Dat:

eae

HH,
яв

ев,

ин,

`

= SPs

Пролетарии всех стран, соединяйтесь,

ии опти аинаиененнь пе ла
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).
en OD.)

Орган Центрального Номитета и МК ВКП(б).
к 713 (9409)   Пятница, 5 ноября 1943 г.   ЦЕНА 20 КОП;

Е ЕЕ РИ

Итоги летней ками

(< 5 июля no 5

Красная Армия, в результате напряжённых четырёхмесячных боёв,
успешно выполнила оперативно-стратегический план Верховного Главно-
командования. Задача, поставленная перед вооружёнными силами Совет-
ского Союза — изгнать в течение лета и осени вражеские войска за
линию Смоленска, реки Сож, среднего и нижнего течения Днепра, а так:
же ликвидировать Кубанский плацдарм немцев — полностью осущест-
влена: :

Летняя кампания 1943 года, как известно, началась 5 июля решаю-
щим, по заявлению гитлеровского командования, наступлением немецко-
фашистеких войск на Орловско-Курском и Белгородско-Курском на-
правлениях. Противник ставил перед собой задачу окружить и уничто-

ay

‚ жить советские войска, расположенные в Курском выступе, выйти в

глубокие тылы Красной Армин и решить‘исход войны в свою пользу.

Итоги летних боёв показали, что этот новый стратегический план
немцев, построенный без реального учёта соотношения сил, оказался от
начала до конца авантюристическим и позорно провалился. Красная
Армия в упорных оборонительных боях измотала и обескровила главные
силы немецко-фашистской армии, начавшие 5 июля наступление. Немцы
понесли огромные потери, но не добились успеха.

Разгромив наступавшие на Курск немецко-фашистские войска,
Красная Армия, по приказу Ставки Верховного Главнокомандования,
12 июля сама перешла в решительное наступление, прорвала сильно
укреплённую оборону немцев и после многодневных ожесточённых
боёв 5 августа, — ровно через месяц после начала наступления немецких
войск,— овладела городами Орёл и Белгород.

Таким образом, самый мощный и опасный для нашей страны Орлов-
ский укреплённый стратегический плацдарм врага, который гитлеровское
командование рассчитывало использовать как трамплин для наступления
на Москву, был ликвидирован. a

Вторым важнейшим укреплённым плацдармом немецкой армии
являлся район Белгорода и Харькова.

Немцы сосредоточили в этом районе свою основную танковую груп-
пировку, в.том числе отборные танковые дивизии «СС», создали крупные
склады вооружения и боеприпасов и соорудили мощные укреплённые
линии обороны.”

Начав наступление на Харьковском направлении, наши войска про-
рвали оборону противника и, сломив его упорное сопротивление,
23 августа штурмом овладели городом Харьков.

Тем самым Белгородско-Харьковский плацдарм немцев был успешно
ликвидирован. Г

Ликвидация Орловского и Белгородско-Харьковского плацдармов
противника явилась крупнейшей операцией наших войск после разгрома
немцев под Сталинградом: Победы Красной Армии в. районе Орла и
Харькова создали прочную основу для дальнейшего развития наступле-
ния наших войск и осуществления плана Верховного Главнокомандования
по освобождению Донбасса и всей левобережной Украины.

Третьим важнейшим укреплённым плацдармом немцев являлась вос-
точная часть Донбасса с основным рубежом обороны по линии реки
Северный Донец и реки Миус.

По приказу Верховного Главнокомандования наши Южные армии
перешли в наступление, форсировали реки Миус и Северный Донец, про-
рвали оборону немцев. и одержали крупную победу над немецкими за-
хватчиками в Донецком бассейне. В течение шести дней стремительного
наступления наших войск был освобождён весь Донбасс — важнейший
угольный и промышленный район страны.

Развивая успешное наступление, наши войска быстро погнали нем-
цев на запад, освободили почти всё побережье Азовского моря и вышли
к Мелитополю и Запорожью — сильным укреплённым районам на под-
ступах к Крыму и низовьям Днепра.

Потерпев тяжёлые поражения под Орлом, Белгородом, Харьковом
и в’Донбассе, немецкое командование предприняло отчаянную попытку
остановить наступление советских войск на рубеже реки Десны, превра-
щённом на всём её протяжении в мощную линию современной обороны,
укреплявшуюся в течение двух лет и считавшуюся немцами непреодоли-
ной. Наши войска решительными действиями в трудных условиях форси-
ровали Десну и взломали эту линию немецкой обороны.

В то время как наши войска южнее Брянска гнали немцев на запад,
был также нанесён удар по вражеским войскам на Смоленском и Ро-
славльском направлениях. Взломав сильно укреплённую долговременную
оборонительную полосу врага, наши войска форсировали Днепр в его
верхнем течении, овладели междуречьем Западной Двины и Днепра —
так называемыми Смоленскими воротами, и освободили город Смоленск—
важнейший стратегический узел обороны немцев на Западном направ-
лении. ie .

Решительными действиями наших войск на Кубани было сломлено
также сопротивление противника в районе Новороссийска, в низовьях
реки Кубани и на Таманском полуострове. Тем самым был ликвидирован
оперативно-важный плацдарм немцев на Кубани, который обеспечивал
им оборону Крыма и возможность наступательных действий ‘в сторону
Кавказа.

Потерпев тяжёлые поражения в предыдущих боях, немцы пытались
во что бы то ни стало остановить наступающиё советские войска на
Днепре. Немецкое командование стянуло основные силы своей армии на
защиту мощной полосы обороны по Днепру и реке Молочная, расечи-
тывая прочно обосноваться на этом выгодном для обороны рубеже. Но
и эти расчёты немцев провалились. Красная Армия форсировала круп-
нейшую водную преграду — Днепр, взломала мощные долговременные
оборонительные сооружения противника и создала на правом берегу
Днепра ряд стратегически важных плацдармов. Развивая наступление,
Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам тяжёлое пораже-
ние в излучине Днепра и освободила Днепропетровск и. Днепродзер-
жинск — важнейшие промышленные центры юга нашей страны и желез-
нодорожный узел Пятихатку. Вместе с тем, наши войска. прорвали мощ-
ную оборонительную полосу немцев на рубеже реки Молочная, которая
по своему инженерному оборудованию противотанковыми препятствиями,
по плотности насыщения пехотой, артиллерией и танками была ещё бо-
лее сильной, чем оборона немцев на реке Миус; Таким образом, наши
войска взломали всю оборону противника от Запорожья до Азовского

Красная Армия, в результате напряженных четырёхмесячных боёв, успешно
выполнила’ оперативно-стратегический ‘план Верховного Главнокомандования:
Задача, поставленная перед вооружёнными ‘силами Советского Союза—изгнать

в течение лета и осени вражеские ‘войска за линию Смоленска, реки Сож,
среднего и нижнего течения Днепра, а также ликвидировать Кубанский плац-

дарм немцев—полностью осуществлена.

ании Красной Ариии’

ноября 1943 10да)

моря и вышли к нижнему течению Днепра, отрезав с суши войска про-
тивника в Крыму. ь

В результате этих умело осуществлённых по плану Верховного
Главнокомандования операций Красная Армия освободила от противника
огромную территорию, лишила немцев стратегически важных районов и
коммуникаций. Враг на протяжении 1.200 километров — от устья реки
Сож до Черного моря был отброшен за Днепр. Вся левобережная
Украина была в короткий срок освобождена от немецких захватчиков.

В ходе наступательных боёв наши войска форсировали четыре
серьёзных водных преграды — Северный Донец, Десну, Сож и Днепр,
проявив при этом высокую маневренность и военное мастерство.

Таким образом, -менее чем за четыре месяца наступления на совет-
ско-германском фронте- Красная Армия возвратила Родине огромную
территорию в 350.000 кв. километров, имеющую важнейшее экономиче-
ское и военно-стратегическое значение. Полностью очищены от немецко-
фашистских захватчиков Краснодарский край, Ростовская, Ворошилов-
градская, Сталинская, Харьковская, Полтавская, Сумская, Черниговская,
Курская, Орловская и Смоленская области. Освобождена значительная
часть Запорожской, Днепропетровской и Киевской областей. Началось
изгнание немцев из Белоруссии. Ведя наступление на фронте в 2.000 ки-
лометров, Красная Армия продвинулась на запад от 300 до 450 киломе-
тров и освободила более 38.000 населённых пунктов, из них 162 города.
Вызволены из фашистской неволи миллионы советских людей.

Освобождение Донбасса, Харькова, Орла, Таганрога, Брянска, Смо-
ленска, Днепропетровска, Днепродзержинска, Запорожья и других
крупных промышленных центров значительно увеличивает экономические
ресурсы Советского Союза и ещё более усиливает могущество Красной
Армии. Очистив от немецко-фашистских захватчиков громадную терри-
торию между Северным Донцом и Днепром, Красная Армия вернула
Родине богатейшую житницу, один из плодороднейших сельскохозяй-
ственных‹районов страны. С потерей этого обширного хлебородного
края гитлеровцы лишились крупной продовольственной базы, за которую
син так неистово цеплялись.

Красная Армия освободила от врага крупные железнодорожные
узлы: Смоленск, Рославль, Невель, Брянск, Кричев, Унеча, Орёл, Хутор
Михайловский, Ворожба, Конотоп, Бахмач, Нежин, Харьков, Полтава,
Сумы, Ромодан, Гребенка, Дебальцево, Ясиноватая, Никитовка, Павло-
град, Красноград, Лозовая, Красноармейское, Волноваха, Синельниково,
Пятихатка, Днепропетровск, Запорожье и др. Тем самым в руках совет-
ских войск оказались важнейшие железнодорожные магистрали:
Москва—Смоленск, Москва—Орёл—Курск—Белгород—Харьков-—Ро-
стов, Харьков-—Сталино— Мариуполь, Москва—Брянск—Новобелица,
Курск—Ворожба— Дарница, Орёл—Брянск—Рославль-—Смоленск, Харь-
ков—Красноград—Днепропетровск, Сухиничи—Брянск—Ворожба, Вязь-
ма—Брянск—Конотоп, Кричев—Унеча—Ворожба—Сумы-—_Харьков, Бах-
мач—Ромодан—Полтава, Новобелица—Нежин—Г ребенка—Золотоноша,
Харьков—Полтава—Кременчуг, Харьков—Полтава—Ромодан-—Дарница,
Сталино— Волноваха—Пологи—Запорожье, Запорожье—Мелитополь—
Геническ, Днепропетровск—Пятихатка и другие.

Таким образом, Красная Армия отвоевала важнейшие `железнодо-
рожные магистрали, связывающие центр нашей страны с югом, и тем са-
мым серьёзно улучшила условия манёвра войск, изменив оперативно-
тактические возможности дальнейшей борьбы в свою пользу. В то же
время с нотерей этих важных стратегических коммуникаций немецкая
армия в значительной степени лишилась благоприятных условий для ма-
нёвра войск и её оперативно-тактические возможности ухудшились.

За время наступления наши войска освободили от захватчиков мор-
ские порты—Анапа, Тамань, Таганрог, Мариуполь, Осипенко (Бердянск)
и важнейший порт и вторую военно-морскую базу Черноморского
флота — Новороссийск.

С 5 июля по 5 ноября 1943 года Красная Армия нанесла немецко-
фашистским войскам тяжёлые потери в людях и технике. За этот период
наши войска разбили 144 дивизии противника, из них танковых и мото-
ризованных 28 дивизий. Все эти дивизии за время летней кампании неод-
нократно пополнялись живой силой и техникой. Противник потерял
только убитыми до 900.000 солдат и офицеров. Взято в плен 98.000 не-
мецких солдат и офицеров, из коих более половины раненых. Всего же
за время летних боёв противник потерял убитыми, ранеными и пленными
более 2.700.000 солдат и офицеров.

За этот период нашими войсками уничтожено: самолётов противни-
ка — 9.900, уничтожено и подбито танков — 15.400, из них «тигров» и
«пантер» — 800, бронемашин — 890, уничтожено орудий разного калиб-
ра — 13.000, из них самоходных орудий «фердинанд» — 1.350, миномё-
тов около 13.000, пулемётов свыше 50.000, автомашин — 60.500, авто-
цистерн — 390, мотоциклов — 2.500, тракторов — 900, повозок с гру-
зами — 13.000, железнодорожных вагонов более 4.000, паровозов более
300, разных складов более 2.000.

За это же время нашими войсками захвачены следующие трофеи:
самолётов — 289, танков — 2.300, из них «тигров» и «пантер» — 204,
бронемашин — 190, орудий разного калибра — 6.800, в том числе само-
ходных типа «фердинанд» — 139; миномётов — 6.180, пулемётов—24.460,
снарядов — 7.759.000, мин.-— 2.100.000. авиабомб — 300.000, противотан-
ковых, противопехотных мин и фугасов — 1.500.000, винтовок и автома-
тов свыше 450.000, винтовочных патронов — 100.500.000, кабеля разного
свыше 50.000 километров. автомашин — 15.482, паровозов — 414; ваго-
нов — 13.210, повозок с грузами — 5.400, лошадей — 30.400, тракторов и
тягачей — 873, ‘складов с различным военным имуществом — 1.889, мо-
тоциклов около 3.000, велосипедов — 16.685, радиостанций — 1.201.

Всего противник с 5 июля по 5 ноября 1943 года потерял: самолё-
тов — 10.189, танков — 17.700, орудий — 19.800, пулемётов — 74.460,
миномётов — 19.180, автомашин — 75.989.

Координацию действий войск фронтов и помощь в руководстве бое-
выми операциями наших войск по общевойсковой части осуществляли
представители Верховного Главнокомандования маршал Василевский,
маршал Воронов, маршал Жуков, маршал Тимошенко, а по авиацион-
ной части — маршалы авиации Голованов и Новиков и генерал-полков-

ники авиации Ворожейкин, Фалалеев, Худяков.
СОВИНФОРМБЮРО.

(Совинформбюро ).

В Е ЕЕ ВИТКЕ ЕЕВС ОСЕТИИ

От  Советского Информбюро

Оперативная сводка за 4 ноября

В течение 4 Фоября в районе между рекой ДНЕПР и побережьем КАРКИНИТ-
СКОГО залива наши войска продолжали развивать наступление и с боями овладели
районными центрами Николаевской области городом ЦЮРУПИНСН (АЛЕШНИ), горо-
дом ГОЛАЯ ПРИСТАНЬ, а также заняли более 30 других населённых пуннтов, в том
числе, крупные населённые пункты НАЗАЧЬИ ЛАГЕРИ, РАДЕНСНОЕ; КОСТОГРЫ-
3080, БОЛЬШАЯ КАРДАШИНКА, СТАРАЯ и НОВАЯ ЗБУРЬЕВКА, ДОЛМАТОВНА,
НОВО-СОФИЕВКА, НОВАЯ АЛЕКСЕЕВКА, КЛАРОВКА, БЕХТЕРЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОРТ.

В излучине ДНЕПРА юго-западнее ДНЕПРОПЕТРОВСКА наши войска, преодоле-
вая сопротивление противника, заняли несколько населённых пунктов.

Севернее КИЕВА наши войсна вели бои по расширению плацдарма на правом
берегу ДНЕПРА и после ожесточённых боёв овладели районным центром Киевской
области ДЫМЕР и сильно укреплёнными опорными пунктами противника МАНУ-
ИЛЬСК, ФЕДОРОВКА, ГЛЕБОВКА, КОЗАРОВИЧИ, ГОРЯНКА, ДАЧИ ПУЩА ВОДИЦА.

В районе западнее и юго-западнее НЕВЕЛЯ наши войска вели бои местного
значения, в результате которых заняли более 70 населённых пунктов и среди них
МЯХИНЧИНО, БОСЮРОВО, ПУШКАРЕВО, БОРДИНО, ТУРИЧИНО, ЛИТВИНОВО,
ЖУЛЕВО, ШВЕДЫ, ГОРОДИЩЕ, ХАРИНА, ПОЗДНЕВО и железнодорожные стан-

стрелка.

тивника.

В районе между рекой Днепр и Карки-
HETCRAM заливом наши войска продолжа-
хи успешное наступление и © боями овла-
дели районными центрами. Николаевской
области городом Цюрупинек (Алешки) и
городом Голая Пристань. Занято также
более 30 других населённых пунктов.
Противник ‘несёт огромные потери. 3a
день бобв убито свыше 2.000 немецких
солдат и офицеров. Уничтожено 26 тан-
ков, 10 самоходных орудий, 5 бронема-
шин и свыше 100 автомашин с войсками
И военными грузами противника. Оетатки
разбитых и фаюсеянных немецких частей
группами слаются в плен. Захвачены
большие трофеи. ‘

* +

В излучине Днепра, юго-западнее горо-

2a Днепропетровек, части Н-ского соеди-

нения продолжали продвигаться вперёд п
заняли несколько населённых пуньтов. В
боях за эти пункты наши бойцы истреби-
ли евыше 800 солдат и офицеров против-
ника. Уничтожено 3 танка, 2 самоходных
Ги 12 полевых орудий. Взяты пленные и
трофеи. Захваченные в плен немецкие
соллаты показали, что 46 немецкая ‘пе-
хотная дивизия обескровлена в последних
боях и потеряла всю свою артиллерию.
Остатки частей этой дивизии ввилу боль-
ших потерь отводятся с линни фронта.
* з + 5

Cesepreo Euepa nam войска вели бои
по раюширению плаплатма на правом бе-
регу Днепра. Части H-cxoro соединения.
в результате ожесточённых боёв, сломили
сопротивление противника и заняли рай-
сонный центр Киевской области Дымер и
несколько других сильно укреплённых
опорных пунктов. Немцы подтягивают силы
с других участков и вееми мерами. стара-
ются’ задержать продвижение советеких
войск. Неоднократные контратаки против-
ника, пытавшегося восстановить положе-
ние, отбиты с большими для него потерями.
38 день боёв уничтожено до полка немецкой
пехоты. Нашими войсками захвачены тро-
феи, в числе которых 34 полевых орудия,
5 самоходных орудий типа «Фердинанд». 4
шестиствольных миномёта, дивизионные
склады боеприпасов и военного имущества.

Советские лёгчики активно поддержива-
ли действия наземных войск. Налпей авиа-
цией уничтожено и повреждено до 20` нё-
мецких танков, 150 автомашин, полавлен
огонь 28 артиллерийских и миномётных ба-
тарей. В воздушных боях за день сбито 32
немецких самолёта.

$ + =

Западнее и юго-западнее Невеля налпги

войска вели бои местного значения и заня-

Присвоить установленное Указом
от 7 мая 1940 года воинское звание
Семеновичу.

Москва, Кремль. 4 ноября 1943 года.

звание Героя Советского Союза с вручением

Москва, Кремль. 4 ноября: 1943 г.

ТУЛА, 4 ноября. (По телефону). Обраще-
ние стахановцев комбината‘ «Москвоуголь»
с призывом широко развернуть соревнова-
ние за досрочное выполнение годового пла-
на нашло горячий отклик среди горняков
шахт комбината «Тулауголь». Обращение
обсужяёно и елинюдушно поддержано на
сменных собраниях рабочих, инженерно-тех-
нических работников и служащих всех
шахт. В честь ХХУГ годовщины Великого
Октября горняки Тульского бассейна обя-

ции НОВОХОВАНСК, ЖЕЛЕЗНИЦА, МОЛОКОЕДОВО,
На других участках фронта — разведна и артиллерийско-миномётная пере-

В течение 3 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили
81 танк. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 40 самолётов про-

* K

ли более 70 населённых пунктов. Особенно
ожесточённые бои развернулись в районе
одного крупного населённого пункта. Про-
ТИВНИК, ПОЛЬЗУЯСЬ ВЫГОДНЫЕГИ ПОЗИЦИЯМИ,
оказывал упорное сопротивленяе. Наши
танкисты обошли населённый пункт и вме-
сте с автоматчикамя ворвалиеь Ha ero
улицы. Батальон гитлеровцев, оборонявший
этот пункт, в большей своей части был
уничтожен, а его остатки едалиеь в плен.
Захвачено у немцев 13 срудий и крупный
ran боеприпасов.
5 * + =

Несколько партизанских отрядов, дейст-
‘вующих в Брестской области, предприняли
совместную операцию по разрушению пу-
тей сообщения противника. Партизаны ис-
требили свыше 100 гитлеровцев, охраняв-
ших железную дорогу, и разрушили 15 ки-
лометров пути. Кроме того, советские пат-
риоты взорвали железнодорожный мост и
  пустили под откос два немепких воинских
эшелона. В результате крушений разбиты
2 паровоза, 14 платформ с боевой техни-
кой и 6 вагонов с еолдатами. На шоссей-
ной дороге уничтожены 22 немецких ав-
томашины,

Е

Юго-западнее Днегропетровска захвачена”
в плен группа солдат 125 немецкой ие-
хотной дивизии. Пленный ефрейтор 12 ро-
ты 419 полка Иозеф Шеттген ‘рассказал:
«Сильной атакой русские выбили наш ба-
тальон из занимаемых позиций и нанесли.
ему тяжёлые потери. Остаткам батальона
удалось бежать в ближайший лес. Оттуда
мы отошли в деревню. где и заняли 0бо-
рону. Обер-лейтенант Шустер ‘прелупре-
дил нас, что всякий, кто еб раз оставит
позиции и отойдет назад, будет расстрелян:
Несмотря на такое суровое предостереже-
ние, солдаты разбежались, как только Y3-
нали, что русские ^ подошли к деревне с
двух сторон. Я с групной соллат спрятался
в стог сена и, дождавигиеь русских, сдался
в плен».

хх +

Немецко-фашистские мерзавцы во время
оккупации Дрибинского района Могилев-
  ской области творили зверекую расправу
над мирным населением. В селе Дрибине
осенью 1941 тода гитлеровцы расстреляли
450 ни в чем не повинных жителей, в
‘том числе женщин и детей. Многих кре-
стьян титлеровцы подвергали публичной
порке за неуплату непосильных налогов.
За время оккупации ‘и при отступлении
фашистские бандиты разрушили и сожгли
в селе Дрибине школу, больницу, МТС и
350 жилых домов. Немцы угнёли на ка-
 торгу в Германию большое число жителей
Дрибинского района.

О присвоении воинского звания
генерал-майора ‘Солодовник Н. С.

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Президиума Верховного Совета СССР
генерал-майора Солодовник Нестору

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН.
Управляющий Делами Совнаркома СССР Я. ЧАДАЕВ.

аа Президиума Верховного Совета СССР
_ (присвоении звания Героя советского Союза офицерекому
составу бронетанковых и механизированных войск Красной Армии

3а образцовое вытолнение боевых заданий команловашия на фронте борьбы‘
с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить

ордена Ленина и медаля «Золотая Звезда»:

1. Гвардии полковнику Бубнову Николаю Mareeccurty.
2. Гвардии полковтику Налустову Григорию Шаумовичу.
`° Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Шахтеры комбината «Тулауголь» сдержали слово

зались ‘дать в октябре 10 тыс. тонн, угля
сверх плана. Свое обязательство они перё-
выполнили, добыв’ сверх задания 10.365
тонн угля.

Всего за 10 месяцев шахтеры комбината
«Тулауголь» дали в особый фонд Главного
Командовавия Красной ‘Армии 31.840 тонн
угля сверх задания. Они борются за n0-
срочное выполнение годового плана и за
добычу сверх программы 40 тысяч тонн
угля.