CE EE ees.  S

i
 }

he

ih
 ,

п

ils

(a
 ,

at

и

А

orl

id
ки
vi

fal

343 г., № 272 (9408)

Участники предоктябрьского социалистического соревнования. Слева —

a mT 7 aa

EE ae ce

PABA

SE

Ai

EEE

обер-мастер металлургического завода «Серп и молот» С. Чесноков и сталевар П. Баюкин, система-

тически аеревыполняющие план выплавки стали. Справа — стахановцы Н-ского танкового ‘завода А. Янин и Ф. Курочка заканчивают сборку танка на конвейере.
и 5 Фото С; Струнникова и И. Мальского. (ТАСС).

PHaAaMA

А. ТРЕТЬ

Директор авмазавода им. Сталина, Герой Социалистического Труда

Знамя Государственного Комитета (000-
роны вновь завоевано нашим заводом.
Дважды мы его теряли. Нехваталю настоя-

обычной трудовой дисциплины, Мало мы
думали над тем, как на участках, особен-
HO решающих, поднять проязводитель-
ность труда рабочих.

Я вот знамя снова па заводе! Большой са-
молетостроительный завод, носящий слав-
н0о имя того, кто поднял весь наш народ
на защиту октябрьских завоеваний, завох
имени Сталина снова в семье передовых
предприятий авиационной промьпиленно-
сти.

Удержать знамя! Над этим думают рабо-
We, работницы, мастера, цеховые конст-
рукторы и технологи. }

Борьба за первенство в соревновании
носила упорный характер. Настойчиво,
напряжению работали, шаг за шагом пре-
одолевая трудности, возникавшие на пути.

Прежде всего перед нами встала зада».
ча внедрения поточных методов, как сред-
ства повышения: производительноети тру-
па. Сразу везде переходить на поток мы не
были в состоянии. Без шумихи, не  разбра-
сываясь, нужно было подумать о внедре-
нии потока прежде всего. там, где, нае
больше всего жмет. Надо было «раеши-
вать» узкие места, брать позицию за по-
зицией.

Большой цех, где начальником т. Алек-
cees. Про этот цех не так давно можно
было бы сказать: «Вот цех, где можно по-
Учиться тому... как не нужно организовы-
вать производство!» Самолеты стоят в бес-
порядке. Одни машины загораживают до-
рогу другим. Одна стоит хвоетом в одну
сторону, другая —в другую, третья ме-
шает первым двум. Цех, не отличалощий-
ся просторами, был забит «Ил’ами». Выка-
тить машину было необычайно трудно. В
поисках нужной машины рабочие теряли
время, в работе мешали друг другу:

Войдите в цех сейчае. Поточный метод
изменил ето лицо. Четкая линия машин:
Если требуется взять нужную машину из
середины, мы поднимаем ее тельфером вверх
и без труда перебрасываем на сборку. Проб-
ка на пути в сборечному цеху ликвидиро-
вана,

Четкое выполнение суточного. графика
пехом Алекоеева стало обычным. В работе
пеха появилась должная устойчивость. Мы
уже ‘не беспокоимея за этот пех.

Прекратились жалобы на нехватку ра-
бочей силы, прекратились авралы, пере-
стали. работать в выходные дни, у инже-
неров и техников отпала необходимость
становиться к станкам на «выручку»
цеха. `

В крыльевом цехе т. Храмова без «ду-
бинушки» прожить было почти невозмеж-
но. Крыло отличается большим весом и

большими размерами. 8 такелажников были фоту,

заняты переворачиванием крыльев.

Сейчас, чтобы повернуть крыло, в цехе
Храмова пользуются специальным  стэн-
дом. Рабочий, покрыв одну сторону, нажи-
мает педаль, крыло поворачивается другой
стороной. Отпала ‘необходимость в таке-
хажниках.

(’6м крыльев 0 стапелей —— работа
трудная, она также требует вмешательства
такелажнлков, ручного труда. Началл и
здесь искать пути механизации.

При посещении одного
мы обратили внимание на то, как передви-
гаются свиные туши. Полхваченные 060-
бой кошкой, туши передвигаются по под-
весным приспособлениям в нужное место.
Подумали: а не перетаскивать ли и нам
таким же методом крылья самолета? Но вот
вакое возникло затруднение; свиные туши,
передвигаясь, сталкиваются, ударяются.
Для них тут беды никакой. Совсем другое
дело, когда будут ударяться друг о друга
крылья самолета.

Тогда мы релтили создать подвесные при-

тележки на роликах. Они покатят крыло
в нужном направлении, Тяжелое крыло
щей дисциплины в технологии, нехватало и   небольшим толчком легко породвигается
нь последующие операции.

до последнего винтива, Z

ЯКОВ. ©,

По особым рельсам пойдут специальные

Все нужное этому’ цеху оборудование

В цехе центропланов (начальник т. Са-

Представьте себе большой завод, осна-

современные самолеты «Ильющин-2», за-

воевавшие мировое признание, Не может Шахты,
ся сделать что-нибудь особено приятное
для нашей Красной Армии.

такой завод работать и жить в грязи.

Давно прошли времена, когда залежи
хлама и отходов можно было отнести за
счет трудностей, связанных с эвакуацией
завода и устройством на новой площад-
ке. Грязь давит, мешает. Она оскорбитель-
на для большого передового завода. А лю-
дей для уборки и систематического поддер-
жания чистогы все-таки нехватает.

Что-то нужно предпринять. Кажие-то
кардинальные меры... Одних отходов. струж-
ви в сутки накапливается до 40—45
тонн, А тут еще отходы древесины, ме-
талла, испорченные детали, а иногда и це-
лые аггрегаты.

Возник вопрос о подвесной дороге,

По подвесным путям пойдут сотни теле-
кок, и каждая возьмет по 100 килограм-
мов отходов. Предварительным подочетом
установлено, что мы можем тажим обра-
зом убирать до 300 тонн в сутки. Отолько
мусора и отходов и не наберется, На тер-
ритории, в. цехах и возле них, всюду бу-
дет чисто.

Подвесная дорога будет построена в ско-
ром времени. Й рельсы у себя найдем, при-
пособиям отходы.

Пеотложные вопросы возникают в обла-
сти внутрипехового и межцехового транс-
порта. Узкоколейка всё чаще приходит на
ум. Бронекорпуеа, крылья из цеха в цех
перевозим на тележках, С электрокарами
хорошо работать летом, зимой же примене-
ние электрокаров крайне затрудняется.

Прокладка рельсов, узкоколейка—вот что
упростит доставку из корпуса в корпус та-
ких громоздких аггрегатов, как бронекор-
пуса и крылья, р

Нет, пожалуй; на заводе ни одного пе-
ха, где бы его руководители, мастера. тех-
нологи, конструкторы, передовые рабочие
не трудились над сорершенетвованием ме-
тодов производства, над улучшением ка-
чества продукпии, увеличением выработки
рабочими. Всеми владеет мыель: удержать
знамя. Знамя -—— это символ нашей помощи

`В литейном цехе, где начальником энер-
TOW и Инициативный  опепиалиет
т. Равикович, успешно освоено полунепре-
рывное литье. Это — подарок литейшиков
к годовшине Октябрьской соцпиалистиче-
ской революции. Литейщики внраве гор-
диться ногой машиной, новым методом
литья, над которым долго трудились ра-
 ботники других заводов.

Старый метод литья требовал много ра-

мясокомбината! бочих рук и времени, обязательно хорошез

го нового металла. Цех терял много метал-
ла на отходах при обработке. Сейчае про-
фили, изготовленные из металла нового
литья, по механическим свойствам в два
раза выше, чем профили, изготовленные из
кокильного литья. Отходы составляют не
больше  половины процента. Производи-
тельность труда увеличилась в 8—10 раз.

Мы, строитети грозных штурмовиков,
обязаны дать воздушному флоту еще боль-

ше «Ил’ов». Кажлый экземпляр самолета’

«Ильюшин-2» должеп быть высококаче-
ственным, безотказным в бою. Тогда мы
удержим знамя, почетную награду Родины.

способления собственной конструкция,
сделав их устойчивыми.
Штурмовики

ГОРОД М,, 3 ноября. (Выездная редак-
ция). Коллектив завода, где директором
Герой Социалистического Труда тов.
Третьяков, взял обязательство выпустить
сверх плана к ХХУГ годовщине Великой

é

«Рабочие и работницы, инженеры и техники авиаци-
онных заводов! Давайте больше истребителей, штурмо-
виков, бомбардировщиков для Красной Армии!»

сверх плана

Октябрьской социалистической революции

несколько штурмовиков «Ильющин-2».
Обязательство выполнено

Штурмовики сданы в фонд Главного

Командования Красной Армин.

(Из. призывов ЦК ВКП(б)

жалели своего труда для родины. Наш уго-
лбёк, как говорится, кормил и понл заводы,
вельев) ручной труд: применяется очень  согревал полетравы. Гремела слаза Дон-
широко. На повестке дня — р0проб о ме-
ханизмах для с’емь аггрегатов со стапе-
лей, о переброске этгретатов по рельсам на
следующие операции,

басса. Народ Донбаеса был в почёте. Мно-
тие получали ордена, Ну, а теперь, когда
Красная Армия прогнала немца из Донбас-
са, наши шахтёры стали работать ещё луч-
ше. Люди прямо-таки изголодалиеь по ©во-
щенный отличной техникой, выпускающий  бодному воздуху, по свободному труду. Всем
хочется быстрее и быстрее» восстатовить

Я бетонировал ствол, рудничный двор, на-
резал печи. Привык к шахте, как к род-

ногонами, потом первый стал мапинистом
врубовки, другой—горным десятником. з№и-
ли мы дружно, крепко, недалеко от шах-
ты в поселке Старо-Михайловка. У нас
свой дом. Около дома огород и сад, а в са-
ДУ — 910 твоей душе угодно:
вишни, абрикосы, малина. Все были сы-
ты. обуты и одеты. Как люди жили.

‘досрочно.

Донецкий уолёк дадим родине!

(Письмо донецкого шахтёра)

р аа
«Рабочие и работницы, инженеры и техники метал-
лургических заводов! Больше металла для танков, само-
летов, орудий, пулеметов, снадядов!»

(Из призывов ЦК ВКП(б)

Все вы, товарищи, знаете, что до войны! е нашей допецкой земли, сти еще большое

хотя это очень трудно. Всех хочет-

Я работаю на шахте № 10-«Чекиет»
с 1927 года, е самого начала ее создания.

ному дому. Тут же работали и мои сыновья
Алексей и Сертей. Вчачале они были ко-

яблоки,

И вот пришли звери-немцы. Немца я
знаю давно, воевал с ним еще в прошлую
войну, Немец и тогда грабил народ, изде-
валея над мирными людьми, вел себя по-
хабно. Но то, что немеп вытворяет теперь,
трудно описать. Это не еолдаты, нет, это
какие-то грязные бандиты, какие-то дика-
ри, насильники. Это дикие звери, сорваз-
шиеся © цепи.

В нашем поселке немцы убили двух пол-
ростков—Колю Зинченко и Васю Головко,
убили ни за что ни про что, так, ради за-
бавы, На глазах у многих убивали военяо-
пленных. Когда их гнали в феврале через
наш поселок, мы видели людей, которые
выбилиеь из сил, стали отетаваль. У нае
стали просить немецких конвоиров; дайте
нам этих больных лющей, мы хотели их
вылечить, поставить нз ноги. И слушать
не хотели. Тут же на дороге расстреляли
человек восемь и пошли дальше. Стазу
приказали закопать расстрелянных. Жут-
ко стало: вот были люди, и вдруг одни бу-
горки земли осталиеь,

Военнопленных ‘заставляли работать на
шахте. Тут их беспощадно били палками.
Неменкий штейгер всегда спускался в птах-
TY с дубовой палкой и се пистолетом. На
положении пленных были по существу все
рабочие, Немецкий штейгер Богат так из
бил путевого Николая Кузьмина, что он не
смог выйти на-гора, рабочим пришлось не-
сти его к стволу на руках. Палками из-
били крепильщиков Андрея Пастухова п
Василия . Нестеренки.

Знамена.

удержаны:

8 месяцев.

8 месяцев.

$ месяцев.

В результате развернувшегося  предок-
тябрьского социализтического  соревноза-
ния работники химической промышленно-
сти добились значительных производствен-
ных успехов. Десятимесячный план по
предприятиям Наркомхимпрома перевыпол-
нен. За октябрь химическая промышлен-
ность выполнила производственный план на

ла кочегарку,
для под’емной машины и вентилятора. Бы-

Вогда Ерасная Аруия стала гнать немпев

мы делаем и сделаем у себя на заводе, вее   шахтбры Донбасса работали хорошо. Мы не  озбесилиеь, стали жечь наши дома. В ио-
селке СОтарю-Михайловка сожгли 30 зда-
ний, взорвали ‘копер нашей шахты, паро-
вые котлы, спалихи и разрушили надшахт-
ное ц малтинное здания, кочегарку, элек-
троподстанцию, помещение для вентилято-
ра, два дома, где жили инженерно-техниче-
ские работники. Немцы думали, что наша
шахта умерла навсегда, что ей уж во во-
скреонуть. Но подлецы просчитались!

Наш шахтный поселок был освобожден

10 сентября, х уже на другой день заки-
пела работа. Пришел на шахту и я. №
войны я работал в 324606 и на подземном
транспорте, а теперь вепомнил свою’ дав-
нюю профессию каменщика и ветал на са-

мую пужную работу: нална бригада строя-
электроподетанцию, здания

Am co “Bom опытные каменщики Григорий
Капран и Григорий Гончаров. Вее мы на-

чали соревповаться, и каждый из нас вы-
вкладывал в день до 3 тысяч кирпича и вы-
полнял залание на 300 процентов. Мы на-
чинали работу на заре и работали дотем-
нз. Но не одни мы работали так. Не ху-
же нас работал co своей бригадой и Григо-
рий Евтушенко. По пелым суткам не ухо- {

лили домой помошник тлавного механика
Иван Васильевич Черкасов и многие дру-
гие. Под руководством tos. Черкасова на
шахте «Трудовекая» разобрали похемную
машину, перевезли ее на нату птахту A
установили здесь. Все это сделали‘ за пять
дней, ’

У нас нет транспорта, надо было подво-
зить за три километра много песка, и воды.
Мы ни с чем не считались, сами все подво-
зили. Строим для себя, для своей родины.

Мы построили 16-метровый деревянный
копер, здания под’емной маптины, электро-
подстанции, кочегарку, установили два кот-
ла, построили здание для вентилятора,
60-метровую эстакаду, отремонтировали две
лебедки на террикониках. дали капиталь-
вый ремонт двум помещениям механиче-
ской мастерской, восстановили 150 шахт-
ных вагонеток, привели в порядок клуб, от-
крыли детский сад.

Мы должны были восстановить шахту к
1 лекабря, а справились почти на 2 месяца
раньше срока. Уже 7 октября отбойщик
Николай Мариненко выдал первые тонны
угля; Шахта отгрузила уже сотни rom.

Шахтеры работают сиоро и весело. Мы
булем давать угля ‘больше, чем давали до
войны. Лонецкие шахтеры помогут Rpac-
ной Армии быстрее победить немецких из-
вергов и освободить всею нашу родную зем-
лю от врага.

Шахтёр Максим ГОРОШОВЕНКО.
Шахта № 10-«Чекист» комбината
«Сталинуголь».

Лучшие заводы СССР— многократные победители
во Всесоюзном соцналистическом соревновании

В мае — мюне прошлого года началось Всесоюзное социалистическое соревнова-
ние на усиление помощи фронту. В нынешнем году Всесоюзное соревнование при-
обрело особенно большой размах. Многие десятки заводов и фабрик заняли первые
места в соревновании, завоезав переходящие Красные Знамена Государственного Коми-
тета Обороны и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии боль-
шевиков, Лучшие предприятия страны прочно удерживают в своих руках эти почетные

В иынешнем году Знамена Государственного Комитета Обороны или UK BMS}

” АРТИПЛЕРИЙСКИМ ЗАВОДОМ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. ЕЛЯН,— 9 месяцев.
ЧИРЧИКСКИМ ХИМИЧЕСКИМ КОМБИНАТОМ — 9 месяцев.
САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДОМ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. АГАДЖАНОВ —

ЗАВОЦОМ МИНОМЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т, ЦОФИН—

ЗАВОДОМ БОЕПРИПАСОВ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. НЕВСТРУЕВ,— 8 месяцев.

САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДОМ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. ФЕДИН,—8 месяцев,
СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДОМ «ФРЕЗЕР» ИМЕНИ КАЛИНИНА — 7 мёсяцев,
САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДОМ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. БЕЛЯНСКИЙ—

СОРТОПРОКАТНЫМ ЦЕХОМ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ МАГНИТОГОРСКОГО МЕТАП-
ЛУРГИЧЕСКОГО КОМБИНАТА ИМЕНИ СТАЛИНА — 6 месяцев. УЕ

ЗАВОДОМ БОЕПРИПАСОВ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. ПРИГУЛЬСКИЙ — 6 месяцев.

ХИМИЧЕСКИМ ЗАВОДОМ, ГДЕ ДИРЕКТОРОМ т. КАГАНОВИЧ, — 6 месяцев.

Химическая промышленность перевыполнила
октябрьскую программу

114 проц., при этом по сравнению с сен-
тябрем текущего гола об’ем производства
увеличилея на 5 проц. Вперели идут
предприятия азотной промышленности, Op-
ганической химии, основной химии, пла-
CTHYECKUX масс и аниливо-красочной про-
мышленности.

Базалось — большего напряжения быть
не может, невозможно...  Елвь  побита-
лись до жилища, до постели, и мерт-
вый сон валил с ког. Вот уже поястине
убёртвый — пикажих сновидений. Девчонки
лет семпадцати, вирочем, рассказывали ва
утро, в обеденный перерыв свои волитебные
сны, но все знали, что они сочиняют. И по-
думать только, что им мерещилеев; гамакт
й байдарки в доме отдыха, вальс на залитой
светом Манежной площалле, туфли молочно-
го цвета, ореховая халва... Все устало, но
побролуцию смеялись. Старый литейнкик,
дядя Яша, внимательно поглядывал на блед-
тюватые лица девушек, подростков, на го-
лубые тени под ‘их APRIMEN воспаленными
глазами. Нежность заливала его сердце. Но
он говорил строгое

— Гляди — вон какая ты, а уж рабо-
чую карточку получаешь. То-то и оно. Я
рабочую карточку получаю и ты. А я пять-
десят лет с гаком на заводе. Чувствуешь ты
это ‘или нет, какое у тебя эвание!?

— Чувствую! — отвечала собесетница,
вёсело поднимая вверх круглый подбородок.

—= Tar чего же тебе Taxol crux oma,
бедовая!

— Дядя Яша! Да ведь как хорото было
да войны-то!

— Стыд, стыд— упрямо повторял ста-
рик, а сердце его горько ульбалось: гоепо-
ди, да какой же это стыд — качели эти,
карусели — полвека отдал жизни своей для

их счастливой юности, у. сволочи-нем-

цы, супостаты жадные!..

— Ha фронтах каждую минуту людям
В тдаза смерть глядит,— уже мягче гово-
рил дядя Яша, — наше дело — им онаряхы
подавать, 0б себе забыть. Помните ленин-
(RH заветы — советекую влаеть беречь,
все трудности переживать. Товадиит Сталин
клятву дал у гроба! Владимира Ильича, и
мы эту клятву вместе с им держим. Вели-
ке счастье это. Так?,

—= Так— тихо отвечали юнцы, смутно,
о Фадостно угадывая в словах старика
большую правду, и снова шли в цехи хелать
снаряды, рабетая по десять часов под-
ряд... 9

Счастливый человек дядя Яша-—старый
хитейщик Яков Михайлович Веселов. Он
видел Ленина. Это делает дядю Яшу даже
в ето собственных глазах каким-то гигам-
том. У дяди Яши никогда не болит ‘пояс-
Pua, ему никогда не хочется енать, ему
никогда не снятся пирежные-наполеоны,
И утром, и ночью, одинаково бодрый, све-
жий, строгий, работает он один за четверых.
Р грозный чае. когда враг рвался к Москве

И товарищ Сталин просил рабочях подеы-’

пать побольше снарядов, —он на мёрзлых
дровах плавил свинец и вообще делал вея-
кио чудеса. Эм были тяжелые, но пре-
красные AHH—OHH папомнили старшему
поколению дни гражданской войны, а в мо-
лодых будили богатырекую силу. По при-
казу правительства завол встал на колбе
и уехал... Так было надо. Ветер rpo-
хотал и стонал и плакал в пустых цехах.
& земде валялись какие-то гайки, трубы,
забытая проволока... Снег заметал их. И
один молодой инженер, вытаскивая из-под
снега обрывки старого чертежа, сказал,
поддавигиеь минутной слабости:

— Точно в чеховском «Винтневом са-
ду». Пусто как...

Он, этот инженер, ныне дважды орде-
ноносеп, с виноватой усмешкой вепоми-
нает свои слова.

Дядя Яша, как веегда, утром приходил
на осиротелый двор завода... Хозяйски е6-
бирал в кучки гайки, наматыват в клубки
проволоку. Подолгу стоял возле статуи
Ленина. И, вспоминая, волновался. Вот тут
Владимир Ильич держал речь к рабочим,
как советскую власть беречь... Вот тут, в
этом месте, он потрепал по голове маль-
HRY, ITO попалея ему на глаза, и спросил
с. ласковым смешком в голосе: «А вы тоже
на митинг, молодой человек?» Вот тут
ои быстро-быстро так пробежал несколько
раз из угла в угол, словно о чем-то раз-
мышляя, и в глазах его вспыхивали острые
зарпицы... И сердна всех рабочих. в том
числе дяди Яши, разрывались от любви к
Этому огромному человеку.
вынесем, все сделаем!»—сказали рабочие.
И всё вынесли, и всё сделали... Отдать те-
перь всё это фашистской сволочи?! Гнуть
спину на немецких баронов и фабрикан-
тов... Да не бывать этому! Лучше уж лечь
около статуи Владимира Ильича, обнять
старыми руками ноги его, и пусть засыплет
их вуесто снегом...

А Ильич улыбался пришуренным, знаю-
щим взглядом — хитренько так и светло.

— 9х, Яков, Яков—упрекал вдруг сам
себя старый литейщик и, приосаниваясь,
шептал: «Будет сделано, Владимир Ильич!
Ожидаем приказа товарища Сталина».

И проворно счищал енег co статуи
Ленина.

Чтб будет сделано — не зпал, а сердце
чуяло: что-то будет сделано. ae)

Так и вышло. Они получили сталинский
приказ: ерочно пустить завод, срочно де-

лать снаряды. Никому не показалось это’

невозможным, несмотря на то, что не бы-
ло ни станков, ни людей, а е неба сыпались
немецкие бомбы. Появились и станки, и
люди. Старики, женщины, подростки —
Bee пришли.

И так получилось прекрасно: на возрож-
дённом заводе им. Владимира Ильича co-
брались люди фазных напиональностей:
русские, украинцы, белоруссы,.. В це-

хах — стужа, замерзала смазка. Ничего

этого не замечали, выполняли сталинекий
приказ — делали снаряды. Да ещё какие
снаряды-то, немало немпев полегло от этих
снарядов пол Москвой, под Тулой... Вот
тут-то еще раз поняли люди, что такое на-

«Рабочие

Счастье

Елена КОНОНЕНКО

«Ильич! Веё’

и работницы,

стоящее социаднотическое  соревноватие.
Вот тут-то и разгорелось оно и пламелем
своим согрело озябшие человеческие дупит.
И плавил на мёрзлых дровах свинец дяля
Яша, удивляя весь мир своими гигантеки-
ми внутренними силами жизни. И закаля-
лись в огне соревнования девчонки и маль-
чищки, отогревая дыханием своим окоче-
невшие, распухшие полудетекие руки.

Светлый облик великого Ленина и живой
голое великого Сталина помогли людям
пресдолеть все препятствия и даже завое-
вать потом первое место в соревновании —
завод получил знамя Центрального Вомитета
нашей партии. 3

Это едитение душ, могучий порыв, охва-
тиврший Ha заводе и старого, и малого,
продолжаетея вое мосяцы войны, и © 060601
силой ошутим он в дни, когда наша родная
Красная Армия пошла в наступление. Не-
вихимые нити протянулись от фронта к/’за-
воду, от завода в. фронту. i :

В пламени соревнования фодилея час9-
вой график. Работа по часовой стрелке. Мо-
жет ли быть большее напряжение?
Человек бросает горящий  вегляд на
доску показателей — вот что я еделал
за этот час. Да, я слелал много. Но эти сна-
рялы уже громят врата. От меня фронт
ждет еще, еще... Ползет часовая стрелка...

— Броня! Мы хороню работаем? —бес-
покойво спраптивали молодые рабочие ‹е-
кретаря комсомольского комитета— Бро-
ня, наши ‘наступают... Надо работать еще
лучше. Но мы, Броня, чувствуем, что боль-
шэ уж сделать ничего не можем!

Да, казалось, большего напряжения быть
не может. И вот в разгар соревнования, в
момент паступательных действий Красной
Армии пришел приказ: делать новый вид
снаряда. И ‘очень срочно. Это было
трудно. Особенно все попугались за
литейку. В литейке были нелалы: не-
хватало людей. А новый заказ требовал
необычайно тщательной и усерлной работы
стерженщиков и формовшиков. Завод пря-
задумалея. Не только директор, не только
инженеры, нэ только старые рабочие. Вее
думали. Даже новички... И поэтому никого
не уливило. когда взволнованиая Броня при-
шла в механический цех и от имени ди-
рекнии и комсомольского комитета пред-
ложила молодым станочникам добровольно
пойти в литейный цех и вытянуть его
в передовыю. Да, это никого не удивило.
И всё же молодежь тримолкла. Уйти . #3
чистых механических пехов в дымную
горячую литейку на незнакомую работу ла
еще там повести за собой других... Что же
это такое?

— Вот это и есть, товарищи, настоя-
mee соревнование, — волнуясь, говорила
Броня. — Армия наступает, Ффрокт ждет
именно таких снарядов, какие нам зажа-
заны.. Нет ничего нерозможного. Вто
пойдет сегодня же в литейку?

И они ушли из мехунических цехов в
литейный — Морозова, ЕКрасневич, Xpo-
мова, Вакарева, Стетина, Хаусмва, Tu-
мошкина, лва лруга-калильшийки Орешков
и Сорокин — и другие, Te самые, которые
говорили, чт больше уж сделать ничего
не в силах... Ушли, чтобы работать фор-
мовитиками и стерженщикайги по двенадна-
ти часов в сутки.

На следующее же утро Степина и Дми-
триева прибежали в комсомольский коми-
тет и расплакались. Опи признались, что
поеле светлого механического цеха им
стралшно и утарно в литейке, кроме того,
эти песочные стержни рассыпатются, как
только к ним прикосненься, а некоторые
рабочие косятся и думают, что девчат
сняли со станков за провинность...

—- Так что же, значит, страшно, эна-
чит, не выйдет, девчата?

— Как это не выйдет! Как это страш-
но? А на фронте не страшно? — оскор-
бленно воскликнули плачущие девушки и
умчались обратно. Бригада юных формов-
щиц тоже мучилась первые дни.

Й вот, представьте, вышли в перело-
вые, вышли в самые передовые. Даже
обогнатя бригаду опытного формовщика
Кирилко. Спросите‘ их, как это у них
получилось, они сами не знают, только
растерянно и радостно улыбаются.

— Да проето поняли...

— А что поняли?

— Ла всё поняли!

Такие же чудеса сделала и бригада
стерженшии под командой Шуры Ивано-
вой и другие фронтовые бригады  нович-
ков. Литейный пох вышел в передовые.
Завод отлично выполнил заказ фронта.

...Самые счастливые секунлы на ваво-
де — это секунды салюта в честь побед
Красной Армии. Они везде самые ечает-
ливые, но рабочие завод» имени Влади-
мира Ильича, делающтие енаряды, уверяют,
что для них это особенные минуты. Вепы-
хивают в небе нветные ракеты, слышатся
залпы орудий. Выбегают из цехов по оче-
реди на лвор старики и молодые. Дядя
Яша, и Зоя, и Шура, п Кирилко, и все...
о разгоряченные, потные, смотрят
в нобо.

Отоят локоть к локтю. И тут уж не
поймешь, кто с кем соревяуетея, кто на
кого обижается, кто кого обгоняет. Bee
вместе, все рядом. Й Зоя Морозова, и Ки-
рилко...

— Вот оно, Владимир Ильич! Вот она,
нана сталинская  Табота-то, — шеичет,
волнуясь, старый литейшик.

И Шура Ивалюва. и Зоя Морозова, и ca-
мые молоденькие девчата, которым снитея
во сне ореховая халва, обнимают друг
друга, охваченные ощущением настоящего
счастья,

Завод имени Владимира Ильича,

инженеры и техники пред-

приятий, изготовляющих вооружение и боеприпасы для

фронта!

Увеличивайте выпуск винтовок,

автоматов,

пулеметов, минометов, орудий, снарядов, патронов и
мин! Совершенствуйте и улучшайте качество боевой
продукции! Все для фронта, все ‘для победы!

(Из призывов ЦК ВКП(б)