«Да здравствует

боевое единство

всей свободолюбивой молодежи мира!»

Приветствия ‘молодежи Болгарии советской молодежи в связи
с 27-Й ГОДОВЩИНОЙ Великой Октябрьской Социалистической революции

Москва, ЦК ВЛКСМ.

Вам, достойным представителям Ленинско-
го комсомола в могучем Советском Союзе,
рабочий молодежный союз города Стара
Загора шлет свои горячие поздравления по
случаю 27-й годовщины Великой Октябрь-
ской социалистической революции. Мы,

болгарская молодежь, пожимаем вам брат-

ские руки и заверяем вас, что не пожа-

леем своей жизни для разгрома общего вра-
га народов — фашизма.

Рабочий молодежный союз города

Стара Загора, Болгария.

Москва, ЦК ВЛКСМ.

В связи с 27-й годовщиной Великой Ок-

Да здравствует великий полководец Крас-

тябрьской сопиалистической революции ок-  ной Армии Маршал Сталин!

ружной союз рабочей молодежи г, Габрово
шлет вам свой восторженный молодежный
привет и выражает свою готовность продол-
жать совместную борьбу до полного унич-
тоженния немецких фашистов,

Да здравствует славная Красная Армия!
Да здравствует боевое единство всей сво-
бодолюбивой молодежи мира!
Окружной молодежный союз г. Габрово,
: Болгария.

° Декларация общества «Финляндия — боветекий 6003>

ХЕЛЬСИНКИ, 15 ноября. (ТАСС). 14 но-
ября правление общества «Финляндия —
Советскай Союз» разослало хельсинкским
газетам текст декларации, принятой обще-
ством «Финляндия — Советский Союз» по
поводу правительственного кризиса.

«Правительственный кризис, — говорит:
ся в декларации, — свидетельствует о том,
что отношения между Финляндией и Со-
ветским Союзом еще не развились до сте-
пени полного доверия и дружбы. Поэтому
общество «Финляндия — Советский Союз»,
целью которого является установление
именно таких отношений, считает своим
долгом выразить свое мнение по поводу
правительственного кризиса. Общество счи-
тает, что установление дружественных от-
ноений предполагает наличие такого пра-
вительства, члены которого искренне при-

лагают все усилия для достижения цели
общества. Достижение этой цели будет за-
труднено, если в правительстве будут лю
ди, поддерживающие военную политику по-
следних лет и являющиеся противниками
программы общества. Искренних и прочных
отношений можно достигнуть только под
руководством таких тиц, которые, не боясь
трудностей, беспрерывно добизались мирных
и дружественных отношений между Фин-
ляндией и Советским Союзом и этим 3a-
воевали доверие народа. Только такое. пра-
вительство. будет в состоянии удачно раз-
решить существующий кризис, завоевать до-
BepHe и поддержку народа и добиться
искренней и прочной дружбы между Фив-
ляндией и Советским Союзом, что является
целью общества «Финляндия — Советский
Союз».

Интервью  иредставителя_ финской

арарной партии

СТОКГОЛЬМ, 15 ноября. (ТАСС). Хель-
синкский корреспондент газеты «Ню даг»
сообщает, что депутат финского сейма, член
аграрной партии Урхо Кекконен в интервью,
данном корреспонденту газеты, заявил:

«Нынешнее финское правительство было
образовано на неправильной основе. При его
образовании надо было учесть актуальные
политические требования. Я надеюсь, что
новым премьер-министром будет Паасикиви
и что правительство будет преобразовано
как можно быстрее и основательнее. Со-
ветский Союз уважает независимость Фин-
ляндии. На этом основании я убежден, что
большинство финского народа будет стр=-

Урхо Кекконена

миться содействовать установлению дей-
ствительно дружественных отношений с Со-
ветским Союзом. На ту часть населения, к
которой я принадлежу, произвели неизгла-
димое впечатление два обстоятельства, а
именно: телеграмма Сталина обществу
«Финляндия — Советский Союз» и речь
Сталина в день празднования годовщины
Октябрьской революции. Я хочу, чтобы у
нас было образовано такое правительство,
которое выражало бы наше истинное жела-
ние и нашу волю установить дружествен-
ное сотрудничество с Советским Союзом”
Мы понимаем что это важнее для Финлян-
дии, чем для Советского Союза».

Пребывание советской профеоюзной делегации в’ Италии

РИМ, 14 ноября. (ТАСС). Вчера советская
профсоюзная делегащия посетила заселание
центрального комитета профсоюза желез.
нодорожников, который об’единяет в освс-
божденной Италии 70 тысяч членов. Этот
профсоюз решил примкнуть к итальянской
всеобщей конфедерации труда. ^

Председательствовавиий на заседании
приветствовал советскую профсоюзную де-
легацию. Ее руководитель тов. Тарасов в
своем выступлении передал итальянским
железнодорожникам привет от организован-
ных профсоюзов советских железнодорож-

ников. После двухчасового обмена мнения-
ми о работе профессиональных организаций
т. Тарасов пригласил руководителей италь-
янского профсоюза поддерживать контакт с
советскими профсоюзами и.послать в СССР
своих представителей. В заключение т. Та-
расов обещал передать советским железно-
дорожникам выражения солидарности и при-
знательности итальянских железнодорожни-
ков.

Этим посещением закончилась деятель-
ность советской профсоюзной делегации в
Италии.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДКОМИССИИ СЕНАТА США ОБ ОТНОШЕНИИ К ГЕРМАНИИ

НЬЮ-ЙОРК, 13 ноября. (ТАСС). Подко-
миссия сената, руководимая сенатором Кил-
гором, опубликовала отчет, в котором реко-
мендует Об’единенным нациям для предот-
вращения новой войны уничтожить не только
гитлеровских политических и военных глава-
рей, но и промышленную мощь Германии,
снять и перевезти в опустошенные области
Европы оборудование всей германской воен-
ной, а также металлургической, химической
и другой промышленности. После победы
контроль над германской промышленностью
должен взять на себя орган Об’единенных
наций, который уничтожит картели.

Германские агрессоры, говорится в отче-
те, уже размещают свои экономические ре-
зервы по всему миру, готовя новую войну,
как это было после прошлой мировой войны.
Гитлер и нацистские политиканы, возможно,
постараются затянуть борьбу, так как всен-
ное поражение будет концом их власти, но
германские монополисты, вероятзо, попыта-
ются вести переговоры о капитуляции и та-
ким способом сохранить людей и материаль-
ную мощь. Демократические страны не дол-
жны вторично поверить в политический
«нейтралитет» германской промышленности.

отчете,

Они должны в корне измезчить организацию
контроля над ней, чтобы она не смогла вновь
служить агрессивным целям войны.

В отчете далее заявляется, что Об’единен-
ные нации должны совместно ликвидировать
форпосты нацизма во всем мире. Они долж-
ны уничтожить нацистские элементы в своих
странах, в нейтральных и освобожденных
странах и создать в Германии военную ко-
миссию. Они должны тщательно исследо-
вать германские капиталовложения в других
сфранах, особенно скрытые капиталовложе-
ния в швейцарские, голландские и южно-
американские фирмы. Все германское иму-
щество в стразах Об’единенных наций, a
том числе в освобожденных странах, нужно
конфисковать, а скрытых нацистских агентов
и их пособников устранить.

Отчет рекомендует развить предложения
кочференнии в Думбартон-Оксе о междуна-
ролнем экономическом и социальном совете
в рамках международной организации безо-
пасности, который разрабатывал бы програм-
му расширения взаимно выгодной ‘междуна-
ролной торговли. Прежде всего, говорится в
необходимо поставить вне закона
международные картели.

Шведская газета об об’явлении
немцами Балтийского моря
военкой зоной :

СТОКГОЛЬМ, 15 ноября. (ТАСС). Гл-
зета «Автонбладет» пишет в передовой
статье: .

«Одним из выражений тактики отчаяния
немцев является немецкая нота Швеции
о блокаде Балтийского моря. Эта нота
является очевищным варушением между-
народного права. Нападения на шзедские
суда были бы крайне серьёзным вызовом
нашей стране. Шзедская ответная нота
ясно показала немцам, что шведское пра-
вительство придерживается этого мнения.
Швеция не может примираться с Екемец-
кой блокадой Наше морское сообщенме
с Востоком будет продолжаться, и нашя
балтийские рыбаки будут защищены»,

Положение в Швейцарии _

СТОКГОЛЬМ, 15 ноября. (ТАСС). По сс-
общению бернского корреспондента газеты
«Свенска дагбладет», уход в отставку на-
чальника шзейцарского департамента ино-
странных дел Пиле-Голаца, повидимому, не
разрядил внутриполитического напряжения
в Швейцарии.  Социал-демократическая
пресса сообщает, что по всей стране проис-

‚ ходят демонстрации и собрания, участники

которых ‘требуют полного изменения шивей-
царской внешней политики. Участники ма-
нифестанций требуют также вывода из со-
става правительства начальника департа-
мента юстиции и полиции фон Штейгера.

Заявление Лоу по поводу претензий Франно

ЛОНДОН; 15 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, лейборист Паркер
спросил в палате общин, какова позиция
авглийского правительства в отношении не-
давней речи генерала Франко, в которой ou
требовал права присутствовать на мирной
конференции. :

Государственный министр Лоу заявил:
«Что касается английского правительбтва,
то оно не видит оснований, почему какая-
либо страна, не сделавшая положительного
вклада в военные усилия Об’единенных на-

ций, должна быть представлена на мирной
конференции или в любых переговорах о
мирном договоре».

Затем независимый Драйберг спросил:
«Можно ли из этого весьма удовлетвори-
тельного ответа сделать вывод, что англий-
ское правительство не будет обмануто за-
поздалой лестью генерала Франко по адре-
су демократии?» Лоу ответил: «Я думаю,
что английское правительство более прони-
цательно, чем это предполагают некоторые
люди».

Заявление Мэррея об участии КПП международной

профсоюзной

конференции

ВАШИНГТОН, 15 ноября. (ТАСС). Пред-  цию. Ситрин в письме от имени конгресса

седатель КИП (Конгресс Производственных
Профсоюзов) Моэррей заявил представите-
лям печати, что КИП принял приглашение
конгресса британских тред-юнионов участво-
вать в междунаролной профсоюзной конфе-
ренции, которая состоится в Лондоне пря-
мерно в середине февраля, а также в подго-
товительной к ней  конференции,. которая
созывается в Лондоне 4 декабря.

Касаясь вопроса о создания всемирной
профсоюзной организации Об’единенных на-
ций, Мэррей сказал, что пока КИП не mpu-
нял определенного решелия. Профсоюзы ла-
тино-американских стран, отметил он, при-
няли приглашение на лондонскую конферен-

англайских тред-юнионов отклонил предло-
жение КИП послать представителя конгрес-
са на с’езд КИП в Чикаго, тах как «хочет
избежать всяких действий, которые могут
усложнить напряженные отношения между
КПП и АФТ (Американская Федерация
Труда)».

По сообщению вашингтонского корреспон-
дента агентства Ассошиэйтед Пресс, Мэррей
заявил, что КПИ желает создания всемир-
ной профсоюзной организации < участием
КПП и советских профсоюзов. АФТ также
получила приглашение от конгресса англий-
ских тред-юнионов, но передала его на рас-
смотрение своего исполкома, который собе:.
рется 20 ноября в Новом Орлеане.

Заявления Рузвельта

ВАШИНГТОН, 14 ноября. (ТАСС). Пре-
зидент Рузвельт заявил ка пресс-конфе-
ренции, что он еще не избрал преемника
американскому послу в Китае Гауссу.

Один журналист задал Рузвельту во.
прос, получал ли он поздравление от
Франко. Рузвельт резко спросил, почему
бы Франко поздравлять его. Когда Kop-
респондент пояснил, что он имел в виду
поодравления по случаю переизбрания
Рузвельта, сх ответил, что еще не видел
многих полученных в Белом Доме поэдра-
вительных телеграмм. Отвечая на друзие
вопросы, он указал, что получил письмо
от Дьюй, но не будет излагать его содер-
жания. /

B oTseT на вопрос о визите работника

на пресс-конференции

союзной комиссии в Италия генерала
О’Двайера в Белый Дом, Рузвельт ска-
зал, что он обсуждал с ним итальянскую
ситуалию, которая еше представляет co-
бой проблему-

Рузвельт отказалея сообщить, произве-
дет ля он дополнительные назначения,
учитывая то обстоятельство, что дирек-
тор. Управления по мобилизации военных
ресурсов, Бэрне остается на своем посту
до поражения Германаи. Рузвельт сказал,
что. он не принял отставки трех членов Уп-
равления по вопросам труда в военное время
(вчера председатель этого управления Дэ-
ви: об’явил, что он и два других члена
Управления — Тэйлор и Грэхем подают в

отставку).

ИТОГЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В КРУПНЕЙШИХ АМЕРИКАНЕКИХ ГОРОДАХ

НЬЮ-ЙОРК, 15 ноября. (ТАСС). По со-
общению агентства Ассошиэйтед Пресс, изу-
чение итогов голосования в 13 крупнейшах
‘американских городах с населением свыше
500 тысяч в каждом показывает, что Pys-
вельт не только получил большинство голо-
сов во всех этих городах, но и укрепил свои
псзиции в этих центрах по сравнению с вы-
борами 1940 г. В этих городах за Рузвельта
было подано 6 млн. 557 тысяч голосов про-
тив 6 млн. 152 тыс. голосов, полученных им
на выборах в 1940 г, Дьюи получил в этих
городах 4 млн. 274 тыс. голосов, тогда как

Уилки получил в 1940 г. 4 млн. 238 тыс.
Болынияство, полученное Рузвельтом в
этих городах, принесло ему победу в важ-
нейших штатах, располагающих наиболь-
шим количеством голосов выборщиков.
Окончательные итоги выборов, повидимому:
покажут, что Рузвельт получил в этих цент
рах даже большее количество голосов, так
как в 4 городах — Филадельфии, Питебур-
ге, Балтиморе и Сен-Луи — голоса солдат
еще не подсчитаны, а, как полагают, боль-
шинство солдат отдало свои голоса Руз-
вельту.

Выступление

ВАШИНГТОН, 14 ноября. (ТАСС). Вы-
ступая ва пресс-конференции в: государст:
венном департаменте, Стеттиниуе заявил,
что почти все латино-американские стра-
ны выразили согласие с основными  це-
лями, принятыми конферейцией в Думбар-
тон-Оксе. Он указал, что обсуждал прел-
ложекия этой конференции с представи:
телями всех стран Латинской Америки,
за исключением Аргентины и Сальвадора,
ий все они согласились с необходимостью
международной организации. Стеттиннус
возражал против Некоторых © pase THBIX.
сообщений, в которых нредложения лати-
но-американских страк толковались Kak
нападки на Думбартон-Оке. В ответ нз
вопрос журналиста, считает ли он предло-

Стеттиниуса

жение Уругвая «конструктявным», Стет-
тиниус заявил, что все предложения  ла-
тино-амернканских стран полезны и име-
ют авалитический характер. Е

Вопрос возник в связа с сообщениямя
агентства Ассошиэйтед Пресс о том, буд-
то в последние дни Уругвай и Венецуэла
представили предложения, имеющие це-
лью «укрепить позицию малых стран В
международнюй организации  безопасно-
сти». 10 ноября то же агентство сообща-
ло, что Венецуела предложила «принять
более прочные гарантии» для малых и
средних государств и. включить в совет
безопасности трех представителей латино-
американских стран,

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 15 ноября. (ТАСС), В сообще-
нии штаба верховного командования эксие-
диционных сил союзников говорится:

«В секторе к востоку от Веерта войска
союзников атаковали немецкие позиции,
встретив умеренное сопротивление. Освобо-
ждена деревня Эйнл, и созданы предмост-
ные укрепления на каналах Ноордер и Ве<-
сем. :

В секторе Меца войска союзников. отбила.

контратаки противника и усилили нажим на
горол с севера и юга. Войска союзников,
удерживающие предмостные укреплезия на
реке Мозель, в районе Кенингсмахерна и
Тионвиля, соединились. Части союзников
достигли Фрешинга и Кунтдига, а патруля

союзников проникли в окрестности Лемст-.

роффа. Другие соединения союзников захвз-

тили Орни и вступили в Куа-де-Лопиталь.
К северо-западу от Дьеза союзники до-

стигля района Дестрих—Баронвейлера. К се-

Позиция правительства Эйре в вопросе об убежище

для военных

ВАШИНГТОН, 14 ноября. (ТАСС). Отве-
чая на вопросы представителей печати от-
носительно сообщений о том, что ирланд-
ское правительство дало ответ на предста-
вления правительства США относительно
непредоставления в Эйре убежиша воен-
ным преступникам держав оси, представи-
тель государственного департамента под-
твердил, что Соединенные Штаты получили
такой ответ, но указал, что ирландское
правительство не пошло навстречу всем
желаниям США. Предстазитель  государ-
ственного департамента добавил, что пра-
вительство США сделало ирландскому
правительству такие же представления, как
и некоторым другим правительствам. Далее
он заявил, что правительство США не на-
мерено публиковать ответ ирландского пра-
вительства.

ЛОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, заместитель англий-
ского министра по делам доминионов Эванс
выступил в палате общин с заявлением о
позиции Эйре в отношении военных mpe-
ступников. Но словам Эванса, правитель-
ство Эйре информировало, что, по его мне-
нию, право предоставлять убежище не мо-
жет подвергаться сомнению. Правительство
Эйре не желает дать никаких заверений,

Международный обзор

В центре внимания мировой печати но-
прежнему находится исторический доёлад
товарища Сталина на торжественном засе-
дании Московского Совета депутатов тру-
дящихся по случаю 27-й годовщины Вели-
кой Октябрьской Социалистической Революх;
ции. Оживленно комментируя
товарища Сталина, пресса демократических
стран расценивает его как фактор, оказы-
вающий огромное влияние на общую воен-
зо-политическую обстановку в Европе и во
всем мире. «Сталин произнес слова, — пи-
шет лондонская «Гаймс», — имеющие зна-
чение для судьбы всей Европы. ...Советский
Союз приобретает такую позицию и такой
авторитет, какого не видывали < наполео-
новских времен». В таком же духе ком-
ментирует доклад товарища Сталина аме-
риканская печать. Газета «Нью-Йорк ге-
ральд трибюн» подчеркивает в передовой
статье. что слова, произнесенные Сталиным,
являются «новым, крупным и исключитель-
но важным вкладом, укрепляющим расту-
шее здание мирного и разумного общемиро-
вого порядка».

Красной нитью проходит через высказы-
вания иностранной печати восхищение
вольнолюбивых народов великим подвигом
Красной Армии, изгнавшей ‘немцев из пре-
делов советской земли и продолжающей
ныне свое победоносное шествие на Запад.
За рубежом высоко оценивают особые 3a-
слуги Советского Союза перед всем ци-
вилизованным человечеством в деле сокру-
шения гитлеровской Германии. В своих от-
кликах на доклад товарища Сталина ино-
странная печать отмечает великую освобо-
дительную миссию советского народа, воз-
вращающего ныне свободу народам Европы,
находящимся под гнетом неметчины.

Вопросам международного сотрудниче-
ства, послезоенного мира ‘и безопасно-
сти, которые с исчерпывающей полнотой. и
ясностью осветил в своем докладе товарищ
Сталин, также посвящены маюогочисленные
стклики иностранной печати и радио. Ан-
глийская газета «Манчестер гардиан» пи-
шет: «Наиболее знаменательной  нотой в
речи явилось подчеркивание Сталиным не-
обходимости единства союзников».

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 137. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ; справочный — Д 3-30-66; секретариат — Д 3

-36-89 и Д 3-31-79; отдел пропаганды п агктации —Д 3-37-22; комсомольс

трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи-Д. 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи—Д 3-25-38 и Д 3-34-03; ной жизни —Д 3-31-39; отдел рабочей молодёжи —

58378.

доклад.

отдел литературы и искусства—Д 3-51-94;
стенографии — Д. 1-04-76 и Д 3-35-00. Е

‘веро-востоку от Баккара войска союзников
продвинулись приблизительно на 2 мили,
К

‚встретив незначительное сопротивление.
востоку от Брюйера противник был вычуж-

лен отступить более чем на милю и оставил
Гранж-сюр-Волонь. и несколько близлежа-

щих деревень.

В секторе Бельфора союзнаки, несмотря на
упорное сопротивление врага;

Неблагоприятная погода
действия авиации».

а ++

ЛОНДОН, 15 ноября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, английские вой-
ска начали в 16 часов 14 ноября новое
наступление против находящихся в меш-
ке германских частей на восточном флан-
ге голландского выступа в районе. Недер-
веерта. Наступление англайских войск
годдерживается огнём 400 орудий.

преступников

которые помешают ему пользоваться этим
правом. «Правительство Эйре ссылается
при этом на отсутствие определенной статьи
международного кодекса, применимой в
данном случае, и на отсутствие общепри-
знанного судебного органа или судебной
процедуры для юридического определения
характера каждого отдельного случая. С
другой стороны, оно заявляет, что с начала
войны неизменной политикой правительства
Эйре было стремление не допускать на
свою территорию иностранных подданных,
чье присутствие противоречит политике
нейтралитета, наносит ушерб интересам
ирландского народа или же не. соответ-
ствует его стремлениям избегать действий,
наносящих ущерб интересам дружествен-
ных государств. В тех же случаях, когда
такие иностранцы все же попадали на тер-
риторию Эйое, их отправляли по возмож-
ности скорее обратно в их страну. Прави-
тельство Эйре заявляет, что оно не имеет
намерения отказываться впредь от такой
практики».

«Английское правительство со своей сто-
роны, — сказал Эванс, — хочет раз’яснить,
что если военные преступники смогут най-
ти убежище в Эйре, то это, выражаясь сло-
вами правительства Эйре, нанесет ущерб
интересам ирландского народа». .

В том удовлетворении, с которым англо-
американская пресса откликнулась на ©ло-
ва товарища Сталина о мире и безопаено-
сти, об упрочении и расширении фронта про-
тивогерманской коалиции, о необходимости
проведения и впредь политики единодушия
и согласия между СССР, Великобританией
и США, сказывается восхищение народов
великими заслугами Советского Союза в
войне, признание его возросшего междуна-
родного авторитета. В этих откликах ярко
высказывается признание всем свободолю-
бивым человечеством того факта, что Со-
ветский Союз, вынесший на своих плечах
основную тяжесть борьбы с гитлеровской
Германией, является величайшим оплотом
длительного и прочного послевоенного ми-
ра между народами,

+ +

На юго-востоке Европы, в междуречье
Тиссы и Дуная, несмотря на разливы рек
и осеннюю распутицу, продолжают свое на-
ступление войска маршала Малиновского.
Сегодня они находятся уже {< стенами
Будапешта. Успешное наступление Крас-
ной Армии в этом районе ставит под
угрозу не только немецкие познции в вен-
герской столице — важнейшем  олорном
пучкте и коммуникационном узле врага на
юго-востоке Европы. Продвижение наших
войск между Тиссой и Дунаем не может
пе вызвать сильного беспокойства немцев и
за безопасность их оборонительных линий в
Словакии, Южной Моравии и у Венского
прохода. А эти оборонительные линии, как
язвестно, прикрывают подступы к Южной
Германии. Сегодня, когда советские войска
достигли предместий венгерской столицы,
англо-американская печать все чаще напо-
минает, что Вена находится всего лишь в
лвух часах езды от Будапешта... :

Успешное наступление Красвой Армии
вызвало в Будапеште смятеняе среди гит-
леровцев ‘и их венгерских прихвостней.
В городе происходят столкновения ме-
жду жителями и эсэсовскими частями.
Анкарское  радно сообщает, что Hace-
ление венгерской столицы устроило боль-
шие уличные демонстрации, на которых
раздавались требования об’явить Будапент

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

несколько
продвинулись вдоль разливнейся реки Дуб.
ограничивала

отдел информацаи—Л 3-38-49; военный отдел —

`ЦАРСТВО СНЕГОВ

Там, где кончаются пески
и степи Казахстана, видны
уходящие в облака могучие
горы.

Чем дальше на юг и во-
сток, тем выше хребты. Их
остроконечные вершины на-
поминают зубцы древних
крепостей, остатки которых
стоят и поныне в межгор-
ных долинах.

Блестят на солнце веч-
ные снега и льды. Зной-
ное ‘солнце и горячие вет-.
ры пустыни в состоянии
растопить только незначи-
тельную часть вечных сне-
гов. Но изетого достаточно,
чтобы дать начало много-
водным ‘рекам. Рождаясь
высоко в горах Памира и
Тянь-Шаня, они несут свои
воды в Аральское море, озе-
ро Балхаш, Иссык-Куль и
сотни других более мелких,
разбросанных по необ’ятным _
равнинным просторам Сред-
ней Азии.

Горы высоки и труднодо-,
ступны. К ним ведут глухие
троны, заросшие травой и
кустарником. Часто там, где
несколько лет назад прохо-
дила тропа, широко раски-
нулись могучие ветви веч-
нозеленых елей.

Еще труднее пробираться
в ледниковой зоне гор. Нет
троп. Каждый шаг стоит ог-
ромных трудов.

Много страданий путнику.
доставляет и холод. На
болышой высоте он даже ле-
том сильнее, нежели в са-
мую студеную зиму в. Си-
бири.

Затем разряженность воз-
духа. Движения, связанные
с восхождением по крутым,
почти отвесным скалам, не-
обходимость цепляться ру-
ками и ногами за малейшие
выступы, бесконечное число
ступеней, которые нужно
вырубать в твердых пластах
скользкого льда, — все ‘это
требует такого количества
кислорода для дыхания, ко-
торого нехватает в окру-
жающем воздухе. Чем выше’
взбирается человек, тем не-
достаток кислорода пере-
носится мучительнее.

Третья. постоянная опас-
ность кроется в ослепитель-
ной пелене рыхлого снега.
Его гладкая ‘и однообразная
поверхность скрывает от
глаз глубокие трещины и
ледяные обрывы. Достаточ-
но малейшей оплошности,
чтобы полететь в бездну.

Тянь-Шань, или в перево-
де с китайского «Небесные
горы», занимает обширную
территорию в отдаленном
юго-восточном углу СССР.
Это система многочислен-
ных протянувшихся на сот-
ни километтов гооных хреб-
тов. В пределах Советского
Союза лежат центральная
и западная часта горной сис-
темы. Восточная часть ухо-
дит далеко за пределы на-
шей страны — в китайскую

ты, чтобы

ной карты. ,

вернул
MH.

Каждая

лей.

Еще в ХГУ веке Тянь-
Шань пересек китайский
монах. В середине и конце

Козлов, Раборовский и др.
Они открывали новые хреб-
ты, вершины, озера и реки.

На пубеже ХХ века была
создана ‘первая крупномас-
штабная карта Тянь-Шаня.
Однако в целом ряде мест,

чую утварь,

смысле
боты.

а именно в зоне громадных
ледников и высочайших гор,
она была неверна.
хребты на ней отнесены в
сторону на десятки кило-
метров. Неточно изображен
рельеф. Карта устарела и не
могла уже удовлетворять
запросы страны. Требова-
лось составить новую, точ-
ную карту. Отряду инжене-
ра-геодезиста 1. Н. Рапа-
сова было поручено сделать
это в самом малоисследо-
ванном районе Тянь-Шаня—
у пика Хан-Тенгри.
‚ Сюда, в царство снега и
льда, нужно было следовать
нашему отряду. Он состоял
из 11 офицеров-топографов и
57 красноармейцев.

В начале лета военно-то-
пографические подразделе-
ния выступили через хреб-

тайны и заснять каждый
километр горного простран-
ства для составления точ-

Работы шли комбиниро-
ванным методом—наземной
и воздушной фотографиче-
ской `с’емкой.
метод зд.сь впервые приме-
нялся в широких масшта-
бах. Как показало будущее,
он себя вполне оправдал.

в похом

Начальник отряда Павел
Николаевич Рапасов
топографическую
карту. Она была испешрена
пометками, линиями, точка-
Графическим
здесь излагался план насту-
пления на горные твердыни.
точка
обозначала станцию, откуда

Долго в тот вечер, нака-
нуне от’езда, шло обсужде-
ние планов, возможных не-
Удач и способов преодоле-

ки, треноги, котлы, поход-
ные столы, спальные. меш-
ки, горные палатки и про-

говорившую о характере и
предстоящей

В ВЕЧНЫХ ЛЬДАХ

(Записки участника экспедиции в Центральный Тянь-Шань)

На

следующий — день
команды выступили в труд.
ный и далекий путь,

НА «СЫРТАХ»

Местность, лежащая и
юг от хребтов, ограничи.
зающих Иссык-Куль, носят
название «сырты».

Это безлюдные вехолу.
ленные пространства, низко
рослая трава скорее похожа
на щетину дикого кабана,
Редкие ‘альпийские цветы,
Среди них’ выделяются
эдельвейсы. Их серебр.
стые звездочки покрыты
пушистым ворсом, который
защищает цветок от частых
даже в летнее время моро-
зов.

Множество болот и в.
больших озер. Редко подня.
мается стайка диких ут,
да чайка, черкнув крыло

` по воде, испуганно’ проно
сится над озером.

Сюда, в эту своеобраз
ну1о, высокогорную тундру,
лишенную МИНИМАЛЬНЫ
удобств для организации
бивуачной жизни, пришли
отряды топографов.

Не было топлива. Его во-
зили через два перевала, He
было фуража для лошадей
Его везли с базы за 10)

Целые

раскрыть ев

Этот новый

200 км.
Старый охотник Киря
Шершен, привыкший и

раз-   свою долгую жизнь к 6
людью в ущельях, говорил
«Ой, к.к много народа, К)-
да ви пойдешь, везде козы
испуган, стрелять Нельзя,
осторожный стал», Но охот
ник был неправ. Он прхю
часто в.тречал одни ит
же кочующие с места и

языком

Ha карте

провинцию Синьцзян. фотокамерой, ‘смонтирован- ‘ ’ место караваны Гамален,

С незапамятных времен   ной с теодолитом, будет   Гринцова, Кокшарова, Ма
седой Тянь-Шань привлекал   сфотографирована мест-   чука н Попова, поставизши
к себе смелых исследовате-   ность. своей целью’ сделать м

один. сезон то, что их пред
шественники--офицеры кор
пуса военных топографоз-
пытались сделать за 45

прошлого века энергичными   ния сотен препятствий,   лет.

исследователями горных   стоящих на пути исследова- Пять долгих месяцев шли
пространств были: IT]. П.   ний. При тусклом свете   полевые работы, Люди бе
Семенов, за свои открытия   коптилки можно было раз-   выходно находились №
названный — Тянь-Шанским,   глядеть горы ящиков, вьюч-   «сыртах», на  расстоянт
Иржевальский, Мушкетов,   ные- седла, резиновые сум-   многих дней пути до бл

жайшего жилья.

Лейтенант

Владимир РАЦЕК,
альпинист,

мастер спорта СССР.

- (Окончание следует).

безошибочно

ра-

tp

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета CCCP на-   Чрезвычайным п Полномочным Послания

значил тов. Щиборина Алексея Дмитриевича   СССР в Египте.

открытым городом. Из пзедских источни-
ков стало известно, что гитлеровцы спеш-
но возводят на улицах Будапешта баррика-
ды и превращают крупные здания в узлы
сопротивления.

Предвидя. неминуемый разгром <воих по-
зиций в венгерской столице, немцы прила-
гают лихорадочные усилия к тому, чтобы
«успеть» своевременно обворовать `Буда-
пешт. Чтобы руковолить организованным ог-
раблением венгерских фабрик и заводов, в
Будапешт прибыл даже гитлеровский ми-
нистр военного производства Шпеер.

Весьма характерно, что гитлеровские гла:
вери, наученные собственным горьким опы-
том в странах своих бывших «союзников»,
выказывают открытое недоверие венграм.
Германское радио на-днях 63 всяких оби-
няков заявило, что «венгерский народ и
венгерская армия хотят покинуть своих гер-
манских союзников». «Можно доверять
лишь четырем венгерским  дивизиям»,
меланхолически признается гитлеровское
радио.

Немцы пытаются спасти свое положение в
Венгрии испытанным гитлеровским  спосо-
бом: они хотят силой своих штыков заста-
вить остатки венгерских войск поодолжать
борьбу против Красной Армии. Но, как го-
варивал еще Бисмарк, на штыках неудобно
сидеть. Еще менее удобно, сидя на гигле-
розских штыках, воевать за немцев...

В тяжелом положении оказались немцы
чз советско-германском фронте. Туго при-
ходится гитлеровцам и на Запале. Злась
союзники, продолжая наносить мощные
удары” с воздуха по германским об’ектам
продвигаются во Франции (в секторе
Мец — Нанси и юго-восточнее Нанси) и на
территории Германии (в секторе Гюртген).
Так неумолимо сжимаются тиски, в кото-
рых оказалась гитлеровская Германия.

* * * c

7 ноября в Соединенных Штатах. состо-
ялся традиционный «день выборов». Во
всех 48 штатах страны до пятидесяти мил.
THOHOBR американцев направились к урнам.
чтобы решить, кто из двух кандидатов в
президенты — демократ Рузвельт или рес-
публиканец Дьюи — должен занять прези-
дентский пост на последующее «четырехле-
тие». Одновременно
конгрессе США.

Д 3-36 24; писем — д 3-30-69;

УХ

Хотя полный подсчет голосов еще неп
изведен до сих пор, но уже через д
после выборов стало ясно, что победу од
жал Рузвельт. Уже 8 ноября Дьюн вы!
пил по радио с речью, в которой призна
свое поражение. Из’ опубликованных в!
чати данных язотвует, что за Руззеьи
подамо свыше 24 миллионов голосоз, #
Дьюи свыше 21 миллиона.

Так завегитилась упорная предзыборня
борьба между демократической и респуб.
ликанской партиями, борьба, которая 114
лась задолго до «дня выборов». Влы 1!
эайдется в истории Соединенных Штат
еще ‘несколько примеров столь ост
предвыборных схваток между двумя г!
ными американскими партиями, ка на
рактеризуется избирательная камтания ^*
года. Об’яснение этому надо искать в т
что нынешняя предвыборная борьба межу
демократами и республиканцаии развер
лась в условиях мировой войны и при’
на решающем ее этапе.

Итоги выборов показали, что’ амер
ский парод вновь вверил управление ст’
ной Фоанклину Рузвельту. который fe

сменно в течение 12 лет занимал пре’

дентский пост.

Важно отметить, что в центре вии
нынешней избирательной кампании сто
проблемы американской pyenmel most
победоносное завершение войны в 60%!
союзе с великими державами — СССР!
Великобританией, а также послевоенное a
трудничество и дружба © этими держи!
ми, Избрание Рузвельта красноречиво с3*
летельствует о TOM, что подавляющее 091
WAHCTRO американских избирателей подде’
живает его внешнюю политику — поли!
ку боевого сотрудничества Соедине!
Штатов с Советским Союзом и Вели
британией.

Победа Рузвельта‘ приветствуется #2
дами всех Об’единенных наций. Свое 1
влетворение в связи < тем, что Франк
Рузвельт вновь займет пост президе

Соединенных Штатов на последующее п’

зидентское четырехлетие, выражает и CORT
ская общественность,

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ,

происходили выборы в SSE ERED Se ели aR тие

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Д 3-31-96; отдел
иллюстрации — Д 3-30-22; бюро

Изд. № 680.