>

Несколько лет назад посетивший Амери-
EY крупный европейский писатель на во-
прое, что его там больше. всего поразило,
хал ответ: отсутствие людей в военной фэр-
ме. И это. пожалуй, неудивительно. — Bes
американская армия насчитывала в 1939
тоду не более 185 тысяч человек. Сейчас
в Соелиненных Штатах одето в военную
форму до 6 миллионов человек, причем
свыше 1 миллиона американских солдат о1-
правлено за океан. Количество одних офи-
церов в настоящее время превысило чис-
ченность всей армни 1939 года.

Военные заводы года два-три назад были
в США столь же мало заметны, как люди
в военной форме. Немногие тосударетвен-
ные арсеналы и частные авиационные и
оружейные заводы терялись в массе амери-
ханской промынгленности, далекой от про-
изводства вооружения. Всея продукция во-
енного назначения боставляла не более
процента общего об’ема промьииленной про-
дукции. Сейчас США выпускают ежедневно
более 200 самолётов, свыше 100 танков,
тысячи пулемётов, сотни орудий и строят
в среднем 4 судна в день. Истекший год,
первый год участия США в мировой войне,
явился переломным, решающим периодом
для вооружений Америки.

_ После капитуляции Франции, в июне
1940 года, была намечена первая и по су-
шеству лишь предварительная программа
вооружений США. Дальнейшее развитие
событий, размах, который приняла война,
‘показали, что эта программа явно недоста-
точна. Рузвельт в послании конгрессу от
6 января 1942 г. сформулировал новую
программу, которая по своим масттабам
отвечает характеру и размаху второй ми-
ровой войны. Как известно, новая програм-
ма ставила задачу за 2 года построить 185
тысяч самолетов (из них 145 тысяч 6б0е-
вых), 120 тысяч танков, 55 тысяч зенит-
ных орулий (калибром более 20 мм), око-
ло 18 млн. брутто-регистровых тонн. тор-
товых судов и изготовить соответствующее
холичество прочего военного имущества.
Программа исходила из необходимости 0е-
настить американскую армию численностью
до 7 млн. чел. и одновременно обеспечить
спабжение других свободолюбивых народов
на основе закона о передаче взаймы или в
аренду вооружений.

Скачок от уровня военных производств в
1941 году к показателям, намеченным
программой Рузвельта, был настолько ве-
лик, что трудности ее своевременного вы-
полнения многим казались непреодолимыми.
На пути стояло немало препятствий. Во-
первых, нехватка рабочих и специали-
стев, знакомых с военными производствами.
Во-вторых, дефицитность ряда важных
материалов (алюминий, магний, легирован-
ная сталь, некоторые виды проката, азот,
цветные металлы и т. д.). Наконец,
многочисленные хиспропорции и узкие ме-
ста в различных отраслях промышленно-
ети.

К экономическим и техническим трудно-
стям присоединились еще нежелание от-
дельных предпринимателей перестраивать
преизводетво на военный лад, их опасения
создать избыточные мощности, нежелание
отказаться от монополии производства, со-
противление налоговой политике правитель-
ства ит. д.

Il.

Сложнейшую задачу, несомненно, прёд-
ставляло сооружение большого числа но-
вых военных заволов, и притом в коротвий
срок. Речь шла о заводах авнационных,
танковых, военно-химических, орудийных
и др. Необходимо было прежде всего рез-
ко усилить станкостроение. Благодаря раз-
тону, полученному в 1939—1941 г., эта
задача была разрешена успешно: выпуск
металлеобрабатывающих станков увеличил-
ся в 6 раз против довоенного уровня. При-
том значительно выросла, производитель-
ность выпускаемых станков. В такой же
пропорции выросло производство прессов,
инструментов и другого оборудования. Сей-
час американская промышленность еже-
лневно выпускает более 1.000 станков —
количество, достаточное для оснащения це-

‹ лого завода.

Строительство новых военно-промышлен-
ных предприятий, монтаж оборудования и
размешение новых рабочих производились
исключительно высокими темпами. Ёруп-
нейшие заводы строились в течение 10—
12 месяцев; многие менее мощные пред-
приятия вхолили в строй через 2—4- меся-
ца после закладки. :

Программа Рузвельта по стоимоети пре-
вышает половину всей промышленной пр/-
дукции США. Из этого вытекает, что ее
невозможно было выполнить силами одних
лишь военных заводов — потребовалось
переключение на военное о производетво
значительной части гражданской промышт-
ленноети. Эта проблема, помимо немалых
ортанизационных и технических трудно-
стей, осложнялаеь традиционным стремле-
нием руководящих кругов США совмешать
разворот военных усилий с сохраненизу на

РОСТ ВООРУЖЕНИИ США.

высоком уровне промышленного проязвод-
етва мирного. назначения.

Решающий поворот в этой области был
сделан лишь в марте 1942 года, когда пра-
вительство полностью  переключило MOTI-
ную  автомобильную промышленноеть стра-
ны на обслуживание военных нужд. Шо
ориентировочным подсчётам, автопромыш-
ленность США, получившая военные зака-
зы на сумму в 14 миллиардов долларов,»
должна удвоить ‘0б’ем производства ио сра-
внению с довоенным уровнем. Она одна
должна давать свыше 20 процентев всего
американского производства военных MaTe-
реалов. т

Наряду с автостроением переключился на
производство вооружений и ряд других от-

Наролный лоход (в млрд. долл.)

Индекс промыш. производства *)
(1935 — 39 = 100)

Стоимость произведенного воору-
жения (млрд. долл.) Е

Число работающих на военные
нужды (млн. чел.)

_*) На конец, года.

Задача обеспечения вновь созданной
военной промышленности рабочей силой
осложнялась тем, что одновременно шёл
быстрый рост числа рабочих на переклю-
чённых предприятиях и происходило раз-
вёртывание массовой армии. Однако огром-
ные резервы рабочей силы в США, рост
производительности труда и своевременно
организованная подготовка и переобучение
квалифицированных рабочих © позволили
справиться с трудностями. В концу 1942
года важнейшие отрасли промышленности
оказались в достаточной мере укомплекто-
ваны рабочими и специалистами.

НЕ.

Быстрое развитие военной промышлен-
ности при общем увеличении  0б’ема про-
мышленной продукции США привело к 9б-
разованию разрывов между мощностью 06-
рабатывающей промышленности и ресурса-
ми сырья. Значение этих лиспропорций
усилилось вследствие потери Соединенными
1Итатами источников снабжения каучуком,
оловом и некоторыми другими стратегиче-
скими материалами. В большинстве слу-
чаев дефицит сырья носит в США лишь
относительный характер: сырьевые ресур-
сы страны очень велики, но и они оказы-

Выплавка стали (млн. T.)
В том числе легированной ста-

ли (млн. т.)
Выплавка и импорт меди
(тыс. т.)

Выплавка алюминия (тыс. т.)

Выплавка магния (тыс. т.)

Производство синтетического ка-
учука (тыс. т.)

_ Развитие производства важнейших мате-
риалов показывает, что США создали
крелкую сырьевую базу для мобилизован-
ной промышленности. дпрокинуты все на-
дежды ‘гитлеровцев и их союзников на то,
что нехватка сырья или полуфабрикатов
сорвёт выполнение военно-производствен-
ной программы США. Динамика роста до-
бывающей промышленности обеспечивает
дальнейнтий разворот военных производств
з наступающем году.

В итоге сделанных усилий экономика
США в основном переведена на военные
рельсы. Благодаря созданию мощной воен-
ной промышленности и переключению на
военные нужды автостроения,  электрома-
шиностроения и других крупнейших отра-
слей тяжелой индустрии выпуск вооруже-
ния в 1942 году по сравнению с 1941 го-
дом повысился: по артиллерийским оруди-
ям в 6,25 раза, по самолетам в 3,5 раза,
по военным кораблям в 2,75 раза. 0д-
новременно были устранены важнейшие
узкие места, которые могли бы в дальней-
шем задерживать рост производства воен-
ной техники. В частности, расширение
производственных мощностей позволило
построить в 1942 году свыше 8 миллионов
тонн торговых судов (против 1 млн. тонн
po i194!  T.):

Вилнейшее место в вооружениях США
занимает авиация. Это нашло свое отра-
жение в производетвенной программе авиа-
промышленности, намечавшей выпустить
60 тысяч самолётов в 1942 г. против 18
тысяч, построенных в 1941 году. Но пред-
варительным данным, фактический выпуск
за 1942 гол составил около 50 тысяч са-
молётов. Однако, учитывая, что в этом об-
щем количестве пропорция тяжелых бом-
бардировшиков. значительно превысила
прежние намётки, американские специали-
сты считают достигнутые результаты впол-
не  уловлетворительными, = Численность
авиационных частей американской арийи
достигла 1 миллиона человек. а число ра-
бочих авизпромьиленносети превысило 155
миллиона человек. Эти цифры достаточно

ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). В коммю-
нике английского морского. министерства
говорится, что английские подводные лод-
ки, оперирующие в Средиземном море, по-
топили и нанесли повреждения четырем
судам противника. Одна из подводных ло-
док атаковала у побережья Сицилии транс-
порт противника, направлявииийеся на wr.
Судно было поражено тремя торпедами и
затонуло.

— В районе Неаполитанского залива дру-
тая подводная лодка торнедировала круп-
ное грузовое судно противника, которое
‘получило серьёзные повреждения и,

по Жуми.

всей вероятности, затонуло. Та же подвод-
ная лодка обстреляла путепровод в райо-
не Палинуро. Путепроводу причинены зна-
чительные повреждения. Одно грузовое
судно противника среднего размера было
торпедировано и потоплено английской
подводной лодкой у побережья Италии.

В Эгейском море английская подводная
лодка атаковала и потопила шедшее поз
конвоем крупное грузовое судно противни-
ка. Эта же подводная лодка обстреляла

суда и портовые сооружения в оккупиро-
BaHHOM противником греческом порту

Арест гитлеровцами двух тысяч голландских офицеров

ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). Вак пере-

даёт английское министерство информации, ‘зармы, ворота были закрыты и вся груп:

лицо, бежавшее из оккупированной Гол-
ландии, рассказывает, что немцы обман-
ным образом отправили в Германию около
2 тыс. голландских офицеров.

15 мая офицерам былое предложено
явиться в голландекие казармы для реги-

АДРЕС РЕДАКЦИИ п ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское плоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДА :
- 43 Писем — Л 3-15-69; Местной сети —Д 3-15-47; : os 339-72) Bon

-3G-82; Иностранного — Д 3-32-85;

626706.

страции. Как только офицеры вошли в ка-

па окружена вооруженными немцами. Офя-
церам было заявлено, что в связи с их
антигерманской деятельностью они ечита-
ются пленными. В тот же день они были
отправлены в Германию.

Литературы ин искусства — Д

раслей промышленности: заводы бытовых
электроаппаратов, пишущих и полиграфи-
ческих машин, паровозо- и вагонострои-
тельные завоты и т. д. Таким образом, за-
дача переключения гражданской  промыш-
ленности США также была разрешена, хо-
тя и с известным запозданием.

Необходимо подчеркнуть, что 0б’ем ра-
стуших военных производств в США до
сих пор значительно превосхолит масшта-
бы сокращения продукции мирного хараЕ-
Тера. Мобилизация американской экономики
характеризуется общим увеличением про-
мышленной продукции и ростом народного
дохода страны (частично за счёт обще-
то повышения цен). 0б этом свидетель
ствуют следующие пифры:

1939 1940 1941 1942
72 77 95 117

119 136 164 200
0,5 1 5 25
0,3 0,7 7 17

ваются недостаточными для полного удо-
влетворения бурно растущих потребностей.
Таким образом, после того как были разре-
шены задачи нового военно-промышленно-
го строительства, переключения части
гражданской промышленности и мобилиза-
пии людских резервов, во весь рост вета-
ла задача сырьевого обеспечения.

Органы экономической мобилизации
США, взявшиеь за разрешение этой задачи,
пошли, в основном, по пути развертывания
добычи местного сырья и производства
синтетических материалов. Одновременно
они форсировали импорт необходимого
сырья из других тран Американского кон-
тинента. 0с0б0 велики масштабы развёрты-
вания производства легких металлов (алю-
миний и магний), высокооктанового горю-
чего для авиации и синтетического каучу-
ка. Весьма значителен также рост ресур-
сев черных и цветных металлов, азотистых
соединений, хлора, серной кислоты, толу-
ола и других необходимых материалов. В
началу 1943 года разрыв между сырьевой
базой и мощностью перерабатывающей
промышленностй в большинстве случаев
устранен. Тем не менее 1943 год должен
дать дальнейший значительный прирост
ресурсов сырья, как видно из следующих

данных:
1939 1941 1942 1943
: ° (программа)
48 80:80: HB ee
3 5 10 14
1.000 1.660 1.750 2.000
148 ^ 270 500 700
7 20 80 200
6 20 120 250—300

показательны. Произведство пулемётов, ав-
томатов, артиллерийских орудий и боепри-
пасов идёт в собтветствии с программой
или даже с превышением.

В отношении танков программа 1942, го-
да намечала вынуск 45 тысяч единиц, в
то время как’ фактически построено, по
предварительным ланным, эколо 35 тысяч.
Это отставание обусловлено, главным обра-
зом, запоздалым переключением автотрак-
торных и паровозостроительных заводов на
производство танков. Надо полагать, оно
булет ликвидировано в ближайшие месяцы.

Что касается создания вооружённых сил,
то рост численности армии, количества пе-
хотных и бронетанковых дивизий, по лан-
ным американских обозревателей, идет впе-
реди тех заданий, которые были поставле-
ны в начале 1942 года. Сформированы
особые  авиздесантные дивизии,  горно-
стрелковые части, специальные инженер-
ные части, оснащенные десантными трак-
торами-амфибиями, новые «батальоны по
истреблению танков» и другие войсковые
соединения, оснащённые и обученные на
основе тактического опыта второй мировой
войны.

x + +

Истеклий тод был, таким образом, го-
дом подлинной мобилизации людских и
материальных ресурсов Соединенных Шта-
тов. Достигнутые успехи  свихетельствуют
о том, что Соединенные Штаты широко ис-
пользовали TY передышку, которую им
дала героическая борьба Красной Армии в
всего советского народа, выдерживающих
всю: главную тяжесть борьбы против гит-
леровской разбойничьей коалиции. Успеш-
ная мобилизация богатейших людских и
материальных ресурсов СИТА товорит о том,
что американский народ сможет с честью
выполнить те большие и трудные задачи,
которые стоят перед ним, как перед актив-
ным и могучим участником англо-совет-
ско-американской коалиции, с тем, чтобы
добиться скорейшего разгрома общего вра-
га всего человечества. rt
С. ВИШНЕВ.

Война на Тихом океане

нике штзба об’единённого командования
союзников в юго-западной ‘части Тихого
океана говорится, что в секторе Санананда
(Новая Гвинея) наземные войска союзни-
ко осуществляют окружение японцев.

Союзная авиация подвергла бомбардиров-
ке японские военные об’екты в Лае, Сала-
мауа, а также атаковала японские пути
снабжения вдоль северного побережья
острова Тимор.

НЬЮ-ЙОРК, 7 января. (ТАСС). В ком-
мюнике морского’ министерства США гово-
рится, что американские самолёты в рай-
оне Алеутских островов потопили одно
японское торговое судно и повредили дру-
гое.
©

ОТКРЫТИЕ СЕССИИ КОНГРЕССА США
ВАШИНГТОН. 7 января. (ТАСС). Вчера
открылась сессия конгресса 78 созыва.
Председателем палаты представителей пе-
реизбран демократ Рейбэрн.

ОТКЛИКИ АМЕРИКАНСКОЙ

ним сообщениям с
фронта. Е

несомненно,

Кавказе. Бэбб
значение занятия
Великих ЛУК.

советскими

женерного искусства и ‘упорно защиша-
лась». Обозреватель отмечает, что занятие
Реликих Лук послужило новым  доказа-
тельством способности Красной Армии на-
носить ‘сокрушающие улары даже по наи-
более упорно обороняемым германским
укреплённым пунктам. 7.
Большое значение занятия Великих Лук
подчеркивает также газета «Нью-Йорк
тайме». Она напоминает, что этот город

АНКАРА, 7 января. (ТАСС). Сообщения
0 наступательных операциях частей Крас-
ной Армия и о достигнутых ими боевых

различных слоях населения Турпии. Пе-
чать уделяет этим сообщениям большое
внимание и оживлённо комментирует их.

Газета «Анадолу», касаясь в передовой
статье вопросз о положении германских
армий на советско-германском фронте и
сообщений о наступлении советских войск,
отмечает, что мощные удары Ёрасной Ар-

нике штаба союзных войск в Северной
Африке сообщается, что 5 января англий-
ские войска предприняли атаки с пелью
выбить противника с высот, господствую-
щих над позициями союзников вдоль доро-
ги, примерно в 15 милях к запалу от Ма-
тёра, на северном участке фронта. Союз-
ные войска очистили позиции от отдель-
ных пулемётных гнёзд и отбили контрата-
ку противника.

Специальный корреспондент агентства
Рейтер, сопровождающий — американские
войска в Северной Африке, передаёт, что
вчера в результате контратаки немцам
удалось снова захватить высоты, раеполо-
женные по обеим сторонам важного пере-
крестка дорог западнее Матёра; эти высо-
ты были захвачены у немцев 5 января!
английской пехотной бригадой.

нике командования английских сил на

МАЛЕНЬКИЙ

ный муж своей грозной супруги выстугает
с лекцией о вреде курения табака.

но жена моя велела читать сегодня о вре-
де табака и, стало-быть, нечего тут разго-
варивать. 0 табаке, так о табаке — мне
решительно все равно, вам же, милости-
вые государи, предлагается отнестись к
моей настоящей лекции с должною серьез-
постью, иначе как бы чего не вышло».

После этого краткого. но вразумительно-
го предисловия лектор многословно гово-
рит о всяких предметах, не имеющих ни-
какого касательства к табаку. HW лишь,
страшась чуткого уха своей повелительни-
цы, находящейся в соседней комнате, он
изредка возвышает голое и настойчиво,
точно попугай, твердит заучекную фразу
0 том, что никотин вреден для здоровья.

В таком комическом положении лектора
поневоле очутился некий немецкий капи-
тан Шмидт. Прошлой зимой у озера Иль-
мень Шмидт был жестоко бит. На битых
немецких офицеров сейчас большой спрос
в Германии, Их заставляют выступать с
докладами — для обмена опытом.

Кзпатану Шмидту поручено прочесть
лекцию по радио — о вреде русской зимы.
По гримеру чеховского нерсонажа сей геб-
бельсовский персонаж мог бы сказать:

русской зимы и, стало быть, нечего тут

решительно все равно.

Битый капитан скромно; без лишнего
бахвальства рассказывает о том, как рус-
ские прошлой зимой били его у озера Иль-
мень. Задача у капитана престая — дока-
зать, что всему виной являются морозы.
«Морозы, так морозы, — мне все равно».

И лектор очень красочно говорит 0 мо-
розах. Вот что он говорит о морозах:

«Советская артиллерия пыталась ypa-
ганным огнем уничтожить наши укрепле-
ния, и отчасти ей это удалось. Затем на-
чалось движение советской пехоты. Что-
бы избежать опасности окружения, нам
приптлось немного отойти...»

Но вдруг лектор спохватывается. Ведь
приказано говорить не о вреде советской
артиллерии и пехоты, а о вреде зимы. И он
самым неожиданным образом. перескакивая
через логические препятствия, выпаливает:

«Медленно тянулся день. Темгература
снизилась до’31°».

День, может быть, и медленно тянул-
ся — э№ бывает на берегах озера Иль-
мень. Но чего не бывает на берегах рус-
ских озер — это чтобы при таком морозе
была оттепель. А двумя — тремя мину-

ведал нам о нижеследующем:

начал таять, в окопах появилась вода. По-
ложение создалось крайне серьезное. Прав-
да, это были небольшие неприятности по
сравнению с атаками советских войск».

Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизня —Д 1-59.
39-72; Военного — Д 3-36-82; Секретариат — д 3.15.64; тех Е

Типография газеты` «Правда» имени Сталина.

«КРАСНАЯ АРМИЯ ВЗЯЛА ИНИЦИАТИВУ В СВОИ РУКИ» Раскрытие заговора

СОВЕТСКИХ ВОЙСК

НЬЮ-ЙОРК, 7 января. (ТАСС). Насту-
пление Красной Армии продолжает вызы-
вать огромный интерес в широких слоях
населения (Соединённых Штатов. Газеты
и радио уделяют главное внимание послед-
советеко-германского

Военный обозреватель атентства Acco-
шиэйтед Пресс Бэбб, комментируя сообще-
ние о занятии советскими войсками Mo3-
дока, пишет, что германское командование,
серьёзно обеспокоено непроч-
ностью позиций своих войск на Северном
отмечает также большое!
войсками
«Немцы, — пишет он, —
превратили Великие Луки в одну из своих
основных крепостей, которая была укре-  обозреватель газеты
плена с применением всех ресуреов и Болдуин. Он подчеркивает, что занятие
всех возможностей германского военно-ин-  Моздока, Прохладного и Нальчика являет-

ТУРЕЦКАЯ ПЕЧАТЬ 0 БОЕВЫХ УСПЕХАХ СОВЕТСКИХ ВОЙСК

уснехах вызывают. огромный интерес Bl

Ha фронтах в Африке

ЛЕКЦИЯ 0 ВРЕДЕ РУССКОЙ ЗИМЫ

В одном из рассказов Чехова НЯ
  Буда в дни таяния снега появился этот

«Я сам вурю, —— начинает лектор; ——  капитана.

— Мне велено читать сегодня © вреде ниями о своих у

‚большую дистанцию. капитан Шмидт не-
разговаривать. 0 зиме, так о знме, — мне вояьно опроверг

тами раньше. словоохотливый капитан. по- Казе, в Великих dyxax.

«№ несчастью, началась оттепель. Снег. тан, —

$ ЯНВАРЯ 1943 г., № 8 (9144)

ИАН

против Антонеску

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Как пе-
редаёт базельский корреспондент  атент-
ства Рейтер, согласно сообщениям

ПЕЧАТИ НА НАСТУПЛЕНИЕ

являлся одним из самых сильно укре-
пяённых пунктов германской линии. 000-
роны. «0 значении занятия Великих
Лук, — пишет газета, — можно судить по
тому, что германское командование скры-
вает этот факт от германского народа.
Немпы считали Великие Луки неприступ-
ными, но сейчас силы русских возросли
настолько, что они сумели занять этот
пункт».

Газета «Вашингтон пост» считает такие
успехи Красной Армии, как занятие Ro-
тельниково, Великих Лук, Элисты и М0з-

вала свыше 4 тые. человек после того,
как был раскрыт затовор железногвар-
дейцев против правительства Антонеску.
80 арестованных уже казнены. Вак со0б-
щают, бывший главарь Железной гвардии
Хориа Сима арестован в Италии, где
он оказался на пути в Румынию из
Германии для руководства восстанием,
Будацпештский корреспондент газеты
«Базлер нахрихтен» сообщает, что среди
ь арестованных. находятся бывший премьер-
дока, показателем возросшей  Наступа-  уинистр ‘и лидер национал-паранистской
тельной мощи Красной Армии. партии Юлиус Маниу, жена Хориа Сима
Такую же точку зрення высказывает! и бывший румынский посланник в Риме
«Нью-Йорк тайме»! Вожан. Полиция арестовала многих тех-

ников и начальников цехов завода
Малакса — бывшей штаб-квартиры Же-
ся достижением стратегического масштабз.  лезной гвардии. В заговоре замешаны

также многие государственные чиновникя.

Войска держав оси охраня®т улицы
нешним наступлением, Болдуин отмечает,  Бухареста. Во всех стратегических пунк-
что этой зимой Красная Армия начала тах установлены пулемёты. Немецкие,
свои наступательные операции раньше и итальянские и румынские патрули оста-
продвигается быстрее, чем в прошлом го-  навливают всех пешеходов и проверяют
лу. Продвижение Красной Армин уже со- документы. Железные и шоссейные доро-
злало серьёзную угрозу важным герман- ги находятся под тщательным наблюде-
ским коммуникациям. нием. Все общественные места закрыты,

Сравнивая наступательные операции Брас-
ной Армии зимой прошлого года с ны-

и движение по улицам прекращается
с 23 часов. На транице введены ещё
 более строгие меры предосторожности.
: eyes
мии вынудили немцев перейти к обороне = 5
ещё ло наступления зимы. Сейчае, под-  ГИТЛЕРОВЦЫ ОНЕМЕЧИВАЮТ
черкивает газета, неменкие войскз отсту- ПОЛЬШУ

пают, оставляя целый ряд важных районов
и стратегических пунктов, захваченных
ими ранее. Газета укззывает, что положе-

СТОЕТОЛЬМ, 6 января. (ТАСС). Немеп-
ко-фашистские оккупанты в-Полыле He.
= скрывают своего намерения уничтожить
ние немецких войск в течение этой ЗИМЫ   польскую культуру, заставить поляков за-
резко ухудшилось. Что касается Красной быть их язык. Гитлеровский наместник в
Армии, пишет газета, то «она обладает Данциге Форстер поместил в газете «Дан-
сейчас большей наступательной силой, чем цигер форпостен» статью, в которой со9б-
когда-либо ранее». щается, что ведется учет тех мужчин и

: женщин, «которые намерены стать немца-
ми». Форстер прямо заявляет, что в Дан-
циге каждый должен говорить только п-
немепки. «Тот, кто из соображений удоб-
отва или по другим причинам говорит по-
польски, совершает преступление по отно-
HHTHOH артиллерии сбито три «Мессер- шению к Германии. Все, кто ещё не вла-
шуитта-109». Бомбардировщики союзни- деет немецким языком, должны усердно и
ков соверпгили в ночь на 6 января налет как можно скорее изучить его. Мать, раз-
на Сус. Вчера бомбардировке подверглись  говаривающая со своими детьми по-поль-
также об’екты противника на островах ски, также совершает преступление по от-
Сицилия и Лампедуза. ношению к немцам. Всякое общение всех,

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Находя- кто зачислен в список немцев, с поляка-
щийся при 8-й английской армии в Три- ми является недопустимым». Форстер ут-
политании корреспондент «Дейли телеграф   рожающе. предупреждает, что «лица,
энд Морнинг пост» сообщает, что войска! встречающиеся тайно с поляками и поддер-
держав оси создают укрепления вдоль глу- живающие с ними связи, должны будут
бокого высохшего русла теки со скали- пенять на себя. Эти липа булут отнесены
стыми берегами. называемого Вади-Земзем. к польской народности и испытают на се-
Это русло проходит в 80 милях к югу от! бе все последствия этого». :
Мисураты. Укрепления Вади-Земзема зна- 2 ee

чительно слабее укреплений у Эль-Агей- se :
ИНОСТРАННАЯ ХРОНИКА

лы. -
По заявлению корреспондента, нельзя
считать, что Триполи эффективно прикры- те ре И Рик ео
вается позицией у Вади-Земзема, даже ен Мю =
если считать, что эта позиция прикрывает! ` ++ Председатель правительственной мор-
Мисурату. ской комиссии в СИА и руководитель Уп:
равления судоходства военного времени
Лэнд заявил, что СИА сейчас строят в
среднем 4 судна в день. Лэнд указал, что
в 1942 году было построено на американ-
ских верфях 746 судов тонважем в 8.090.800
тонн. В это число не входят суда, постро-
енные для вооружённых сил, и 800 мел-
ких судов.
Значит, русские шли в зтаку. Вот от-  Е Главнокомандующий английскимн в90-
ружёнными силами ва Ближнем Востоке
генерал Алексавлер совершил крзатковремен.
ную инспекционную поездку в Эритрею,

Ближнем Востоке говорится, что огнем зе-

ФЕЛЬЕТОН

31 градус. Мороз продирал по коже герра

Мороз крепчает. Лектор продолжает:

«Командир. батальона сообщил, что враг
прорвал наши позиции, срилется отету-
пать... Пройля 10 километров, мы хобра-
лись до станции... Противник подверг этот
участок беспрерывному обстрелу... Насту-
пали -воветские танки. 20 бронированных
колоссов шли на германские позиции.
Улержать врага было невозможно. Темпе-
ратура снизилась до 44°». :

Словом, табак очень вреден для здоро-
вья. Вредна для немецкого здоровья и рус-
ская зима. Правда, капитан Шмидт глав-
ным образом повествует о том, как он бе-
гал от русских танков, от русской артил-
лерни, от русской пехоты. Но тут же вея-
кии раз вспоминает, что несколько отвлек-
сл от темы, и без всякой связи добавляет
страшную цифру. И каждую минуту мо-
розные градусы вырастают.

Он уже говорил о 31°. Он уже упомя-
нул о 44°. Но мороз крепчает:

«Осять приказ: отступить на новые по-
зиции. Пришлось отойти к следующей де-
ревне и оконаться... Температура 50° ни-
же нуля».

Взволнованный

— ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
журнал ЦК, МК и МГК ВКП(б)

«ПРОПАГАНДИСТ» № 19—20

{декабрьский).

СОДЕРЖАНИЕ
Г, Александров—О некоторых задачах про-
пагандиетской и агитационной работы.
А. Курский_—Организаторская работа в тылу
за истекший год.
НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ
Ц. Мануильский — Некоторые вопросы co-
временного международного положения.

МАТЕРИАЛЫ МЕЖОБЛАСТНЫХ
СОВЕЩАНИЙ ПО ПРОПАГАНДЕ
И АГИТАЦИИ
Доклады и выступления. участников меж-
областного совещания по пропаганде и
агитации в Москве. Межобластное сове-
шание но пропаганде и агитации в
Свердловске.

Юбилейная сессия Акалемии наук СССР.
  2 БИБЛИОГРАФИЯ
  Б, Яковлев — Сборник важнейпих историче-
_ ских документов. г
Указатель статей и документов, помещен-

ных в. журнале «Пропагандист» 3a
1942 год. `

груствыми воепомина-
пражнениях в беге на

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «КОТОВСКИЙ»—

все зимние сказки гер-
манского командования.

Капитан и прочие гитл Первый Ударник. Ko. i, м
vi 5 еровпы с нетер- nr ‘дар $ лизей, Метрополь,
: L осква Художественный ентральный
Oca ждали весенних солнечных лучей. Таганский, Родина, Форум, о Пторы,
ни надеялись, что немцы начнут насту-  __Ливамо.

‹ОЧАРОВАН ТОБОЙ» — им, ИТ Ивтернационала,

«ТРИ МУШКЕТЕРА» —Авангарл, Юный зритель.

«ТАЙГА ЗОЛОТАЯ» — Урая.

«КОНЦЕРТ—ФРОНТУ» — Востоккино, Экспресс,

«ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА» — Центральный дом
культуры: железнодорожников.

а > — Победа.

« $ КИЖЕ» — Повторного фильма.

«БОЛЬПТОЙ ВАЛЬС» — НЫ

«СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА» — Экран жизни, Арс.

«МЫ ИЗ КРОНШТАДТА» — Октябрь.

«МОРСКОЙ ЯСТРЕБ» —* Спартак.

«БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК № 125 — Мир.

«МОЯ ЛЮБОВЬ» -- Аврора,

«ПОЛГА-ВОЛГА» — Кинотеатр 3HC,

«ЛЮДИ НАШЕГО КОЛХОЗА» — Молот,

«ТРАКТОРИСТЫ» - Смена.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ» — Перекоп.

ФИЛИАЛ ГАБТ — 8Л — ов Риголетто. ЭД —

пление на берегах озера Ильмень. Но мно-
гие немецкие части были с этого участка
переброшены на юг, на Кавказ. «Нам при-
шлось оставить надежды на наст
плен

в 1942 г». т Е.

Вслед: за этим капитан меланхолически
вспоминает, что опять наступила зима. Но
тут он спохватывается и, возвышая голос,
начинает врать. Дескать, сейчас учтены
все ошибки прошлой зимы. У немецких
солдат и теплое обмундирование, и теплое
белье, и горячее желание умирать. *

«Мы не отступим несмо

; тря на холода,

зиму и снег. Зиму 1942—1943 года мы

встретили иначе, чем прошло оп. Пикова

3 ГОДНЮЮ. ; я дама. Начало в 6 ч. 30 м. веч.
С ; “  ГОСУДАРСТВЕ :
о ta nok Hen a
детельствуют 06 успехах м: АТР — 8/1 —

Отечественная война 1319 года. Начало в б ч.
30 м. вечера.
МХАТ CCCP um, ГОРЬКОГО — 8/1 — Кремлев-
ские куранты. Начало в бч 30 м вечера.
ФИЛИАЛ МХАТ — вл — Ha дне, Начало

ге
атак...» т ри

Это говорится 5 января 1943 года. Это
говорится - после тех сокрушительных уда-

: 6 ч. 30 м
Se kes B . м. вечера.
Ре немецкие орды ‘получили под св. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19)—
a OM: Ha Tony, на Северном Кав-   еще > °°Кие люли, Начало в 6 ч. м
МУЗ. ТЕАТР им. К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО
Ей Врать, Tak врать, — говорит eatin: и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО — ВЛ --

Дочь Авто.

ai Нач. в 6 ч. 30 м. вечера,
ae решительнс все равно, вам eee: МООКОВСК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ
5 тивые государи, предлагается   o адовая, 18, бывиг театр Народного твор-

чества) — 8/1 — Сильва.

stilton Начало в бч 30 м

отнестись к моей настоящей лекции с дол-

жнои серьезностью. в ый ra ТЕАТР МИНИАТЮР
: yal. PO; oR) =a 5 „земляка.
an ЫКЛИН. His енто 2 ет землякл,
3 эпаганды — -11-02:
ад 3-30-12. 0 a 3-11-07; Сельскохозяйственногь — д 3-10-85;

Е be Экономического —
ост телефону Л 3-05-05. in

Изд. M28. tae

зет в срок ссобщать по

из
Будапешта, румынекая полиция аресто-_

че