тим главнейшие моменты, не учтенные, не отраженные в этих работах и потому не приведшие сде
ланные изыскания к окончательным результатам. Отметим крупнейшие ошибки, допущенные Г. В. Мироновым в его работе при определении ожидае
мой к 1955 г. численности населения Ростова и Д. И. Шейнисом в его «методологии перспективного исчисления населения», к сожалению приме
няемой в повседневной практике одного из наших крупнейших проектирующих учреждений.
У Г. В. Миронова отсутствует отражение отправных марксистских установок, взамен которым про
тивопоставляется предположение, что цикличность между развитием производства и приростом населе
ния в городах, специфичная для капиталистического хозяйства, сохраняется и в плановом хозяйстве СССР, в то время когда следует иметь в виду, что разви
тие промышленности в социалистическом хозяйстве базируется на совершенно иных принципах географического размещения предприятий, и один из главнейших факторов этого размещения по классифика
ции А. Вебера наличие в каком-либо пункте избыточной (а значит дешевой) рабочей силы исключается. В социалистическом хозяйстве промыш
ленное развитие само становится причиной огромных миграционных процессов. Наличие же в каком-либо пункте избыточных рабочих рук ни в какой мере не отражается на зарплате рабочих, тем более, что такими свободными рабочими руками в СССР явля
ются преимущественно внутренние женские трудовые ресурсы, освоение которых составляет самостоя
тельную хозяйственную и социально-политическую задачу.
Это положение нашло довольно четкое подтверждение уже в начальном периоде социалистического восстановления народного хозяйства. Ряд городов, не связанных с сырьевыми и энергетическими базами и не служивших удобными пунктами для распреде
ления производимой в них продукции в районе ее потребления, не только показал стабилизацию чис
ленности населения, но и выявил значительные тенденции к ее снижению вследствие выселения в другие города.
Применение прогрессивных рядов, рекомендуемых Г. В. Мироновым, неправильно еще и потому, что при этом исключаются из прямого учета такие важнейшие факторы дальнейшего хозяйственного развития, какими являются:
а) тенденция промышленной специализации, основанная на диференциации производственных процессов;
б) межрайонное комбинирование производства по технологическим признакам,
в) развитие транспортной техники, техники передачи энергии на расстояние (кольцевание электростанций), г) тенденция равномерности в размещении предпри
ятий по стране по мере развития производительных сил, отдельные моменты которой, наблюдающиеся уже в наиболее развитых капиталистических странах (САСШ), и являются одним из многих показателей близости неизбежного перехода в этих стра
нах к новым социалистическим производительным отношениям. Эта тенденция была гениально пред
видена основоположниками марксизма-ленинизма для социалистического развития народного хозяйства с соответствующей ей тенденцией равномерного размещения по стране и населения.
Необходимо отметить также противоречивость неоднократного высказывания Д. И. Шейнис о необходимости даже при функциональных решениях
проблемы численности населения и построения трудовых балансов учитывать естественный прирост на планировочный период, ибо в случае отсутствия возможностей приложения труда в том или ином месте процессу естественного прироста населения будет соответствовать процесс эмиграции — убыли населения в рабочем возрасте, и естественный прирост может быть принят во внимание лишь для определения минимальных резервов селитебной тер
ритории к жилой площади и соответствующей мощности обслуживающих учреждений и предприя
тий в пределах 3—5%, что большой роли играть не может.
Предложенный же в последние месяцы Д. И. Щейнисом метод перспективного исчисления, хотя и построен уже без упомянутой ошибки и даже под
черкивает его порочность, но зато страдает, рядом других еще более серьезных ошибок.
Перспективное исчисление населения,-пишет д. и. Шейнис,—должно исходить исключительно из трудового баланса и соотношения между собой населения, представляющего собой комплексный (!?) коллектив.
И дальше т. Шейнис продолжает:
При исчислении населения должно быть отброшено практикующееся сочетание (разрядка наша—г. П.) метода трудового баланса с учетом семейности. Тот или иной коэфициент связанности семей
ными отношениями для предстоящего периода не может влиять на численность населения. Сочетая метод тру
дового баланса с учетом семейности, мылишь дублируем (!?) одних и тех же работников (разрядка—наша г. п.) Коэфициент должен быть заменен коэфициентом иждивенчества.
Ни о каком сочетании метода трудового баланса с методом учета семейности говорить не приходится,
ибо оба эти приемы могут являться этапами одного и того же метода исчисления населения. Если для определения ожидаемой численности населения на
конец более или менее отдаленного планировочного периода в уже существующем городе можно найти методы, избегающие учета существующей семей
ности, то при определении ожидаемой численности населения для нового города, который уже строится и должен быть заселен через год, без учета дей
ствительной семейности рабочего населения вряд ли можно обойтись.
Необходимо учитывать, что в этих случаях исчисление населения должно базироваться на реальных социально-экономических условиях сегодняшнего дня, и здесь никаким гаданиям и схематизму не должно быть места, ибо ошибка будет означать либо недостаточность выстраиваемой площади, что может отразиться на развертывании производства, либо из
лишние строительные затраты, которые сейчас при исключительной серьезности вопроса о правильном размещении общего объема жилищного и городского строительства в ряде важнейших пунктов и районов ни в коем случае недопустимы.
Попытки уже сегодня отказаться от реального учета семейности рабочего населения не только явятся перепрыгиванием через этап, но, что важнее всего, нанесут вред правильности построения планов жилищного и городского строительства.
Поэтому если и можно было бы допустить некоторые отклонения от вероятности при построении пер
спективного плана на более или менее отдаленный период (12—15 лет), который можно корректировать и по пятилеткам и по годам, то против возможности подобных ошибок и отклонений надо всемерно бо