре Николае Чикиреве. Для него,
как и для многих его товарищей, характер-

0 не только старание: он непрерывно изхет

новые приемы труда. Про Чикирева можно
сказать, что ен «выжимает» из станка, из
инструмента вое, что они мотут дать. При-
менив новые режимы резания, усовершен-
ствовав режущий инструмент, Чикирев да-
лево перешагнул технологические нормы.
Влагодаря его работе сборка не испытывает
теперь нелостатка в шпинделях, & вель
тиивдель — это деталь, которую с полным
основанием называют «сердцем» станка.
Таклх, как Чикирев, Якуто. Теньков, у
нас немало. Они пришли на завод всего
лишь год-два назал, но уже уверенно владе-
ЮТ св0ей профессией. Молодежь выросла,
сна берется за сложные дела и успешно

справляется е ними. Напомним, что до вой-

ны на сборке работали почти исключатель-
Ео мужчины. бейчас число работнин вырое-
ло злесь в шесть раз. Они выполняют впе-
рации, которые раньше поручали только
опытным кадровикам.

Приведу одан пример. В дни пуска заво-
да у нас работали ебомпики, прясланные
заграничными фирмами. Они собирали в
день ие 10 валиков, уверяя, что для на-
его рабочего предел — нять валяков. Те-
перь Саша Бровкина, Клава Ярошинская и
другие девушеи регуляркю сдают но 30 ва-
ликов каждая. Так производительно трудят-

ся молодые люди, об’единенные в бригады.

На завод непрерывно ирихедят но-

вое пополнение. Tlepex новичками ставят

задачу — вынолни норму. Это дается не
сразу: нужно поучиться у товарищей по
работе. овладеть минямумом знаний, прак-
тическимн навыками, пока бригадир не по-
ставит против твоей фамилии — «100 про-
центов». И вот норма освоена, она вынол-
няетея ежедневно каждым членом брига-
ды. В какой же цела будет теперь стремить-
ся бригала?

Нашей целью rox назад было пла-
новое задание. Залание— это государствен-
ный план завода, доведенный ло бритады,
до рабочего. Задание точно определяет ту
продукцию, которую должен слать отлель-
ный рабочий, чтобы план был выполыен
всем цехом, воем предприятием.

Молодежные бригады сами выдванули
перед нами вопрое о нереходе ка плановое
залание. Это естественно и понятно: брига-
да по природе своей склонна к новаторетву.

— Если товарищ по бригаде не сможет
полностью дать BOLO, ITO положено по зада-
нию, долг всех остальных — восполнить
пробел, — так решили бригадиры.

В прошлом году, после возвращения завода
в Москву, началось восстановление основно-

т6 производства станков. Из цеха, гле на-

чальником тов. Вайсарьяниц, часть рабочих
перевели на другие участки, но продукция

не снизилась, а выросла. Этим мы обяза-

ны. въчастности, и тому, что все семнадцать
молодежных бригад цеха перешли на рабо-
ту по плановому заданию.

В начале месяца в цехе созываетел со-
вещание. Начальник информирует мастеров
и бригалиров о том 0б’еме работы, который
определен государственным планом. Свою
часть плана обязана выполнить ` каждая
братада. Здесь же, на совещалиги, бригада
получает месячное задание.

Кроме того. сменный мастер выдает бри-
гадирам задания на каждый день. Так, ма-
стер Борткевич 24 октября в дневном 38-
дании бригаде Тенькова опроделил такой
об’ем работы — 1.000 деталей.

Слесяри бригады Тенькова имеют равную
квалификацию. им надо сдавать по 2.00 де-
талей. Это составляет 235 процентов новой,

РМЫ-

К ЗАД

значительно повышенной товчы. Каздый
из слесарей ревниво следит зь своим с0ее-
дом, етремяеь обогнать его. Характерно, что
сейчзе, когла бригал» ведает в два © поо-

виной раза больше продукции, чем в начале

года, отпала необходимость в сверхурочной
работе.

— Дело пошло у нас на лад, говорят
Виктер Илюхян и бана Удечин.— Зная за-
ранее, что с тебя призитаетея, раенреде-
хяешь работу на весь день. Тен Е
учиться поспеваем, читаем больше.

Бывает нередко и так: рабочий день еще
не окончен, а бригадир уже направляется к
мастеру ©. просьбой: «Товарищ мастер, MBE
скоро кончим. Подкиньте сотею деталей».

Не было лакого дня, когда. бригада Тень-
вова не выполнила, бы задания. Совместная
работа сдружила бригаду, все молодые ра-
бочие подали ззявления: хотят быть ком-
сомольнами. Теньков и его друзья завое-
вали первое место не только на заводе,
но и в Ленинском районе. Из месяца в
мести бригада едает все больше продувции.

Viens: нермы выполнены в среднем на
165 процентов, задание — 127 нрецентов.
^` Август: нормы — 2.04 процента, зада-
вие-— 139 процентов.

Сентябрь: нормы — 235 пронентов, за-
дание — 181 процент. ~

If aro — несмотря на то, что в сентябре
были введены новые, более выгокив нормы.

В каждом цехе два раза в месяц еозы-
ваются совещания бригадиров. Здесь под-
водят итоги первых двух недель, выясняют,
кто задерживает работу, совместно реша-
от трудные вопросы. i

На залание переходят, конечно. лишь те
брагады, где большая часть людей добилась
выполнения нормы. Если вто-нибуль не
успевает, ему помогают товарищи.

По новому методу работают рее 90 моло-
дежных бригал завода. Лля сборочных це-
хов задание определяет число машин, уз-
лов, Или ‘агрегатов. Для механических и
сборочных цехов массового производства за-
‘дание указывает количество операций, хе
талей или же готовых изделий. ;

Задание повышает роль бритадира, содей-
ствует полготовеё младшего команлного с9-
етавь нромьниленности — тех молюдых кд-
мандиров произволетва. которые в первую
счерель решают судьбу плана.

Работа по заданяю требует, конечно. 0е-
новательных знаний. Два месяна назал за-
кончили занятия на курсах теоретического
обучения 45 бригалиров. С начала октября
начались занятия второй очерели. Вожаки
мололых токарей. слесарей, Фрезеровщиков
изучают. металловедение, инструменталь-
ное дело. техническое норнирование и дру-
гяе предметы. Многие молодые стахановцы

‚ занимаются на курсах, в кружках.

Работа mo заданию способствует равно-
мерному ходу всего заводского механизма.
Растет преизводительноеть. снижается брак.
Тод назад среднемесячная выработка на ол-
ного рабочего в молодежных бригадах со-
ставляла 2.000 рублей, теперь — 2.409.
Вдвое уменьшилось число молодых рабочих,
не справляющихея с норисй.

Работа по заданию помогла нам перейти

‘а поточное производство станков. Ас пере-

ходом на поток коллектив орлжоннкнизев-
цев обязался следующие 19.000 модерни-
зированных револьверных станков «М-136»
выпустить не за 10 лет, a 3a 214—3 года.

Работа по заданию помогает точно опре-
делить место каждой бригады в общезавод-
ском соревновании. Если бригада операцион-
ников, например, ласт сравнительно лего
200—300 продентов кормы, то на слож-
ной работе выполнение нолутера норм не-
ведко потребует значительно большего на-
пряжения. Спрашивается. какая же из этих
бригад может претендовать на перзенетво?

`В данном елучае не норма, а задание точно

и верно позволит дать оценку разлячньйе
бригалам.

Эта форма ортанизации труда лоступна
любому предприятию. В Ленинском районе
Москвы так работают ро многих нохах
«Стальконструкции», «Краеного факела» и
других заводов.

Плановые задания поднимают на новую
ступень работу мололежи, обязывают моло-

‚дых рабочих настойчиво и глубоко изучать
‘технику.

В. FOPEHHIFERH,
начальник планозе-производственного
отдела ордена Трудового Красного
Знамени станкозавода имени Серго

е Орджоникидзе.

Государственная помощь матери и ребенку

Совет Народных Кюмиссаров СССР принял
постазювление о расширении сети детских
учреждений и улучшении медицилокого и
бытового жизания женщин и детей.

В городах, рабочих поселках, на железно-
дорожном и водном транспорте, в сельских
местностях значительно увеличивается сеть
родильных домов, консультаций, детских са-
дав, яслей, молочлых кухонь. Уже в теку-
щем году должен быть открыт ряд новых
детских учреждений и увеличено число: мест
в существующих.

В 1945 году количество коек в родильных
домах и отделениях решено ‘довести до
91.200, в домах ребенка — до 43.700. В дет-

ских садах будут воскпитываться свыше

2 миллионов детей, в яслях — около миллио-.
ва. Вводится круплосуточное пребывание де-*
тей в яслях. Расширяется сеть детских и

женских колсультаций, домов матери в pe-
бенка и т. д.

Отдущены крупные средства и материл-
лы на строительство и ремонт детских учре-
ждений. Все помещения этих учреждений,
занятые не по прямому назначению, должны
быть к 1 ялваря 1945 года освобождены и
отремонтированы.

Промышленным наркоматам поручено из-
готовить хлопчатобумажные ткани, валеннн,
кожаную обувь, трикотажные и другие из-
делия для снабжения ребят, находящихся в
детских учреждениях и в патродате.

(ТАСС).
99$950000000000095000

«ЖВМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВЛА»
15 ноября 1944 г. 8 стр,