ее

4 ПЫВАРИ 1943 г., № 4 (9140)

es Pe ee ee ee
—

ee

В течение ночи на 3 января наши вой-
ска в районе среднего Дона, юго-западнее и
южнее Сталинграда, на Центральном фрон-
те и на Северуом Кавказе продолжали ве-
стя наступательные бои на прежних на-

правлениях.
= *

В районе Сталинграда наши всйека веля
огневой бой и разведку противника. В ro-
роде нанки пггурмовые отряды выбили нем-
цев из нескольких зланий, 11 aseron wu
18 блинлажей. Уничтожено ло роты враже-
ских солдат. Северо-западнее Сталинграда
бойцы Н-ской части ‘истребили более 100
титлеровцев и подбили 3 немецких танка.

+ & =

Юго-западнее и южнее Сталинграла на-
ши войска продолжали наступление. Шрюо-
тивник, стремясь задержать наетупление
советских войск, оставляет на выгодных
рубежах и в населённых нунктах силь-
ные заслонь, Наши бойцы уничтожают
вражеские заслоньы и успешно пролвита-
ются внерёл. На одном участке паши ча-
`ти разгрочнли остатки румынской пехот-
ной дивизии и окружили немецкий тар-
низен в населённом пункте. Нах друтох
УЧастке танкисты Н-ской чаети, прееле-
луя отступающего противника, уничтожиля
более 200 немецких солдат и офицерев,
$ орудий, 23 автомашины и захватили
свыше 100 пленных.

= + *

В районе среднего Дона наши войска,
преодолевая сопротивление противника и
уничтожая его живую силу и технику,

-

В ‘течение 3 января наши войска в

{ в ES = -
ЕЕ еее

Ss

продвинулись вперёд и запяля ряд насе-
ленных пунЕтов. На одном участке немец-
кая пехота и 20 танков контратаковали
нашу наступающую часть. Отнём совёт-
ских артиллеристов и бронебойщиков была
уничтожено 7 вражеских танков. Осталь-
ные танки противника отступили. Немец-
кая пехота, оставшись без прикрытия
танков, также пыталась отойти, но была
настипнута нашими танкистами и уничто-
жена. На поле боя ссталось ю 400 врз-
жеских трупов и много различного оружия.
Па другом участке наши полразлеления за-
пяли населённый пункт, захватили 3 га-
моходных орудия, 23 автомашины и дру-
гие трефен.
= + *

На Центральном фронте наши войска
вели активные боевые действия. В районе
к северу от Великих дук бойцы пох
командованием тов. Дьяконова овладели
сильно: ‘укрепленным узлом обороны про-
тивника. Захвачены пленные и трофеи.

В, районе запалнее Ржева немецкая пс-
хета` контратаковала позиции; обероняемые
Н-ской частью. Контратака гитлеровцев
была отбита. Оставив на more Goa 7 пэд-
битых тапков, противник отошёя на иеход-
вые позиции. ee

: * 2 ¢

Юго-восточнее Нальчика наши войска
продолжали продвигаться вперёд. Бойны
Н-ской частн заняли населённый пункт и
захватили 3 немецких танка, 2 бронема-
шины и 4 орудия. На другом участке раз-
тремаены лве роты вражеской пехоты. За-
хвачены трофен и пленные,

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 3 ЯНВАРЯ

20 немецких солдат и офицеров, сожжено 7 и

с боеприпасами, Е миллион снарядов,

eer eRe чаем логик.
Е С О ЕЕ

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 3 ЯНВАРЯ

* * £

Несколько партизанских отрялов Мин-
ской области з» десять дней пуститн под
откос три воинских эшелона противника.
Разбиты 2 паровоза и 28 вагонов. В pe-
зультате крушения поезлов уничтожено
несколько ‘сот гитлеровцев. ‘Партизанские
отряльь действующие в Белостокской об-
ласти, провели рят успешных боевых оне-
раций, в ходе которых истребили до. 1.090
вражеских солдат и офицерев..

# * *

Ниже публикуется акт © зверствах нс-
мецко-фанеистских мерзавцев нал совет-
скими, военнопленными на хуторе Малахов
Ростовской области: «Иесле изгнания нем-
нев © хутора здесь были обнаружены
„ трупов красноармейцев, зверски заму-
ченных фашистами. Мленному KpacHoap-
мейцу Александру Ильичу Зубко гитлеров-
цы выкололи глаза, выбили зубы и изре?
зали лицо: Остальных пленным немецкие
палачи размозжили головы и изуродовали
лица до такой степени, что их невозможно
было опознать». Акт подписали: тгвартия
капитан Любимов, тварлии капитан Ма-
скаев, гварлии капитан Ведерников, гвар-
лии военфельдшер Галкин и житель хутора!
Нванков. 7

ха

Французские патриоты в районе Руана
вывели из строя 30 паровозов и органи-
зовали столкновение лвух немецких поез-
хов. В Дэссей своболные стрелки пустили
под’ откос немецкий воинский эшелон.
В результат крушения убито много не-
мецко-фалтистеких оккупантов.

ЕЕ ЕН

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

See ris eae ЗЫ

Район Моздока. На снимках: 1. Расч

противника и до взвода немецкой пехоты. 2. Советские

ef тяжёлого орудия сержанта И. Н. Шилко, уннчтоживший мяномётную батарею

граждане возвращаются в отбитый у немцев населённый пункт
=

Фото С. Короткова,

`ВОЗРОЖДЕНИЕ

От всего, что называлось раныше усаль-
бой зажиточной колхозной семьи, остался
один плетень. На месте хаты —= пенел,
надворные постройки разрушены, всё до-
хашнее добро разграблено, а скот зарезан
на нужды голодной германской армии.

районе среднего Дона, юго-запалнее и минллионов патронов, 15 танков, 150 ав-  полбито 9 неменкйх танков, уничтожено! У нлетня, скрючивитиеь, лежит труш не-

южнее Сталинграда,
те и на Северном Кавказе вели наступа- и другие трофеи. Кроме того, захвачено
тельные бои на прежних направлениях. 8.000 голов рогатого скота, отобранного
Наши наступающие войска внезапным уда-  при отбтуплении немецко-фэшистекими за-
ром овладели городом и железнолорожной   хватчиками у мирного населения.
ый Моздон, а также городом Малго- РЕ
к. = я 8 >
За истекшую неделю, г 97 декабря  В районе среднего Дона наши войска
1942 года по 2 января 1943 года вклю-  ПРодолжали продвигаться вперед и заняли
чительно, в воздушных боях и нз азро-  Чесволько паселённых пунктов. На одном
дрохах уничтожено 266 немецких самолё-  УЧастке советские ооицы, выйдя в тыл про-
тов, в том числе в районе Сталинграда-— ТЕВННву, захватили немецкую зртиллерии-
98 транспортных самолётов. Наши потери  СкУЮ батарею, 10 станковых пулемётов,
за это же время—122 самолёта. подбили танк н истребили более 300’ вра-
: жеских солдат и офицеров. Н-екая мото-
а стрелковая часть, действующая в районе
илн повреждено 10 немецких танков, до  силе и подбила 16 немецких танков. Дру-
30 автомашин © войсками и грузами,   Гая наша часть овладела тремя населённы-
подавлен огонь 2 артиллерийских батарей, ми пунктами. Нз поле боя осталось более
расееяно и частью уничтожено до роты вражеских трупов, б полбитых тан-
пехоты противника. ков, 3 орутия и 4 автомашины. Взятые в

на Центральном фрон-   томашин, несколько тысяч сапёрных лопат  21 противотанковое орудие, 103 огневых

января частями нашей авиации на Обливской, перерезала пути отхода нем- У%6 Не оказывает чи упорного, ни даже
разлизных участках фронта уничтожено  цам, нанесла им большие потери в живой   Чабеивного сопротивления, Вот уже три

точки, 13 автомашин и 3 шестиствольных
миномбта. Захвачено 15 орудий, 15 пу-
лемётов, много ручного оружия и боепри-
пасов, а также пленные.

: * * *

Немецкое командование упорно отрицает
факт занятия советскими войсками города
Великие Луки, В сводке главной ставки
Титлера от 2 января говорится: «Гарнизон
опорного пункта Великие Луки, оказывая
упорное сопротивление, отбил непрерывно
повторяющиеся атаки Советов».

Немецкий тарнизен в Великих Луках

дня, как в этом совётеком городе нет ни
одного вооруженного немца. Немецкий гар-
визон, не пожелавший сложить оружия,
полностью истреблен. Нашими войсками,
занявшими Великие Луки, по предваритель-

мецкого солдата. В правой руке его крён-
Ke зажата расшитая скатерть, испачкан-
ная в грязи. Пуля справедливого возмезлия
настигла немецкого грабителя.

Ноодаль от сторевшей хаты колхозница
Евфимия Макаровна Чабанова с дочерью
Марусей отрывают землю. Здесь перед при-
холом гитлеровцев Чабановы зарыли просо.
Это единственное, что семья сумела сохра-
ВИТЬ.  ; 3

Мимо, на запад, всё идут и идут совет-
ские воины: стрелки, автоматчики, сапё-
ры. И тяжёлые дизельные тракторы тянут
орудия за станицу, где видны сплошные
пожарища, где клубятся разрывы, где идёт
наступление наших войск.

На короткий, пятиминутный отдых рас-
положился взвод автоматчиков. Мать и дочь
бросают своё занятие и подходят к бойцам.
По их усталым лицам катятся слёзы. Они
плачут от тяжёлых переживаний и от ра-
достного сознания, что пришёл конец фа-
шистскому гнёту. :

x + &

плен немецкие солдаты показали, что их НЫМ данным, захвачено 17 танков, 47 opy-

дивизия недавно была слешито/ пег^бренела  АИЙ, много минометов, из них 33 шести- Евфимия Макаровна бросается к перво-

В районе Сталинграда наши войска на советско-германекий фронт
oe i a oF $
На Центрзльном фронте наши войска

артиллерийский обетрел вражеских
советские

вели
позиций. В заводеком ‘районе
штурмовые отрялы проникли Е укренлё-

из Франции.   СТВОЛЬНЫХ миномёта, 136 пулемётов, 409

‘автомашин, 42 радиостанции, много стрел-
Безого оружия, склалы с боеприпасами,
‘продовольствием, инженерным и другим в9-

ниям противника и забросали их граната-   ЮГо-зацаднее города Великие Луки, сломив епным имуществом. Учет трофеев продол-

ми. На другом учаетке наши разведчики   Жесточенное

сопротивление противника, жается. Кому-кому, а& теруанскому коман-

взорвали склат боеприпасов и несколько  ОВладели увренленным населённым пунк- дованию это доподлинно извество. Однако
десятков вражеских лзотов и блиндажей. ТМ. На подступах и на улицах этого на-  Шарлатаны из гитлеровской ставки скры-
В течение дня уничтожено до 400 немец-   Селбнного пункта осталось много вражеских Вают правду © судьбе немецкого велико-

ких солдат и офицеров. Северо-западнее   ТРУПОВ и вооружения. : i
: one у В районе западнее Ржева пехота против-  ЧТо солдаты других окруженных на совет-

ника под прикрытием 13 танков контрата-  СКо-германском фронте немецких гарвнзо-
ковала участое, который обороняет подраз-  НОВ и опорвых пунктов учтут уроки Ве-
деление под командованием тов. Михайло- Ликих Лук и не пожелают более бесемыс-

ва. В результате Gos Hemmer потеряли 6 Ленно умирать за людоеда Гитлера.

Сталинграда наши подразделения внезан-
но атаковали и заняли оконы противника.

: * * *
Wre-sanaguee и южнее Сталинграда на-
ши войска, преодолевая сопротивление   танков-и были отброшены на исходные по-

немцев, продвигались впербл. Противник,   зиции.
понеспгий отромные потеря, спешно вводит i
в бой авиачасти, используя их в качестве

на советские войска захватили 15 ‘екладов,  ли немцев

Указ Президиума ‚ Верховного Совета СССР

0 награждении орденами и медалями COGP

дальнего действия Красной. Армии

ИТродолжение. Начало см. «Правду» от 1, 2 и 3 января)

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

Капитана Осипова Михаила Александровича.

Майера Осипчука Бориса Петровича.

Лейтенанта Островского Нвана Николаевича.

Вапитана Очеретьяного Михаила Ивановича.

Лейтенанта Паничнкина Михаила Степановича.
Лейтенанта Паничнина Николая Степановича.

Старшего лейтенанта Панькина Нанкрата Андреевича.
Лейтенанта Панфилова Владислава Илларионовича.
Старшего лейтенанта Парахина Ефиха Даниловича.
Старшего лейтенанта Парыгина Николая Ивановича.
Старшего лейтенанта Пасиченке Трофима `Платоновича..
Старшего лейтенанта Педько Павла Онуфриевича.
Капитана Перемота Дмитрия Константиновича.
Капитана Петелина Юрия Николаевича,
Лейтенанта Пиляя Влалимира Петровича.
Лейтенанта Подоприхина Навла Кузьмича.
Майора Подпоркина Евгения Григорьевича.
Капитана Покачалова Николая Николаевича.
Гвардии старшего лейтенанта Иолянова Алексея Алексе-
eBHYa.

Майора Полыгалова Павла Андреевича.

Капитана Полянского Константина Ивановича. :
Старшего лейтенанта Пемазана Влалимира Сергеевича.
Старшего лейтенанта Пономаренко Андрея Сергеевича.
Лейтенанта Попова Андрея Кирилловича.

Капитана Потапова’ Павла Кузьхича.
Г ii Почкина

182.
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.
195.
196.
Poy.
198.
199.
200.

201.
202.
203.
204.
205.
206.
207.
208.
209.
210.
211.
212.
23.

вардии старшего лейтенанта Василия Петровича.

Старшего лейтенанта Прокофьева Василия Гавриловича.

Старшего лейтенанта Прокудина Алексея Николаевича.

Старшину Путилина Александра Ивановяча.

Лейтенанта Путинцева Якова” Васильевича.

Майора Пятибокова Леонтия Михайловича.

Мламиего лейтенанта Разумного Михаила Фелосеевича.

214. Гвардии старшего лейтенанта Резника Петра Герасимовича.

215. Капитана Репина Алексаняра Ивановича.

216. Рнанова Константина Ивановича.

217. Граздии старшину Роденко Степана Ивановича.

218. Дейтенанта Романова Петра Ивановича. :

219. Лейтенанта Рудометова Сергея Федоровича.

220. Старшего лейтенанта Рыбина Няколая Ильича.

221. Лейтенанта Рыжнова Николая Ареентьевича.

223. Капитана Рыцарева Николая Александровича.

223. Полковника Савельева Якова Андреевича.

224. Капитана Сэзинова Сергея Сергеевича.

225. Старшего сержанта Сгибнева Алексанлрз Павловича.

226. Лейтеванта Севостьянова Вениамина Федоровича.

2327. Капитана Севостьянова Филиппа Георгиевича.

228. Старшего лейтенанта Сергеева Николая ГСгоровича.

229. Crapmero лейтенанта Сиволапениа Павла Федоровича.

230. Старшину Сидоришина Алексея Петровича.

231. Старшего лейтенанта Симакова Ивана Николзевича.

233. Гвардии старшего лейтенанта Сирананяна Азетика Пе-
тровячз. :

ee *

Нашя части на Северном Кавказе про-
пехоты. Нри взятии Дубовекого и Тор®оеи-   должали вести бон с противником и выби-
из нескольких населённых ‘бо эти
из них 9 с боепринасзми, отдельно эшелон пунктов. В этих боях уничтежено до 500 гроша.

лукского гарнизона. Гитлеровцы боятся,

Сотиняя чебылицы o Великих Луках,
гитлеровцы еще раз сами себя разоблачают
перел всем миром, как беспарлонных лже-
цов. Ни олному слову из сообщений тит-
леровекой главной ставки верить нельзя,
сообщения не стоят и ломаного

начальствующего и рядового состава авиации

233. Капитана Ситнова Валентина Егоровича.
234. Гвардии лейтенанта Слепцова Сергея Петровича.
235: Майора Смирнова Павла Николаевича.

236. Майора Смитиенко Миханла Павловича.

237. Нодполковника Соколова Васнляя Ивановича.
238. Старшего сержанта Соколова Георгия Анатольевича.
239. Гвардии. старшего лейтенанта Соловьева Василия Ивано-
  вича.

240. Старшину Солемонова Якова Абрамовича.

241. Капитана Солянина` Владихнра Федоровича.

242. Старшего лейтенанта Соскоза Гворгия Григорьевича,
243. Гвардии лейтенанта Ставнова Николая Ильича.

244. Гвардии сержанта Старостина Бориса Степановича.

245. Гвардии лейтенанта Стеценко Константина Яковлевича.
246. Сларшего лейтенанта Сягова Василия Ивановича.
247. Лейтенанта Таболина Бориса Алексантровича.
248. Капитана Тананаева Петра Николаевича.
249. Гвардии лей Тарасова Влалимира

у

йтенанта Михайловича.

250. Млалшеге лейтенанта Татамирова Григория Тихоновича.

ae Техника-лейтенанта Татаренко Михаила Тимофеевича.

252. Старшего сержанта Тимофеева Анатолия Тимофеевича,

253. Младшего лейтенанта Тимофеева Северьяна Петровича.

254. Гвардии старшину Тимощенко Ивана Григорьевича.

255. Твардии капитана Тимшина Евгения Александровича.

256. Старшего лейтенанта Тишко Владимира Александровича.

257. Капитана Ткачева Григория Елизаровича..

258. Капитана Тонких Григория Семеновича.

259. Старшего лейтенанта Топола Иванз Гавриловича.

260. Старшего лейтенанта Торопова Артемия Демиховича.

261. Младшего лейтенанта Тпушина Няколая Алексанхровича.

262. Капитана Трузкина Афанасия‘ Николаевича. .

263. Гварлия капитана’ Тюленеза Романа Антюеевича.

264. Стазиего сержанта Тюрина Василия Яковлевича.

265. Старшего лейтенанта Тяпченко Влалимира Павловяча. .

266. Дейтенаита Узянова Григория Ефремовича. .

267. РАпитана Устюжанина Василия Александровича.

268. Отаршего лейтенанта Федорова Ивана Григорьевича.

269. Старшего техника-лейтенанта Федотова Василия Григорь-
евича.

270: Гвардии капитана Филина Александра Ивановичз.

211. Старшину Фомина Василия Ильича.

272. Капитана Харькина Алексея Трофимовича.

273. Старшего лейтенанта Хмельнициого Анлрея Хогиновича.

274. Старшего лейтенанта Целыновского `Федора Ивановича.

275. Гварлин старшего лейтенанта Цыплева Василия Тинофе-
евича.

276. „Майора Червякова Николая Владимировича.

2771. Вапитана Чеснонова Константина Ивановича.

2178. Майора Чумаченко Зиновия Нетровича.

219. Сержанта Чигиря Валентияз Алексеевича.

280. Старшего лейтенанта Шатрова Федора Анисимовича.

281. Лейтенанта Шахова Николая Константиновича,

282. Гварлии капитана Шахшаева Измаила Шехмамедовича,

283, Лейтепанта Шевелева Антона Антоновича.

{Продолжение следует).

му же бойцу, прижимается к его труди.
Пришли наши сынки,
она сквозь слёзы, =— пришли родные.
бавители вы напги, лай бог вам удачи.

Она снова припадает к груди бойца и
целует его так, как целует мать родного
Cha. oF i

— А мой-то лак ждал ваё и пе дож-

—-

Из-

—— TOBOPAT! -

(От военных корреспондентов «Правды»)

кофточка из одних заплат, юбка из меш-
ROBHHEI. -

Как бы извиняясь за свой вих, она го-
ворит, показывая в сторону убитого
puna: 3 } „ хе

— Это немцы всё забрали у нас.

Взглянув пристальнее на убитого, Ма-
PYCH неожиданно увидела свою ‘скатерть,
которую расшивала длинными вечерами.
Быстрым движением она вырвала скатерть,
из неё выпала небольшая книга. Маруся
подняла еб п полошла к командиру взвода
`Валико Гвадзабия.
Видите, товариш командир, какие
жадные ворюти. Даже на тот свет с чу-
жим добром отправляются, -—— сказала она,
подавая книгу Гвадзабия. — Это — их-
ний агитатор. Он, чорт рыжий, холил по
станице и, коверкая наш язык, доказывал,
какой рай ждёт нае в гитлеровеком аду.

75-летний терский казак Прохор Аета-
фьевич Захаренко на своем горбу три с
половиной месяца испытывал муки гит-
леровского нового порядка.

Сейчас он сидит У своего куреня и
подводит итоги этим месяцам. Старик не
замечает, не ошущает, как на седую его
бороту скатываются слёзы.

На улице против его куреня останови-
лось отделение Военторга. Девушки запели
пеени. Прохор Астафьевич слушает их, и
с каждой новой песней его лицо стано-
витоя просветлённее.
А когда песня смолкла, старик
тилея к девушкам с просьбой:

— Спойте еб, дорогие мои хивчата.

—- Что, понравилось, дедушка?

`— Не то слово вы, дивчата, сказали.
Четыре месяца мы своей речи не елыша-
ли, стоял один лай. А тут она, песня рус-

—

обра-

дадея,— продолжает она— Замучили его  ская. Bor и возрадоваловь Moe сердце

проды проклятые. ‘

Было это так. Её мужа, 68-летнего: ста-

тнали на работу. Старик был болен, он
не мог итти 663 посторонней помопги. Гят-
леровцы подтоняли старика прикладами,
издевались нал ним, а когда он падал,
топтали его сапогами. Старик не хошёл до
места работы, умер от побоев.

Черноская Маруся, поддерживая мать,
потупила свой взор. Ей стыдно перех со-
ветекими воннами. Ей хотелось бы ветре-
тить их с цветами в руках, в хорошем
новом платье, как это бызало в дни кол-
хозных тержеств. Ещё не так давно она —
стахановка колхоза — ходила по станице
€ TOPIO поднятой головой, вызывая за-
висеть некоторых дивчат и восхищение всех
хлопцев. 3

пятигорск.

Кисловодск,

у

“2

Sete

_ oe

Толдзгунь. +
Хазнидон® „

‚Чикол

Алаги

НАЛЬЧИК .

БОМ В РАЙОНЕ
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 3 яиваря.
(Воен. корр. «Правль»). Наши войска
продолжают продвигаться вперед и заняли
несколько населённых пунктов.
На некоторых рубежах
оказывает упорное сопротивление нА
заранее подготовленных   районах 069-
роны. Так, например, ожесточенные бой
происходили. за один населённый пункт,
который неоднократно, переходил из рук
в руки. Немецкое командование. отдало
приказ во что бы то пи стало удержать
этот пункт. Вражеские батальоны не-
сколько раз бросались в контратаки,
пробуя оттеснить наши части от окраин.
Бой продолжалел. пе ослабевая, в  тече-
ние всего дня. Нозью одно наше нод-
разделение смелым броском ринулоеь в се6-
ление и прорвало линию обороны, Велал
за ним в селение ворвались и другие
подразделения, и селение было нами взято.
Особенно упорные бой завязываются
здесь на коммуникациях. Позавчера эн-
ская часть перерезала пути отхола немцев
й нанесла противнику большой урон в жи-
вой силе ни технике. Подбито шестнадиать
немецких танков. Пленные показали, что
их дивизия недавно прибыла в район

противние

ие
ана Ss

сазацкое, русское.
И левушки пели ещё, а старик cay-

рика Василия Игнатьевича, фашисты вы- шал и подводил итоги. Был свой ку-

рень.— спалили ето немцы. Было хозяй-
ство, разграбили его воры. Была семья, —
не стало. Где она, что © цей — неиз-
BecTHO.

И остался только он один да старый
казацкий картуз с потрескавшимся  ко-
зырьком. Оттого, видимо, что картуз ста-
рый да заношенный, и не взяли его нем-
цы. А так... лишили всего.

Три месяца скитался седой казак в
бурунах. Вернулся в станицу в лох-
мотьях, Красноармейцы одели стапика:
дали гимнастёрку, брюки, валенки. Пред-
лагали шапку, но он. отказался: :
-— Пушай картуз стар ла заношен,
зато я в нём казачьего обличья не т6-

А сейчас Маруся стоит в лохмотьях:!ряю.

ae

© Ne
_ МАЛГОБЕК ‘@Рре
5 т Слепцовская :
S\eXxOTOBO oe
’ `` ГРОЗНЫИ

ie

ОРДЖОНИКИДЗЕ

СРЕДНЕГО ПОНА

среднего Дона из Франции и в первые же
дни 6068 понесла тажёлые потери в живой

силе и технике.
& хх *

В хуторе Демин, Чернышевского рай-

она (Ростовекой- области). бойцы
части обнаружили лагерь для  совет-
ских военнопленных. Это — поле, отгоро-
женное колючей проволокой.
BO время сильных морозов пленным раз-

В’ декабре

решили устроить себе конурь. В них на

голой земле опи спали по 15—20 чело-
век. Охрана лагеря. запрещала  полети-
лать Фолому, которая находилась неподаз
девку. Военнопленных заставляли работать
на оборонных сооружениях. Их подымали
в пять часов утра и загоняли в лагерь
в 10—11 часов вечера. Оли. работали в
морозы, в метель, и многие падали 3a-
мертво, истощённые, обмороженныю.

Ра- иёров и до тридцати

Судьба Прохора Астафьевича — сульба
всей этой станицы. Многие годы колхоз-
ники честным артельным трудом создавали
себе зажиточную и культурную жизнь. Но
пришли немецкие оккунанты, и в какие-
нибудь три месяца от станины остались
пепел и развалины.

Было в станице свыше полутора ты-
сяч домов, а невредимыми осталогь всего
семьдесят. за короткое время своего хо-
зяйничанья гитлеровцы сожгли, разруши-
ли и. развалили сотни хат колхозников.

Ещё недавно в этой етанице было оби-
лие скота и птицы. Beé aro богатство,
исчисляемое тысячами толов коров, свиней
и овец, десятками тысяч кур, гузей п
уток, или ©’едено немецкими солдатами
или же отправлено в Германию.

Ha всю’ станицу чудом сохранились
бычок да один петух. Первый сиротливо
бродит по улицам, жалобно мыча, а вто-
рой резким,  пронизывающим  кукаре-
каньем возвешает время.

— Ето нам фашиеть заместо часов
оставили, — ехидно замечают станични-
ки,— настоящие-то часы они по карманах
растащили. :

В станице осталось всего пятьдесят е-
мей, да и те целы только потому, что
в свое время успели скрыться в бурунах.
Часть населения, особенно из числа взрос-
лых, утонялась в тыл для отправки в
Германию, & подавляющая маеса жителей
перед отступлением немцев из станицы
была утнана на запал. НЯ.

За станицей все ещб гремят орудий
ane выстрелы. Правда, с каждых диёх и
часом они становятся веб тлуше. Наши
войска паступают на запал. Вчера внезап-.
ным ударом они овладели городом и же-
лезнодорожной станцией Моздок и городом
Малгобек. ‘i

Станица 623 Mosioxa em@2.ne стала
тылом в подлинном смысле елова. Веё ешё
здесь полно горячего дыхания боя. Но
уже начинается становление советской
колхозной жизни. Начинается возрождение.

В одном месте прожужжит пила, в дру-
гом месте —- удар топора, в третьем —
эвук молотка, вбивающего твозль. Это
колхозники восстанавливают свои хаты.
Они ташат брёвна, камни, чинят крыши,
вставляют двери, отыскивают места: тте
удалось кое-что припрятать, находят плу-
ги, бороны, лемехи, зубья.

До весеннего сева осталось м6 больше
трёх месяцев. Сделать нужно много, а
времени осталось мало. Но колхоз будет
сеять! Заново жизнь начинается:

` А. КОЗЛОВ, С. К
‚Район Мозлока. : :

у

ОРОТКОВ; ^

КАК БЫЛА ВЗЯТА
ЭЛИСТА

‚ ЮЖНЕЕ” СТАЛИНГРАДА. 3 января.
(Воен. корр. «Правды»). Нах Элистой —
столицей Калмыцкой Автономной Созетокой
Социалистической Республики-—вновь раз-
вевается багряно-кумачевый стяг с сер-
пом и молотом у древка. Смуглые лица
калмыков, жителей города, вновь засняли
улыбкой, глаза загорелись ралостью.

На подступах к Элисте, в бескрайних
калмыцких степях, мелких балках и редко
зстречающихея населённых пунктах или
горячие бои. Враг упорно сопротивлялся.
хваталея за каждый мало-мальски утобный
рубеж, выставлял заслоны, минировал до--
роги и взрывал мосты. Подвижные его чаз
стн-—танки, мотонехота и кавалерня—не-
редко переходили -в контратаки.

На наступающую роту’ под команлой
младитего лейтенанта Дегтясенко  неёмпы
бросили в контратаку группу танков с ав--
томатчиками. Рота быстро перешла в 0б0-
роне. Широки и ровны калмыцкие тени,
нелегко в них воевать. Но охваченные на-
ступательным порывом, наши части дерут-
ся храбро. Отчаянной была схватка наших
пехотинцев с немецкими танками. Фапги
сеты сидели за броней, наши-—=в наскоро под-
готовленных окопах. Но победу одержала

N

Н-ской наша рота.

У стен гороха немцы выставили силь-
НЫЙ заслон танков, артиллерии, кавалерии“
и мотопехоты, Сковывая противника ©
фронта, наши танкисты и мотострелки
ударили но флангам врага и, смяв 00000-
ну фашистов, вышли на ютго-восточные и
северо-запалные подступы к городу.

Основная дорога на юго-запат была пе-
ререзана. В течение ночи и дня здесь шли
упорные бои. Полукольцо вокруг Элисты
все больше и больше сжималось. Врагны-
талея” разогнуть его; бросая в отчаянные
контратаки кавалеристов, автоматчиков. са-
танков и бронема-

ботающим выдавали сто граммов хлеба в шин. К вечеру мелким групнам твардейцев

день, & 16, кто из-за болезни
подняться, ничего не получали.

не мог удалось проникнуть в горох. Несколько ча-
‘Они! сов продолжалась борьба на улинах repo-

цитались отбровами из мусорных ям. Здесь ла, и над Элистой взвилея красный флат.

ежедневно умирало 15—20 пленных,

Разбитый враг начал отступать, остав-

В течение ноября, например, здесь умерле ляя на своём пути сотни трунов голдат п

более трехсот человек.
: Я. ЦВЕТОВ.

офицеров, автомашины, танки, артиллерию.
Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.