№ 16 (62)
	ПРО
		ЕКТОР

науку, вместе с тем быть всегда готовой помочь госу-
дарству практическими приложениями научных достижений
и, кроме того, тщательно изучать страну громадного про-
тяжения, громадные природные богатства и многочислен-
ное население которой не были известны никому.
Сперва с Академиею были связаны университет и
гимназия, задача которых была изготовлять из русских
людей преемников первым академикам иностравцам. Кроме
того, академики читали и публичные лекции для того,
ч.обы распространить как можно шире интерес к науке.
Гимназия и университет постепенно отошли от Ака-
демии, причем академики приняли деятельное участие
в создании первого университета в Москве, где особенно
выделилась деятельность Ломоносова; академики прини-
мали участие и в школьных реформах. Можно было бы
опасаться, что академики-иностранцы увлекутся главным
образом каждый своею более узкой специальностью и что
изучение страны и приложение науки к жизни будут
страдать. На самом деле’ обстоятельства сложились иначе:
большая энциклопедичность ученых ХУ века, восприня-
тая ими еще от ученых ХУЙ века, спасла их от узкой
специализации, широкая интернациональность науки,
особенно широкая в эти первые века ее создания. делала
Россию не менее важным предметом изучения, чем другие
страны, и во многих отношениях даже гораздо более ин-
тересной, потому что в нее входили громадные прост-
ранства почти неизвестной тогда северной Азии.
Следует, кроме того, отметить, что среди членов Пе-
тербургской Академии с самого начала были крупнейшие
ученые, особенно математики. Этот математический и за-
тем естественно-исторический уклон остались уже прочной
традицией нашей Академии. Изучение страны, наряду
с изучением многочисленных народов, ее населяющих, вы-
звало большую и разнообразную работу Академии. Работу
эту Академия провела`в Х\Ш веке рядом знаменитых
в истории науки „академических экспедиций“. Начались
они с участия Академии в известной Сибирской й Кам-
чатской экспедиции Беринга в 1733 году и продолжались,
	Академик С. Ф. Ольденбург.
	Академик А. П. Карпинский— президент Академии Наук.
	примерно, до 1755 года; следующий период путешествий
обнимает. года 1768—1775, и последний период академи-
ческих экспедиций относится к 1780—1795 годам. Эти
экспедиции дали возможность получить совершенно новое
представление о Северной Азии и создали Академии ми-
ровую известность. Имена Палласа, Гмелика, Лепехина,
Георги, Фалька, Стеллера, Гильденштедта становятся
общеизвестными; в этих своих работниках Академия
имела лучших исполнителей ее широких планов по иссле-
дованию. Добываемые сведения надо картографировать,
и Академия, образовавшая еше в 1739 году Географи-
ческий департамент, в 1745 году издает знаменитый
„Атлас Российской Империи“, столь хорошо оцененный
картографами и географами того времени.
	Академия, сознавая, что одними экспедициями, как
бы хорошо их не вести, нельзя прочно обосновать иссле-
дование страны, прибегла к краеведческим анкетам, пер-
вая из которых была составлена ее знаменитым членом
Ломоносовым. Таким образом, когда полтораста с лиш-
ним лет позднее в революционное уже время при Акаде-
мии возникло центральное бюро краеведения, то Академия
продолжала дело, начатое еще в ХУ\УШ веке, когда ее
	сотрудниками были и такие выдающиеся краеведы как
Рычков и Татищев.
	ХУШ век в науке только начал организацию научной
работы, главным образом через Академии; в ХХ веке
уже потребовались более сложные и разнообразные формы,
в выработке которых у нас деятельное участие приняла
Академия Наук. Как известно, она приняла участие в со-
здании старейшего и крупнейшего нашего университета,
Московского, одним из создателей которого был Ломо-
носов. Когда начали образовываться ученые общества,