Капитализм окончательно разрывает связь земледелия с промышленностью, но в то же время своим высшим развитием он готовит новые элементы этой связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного приложения науки и комбинации коллективного труда, нового расселения человечества (с уничто
жением как деревенской заброшенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских масс в больших городах).
Еще ранее июньского пленума т. Сталин на конференции марксистов-аграрников четко и ясно сформулировал ближайшие перспективы в вопросе об отношениях города и деревни. Вопрос об этих отноше
ниях по словам т. Сталина «становится (в связи с нынешним темпом роста колхозного движения)
на новую почву, и противололожность между городом и деревней будет размываться ускоренным темпом».
Июньский пленум ЦК ВКП (б) наметил двоякого рода задачи в области городского хозяйства. Эти задачи по докладу т. Кагановича заключаются, вопервых, «в острых текущих мероприятиях» и, вовторых, в широких исторической важности задачах социалистической реконструкции города и городского хозяйства применительно к задачам, выдвигаемым периодом социализма».
На основе богатейшего и обстоятельного цифрового материала пленум установил, что, несмотря на исклю
чительно неблагоприятные условия в положении в прошлом с городским хозяйством (получение его от буржуазии в разрушенном состоянии, невозмож
ность в первые годы после Октября приступить к капитальным мероприятиям по строительству городов и жилищ, разрушения, вызванные интервенцией), восстановительный период городского хозяй
ства полностью закончен, превзойден довоенный уровень, и страна вступила в реконструктивный период городского хозяйства. Положение рабочего класса и трудящихся Советского союза в жилищном вопросе значительно лучше, чем в капиталистиче
ских странах, и в особенности в тех из них, где стоящие у власти на правах лакеев капитализма социал-фашисты блудословят относительно «благо
устроенности» капиталистических городов, в рабочих кварталах которых царят тягчайшие жилищные условия, сырость, грязь, болезни и т. д. Так напри
мер социал-демократы Вены горделиво заявляют,
что только 12% домов Вены не имеют электричества. Однако самый беглый анализ их отчетов при
водит к выводам, что эти 12% относятся только к рабочим районам, в которых до 60% домов не имеют электричества. При чрезвычайно низкой зар
плате и ужасающей безработице квартирная плата в Лондоне, по материалам английского инженера Беренса, составляет к заработку прядильщика 58%, чернорабочего 53,5%, плотника 40% и т. д. По докладу т. Кагановича в СССР за последние 5 лет в новое жилстроительство было вложено свыше 3 1/2 млрд. руб. и выстроено около 30 млн. м2 жилплощади, причем в новые жилища до 1931 г. все
лено около 1 млн. рабочих семей, и в одном 1931 г. будет вселено их 600 тысяч. Произведено значи
тельное увеличение трамвайной, водопроводной и канализационной сети, которое почти все приходится на рабочие районы. Тов. Каганович имел все основания для того, чтобы заявить:
При всей недостаточности этого строительства для удовлетворения растущих потребностей рабочих и трудя
щихся масс пусть буржуазные клеветники найдут хоть одну страну в Европе, где бы таким широким фрон
том разворачивалось жилстроительство за последние пять лет. За эти годы произведена перестройка ряда городов,
как Баку, Грозный, Сталинград, Новосибирск, Н.-Новгород и т. д. Больше того, мы уже имеем целый ряд городов, заново построенных, как Магнитогорск, Днепрострой, Кузнецк, Дзержинск и др.
Пленум наметил широкую практическую программу мероприятий по поднятию московского городского хозяйства, а также коммунального хозяйства городов Советского союза. По одной Москве по бюджету Моссовета и промышленности намечена по
стройка новых домов втечение трех лет не менее чем на полмиллиона населения, не считая кооперативного и других строительств, а также надстройки этажей.
Пленум дал директивы по активизации работ по общественному питанию и воспитанию, по развитию городского транспорта (в частности по построению метрополи
тена в Москве), по развитию энергетического хозяйства, водоснабжения, дорожного и подземного хозяйства, по улучшению санитарного состояния городов, по серьезному научно-обосновaн
ному планированию Москвы и других
городов, по применению новых стройматериалов для замены дефицитных, по применению новых конструкций облег
ченного и стандартного типов, по расширению производства коммунального оборудования и т. д.
Все мероприятия партии и советской власти но развитию коммунального городского хозяйства служат целям социалистического переустройства быта.
Организация детдомов, яслей, площадок, клубов, перестройка школ, — говорил на пленуме т. Каганович,— все это является звеньями единой цепи культурной ре
волюции, единой цепи переработки старого человека и. создания нового.
При довольно значительном количестве научных учреждений в центре и на местах, изучающих проблемы городского и коммунального хозяйства (Инсти
тут сооружений, Гипрогор, Союзсгандартжилстрой. Институт питания, Институт воспитания, Институт санитарии и гигиены и т. д.), нет единого производ
ственного плана научно-исследовательских работ, вследствие чего существует значительный паралле
лизм в работе при чрезвычайной ограниченности всех этих учреждений научными сотрудниками. Тематиче
ские планы научно-исследовательских учреждений как правило не увязаны с хозяйственными планами соответственных наркоматов, что в значительной сте
пени снижает практическое значение научной работы. Секция соцрасселения и жилищно-бытового строительства Института экономики Комакадемии должна на основе постановления ЦК ВКП (б) от 15 марта
с. г. организовать в пределах своей компентенции плановую работу всех научно-исследовательских ин
ститутов, контролируя их и объединяя в едином производственном плане научно-исследовательской работы, а также провести план своей работы че
рез соответствующие наркоматы для того, чтобы научной проработкой были охвачены те темы и в
такие сроки, которые обеспечили бы максимальнуюнаучную помощь практической хозяйственной деятельности по выполнению конкретных задач осуще
ствляемой социалистической пятилетки и подготовили бы наилучшую проработку вопросов по основным проблемам второй пятилетки.
Темпы работы всех научно-исследовательских учреждений, работающих в области городского и коммунального строительства, требуют значительной акти