от РЕДАКЦИИ

Огромное решающее значение планировочного фактора, каким является население планируемого населенного пункта не требует никаких пояснений. Оно предопределяет особую необходимость выяснения наиболее полного влияния этого фактора не только на планировку населенного пункта, но и на его застройку, т. е. не только на организацию заселяемой или осваеваемой территории, но и на построение конкретного хозяйственного плана, на определение потребности в трудовых и материальных затратах, необходимых для создания жилищ и обслуживающих предприятий, позволяющих организовать необходимые для проживания условия.
Необходимо отметить два влияния этого фактора — количественный и качественный, причем под качественным влиянием мы понимаем влияние пола и возраста на структуру населения. Если первый играет решающую роль для определения общих размеров территории для последующего заселения и общей потребности в зданиях и сооружениях, то второй позволяет наиболее рационально организовать процессы производства и потребления.
Прямое влияние качественного состава населения на построение хозяйственного плана так же бесспорно, как и влияние количественного. Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость наиболее точного установления как количества ожидаемого в планируемом пункте населения, так и его возраста и половой структуры.
Те миграционные процессы, которые мы наблюдаем в СССР в реконструктивный период социалистического строительства, носят на себе четкий отпечаток «сознательного приложения науки и комбинации коллективного трудам (Ленин) и ведут к новому социалистическому расселению человечества.
Таким образом затрагиваемый нами вопрос является одним из важнейших вопросов генерального плана строительства социализма в нашей стране. Кроме того он является и фактором, который должен быть тщательно изучаем в зависимости от всей совокупности его влияний в каждом отдельном частном случае планировки населенного пункта.
Необходимо отметить, что старая практика оказалась неспособной помочь разрешению этой задачи и вызвала необходимость нахождения новых путей, исходов и решений. Однако попытки нахождения этих новых методов и решений затрудняются продолжающимся влиянием старых методов, старой теории и старой практики, абстра
гирующих методы решений от конкретных условий действительности, требующих замены метода формулой, одной для всех случаев жизни, без учета изменений во времени, без учета степени развития и характера производи
тельных сил и т. д., т. е. без учета взаимозависимости той связи явлений и факторов между собою, которая обеспечивает правильное диалектическое решение.
На данном этапе исследовательской и практической работы наибольшую опасность представляют попытки трансформировать старый статистический метод исчисления при планировке городов и попытки внесения механизма путем сведения всей работы к пользованию формулой.
Считая, что вопросы исчисления населения при планировке населенных пунктов так же. как и другие экономические вопросы, связанные с планировкой городов, являются сегодня актуальными вопросами, журнал открывает на своих страницах широкое обсуждение научных и технико-экономических проблем, связанных с планировкой городов, работой Г. Б. Пузис, посвященной методам расчета населения.

исчислениями населения статистическим методом путем применения старых готовых коэфициентов прироста мы имели и ряд попыток найти новые пути для разрешения этой задачи.

Пока нам известны следующие работы в этом направлении:

1. М. Н. Петров, «Опыт методологии построения баланса населения», исходящий из планово-хозяйст

венных предпосылок полного развития населенного пункта и устанавливающий численность населения на основе нормативных соотношений различных групп населения.
2. Работа Г. В. Миронова, построившего на отчетных материалах о динамике роста населения Ростова экстрополятивное исчисление населения для этого пункта к 1955 г., исходя из предпосылки замедления темпов прироста в эволюционной кривой (развивавшихся в геометрической прогрессии).
3. «Опыт исчисления населения» Зайцева, построенный на установлении взаимозависимостей и соотношений между числом лиц, занятых в основном производстве и разных видах обслуживания.

4. «Опыты расчета населения при перепланировке существующего города» А. С. Мухина.

5. «Методология перспективного исчисления населения» Д. И. Шейниса, применяемая в работах Гипрогора РСФСР.

Не вдаваясь в детальное рассмотрение каждого из предложенных методов исчисления населения, отме

О МЕТОДАХ

исчисления населения

в планировке НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Одним из важнейших основных моментов в работе по планировке населенного пункта является опре

деление численности населения этого пункта на планировочный период, от которого зависит установле

ние объема всего городского хозяйства и жилищного строительства.

Предшествующая планировочная практика, определяя этот период в несколько десятков лет, давала определение вероятной численности населения, исходя из динамических кривых естественного и ме
ханического прироста населения, выведенных на основе отчетных статистических данных. Этот механический прием, являвшийся допустимым в условиях капиталистического развития народного хо

зяйства, является порочным и неприемлемым для социалистической экономики и требует выработки новых методов определения численности населения при планировке населенного пункта в условиях социалистического строительства.

В последние два года наряду с автоматическими