Комсомолец Виктор Кобзев в 1943 году
окончил 030, Сейчас он бригадир
молодежной бригады и знатный стаха-
‘новец-затяжчик фабрики «Парижская
Коммуна». При норме в 500 пар обуви
он вырабатывает в смену. 1.050. пар и.
уже работает в счет третьего года пяти».
летки. За 1947 год он дал 315.090
пар обуви вместо 150.000 по плану.
На снимке: В. КОБЗЕВ с готовой про-
дукцией, выработанной за ‘день:

: : Фото М. ОМИРНОВА.

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ
ШКОЛЕ
На совещании в МГК ВЛКСМ

Вчера в МГК ВЛЕСМ. состоялось совеша-
ние - секретарей и заведующих отделами
‘пионеров райкомов комсомола столицы со-

BMCCTHO с -заведующими отделами народного  .

образования, директорами: школ, работника-
ми-внешкольных детеких учреждений. До-
клад о мерах по дальнейшему улучшению
работы. комсомольских и пионерских - орга-
низапий в школах Москвы сделала. секре-
чтарь МГК. ВЛКСМ тов. Иванова.

В. прениях По. докладу выступили
тов. Ездекимов (секретарь. Таганского. Р№
ВЛЕСМ), тов. Виноградов (секретарь Ленин-
ского. РК ВЛКСМ), тов. Мартьянова (хирек-
тор. 29-й школы), тов. Герасимова (дирек-.
тор 186-й школы), тов. Чернова (секретарь
комитета ВЛЕСМ 612-й школы), тов. Нра-
савченко (секретарь МК и МГЬ. ВЛЕСМ) и
другие. р Е

Докладчик и выступившие в прениях
товорили о том, что уровень работы комсо-
мола в школе не отвечает задачам идейно-
го воспитания подрастающего поколения.
До сих пор деятельность школьных комсо-
мольских организаций страдает , многими
недостатками; не всегда комеомольцы-уче-
ники показывают пример в учебе и дисци-
илине; комсомольские организации недо-
‘статочно борются с мелкобуржуазными пе-
режитками в сознании школьников, е не-
здоровыми настроениями и предрассудками.
В работе политических кружков и комсо-
мольских групп, в подготовке и проведении
комсомольских собраний много формализма.

- Многие фрайкомы комсомола руководят
“DIKOADHBIMH организациями  поверхноетно.

о Участники совещания поделились олы-
том работы, высказали критические заме-
чания о’ руководстве МГК ВЛЕСМ школьны-
ми комеомольбкими организациями и рай-
комами комсомола, э ее,

} работе совещания приняли участие
‘секретари ЦЕ ВЛЕСМ тт. Михайлов и Ер-
шова. о Е

О

Шахты вступают в строй

СТАЛИНО, 2 января. (Наш корр.). Новых

производственных успехов достигли восста-
новители комбината «Сталинуголь». В тре-
сте «Снежнянантрацит» на-днях седана в
эксплоатацию  восстановленная шахта
№ 10-бие. Там подготовлена лава длиною
в 160 метров, восстановлено 1000 метров
центрального уклона, смонтирована новая
подземная малгина, восстановлены  сорти-
ровка, бункер и другие. сооружения,

В тресте «Куйбышевуголь» вступила в
‘эксплоатацию первая очередь шахты «Про-
летарий». р 2

Е М. ВОРОБЬЕВ.

(амолет летит над Донбассом. Bsopy ot-
крывается бескрайняя степь с грибами ко-
пров, причудливьюги облаками дыма над
заводами, прямоутольниками разбросанных
тут.и там поселков, бесконечными лентами
асфальтированных шоссе. Прошло более.
четырех лет, е 1ех пор как гитлерововие
захватчики были изгнаны из Донбаеса. Но
следы войны еще напоминают о тупой 319-
бе врага. Рядом с новенькими, коттеджами.
блистающими свежей окраской крыш, .вч-
лишь останки домов, бесформенные груды
шебня и металла. разбросанные чудовине.

ной силой динамита многотонные Фермы,

и балки. мостов... .

Эти следы вражеских разрушений- видит
каждый на поверхности земли. Шахтеры
Знают и другое. Еще четыре года назад,
там, под землей, вместо широких штреков,
по которым катились поезда  вагонеток,
труженных ‘тлыбами антрацита, вместо за-
боев и лав лежали бесформенные Ocha
‘породы, тугие клубки рельсов, поверженные,
поковерканные механизмы и стояла BO-
да... Всюду вода... Она выступала из depe-
тов подземных рек, лавиной водопадов про»
рывалась с высоких горизонтев и подни-
малась все выше и выше. - 5

Ha помощь Донбассу пришла’ вся страна.
По сей день у многих шахт можно увидеть
осталки деревянных ящиков, в которых
сюда прибыли насосы и элезтромоторы,
отбойные молотки и врубовые машины, 16-
тали похемников и громадные. катушки
каната. Дожди и время омыли надписи Ma
этих ящиках. Bee же внимательный глаз

стей Советекого Сотоза.

ные дороги, На лесных делянках ныне рабо-

го деспромхоза (Устьянский район). — 30

‘организации. тов. Дудоладова.

‘пан из Емецкого района обратилось. е при-

‘районах по инициативе комсомольнев созда-
ны кралкосрочные куроы и кружеи по

технические руководители лесопромышлен-

ПИРОКИЙИ ШАГ

В ЛЕС, К МЕХАНИЗМАМ!

Архантельская область — один из основ-
ных поставщиков лесных“ материалов для
нужд нарорного хозяйства. Архангельский
лее в минувшем году вывозилея в 60 обла-

В дореволюционное время лесная про-
мышленность Севера была Еебьма отсталой,
Только при советской ‘власти она. стала:
развиваться бурными темпами. Сейчас в.
области насчитываются десятки леспромхо-
зов и лестранхозов и крупных механизи-
‘рованных лесопунктов. На смену лучковым
пилам приходят электропилы. Тракторы.
лесовозы, автомашины бороздят наши лес-

тают десятки тысяч молодых лесорубов,
пришедиих по иризыву комсомола. Сотни
комсомольцев- возглавляют эвенья и брига-
НО GME МА

»B этом году 06’ем лесозаготовок в: нашей

ча еще ‘шире популяризировать сквоз-

ты механизированы, Вот почему комсомоль-
ские организации много внимания уделяют
молодежи, работающей лучковыми пилами.

_ Сойчас у нас насчитывается более 1.300
‘молодежных звеньев и бригад лесорубов.
Многие из них перешли на сквозной опо-
05 ‘лесозаготовок. Как показывает опыт,
этот метод намного ускоряет темпы валки
леса. полностью исключает разрыв между
рубкой п вывозкой, Перех нами стоит зада-

ной процесс. — :

Е comaacnun, ects 8 o6nacrn Tame pail-
комы. комсомола. и первичные организации,
которые безразлично относятся к тому, как.
в лесу организован труд, Kak иополь-
зуются механизмы, но принимают мер для.
улучшения бытовых условий молодежи, В.
ряде лебопунктов Вилегодского района, на-

области по сравнению © прошлым сезоном.
значительно возрос. Теперь наступили оа-
мые ответственные лни борьбы за лес,
Место комсомольцев, молодых работни-
вов — в-звеньях, бригадах, там, где ре-
шается судьба выполнения плана. Это хо-
роню поляли` комсомольцы Плесецкого рай.
она. Они решили послать в лес 200 юношей
и девушек. Прихеру плесецких вомсомоль-
цев последовали и во многих ‘других райо-
нах области. В Винограловском районе по-
шли работать в лее 88 комсомольцев, в 1е-
шуконскох — 160 человек, в Холмогор-
enon FAG, Ge
Ныне на лесозатотовках занято свыше
18.000 юношей и девушек, Среда них
8.250 комсомольцев. Районные комитеты
комсомола создали на лесопунктах и мастер-

ских участков 345 первичных комсомоль-

ских организаций. cae

Комсомольские организации многих лесо-
пунктов стали серьезнее вникать в хозяй-
ственные дела своих предприятий, больше
проявлять инициативу в постановке. вопро-
сов, связанных с улучшением производства.
Они выступают организаторами соровнова-
ния, помогают молодежи осваивать механиз-
MBI. ;

Ha Шуральском лесопункте Костылевеко-.

комсомольцев, большинство из них. рабо-
тает непосредственно в лесу. Вомсомольцы
своими силами отремонтировали клуб, Ве-.
YePOM, после трудового дня молодые лесору-
бы приходят сюда послушать лекции. бесе-.
ды, Здесь создан кружок по изучению Уста-.
ва ВЛКСМ, которым руководит секретарь
о Шуральский лесопункт успешко выпол
няет залание по заготовке и вывозке лреве-
вины. В этом — немалая заслуга комсо-
мольцев. м: : ie
Важное значение имеет правильная Op-
танизация труда, полное использование
механизмов. Звено комсомолки Ольги Hlap-.

зывом к молодежи освоить электропилы и
Другие механизмы. Обком ВЛЕСМ полдер-
жал почин звена, Если в прошлом. сезоне
‘было только 20 молодежных звеньев. элек-.
тропильщиков, то сейчас их насчитывается.
более 114. :

Комсомольекие организации стали больше
заботитьея о техническом обучении моло-
дежи. В Коношском, Плесецком и других

освоению электропил и других механизмов.
Перед молодыми лесорубами выступают
ных предприятий,

.‚ опытные звеньевые п
бригадиры. ^^ :

Кто не любовался рубиновой эмалью или.
голубым «стеклом», что рдеют и синеют на
нагрудных знаках! ae

Дулевский красочный завод — единствен-
ное предприятне, изготовляющее ювелир-
ные эмали. г

Советские исследователи: разработали па-
литру: новых красок — красок шиинельногс
гипа. Насколько интересно и значительно
это достижение, можно судить хотя бы по
тому, что большинство драгоценных камней
представляют собой чистые кристаллы. при-
родных шпинелей. Так, розовый краситель,
полученный на’ заводе,— не что иное, как
кристаллики искусственного рубина.

ный воспитанниками ремесленного учили-
ша из Читы. р

Заработали насосы, метр за метром спа-
дал уровень воды в шахтах. На шахтных
дворах появлялись новые постройки из
камня и теса. Все больше людей прибыва-
10 ‘сюда. Спали в палатках, отстраивая
здесь же; после работы в шахтах, времен-
ные общежития. -

Вечерами на: скамеечках, под сохранив-
птимися деревьями собирались шахтеры.
До поздней ночи звучали песни. Цели пес-
ни и военные, и про степь широкую, и
‘про ямщика удалого, & чаше всего ролив-
уюся здесь в эти месяцы, кончающуюся
припезом: © Phone 2

‘— Донбасс, Донбасс, страна моя родная!

Так было по веему Донбаееу, так было
и на шахте, куда осенью 1943 года при-
шли молодой парнишка Николай Пуквичев
и его друг Александр Денисенко. 0ба при-
шли сюда, чтобы стать шахтерами.

Путь к мастерству они прошли очень
‘быстро: им. юмогли большевики шахты и
среди них — заведующий шахтой Саве-
лий Иванович Осипчук. - Hens

Осипчук полал в Донбассе восемнадцать
лет назад по призыву Ik BARCM вместе
с 15 тысячами друтих комеомольцщев. Савс-
лий Иванович, тогда комсомольский работ-
ник, чувствовал огромное желащие каким-
70 большим, живым делом доказать
свою верность партии. Он жаждал подвига.

Поэтому ero не удивило, когда Николай
Лукичез, проработав на шахте два годз,

может прочесть расплывигиеся слова на
досках: «Москва», «Ленинград», «Сверд-
левск», «Баку», «Харьков», «Горький»,
«Ярославль». Народ, партия решили возро-
дить Донбасс. Все советокие города слали

Chasey.
`— Я хочу работать очень здорово. —
Осипчук- по с6бе знал эту жажду боль-

Юй и хорошей работы. Ответил он ему

сюда’ евон подарки. ° Среди них ‚были не
только совершенные мамины, HO.  Tpd-
стеньвий набор инструментов, .

_АОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА».

2 стр. “3 января 1948 г.

приеслан-.

спокойко и просто:

— Все бухет зависеть от тебя,

После этого разговора большевик Осин-
чув но терял из виду комсомольца подро-
сотка Лукичева: ЕТ

Между тем дела на шахте были не бле-
erin, Это была полузаброшенная шахта.
В коо страшно было спускаться. Порода

1 комсомольцев сейчас находилась непосред-

нопримиримо боролись © расхлябанностью,

) екая работа среди лесорубов.

`В нашей области далеко не все лесопунк-

пример, молодые элевтропильшики не зы-
полняют. норм. Но работники райкома,
РЛЕСМ не проявляют беспокойства по это-
му поводу. 2: es
Ecrs еще на. лесопунктах такие KOMCO-
мольцы, которые отсиживаются Ha BTOpO-
степенных работах, предпочитают кание-  .
лярские должности. Вак могут. влиять на,
ход производственных дел. комсомольцы Ша-
лакушекого леспромхоза, когда из 67 чле-
нов этой организации только 27 работают в
лесу? При таком положении первичная 0-
танизация Шалакунекого’ леспромхоза He
сможет глубоко вникать в хозяйственные
‘дела, расширять и укреплять свои связи с
мололежью. Мы ставим перед. райкомами
‘задачу — добиться, чтобы основная Macca

На новогодней елке детского сада № 1
‚. Ленинградского района столицы.
- Фото М. АНАНЬИНА,

=
В «ЗВЕЗДНОМ ДОМЕ»

Это не совсем обычная новогодняя елка.
Вместе с Дедом-Морозом и Снегурочкой в
гости к ребятам приходит хохотушка-Звез-
дочка, а главным героем - юмористической
‘сценки «Сон перед экзаменами» становится
пузатый Глобус на тоненьких. ножках. «К
нам сегодня в звездный дом сам приехал
астроном», — об’являет детям Снегурочка.

coe ae а   И. все ‘стараются решить загадки, шарады,
Инетие предириятжи тесной. Пора викторины о Солнце и Луне, с временах

‚ности нашей области в долгу перед государ-   года, о приметах. дня и ночи.

ством. Больше, чем когда-либо, мы лолжны `“Но вот пустеет фойе, где вокруг наряд-
стремиться в тому, чтобы в каждом лес0- ной елки водила хороводы, пела и плясала
‘пункте, на каждох участке комсомольцы детвора. Юные посетители наполняют.зал с
высоким куполом. Эдесь их ожидает сюр-
приз. «Не хотите ли совершить путешествие
на Луну?» — «Хотим, хотим!» — слышатся
восторженные голоса. =. о

Так начинается сеанс-феерия” «В‘ ракете
на Луну». Ребята слышат вначале о гени-
альных трудах Циолковского, видят на
экране чертеж его ракеты, получают эле-
ментарные сведения ос принципе ‘реактивно-
го действия. А вследаза этим вся аудито-
  put как бы перемещается в кабину. огрэм--
ной ракеты, отправляющейся в космический
полет. ..Всё дальше и далыше Земля, вот,
она уже не больше обычного школьного гло-
буса. Юные путешественники — на Луне.
’ Хаотические нагромождения гор) аспидно-

ственно в лесу, там, где решается судьба
выполнения плана. _

“нворганизованностью, антямеханизатореки-
ми настроениями. Недавно «Комсомольская
правда» ` расоказала 0б опыте. работы -пер-.
зичной комсомольской организации 16-го
‘лесопункта Коношеского района. Чем больше
‘у нас будет таких организаций, тем успеш-
нее. мы сможем поднять активность. м0л0-
дежи, паправить всо ее силы на борьбу за
‘выполнение плана, лесозаготовок.

Комсомольцы области выступают сейчас
с интересными предложениями. Создаются
молодежные контрольные посты. которые
следят за работой передвижных  элевтро-
станций. электропил. мотовозов, паровозов,
тракторов и автомашин. ^ =.

В последнее время усилилась политиче-
 Агитаторы
проводят беседы, читают велух тазеты,
устраизаются вечера молодежи. 0бком
ВЛЕСМ вубете с обкомом профсоюза прово-
дат смотр красных уголков и клубов.

Недавно обком ВЛЕСМ вместе с трестами
Манистерств» лесной промышленности
республики об’явил социалистическое 60-
ревнование молодежных звеньев, бригад
лесорубов. Утверждены условия соревнова-
ния. Для победителей установлены премии.
Каждый день мы получаем сообщения о том,
что’ все новые и новые звенья и бригады
ветупают в борьбу за первенство. ^
_, Меустанно повышать трудовую и полити-
ческую активность молодежи, ‹ сделать: Вее
‘тля того, чтобы помочь ‘области досрочно

‘выполнить план лесозаготовок, — BOT Halll

‘your.

eis Н. КОШЕЛЕВ,
секоетаоь Архангельского обкома: .
_ BAKCM.

близком знакомстве. вечный спутник нашей
‘милой Земли! Лектор.говорит о. строении:
Луны, ее особенностях: это мир жестокого
холода и жестокой жары, здесь нет возду-
ха, воды, нет, следовательно, жизни. —
опять кабина ракеты, небесные светилл,
‘заглядывающие ‘в иллюминаторы,
перелета -—— Москва... о =

И старших. школьников. часто ‘собирает: в
‚эти. каникулярные дни Московский. планета-

ского метеорита». Утром 30 ‘июня 1908 ro-
‘да в районе реки Подкаменная Тунгуска.

ления сопровождали падение «небесного
  мощные .удары-Взрывы слышны. были. на
расстоянии нескольких сот. километров, что.
поднялся вихрь, который гнал. воду в. ре-

‘лошадей... Демонстрацией красочных. деапо-
зитивов, воссоздающих картину этого лет-
него утра, и начинается лекция. Последо-
вательно вьется. нить рассказа о происхо-
`ждении и строении метеоритов, о самоот-
верженном _ труде советского ученого
Л. Кулика, отдавшего много лет своей жиз»
‘ни поискам так называемого тунгусского
  метеорита. Время от времени лектор умол-
кает,. тогда на экране появляются снимки
и рисунки, кадры из документального филь-:
ма, показывающие экспедицию Л. Кулика в
`тунгусской тайге. А потом, словно, угады-
вая вопросы юных слушателей, лектор го-.

Красители и пигменты шиинельного типа,
помимо своих превосходных красящих
свойств, обладают и другими ценными свой-
ствами. Они не боятся прямого ‘солнечного
света, высокой темнературы, действия раз-
личных кислот... Eis

Художественная лаборатория’ крупнейше-
то в Европе фарфорового завода им. «Прав-
ды» успешно ведет сейчас изыскания по.
‘применению стойких красителей для рисун-
ков под глазурь на фарфоровых изделиях.
В ближайшем будущем советский потреби-
тель будет иметь фарфор с оригинальным и
высокохудожественным отечественным офор-^

млением. $ 5;
В, ТУГОЛУКОВ.

для науки изучение метеоритов, о добтиже-“
ниях советских ученых, ‘о TOM, что этим:
летом Академия наук снова. снаряжает.экс-.
педицию на поиски загадочного тунгусского.
метеорита. Но не все вопросы сумел предви-,
деть лектор. Пытливая аудитория высказы-
вает предположения и догадки, она хочет.
знать последнее слово науки об атомной’
энергии, о жизни на других ‘планетах, о но-
вых открытиях советских астроботаников.:
©. РОМ.

оседала, подминая под себя етарые стойки.
Шорохи, на которые шахтер в обычной
шахте не обратил бы внимания, здесь,
казалось, предвещали катастрофу. Под
‘оседающими сводами штреки казались глу-
‘хими и узкими тупивами. Все же здесь
‘добывали уголь, хотя и очень мало. Успех
работы решало крепление. `Еели удастся
быстро производить крепление, то можно и
в этой шахте добывать больше угля. Одна-
две рамы в смону — законная норма, HO
310 было намного меньше той нормы,
которая необходима была для того времени.

Осипчук поговорил со старым опытным
коепильщиком Филиптом ФЛукичем Быко-
вым. Нельзя ‘ли увеличить количество рам
за смену? Горняк слушал молча, наклониз
нал тяжелыми руками лишь со ‘следами
в’евшейся навек угольной пыли. Потом
он взял лампу и пошел к стволу. № концу
смены стало известно, что Быков поставил
apa рамы, Это была большая победа, увы,
казалось, лишенная тажного значения:
в конце концов две илм Tpa рамы — это
было одно и То же. Нахо было ставить: за
смену одиннадцать — вот тогда уголь ной-
дет потоком!

‚ Вечером собрались коммунисты шахты.
И хотя работа Быкова не давала больше
угля, они разглядели в кей очень важное,
может быть, даже болое важное, чем уголь:
етрехление люлей! Их страсткое желание.
‘стелать все для того, чтобы помочь своей
Отчизне. На шах появились плагаты:
«Привет герою Филиппу Быкову за его
социалистическую: работу!» «Следуйте при-
меру кадрового пахтера!». Около плакатов.
толнились рабочие.

На следующий день к начальнику шахты
пришел молодой крепильшик Александр
Денисенко.

— Я всю ночь не спал, — сгазал он,—
все думал, как сделать больше, и вее BO
che видел, что. сделал больше. Как?

Тогда Озинчук вспомнил о старом шах-
теёре Фотисове, который готовил дотали рам
не под землей, а на, поверхности. В удач-
ную смену он крепил три, а тои четыре
рамы. Правда, то была другая шахта,
‘торазло удобнее для работы. Но, может
‘быть, Алекознар воспользуется опытом

лучше, — ведь он комсомолец!

Е началу своей смены Денисенко подго-
товил на поверхности несколько фам. Их
спустили нод землю. ‘А позже стало извест-
но: Денисенко закрепил за юмену семь рам.
_ Почти полвека проработал на шахте кре-
пильщик Назар Васильевич Джузай. Хму-
рый пришел он к начальнику шахты.

pol? — епросил он строго. — Зачем. распу
скеешь слух про семь фам Денисенко?
0сипчук но рассердился. Казалось,
был даже доволен. . .
— Ты один так думаешь или еще кто?
— Все так думают, — отрезал старик.
В этот лечь в нарядной собрались не
тольго шахтеры омены; но и все свободные
крепильшщики.

0H

сказал Озипчук. . из

Спустившись в шахту, старые крепиль-
шики полли к месту работы Денисенко.
Они увядели семь новых рам. И, уже под-
наявшиеь на поверхность, Назар Вабилье-
вич Джулай сказал:

— Верно! Раз так, значит вее могут это
сделать. А ты, ‘Александр, покажи elke
что-нибудь. Ты можешь.

Дениюенго предложил:

— Я буду ставить крепежные рамы на
большом расстоянии одну OT зругой, а за-
‘тем заводить промежутки. Тогда пойдем
широким шагом. Вместе ‹ Лукичевым, Этот
комсомолец себя покажет. Одна лопата его
чето стоит! :

— Лелайте! — ответил (еппчук. — Де-
лайте, а я вам помоту.

OH помог им очень простым ©10собоз:
провел хронометраж работы проходчика и
показал по графику. что-из 480 минут
только 150 прохолчик занят непосредствен-
HO Ha свой работе, а все остальное время
у него отнимали вынужденный «отлых» и
подеобный труд, который ‘может выиютеить
начинающий рабочий. Друзья сделали из
этото выводы. Раньше. Лукичев после. от-
палки жтал полтора-два часа, пока pacceer-
ся дым. Теперь он стал работать в двух за-
боях: пока уходит дым в первом, он бурит
во втором. Но и после этого оставалось мно-
‘то свободного времени: Лукичев пришел к
начальнику шахты:

черное ‘небо,.. Так: вот как выглядит при’

И ‘армянина Миирана Каесяна, прибывшего

финию
”__ смотрит на величественную природу Лори.

pHi. Ha любознательных: подростков .рассчи-.
тана интересная по содержанию, занимз--
‘тельная по форме лекция «Загадка тунгус-  ,

упал гигантский метеорит. Необычные яв-

камня». Жители’ Сибири. утверждали; что

`ках и озерах валом, ебивал с ног людей и:

своего народа, на благо Отчизны.  Тысячи

`ворит о том, Какое важное значение имеет  ,

Фетисова? У него’ должно получиться еще’

— Кто тебя научил обманывать нз-

— Ну. чю же, давайте проверять, —!

ОБЗОР ПЕЧАТИ
}———————

«СЧАСТЛИВЫЙ АДРЕС»

«АВАНГАРД» — Ереван

- Двадцать пять лет. назад, 30 декабря
1922 года, выступая на   с’езде Советов
СССР, товарише Сталин сказал, чо лень
образования СССР «является днем торже-
ства новой Росеии, разбившей цеши нацио?
нального угнетения». В «Декларации»,
принятой на ©’езде, говорилось, что
«попытки  капиталистического. мира Ha
протяжении десятков лет разрепгить вопрос
о национальностях... оказались беснаодны».
ми; Наоборот, клубок национальных про”
тиворечий все более запутываетея»,

Сульба части армянского народа, OT-
TOprHy Toro ноземными завосвателями OT
родной земли, предетавляет собой одну из
самых трагических страниц истории капи-
талистического общества, раздираемого На-
циональными противоречиями.

Миллионы армян, изгнанные иранеки-
ми и турецкими захватчиками со CBO-
ей роданы, фассеялись по всему липу
земли. Веками, десятилетиями вынуждены
они скитаться из одной страны в дру
гую. И во всех уголках мира, везде, где
парствует капитализм, где разжигает он
национальную рознь, трудящиеся армяне
испытывают двойной гнет — социальный
и национальный. Их лишают граждан-
ских прав, всячески унижают и оскорбляют.

В 1945 году для армян, оказавшихся за,
пределами своей родины, открылась новая
эра: советское правительство разрениияо
в’езд в Советскую Армению всем сынам
армянского народа.

Репатрианты — люди, возвращающиеся
на свою родину, — преодолевают немало
препятствий. В Греции, в Иране, во Фран-
цин их всячески преследовали, запугива-
ли. Но они не останавливались ни перед
чем, чтобы только попасть в Совет-
ский Союз. Они знали: только там, в
социалистическом государстве, нет нацио-
нальной розни, только там им будут гаран-
тнрованы права,
мечтать трудящиеся
стран, —^ право. на труд, на образование,
на отдых. Уже около ста тысяч зарубежных
армян прибыло в СССР, поселилось в горо-
дах и селах Советской Армении. :

0 жизни новых граждан боветекого Co-
‘1038, о тех, кто вырвалея из калиталисти-
ческого ада, живо и интересно пишет выхо-.
дяшая на армянеком языке газета «Аван-
гард» — орган Центрального комитета и
Ереванского городского комитета комсомола
Армении. В номере за 29 октября газета
дает описание приезда на родину молодого

К

из-за рубежа вместе со своим слепым от-
цом. Мииран через окно вагона жадно

Старик не видит ничего, но его лицо 0за-
ряеф счастливая улыбка:

` . «= Арарат, Мииран, видишь, Арарат?
= Да, отец, а or

‚= Я тоже, хоть и слепой, чувствую,

_` его. В мыслях вижу и Арарат и каждый

`холмик родной земли». .

В поисках. работы: Мииран. скиталея по.
многим горедам-мира. А здесь, в СССР, сто-
-ило ему обратиться в райсовет, как он полу-
мил десятки предложений работы,
-’На-Западе устройство иазработу одного
члена” семье: — труднейшая: проблема. А в
Советской. Армении сразу нашлась работа
для. всех ста тысяч нриехавиих. В. Совет-

$

И новые. траждане СССР. быстро узналот,
как сладостен свободный труд на благо

репатриантов стали стахановцами. Стаха-
новцем стал и Мииран. Он уже давно вы-
полнил свою . годовую программу и дает
‘сверхплановую продукцию.

«Авангард» сообщает и о других репат-
риантах — знатных производетвенниках:
‚0 текотильшицах-сестрах Папазян, о четы-
‘рех еестрах Талмуджян, о строителе-каме-
потесе Тарахчян, выполнившем ево тодо-
`вую программу. к 30-летию Октября.

На советской ‘земле’ перед армячекой
молодежью открылись двери всех учебных
заведений. Г. Шагинян в статье «Исполни-
‘лась моя мечта», опубликованной в газете
5 ноября, пишет: - с =

— Нужен мощный вентилятор, — сказал
OH,— наподобие моей лопаты. :

Осипчук усмехнулся. Лопата Тукичева
действительно стала известностью: Николай
ее сконструировал сам, и © ней теперь ста-
ло работать легче, хотя за каждый захват
ona брала больше угля или породы, чем
старая.

— Вентилятор ужо заказан, — ответил
Осипчук. И каждый из собеседников mopa-
довалея друтому: `Лукичев — предусмотрн-
тельности Осипчука, Осипчук — пытливо-
сти и стремлениям Лукичева:

Денисенко и Лукичев стали итти широ-
ким шагом, Тукичев изменил расположение
 ипуров, вел забойшическое крепление, ст-
лично отделывал и правильно направлял за-
бой. Денисенко ставил рамы и някогла мень-
Зе одинналцати за смену.

В день, когда был опубликован закон 9
нозой сталинской пятилетке, Лукичев на
CMOHHOM собрании заявил, что решил прой-
ти по углю не полтора, а четыре-пять мет-
ров. Он прошел в этот день десять метров,
Денисенко поставил тринадцать рам.

Не Mensimyio обеду Николай Лукичев
одержал спустя некоторое время, в ‹амой
тяжелой борьбе, которая вынадает на до-
лю человека, — борьбе с самим собой. Это
бы большое испытание для Лукичева, п,
выдержав его, он показал себя настоящих
комеомольнем.

Однажды комсомолка Галина Гайна пе
пришла на занятия политкружка. На кох-
сомольском собрании выступил Лукичев. Он
сказал, что. учеба Галины Гайна — aro ae
только ее личное дело. Ее проступок, накла-
лывает нехороший отпечаток на всю ком-
сомольскую организацию. Понимает ли она,
что подает плохой пример молодежи?

Тозарящи одобрили выетупленис Луки-
чева, & через несколько лней с ним случи-
лась нехорошая история. ›,

Десятник по вентиляции Мария Беспало-
ва заметила курящего в забое. Она при-
казала бросить папиросу, В этот момент ря-
дом вепыхнула. спичка. Закурил Николай
Шукичев. $ ;

— А разве к tebe
спросила. Беспалова.

Лукичев усмехнулся и продолжал ку-

это не относится? —

о которых могут лишь,
капиталистических

ском Союзе работа гарантирована каждому. .

«Отен мечтал дать хорошее образовач
ние мне. и брату. Но больше поло
вины годового дохода нашей семьи
уходило на оплату за обучение, По-
этому нам удалось только закончить
‘шестилетнюю армянскую школу в Бей.
руте. ’Продолжать образование даль“
ше на родном языке’ было нельзя; такой
школы не существовало».

Старший брат оставил вовсе мечту 06
учебе, а автору статьи, которого интерес.
вала филология, © трудом удалось посту
пить в ЗУбоврачебное училище.

«Мое желание  исполяилось только
тогда, когда я ступил на родную землю,
Я получил возможность посвятить себя
‘любимому делу — филологии», —= пищет
Г. Шагинян.

А. Магджян приехал из Греции. (0 страз
ниц «Авангарда» он рассказывает;

«С детства я питал большую любовь х
вокальному искусству и музыке, Но `за<
KOHbI греческого правительства закрывали
перед
искусство, в науку>.
Армянский юноша смог в Греции найти

лишь одну работу... разносчика афиш.

«Но теперь,— пишет тов. Магджян,— Я
осуществил давнишиюю мечту. Прибыв в
Советскую Армению, я стал певцом госуч
дарственного ансамбля. Армянской филарч
MOHMH>.

Мария Амамджян мечтала стать радио-
техником. В довоенной Болгарии это было
для Hee ноосуществимо. Сейчас Мария
учится в группе радиоконетрукторов вось-
мой ремесленной школы связи. Любовь и
благодарность к Отечеству звучат B ce
словах:

«1947 год я считаю самым счастливым
в моей жизни: я была в Москве, участво-
вала во. всесоюзном параде физкультурния
ков. Я видела великого Сталина!

На отчетно-выборном _ комсомольском
собрании меня избрали в состав комитета
комсомола. Я ‘горжусь доверием товари-
щей. —

Смёло смотрю я теперь вперед, в 6у-
дущее. Знаю, что нахожусь на родной
земле. В Советской‘ Армении я осущестч
влю свою мечту — стану радиоинженеч
ром».

Чувства репатриированных армян ярко
выразил тов. Кешишян. В очерке «Мой
последний адрес — Ереван». ом пишет:

«Да, я нашел Армению... Сотни ‘лет тому
назад мои ‘деды потеряли. ее. А я ее на-
шел.. Я здесь, на моей земле, И никто
уж больше не заставит меня се покинуть,
Наши адреса всегда были: «Проездом»
мы постсянно меняли страны и города,
районы и дома. В Киликии’ были, в Гре-
цию и Сирию направлялись. Во Франции, в
Америке, в Австралии бывали. Теперь мы
на своей земле. Теперь мой адрес —
Ереван. Это самый лучший, самый счаст<
ливый адрес. Я хочу, чтобы у меня ния
когда не было другого адреса».

Новые граждане Советской Армении ак
тивно участвуют в общественной и политич
ческой жизни страны, в управлении госу
дарством. Ренатрианты — доктор Мануша«

‘кян, рабочий Ленинаканского мясокомбина-

та Карабучакян, колхозник Матевосян ——

депутаты: Верховного Совета ›‹ Армянекой

ССР. Немало молодых. репатриантов избра-

но в депутаты местных Советов.
Статьи новых граждан Советского. Союз

‘за полны ‘восхищения вновь обретенной. соч

циалиетической Родиной. Взволнованно го
ворят молодые репатрианты о своем чувстве
благодарности к советскому правительству,
к коммунистической партии, которые по-
могли сынам и дочерям многострадального
армянекого народа, вернуться на землю сво-
их отцов. Они говорят о. своей безграничной,
любви к великому Сталину.

Помещая очерки о жизни новых совет
ских граждан, 0 их недавнем прошлом,
газета «Авангард» показывает превосход-
ство подлинно народной социалистической
демократии над’ лживой  антинародной
«демократией» ’капиталистичееких стран:
Эти материалы газеты, вызывают у читач
телей чувство законной гордости 3a свою
Родину.

рить. Трудно еказать, почему он ослущалея;
Может быть, его задел тон Беспаловой, пли.
он решил, что ему, проелавленному проход
чику, можно теперь уже не считаться с тре
бованиями, пред’являемыми к горнякам,

Опять на комеоуольском собрании стоял
вопрос о дисциплине. Теперь речь шла 9
Лукичеве:

— Вак же это Так? — спросил комом
леш Постников. -— Лукичев говорил © ди
циилине, а ам что делает? Что же, дя
пего комсомольская честь ничего не значит?

Комеомольцы гордились Николаем Луки-
чевым. Он ‘считалея лучшим горняком He
только на шахте, но и по всему комбина-
ту. Лукичев руководил производственной
работой  комеомольской организации.
вдруг — такое...

Николай сидел молча. Вее видели
пельки пота на его лбу и верхней губе.
Что же, будешь ты ‘товорить? —
сетросил Лукичева Постников.

‚ — Разрешите мне немного позже.

Поднялся тул протестующих голосов. Ho
кто-то сказал:

— Ч0 ж, пускай скажет после,
В конце собрания Лукичев взял слово и
коротко сказал:

—Я виноват. Этого больше никогда ва
повторится. Я это вам обещаю.

В комнате стало как бущто светлее. Эти
слова, тяжелые, как глыбы угля, которы
добывает Николай Лукичев, дались. ему 0
большим трудом, чем мнотометровая ^ п
ходка. И все увидели цену этих ©лов.

в ok :

Сейчае Донбасс дает стране свыше двух
третей довоенной добычи угля, По пятилет-
нему плану в 1950 году люди Донбасеа
должны превзойти размер довоенной” добы*
чи, Сейчас горняки берут на себя 009344
TCIBCTBO сделать это на год танее срока.

Они сдержат свое слово. У них широкий
шаг. За цифрами добычи угля, ва расска-
зами о сверхплановых эшелонах антрацит
народ вилит творческий труд, который даст
не только миллионы тонн угля, но и выБо-
вывает человека Сталинской эпохи,

...Т января 1948 года Указом pest
диума Верховного Совета СССР крепильцик
Алексанлр Павлович Денисенко и проходчик
Николай Алексеевич Лукичев в числе дру“
гих награждены орденами Ленина.

Юр. КРЮКОВ.

hat

армянской молодежью двери в

мт оны; пишите