Военные действия.

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В сегод-
няшнем сообщении ацтаба верховного ко-
мандования экспедициойных”», сил союзни-
коз говорится: а

= * 2 te we

«Войска союзников предприйяли ‘атаку в
районе  Гейленкирхен—Юлих,  западаее
Линниха (Германия). Войска  союзникэв
очистили от противника Кослар’ и продви“
нулись в пругих местах в этом секторе.

В районе Дюрен-—Гюртген (Германия)
войска союзников ‘отбили контратаки прэ-
тивника у Индена и Ламмерсдорфа, север-.
нее Френца. В обоих городах продолжа-
ются бои. Неприятель прекратил сопротиз-
ление в Юнгерсдорфе: После ожесточённых
боёв очищен от противника Лангервее.
Атакуя в районе Мероде, западнее Дюре-
на, войска союзников добились успехов.
Южнее этого района союзники продолжза-
ли вытеснять противника из леса Гюртген.
Заняты Клейнгау и Гюртген.

В долине Саара войска союзников за-

в Западной Европе

крепились’ на занятых позициях и продви-
нулись на восток. Части войск союзников
находятся вблизи Карлингена (Лотарин-
rua), a другие части подошли в Саарунио-
ну, где удерживают высоту. _

Войска союзников добились успехов во
многих местах западнее Гагенау, в райоче
Вофез и на Эльзасской равнине, западнее
Рейна. Подразделения, которые. прошля
через Вогезы, заняли Андлау, несмотря на
сильное сопротивление противника. В pe:
зультате продвижения на юг от Страсбур-
га занят Эрштейн. Части войск союзникоз
подошли к Матцентейму. Достигнуты ye-
пехи также на высотах в южном районе
Вогез».

ЛОНДОН, 30` ноября. (ТАСС). Офици-
ально об’явлено, что английские самолеты
«Спитфайр» совершили 29 ноября налет
на ряд германских стартовых станций ра-
кетных снарядов — «Ф-2» в Голландии. В
нескольких пунктах возникли пожары.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Верхоз-
ный штаб Народно-освобадиталыной армии
Югославии сообщает, что чакти Народно-
озвободительной армии, наступающие в
 Сербии, очищая долину реки Запалная
Морава, приближаются к ‘городу  Чачак.
Вся железнодорожная линия в долине,
Ибар находится в руках югоюлавеких час-
тей. Кольцо югославских частей вокруг

Сткрытие памятника бойцам

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). В Бел-
граде состоялось открытие памятника с0-
BeTCKHM воинам, павшим в боях за освобо-
ждение. Белграда. Защолго до открытия
памятника на площади собрались жители
Белграда — старики, молодёжь, женщины
и дети. Многие принесли с собой букеты
цветов.

На открытии памятника присутствовали
представители верховного штаба Народно-
освободительной: армии Югославии, Ан-
тифашистского Веча Народного Освобож-
дения Сербии, об единённого союза антифа-
шастокой молодёжи Югоклавии и другие.

Представитель оргамизащии антифашист-

осажденных ‘в районе Нови Пазар немцев
все более сжимается. =

`В Черногория части  Наролно-освоболи-
ельной армии ос ли Ульцин и пде-
следуют разбитые немецкие части, отсту-
наюшие к Скадар.

В Восточной Боснии югославские части
заняли город Яня и очищают долину ре-
ки Дрина, преследуя отступающих к Бие-
лина и Зворник немцев,

Красной Армии в Белграде

ской молодёжи Симич, обращаясь к мате-
pam и сботрам советоких героев, павших
за освобождение Белграда, заявил: «Наши
матери и сёстры будут, как родные, бе-
речь и охранять могилы ваших бессмерт-
ных сыновей».

Газеты поместили подробное описание
торжественного открытия памятника. Газе-
га «Политика» пишет: «Великая любовь к
свободе привела красноармейцев в наши
края. Борясь за свободу всех утгнетённых
фашизмом, они прошли тысячи километров,
преодолели‘ многие горные хребты,  глубо-
кие ‘реки, широкие равнины. Неоценимы их
жертвы, беспримерна их борьба».

ПОЛОЖЕНИЕ В БЕЛЬГИИ

ПАРИЖ, 30 ноября. (ТАСС). Как Гере:
дает парижское радио, бельгийское . прави-
тельство продолжает принимать резкие .ме-
ры для того, чтобы заставить организациа
сопротивления сдать оружие. Многочислен-
ные. полицейские отряды патрулируют з
Брюсселе, производят обыски и конфискуют
обнаруженное оружие. Полицейские, встре-
тив колонну, направлязшуюся из Монса в
Брюссель, разоружили ее и произзели мно-
гочисленные аресты. .

ЛОНЛОН, 30 ноября. (ТАСС). Специаль:
ный корреспондент агентства Рейтер. в
Брюсселе сообщает, что вчера проделжа:
лась забастовка трамвайщиков. В городе со-
стоялись политические демонстрации.

Обыски с целью из ятия оружия произво-
дятся по всей стране. Вчера утром в различ:
ных районах Брюсселя двигались автомаши-
ны с вооруженной полацией. Полагают, что
конфисковано много винтовок и патронов.

ПАРИЖ, 99 ноября. (ТАСС). Француз-
ская печать продолжает обсуждать пюло-
жение в Бельгии. : }

В газете’ «ПТаризьен либере» помещена
татья вернувшегося из поездки в Бель-
гию Блок-Маскарта, который  воздает
должное бельгийскому сопротивлению и
заявляет, что в период. немецкой оккупа-
ции Бельгии правительство Пьерло не по-
могало организациям ‘сопротивления, не
ободряло их. Автор пишет, что позищия
ИПъерло не благоприятствует участию бель-
гийского народа в войне. Е
Газета «Фран-тирер» помещает статью
под большим заголовком: «Отныне Пьерло
представляет только реакционеров».

Печать Голландии о положении.
в стране

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Печать
освобожденных районов Голландии, выходя-
щая с первых дней вступления в Голлан-
дию союзных войск, ожизленно обсуждает
проблемы будущего своей страны. Газеты
отмечают необходимость установления в
стране нозой здоровой демократии, в деле
создания которой должны играть видную
роль группы сопротивления. При этом ряд
газет критикует голландское правительство,
находящееся в Лондоне, обваняя его в том,
что оно оторвалесь от страны и стремится
пойти по старой дороге. Газета «Эйндхо-
зенш дагблат», сообщая о выходе в освобо-
жденных районах бывшах челегальных
трупп из подполья, подчеркивает, что произ-
ходящие события не соответствуют чаяниям
этих групп. «Ради будущего нашего народа
и нашей страны, — пишет гавета, — члены
этих групп рисковали жизнью. Они имеют
возможность лучше понять нужды народа,
сумеют повести‘ ролину к новому бу-
дущему». Намекая на лондонское голланя-
ское правительство, газета «Эйндховен
дагблат» критикует тех, кому «удалось 05-
таться вне опасных зон в годы германской
оккупации и непосредственно не соприка-
саться с нуждами нгироких масс голландско
гс населения». «Эти люди, — пишет далее
газета, — стремятся продолжать свою дея-
тельность в старом стиле».

Английская газета о патомотической
милиции во Сбранциия

ЛОНДОН, 30. ноября. (ТАСС). Газета;
«Ньюс кроникл», ‘касаясь в передовой
статье вопроса о статуте патриотической
милицаи во Франции, заявляет, что, как по-
казали события, возражения милиции про-
тив ее разоружения были обоснованными.
«Немцы, отступая из Франции, — пишет
газета, — оставили после себя много «по-
литических бомб замедленного действия»
наряду с обычными. Теперь они взрывают-
ся. Дарнановская фашистская полиция по-
прежнему активна, как и оставшиеся: во
Франции агенты гестапо, число которых
еще очень велико. Согласно достоверным
сообщениям, немцы сбрасывают своим лю-
дям во Франции вооружение и даже под-
крепления. Мы обращаем на это внимание,
желая вновь подчеркнуть, что члены орга-
низаций сопротивления, которые по требо-
ванию сдали свое оружие и страдают из-за
этого, были во многом правы».

—о—

Налет американской авиации
на Токио

ВАШИНГТОН, 30 ноября. (ТАСС). Воен-
ное министерство США опубликовало со-
общение о том, что в ночь на 30 ноября
американские бомбардировщики «Б-29»,
стартовавшие с острова Сайпан, соверши-
ли первый ночной налет на Токио и сбро-
сили бомбы на промышленные об’екты.
Бомбардировка осуществлялась при помо-
щи прицельных приборов. Результаты на-
лета вследствие облачности установить не
удалось. Огонь японской зенитной артил-
лерии был слабым и неточным. Ни однн
из американских самолетов не пострадал.

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
трудозых резервов —

611568.

Москва, 137. Улица «Прав
Д 3-81-96; учащейся молод

Новый состаз польского
эмигрантского правительства

ЛОНДОН, 30 поября. (ТАСС). После
прозала попыток Квапинокого сформиро-
вать новое эмигрантокое польское прави-
тельство эмипрантский «президент» Рачке-
вич назначил премьер-министром Томаша
Арщишевокого. Последний сформировал
правительство, в состав которого в числе
других ‘вошли Кукель в качестве министра.
обороны и Кваминокий — в качестве мини-
стра промышленности, торговли и судо-
ходства. Три министерских поста не заме-
щены, так как они предназначаются для
предстазителей крестьянской партим (к ко-
торой принадлежит Миколайчик), отказав-

лцейся Участвовать в празительстве.

Oh =

Мероприятия румынских-
к ‘властей

БУХАРЕСТ, 29 ноября. (ТАСС). В ту-
мынских газетах опубликовано распоряже-
ние министерства просвещения, запрещаю-
щее, в соответствии с 16-й статьей соглагие-
ния о. перемирии, распространение геогра-
фических карт Румынии в границах, суще-
ствовавших на 28 июня 1940 года, включаю-
щих в состав Румынии Северную Букозичу
и Бессарабию. Учреждена комиссия для
просмотра школьных учебников. Пользова-
ние старыми учебниками, не просмотрен-
ными комиссией, воспрещено. Воспрещено
также использование и распространение
литературы, направленной против Об’еди-
ненных наций. Это’ распоряжение распрл-
страняется на школьные и университетские
библиотеки. : ;

ys

Болгарский деятель в США
© болгарском правительстве

НЬЮ-ЙОРК, 30 ноября. (ТАСС). Секре-
т «Болгарю-американского конгреюса» в
А Шаречков, выступая на преос-конфе-
ренции, охарактеризовал болгарское пра-
вительство, как подлинно’ народное. Он
заявил, что это правительство выполняет
условия соглашения о перемирии, и прч-
звал все прогрессизные демократические
силы ‘поддержать болгарское правитель-
ство, так как оно является важным факто-
ром установления мира и демократии на
Балканах. Шаренков подробно рассказал о
деятельности Отечественного Фронта. Он
напомнил, что нынелинее болгарское правн-

олгарии.

тельство состоит из ветергнов тоя про-

тиз гитлеровского господства в

ЗУ

С сухим шелестом падает переворачивае-
мый осторожной рукой потемневигий жел-
тый лист древнего пергамента, и ровные,
словно напечатанные строки страница за
страницей раскрывают жизнь давно минув-
ших. веков, :

«...Й храбрый Вардан вместе со своими
храбрыми копьеноецами немало геройства
свершил сам, и здесь он принял венец ге-
ройской смерти. И затянулась битва до
позднего вечера, и многих настиг смертный
час, и трупы ложились, как похрезанные де-
ревца...» a

Перед читателем, далеким потомком ге-
роев, 0 которых CHOKONHO, торжественным
языком повествует знаменитый историк и
участник этой великой битвы Егише, вета-
ют сильные и мужественные образы пред-
ков. Пятнадцать веков тому назад, в страл-
ный JIA. POHL час, они поднялись во гла-
ве с великим армянеким полководцем Вар-
ланом Мамиконяном против врага и ценой
жизни отстояли в битве на Аварайрском
поле национальную  самостоятельноть и
культуру армянского народа.

Торячей любовью к ролине проникнуты
слева летописца-палриота. Перед глазами
возникает страшное поле битвы, на котером
решалась судьба армянского народа, много-
численные ряды врагов, яростные атаки
воинов-армян, е мечами в руках бросавитих-
ся под брюхо истюлинских слонов. «танков»
того времени, и погибавших под их падаю-

щими тушами... >.
Мнсгочисленные рукописи, собранные за

толстыми стеклами шкафов в круглом зале
с высоким потолком, на своих. написанных
«грабаром» (армянским перкозныы языком)
страницах рассказывают историю армянеко-
то и соседних сним народов. Эти рукописи,
созданные древними историками, учеными
и поэтами и перенисанные в темных кельях

монастырей скромными тружениками пера

*) Матенадаран — хранилище рукопасей.

СУД НАД УЧАСТНИКАМИ ЗЛОДЕЯНИЙ В МАИДАНЕКЕ

ЛЮБЛИН, 30 /ноября. (ТАСС). После
сткрытия заседания суда над гитлеровски-
ми палачами — участниками злодеяний в
Майданеке—адвокаты сделали суду заявле-
ние о том, что они отказываются от заши-
ты подсудимых, так как считают для себя
позором защищать врагов польского
народа — убийц мирных жителей.

Выступивший ‘вслед за, этим прокурор
Чеслюк указал, что мотивы защитников
следует признать заслуживающими внима=
зая. Тем не менее он настаивал, чтобы B
соответствии с законами Польской. демокра-
тической республики была обеспечена защи-
та обвиняемых. Суд постановил оставить
присутствующих на судебном процессе ал-
рокатов в качестве официальной защиты:

Перзый день судебного разбирательства
был посвящен ‘допросу обвиняемых. Всяче-
ски стараясь преуменьшить свою непосред-
ственную ответственность, подсудимый Тер-
чес показал, что за время его пребывания
в Майданеке только путем удушения га-
зами было убито свыше 60 тысяч человек.

Подсудимый Отальд, не спеша, с холол-
ной педантичностью рассказывает о суще:
ствозавшей на Майданеке системе уничто-
жения заклточенных.

Прокурор спрашивает Отальда — видел
лз он в лагере детей?

Подсудимый отвечает. что он видел там
детей всех возрастов, до грудных включи-
тельно.

— Расскажите, как душили детей? —

спрашивает прокурор.

— К газовым камерам, — говорит под-
судимый Отальд, — детей подвозили на
автомангинах и здесь же их сгружали. Детл
ие хотели итти в камеру смерти, они о чём-
то догадывались. Приходилось уговаривать
детей: «Там будет лучше, там будет хо-
рошю».

Нередко к крематорию привозили для.
сожжения живых людей. По этому поводу
подсудимый Отальд показал, что он видел
людей, привезенных к крематорию в кан-
далах. Их собирали в специально oropo-
женнюм колючей проволокой месте возле
крематория и оттуда партиями по 50 чело-
век отправляли поочередно в печи кремато-
рия. По заявлению подсудимого, среди
привозившихся для сожжения людей были
и советские военнопленные.

Подсудимый Герстенмайер показал, что
когда он прибыл на Майданек, то ему ска-

мощ = В Ре

В метель

1. Поздняя нынче выда-
лась зима, затягивается _
ледостав. Над стылыми тя-
желыми водами метут ме-
тели, и нелегок ратный труд
солдата, которому вот в эту
хмурую, ветреную погоду
надо. форсировать * водные
преграды. Но бывалые воин:
ны части, которой коман-

’ дует тов. Бабаджанян, пе-
решагнувшие на своем пути
уже много рек, стойко пе-
реносят испытания. За пле-
чамн у них богатый опыт, и
они готовы выполнить при-
каз...

зали; что в печах лагеря уже было истреб-
лено около 200 тысяч человек. В этом от-
ношении, говорит подсудимый, Майданек
походит на Дахау.

По делу привлечено 12 свидетелей из
числа тех немногих оставшихся в живых
заключенных в Майданеке, которых немцы
не успели расстрелять, спасаясь бегством
от наступающих частей Красной Армии и
Польского Войска. Десятки людей обрати-
лись к суду с просьбой допросить их для
изобличения преступной деятельности THT-
леровских палачей, сидящих на скамье под-
судимых.

_ Член конгресса США о наказании военных преступников

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). В связи
с заявлением Управления. по делам бежен-
цез о зверствах нацистов член юридической
комиссии палаты прелставителей Селлез
(демократ, от штата Нью-Йорк) опубликовал
в «Конгрешил рекорд» спещиальное заявле-
ние, в котором резко критикует неэффектив-
ность работы союзной комиссии по раселе-
дованию военных преступлений, находящей-
ся в Лонлоне, и призывает к более быстро-
му ‘расследованию, составлению списков во-
енных преступников и провозглашению прин-

ципа неограниченного наказания виновных В

военных преступлениях. Несмотря на то, го-
ворится в заявлении Селлера, что обдуман+
ное систематическое истребление о миллио-
нов людей и необузланные зверства нацист-
ской клики возлагают высокую ответствен-
ность‘на Лондонскую комиссию по рассле.
дованию военных преступлений, последняя
не достигла серьезных результатов ни в
составлении списков военных преступников,
ни в расследовании военных преступлений.
Вместо этого комиссия превратилась в за-

с :
путавшуюся организацию, занимающуюся
поисками легальных прецедентов из юриди-
ческой практики.

Предостерегая против повторения ошибок
прошлой войны, когда список из 900 воен-
ных преступников сократился до 12, Селлез
указал, что, если комиссая по расследова-
нию военных преступлений посвятила свою
деятельность выполнению пустых формаль:
ностей, пренебрегая своей основной задачей,
нацистские преступники, в том числе Гит-
лер, Гиммлер и их сообщлики, могут избег-
нуть наказания и таким образом будут вновь
угрожать миру и безопасности. Преступники
из стран оси должны быть судимы в сбот-
ветствии с принципами цивилизации. Олна-
ко справедливость ве допускает, чтобы им
была предоставлена возгложность избегнуть
наказания из-са академяческих диспутов 19
поводу юридической процедуры. Провозгла.
шение принципа наказания военных престул-
ников и суд над ними не должны быть за-
держаны:. 7

Заявление Стеттиниуса
на поесс-кенференции

ВАШИНГТОН, 29 ноября. (ТАСС). От-
вечая на ’пресс-конференции на вопросы
корреспондентов о TOM, участвовали ля
США в действиях англичан, которые, по
имеющимся сообщениям, прожестовали про-
  тив назначения Сфорца министром ино-
странных дел, и одобрили ли США эти дей-
ствия, Стеттиниус сказал, что государ-
ственный департамент узнал `об этих сооб-
шениях из газет и теперь изучает вопрос,

В ответ на вопрос, когда государственный
департамент опубликует сведения но пово-
ду доклада Европейской ‘консультативной
комиссии об участии’ различных европей-
ских правительств в управлении Германией,
Стеттиниус заявил, что он не может ука-
зать, когда государственный департамент
сможет опубликовать эти сведения.

——

K правительственному „кризису

‹в Италии ;

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Диплома-
тический обозреватель агентства Рейтер Рея-
дел Нил передает, что авторитетные англий:
ские круги 29 ноября подтвердили, что граф
Карло Сфорца был бы персона нон грата (из-
желательным) для английского правитель-
ства, как министр иностранных дел ала пре-
мьер-министр Италии. Назначение графа
Сфорна на какой-нибудь другой правителъ-
ственный пост не ‚встретило бы подобного
отрицательного отношения.

ЛОНДОН, 299 ноября. (ТАСС). Как пере-
! дает агентство Рейтер из Парижа, француз-
ская Всеобщая Конфедерация Труда получи-
ла приглашение напразить делегата в каче-
  стве наблюдателя на конференцию предста-
вателей профсоюзов СИТА, СССР и Велн-
кобритании, которая состоится в скором вре-

Выступление Черчилля

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Как пе-

редает агентство Рейтер, Черчилль ‹00б-
шил в палате общин, что в результате пе-
реговоров, происходивших в Вашиягтоне
между английской миссией, возглавляемой
лордом Кейнсом, и американским прави-
тельством, поставки на основе ленд-лаза
(закона о ‘передаче взаймы или в аренду)
в Англию из США сократятся после раз-
грома Германии почти наполовину. Эти по-
стазки будут ограничены материалами, не-
обхолимыми для ведения войны,

О

Назначение французского посла
в США

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Агентег-
вс АФИ сообщает из Парижа, что фран-
цузский совет министроз постановил на-
значить. Анри Боннэ послом Франции. в

США.
+O.

Успех займа освобождения
во Франции

ПАРИЖ, 30 ноября. (ТАСС). Газета
<Либерасьон» сообщает, что выпущенный
правительством заем освобождения поль-
Зуется большим успехом. Ежедневно раз-
мер: подписки достигает в среднем 4 мил-
‚‹лиардов франков.

Приглашение Франции на профссюзную конференцию

мени в Лонпоне. Эта конференция предста-
вителей профсоюзов трех великих держаз
считается подготовительной к международ-
ной козференции профсоюзов, которая ‹о-
стоится в Лондоне в феврале. Приглашение
последовало за посещением Нарижа 5 лиде-
рами конгресса британских тред-юнионов.

3. Теперь пришел черед
понтонеров. Быстро надул
они резиновые шлюпки, вы-
несли их из укрытий, спу-
стили в ледяную воду. Бой-
цы, стремительно перебегая
к берету, занимают юпреде-
ленные заранее места в шлют-
ках, гребцы ударяют весла-
ми, и отряд за отрядом пе-
реправляется через. реку.
Чем скорее бойцы достиг-
нут противоположного бере-
га, тем меньше вероятность
попадания в шлюпку. И
гребцы сильнее  нпалегают
на весла...

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
«ШЕДЕВРЫ РУССКОГО
ЗОДЧЕСТВА»

Вчера, 30 ноября, в выставочном зале
Московского товарищества. художников. от-
крылась выставка картин «Шедевры рус-
ского зодчества».

Картины, экспонированные здесь, отобру-
жают ценнейшие памятники русского зод-
чества. Представлено около 200. работ:
Среди азторов картин — выдающиеся мз-
стера советского изобразительного искус-
ства: народные художники РСФСР. Гераси-
мов и Яковлев, народный художник Бело-
руссии Бялыницкий-Бируля, заслуженный
деятель искусств Кроичаловский и другие.

о

Нссые учебные заведения
физкультуры

В Алма-Ата открызается новый институт
физической культуры. При инстатуте орга-
низуются отделения: казахское, узбекское,
туркменское, таджикское и киргизское. На
нерзый курс будет принято 150 студентоз

В Петрозаводске в нынешнем году начнёг
работать техникум физкультуры. В техня-
кум будет принято 100 учащихся из Карз-

ло-Финской ССР, Мурманской, Архангель-

ской и Вологодской областей.

} $ ХХХ ХХХ ХХХ

СТРАНИПЫ ИСТОРИИ

Oo ¢ $8. :

В Ереванском

„Матенадаране*

o 9° 9

и миниатюры, запечатлели тысячелетнюю
жизнь Армении. ` ре

Творения армянских мыслителей древно-
сти и средневекозья — Моисея Хоренского,
Егише, Анания Ширахаци, Амирдовлата,
Оганеса Саркавага и многих других, произ-
ведения великих поэтов армянского средне-
вековья — Фрика, Нерсеса Шнорали, Наре-
каци, переводы греческих философов —
Аристотеля, Платона, Зенона составляют
бесценное ботатство этого хранилища армян-
ских рукописей — Ереванского Матенада-
рана, : >
Ереванский Матенадаран был основан
около 700 лет назад. Здесь собира-
лись рукописи, хранивигиеся в различных
армянских монастырях или составлявшие
ссбетвенность отдельных лиц. Важдал из
этих рукописей также имеет свою историю,
отражающую судьбу самого армянекого на-
рода в прошлом. ;

Из-под развалин монастырей и храмов, из
пепла пожарищ сыны народа спасали эти
рукописи. В эпохи национальных бедетвий
они сохраняли их для будущих поколений.
Многие же рукониси быля истреблены не-
вежественными завоевателями. В носледний
раз хранилище рукописей, находившееся
при Эчмиадзинеком монастыре, сильно по-
страдало в 1795 году, во время нашествия
персилекого хана Ага-Махмед Хана.

Только после установления советской
власти армянский народ получил  возмож-
ность собрать возлино эти драгоценные па-
мятники истории. Ныне Матенадаран, при-
соединивший к основному Эчмиалзинскому
фонду рукописи Ахтамарекого и Севанского
монастырей и многих других библиотек, на:
считывает свыше 9,000 рукописей (вдвое
больше: чем в 1914 году). Матенадаран яв-

ел литературы и искусства—Д.
стенографии — Д 1-04-76 м Д 3-35-20.

ляется самым крупным в мире хранилищем
армянских рукописей. Армянские рукописи
имеются также в Британском музее, Лувре,
в хранилищах Вены, Венеции. В одном из
наиболее богатых собраний — Иврусалим-
ском — хранится около 4.000 армянских
рукописей.

Самая древняя рукопись  Мотенадарана
относится к 886 году.

Матенадаран — национальная гордость
Армении. После 1920 года и особенно с
1939 года, после перенесения Матенадарана
в Ереван, началось глубокое и серьезное
изучение рукописей.

Научно-исследовательская работа в Ере-
ванском Матенадаране, несмотря на то, что
многие научные сотрудники ушли Ha
фронт, не прекращалаеь ни на один день.
Над трудами по истории, литературе, меди-
цине. математике, химии работают и круп-
ные ученые и мфлодые научные сотрудни-
ки. Над изучением текстов историка У века
Егише трудится молодой аспирант Матена-
дарана Левон Хачикян. Группа молодых co-
трудников ‘Академии наук под руководет-
BOM доктора филологических наук А. Тет-
Минасяна изучает богатейшую срелневеко-
вую армянскую прозу и поэзию. . Академик
Л. Оганесян написал книгу— исследование
средневековых армянеких трудов по меди-
цине. Изучением текстов армянского фило-.
софа Оганеса Саркавага занят доктор фи-
лологических наук А. Абрамян; он же под-
готовил к изданию полное\ собрание сочи-
нений математика УЦ века Анания Шира-
Raila,

Фчень интересны работы химиков п9 рас-
крытию ‘секрета производства красок, кото-
рыми выполнены тонкие миниатюры аэмян-
ских художников.

ды», д. 94, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д. 3-36-89 3-31-79; от пропаганды и агита — Д 3-37-29; льск В у
&жи-—Д 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи Д 3-38-33 и Д 3-34-23; отд Эа а 7 nun — Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 8-31-39; отд

3-31-94;

Типография газеты «Правра» имени Сталина,

отдел иняформации—Д 3-38-49; военный отдел — Д 3-36-24; писем — Д 3-39-6

В читальном зале Матеналарана можно

видеть врачей и литераторов, ноэтов н хи-
миков. Народную мудрость черпают они_в
тожтых фолиантах рукописей.

Матенадаран хранит историю не только
Армении, но и многих народов Ближнего
Востока. В нем имеются рукописи на араб-
ском, пранском, турецком и лругих языках,
есть и русские рукописи. За время Отече-
ственной войны Матенадаран пополнился
новыми документами. Среди вновь приобре-
тенных рукописей такие уникумы, как
библия ХПИ века, оригинал литературного
сборника ХГУ века, включающего творения
светских и духовных писателей и поэтов
Армении Х—Х[У веков, так называемый
«Гандзаран-Тагаран» — сдин из старнн-
ных сборников подобного же рода, бо-
тгатый знаменитыми армянскими миниатю-
рами и др.

Среди сокровищ Матенадарана. сочинение
Зенона «0 природе», сохранившееся лишь
в переводе на армянский язык. Есть много
переводов

средневековых европейских и
русских писателей. Интерес представляет
перевот сочинений русского  пасателя

ХУШ века Федора Sarna.

Богатства Матеналарана хранятся берея:-
HO, с большой заботой. В зал, где нахо-
дятся рукописи, входят в белых халатах.

Помимо рукописей, колосеальную  пен-
ность представляет фонл из 200.000 зрхив-
ных документов Х—ХХ веков. Здесь нахо-
дятея письма армянских мыслителей, като-
THROCOB, политических делтелей, флрманы
(указы) многих царей, дипломатическая
переписка. Библиотека печатных книг Ма-
тенадарана также общирна и прелетавляет
большой исторический интерес. В ней xpa-
нится первая армянская книга, изданная в
1512 году.

ФЖивая история армянского народа зате-
чатлена в коллекциях Ереванского Матена-
дарана.

Г. АРУТЮНЯН.

Ереван. ть

Фото п текст специального корреспондента

а po eS Sets ae j

через реку

2. Первыми уходят в воду
разведчики переправы. Оде-
тые в специальные костю-
мы, снабженные поплавками,
они плывут стоя, искусно
гребя маленькими веслами,
Полтора года тому назад
разведчики в таких костю-
‚мах путешествовали в пла:
внях Кубани. Теперь мы
видим их за тысячи кило.
метров от место отгремев-
ших’ битв, на реках ино:
странных государств. Разве.
дывая путь, они ведут 3q
собой все подразделение

пани ИЕ рионииьнииииаунопививорианны

аи

4. Передовые подразделе-
нчя прошли вперед, захватив
небольшой плацдарм за ре-
кой. Тегерь надо позабо-
титьзя о создании стацио-
нарной переправы. На пер-
вых порах сооружен хоть
маленький, но надежный
паром: через реку перебро-
щен канат, сколочен плотик,
и старательный паромщик
опробует: сооружение, Сей:
час он начнет перевозить тя-
желое вооружение и боепри-
пасы. А немного поодаль
уже стучат топорами сапе-
ры: скоро будет мост.

—_-

«Комсомольской правды» Ю. ЖУКОВА.

ел рабочей молодёжи—лД 3-31-26; отдел
иллюстрации — Д 3-30-22;

ВЫСТАВКА ТРОФЕЙНОГО
ВООРУЖЕНИЯ В КИЕВЕ

КИЕВ, 30 ноября. (Наш корр.). На-днях з
столице Украины открывается выставка 0б-
разцов грофейного вооружения,

На площади в 22 гектара, размещею
трофейное вооружение врага. Здесь обра.
но все — от бронированных  «тигроз» по
чпантер», пикирующих бомбардировщиков

«Ю-89» и торпедоносцев «Савойя-Марчет-
ти» до эрзац-обмундирования гатлеров
цез — соломенных бот и бумажного белья,

о.

Мартин Андерсен Hexee
В Ленинграде

ЛЕНИНГРАД, 30 ноября. (ТАСС); Сюда
прибыл. известный датскнй писатель Map-
тин Андерсен Нексе. В отделении Союм
советских писателей гостя тепло приветст
вовали Б. Лихарев, И,’ Груздев, народный
артист СССР Ю. Юрьев, наредный артист
РСФСР. Н. Черкасов и другие,

В беседе с представителями печати Не
се сказал:

— Я счастлив, что после бесконечных
гонений со стороны фашистов, наконеи,
дышу воздухом свободной Советской Рос
сии, вижу Ленинград во всем его величии.

И arate
ХРОНИКА

Презиниум Верхюрного Совета СССР з-
Goma тоз. Сюляна: И. В. от обязанностей в
родного комяосара пефлашой гремьпиленио
сти.

Президиум Ворховного Совета” СССР в
эначил нарющным комиссаром нофугяной пу
мышленности тов. Байбакоса Нлхолая №1 “Я
стантинович 3. Г.

фа

HETGESTE

НА ОЧЕРЕДНОМ s4ETREPTE>

НИ

В РЕДАНИИИ
un Len 1 !
«КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

Вчера на очередном `«четверге» в редак
ции «Комсомольской правды» поэт Cy
гей Михалков прочитал свои новые стихо
творения и басни, Поэт Сергей Bacu.bes
познакомил собравшихся е литературных
пародиями.

Артист Малого театра, заслуженный а?
тист РСФСР Игорь Ильинский рассказал 6
своих творческих планах. Он готовит роль
Мальволио в пьесе Шекспира «Двенади“
тая ночь». Эта постановка будет осущест
влена на сцене Малого театра. Ильинский с
большим мастерством прочитал басни Кр’
лова и стихи С. Маршака.

Солистка Большого театра заслуженная
артистка РСФСР М. П. Максакова ucior
нила романсы Чайковского, русские наро
ные песни. Сейчас она ‘работает над #н080%
программой, состоящей мз русских наро
ных песен, над циклом романсов Н. Гол”
ванова на слова С. Есенина и В. Шебалии
на слова Г. Гейне.

Артисты оркестра Большого теат
Юлий и Борис Реентович исполнили па“ \
сакалаю Генделя для’ скрипки © вноло“ +
чель10.

На. «четверге» присутствовали летчик!
комсомольцы морской авиации, слушатем
Военного института иностранных, языкой,
комсомольский актив Московского инст!”
тута инженеров транспорта.
Отеки WEEE ET BA IT PRP ECE ETE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГЕ.

=F

бюро

Изд. № 633.