Три подруги Нина Мель-
чакова, Таня Львова и
Алла Чаусская — комсо-
молки, ученицы 10-го
класса «6» 556-й средней
школы‘ Москворецкого
района ` Москвы. Они
отличницы учебы. Вече-
рами подруги собираются
часто вместе готовиться’
экзаме-
нам. На снимке (слева
направо): Н. МЕЛЬЧА-
КОВА, Т. ЛЬВОВА  и’
А. ЧАУССКАЯ човторя-
ют пройденное.
Фото М. СМИРНОВА.

*

к предстоящим

о pine Ново-Титаровекой NIG

(Письмо в редакцию)

Недавно колхозники и молодежь нашего
Фолхоза «Комсомолец» вместе со всеми хле-
боробами Кубани написали письмо товарищу
Сталину, В этом письме мы поклялись до-
биться высокого урожая и © первых же
дней весны дружно взялись за дело.

Первые дни полевые работы шли непло-
хо, бригады в срок посеяли колосовые,; за-
бороновали 840 гектаров озимых и внесли
большое количество удобрений. ^

Но нашему колхозу предстояло вспахать
пох яровые еще 800 гектаров. Эту долю
работы должна выполнить‘ МТС; В нашему
торю, нас обслуживает Ново-Титаровская
МТС, которая из года в год не выполняет
своих обязательств перед колхозом.

Подошла весна. С грехом пополам 6-я и
13-я тракторные бритады засеяли у нас
200 тектаров колосовых, забороновали ози-
мые, вопахали 240 тектаров под яровые, и
четыре трактора из пяти стали. А ведь их
ремонтировали всю зиму!

Комсомольская организация вновь провела
ей и выявила следующее: трактор «СТЗ»
№ 19 не ремонтировалея совершенно,
его просто подмазали и отправили в колхоз,
колесо у него отвалилось еще по пути в
нам, 14 апреля эту машину поставили на
двухнедельный ремонт. Но ремонтники по-
учили совершенно негодные детали, по-
этому машина обречена на длительный
простой. Словом, если положение сейчас же’
не исправить, то нам придется сеять весь
май, пропустить все агротехнические срови.
` Мы писали об этом в местную газету,
были в райкоме комсомола и других рай-
онных организациях, ездили в крайком ком-
‹омола, жаловались в краевой отдел. сель-,
ского хозяйства. Кое в чем нам помогли, да-
ли запасные частл к трактору «СТ3-НАТИ».
Но остальные 4 трактора попрежнему стоят.
\ У нас не ‘засзяно еще 170 гектаров Ry-.
курузы, 200 гектаров подсолнуха, 80 гек-
тарюв клещевины, 30 гектаров прова,
50 тектаров кунгута.

Что думают 06 этом директор МТС тов,
Романченко и старший механик тов, Ре-
месник? Ни они, ни заместитель директора
МТС по политической части тов. Бова в 1о-
pique дни сева ни разу не были в наших
тракторных бригадах. Должно быть, им
етытно. Но нам-то от этого не легче!

Помогите нам в нашей беде, а мы прило-
жим все силы и, несмотря на залюздалые
роки сева, добъемся высокого урожая,
чобы не краснеть. перед товарищем
(талиным.

По поручению комсомольского собра-

ния колхоза «Комсомолец» письмо
подписали: М. НЕСТЕРЕНКО, В. КО-
КОЛОВ, Д. ДОЛГОЛЕВА, Е. КЛЕ-
ЩУЛ, П. СВИСТУНОВ.
Станица Ново-Титаровская,
„Краснодарский край.

$ :

... К берегам Тихого океана

2.700 километров отделяют таежную 3а-
байкальскую станцию имени Кагановича от
станции Владивосток. На всем пути жизнь
паровозников, ватонников, кондукторов и
сах, кто находился в поезде, была подчи-
мена графику рейса. Задолго до прихода
поезда Ha бодыших станциях начиналась
подготовка к приему нашего локомотива
«ЕФ-16». Сразу же к груженным углем ва-
тонам спешили мастера и кондукторы.
«Bopurech 3a график! Каждая минута пути
решает успех скоростного  рейеа!»—напо-
минал ежедневный «боевой листок», выму-
скавмый поездной редакцией.

По вине паровозников депо станция Еро-
фей Павлович и движениев станции имени
Кагановича комсомольский маршрут вышел
из графика. Мы опаздывали на 6 часов.
Бригады паровозников прилагали вее уси-
лия к тому, чтобы наверстать упущенное.

Из Могочи в Амазар машинист Василий
Яровой с0 своими помощниками Николаем
Тринченко и Владимиром Гордиенко провел
наш состав со скоростью 60 километров
в час. С такой же скоростью вела его из
Виры в Ин бригада Владимира Назарова,
из Бикина в Губерово — бригада Бориса
Бойко. Шесть станций были проследованы
без стоянки для набора угля. Это сохрани-
о 6 ходовых часов,

„.Проехали последние станции. Вот бух-
та «Золотой Рог», Засверкал, элевтрически-
ми огнями Владивосток. «Комсомольский»
прябыл на три часа раньше графика. Была
‘тлубокая ночь, но в вагоне, в котором ехала
делегация стахановцев, не думали 0 сие.
Зав только поезд остановился, нае, окружи-
Чи ‘моряки. Пришли офицеры, старшины,
матросы. В купе, в коридорах, у вагонов
толпились люди. Крепкие рукопожатия, рас
CUpOCH...

Встреча на корабле

° Вскоре мы поднялись на пзлубу корабля
Н. над которым шефетвует комсомольская
организация нашей, Читинской, облаоти.
Многие моряки не спали. Весть о приезде
тостей из Забайкалья с быстротой молний
облетела все кубрики. Заботливые руки
моряков приготовили уютные каюты.

ОЛЬ

20 мая в школах республики начнутся
переводные испытания и выпускные экза-
мены. В них примет участие около
400.000 учащихся. 11 тысяч выпускников
будут держать экзамены на аттестат зре-
лости. .

Опыт проведения экзаменов в прошлые
годы показал, что чем раньше начинается

подготовка, тем организованнее проходит

проверка знаний учащихся. Органы нафод-
ното образования Грузии и в этом году ста-
ли готовиться к школьным экзаменам за-
благовременно. На протяжении всего учеб-
ного года проводилось повторение  пройден-
ното материала. Организационная работа по
подготовке к экзаменам началась у нас в
январе. ae

В этом году знания учащихся стали 60-
лее прочными и глубовими. В школах рес-
публики поднялась успеваемость.

В последние годы — в этом году особен-
но — учащиеся грузинеких школ стали
успешнее овладевать русским языком.

ПОЕЛЕ УРОКОВ

На площадке у школы ребята окружили
учителя математики Михаила Васильевича
Найко. Они решают задачу при помощи
веревки и кольев: по трем данным сторо-
нам етроят треугольник. В школьный кори-
дор доносится из. класеа чей-то голос:
«Дробъю называется часть целого». В с0-
седнем классе девочки расставляют на по-
доконниках банки с рассадой: лук-чернуш-
ку, помидоры,  левкои. — Учительница
А. А. Карасева сегодня повторяет с учени-
Tama тему «Размножение растений».

Школа готовится к экзаменам. Она не
пуствет и после занятий. В каждом классе
допоздна слышатея голоса, Семиклаеснипы
занимаются лабораторной работой по химии.
Отличница Нина Рассказова вместе с под-
рутами добывает кислород: Она то и дело
спрашивает, какая сейчас происходит ре-
акция, какие вещества участвуют в ней,
что называется катализатором. Веем инте-
реено; и расходиться не хочется. В сосед-
нем классе ребята из 6-го «А» под дактов-

-ку Нины Тимаковой упражняются в право-

писании безударных гласных. Нина часто
подходит к парте, где сидят Галя Шилаева
й Марс Бекинин. У них за третью четверть
по русскому языку плохие отметка. Класс
беспокойтся за товарищей и помогает BM
дотнать группу. :

В каждом классе Тарасовской сельской
школы ребята охотно помогают отетающим,
изо дня в день занимаются с ними, Первое

НАКАНУНЕ ШКОЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ОГ КАЖДЫР

Беседа с министром просвещения Грузинской ССР тов. В. Д. КУПРАДЗЕ

ПАЯ ДРУЖ

В «Комсомольской правде» было опубликовано сообщение. о

< ?

ЛЕНЬ

В прошлом году только пять человек из
3.495 выпускников получили плохие опен-
RH по русскому языку и литературе. 1.300
школьников, оканчивающих одиннадцатые
классы, сдали эти предметы хорото и от-

До начала экзаменов осталась неделя.
Дороги каждый день, каждый час,

В районы Грузии выехали инспекера
министерства, которые помогут школам го-
товиться к экзаменам. Во многих районах
прошли семинары для молодых преподава-
телей. .

Большую помощь органам просвещения
оказывают в эти дни комсомольские орга-
низации Грузии. Выполняя решения ЦВ
ЛАСМ Грузии, комсомольцы помогают. орга-
низовать в школе консультации, наладить
работу библиотек.

Сейчас мы заканчиваем последние при-
тотовления к экзаменам. На экзаменах бу-
дут присутствовать опытные методисты и
педагоги, а также вилные деятели науки.

время директор школы Зоя Николаевна
Ладыгина и учителя сомневались, можно
ли разрешать эти занятия. Но скоро они
убедились, как много дает ребятам товари-
щеская взаимопомощь, если ве направляет
опытный учитель. —

Школе помогает колхоз «Память Ильи-
ча». Вера Карулина, секретарь комсомоль-
ской организации, она же Колхозный би-
блиотекарь, подобрала для шЕолЬниЕов
художественную и научно-популярную ли-
тературу, вывесила в читальном зале гео-

графические карты. ВБомеомолки екомплек-

товали для учащихся несколько библио-
течек-передвижек и договорились с работ
никами клуба, чтобы там устраивались хля
них специальные киносеансы, Ребята по-
смотрели картины «Миклухо-Маклай», «Су-
воров», «Дубровский».

Вера Карулина и ее друзья часто загля-
дывают в школу. То принесут из клуба
географическую карту, то зайдут расска-
зать, что по просьбе учителя были у Лю-
бушкиных и узнали, почему их дочь не хо-
ДИТ в ШКОЛУ.

Забота колхозных комсомольцев поможет

ребятам лучше подготовиться к экзаменам.

А. КАНШИНА,
Ст. Тарасовская
Московской области.
Семилетняя школа.

том, что

комсомольцы паровозного депо имени Кагановича Забайкальской железной
дороги досрочно доставили морякам Тихоокеанского флота состав угля, добытого

молодыми шахтерами сверх плана.

‚Сегодня мы публикуем записки члена делегации читинских комсомольцев

А. Юрковой об этом скоростном рейсе.

*

В самом болыпом кубрике открылся ми-
тинг. Когда с палубы в кубрик по трапу
спустились шахтеры, вагонники и паровоз-
ники, раздались аплодисменты. Кубрик был
переполнен. Везде — на железных скамей-
ках, подвесных койках и на ступеньках тра-
па — сидели и стояли моряки.

Павалоотбойщик рудника Владимир Хох-
ряков рассказал о трудовых подвигах шах-
‘теров. Еще в канун 30-летия Великого Ок-
тября они ветунили в третий год послевоен-
ной сталинской пятилетки. В прошлом году
коллектив семь раз завоевывал знамя Co-
вета Министров СССР. Дважды. в этом голу
знамя ЦВ ВЛКСМ получал мололежный уча-
сток первой шахты. 10 эшелонов угля дали
сворх плана комсомольские бригады руд-
НИКа.

Когла Владимир Хохряков назвал фами-
лию бурильщика Можаева, завершившего
свою пятилетку, командир корабля капитан
2-го ранга тов. Збрицкий сказал, обращаясь
к шахтеру: «Передайте ему от моряхов спа-
сибо! Побольше бы таких замечательных
людей!»

— Мы решили выполнить свою пяти-
летку за три с половиной года, — paccka-
зывал затем тихоокеанцам Василий Яровой,
знатный машинист Забайкальской дороги,
награжденный орденом Трудового Красного
Знамени. —— В 1947 году наш локомотив
пробежал сто тысяч километров вместо 84
тысяч по норме. Рейс к берегам Тихого
океана был серьезным экзаменом для напих
бригад. На дорогах Дальнего Востока не мно-
гие верили в успех пробега, в то, что локо-
мотив ручного отопления, проработавший
уже около тридцати лет, сможет преодолеть
тяжелый дальневосточный профидь, Нам д8-
же предлагали другой локомотив, но мы
отказались от него. Состав нв имел в пути
ни одной поломки. Локомотив пробежал

*

*

2.100 километров и теперь находится в от-
личном техническом еостоянии...

Горячо благодарили моряки комсомольцев.
На борту корабля мы встретили. своих зем-
ляков. Они © большим. интересом раеспра-
шивали о жизни колхозников, шахтеров,
лесорубов Читинской области, просили пе-
редать письма знатным стахановцам.

Волнующая зстреча произошла е коман-
дующим Тихоокеанским флотом вице-злми-
ралом А. С. Фроловым. Командующий инте-
ревовался жизнью молодежи нашей области,
«Готовьте нам, друзья, побольше моряков,
идейно закаленных, политически грамотных,
физически сильных», —напутствовал он нас
и в знак благодарности за помощь флоту
подарил делегации модель корабля, искусно
сделанную моряками.

Весь экипаж провожал sac. Ho рельсам,
проложенным на пирсе, к кораблю подошел
наш локомотив. Снова стихийно возник ми-
тинг, передняя площадка паровоза превра-
тилась в импровизированную трибуну. Ком-
сомольцы корабля передали делегации худо-
жественно оформленный фотоальбом экипа-
жа. В вагон нам принесли продукты, свеже-
испеченный в корабельной пекарие хлеб...
Отовсюду слышались возгласы: «До ветречи,
друзья! Лю ветречи!».

Сквозным маршрутом

Позади 5.800 километров пути — став-
ция имени Кагановича — Владивосток ——
Чита. От берегов Тихого океана забайкаль-
цы также вели груженый состав. Они уже
ознакомились с тяжелым дальневосточным
профилем, и в пути бригады дали высокие
показатели,

Замечательные люди молодежного коллек-
тива решили успех рейса. Помощники ма-
шинистов Николай Тринченко, Станислав
Приленский и Федор Шульга впервые вели

`  Я здесь вдохновлен новизною знакомой,

Улицы Курска

Всем сердцем влюбленный в небыструю.
Тускарь,
В грядущем не ведая бед и атак,
Наверное, прозвище улицам курским
Придумал какой-нибудь славный чудак.

И было потом хорошо новоселам,
Пришедшим на склоны горушки крутой,
Селиться на Мирной, гулять по Веселой
И свататься к девушкам на Золотой.

А мне побратимы в года расставаний
Поведали как-то в рассказах своих
Нехитрую ласковость добрых названий ‹
И давнюю милую молодость их.

Я пил свою воду из горьких колодцев,
Упрямо мечтая, что юность верну.

С Малиновой улицы гордому хлопцу

И жителям Мирной, познавшим войну.

Мы встретились, город! Я вижу приметы,
В которых читаю твое торжество:
Колонны у нового Дома Советов

M Доску почета напротив него.

Дыханием общим со всею страной...
Спешу по Веселой на пленум райкома,
Явившись по вызову в Курск с посевной.

Серьезный товарищ из детского сада,
 Случайно попавшийся мне по. пути,
Сказал, что он здешний и знает, как надо
По улице Ленина к Мирной, пройти,

Марк СОБОЛЬ.
РЕБ

Врачебный пункт
в горном селе

Высоко в Талышских горах расположено
село Прембель Ярдымлинского района. Кру-
гом возвышаются скалы. Добраться сюда
можно по узкой горной тропе пешком или
верхом на лошади.

До ‘революции жители села были лишены
медицинского обслуживания. Царское пра-
вительство не заботилось о здоровье гор
цев. Если случалось кому-либо заболеть,
‘приходилось ехать к врачу за сотню кило-
метров, в город Ленкорань.

Теперь в селе Прембель организован вра-
чебный пункт. Им заведует комсомолка. Ме-
дина Абузарова, окончившая Азербайджан-
ский медицинский институт.

В ведении врача — два акушерско-фельл-
шерских участка. Они обслуживают горные
села, отдаленные от районного центра и рас-
положенные на высоте 1500—1800 метров
над уровнем моря.

Врач-комсомолка выступает © лекциями и
беседами среди колхозников. Она завоевала
широкую популярность у населения,

К. ХРОМОВ,

=O:
По следам выступлений

«Комсомольской правды» .

«Ребят не пускают
в их дворец»

Под таким заголовком в «Комсомольской
правде» было опубликовано письмо ученика
второй пинской школы В. Березина. В пись-
ме говорилось, что в городской Дом пионе-
ров пускают не всех ребят, что железнодо-
рожный клуб, считающийся молодежным,
посещать школьникам запрещено, что для
старшекласеников в городе не проводится
ни лекций, ни докладов; нет для ребят и
спортивных площадок, :

Пинский областной комитет комсомола
обсудил это письмо. Факты подтвердились.
Обком провел с работниками Дома пионеров
совещание. Сейчае Дом пионеров укомплек-
тован высококвалифицированными ‘работни-
ками. В помощь ребятам, готовящимея к
экзаменам, библиотека дома подобрала
учебники, художественную литературу. Есть
комната для. занятий, проводятся консуль-
тации учителей Для старшекласеников
устраиваются доклады и беседы на научные
темы, организуются литературные вечера.

В железнодорожном клубе проводятся
комсомольские «четверги». На доклады и

школьники.
Сейчас в Пинске заканчивается строи-
тельство мололежного городского клуба.

БА _

поезд на новых сортах тощих углей: «ар-
тем», «сучан», «артем-ряловой», и, несмот-
ря на это, сэкономили много топлива. На
многих участках товарный экспресс шел со

скоростью пассажирекого. Котел локомоти-  ’

ва питалея волами различной жесткости; но
бережный уход обеспечил сохранность ма-

шины. Промывку котла бригады сделали.

сами е отличной оценкой. Тщательно сле-
дили за состоянием локомотива кочегары
Василий Typanos. Владимир Гордиенко,
Иван Косяк.

`Веюду на станциях локомотив окружали
толпы народа, Железнодорожеики с восхи-
щением отзывались 0 нашей  поезлке.
5.800 километров пройти без захода на меж-
поезлной ремонт!

Сквозной пробег дал 30 тысяч рублей
экономии: на 5 часов в сутки была увели-
чена полезная работа локомотива и на 245
километров перевыполнен среднесуточный
пробег, существующий на дорогах Дальнего
Востока. Подечитано, что потребовалось бы
29 паровозов, чтобы доставить уголь к бе-
регам Тихого океана сменными машинами.

Возвращаясь в Забайкалье, мы узнали,
что на Лальневосточной и Амурской маги-
стралях пересматриваются существующие
технические нормы. Люли искали новые пу-
ти повышения производительности труда.

Паровозникам помогли поездные и кон-
дукторские бригады. Вагонные мастера Иван
Разумов, Леонид Яковлев, Александр Долин
организовали безотцепочный ремонт вагонов.
Главный кондуктор. коммунист Федор Пав-
лович Попов на станции Хабзровек предот-
вратил повреждение вагонов. Его опыт осво-
или и применили в рейсе молодые старигие
контуктора Конев. Мартынов, Глаздовский.

ем
* а

Недавно делегация подшефного корабля
панесла ответный Визит читиноким ROM-
сомольнам. В составе ев были лейтенант
Алоксанлр Буль, отличники боевой и
политической подготовки  гГлавстаритина
(емен Воронкин, старшина первой статьи
Влалимир Томаровский, старший матрос
Иван Романов, матрос Николай Клановеп.
Комсомольцы Забайкалья тепло приняли
моряков, Гости побывали у студентов Чи-
тинского педагогического института и в
других комсомольских организациях.

лекции, просмотры кинофильмов, обсужде-
  ние книг и постановок приглашаются и

ФЕЛЬЕТОН

БОРИНА МАМА.

Сообщая мне эту новость, Борисе Rapes
был подавлен. Он сдвинул на затылок шля-
пу с непомерно большими полями и еще раз
повторил с надрывом:

— Понимаете, я не у дел.
— Позвольте. Ведь вы артист?

— Нет/— со вздохом ответил Карев‚—
уже не артист. :

— Почему?

— Лолгая история. -
Это действительно долгая, но и весьма
поучительная история.

Беда произошла от собственной ‘роди-
тельницы. Еще в далеком прошлом, будучи
вдвое моложе и вдвое энергичнее, мама
пылко взалась за устройство счастья сво-
его сына.

Охнажды инженер Николай Евгеньевич
Карев увидел в глазах своей жены фана-
тический блеск и услышал от нее много-
значительную фразу:

— Я твердо верю в то, что мой мальчиь
будет знаменит. =

— Ho, позволь,— щуря добрые глаза,
возразил Николай Евгеньевич, -— ведь на-
шему Боре воего одиннадцать месяцев. .

— Нуи 90 же! Когда ему исполнится
одиннадцать лет, будет уже поздно.

— Как же ты думаешь действовать? —
поинтересовался. отен,

— Очень просто, —е живостью’ отозва-
лась Клавдия Васильевна.— Лучшим сред-
ством является кино. Только вчера сестра
помощника режиссера Клюева сказала, что
У Бори очень фотогеничное лицо.

на жену, & она уже начала действовать.
Влавдия Васильевна пустила в ход все
‘свои связи и, добившись аудиенции у ху-
дожественного руководителя киностудии,
настояла Ha CBOCM: B HOBOM фильме героння
возила в коляске годовалого ребенка — это
был Боря. Клавдия Васильевна чувствовала
с6бя героиней дня и обращалаеь к знако-
мым, а равно и в незнакомым со стерео-
типной фразой: о ^

— Ram Bu находите моего сына? He
правда ли, он великолепен?

Когда Боре минуло четыре тода, Влавлия
Васильевна решила, что он будет виолон-
челистом,

— Скрипачей-вундеркиндов много, —
говорила она— а о виолончелистах я что-
то не слыхала. Пусть Боря будет первым.

Вупили виолончель. Клавдия Васильев-
На чуть ли не со слезами на глазах умо-
лила известную артистку заниматься © ве
сыном. Инструмент оказался в два раза
больше Бори. Мальчику подставляли етул,
он взбирался на него и, глотая слезы, ни-
лил по три часа в день.   -

После неудачи на музыкальном фронте
Влавдия Васильевна решила, что ее сыну
предначертано быть поэтом.

— Вы понимаете, —= захлебываяеь, го-
ворила энергичная мамаша,— я чуветвую,
что у него есть поэтическая. жилка.

Николай Евтеньевич с опаской посмотрел

Уступая настойчивым просьбам родИ=

тельнипы, Боря сочинил стишок:

По улипе бежала лошадка,
А на столе лежала шоколадка,

...Наступило время, когда Боре надлежало

итти в школу. Клавдия Васильевна коле-

балась:

— А может быть, похлопотать о приеме
в хорвографический техникум?

Тут Борин папа стукнул по столу е таз
кой энергией, какой никто от него He жлал:

— Bee это вздор. Боря будет учиться
в обычной школе, как все мальчики.

‘B Бориной жизни наступила чудесная
пора: он учился хорошо, был способен. в
математическим наукам, любил физику,
успевал по русскому языку. Нельзя ека-
зать, чтобы Боря окончил десятилетву бле-
стяще, но все же окончил.

Возможно, Борис Карев поступил бы в
институт. Но тут снова на арену выступила
Клавдия Васильевна:

— Сцена — вот его истинное призваз
ние, — с былой экепансивностью утвержда-
ла мамаша.

Инженер Карев не проявил должной твер-
дости, не повлиял на жену. А так как Бо
рис увлекался театром и, как ему казалось,
недурно играл в школьных спектаклях, то
Ч он согласился с матерью.

Снова были пущены в ход знакомства:
Усилия Клавдии Васильевны и на сей раз
увенчались успехом — ее сын был зачис-
лен во вепомогательный состав драматичез
ското театра.

За лва года Карев сыграл только одну
Вель.

Однажды Карева вызвал художественный
руководитель‘ театра. Он пригласил молодо-
г? человека присееть и со свойственной ему
решительностью заявил: :

— Борис Николаевич, голубчик, не вый-
дет из вас актера, верьте моему слову. Вы
еще. молоды, вам всего двадцать лет. При-
`обретали бы другую профессию... Товорю.
Tak, желая вам добра...

Вот почему, когда мы встретились с Бо
рисом, он был мрачен и сообщил, что oC
‘талея не у дел.
Через несколько недель мы снова ветрез

тились с Каревым. Он повееелел и, видимо;

был доволен. жизнью. После взаимных при-
ветствий я сказал:

— Бьюсь 06 заклад, что Влавдия Ваз
сильевна устроила вас на куреы лириче-
ских теноров.

— Ч0 вы‚— улыбнулея  Борис;—@
этим уже покончено. Все мамашины атаки
отбиты раз и. навсегда.

— Ч же вы поделываете, чем зани-
маетесь? :

— Дней пять назад я поступил на aB-
томобильный завод. По вечерам решил го
товиться в институт. Правда, пропало мно
то драгоценного времени. Ну, ничего. По-
стараюсь наверстать...

Л. РОГАЧЕВСКИИ.

Очерки о Советском Закавказье

` Среди очерков о стройках послевоенной
пятилетки видное место займет книга путе-
вых заметок Михаила Ильина о поездке из
Москвы в Закавказье . Первому ‘разделу
книги предпосланы слова В. И. Ленина:
«Никогла не победят того народа, в котором
рабочие и крестьяне в большинстве своем
узнали, почувствовали и увидели, что они
отстаивают свою, Советскую власть-— власть
трудящихся, что отстаивают то дело, победа
Koroporo им и их детям обеспечит во0з-
можиость пользоваться всеми благами куль-
туры, всеми юозданиями человеческого тру-
да». Эта ленинская мысль может служить
‘ярким эпиграфом ко всей книге, повествую-
шей о. созилательном труде: советского наро-
да, о больших перспективах послевоенного
развития во всей стране и; в частности, в
республиках Закавказья.

«История закавказских советских респуб-
лик за последнее тридцатилетие — увлека-
тельнейшая глава послеовтябрьской истории
нашей родины. Это глава о том, как бес-
правная и нишая окраина Российской им-
перии превратилась в цветущие и богатые
суверенные государотва», —- подчеркивает
Михаил Ильин и убедительными примерами
доказывает это.

Форма путевых заметок отнюдь He су-
жает рамок повествования. М. Ильин не
проето фотографирует все то, что попадает
в поле его зрения. Он умеет в частном за-
метить общее, отобразить главное, сопоста-
вить с аналогичными‘ процессами в других
районах страны, сравнить с тем, что иро-
исходит в капиталистическом мире. —
Рассказывая о строительстве новой же-
лезнодорожной трассы между Москвой и Тби-

войны Северо-Печорекой магистрали, линии
Бизляр-—Аетрахань и других дорог; говоря
о преобразовании Колхиды, он ставит в один
ряд несколько строительств, показывает
значение добычи угля в Караганде, желез-
ной руды на горе Магнитной. Михаилу
Ильйну Удалось показать диаметрально
противоположный подход к людям в нашей
стране и ‘в странах капитала. Начиная
огромные ирригационные работы в районе
Мингечаура, руководители будущего строи-
тельства прислали на ето территорию
ученых-маляриологов, заставили их 0без-
‘вредить участок, оградить рабочих от
заболеваний. Не думали о судьбах рабо-
чих капиталистические предприниматели
пра строительстве Панамекого канала, и оно
обошлось человечеству очень дорого: маля-

* Михаил Ильин. «От Черного до Каспий-
ского моря». «Молодая гвардия». 1948 г.

—.

лиси, он напоминает о сооружении в годы.

рийный комар погубил в Панаме десятки
тысяч людей. «Желтая лихорадка, — гово-
рится в очерке, — нешадно косила рабо-
чих, и могильные холмы вдоль трассы ка-
нала росли куда быстрее, чем он сам, —
канал был закончен, к елову сказать, толь-
KO спустя тридцать четыре года после наз
чала работ. Но жизнь рабочего в Америке
ценится дешево, место погибших занимали
новые рабы компании, сооружавшей канал,
и кладбище за кладбищем возникали в Па-
наме, как страшный памятних людоедскому
вапнталистическому строю»,

Тюбовно, с большим знанием дела пишет
М. Ильин о строительстве новых городов,
заводов, электростанций, каналов, об ис-
пользовании вод Севана для орошения полей
Армении, о болыних работах на реке Куре,
9 садоводстве, о заводах и  шажтах, ‘0
труде ученых и простых рабочих, о перопек- .
тивах дальнейшего развития республик.
Партия, великий русский народ постоянно
помогали народам Закавказья. До револю-
ции текстильных фабрик в Армении не бы-
10. И вот в Ленинакан перевезли оборудо-
вание одной из фабрик Иваново-Вознесен»
ска. Эт дар русских рабочих молодой Co-
веткой Армении. Таких примеров приво-
дитея много, и они ярко подтверждают пра-
BHIBHOCTR вывода: «Судьбы народов Гру-
зии, Армении, Азербайджана сплелись ©
судьбой великого русского народа. Закав-
Rasbe узнало подлинную Россию — Poccaw
революционных демократов,  народоволь-
цев, Росслю маркеистов-ленинцев».

`В этой связи нельзя не упомянуть о теп=
лых остранипах очерка, посвященных в903-
вращению армян на родину. М. Ильин по-
казывает, как обездоленные и гонимые
труженики обрели в Советской Армения
свою Родину-мать. even

Примеры, факты, пифры, наблюдения,
собранные в книге, лишний раз показыва-
ют, какие грандиозные дела способен сде-
лать человек, освобожденный от сопиально-
го и напионального гнета. f

В этом большая познавательная m Boc-
питательная ценность книги М. Ильина.

He pee разделы книги написаны одина-
ково увлекательно. Схематичен, конспек-
тивно сух, например; раздел о Лагестане.
В нем больше риторики и общих фраз, чем
живых фактов и примеров. Выиграли бы от
сокращения вступительная и заключитель-
ная части книги.

Но в целом книга «От Черного ло Вас-
пийского моря» — произведение нужное и,

несомненно, заслуживающее внимания м0-
лодого читателя,
И, КАРАБУТЕНКО,

К ЮБИЛЕЮ АЛИШЕРА НАВОИ

БАКУ, 11 мая. (Наш корр.). Обществен-
ность Баку^широко отмечает 500-летие со
RHA рождения великого ‘узбекского поэта
Алишера Навои. В Азербайджанском госу-
дарственном университете проводится рас-
ширенное заседание ученого совета, посвя-
щенное знаменательной дате. Кандидат фи-
лологических наук Араслы подготовил для
очередного номера «Трудов филологическо-
го факультета» материал о жизни и творче-
стве Навои. В литературных кружках и об-
щежитиях для студентов проводятся бесе-
ды и доклалы о творчестве великого поэта.
В лектории университета прочитан доклад
о поэме Навои «Фархад и Ширин». Фунла-

ментальная библиотека подготовила витри-
ну произведений великого узбекского поэта
и его современников, статьи советских уче-
ных о его жизни и творчестве, —
Факультет языка и литературы Asep-
байджанского педагогического института к
юбилею Навои прозодит научную конферен-
цию. С докладами выступят’ студенты
Имамвердиев, Байрамов и другие.

$444640444$4944994495949494494464444444444+

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

12 мая 1948 г. 3 стр.