HA rpOCMOT PAX

„ВСЕМ НА

Создание крестьянской фильмы
солряжено с отгремными трудностями,
ПОСКОЛЬКУ bl He азам запросов
современной дзревенск,й аудитории.
Режиссеры, разотающие в этом на-
правлении, взрывают совершенно
девственную целину. Нет ничего
олознее пай:и абоюлютно простые
формы кинематографическото оформ-
чения, доститнуть полной понятности
картины для  дереревского зрителя,
избежать фальши при изображении
деревни, найти меру агитационности
итд.

Картина «Всем на тфадость»—оде-
лана то заказу Центросоюза, поэтому
постановитику ее, режиссеру А Ано-
щенко, нужно было обойти еще один
подводтый камень, Wa котором по-
гибла не одна постановка, сочетать
художественноеть с требованиями за,
казчика,.

Конечно, со всеми этими трудно-
отями постановщику «Всем wa ра-
дость» справиться не удалось. HKap-
тина, очень перегружена, атитацией ва
кооперащию во воех се видах (и по-
требиловка, и селькохоз и электри-
фикащия). Крестьянин ей, пожалуй,
не поверит, Воть и другие недо-
OTATHE.

Однако, на, всей ‘салупине отнечалюк,
вдумчивой серьезной работы. Это вы-
целяет ее из ряда’ атитотв и’ ттроизвюд-

РАДОСТЬ

Из исполнителей главных ‚ролей от-

метим Левкоева и Массино. Фототра-
фия Франциосона очень неровная.
ee — B павильоне.

Из картины „Красный газе,
B НВ BART ESANN.

Для геродекото зрителя картина,
скучновата. В нашем же скудном ре-
пертуаре тередвижньех кино она, без-

отвенных картин, ‘насшех, кустарно   условно, займет одно из первых
слянанных. мест. В. Е.
eects 66 >
„МИКРОБ КОММУНИЗМА  вле
На протяжении одного года мы, параллельных картин, посвященных,
имем третью с«таветную» фильму.   значению коммунистической печати.
Первую засняла «Рабочая газета»; Значительно целесообразней было

вторую — «Правда». и, наконец, на-
днях закончили свою картину «Ми-

кроб коммунизма» — «Известия
ЦИК».
Во всех трех картинах главная

чають метража посвящена, иллюстра-
ции работы редакции, конторы, ти-
топрафии, экспедиции и т. д. — ка-
KOTO из упомянутых изданий. В
‹артинах имеется, безусловно, и ряд
moni, Фильма «Правды» много:
места, уделяет дореволюционной
истории партийной большевистской
печати; «Микроб коммунизма» по-
дробно останавливается на роли га-
зеты в советокой современности, и
т. д. Но эти отличия не наютолько

велики, чтобы можню былю признать
а ны создание ль

д и с KY с

В последнее время стало модным
восставать против разработки фор-
мальных вопросов кинематографиче-
ского ремесла. Все главное внимание
обращается на сюжетную и, следова-

тельно, на идеологическую часть
фильмы. В то же время мы слышим
единоглаеные заявления вернее во-
пли о полной несостоятельнюети юю-
держания кино-картин. Ни одна зна-
чительная и по настоящему большая
тема в советской кинематографии не
разработана. Не трудно доказать. что
преодолеть и создать подобную тему
мы, по некоторым причинам, не в
состоянии. Внимательное и честное
изучение заинтересовавшего нас во-
проса ‘приводит к следующему выво-
ду: все неудачи происходят от нашей
необ’ятной ремесленной развязности.
Революция поставила перед нами ги-
пантокие маститабы и гигантские те-
мы. Разрепиить мы их не можем. Мы
не умеем справляться с материалом
налиего ремесла; не умеем потому,
что не желаем учиться; не умеем и,
следовательно, не познаем формалъ-
ную сторону кинематографии. Поня-
тие о больших маюштабах и о боль-
ших темах не должно ассоциировать
© требованием американского разма-
ха проивводютва. Указанные темы
требуют только особой виртуозности
мастера-постановацика и натурщиков,
долженотвующих разрешить слюж-
ные психологические и драматиче-
ские задания. Для того, чтобы уметь
показать подлинно интересных и вы-
разитетыных людей организованные
передвижения масс, убедительные
кадры, нажонец, добиться правиль-
ного развития сюжета — для этого
необходимо знать и уметь. Знать все
свойства и особенности кинематогпра-
фим; уметь управлять и уметь под-
чиняться. Познание мастерства и
умелюе преодоление материала-плазв-
нейшие свойства больших мастеров.
А только большие мастера создадут
подлинный содержательный  совет-
ский кинематограф.

ювершеннюо естественно, что пеф-
вые шаги детального ивучения на-
шего ремесла сопровождаются неко-
торым перевесом в сторону формаль-
ную. Пугаться этого, а тем паче про-
тестовать, не следует. Такой перегиб
неизбежен лишь только на первых
ученических работах.

Ю укреплением мастерства окреп-
нет, более чем когда-либо, сюжетная
идеологическая сторона. Элементар-
ная дальновидность ясно указывает;

бы об’единение всех отпускаемых на
это дело средотв для зас’емки одной,
постановочной картины.

Формально и технически «Микроб
коммунизма» задуман и выполнен
значительно лучше большинства тех
кино-хроник, которые в таком оби-
лии выпускаются разными кино-от-
ганизащиями. Остроумна мысль
иллюстрации тазетных статей, теле-
грамм, а, также речей соответствующие
ми фильмовыми отрывкалми, взятыми
ив разных картин. Очень цены вета-
ки из ряда киню-хроник, имеющих
историческое значение (Коминтерн,
Рыков и др.) .

Картина смотрится легко, и бес-
спорно будет иметь успех в рабочих
иеино- РН ив ране

a

сионно

только черее познание формы мы
сможем создать кинематографиче-

скую эпоху. Через совершенство ма-
стерства — путь к разрешению боль-
ших сценарных планов. Любители-
художники далее скромного
живания под современные oer,
ные требования не пойдут.

Запад и Америка, всегда блестяще
оботавляющие кинематографию тех-
никой, естественню, на первых шагах
создания кинематографии детально
изучили тонкости своего дела. Они
научились делать кинематографиче-
скую фильму исключительной по
выразительнюсти, монтажу,  фото-
прафии и итре натурщиков; на-
учивитиюь строить, они начали
разрешаль сложные драматические
сценарии и достигли в этом
иоключительното совершенотва.

Мы здесь, в СООР, работая долж-
ным образом, бевуслювно, научимся
строить подобные, по силе вырази-
тельности картины на близкие нам
темы. Но в последнее время на За-
паде назрела и уже расцвела грозная
опаюность от которой не застрахова-
ны и мы. С момента, когда блестя-
ицие запауные ремесленники победи-
ли и покавали совершенную филъму,
господа «культурные» люди об’яви-
ли кинематографию искусством. Ин-
дустрия сразу заполниласъь TOMA
безлельников, толкуюптих о «худо-
жественных особенностях кинемато-
графического искусства» и заразив-,
ших епо страшной болезнью залтадной
современмости — эстетизмом. В ре-
зультате мы не узнали Гриффитта—
и он демонстрирует вместо велико-
летной «Нетерпимости» немощную
слизь под названием «Америка».
«Америка» была показана лишь на
дном просмотре, но, чтобы убедить-
соя, не так уж необходимо видеть по-
добные работы. Достаточно mpocmo-
треть американские и немецкие ки-
но-журналы и шедшие у нас фильмы
«Калигари» и «Раскольников».

Художественная фотография вы-
тесняет фотографию здоровую, нор-
мальную Появляетоя с’емка не в
фокусе. Пресловутые двойные экошю-
зиции употребляются не только для
экономии, но и для эстетических це-
лей. Например, кадр обрамляется
двумя нарисованными колоннами,
постанювка которых не требует ника»
ких затрат. Кинематографический
кадр, жизненный и реальный по ©у-
ществу, пытаются сделать под ста-

=

Н, Л.

НИНО-ГАЗЕТА

обж   с реж. ив г : банан,
Сюжет, поставленный мною в Си-

бири фильмы «Красный газ», заим-
ствован из популярного в Сибири и
на Урале романа Зарубина (участ-
ника партизанской войны © Колча-
ком)—«2 мира», из которого взяты
наиболее кинематографичные и инте-
ресные, с бытовой стороны, эпизоды
партизанской войны с Колчаком, пе-
реработанные мною, автором романа
и зав. Сибюскино т. Крюковым в
сценарий.

При постановке ближайшее уча-

‘стие принимали, с энтузиазмом OTO-

звавшиеся на мой призыв, бывшие
партизаны крестьяне, преимуще-
ственно долины рек Чарытша и Ку-
мира, благодаря помощи которых
удалось почти во всех эпизодах вос-
произвести имевшие место случаи.
Помимо этого они снимались в глав-
ных эпизодических ролях и массо-
вых сценах.

Центром с’емок были долины реки
Оби и горные склоны «Кумирских
белков» (Западный Алтай). Удалось
заснять ряд весьма интересных си-
бирских ландшафтов, среди кото-
рых есть места (горные верщины),
тде с 1919 года, т.-е. с момента пар-
тизанщины не бывала, нога, человека.

Касаясь технических условий ра-
боты, нужно отметить два весьма
крупных неудобства, для преодоле-
вания которых пришлось употребить
не мало усилий. Пленки «на брак»
не было — из имевшихся в налием
распоряжении 2.400 метров, я дол-
жен смонтировать ленту в 2.000 ме-
тров. В Сибири нет павильона для
©’емок и мы проделали весьма инте-
ресный опыт, а именно; удалив из
простой крестьянской избы южную.
стену и крышу превратили ее в
«павильон». Против ожидания, сце-
ны, снятые в таком импровизирован-
ном «павильоне» ри естественном
солнечном свете, по техническому
выполнению не’ хуже снятых в Мо-
скве при 10—15 юпитерах.

Картина расочитана на рабочую
и крестьянскую аудиторию, без за-
путанной интриги и сложного мон-
тажа.

Ассистентом со мной работал Изек-
сон, оператором Налетный. В глав-
ных ролях артисты: Горбатова, Бар-
теньев, Дементьев, Троицкий, Чере-
панов и др.

В настоящий момент картина мон-
тируется и в ближайшем будущем:
будет показана на просмотре.

Г. = ЖА

Здоровый кинематограф, ясное вре-
лище трезвых людей, превращается
в фотографию без фокуса или в фото-
графию кавардака зявитушек и тре-

угольников & 1а Камерный театр   Евой».

Таким образом, обретенное мастер-
ство через преодоление формы pe-

месла заболевает страшеной болезнью

подла-   И умирает. Безусловно, этому ©пособ-

ствует отсутетвие больших тем, KOTO-
ee Запад технически разрентить не
в состоянии. Тем нет и кинематогра-
фисты начинают, подобно ленивым
людям, эстетически ковырять в с0б-
‹хвенном носу.

И вот, когда наблюдаешь стойкую

работу у нас, в ОСОР, людей, пытаю-
  щижоя сделаться  кино-мастерами
дабы в ближайшем будущем создать
говетокий экран, разрешающий и де-
монетрирующий налпи революцион-
ные задачи и темы — становится
стралино, И у нас ‘кино почитают 3a
искусство. И у нас к нему тяга «куль-
турников» с интеллитгенлеким пред-
оставлением о единотве стиля и о ху-
дожественности. И у нас выпущена
«Аэлита», с начала и до конца, зара-
женная дурной болезнью. Досталюч-
HO ли твердости и ясности мозгов у
молодых мастеров, жаждущих по-
знать киню-ремесло честно и по-на-
стоящему, не поддаться увещаниям
рассужкдалотиих интеллигентов. Реаль-
ный человек, реальная жизнь, в ка-
чих угодно фантастических формах,
но непременно реальное, является
нашим материалом.

Итак, для раврешения ‘поставлен
ных революцией тем необходимо
большое мастерство. Ему нужно на-
учитьея и молодежь ему учится. На
пути изучения и совершенствования
кино-ремесла стоят люди, наспеция-
лизировавлииеся на, старом искусстве.
Онги, наяши враги. Они приведут к гра-
вюрам, равным стилям и прочим бес-
фокусным с’емкам. Их не надо слу-
паль, а надо учиться  ремеслу и про-
сить всох помочь учащимся. Если
есть в молодых работах  «перетиба-
ние палки» в сторону формаливма,
то не надо забывать, что, во-первых,
это временное явление, а, во-вто-
рых, познание ремесла необходимо
для разрешения нужных нам сце-
нарных тем, Иначе мы придем к’ за-
падному тупику. Там начался кине-
матопрафический зажат, у Hac Opes-
жит заря. Мы победим — свет при-
дет с востока, свет подлинного ма-
стерслва. отбрюсивитего эстетивм ху-
дожественности и  научивитегося
строить коммунистическую фильму
будущей мировой кинематографии
CCOP Лев Hynewes.

-

-

ринную гравюру или под интелли- метров), которая пойдет На-днях B
тентокую футуристическую животгисьъ.   КИНо-театрах.

о.

„КРОВАВЫЙ ГЕРЦОГ

Перед нами омелая попьггка нару-
шить обычные ‘приемы кино-поста-
новок. Попытка, произведенная с
той 060бой серьезностью и сосредо-
точенностью, которой отличается не-
мецкое искусство вообще. И при
этом, что особенно отрадно, без вея-
кой оглядки на мещанские вкусы
«потребителя».

Сюжетом взят эпивод из кровавых
итальянеких хроник ХШ в. история
гибели герцога Феррантеса. Вся кат-
тина поставлена в декорациях, то-
строенных на основании тщательно-
го ивучения картин ранне-итальян-
ских примитивов. Постановка наро-
чито скупая, числю декораций огра-
ниченное, нет эффектных, а потому
развлекающих массовых сцен и
больших построек. Каждый кадр
тщательно обдуман. Некоторые из
них (герцог, едущий в церковь и
окруженный щетиной копий; вся
сцена на палерти; Орландо с голо-
вой тирана) по композиции могут
быть обсуждены наравне с произве-
дениями живописи.

Актеры очень мало двигаются. Ha
полотне перед нами лишь их отдель-
ные позы и мимика. Оначала это’ ка-
жется неуместным в кино, но когда
привыкаепть, то видишь, что и это
BOBMORHO B искусстве экрана, чьи
средотва гораздо богаче, чем мы
обычно полагаем. Делю в том, что в
данном случае отоутотвие движений
актеров компенсируется сменой ка-
пров, монтажем.

Итра, Пауля Вегенера (ов же режис-
сер) сювершенно июключительна. O
его мимике и гриме можно было бы
напиюать целый этюд. Прекраюен
еще молодой актер, ипрающий Op-
ландо.

ее

K недостаткам картины надо от-
нести то, что в ее постановке еще
многое от приемов чисто театраль-
ной режиссуры, самих по себе, впро-
чем, весьма мастереких (иклользова-
ние лестницы и т. п.). Но это все же
не уменьшает исключительной зна-
чительности фильмы, производящей
впечатление органически целого ху-
дожественного проивведения.

Картина для нас небесполезная
идеологически. Неприемлем лишь
чрезмерный интересе к латолотиче-

ским и, пожалуй, даже, ети
MOMCHTaM.
Л. Р.

мкА КИНО

Новая книга о кино. Выпила из пе-
чали и на-днях поступит в продажу
новая кита Н. Лебедева — «Кино».
(Eno кралкая история. Ero возможно-
crm, Его строительство в советском
государстве). Книга издана Посизда.-
том.

Ленинградский ‘°Фото-Кино Техни-
кум и Техникум Экранното Искусства
закончили совместно мультишлика.-
ще = картину «За 7 лет».

«Похороны Анатоля Франса». «Сев-
  пох из Парижа получена, филь-
ма «Похороны Анатоля Франса» (200

«Геста-Берлинг». известная швед-
ская картина по роману Оельмы Ла-
перлеф, постановка режиссера Мори-
ca тиллера получена, «Кино-Мо-

Госкино закупило в Берлине ряд
картин немецкого производетва («Все
за деньги» с уч. 9. Янинтея, «Кали
тан Энвер», «Дорога на Восток» и
др.), а также и американской фирмы
«Польдвин» («Золотоиекалели», «Ге-
рой дня», «Нелли», «Клю был отцом»,
и почта» и др.).

Кадр из ильмы
„Луч Смерти“ (Пудовкин).
ЧЕЗДЗНРЕЕЛОС ЕЕ ЕТ АЗИИ ОУН ee RR Ns ok aE

8 фильм с участием Мэри Пик-
форд. «Севзалкино» приобрело 8 по-
следних картин с участием Мэри
Пикфорд, в том числе последние
картины с ее участием: «Розитта»
(на сюжет «Кармен»), «Дороти Вер-
нон», «Полианна», «Мыльная вода»,
«Луч любви», «Через черный ход»,
«Маленький лорл Фаунтлерой» и
«Восставшая страна».

«При советском строе, жизнь счаст-
ливей втрое». Новая фильма снята и
смонтирована оператором Новицким
(«Севзаткино»). Фильма охватывает
3 момента: 1) лозунг дня—поднятие
производительности (завод «Красный
Поставщик»), 2) шефетво порода над
деревней (открытие 1-ой сельекохо-
зяйственной деревенской выставки в
селе Константиново), 3) Красный Ок-
тябрь (вечера, воспоминаний). Зааня-
ты Буденный, Клара Цеткин, Под-
войский, Шмида, Ярославский и др.

Картина, предназначается исключи-
тельно для рабочей и крестьянской
аудитории.

«Октябрь без Ильича». Октябрьские
с’емки хроники всех кино-организа-
ций будут выпущены в виде одной
об’единенной калугинье.

Прокатом citi: Mache» в бли-
жайшее время выпусокалотся картины:
«Золотая лилия» с участием внаме-
нитой американской артистки Мей
Муррей, («Парамоунт») «Врала pac-
платы» © уч. Вильям Гарта («Уни-
версаль-фильм») и последняя при-
ключенческая картина с уч. Руфь
Роллан, в 3 сериях «Королева, лесов»
целиком снятая на Юконе (выпуще-
На в 23 поду).

«Морока». На 3 фабрике «Поскино»
принят к постановке в первую оче-
редь деревенский сценарий IO. Ta-
рича «Морока» в 6 частях, рисующий
борьбу деревенокой молодежи © суе-
вериями и темнотой деревни.

«Филька под двуглавым орлом»—
малометражная комедия по сцена-
рию и в постановке Н. М. Форетера
в ближайшее время начнется  cHH-
маться в «Госкино». Участвуют глав-
ным образом Мастфорцы.

«В тылу у белых». Посмертная не-
законченная постановка ‘режиссера
Б. В. Чайковокого, доснимается одно-
временно в Москве и Ленинграде. В
Москве ‘на 1 фабрике «Госкино» под
руководством 0. В. Рахмановой, в
Ленинграде на фабрике «Севзалки-
но» (Аквариум). Картина будет ва-
кончена, к 1 января.

Независимю от этого Госкино вы-
пускает для проката свои октябрь-
ские семки в виде самостоятельной
картины — Октябрьском  Госкино-
Календаря. Картина, будет называть-
ся «Октябрь без Ильича».

«Химическое оружие». Закончена
с’емкой научная картина «Химиче-
ское оружие» (действие газов на, жи-
вые ‘организмы, применение химии в
военном деле и пр.). Снимал опера-
тор Франциссон под рукюводством во-
енното химика т. Аксенова, и научню-
го сотрудника Конторы С’емок ПГос-
кино Н. В. Баюлина,.

21 «Кино-Правда». Закончен и вы-
пущен 21 номер «Кино-Правдых».

Режиссер С. Эйзенштейн после
окончания монтажа первой серии
картины «Отачка» («К диктатуре»)
уезжает на 1% месяца в Берлин. По
возвралцении он начнег вторую се-
рию картины того же цикла,

На 1-й фабрике, Одна из ближай-
THX постановок 1-ой фабрики «Гос-
кино» будет поручена режиссеру
В. Р. Гарлину. Ведутся переговоры
с режиссером В. П. Касъяновым.

Представительство «Ган-Герц». «Гос-
кино» получено генеральное предета-
вительство. на; ССОР зеркальных лами
и проекционных аппаралов «Ган-
pe a дающих экономию тока до

85%. Первая партия получена и по-
стутима в продажу.

В Художественном Совете «Госки-
но», За истекший 1 октября 1924 опе-
ралуионный год в Госкиню поступило
воего 356 сценариев. Из ших Художе-
отвенным Ооветом было принято
26 сценариев и 28 тем, из которых
подверглось тфазработке 9. Поста:
влено 3-ей и 1-ой фабриками и Кон-
Topo О’емок по этим сценариям
16 мино-картин,

Cs nar A SE ee)

По техническим условиям в
этот № не вошел ряд статей