ДВОРЕЦ

СОВЕТОВ

НЕ ХРАМ И

НЕ ПАРЛАМЕНТ

На выставке предварительных проектов Дворца советов мы уже имеем образцы знакомой эклектики и реакции. Ярким примером могут служить проекты Красина и Иофана.
Проект инж. Коасина фактически утверждает под именем Дворца советов образ златоглавого православного храма (1). Арх. Иофан подает дворец советов в духе буржуазного «демократического» парламента, в формах дешевой эклектики. (3).
Июньский пленум ЦК своим постановлением о реконструкции городского хозяйства наметил перелом в деле участия советской и партийной обществен
ности в строительстве наших городов, заводов, общественных сооружений, жилищ и т. д:
Факт организации шефской комиссии архитектурной общественности над сооружением Дворца советов и архитектурного совета при Моссовете есть по
казатель общественного сдвига в этом направлении.
Шефкомиссия уверена, что ей удастся мобилизовать внимание передовой архитектурной, советской и партийной обще
ственности вокруг сооружения Дворца советов, дать решительный отпор вся
ким попыткам реакционной архитектуры
проникнуть на строительную площадку Дворца советов и, наоборот, обеспечить продвижение туда новых, здоровых архитектурных принципов, способных отметить Дворец советов как за
воевание на фронте пролетарской архитектуры.
Творческое участие широких масс должно обеспечить Дворцу советов сооружение, достойное нашей эпохи.
Впервые архитектурная общественность единным организованным фронтом включается в дело борьбы за новую советскую архитектуру
До сих пор почти все значительные сооружения проходили помимо предва
рительного широкого обсуждения и контроля со стороны передовой архитектурной общественности.
В силу такого положения вещей мы в настоящее время являемся свидетеля
ми таких архитектурных решений ряда ответственнейших общественных сооружений, которые несут на себе клеймо эклектики, реакции или просто бездарности.
Возрождаются «ренессансы», «ампирыи т. п. «исторические стили» в зданиях столичных городов. В Москве выра
стают «палаццо» эпохи ренессанса— здание Госбанка (академик Желтовский), «дворянская усадьба» — здание глазной больницы, «советский класси
цизм»— здания ГПУ и Моссовета (акад. Фомин), пошлая ампирно-ренессанская окрошка—здание школы ВЦИК в Крем
ле (инж. Рерберг), возрождение худших традиций капиталистического жилища и застройки — дом ВЦИК на Берсенев
ской набережной (арх. Б. Иофан). В Харькове построен стадион металлистов в виде греческого храма; по Дон
бассу— клубы в виде помещичьих-усадеб; в Киеве — сельхозакадемия в церковных формах.