КОМСОМОЛЬ

СКАЯ ЖИЗНЬ

КОМИТЕТ И ЩЕХОВ

Инженера Игоря Андреева избрали сек-
ретарем комеомольского комитета Балтий-
‘ского завода им. Орджоникидзе. Впервые
ему довелось возглавить комеомольскую
организацию, 6 тому же одну из наиболее
крупных. Заводекая организация  насчи-
тывает свыше 609 юношей и девушек.
Большинство из. них — новички в комео-
More
`ленных училищ и школ 030. Hayo, чтобы
‘каждый чувствовал влияние комсомольской
‘организации, находил у нее поддержку, по-
-мощь, постоянно видел себя в окружении
чутких, отзывчивых товарищей, становил-
“CH умелым, сознательным тружеником,

Почетная и сложная задача! Сама жизнь
убеждала Андреева, что выполнить ев од-
ному комитету не по плечу. Успех дела дол-

“HEH решить боеспособность, спаянность
‘цеховых комсомольских организаций,
укрепления их и требовалось начинать.

Вскоре после того, как Андреев принял
“дела, он вотретился ‘с комеоргом сборочного
‘цеха Александром Волковым. Тот обратился
“RK нему с вопросом: }
° — Скоро ли я булу сдавать дела?
`-— Почему сдавать? — удивился Андре-
вв. >
“`В комитете ругают меня, — значит,
скоро снимут.
>” Андреев выяенил, что на заводе часто
`уенялись комсорги цехов. За год их состав
почти полностью обновился. Некоторые
`комсорги работали ‘не; больше двух-трех
‘месяцев. 910, естественно, порождало у
активистов неуверенноеть. Такое наетрое-
ние появилось и у Волкова, тем более, что
-у него ‘не было опыта, навыка в ‘работе.
`А некоторые члены комитета уже выразили
мнение: Волкова надо заменить. ый

Андреев еделал для себя правильный

‘зывол: надо учить, воспитывать актив.
-Котда в комитете речь зашла о Волкове,
Андреев сказал:
 : — Заменить ‘секретаря нетрудно. Надо
‘научить ето работать, помочь ему. К тому
же избрал его не комитет, а комсомольцы,
они же будут и освобождать, если потре-
буется. Но я ‘убежден, что необходимости
в этом нет. ‚

Секретарь комитета собрал бюро  цеховой

организации, атив. Андреев’ не выступал
-с ‘назидательной речью. Он говорил о чув-
ств ответственности активистов 38. пору-
ченное дело.
” Вместе е членами бюрю Андреев. тща-
“тельно разобралея в делах цеховой органи-
зации, Речь зашла о комсомольских -coopa-
‘ниях. Созывались они регулярно, два раза
-в месяц. Но на эти собрания являлась по-
ловинз вомбомольцев. Собрания плохо’ гото-
вились. ‘С докладами обычно выетупал на-
‘Чалеьник Цеха, который сообщал о текущих
хозяйственных делах, о выполнении про-
изволетвенного плана. Собрание больше на-
поминало совещание‘ хозяйственникоз.

— Мы и сами чувствуем, — сказал Вол-
KOB,— что такие собрания наскучили ROM-
сомольцам. Но ведь повестку дня намечает
комитет комсомола, а не мы.

Это было так. Жизнь цеховых организа».
ний регламентировалась сверху. Вомитет
комсомола намечал вопросы, которым по-

‚ свящались собрания цеховых организаций.
При этом; часто без’ надобности, во’ всех
‘цеховых организациях устанавливалась од-
Haw таже повестка дня, Игорь Андреев
понял: надо отрениться от такой практики,
больше доверять активу, развивать его. ини-
пиативу, приучать работать  самоетоя»
тельно.
_ Андреев поделился этими мыслями с чле-
нами комитета. Они поддержали его. Планы
заботы цеховых бюро были составлены по-

По следам выступлений

Sab

Под таким заголовком в «Комсомольской
правде» была опубликована корреспонден-
`ция, критикующая негодный стиль работы
секретаря Ждановского райкома Башкир-
ской АССР тов. Золотарева,

7Бюро.Башкирского обкома признало кри-
‚тику справедливой. Тов. Золотарев попирал

.- Народы советской ‘страны отмечают
500-летие со дня рождения великого узбек-
ского поэта, ученого и мыслителя Алишера
Навои, Этот юбилей — торжество  ленин-
ско-сталинской национальной политики:
Произведения Алишера Навои переводятся
на языви всех народов нашей Родины и пе-
чатаютея во многих тысячах экземпляров.
Образ-Навой только в советское время пред-
стал перед нами во всем своем ‘величии. До
революции его произведения лишь перели-
сывалиеь от руки. Воличество таких спи-
еков не превышало 100—200 экземпля-
ров. После Великого Октября тираж сочи-
зений-Навои достигает сотен тысяч, Только
за’ первые месяцы 1948 года сочинения
Навол. отлёчатаны в количестве более
300.000. экземпляров. .

„После Октябрьской революции слава’ ве-
ликого Навои распространилась по. всему
миру, 0 нем пишут романы, рассказы,
стихи, нъесы, создают кинофильмы. Ero
именем называют школы, красивейние ули-
цы, библиотеки, колхозы. Очагу кульяу-
ры —— Узбекекому государственному  уни-
верситету- присвоено его имя. В горах
Ала-Тау ееть верпеина, названная именем
Навои,

Наш народ собирался провеети юбилей
Навои в 1941 году. Но война, начатая гит-
леровсвими хишниками, помешала этому.
Олнако советский народ и в годы войны
не, забывал Навои. Даже в окопах громко
звучал ето голое.
` Великий Алишер” Навои родился в фев-
pare 1441 года в горозе Герате. В то время
3 Герат правил сын Тимура ИТахрух. Ти-
мурилы превратили Герат в хозяйственяый,
экономический и культурный центр. Oren
Навои занимал при дворе тимуридов выео-
Rue должности. Он был правителем города
Себзевара. В то время и позднее крупные
феодалыси царевичи вели межту собой
борьбу за власть. После смерти Шахруха,
в 1447 году, в стране началась неурядила,
Родители Алишера были вынуждены fe-
oe DELS OO GOSOOSSOR ESO DOE
QKOMCOMORDGKAA fPABSLAy
2 стр. 15 maa 1948 r.

вия

и на нроизводетве, выпускники ремес-.

заявил:

_ ВЕЛИКИИ ПОЭТ _
- УЗБЕКСКОГО НАРОДА.

новому. В плане комсомольской организа-
ции сборочного. цеха’ появились пункты: 0
проведении вечера молодежи в общежитии,
0 создании коллектива художественной са-
модеятельности. В модельном цехе комсо-

мольцы наметили. молодежное собрапие на  .

тему: «Наша любимая Родина», в котель-
ном — решили организовать ветречу. трех.
зтоколений. В механическом цехе вомео-
мольцы предложили организовать шефство
старых рабочих над новичками, которые
недавно пришли на завод. : ey
`Надо было помочь цеховым организациям
осуществить эти планы, поддержать ипи-
циативу комсомольцев, сделать опыт луч-
ших организаций достоянием всех.
На первых порах возникло немало трух-
ностей. В токарно-механическом цехе ком-
сомольцы выявили неполадки и сообщили
о них начальнику цеха тов. Сизову. Тот
— Не вмешивайтесь не в свои дела.
Комитет комсомола, узнав 06 этом, обра-.
тилея в партийную организацию. Началь-
нику цеха указали на недорустимость таз
кого’ отношения в инициативе молодежи.
Предложения комсомольцев были привяты.
(Сейчас в цехе наведен порядок. Поддержка
комитета и партийной организации овры-
дила комсомольский актив цеха: Активисты
стали увереннее и смелее поднимать вопро-
вы, связанные © улучшением производства.
Хорошую инициативу проявили. комсо-
мольцы механического цеха; Вомсорг, Алек-
вандра Кузьмина. нонросила товаря Ивана
Павловича  Айвик рассказать‘ молодым. про-

изводственнивам о своем. опыте. АйвиЕ BOT

уже 25 лет обслуживает один станок, вото-
рый еще ни разу не был в вапитальном
ремонте. x

Tar nauadoch WepcTBe BeTepaHoB 3aB07a

над молодежью. Это. дало. замечательные

результаты. Юноши и девушки учатся у
кадровиков не только ремеслу, но и opra-
` визованности, трудовой культуре, бывают
в их семьях, вместе с ними ходят в театр,
выезжают. за город на прогулки:

Комитет поддержал эту инициативу. На
совещании комеоргов. Александра Кузьмина
раесказала, ках организуетея шефство, ка-
кое участие в этом принимают комсомоль-
цы. Вскоре на заводе началось массовое
движение за повышение квалификации. мо-
лодожи, Здесь создан совет старейших, В03-
тлавивитий шефетво. Теперь сотни старых
балтийцев помогают юношам и девушкам
стать квалифицирванными строителями
советского флота. ats

На конкретных примерах комитет ROMCO-
Moxa приучает актив работать творчески,
больше проявлять самостоятельности, сме-
лее браться за дело, Бомитет устраивает
собеседования комсоргов, на которых ови
рассказывают о своем опыте, делятся Haq
блюдениями, мыслями об улучшении KOM-
сомольской работы.

©
Влумчивая работа ©, активом, деловая

помощь цеховым организациям, диференци-
рованное руководство ими-—— такой путБ
избрал заводекой комитет комсомола, чтобы
укрепить цеховые организации, улучшить
комсомольскую работу на предприятии, сде-
лать ее более содержательной, пелеустрем-
ленной. { ;
Правильный путь! 06 этом свидетель-
ствуют отрадные перемены в жизни завод-
ской. организации. da последнее время она
значительно окрепла. Увеличился приток
молодежи в комеомол. Новысилаеь органи-
заторекая роль комеомольцев на производ-
стве, Интереснее, содержательнее стала
внутриеоюзная жизнь. al
3 А. КОЖИН. -

Ленинград:

————Пы——ы—=——-

«Комсомольской правды».

«ГРОЗНЫЙ СЕКРЕТАРЬ»

принцины комсомольской демократии, адми-
вистрировал, допускал грубые окрики, В ре:
зультате принизилась роль бюро как органа
коллегиального руководства, ослабла ком-
сомольская ‘дисциплина. Золотареву об’яв-
лен выговор.

жать из’ Хораеана в Ирак. Там им жиловь
очень тяжело.

В 1452 голу, когда Гератом овладел
нулась в столицу Хораеан. Родители Али-
шера рано отдали сына в школу. Способный
мальчик училея хорошо. В  совериенстве
изучив персидский язык, он вскоре начал
писать стихи Ha узбекском и переидеком
языках. Узбекские стихи он ‘подписывал
псевдонимом «Навон», ‘а персидекие—псев-
донимом «Фани». В 18—19 лет слава
Алишера распространилась по всему Гера-’
ту. В 1454 году: он постунил на службу в
Абул-Васим Вабуру и получил доступ во
дворец. Навои познакомился, е выдающими-
ся поэтами того времени, совершенетвовал
свои научные знания и талант. В 1457 году
умер Абул-Касим  Бабур, Воспользовав-
птись его кончиной, празитель Самарканда
Абу-Саих в 1459 тоду пошел походом из
Хорасан. Завлалев этой страной, он перенес
свою столицу из Самарканда в Герат. Абу-
Саид был защитником и’ надежной опорой
реакционно настроенных крупных 4феода-
лов. Он преследовал прогрессивных лоэтов

иж

хеде, Проведя здесь, 7—8 тяжелых лет, он
вернулся в Герат, Но Абу-Саид не позволил
exy остаться в Герате и в 1467 году сослал
поэта в Самарканд. Дяди Алищера по ма-
тери поддерживали царевича Хусейна Бай-
кару, боровшетося с. Абу-Слидом за власть
(Хусейн Бзйкару был школьным товарищем
Алишера Навои), поэтому Абу-Саид недовер-
чиво относился к Алишеру и всячески
унижал уже известного тогда поэта,

Живя в Самарканде, Алишер слушал
лекции знаменитого ученом  Фаззулаха,
изучал историю и закоповедение, Своими
стихами оп енискал уважение самарканд-
пев, Абу-Саид, однако, попрежнему вра-
ждебно относилея к Навои. Он приказал
правителю Самарканда Ахмеду Хаджибеку
вести за ним неослабное наблюдение,

Бак ни тяжело жилось Алишеру в Самар-
канде, он никому не жаловался. В 1469 ro-
ду, после смерти Абу-Саида, Хусейн Бай-
кару в кровавой битве овлалел Хорасаном и
сделал Герат. своей столицей, Прожив два е

ии

ЫЕ ОРГАНИЗАНИИ    .

Абул-Касим Бабур, семья Алишера вер-.

и ученых, Алишер в то время жил в Меш-.

Жжет солнце терпкое на древних
площадях.

В Герате камни пропитались зноем.

Хотя жара гнетет здесь все живое,

Не сохнут в зное страсти и сердиа.

И люди многоликою толпою ^

Стоят у. шах-ин-шахского’ дворца.

Они к двору потоками спешат

С базара пестрого, прекрасного, как
Где образцы тоичайшего фарфора

В руках китайцев песнями звевят,
Где фруктов ослепительные горы
Под! солнцем; словно ‘в пламени, горят”

сад,

’ Рубиновыми зернами грават, ‚

Султан. ли завершает свой поход?
Каких событий в государстве: ждет
Здесь, у дворца, собравшийся народ?
Герах! В кипящей буре ожиданий
Людское море ‘бьет о твой порог, -
И множество трудолюбизых ног
Цлифуют камни древние твои,

И словно лучшее из всех преданий
Несется весть: вернулся Навон! —

И люди именем его горды!
И славной мудростью его богаты! .
На площади бурлящего Герата
Стоят. без дела продавцы воды, —
Томятся люди, но иною жаждой,
`И каждый ждет, надеждой ‘дышет

Hae ни каждый...

Из-за дворцовых мраморных колонн
К ним вышел Навои. Он удручен,
Обильно сеял доброе зерно, ° `
Но добрых всходов нё несло оно.
‚ Пустые почести он презирал. »

О государстве Навои мечтал,
Где всем принадлежала бы вода.

Анатолий ИМЕРМАНИС,

К тому, чтоб одинаковый закон

Нал всеми властев был, стремился ом,
Чтоб в изобильи дать народу ;
Все реки свастья, а не только воду!

Он людям пел о временах, когда
Пески. пустыни ‘оросит вода,

Когда зеленые ‘ковры садов „
Украсят эти мертвые пески.

Он, как жемчужины, на нить строки
Нанизывал слова своих стихов.
Его Фархад народу счастье нес,
Его Фархад свергал с пути утес,
Чтобы лески водою. напоить,

И в золотые нивы превратить.

Земли коснулся складками одежд...
Неизмерим: простор его надежл.
Дум Навои высок орлиный взлет,
Как кипарис, ушелший в поднебесье.
И руки простнрал-к нему народ,
Благословлял его мечты и песни:

О, друг дехкан, защитник бедняков!
Пусть сбудутся мечты твоих стихов!
Свершатся пусть, бессмертный Навои,
Все замыслы великие твои!

`Он верил в то, что воспевал в стихах,
Он знал, что ви сановники, ни’ шах,
Лишь сам народ его Фархадом будет,
Достанет воду, счастье сам добудет,
И в то зерно, это бросил он в народ,
Он верил, что оно еще взойдет!

и
Входи же, Алишер,
В наш общий бад прекрасный!
И убедись: ты верил не напрасно!
Все замыслы великие. твом .
Сбылись теперь, бессмертный Навои!

Перевел с латышского
Григорий ГОРСКИЙ.

‚ К юбилею Алишера Навои московские
излательства выпустили ряд новых книг.
Среди них: — a
Алищер Навои; Пять поэм. Редакция
Александра Дейча и Льва Пеньковского.
Вступательная (’ статья Е. ° Бертельса.
Стр. 671. В книге’ помещены‘ отрывки из
поэмы  «Смятение праведных» (в переводе
М, Тарловского), поэмы «Лейли и Меджнун»
(в переводе С. Липкина), «Фархад и Ширин»
(в переводе Л‚` Пеньковского), «Семь пла-
нет» (в переводе С. Липкина) и отрывки
из поэмы «Вал Искендера» (в переводе
В. Державина). Издание хорошо оформлено
и иллюстрировано, снабжено комментариями
и специальным указателем. ‘.
Алишер Навой. Лирика. Под редакцией
проф. Е. Бертельса и Л: Пеньковского.
Стр. 187. Это первый сборник лирических
стихотворений . великого узбекского поэта

„ ТОАГА

Алишера Навои на русском языке. В книге
помещены газели, песни о. виночерпии,
мухаммасы и рубайи. Предисловие написано
Е. Бертельсом. Переводы произведений
Навои сделаны П: Антокольским, М. Зама-
ховской В. Звягинцевой, П. Карабаном,
Н. Лебедевым, С. Липкиным, В. Любиным,
Б. Пастернаком, Л, Пеньковским, В, Пота-
повой, В. Рождественским, С. Сомовой,
Т. Спендиаровой, Н. Ушаковым.

Навой. Избранные ‘произведения. Под
общей редакцией Ал. Дейча и Л. Пеньков-
ского. Вступительная статья: и комментарии
Айбека и Ал. Дейча, Стр. 443.

‚ Алишер Навои. Лейли и Меджнуя. Перё-

‚ вод С. Липкина. Под редакцией М. Айбека.

Комментарии и консультация издания
В. Бертельса. Предисловие С. Липкина,
Стр. 190.

т

.

Алишер. НАВОИ.
Портрет работы художника В. КАЙДАЛОВА,

лишним года в Самарканде, Алишер прибыл
в Герат и начал службу при дворце Ху-
сейна Байкару. Хусейн Вайкару относилея
& Алишеру с болыпим доверием и назначил
его «правителем печати».

Векоре войны разгорелись в новой си-
лой: Олин из потомков Шахруха, Ядтар-бек,
в 1470 году поднял в Астрабаде восотание
против Хусейна ВБайкару. В это же время
жители Герата также. восстали против неза-
конных налогов и притеснений. Услышав
06 этом во время похода против Ядгар-бе-
ка, Хусейн послал в Герат своего друга
Алишера: И: тот увидел, как жестоко угне-
тают народ чиновники и беки. Ему удалось

добиться отмены незавонных налогов и на-

казания жестоких беков. Оказав помошь
народу, он приобрел всеобщее уважение.
Ядгар-бех, неоднократно терпевигий пора-
жения от Хусейна, все же не прекращал

боры ‘за. власть, С помощью про-
дажных ‘военачальников Хусейна on
даже ‘овладел Гератом. Зная, что раз-

дроблению страны на мелкие владения
ухудшает и 063’ того тяжелое положение
народа, Алишер активно участвовал в по-
давлении мятеж» Ядгар-бека. Однажды
ночью в мечом в руке он проник в =оме-
щение, где спал Ядгар-бек, и, взяв царе-
вича в плен, доставил его Хусейну.
Великий тосударетвенный деятель, Али-
шер Навои всей душой сочувствовал наро-
ду. Он строил дворцы, мосты, школы, боль-
ницы, проводил каналы, чтобы  овосить
безводные степи. Собирая вокруг себя поэ-
тов, он оказывал им материальную и MO-
ральную поддержку, стал покровителем ху

А й ученых, Пламенные слова поэ-
at

Вели ты человек, не называй человеком

Того, кто не скорбит о горе народном, —
были органически связаны с его дейетвия-
ми. Будучи государственным деятелем,
Алишер всегда находил время для творче-
ства, для повышения своих знаний. Однако
вто заслуги вызывали недовольство пред-
составителей черных сил, властвовавших во
дворие Хусейна. Они всячески пытались
унизить Навои, представить его в ложном
свете перед. Хусейном. Навои бесстрашно
выступал против реакциоперов, заботясь об
интересах варода, поддерживая честность и
отстаивая справедливость. Отражая в сво-
их стихах надежды и чаяния народа, он
постоянно говорил:

От жестокого не жди верности,
„. От развратника не ожидай стыда.

ся от ‘дворцовой должности визиря и все-
цело отдался творческой деятельности. Он
создал ‘такие жемчужины поэзии, которые

туры, он впервые паписал. на узбекском
языке ‘«Хамсе» («Пать  поэм»).. Развивая

энергичную деятельность, чтобы утвердить
узбокский литературный язык, Навон сло-
мал старые традиции (в те времена. узбек-
ские поэты цисали на арабско-персидеком
языке, господотвовавшем в литературе).

Знаменитые стихотворцы того времени п

последующих веков следовали примеру
Навой, называя его своим учителем, сладко-
звучным соловьем в саду. поэзии. Чрезвы-
  чайно слособный, ‘обладавший исобыЕко-

‘ты. Однако ни одного молодого шахтера в

ходящему на шахту, как известно,
тается зване— 300 рублей, сроком на
шесть месяцев. Тщетно ходил

В 1476 году Навои совершенно отказал-

обогатили сокровищницу мировой’ литера-

РАВНОДУШ

На шахтах Кузбасса бюрократически.

Петр Зотов окончил школу 030 nu стал
шахтером-навалоотбойщиком. Вместе со сво-
ими сверстниками он пришел из шахту име“
ня Кирова — одну из крупнейших в Вуз-
блосе. Сюда были присланы на работу 600
выпускников из трех школ ФЗО.

— Поместите их вуда-нибудь, —прика-
зал начальник шахты Осокин своему заме-
стителю по кадрам Чурсину. .

Но новичков’ даже «куда-нибудь» Be по-
местили, Побле трудового дня Петр Зотов
епал в раздевалке, Некоторые устроились
в душевой и других подсобных помещениях.

Зотову повезло; ему с товарищами Уда-
лось снять «угол» в частной квартире на
Боевой улице. „Другие новички больше не-

дели оставались В лушевой и в раздевалке.

Некоторые живут там и поныне,
— Кажелея, вое ребята подыскали себ

уголки на частных квартирах, — неуверен: ,

но говорят в отделе кадров.

Заместитель начальника шахты по 06-
щим вопросам тов. Васильев. в свое время
обещал, что снятые «углы» будет оплачи-
вать шахта. А через две недели на KOMCO-
мольском собрании он заявил, что шахта
возьмет на себя только 50 процентов кварт-
платы. Молодых шахтеров заверили, что
уголь им будут подвозить на квартиры, но
до сих пор не дали ши грамма; He достав-
ляется также и вода. Большинство нович-
ков не имеет кроватей. .

Министерство обязало руководителей
шахты вселить выпускников школ ФЗО
в отремонтированные общежития-интерна-

общежитие не пустили. ‚
— Для молодежи у нае общежитий нет, —
говорит Осокин. — Не построили еще...
План строительства общежитий срывает-
ся. За последний год построен лишь... 060б-
няк начальника шахты Осокина.
Каждому выпускнику школы ФЗО, при-
пола-

и Петр Зотов
п его товаринти за авансом, Их заявления

главный бухгалтер Александровекий про-

сто уничтожает.

НЫЕ ЛЮДИ

относятся к выпускникам школ ФЗо
После шести месяцев работы из шаху

выпускники тикол ФЗО имеют право ва 1

лучение сеулы. Между тем молодежь, окон.
чившая TRON осенью, напрасно обиваи
пороги кабинета Алекеаилровевото. Cnepy
бухгалтерия. требовала справки 13 школ 1
другие документы, А вынче, разглядыву
эти справки, Александровский говорит:

_ (Обошлись без ‘аванса — обойдумя 1
без ссуды.  .

Приказ министерства о том, чтобы мол.
дых рабочих, окончивлих штойу $30, зе.
пользовали только по основной специальни
сти, грубо нарушается,

На шахту имени Кирова в числе выпу.
ников ФЗО пришли двадцать помощников
врубмашинистов-—тоемвадиать из них п»
ращены в чернорабочих. Комсомолеп Ана
лий Пронин получил сиециальноеть кр
пильшика, & его заставляли подносить лы,
Из 16 крепильщиков группы, в комом
училея Пронин, одиннадцать работают в
по специальности. Александр Худов учили
на забойшика, а ему поручили носить т
HY, лес.

В приказе № 421 министр требовал вн,
делить и закрепить 33 молодыми! рабочими
постоянный исправный инструмент. жи
ко. за очень редким исключением, новичтлу
никакого инструмента ве дают. Молой
забойшик Николай Турчанинов раз пятял.
Tare обращалея к начальниыу участка Jy.
мякову за инструментом. В конце Rony
Турчанинов вынужден был купить на рык.
ке шахтерскую лопату и приобрести Kain
и топор.

В результате такого бездушного, бор,
кратического отношения к молодых шали.
рам в течение месяца 53 выпускника ши
30 покинули шахту,

На других шахтах Вузбзюеза к выпу
хам школ ФЗО относятся не лучше, Oh
этом хоропю знают в Министерстве угл
ной промышленности восточвых  районо,
однакю до сих пор ничего не сделано, чт
бы улучшить положение мололых фабочих,
Н. ДАВЫДОВ,
Кемерово,

с помошью

Многие молодые рабочие Магнитогорского

металлургического комбината самостоятель-
но изучают биотрафии Ленина и Сталина,
знакомятся с произведениями классиков
марксизма-ленинизма.

Слесарь основного механического цеха
тов. Вузнецов за последнее время прочитал
работу В. И. Ленина «Шаг вперед, два ша-
та назад», первый том Сочинений Й. В.
Сталина, книгу Энтельеа «Происхождение
семьи, частной собственности и тосудар-
ства». Регулярно по вечерам занимаются в
читальном зале Центральной библиотеки
металлургов слесарь прокатного цеха
Михаил Иванов. В его читательском форму-
ляре записаны книги -—— «Сталин в ТУБу-
ханской ссылке», «Оталин» А. Барбюса и
другие.

Постоянными посетителями читального
зала библиотеки являются машиниет крана
мартеновекого цеха Пелагея Зарьянова, опе-

Мемориальная

Во время номецкой оккупации в Риге
действовала подпольная комсомольская ор-
танизация, которой руководил Имант Суд-
малис, Организация имела свою типографию,
выпускала листовки, организовывала побеги
военнопленных, помогала им связываться с

партизанами. Во время митинга, организо-

ванного немцами, комсомольцы подложили
бомбу под трибуну для «почетных» гостей,
`_В 1944 году руководители организации
Имант Судмалис, Джемс Банкович и Малде
Скрея были арестованы гестапо. Малдса

БИБЛИОТЕКИ

ратор прокатного цеха Людмила Полом,
вальцовщик Федор Рябчиков и другие и
‘лодые. рабочие. Они особенно интересуют
книгами о жизни и деятельности Ленин

Ти Сталина,

Работники библиотеки тов. Константы
новская, Чунова, Новикова, Петренко sa
ботливо подбирают для юношей и девуш
необходимую литературу, проводят бесы
и консультации, устраивают  выстави
книг. На постоянной выставке «Велики
содружество» молодые читатели могут ай
ти книги, брошюры, иллюстрации, отобра»
жающие различные периоды жизни Ленин
и Сталина, библиографические справочним
и рекомендательные списки художествеи.
ной и политической литературы, катки
аннотации основных произведений клас.
ков маркеизма-ленинизма.

И.. МАКАРОВ,
Магнитогорск,

доска в школе

На-днях в 8-й средней школе имени Рай
ниса состоялось открытие мемориальной
доски. На доске высечен следующий текс!

«Комсомольцы средней школы имени Рай
ниса Малдс Скрея и Джемс Банкович пол
руководством Иманта Судмалиса боролись
против немецких оккупантов и погибли
смертью ‘храбрых за освобождение Сове’
ской Латвии»,

На митинге выступили секретарь ПК
КСМ Латвии тов, Черковский и секретарь
Рижского горкома комсомола’ тов, Озолинь

Скрею замучили в застенке, а Судмалиса и   которые рассказали о работе героев-комео

Банковича повесили,

мольцев в тылу у немцев,

венным талантом. и трудолюбием, Алишер в  певцы и теперь поют их под звуки дочбры

течение двух лет создал пять поэм об’емом
эвыше 50.000 строк. Создавая «пятерицу»,
Навои выражал надежду, что его поэмы по-
нравятся народу и завоюют ero любовь;
Он говорил:.

‚ Пусть снизойдут они в душу людей,

Пусть примет их сердце народа.

В пяти поэмах Навои развивает идеи
патриотизма, любви в народу, верноети, гу-
манности, воспевает справедливость, про-
ливопоставляя 6е жестокости, бесправию,
славит подлинно человеческую любовь,

дружбу, помощь народу в осуществлении

его надежд и желаний.

Терои Навои-—не отвлеченные личности,
а живые люди. «Мои произведения, — го-
ворил поэт,— не пустые сказки: в основе
их лежит истина».

Навои желал, чтобы Хубейн Байка»
ру и другие правители. были справед-
ливыми, проевешенными, заботились о ну-
ждах народа, и призывал к этому. Таков
был его идеал. Навои не понимал, что его
надежды неосуществимы. В евоих стихах
поэт ©ур0зо обличал жестоких царей и чи-
новников, высасывающих кровь У народа,

0 ты, чью руку сделала власть сильней,
_ Путь твой направилея в сторону обид,
 Завесы в твоем дворце — из нитей души
и людей,

Рубин и киноварь — из. крови людей, —
товорил он, обличая жестоких ханов. и ца-
рей, которые живут за счет богатств, добы-
ваемых народом в поте лица. Иногда on
сравнивал их с драконами:

Царь — это дракон, охраняющий

сохровища мира,

В минуты гнева он мечет из пасти

огонь,

В поэме «Фархад и Ширин» Навои, поль-
зуясь богатым узбекским литературным
языком, тонкими художественными! еред+
ствами, создает яркий, живой образ ботаты-
ря Фархада. Царевич Фархад изучил see
науки. Он служит интересам народа, бее-
стрынно боретея за свои идеалы, способен
преодолеть, всякие затруднения. В. конце
концов, Фархад гибнет, став жертвой любви
к Ширин. Фархад — воплощение геройства,
вмелости, чистой любви;

Узбекский варод горячо любит героов
лоэм Навои; «Фархад. и Ширин». «Лейли и
Меджнун» — эти поэмы. оказали больштае
влияние на узбекский фольклор, Народные

народе ходит множество разнообразных
вариантов этих сказаний,
Представители реакционной, господстве
вавшей при дворе Хусейна Вайкару гру
НЫ во главе в подлым визирем Маджид-л
Дином, недовольные уходом Навои от дв
цовои жизни, стремились удалить в №
Герата, Всецело отдавшись пиртмеетвах 1
наслаждениям, Хусейн ВБайвару подчинили
влиянию этих реакционеров и слушал к
советы. Поэтому ‘великий Навои в 1487 1
ду был сослан из Терата в Acrpasan, (nan
поэт не впал в отчаяние. ( годами его 80»
чество становилось все более зрелыми
‘интенсивным. Живя в Астрабаде, он пибм
научные труды, поэмы, газели, Вто ‘пе
принадлежит  литературно-биографическя
антология «Собрание прекрасных», №
можно найти ценные сведения о 400 ут:

=.

%,

ских и персидских поэтах —— современники ,

Навои, В своем сочинении «Суждение 0
двух языках» Навои ‘глубоко послеловат
узбекский литературный язык, Это первый
научный трул по ‘узбекской лиитвиетике,
Астрабале Навои подобрал свои лире
ские стихи, написанные с юных лет до (т
рости, и составил из них сборник, «Чар
ван». Лучише каллиграфы того времени 1
реписывали этот сборник, азключающий в
6ебе более 40.000 стихотворных стро

Произведения Hanon очень многочиеле

ны. В них поэт призывает народ, юлоие
ство. изучать науки, любить родяну, поч
тать дружбу, истину, быть беспощадный!
в врагам, Многие его стихи стали adopi
MaMa MW до сих пор не утратили своей пе
ности, Навои отдал всю свою жизнь на bit

го народа. «Всеми силами боролся я nporis
жестокости и бесправия, говорил Навои

всеми силами отремился я сломить меч
етокости»; у

Навом умер в Герате в январе 1501 т
да. Тысячи людей присутствовали па М
похоронах. Прошло‘ пять веков, а Нами
  жив: Его бессмертные произведения 060
тили мировую литературу. В нашу, сом!
скую, эпоху, когда великие люди — уче
ные, ‘ноэты -— пользуются уважением ве
народов Советекого Союза, голос велико
представителя узбекской классической dU
тературы звучит осюбенно громко,

Д. ШАРИФИ,

ответственный секретарь Союз
советских пвсателёй Узбекистана,