Новая кино-студия.

При 1-ой Госкино-фабрике учрежда-
ются одногодичные курсы кино-искус-
ства для специальной подготовки кино-
актеров, а также намечено открытие
класса операторов и лаборантов. Для по-
ступления установлен образовательный
ценз не ниже школы 1-ой ступени. До
300/, вакансий бронируется для бес-
платного укомплектования в надлежа-
шем порядке через МОНО. Наиболее
успешные студийцы в период пребы-
вания на курсах будут использованы
в постановках художественных картин
на эпизодических ролях, а вообще все
студийцы заняты в массовых сценах,
получая, помимо опыта, дополняющего
учебные предметы, также и материаль-
ную поддержку от производства. Список
преподавателей, сроки условия приема
будут объявлены в ближайшем номере
„Кино-Газеты“.

Историко-нинематогра-
ыы >
«%ичеснии музеи.

При ГИК“е организуется историко-
кинематографический музей, в созда-
нии которого приглашаются принять
участие все кино-организации и отдель-

ные лица.
Материалом создания музея может

послужить как фотографический, описа-

тельный, так и вещественный материал.
Интересным для музея будет все, что
относится к историческому развитию
кино в России, а также и за границей.

Создаются альбомы работников кино
в старое и настоящее время: режиссе-
ров, артистов, сценаристов, операто-
ров и других работников кино.

Всё материалы можно направлять по

адресу: Москва, Третьяковский проезд,
дом 11/13, Техникум кинематографии,

для музея,”тов. Гаврюшину. Е

x
Новый алюминиевый
экран.

Недавно стулентом Госуд. Кино-Тех-
никума (или ГИК) факультета кино-
инженеров Л. В. Космановым был изго-
‘товлен алюминиевый экран, в котором

большая часть недостатков подобного
рода экранов (даже заграничных) совер-

шенно отсутствует, а именно: экран,
изготовленный по новому способу не
боится сырости (дождя, снега ит. п.)
при свертывании не дает на своей по-
верхности трещин ит. д.

Слой алюминия нанесен настолько
прочно, что не поддается даже наро-
читым усилиям его снять.

Эти качества (и ряд других) экрана
настолько существенны и важны для
русских условий при обслуживании
деревни и этот’ экран новаго типа
безусловно найдег самое широкое рас-
пространение и применение для под-
вижного кино.

»„Кино-любитель. <

ЕН ЗЕД

нот

.
eh lalla wed NL Epa a ahh

озу @ КИНО

В парижском журнале „Кинотвор-
чество  находим чрезвычайно харак-
терную” „беседу с И. Мозжухиным“.
Приводим ее с сокращениями.

— (Считаете ли вы кино искусством
самостоятельным от театра, или только
‘разновидностью его?

— Я буду совершенно искренен,
считаясь только со своими ощущениями
накопившимися за долгий период моей
работы в кино. Для меня лично, ис-
кусство Синема,—столь различное по
своей технике и внешней форме от

`театрального, — по существу, по про-
`цессу своего творчества, является тем
же театром. Стоит актеру загореться
во время съемки, забыть все, творя,
также, как и’ на сцене, и он каждым
своим мускулом, вопросом или жалобой
одних глаз, каждой морщинкой, замет-
ной из самого далекого —далекого угла
‘электротеатра, откроет публике всю
свою душу, и публика поймет его, без
единого слова, без единой ‘надписи.
У кинематографа нет живого языка,
но есть лицо—настоящее зеркало души.
Главный технический принцип кине-
матографа — это абсолютное молчание

avn
С

ЕЕ
передви

и строгая внешняя ритмичность, а твор-
ческий — построен на внутренней эк-
спрессии, на паузе, на волнующих на-
меках и психологических недомолвках.
ды Какие сюжеты вы считаете наи-
более подходящими для Синема, вообще,
и для себя,—в частности?
Мне чужд и меня пугает сюжет
который автор не может рассказать
мнев 5 минут. Чем сюжет острее, чело-
вечнее, проще и короче, —тем он мне
ближе. Увлекаясь техникой Синема,
которая дает тысячи способов передачи
любого переживания актера, и не же-
лая лишать себя всех этих возможно-
стей, я категорически отказываюсь
работать над сюжетом, где переплета-
ются бесконечные интриги и мелькает
множество действующих лиц. Динамика
кино не внешняя, а внутренняя: я под
этим выражением мыслю не разнооб-
разность и напряженность действия,
а ритмичное ‚и сконцентрированное
творчество актера“.

Эти признания Мозжухина с убеди-
тельностью доказывают насколько мы
были правы в критике его последних
картин.

ЕБЕТ
СОФГФ ао

EL Ey

За свою 2-х летнюю работу в Петро-
градском Окружном Кино-отделе в ка-
честве заведующего секцией передвиж-
ных кинематографов мною сделаны
наблюдения с целью учета той пользы,
какую ‘может и должен оказать пере-
движной кинематограф. Поделюсь неко-
торыми наблюдениями @ читателями
„Кино-газёты“.

Несомненно заслуживает внимания
и должна быть отмечена работа

кинематогра>а в больницах,

И, главным образом, в больницах для
тяжело-больных, которые по состоянию
своего здоровья прикованы на долгое
время к постели, ничего, кроме голых
стен больницы, целыми днями не ви-
дящих и сильно нуждаются в зритель-
ных впечатлениях. Путем опроса самих
больных, врачей, сестер милосердия
и сиделок установлено, что на таких
больных сеансы производят самое
отрадное впечатление и, действуя бла-
готворно на психику больного, способ-
ствуют лечению его. Отсюда вывод,
uTO“B таких случаях кинематограф мо-
‚жет, служить  медицине в качестве вспо-
могательного лечебного средства. (Из
практики демонстрации картин в боль-

нице Стоматологического Института).
Второе интересное наблюдение при-
менения кинематографа для лечения
больных имело место

в психиатрической лечеб-
нице.

Каждый раз картины предварительно
просматривались врачами психиатрами.
Хорошее действие кинематограф про-
изводит на неврастеников, истериков,
меланхоликов и др., при чем был слу-
чай демонстрации картин в так-назы-
ваемом „буйном отделении“, где было
зафиксировано благотворное успокаи-
вающее действие кинематографа; ` за
каждым из таких больных во время
сеанса следит врач с 2 сторожами.
На каждом сеансе присутствует не
более 3 —4-х человек больных.

Подбор картин для таких сеансов
должен быть особенно тщательным,
иначе демонстрация картин может про-
извести обратное действие, . напри-

с Глупышкиным, бьющим в изобилии
посуду, рассказывая о виденном, брал
 со стола тарелки и бросал их на пол,

Характерные наблюдения получены
при устройстве кино-сеансов —

let больной, просмотревши картину

ера

КИНО-ГАЗЕТА

Мы уже сообщали о переживаемом
американской кино - индуетрией кри-
зисе. Некоторые фирмы, вроде «Гахог
Рог С0“, с целью выйти из кризиса,
будут производить свои съемки, для
удешевления их, в ЁЕвропе—главным
образом во Франции и Англии.

В то же время организуются новые
производственные фирмы, которые
строят свои фабрики в 20 минутах езды
от Нью-Иорка, na ,Long Island“, ко-
торый вскоре должен будет сделаться
серьезным конкурентом знаменитому
Холливуду. Одна из новых фирм—
„Олбпейуе Picture Corporatiun® erpour
здесь свои студии такой величины, ка-
ких и Холливуд еше не видывал.
Другие фирмы, надо думать, также

постараются, если не превзойти, то и
не отстать от своего конкурента.
Па ЕЩЕ СЕ

д .
Stab test
ap alee

rk

Нелегальный бал в 1920 году
На первом плане артистка [ студии МХТ В. Куинджи („Наташа“)

ЕЩЕ О ЛАБОРАТОРИИ

(По поводу статьи т. И; Кобозева).

` Кино-лаборатория, как видно, пока
пустой звук для вершителей судеб кино,
и прав тов. Кобозев указывая на не-
достаточное внимание к ней.

Однако не поможет нам ни чистота
в лаборатории, ни заграничная коман-
дировка кино-лаборантов. Только пол-
ное переоборудование наших лабора-
тории, изменит в корне положение ве-
шей. Вот на это то и не обращено
тов. Кобозевым внимания, и нет ни
строчки, которая бы говорила о необ-
ходимости машинизировать нашу кино-
лабораторию.

Нельзя, ставить постановки под угрозу
срыва из-за экономии на кино-лабора-
торию, как правильно указано тов. Ко-
бозевым, но и нельзя Требовать от
устарелого оборудования такой же чи-
стоты работы, какую дает заграничная
лабораторная машина.

Не слабые изменения, рекомендуемые
тов. Кобозевым, а серьезное переобо-
рудование. лабораторий—вот, что нам
необходимо.

В. Минервин.

в нолониях дезъентивных
детей.

Приходилось вести наблюдения в 2-х
  различных детских учреждениях, а
‚ именно: в домах умственно дефективных
детей и „детей улицы“. категории
умственно дефективных детей относятся
эпилептики, неврастеники, умственно
недоразвитые дети и т. п. На эту
категорию детей кинематограф произ-
водит в общем слабое впечатление, во
время сеансов сидят они тихо, и только
картины с массовыми сценами, как-то,
маневры, комические с обычной массо-
вой погоней и т. п. вызывают у них
живой обмен мнениями. В большинстве
случаев эти дети мало или совсем не
посещали кинематографа.

Что касается влияния кинематографа
на так-наз. „нравственно дефективных“
детей, то тут наблюдения дали совер-
шенно обратные результаты. Такие
дети в большинстве случаев являлись
частыми посетителями кинематографа;
по опросам некоторых детей они чуть
ли не ежедневно посещали кинемато-
граф, и, повидимому, для них кинема-
тограф служит школой жизни, и развра-
щающее влияние этой школы чувство-
валось на каждом шагу. Прежде всего,
во время сеанса поражает бурное рез-
гирование всей аудитории, прекрасное
ознакомление с артистами, деталями
постановки, полное нежелание смотреть
картину научного содержания, равноду-

шие к видовой и требование картин.

с сыщиками, грабежами, убийствами и
т, 4. Умение разбираться ”в картинах

Из прантини

: 17
Орган об-ва „Пролетнино“ №

Журнал выходит пока крайне редко
(№ 1—2 вышел в июле прошлого года).
Зато выход каждого номера — целое
событие.

Материал № 1 за 1924 год подобран
так, что если бы он вышел даже с еще
большим запозданием — он не устарел
бы. Значительное место в журнале уде-
лено статьям о значении кино и, в
частности, пролеткино членов Испол-
кома Коминтерна: Клары Цеткин, И.Ам-
тера, В. Андрюс, Р. Стьюарт, У. Тер-
рачини и др.

большом отделе „Дискуссия“ на-
ходим тезисы „Пролеткино“ (на кото-
рые, между прочим, опирается передо-
вая), материалы к кине-совещанию
т. А. Голдобина, экономическую статью
В. Туркина, „О кино-актере“ А. Ано-
щенкои „Нужен ли рабочий кино-театр?“

ИНО

1, 1924 г. 60 стр., цена 75 коп.

Последние статьи, вероятно, попали в
отдел „Дискуссия“ по ошибке.

ужно ириветствовать введение но-
вого отдела „Кино и общественность“,
хотя в этом номере он заполнен только
информацией об организации О. С. П.К.
и декларацией этого об-ва. Надо ду-
мать — общественность у нас этим не
ограничивается.

Остальная часть номера уделена ли-
цу „Пролеткино“ (статья Б. Волина) и
его. итогам.

.

Журнал сильно портит неумелая и
скучная верстка и аляповатая обложка.
Но это, конечно, мелочь. Журнал най-
дет распространение, особенно по рабо-
чим клубам и свою задачу — агитацию
за „Пролеткино“ выполнит с успехом.

В. Д-СКИЙ.

КИНО И РАБОЧИЕ В АМЕРИНЕ

В №1 (за 24 год) журнала „Про-
лелкино“ помещена интересная статья
‚Кино и пролетариат“ члена Испол-
кома Коминтерна от Америки т. Амте-
ра. Приводим эту статью в сокращен-
ном виде.

„Система интенсификации труда, конт-
роль над личной жизнью рабочих, го-
сударственные законы и общественные
обычаи— наполняют собой всю жизнь
(американского) рабочего Рабочий, за-
кончивший свою повседневную работу,
уже не обладает достаточной энергией
для каких-либо серьезных занятий.
Капиталист, контролирующий всю жизнь
рабочего, как Фордна своих гигантских
заводах в Детройте в штате Мичиган, —
„заботится“ о доставлении рабочим
удовольствий и увеселений.

Усовершенствование кинематографа
и возможность часто менять программу
повело к тому, что капиталист усмотрел
в кино чрезвычайно могущественное
орудие для „руководства умами“ рабо-
чего класса. И они используют его до
последней крайности. Для рабо-
чего класса нет большей
культурной и агитиционной
опасности, нежели кино.

Кино - промышленность — является
в Соединенных Штатах второй по
своим размерам отраслью производства;
ее превосходит лишь сталелитейная
промышленность. Одно время возни-
кали даже опасения, что кино совер-
шенно заменят собой „узаконенный“
театр.- Но на деле оказалось не так:
это две различные области, из которых
кино ‘играет главную роль. В каж-
дой, даже самой небольшой, деревне
Соединенных [Штатов есть свой кино-
театр. Низшие школы, средние школы
и даже тюрьмы снабжены кино.

Нужно признать, что капиталисты
по достоинству оценили кинематограф
и с величайшим искусством проводят
свою пропаганду. Во-время брошенное
слово, намек на определенное положе-
ние, ловко использованные контрасты—
все это приводит к цели и, если не
внушает зрителю определенного убе-
ждения, тоделает его восприим-
чивым. В своих нападках на ради-
кализм, на профессиональное движение
и коммунистов, они идут совершенно
определенным путем, в меру используя
искажения и подчеркивая таковые,
чтобы оставить совершенно ясное впе-
чатление, никого не . оскорбляя, за
исключением самих радикалов.

Это повторяется неделя за неделей,
так что, в конце концов, рабочий

ды

настолько поразительно, что часто
случалось, что те или иные места,
непонятные или незамеченные воспита-
телями, дети правильно разъясняли им.

Безусловно заслуживает быть отме-
ченной работа передвижного кинема-
тографа
в Институте глухонемых де-

тей.

Ни на кого из детей кинематограф
не производит такого отрадного впечат-
ления, как на обиженных природой
глухонемых детей; каждый из детей
всегда старался лично выразить свой
восторг и благодарность. Все картины
смотрелись с одинаковым вниманием
и интересом как научные, так и видо-
вые, и комические, и детские драмы.
осле демонстрирования таких драм
замечались улыбки на лицах детей.
асспросы выяснили, что, по мнению
глухонемых, действие в картинах, не-
совпадало со словами артиста, произне-
сенными во время съемки. Кинемато-
граф для глухонемых является крупным
пособием для развития их умственного
кругозора и пополнения тех знаний,
которые они с таким трудом получают в
школе и в жизни.

Небезинтересна работа передвижного
кинематографа
в детских домах дошнольного

возраста

(дети от 3 до 8 лет). Каждая демонстрир.
картина вызывает оживленный обмен
мнениями и массу вопросов, требующих

немедленного разъяснения воспитатель- \

ницами. Некоторые картины вспоми-

становится другом предприниматали.
Неделя за неделей —иногда несколько
раз в неделю-—рабочие и их семьи от-
правляются в кино, чтобы провести
несколько часов в комфорте, который
так резко противоречит непривлекатель-
ной, неинтересной обстановке, окру-
жающей рабочего дома, с грудными
младенцами и дерущимися детишками.
Таким образом, кино стало х pa-
мом американского рабоче-
го класса,

Революционные рабочие и профес-
сиональные работники‘ Соединенных
Штатов несколько лет тому назад осо-
знали опасность, олицетворяемую ки-
нематографом, всецело находящимся
в руках буржуазии. Была сделана попыт-
ка создать пролетарское кино. Но кине-
матографическое дело в Соединенных

татах синдицировано. Кинематографы
большей частью принадлежат фабри-
кантам фильм; владельцы других кино-
театров заключают контракты с круп-
ными производителями, демонстрируя
фильмы, изготовленные исключительно
определенными фирмами. Нарушение
контракта с таковыми, демонстриро-
вание ленты, изготовленной другим
предприятием— равносильно разорёнию
кино и его владельца. Поэтому проле-
тарское кино не могло рассчитывать на
широкий сбыт своих фильм и должно
было ограничиться демонстрированием
перед аудиторией из членов проф-
союза и радикалов. Поле деятельности
предприятия было, таким образом,
ограниченным, а расходы возрастали.
Более того, пролетарское кино не учло
того факта, что американский
рабочий хочет видеть ‘что-
нибудь сенсационное, что-
нибудь, что могло бы встряхнуть его от
летаргии, охватывающей его, когда он
возвращается с 8, 9, 10 или 12-ти ча-
совой напряженной, разрушающей нер-
вы работы. Американский рабочий не
хочет мыслить после работы — он хочет
сесть в кресло и забыть, что завтра
ему предстоит та же работа. :

мериканские коммунисты не смогут
даже на приблизительно равных усло-
виях бороться против буржуазии с по-
мощью кино, Это могуществен -
ное орудие — даже более мо-
гущественное, чем пресса
и школа, сможет сделаться орудием
рабочего класса лишь после завоевания
власти пролетариатом. Тем более уди-
вительно, поэтому, что Советская Рос-
сия не оценивает в полном объеме
влияния кинематографа.

наются и обсуждаются в продолжении
нескольких дней и даже недель.
Практика показала, что при демон-
страции картин детям-дошкольникам
необходимо соблюдать условия, которые
на первый взгляд кажутся малозначу-
щими, а именно; 1) программа должна
выбираться из отдельных (конечно,
подходящих для детского возраста) 4—5
коротеньких картинок не более 150 —200
метров каждая; 2) после демонстрации
каждой такой картины необходимо де-
лать перерыв на 15—20 минут во
время которого дети могли бы разоб-
раться в полученных впечатлениях и

`всестороне обсудить эту картину; роль

взрослых в данном случае должна сво-
диться только к тому, чтобы давать
исчерпывающие ответы,

Рассматривая

работу передвижен в деревне,

следует отметить, что есть деревни,
где 990, населения не пользовалось
никакими зрелищами, кроме ярмароч-
ных балаганов.

Установлено что при повторных
сеансах в одной и той же деревне
количество посетителей сильно увели-
чивается, а равно увеличивается и коли-
чество посетителей в преклонном воз-
расте. Было очень много случаев, когда
крестьяне обращались с просьбой дать
им возможность просмотреть второй и
даже третий раз одну и ту же про-
грамму картин. Для работы в деревне
кино представляется самое широкое по-
ле деятельности, Л. Жуковский.