А ase
TRAP

Рыбаки вышли в Море

АСТРАХАНЬ, 13 апреля: (Наш ‘спец.
Корр.). В дельте Волги и-на Северном Каспии
началась весенняя путина — страдная пора
рыбного промысла. На добычу рыбы вышли
тысячи рыбаков и рыбачек. Только в Зелен-
гинском районе, крупнейшем в Астрахан-
ской области, в путине участвует более
1.200 юношей и девушек — свыше одной тре-
ти всех колхозников, занятых рыбным про-
мыслом. Комсомольские организации района
создали в колхозах 86 рыбацких молодеж-
ных бригад и звеньев.

Недавно в этом районе состоялся слет
‘молодых рыбаков, на котором они обязались
выполнить годовой план рыбодобычи за 10
месяцев, сдать государству сверх плана

` 80 тысяч пудов рыбы.

Первым выполнил свое обязательство мо-

‘лодой рыбак колхоза имени Сталина Па-
вел Матвеев. Он в первом квартале уже до-
был и сдал государству 100 центнеров ры-
бы. Матвеев работает на бударке один, тог-
да как обыкновенно на ней работает двое.
Не раз его суденышко застревало во льдах
и юноше грозила большая опасность. Но он
смело обламывал льды и с большим уловом
благополучно возвращался домой. До конца
полугодия Матвеев решил добыть еще 150
центнеров рыбы.

Oe

Передвижная агитбригада

КИШИНЕВ, 13 апреля. (Наш корр.). На
правом берегу. Днестра по полям Чимиш-
лийского района курсирует открытая авто-
машина. На борту кузова — лозунг: «По-
большевистски проведем сев!». Машина
выделена для передвижной  агитбригалы,
созданной райкомом комсомола.

Комсомолец-киномеханик Николай Губа-
вов показывает крестьянам художествен-
ные фильмы. Комсомольны Леонид Порт-
ман, Сергей Дудковский, Надежда Cepa,
Лидия Гелаш и другие устраивают концер-.
ты художественной самодеятельности.

В один день машина агитбригады появля-
Ртся в нескольких селах и полевых. станах.

о

Литературный вечер
в Центральной комсомольской
школе

Молодежное литературное об’единение
Центральной комсомольской школы при ЦК
ВЛКСМ организовало вечер памяти вели-
кого советского поэта Владимира Маяков-
эского. Доклад о жизни и творчестве поэта
сделал слушатель первого курса В. Леднев.
Со стихами, посвященными Маяковскому,
выступили молодые поэты А. Марьясов и
М. Татаринов: Отрывки из произведений
Маяковского прочитали слушатели Н. Шу-
ранов и И. Шведов. i

В литературном вечере принял участие
писатель Лев Никулин, выступивший с вос-
‘поминаниями о Маяковском.

только половина комсомольцев. Кружки, с0з-

ПОСЛЕ УРОКОВ: ^

AAPL

_ВСЛИ ВЕРИТЬ

Комсомолка Кокорина считается активи-
стой. ‘Она секретарь первичной органи-
‘запии райздрава, ее избрали членом бюро
Велижанского райкома комсомола. Осенью
прошлого года тов. Вокорину направили в
районную ‘партийную школу. Но, посетив
всего лишь одно занятие, она заявила, что В
школе`ей учиться трудно, и решила, перейти
в политический кружок. Однако и в кружке
Кокориной не видно. Окончив в свое время
техникум. она, видимо, сочла свое образова-
ние завершенным и перестала, учиться.

Случай этот не единичен. Йз 14 комсо-
мольских. активистов. района, зачисленных

только один,

Почему же не учится комсомольский ак-
тив Велижанското района? Причина про-
стая: райком комсомола, и в первую очередь
его секретарь. тов.. Шамрук, относится Е
этому важнейшему делу формально. У акти-
вистов не спрашивали, как они хотят зани-
матьея, их просто-напросто распределили по
кружкам и школам. А когда списки были
составлены, райком и вовсе успокоился,
и никто He поинтересовалея, какие трудно-
сти встретили комсомольцы на занятиях,
каковы их успехи, никто не подумал, что
нужно повседневно и внимательно следить
за их учебой. п.
Не лучше здесь обстоят дела и с полити-
ческими кружками. Йз 28 кружков по изу-
чению Устава ВЛЕСМ регулярно занимают-
ся только 8, a остальные еще не начинали
работу. :

Между тем в докладных записках Тюмен-
ского обкома ВЛЕСМ Велижанский район не
раз ставился в пример остальным по поста-
повке политической учебы. Вак. же.в. таком
случае учатся комсомольны хругих районов
области? ae
В Казанском районе половина комсомоль-
цев имеет начальное образование. Вазалось.
бы, райком комсомола должен был особенно
тщательно подобрать и подготовить руко-
водителей политкружков, чтобы они умело
вели занятия с малоподготовленными слу-
шателями. Но Казанский райком не уделяет
внимания пропагандистам. Не было эдесь
семинаров. совещаний пропагандистов по
обмену опытом. Бюро райкома за несколько
последних месяцев не ‘обеудило ни одного
вопроса, связанного с деятельностью пропа-”
тандиетов, © политической учебой комео-
мольцев. Некоторые кружки распались по
вине руководителей. Перестали работать co
своими кружками даже работники райкома
тт. Линухин и Черепатшкова.

В Тюменском сельском районе учится

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

О работе сельских райкомов комсомола

В борьбе за пол’ем сельского хозяйства
„деревенские организации комсомола нажо-
пили немалый опыт организаторской ‘и по-
итической работы, расширили и укрепили
свои связи с молодежью.

Почти во всех колхозах в нашей области
созданы первичные организации комсомола.
Резко уменьшилось количество малочислен-
ных организаций. Сельский комсомол стал
активнее вмешиваться в артельные дела,
влиять на работу правлений колхозов, пол-
нев использовать права, предоставленные
Уставом ВКП(б). :

В Киквидзенском районе в начале минув-

тиего года было 728 комсомольцев, из них в.

сельском хозяйстве было занято лишь 411
человек. № концу года в районе насчитывал-
ся 981 комсомолец, и 720 из них работали
непосредственно в бригадах, на фермах. 213
хомсомольцев района — трактористы и ком-
байнеры: 344 работают в’ полеводческих
бригадах, 135 — животноводы. Такая рас-
становка сил на решающих участках по-
зволила сделать комсомольскую ортаниза-
цию района отной из самых инициативных
и боеспособных в области.

^ Разумеется, успехи сельских комсомюль-
пев были бы значительно больше, если бы
райкомы глубже вникали в жизвь каждой
первичной организации, повседневно на-
правляли их работу, во-время подхватывали
ценные начинания молодежи.

° Каковы же основные недостатки в дея-
тельности сельского райкома комсомола?

У многих райкомов нет дифференцирован-
ного подхода к первичным организациям.
Принято, например, считать: коль колхоз
слабый, отетающий, то’и комсомольская ор-
танизация там слаба и ничем, дескать, тут
не поможешь. А на самом деле это не так.
Пменно здесь и требуется самое активное
вмешательство райкома. Вель если, скажем,
совместно со специалистами сельского
хозяйства глубоко разобраться в экономике
артели, векрыть все имеющиеся резервы,
то окажется, что колхоз может быстро пойти

2 9OEDSOOSSS 0099000005 000-900905 05098008096
< «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр. 14 апреля 1948 г.

*

в гору. Возможно, потребуется постановка
того или иного вопроса перед МТС, отделом
сельского хозяйства, райисполкомом, рай-
комом партии. Но зато это и будет самая
настоящая, действенная помошь колхозу.
Нередко отстающий колхоз находится в
одинаковых условиях ¢ соседним, передо-
вым. Й если бы райком подсказал комсо-
мольцам: изучите, как у соседей организо-
ван труд, налажена дисциплина, расскажи-
те об этом у себя, — комсомольцы принесли
бы неоценимую услугу своему хозяйству.
Работники: райкома очень неохотно посе-
шают комсомольские организации отетаю-
щих колхозов. Рассуждают при этом так:
особенно интересных мероприятий там не
проведешь — клуба нет, средств у правле-
ния мало. Возвратившись из передового кол-
хоза, они могут «блеснуть» в отчете: сделал.
то-то и то-то, тотда как результаты поездки
в отстающий колхоз менее значительны, хо-
тя именно здесь работа намного сложнее и,
что- самое главное, нужнее для пользы дела.

Существенным недостатком в работе рай-
комов является формальное руководство со-
ревнованием сельской молодежи: Многие
райкомы все внимание уделяют лишь пере-
довым бригадам и звеньям, забывая основ-
ную массу молодежи. Если, скажем, в раз-
Tap уборки выдвинулись два хомбайновых
агрегата, райком только о них и трубит...

Принижается и роль индивидуального 00-
ревнования. Как правило, договоры 3akAW-
чают только бригадиры, звеньевые, началь-
ники агрегатов. А огромная масса прицеп-
щиков, штурвальных, пюдвозчиков воды,
сборщиков соломы, рядовых колхозников
остается в тени. 0 них редко пишут в стен-
ных газетах, еще реже их вызывают на рай-
онные слеты передовиков соревнования.

Нередко райкомы допускают ошибки и
при подведении итогов’ соревнования. Так,
в прошлом году Солодчинекий райком долгое

время поднимал на щит трахторную бригаду
Николаенко. В этой бригаде значились вы-
сокие цифры выработки. Позже выяснилось,
что бригада допустила большой пережог го-
рючего, плохо обрабатывала почву, и уро-
жай на участках, обработанных ею, едва до-
стиг. 4—5 пентнеров с гектара. Стало быть,
организуя соревнование, нужно заботиться

слушателями партийной школы, занимается.

` кружков, окончивших программу, создать.
школу пропаганлистов. Но все эти благие

Е

гы

Приближаются весенние
экзгмены. Под  руковод-
ством ‘учителей школьники
повторяют сейчас учебную
°программу, закрепляют и
углубляют пройденный ма-
териал.

Отзвенел последний зво-
цок в 113-й школе, столицы,
но в классах, кабинетах, ла-
бораториях -” продолжается
работа. ‘Комсомолки-отлич-
ницы Наташа Лобанова и
Галя Алфеевская помогают
отстающим подругам. На
соседнего класса
у `аккуратную ^ таб-^
личку: «Комната для са-
мостоятельных занятий».
- ‚Здесь «найдёшь все. нужные +
учебники, пособия, дополни-
тельную литературу. Пре-
подаватель ответит на каж-
дый твой вопрос, поможет
разрешить все сомнения, и

неясности.
  На снимке. (слева _на-
право): ученицы 10-го клас- }
са Альбина  КУЗЬМИ--
HA, Алла АЛИМОВА ‘и
Женя БЫКОВА под руко-
водетвом учительнины Ан-
ны Николаевны  МОРО-,
ЗОВОЙ занимаются в. лабо-

ратории. химии..
Фото С. КОСЫРЕВА.

и

ДОКЛАДНЫМ...

Тюменский обком ВЛКСМ не заботится о политическом
просвещении молодежи

данные еще осенью протилого. рода, в колхо-
зах имени Пушкина, «Боевик», имени Bopo-
шилова, «Знамя труда», до сих пор в заня-
тиям не приступали.

Не работает с пропагандистами и Тюмен-
ский горком комсомола. Большинство про-
пагандистов города нуждается в серьезнон
учебе и помощи. На заводе «Механик»
кружком по изучению Устава ВЛКСМ руко-
водит секретарь комитета комсомола тов.
Викоть. На занятиях он пользуется лишь
текстом Устава ВЛЕСМ, не бывает ни в
библиотеке, ни в парткабинете, не состав-
ляет планов бесед. На этом заводе кружби
обычно посещает лишь половина слушате-
лей, тАк как занятия проходят всегда в од-
но и то же время, а молодежь работает в
разных сменах. tes

Рабочий токарного цеха Бастриков уже

четыре года состоит в комсомоле, однако за

это время не окончил ни одного политиче-
ского кружка.

—- Посещал вначала кружок, по изучению
истории партии, потом по Уставу ВАКС
Но всякий раз занятия прекражались. в се-
редине года, — рассказывает Николай Ба-
стриков. — Теперь нигде не учусь. ^

Комитет ВЛКСМ, завода не заботится 0 по-
литической ‘учебе комсомольцев. видимо,
считая, что главное здесь —- солидные циф-
ры в сводках о количестве кружков и слу-
шателей. aa

Совсем не организована политическая
учеба в комсомольских ортанизациях фа-

нерного и деревообделочного комбинатов, те-.

леграфа.
В Тюменском же обкоме ВЛЕСМ не чувет-

вуется тревоги за такое неудовлетворитель-.
ное состояние политического: образования,
Там даже неё знают толком; как учатся вом=
сомольцы. По локлаяным отдела пропаганды.

й агитации обкома. напримет, выходит, что
p 1.425 кружках по
ВЛЕСМ занимаются 4.686 человек, ав.
2.171 кружке по изучению Конституции —
2.601 человек. Трудно поверить. что-еуще-
сетвуют кружки, в которых состоят олин-
два слушателя. - :

За послелние четыре месяца бюро обкома
ВЛАСМ ни разу но обсужлало вопроса о’
работе политкружесв. не заслушало’ отчета.
ни одного райкома. о постановке политиче-:

ской учебы комсомольцев. Еше’ в октябре
бюро обкома решиле проводить семинары
пропагандистов,  совешания слушателей

намерения остались на бумаге. 3
Ю. ДЕМЕНТЬЕВА.

‚не только о количестве. гектаров, а главный

образом о ‘Качестве работы; ибо без ‘этого
нельзя всерьез говорить о настоящем софев-
вовании за высокий урожай.

В прошлом году наши комсомольские 9р-

‘танизации МТС-не сумели добиться, чтобы

каждый молодой тракторист, комбайнер еже-
дневно выполнял свое задание. Главная при-
чина — в слабой технической подготовве
мололых механизаторов.

Нынче многие райкомы: учли опыт прош-
лого года, указали комсомольским организа-
циям МТС на этот недостаток. Комсомольцы
Михайловской  машинно-тракторной  стан-
ции, например, подробно ознакомились с ра-
ботой каждого из 89 молодых трактористов.

‚Выяснилось, что 25 из. них не выполнили

заланий по различным причинам. Четверо
плохо знали трактор, не имели опыта рабо-
ты. Их послали на учебу в школу механи-
зации. 12 механизаторов были достаточно
отытны, но им нехватало теоретических зна-
ний. Они были направлены на курсы пере-
подготовки. А для девяти трактористов, ко-
торые слабо знают мотор и правила техни-
ческого ухода, создали кружок при МТС.
Руководит им старпий механик маминно-
тракторной станции.

Пример комсомбльнев Михайловской MTC
весьма поучителен. При серьезном, вдумчи-
BOM отношении к делу каждая комсомоль-
ская ортанизация МТС может глубоко
вскрыть причины отставания механизаторов
и помочь им. Роль райкомов в таких случа-
ях заключается в том, чтобы подеказаль се-
кретарям комсомольских организаций МТС,
на что нужно обратить главное внимание.

У нас много серьезных недостатков в
постановке политической работы среи
сельской молодежи. Агитационная pabota
ведется на низком идейном уровне, райкомы
плохо руководят молодыми агитаторами. не
учат их. Работники райкомов принимают
мало участия в агитационной работе, редко
выступают перех молодежью с лекциями,
докладами, беседами на актуальные полити-
ческие темы. Причина, конечно. не в Заня-
TOCTH, на которую они обычно ссылаются, а
в недостатке знаний. Важдый райком обязан
организовать контроль за учебой активи-
стов, наладить проверку их политических
знаний. В этом им номогут партийные: ка-
бинеты. Теоретическую: подготовку работ-
ников райкомов сейчас проверяют лично се-
кретари обкома ВЛЕСМ; С-кем бы из комсо-
мольских активистов ни беседовали рзабот-
ники обкома, они непременно интересуют-

подготовке: ребят”к весенним экзаменам.

изучению Устава:

НАВСТРЕЧУ ШКОЛЬНЫМ.
` ЭКЗАМЕНАМ. —

ЧТОБЫ ДЕТИ
ХОРОШО УЧИЛИСЬ

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ.
Консультации ло Истории и литературе
проводят для преподавателен школ города
профессора ` Рязанского ‚педагогического

института; ^
В помощь 2
разработан цикл ‚обзорных лекций по лите-

‘ратуре и истории. — 7
`` ДОКЛАДЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ _
В городах и селах Армении сейчас прохо-

at родительские собрания, анны

Ереване перед ‚родителями выступил док-
тор педагогических наук, профессор Сагря-
ASH. т? :

Краснодарский педагогический институт
послал своих представителей в отдаленные
районы Кубани. Преподаватели, и аспиранты
кафедр марксизма-ленинизма и педагоги»
ки выехали в станицы для чтения. лек-
1 ций ‘школьникам. Они выступают также с
методическими докладами перед учителями
1 и; родителями; - : с

Во всех школах края сейчас проходят
школьные комсомольские активы и собра-

ния родителей.

«РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА»
В школах Бурят-Монгольской автономной
‘республики состоялись` сборы пионерских.
дружин, на которых учителя провели бесе-
ды «Режим дня школьника» и «Как лучше
организовать подготовку к экзаменам».

‚ КИНО-УЧАЩИМСЯ
Белорусское республиканское управление

управлениям о. 5
ков фильмов, которые помогли бы им за-
креплять пройденный на уроках. материал.
В городах’ и селах республики учащимся
уже показывают кинофильмы: «Александр
Невский», «Иван Грозный», «Суворов», «Ко-
товский», «Миклухо-Маклай», «Пирогов», а

‘иаучно-популярные фильмы.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА _
Днепропетровский ‘университет устроил
недавно математическую олимпиаду десяти-
классников. В помощь учащимся научные
работники университета проводят: лаборатер>

7 ные занятия по химии’и физике., Профессора:
и преподаватели. читают. старшеклассникам,

обзорные лекции. по литературе и биологии,

ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СТУДЕНТЫ
° ПОСЕТИЛИ ШКОЛЫ

Преподаватели и студенты Горьковского
педагогического института посетили; шко-
лы города. Они рассказали учащимся, какую
помощь может оказать им институт в под-
готовке к экзаменам, познакомили с. темати-
кой лекций, докладов по литературе, исто-
рии, математике и физике, которые кафедры
института проведут для школьников в апре-
ле.

Два раза в неделю лаборатории зоологии,
химии,
учащихся средних школ.

Недавно во Дворце культуры состоялась
встреча выпускников средних школ с пре-
подавателями и студентами педагогического.
института. ice

По следам.
неопубликованных писем.

В релакцию поступило коллективное
нова’ Карболихинского сельсовета Третья-
ковского района Алтайского края. В пись-
ме говорилось с том, что председатель. кол-
хоза Поречный вместе с кладовщиком Бух-
тояровым и счетоводом Савченко расхищали
колхозную собственность. Председатель
сельсовета Попов, зная о непорядках в кол-
хозе, не принимал мер по отношению к Ha-
рушителям Устава
артели. 5

Факты, сообщенные в письме, в: результа-
те проверки. полностью
Председатель колхоза Поречный, кладов-
щик Бухтояров и счетовод Савченко с рабо-
ты сняты и привлекаются к уголовной от-
ветственности. За безответственнае отноше-
ние к своим обязанностям освобожден от

работы и председатель Карболихинского
сельсовета Попов.

ся, что он читает, как разбирается в поли-
тике, в международной обстановке.

В прошлом году райкомы увлекались по-
гоней за большим количеством политкруж-
ков и не обращали внимания на низкий уро-
вень занятий в этих кружках. Нынче кру-
жок создается лишь после того, как подо-
бран толковый, подготовленный, отвечаю-
щий всем требованиям пропагандист. По-
этому кружков политического просвещения
сейчас у. нас ‘несколько меньше, зато каче-
ство занятий выше. Семинары для PYROBO-
дителей кружков каждый райком комсомо-
ла провохит не реже двух раз в-месяц. ,

Для нашей областной организации, где
более. половины комсомольцев не имеет
семилетнего образования,
проблема общеобразовательной учебы моло-
дежи. Пока работе вечерних школ сельской
молодежи райкомы уделяют мало внимания,
Часты случаи отсева, учащихея. срывы за-
нятий. Комеомольские организации мирят-
ся с этими фактами.

За последнее время резко возросли требо-
вания комсомольцев к районным комитетам.
Многие райкомы несколько улучшили руко-
водство первичными организациями. Однако
не везде еще налажена систематическая
учеба секретарей первичных комсомольских
организаций; не везде проводятся ежемесяч-
ные семинары секретарей; в некоторых рай-
онах семинары проходят на низком уровне,
без должной активности слушателей. Во мно-
гих райкомах отделы работают нецелеуст-
ремленно, не имеют широкого круга аётива’
Состав внештатных инструкторов часто ме-
няется. Инструкторы привлекаются лишь
для выполнения отдельных поручений.

Недостатки-в работе райкомов об’ябняют-
ся прежде всего тем, что обком комсомола
недостаточно четко руководит райкомами,
слабо помогает им. Сейчас мы-стремимся из-
бегать общих, расплывчатых решений, в
большей мере учитывать особенности от-
дельных районов, глубже вникать в жизнь
каждой районной организации.

Нынче обком уделяет больше внимания
повышению деловых качеств, своих работни-
ков. Лля них читаются лекции по атгроно-
мии и другим вопросам, проводятся произ
водственные совещания работников алпара-
та. Обком стремится всеми мерами повысить
качество руководотва сельскими райкомами,

`В. ЕРШОВ,
секретарь Сталинградского обкома
BAKCM,

старшеклассникам. в институте.

_ ДОКЛАДЧИКИ ВЫЕХАЛИ В СТАНИЦЫ

наВСтРЕУ школьным.   < предложению Правительств Англии,

США и Франции о пересмотре

“Как уже: сообщалось, 2) марта сего геда
  Посольство СООР в’ Лондоне получило поту
Министеретва Иностранных Дел Англии, В
которой Английское Правительство предла-
тапо. Советскому Правительству начать сов-
‘меетно с ^ Правительствами Соединенных
Штатов Америки и Франции переговоры 0
пересмотре: ‘Мирното ‚договора © Италией
в целью передачи Свободной территории
Триест Италии. Аналогичные ноты были п9-
лучены Советским Посольством в Вашинг-
тон? or. Государственного Департамента
США и Посольством СССР’ в Париже от № и-
нистерства Иностранных Дел Франции. _

-9 апреля Посол. СССР в Англии т9в.
T. Н. Зарубин получил второе письмо ан-
глийского Министерства Иностранных Дел
по’ этому’ вопросу, в. котором сообщалось о
‘согласии Итальянского Правительства при-
нять участие в указанных переговорах И 69-
держалось предложение Английского Прави-
чельства_ начать переговоры как Можно.
скорее. :

В связи: © вышеизложенным Посольство.

СССР в Лондоне; по поручению Советского
Правительства, направило 13 апреля Мини-
стерству Иностранных Дел Англии следую-
щую ноту:

«По поводу ноты Правительства Велико-

кинофикации издало приказ всем областным
демонстрации для школьни-_

также фильмы из серии «Наша Родина» и.

физики и географии открыты для.

ред выбором первого хода шахматист

письмо колхозников сельхозартели им. Жда-

сельскохозяйственной

подтвердились. .

очень. важна:

британии от’20 марта и в ответ на письмо

ных Дел Великобритании. or 9 апреля б5-

Нью-йоркское и лондонекое. радио, ссыла-
явь на сведения из Боготы (столица ВКолум-
бии), в течение двух последних дней рас-
пространяют сообщения, что правительетво
Колумбии заявило о разрыве дипломатиче-

1 ских отношений с Советским Союзом. Та-
  poe me сообщение повторил представитель

Государственного Департамента СПА в Ва-
шингтоне. При этом распускаются слухи,
будто имевшие место в последние дни собы-
тия в Колумбии являются результатом дея-
тельности коммунистических агентов, вклюЮ-
чая и «NBYX советских» или, по

Матч-туфнир на

Шахматная игра существует много
ков. Материал, составляющий эту игру,
невелик. Шахматная доска, разделенная на
64 клетки, — это поле сражения, на кото-
ром в боевом порядке располагается по 16
белых и 16 черных фигур. Цель ясна:
смерть белого ‘или черного короля — Мат —.
приносит победу. Все просто. Но уже пе-
за-
из
При
про-,

думывается, он может избрать. один
шести одинаково’ хороших . ходов,
этом нужно оценить шесть ответов

и стиль. После нескольких ходов. с обеих
сторон число возможных ответов увеличи-
вается, и с каждым ходом борьба стано-
вится сложнее и’ требует все более точного
и далекого расчета.

Когда. зарождалась шахматная теория,
дебюту партии — мобилизации сил He
придавалось большого значения. Теперь
теория изучила дебюты от 12 до 20 ходов.
Тем труднее стало достижение победы.
Но лучшие шахматисты мира всегда вно-
сят в теорию новое и. имеют в своем: «ба-
гаже» то; что еще никому неизвестно. Это
новое они нашли путем кропотливого анали-
за в кабинетной тиши. [

‘Таким образом, шахматная борьба ‘начи-
нается задолго до того момента, когда про-
тивники садятся за шахматный столик.

Весьма показательным в психологическом
отношении был. 12-й тур чемпионата мира.
Голландский гроссмейстер Эйве избрал
против Ботвинника острый меранский ва-
риант славянской защиты, которая названа
‘так потому, что ее тщательно изучали рус-
ские, югославские и чешские шахматисты.
В теорию славянской защиты много новых
интересных идей внесли советские мастера

(СЛАВЯНСКАЯ ЗАЩИТА

Белые: М. БОТВИННИК.-

1, 92—94 97—45 2 Кё1-—43 К58-—6
3. c2—c4 e7—e6 4. Kb1—c3 c7—c6 5. e2—e3
Kb8—d7 6. Cfl—d3 di: c4 7. Cd3: c4 b7—b5
8. Cc4—d3 a7—a6 9. e8—e4 c6—c5 10, e4—ed
с5 :44 И: Кс3;: 55 аб: 55 12. её : 6 Фа8—56
13. 6:57 (18:07 14.. 0—0 Ка7—сбБ. (Этот
сложный меранский вариант славянской за-
щиты за последние годы подвергся тща-
тельному изучению многих теоретиков во
всем шахматном мире. Опасно считается
14. ... 0—0 из-за жертвы фигуры на 17).
15. Се1- Сс8—57 16. ЛИ—е Jla8—d8
17. Ла!—с1 Л88—95. (Черные хотят роки-
роваться. Но пока рокировка была невоз-
можна). 18. С14—е5! (Очень сильный ход.
После размена слона 27 черный королев-
ский фланг будет еще более ослаблен).
8. .... 657 © 19 Ле: е5 Л:
20. Ki3:e5 Ke5:d3 21. @di:d3 £7—{6.
(Эйве надеялся, что после. отступления коня

*

Колонный san
-`5Й д

Е

>

Мирного договора с Италией

ветское Посольство имеет’ честь сообщить
следующее.

В связи с упомянутой Вами в ноте от 9
апреля срочностью вопроса Посольетво счи-
тает нужным отметить, что в ноте Велико-
британии от 20`марта, на которую делаетел”
ссылка в упомянутом письме, никакого
указания на смешность этого Bonpoéa но
“содержится.

Советское Правительство обращает в то
же время внимание Министерства на то, что
Мирный договор. Италией, каки с другии
тосударствами, Участвовавшими в войне,
был подготовлен Советом Министров Ино-
странных. Дел, был подробно расемотрен на
Парижской конференции с участием 21 го
сударства, которыми он был впоследетвии
подписан, ратифицирован и ветупил в силу
лишь несколько месяцев тому назад,

Поэтому понятно, что’ предложение ре-
пить вопрос о пересмотре. Мирного договора
е Италией в той или иной части в порятуе
переписки или устройства частных совещи-
ний Советское Правительство считает ие-
приемлемым, как нарушающее элементар-
ные принципы демократизма».

Одновременно аналогичные ноты были
направлены Посольетвами СССР в. Вашинг
тоне и Париже Государственному Департа

помощника заместителя Министра Инострал-*

`СООБЩЕНИЕ ТАСС.

] целях.

первенство мира по шахматам

НОВАЯ ПОБЕДА БОТВИННИКА

ве-   Блюменфельд, Вильнер, Созин еще в 1925

тивника и полезно учесть его наклонности’

*

mn союзов 13 апреля, Встреча гроссмейстеров БОТВИННИКА--
2 sas Фото В. КУДОЯРОВА,

менту США и Министерству Иностранных
Дел Франции, (ТАСС).

другому сообщению, «двух  Русоких, >
По полученным ТАСС’ом сведониям, Ми-
нистерство Иностранных Дел CCCP 8 по
следние дни не имело возможности уетано-
вить связь с Советской миссией в Боготе, от
которой уже несколько дней не поступает
никаких ответов на запросы из Москвы.
ТАСС уполномочен сообщить, что веякие
слухи об участии каких-то «советских» или
«русских» агентов в событиях в Боготе
являются нелепым вымыслом и распростра-
‘няются во враждебных Советскому Cosy

году. Заслугой ‘гроссмейстера Ботвинника
является улучшение игры за белых.

В. сегодняшчей партии Эйве получил труд
ную позицию. Особенно ненадежно был рас-
положен черный король. Эйве упустил. воз»
можность увести его из центра, и для зор-
кого противника это оказалось решающим,
Ботвинник жертвует коня.и врывается в
«обжорный ряд», в тыл противника. Уже
на 24-м ходу Эйве вынужден был отдать
ферзя. за ладью и слона, чтобы спастись от
‘немедленного разгрома. Но это ‘лишь на
короткое время удлинило борьбу. Ботвич-
ник выиграл еще пешку, затем ‘слона, и
Эйве на 36-м ходу вынужден был  остано-
вить шахматные часы и’ признать себя по
бежденным.

В партии Керес—Смыслов был также ра*
зыгран весьма современный вариант защи-
ты Грюнфельда. На 10-м ходу Смыслов
неожиданно пожертвовал пешку. Это еще
не встречалось в турнирной ‹ практике.
Смыслов доказал, что жертва, является
правильной. На. 14-м ходу он вернул по-
жертвованную пешку и добился равной по:
зиции. ‚ После ряда разменов положение
значительно упростилось. На доске полное
материальное равенство. У каждого из
противников, кроме короля, осталось по
одному слону и по четыре пешки. Партия
осталась неоконченной и будет доигрывать“
ся сегодня. Смыслов записал свой. 42-й
ход. Эта партия. представляет большой ин»
терес для теории.

После двенадцати туров впереди Бот:
винник — 7 очков из 9, Керес и Смыслов —
по 5 из 9 и по одной отложенной партии,
Решевсокий — 4,5 из 9, Эйве — 1,5 из 10,

Гроссмейстер В. РАГОЗИН,

- Черные: М, ЭЙВЕ

он сыграет еб—е5 и будет стоять неплохо,
Но он не учел, что в распоряжении Бот-
винника имеется красивая комбинация:
После недолгого обдумывания Ботвинник
сыграл); 22, ФаЗ— 23! 16:е5 23, dg3—g7
98—18 24. Ле1—с7 ФЬб : с7. (Черные вы:
нуждены отдать ферзя. Если 24... $4,
т 25. Л: 57 il 26. Jla7 Od8 27, ®:h7 ¢
ыстрым матом). 25. g7:c7 Cb7—d5
26. Фс7:е5 d4—d3. (Дальнейшее сопро-
тивление, конечно, бесполезно). 27. Феб—е}
Cdi—c4 28. 52—53 JIf8—-f7 29, Ю-В
Jif7—d7 30. De3—d2 e6—e5 31. b3: c4 bb: c4
32, Kpgl—f2 Kpe8—f7 (uau 32. ... 0
33. Ф:с3 942 34. Фс8-- и потом Ф: Ти
Kpe2). 33. Kpf2—e3 Kpf7—~e6 34. bd2—b4
JId7—c7 35. Kpe8—d2 JIe7—c6 36, a2—a‘.
Эйве сдался.
Примечания гроссмейстера
С. ФЛОРА,

*