Рассказ © сели повешенных

Инсценировка известного рассказа
Леонида Андреева. Сюжет—анти-кине-
матографичен — нудные переживания
семи осужденных на смертную казнь;
почти полное отсутствие действия. Длин-
ные, тягучие надписи, целиком выхва-
ченные из текста рассказа, также совер-
шенно противоречат основным законам
кино.

Из всей фильмы запоминаются только

Ere

Фритини об „Отпрысне“

Московская печать, в общем, обидно
мало уделила места прекрасной амери-
канской фильме, прошедшей в Москве
под названием—,„Отпрыск благород-
ного рода“. Некоторые газеты вовсе
не заметили ее.

„Новый Зритель“ заметил, но... ждал,

когда „Кино-Газета“ выскажется, а по-
  несомненно лучше, чем в „Пылающем

том обрушился на нас с суровой кри-
тикой (№ 12):

„Никакой „эмиграции“ здесь нет:
эграф Романовский“ со своими сообщ-
ницами взят совершенно оторванно от
эмигрантской среды и эмигрантского
дела. Перед зрителем ординарнейший
‘жулик, весьма уголовного типа, пови-
димому, даже самозванец“.

Конечно, „Отпрыск“ не революци-
онная фильма. И доказывать, что мы
в Советской России можем создать и
уже создали фильмы более соответству-
ющие нашей идеологии—значит ло-
миться в открытую дверь.

Но также смешно отрицать, что из
заграничных фильм „Отпрыск“ редкое
исключение. Мы повторяем: для амери-
канской демократии более чем смело
рисовать в таких тонах хотя бы отдель-
ного русского белого эмигранта.

„Зрелища“, оставляя в стороне со-
держание фильмы, утверждают, что
в ней нет „звезд“ — выдающихся акте-
ров.

А Эрик Строгейм? Разве он не
нервоклассная „звезда“? Или может
быть’ „Зрелиша“ думают, что „звезды“
бывают только женского пола и обяза-
тельно CO -смазливой физиономией?

Тут же необходимо сказать о до-
стоинствах фильмы, неотмеченных и
в нашей рецензии. Это, прежде сего,
‚изумительная разработка сценария.
В общем незначительный сюжет разы-
грывается на большое количество
метров и в то же время—ничего лиш-
него.

Из технических достижений (которые,

(Схема постановки кино-картины в американском ателье).

„Держать руку на пульсе публики“—
это задача каждого американского кино-
предпринимателя. Во главе всех боль-
ших кино-ателье Америки есть несколько
таких „пульсощупателей“, которые по
газетам, журналам, книгам, бракораз-
водным процессам, театральным поста-
новкам, кабаретным номерам и еще по
целому ряду неуловимых признаков
определяют вкусы и желания публики,
учитывают увлечение теми или иными
прихотями моды.

Уловив в колейдоскопе быстро меняю-
щихся новинок современной жизни
наиболее устойчивые комбинации, „глав-
верхи“ кинематографии составляют про-
изводственный план ‘на текущий сезон.

Составлением плана ведают: глава
фирмы, зав. прокатом, коммерческие
директора, а также зав‘ы рекламным,
сценарным и производственным отде-
лами. Все они — прекрасные „пульсо-
щшупатели“ и видят публику насквозь.

Вложив в кино-фирмы капиталы с хво-
стами в целый ряд нолей, американские
кино-предприниматели очень осторожны
по отношению к новинкам в кино, Они
предпочитают „верное дело“, т,-е. кар-
тины на старые, испытанные сюжеты,
заведомо нравящиеся публике.

Тем не менее в производственный
план обыкновенно включаются поста-
новки двух-трех „сверхшедевров“, стои-
мость которых никогда не окупится,
Эти „сверхшедевры“ рассматриваются
как реклама, создающая для фирмы
„марку“.

Кроме „сверхшедевров“, намечается
к постановке также пара инсценировок
литературных новинок, уже приобрев-
ших популярность у публики, несколько,
никогда не надоедающих американцам
„\езбеги“ (ковбойских) фильм, несколь-
ко „салонных“ и „костюмных“ (как
называют в Америке исторические
фильмы). Если было подмечено увле-
чение публики „экзотикой“ и „ориен-
том“, — намечается несколько постано-
BOK M3 гавайской, новозеландской, китай-
ской или японской жизни.

План выработан. Темы намечены.
Зав сценарным отделом проверяет, нет

так разрабатывать сценарии, так ста-

КИНО- ГА

НОВЫЕ РАБОТЫ

ПЕНИЕ

В. СТАРЕВИЧА

На экранах Парижа показано уже не-
сколько новых работ знакомого Москве
Владимира (Старевича. Действующие
лица Старевича—куклы на шарнирах—
вернее ряд „болванов“, на которые
прикрепляются соответствующие маски.
Эти „маски“ надевающиеся на один и
тот-же вертящийся болван, следуя за
ходом действия, изготовляются в нуж-
ном количестве заранее. Все они зану-
мерованы в соответствующем порядке.
„Психология“ каждого героя имеет свой
ящик. Весь ансамбль движений каждого
действующего лица-куклы изучается
предварительно на живой натуре. Та-
ким образом заранее высчитано как
количество движений, так и скорость их.

Небольшие фильмы Старевича тре-
буют кропотливой работы и большого
времени, так как, понятно, —движение
за движением снимаются отдельно.

Парижская пресса отмечает ряд уди-
вительно забавных  сказок-фантазий
Старевича: „В лапах паука“ (900 мет-
ров) „Свадьба Вавилы“ (400 метров)
„Пугало“ (400 м.) „Песня соловья“
(350 м.) „Лягушки ‘требуют себе царя“
(500 м.) и, наконец, готовится „Царица
бабочек“ (из фейных сказок). .

Во всех этих картинах—сказках одно
только живое действующее лицо—ма-
ленькая дочь Старевича.

моменты отказа осужденных от послед-
ней исповеди и вид виселицы с семью
человеческими трупами.

Из артистов лучше других Ценин
(Цыганок), давший сильный образ раз-
бойника.

В общем-—насышщенная  скверным
„психологизмом“—картина, абсолютно
чуждая современности.

Мих. Б-ский.

ШИ

кстати, „Зрелища“ называют „выкру-
тасами“) отметим съемку с прожекто-
рами-солнцами—на экране видно, как
кружится пыль в солнечном луче.
Изумительно сделаны съемки через
сетку. Эти кадры,—как бы ожившие
современные гобелены. Съемка не
в фокусе также сделана артистически—

костре“. А дождь? Как сделан дождь!

т. ©,

Жив ли Манс Линдер?

Иностранная и русская печать уже
несколько раз хоронила знаменитого
французского комика. В начале войны
сообщалось, что Макс Линдер погиб
в бою, позже—умер в немецком плену
ит. д. Однако, эти сообщения не по-
мешали Линдеру жить и работать.

В последние годы Макс Линдер ра-
ботает в Америке, где поставил и ра-
зыграл несколько больших комедий:
»Гри мушкетера“ (пародия) „Будь моей
женой“ и др. фильмы с огромным
успехом прошли в Америке, а ныне
идут в Париже и др. городах Европы.

Недавно всю кинематографическую
и общую ‘прессу облетело сообщение
о покушении Макса Линдера на само-
убийство. Но, по дополнительным со-
общениям, оказалось, что он по неосмот-
рительности принял большую дозу сно-
творного порошка. В настоящие время
Гон уже вполне оправился и снова при-
нялся за работу.

На-днях „Кино-Москва“

Если бы
фильмы хотя бы эти четыре „выкру-
таса“, мы бы много выиграли.

Еели бы, кроме ‘того, мы, вместо
искусственного и нудно удлиненного

мы могли ввести в наши

получила

«
40 „программы метража умели бы   снятых в Америке в прошлом году.

В ближайшем будушем они появятся

вить, мы бы не восхищались тогда этой на московских экранах.

редкой американской картиной.

Я.

ВНЕ:

ателье и режиссер выбирают из пред-
ложенных планов самые лучшие и толь-
  ко тогда назначают съемщиков и осве-
тителей.

В некоторых ателье есть небольшие
труппы штатных актеров. Но, по боль-
шей части, американские кино-фирмы
прикрепляют к себе контрактом одну-
две „кино-звезды“, а остальных испол-
нителей нанимают от картины или по-
денно.

Набор актеров режиссер ведет через

ли у него в отделе сценариев на нужные
темы. Наивные люди со всей Америки
шлют кино-фирмам тучи сценариев. Но,
конечно, все это „не то, что нужно“.
Намеченные „главверхами“ темы раз-
даются спецам - сценаристам (штатным
и со стороны). Одновременно эти же
темы распределяются между режиссе-
рами, которые разрабатывают схему
постановки по-своему, независимо от
сценаристов.

Разработка сценария—фун-
дамент для всей картины. Ве-
ликолепно оплачиваемые сценаристы
производят эту работу самым тшатель-
ным образом, с полным знанием зако-
нов развертывания кино-сюжета наибо-
лее эффектно и интересно. К их услу-
гам— огромные библиотеки кино-фирм,
эксперты и консультанты по разным
вопросам. (Сценаристы дают вполне
разработанный, так называемый „мон-
тажный“ сценарий, где действие уже
разбито на отдельные, умело скомби-
нированные куски.

Оконченный сценарий долго и тша-
тельно разбирается комиссией из зав
ателье, зав сценарным отделом, сцена-
ристов и режиссеров. Сценарий коорди-
нируется с режиссерской схемой. Вво-
дятся дополнения и изменения. Если
в сценарии есть какие-нибудь истори-
ческие или бытовые особенности, — его
проверяют эксперты, специально нани-
наемые фирмой. Наконец, —„О, К.“ —
американский знак утвержденья,

Можно начинать картину.

На основе сценария режиссер со ево-
им штатом разрабатывает смету и це-
лый ряд планов. План декораций —
с архитекторами и художниками. Планы
костюмов, реквизита и бутафории —
с соответствующими зав‘ами подъотде-
лов. План освещения и съемки разра-
батывается зав. ателье и режиссером
совместно со всеми штатными опера-
торами и электротехниками, которые
еще не знают, кто именно из них бу-
дет вести картину. Всем предлагается
давать свои соображения. Каждый из
кожи лезет, старается дать что-нибудь
новое и получить за это премию. Зав

director), B areane зарегистрированы
тысячи разнообразнейших кино-актеров
ОТ „звезд“ до „экстрас“ (разовых, вы-
ступающих в толпе). Весть о требуемых
для новой постановки типах распро-
страняется молниеносно. В конторе cast
@тос(ог“а от актеров отбоя нет. Частные
бюро по найму актеров „сватают“ своих
клиентов (с которых они берут 10—200/,
заработка), „экстрас“ стараются полу-
чить роли побольше — столпотворение
вавилонское!

Наконец, после долгих смотров и
проб, действующие лица набраны. Ре-
жиссер вооружается. сценарием, рупо-
ром и складным стулом, оператор на-
лаживает аппарат,— начинается „3000-
tind“ — „стрельба“, как называют аме-
риканцы съемку.

Кроме немногих патентованных хал-
турщиков, работающих по особому за-
данию: „поскорей да подешевле“, ни-
кто из американских режис-
серов (а тем более из видных) не
спешит сосъемкой. Сцены. репе-
тируются, снимаются и переснимаются
по несколько раз. Пленки в Америке
не жалеют и тратят ее, на наш русский
взгляд, бесконечно много,

Проявка и печатанье заенятой плен-
ки производятся или в лабораториях
кино-фирм или сдаются в специальные
лаборатории, которые в Америке име-
ются в очень большом количестве и,
конкурируя между собой, делают пре-
восходную работу за дешевую цену.

Съемка и павильона и натуры — зае
кончена. Бесконечное количество кусков
пленки с пронумерованными засняты-
ми сценами поступает, ps ,,cutind room“
монтажную,—и тут-то начинается, как
говорят американские кинематографи-
сты, „избиение младенцев“.

(Окончание в следующем номере).

ЛЕО МУР.

несколько фильм с Максом Линдером,.

зав‘а наймом личного состава (са86!

Сценарий „Трех мушкетеров“ лишен
творческой оригинальности и почти
точно воспроизводит сюжет известного
каждому школьнику романа Александра
Дюма. Слабые попытки автора сцена-
рия (может быть — режиссера) внести
в сюжет кое-что свое — ничем реши-
тельно неоправданы. Почему, напр,,
д ’Артаньян должен был найти себе слугу,
Планше, — раньше и при иной обета-
новке, чем в романе?

Картина построена по типу кино-
иллюстрации и рассчитана на знаком-
ство с романом. Без знания романа не
так легко следить за перипетиями
драмы, хотя всякие покровы тайны,
так интригующие в романе, решительно
отброшены, и ход событий развернут
протокольно и исчерпывающе в логи-
ческой и хронологической последова-
тельности.

Постановщик, очевидно задался целью
не показывать того, что он совершенно
ясно сам представлял: например, пор-

Несуществующие залежи нефти; плу-
товатые дельцы; обманутые акционеры,
показанные, как то всегда бывает в
немецких фильмах, изображающих фран-
цузскую буржуазию, в великолепном
гротеске; бездельник и прожигатель
жизни— наследный принц фантастичес-
кого государства Ближнего Востока;
немножко этнографии (Валона и Чер-
ногория); великолепные виды Италь-
янских озер, Венеции, Триеста, Корфу,
Сербии. Все это сменяет друг друга в бы-
стром темпе и связано с развитием слож-
ной, в достаточной степени неправдопо-

Продолжалось три дня—29, 30 и 31
марта. Заслушаны доклады: 1) А. В.
Луначарского (НКП РСФСР) „Ре-
волюционная идеология и кино“,
2) А. Голдобина (Госкино) — „О положе-
нии кино-промышленности“, 3) Б. Ко-
цына (Ц. К. Рабиса) —„О работах ко-
миссии по кино-делу при СНК СССР“,
4) Д. Космана (Госкино)—„Об органи-
зации импорта и экспорта“ и 5) Бело-
усова (Центросоюз) -= „О роли коопе-
рации в кино-деле“.

По докладу А. Луначарского сове-
шание приняло тезисы
борьбе с буржуазной фильмой, значе-
нии советской фильмы и, в частности,
кино-хроники и научных картин.

По докладу о положении кино при-
нята резолюция, говорящая о необхо-
димости привлечения внимания партии
к кино, внедрения кино в деревню и
требующая большего внимания к во-
просам налоговой политики.

Основные решения приняты по до-
кладу т. Б. Коцына. Совещание поста-
новило:

1. Государственная монополия про-
ката должна быть сохранена. Примене-
ние ее не должно парализовать ини-
циативу и развитие советских кино-
предприятий.

2. Совещание нашло целесообраз-
ным скорейшее объединение советских
кино-организаций внутри Р.С.Ф.С.Р.
в виде акционерного общества. Непри-
менным условием такого объединения
являются: материальная поддержка со
стороны государства и снижение нало-
‘гов, обременяющих кино-промышлен-
ность. В противном случае—предпочи-
тается форма синдицирования. С орга-
низацией объединения кино-предпри-
ятий в каждой республике монополия
проката ‘регулируется соответствующим

аркомпросом.

3. Право монополии сохраняется не
только за Союзными, но и за автоном-
ными республиками.

Хельмно (Украина):

Кино-совещание реальных результа-
тов, по моему, никаких не дало. Хотя
оно и высказалось за объединение, но
от этого дело вперед подвинулось не-
много, так как конкретные вопросы
остались неразрешенными и’ будут тор-
мозить объединение. А между Тем
акционирование внутри СССР необхо-
димо, иначе вся русская кинематогра-
фия погибнет.

Рзаев (Азербейджан):

Прежде всего должен сказать, что со-
вещание сблизило нас с центром, от
которого мы были раньше оторваны,
познакомило нас со многими деталями,
плюсами и минусами центральной ор-
ганизации и послужит поводом к более
тесной связи и контактной работе
с центром. Вообще же мы ожидаем от
совещания меньше, чем центральные
органы, потому что почти все поста-
новления кино-совешания нами уже

Совешание по миное

докладчика о!

Л 15 (37

Тюм пушинетера

треты слуг, столь ярких и разнохарак-
терных у Дюма, и вообще не терять
времени на лишнее показывание, под-

черкивание, характеристики (верный
принцип искусства: экономия сил и
средств,—только неверно примененный
и истолкованный, как экономия фан-
тазии).

Манера постановки устарелая. Отсут-
ствуют многие крупные планы, сами
собой напрашивающиеся. Например,
развлечения мушкетеров на лестнице
в дворце Тревилля (бой на шпагах
одного против троих). Это дано в об-
щем плане, где тов углу и узнается по
роману.

Герои довольно случайны, и некото-
рые из них (напр. д‘Артаньян) слащавы,
любовь к характерной маске францу-
зам прививается очень плохо. Оста-
навливает внимание исполнительница.
роли Констане—Бонасье.

В. Т.

’Старагда Набурэн

добной и все же увлекательной роман-
тической интриги.

Очень многое напоминает одну из
лучших картин прошлого сезона —
„Авантюристку из Монте-Карло“. Тот
же изошренный монтаж. Остроумней-
шие приемы развертывания сюжета:
действие начинается с драматического
события—выстрела на балу; все что
предшествовало ему узнаешь из обрыв-
ков воспоминаний отдельных лиц, до-
полняющих друг друга. Масса неожи-
данностей, напрягающих внимание зри-
теля. . MPs

eny

4. Совещание нашло необходимым
установление особо благоприятных ус-
ловий использования внутреннего рын-
ка во всех частях Союза для советских
кино-организаций.

5. Право засъемки на всей террито-
рии Союза должно быть предоставлено
всем советским кино-организациям.

6. Все вопросы по общему регули-
рованию кинематографии сосредоточи-
ваются в едином органе Наркомпроса

Р.С:

Совещание приветствовало желание
кооперации принять участие в деле
продвижения кино в широкие массы
населения.

В конце последнего заседания принято
постановление о содействии „Пролет-
кино“ и Политорганам Красной Ар-
мии. .

Щелегать © совенцании

проведены в жизнь. Вместе с тем, мы
убедились на этом совещании, что
курс взятый нами в производстве —

правилен.
Наиболее важными для нас поста-
новлениями являются возможность

приобретения картин и сырья, согласно
распределения центра.

Бугаевский (Крым):

Самое важное что удалось достиг-
нуть—это ясность договорных взаимо-
отношений между  кинематографиче-
скими организациями. Намечены п”-ти,
развития советской кинемафограия,
дело начинает сдвигаться с мертвой
точки. На этом совешании мы добились
участия в распределении контингеята,
а вынесенное пожелание об уменьшении
налогов должно облегчить очень тяже-
лое положение наших кино-театров.

Будем надеяться, что постановления
кино-совещания будут утверждены и
проведены в жизнь.