БОРЬБА ЛЕНИНА ЗА ОФОРМЛЕНИЕ _
БОЛЬШЕВИСТСКОЙ

” Семнадцатый том Сочинений В. И. Ленина
Фодержит произведения, написанные в пе-
риод © декабря 1910 года по апрель 1912
года.

еновное содержание тома составляют
Таботы, отражающие борьбу Ленина за пар-
тию, против-ликвидаторов, тропкистов и их
пособников, борьбу, которая закончилась
разгромом антинартийных течений и оформ-
пением партии нового типа. Болышое место
в томе занимают документы, посвященные
Пражской партийной конференции, имею-
щей величайшее значение в истории боль-
шевистекой партии.

Недолговечным было торжество столы-
пинской реакции. Все сильнее становились
признаки революционного оживления В
массах. В 1911 году общее количество ста-
чечников достигло 100 тысяч; росло недо-
вольство крестьян столыпинской аграрной
политикой, особенно в евязи < охватившим
страну голодом, Осенью 1911 года Jenna
писал: «Первая полоса периода контррево-
люции явно кончилась: прошлогодние де-
монстрации, студенческое движение, голод
в деревне и— последнее по счету, но не
по важности! = стачечная волна,— все это
указывает определенно на начало поворота,
начало новой полосы периода контрреволю-
ции» (стр. 245). Ленин отмечал, что в Рос-
сии просыпается & новой жизни и новой
борьбе новая демократия — отсюда задача

революционной сопиал-демократии, PYROBO-.

дителя народных Mace B борьбе за ©в0б0=
ду: охватить своим влиянием широкие
массы трудящихся, правильно поставить
пропаганду лозунгов революционной партии
пролетариата.
- Ленин и Сталин напряженно работали но
енлочению большевистских CHI, 10 BOCCTa-
новлению партийных организаций. В стз-

тьях, докладах и выступлениях, в перепи- .

ске с местными организациями и руководя-
шими партийными работниками Ленин pa3’-
яенял особенности, своеобразие эпохи ре-
акции. Вождь партии указывал, что задачи
буржуазно-лемократической революции в
‘России не разрешены, что неизбежен но-
вый революционный под’ем, новая револю-
ция. Ленин подчеркивал, что гегемоном, ру-
ководителем борьбы всего народа ва демо-
кратическую республику, за социализм яв-
ляется пролетариат, что идея гегемонии
пролетариата. — одно из коренных положе-
ний марксизма. Ленин учил, что пролета-
риат «Как единственный до конца револю-
ционный класс современного общества...
должен быть руководителем, тегемоном в
борьбе всего народа за полный демократи-
ческий переворот, в борьбе всех трудящих-
ся и экоплуатаруемых против утнетателей
и эксплуататоров» (стр. 201). Ленин pas’-
яенял, что руководство общедемократиче-
ским движением отнюдь не означает раство-
рения в нем рабочего класса и его полити-
ческой партии. Задачей рабочего класса, яв-
ляется <. политическое воздействие на дру-
гие элементы населения в смыеле очищения
BX демократизма (когда есть демократизм)
от недемокралических примесей, в смысле
критики ограниченности и близорукости
всякого буржуазного демократизма...» (стр.

Ведя борьбу за партию, за ее револю-
пионные принципы, Ленин неустанно напо-
минал 0б исключительной роли революцион-
ной марксистской теории и марксистекой
програмы в ее неурезанном виде.

Отстанвание теоретических основ марксиз-
ма, решительная и упорная борьба < немар-
ксистекими  мелкобуржуазными течения:
ми—ликвидаторством, с одной стороны, и
«отзовизмом» — © другой, явилось 0че-
редной задачей; «решительная и упорная
борьба за основы марксизма встала опять
на очередь дня», — писал Ленин.

* * #8

После поражения революции 1905 года,
в период столыпинекой реакции, меньшеви-
хи все больше скатывались на путь изме-
ны революция, еближались с кадетами. Счи-
тая, что буржуазная революция в России
закончена, не веря в возможность нового
под’ема’ революции, меньшевики открыто от-
хазывались от революционной программы
пролетарской партии, отрекалиеь от рево-
люционных лозунгов партии, хотели лякви-
дировать, уничтожить нелегальную партию
пролетариата, растворить ее в беспартийной
массе.

Большевики во главе © ‘Лениным и
Сталиным вели непримиримую борьбу с
ликвидалорством © самого зарождения эт0-
то оппортуниетического течения.

Противопоставляя нелегальной партии
так называемую легальную, или «открытую
рабочую партию», ликвидаторы проповеды-
вали на, деле строительство столыпинской
рабочей партии, являлись проводниками
буржуазного влияния на пролетариат.

«Вопреки либеральной проповеди налтих
героев столыпинской рабочей партии, —пи-
сал Ленин, —русский пролетариат. всю свою
тяжелую, трудную, будничную, мелкую,

невидную работу, на которую осудила его

эпоха контрреволюции, будет пропитывать
всегда и неизменно духом преданности ре-
волюции демократической и революции со-
циалистической, он будет организовываться
и собирать силы для революции, он будет
давать беспощадный отпор изменникам и
ренегатам...» (стр. 210—211).

Проповедь ликвидаторов, что русская <о-
циал-демократия должна быть «не .гегемо-

Два’`года назад, демобилизовавшись из рядов Советской Армии,
Вскоре он стал лучшим агитатором в цехе №
На снимке: Николай РЫБИН читает газету

Владимира Ильича.

нейших событиях внутренней и международной ` жизни,

К выходу 17-го тома
Сочинений В. И. Ленина
т >
нией, а классовой партией», Ленин рассмат-
ривал как самый грубый вид реформизма в

русской социал-демократии, как полное ре-
негатетво. Ибо проповедывать рабочим, пи-

Cad Ленин, что им нужна не гегемония, a
классовая партия, означало проповедывать

замену социал-демократической рабочей по-
литаки либеральной рабочей политикой.

Ликвидаторам в их борьбе против партии

всяческую поддержку оказывали антипзр-
тийные заграничные групики — троцкист-
ские, отзовистекие, примиренческие. On0-
рванные от партийной жизни в России, эти

группы влачили жалкое существование, 34--

нимаяеь политиканством и интригами,
ноябре 1910 года, в противовес решению
ЦЕ 9 <созыве партийной конференции, Троц-
кий об’явил от имени своего венского круж-
ка 06 организации «общепартийного» фон-
да для созыва 06060й, «своей» конферен-
ции. Враждебность марксизму, беепринции-
ность и обывательщина — вот что об’еди-
няло элементы, группировавииеся о во-
круг Троцкого. Провал этой авантюры был
неизбежен. В заметке «0 краске стыда У
Иудунки Троцкого» Ленин разоблачал ин-
триганство и лицемерие Троцкого, старав-
шегося. под видом  «внефражционности»
скрыть ©в0е пособничество ликвидаторам.
Ленин клеймил Троцкого, как прислужника
ликвидаторов, предателя, пытающегося ра-
сколоть рабочее движение, обмануть пар-
THO, обмануть пролетариат. :

Товарищ Сталин в письме из Сольвыче-
толекой ссылки писал:  «Троцковский
блок..— это тухлая беспринцииность, ма-
ниловская амальгама разнородных принци-
пов, беспомощная тоска IjMMTHOTO
человека по «хорошему» принципу» (Соч.,
т. 2, стр. 209—210).

Произведения В. И. Ленина освещают
ero упорную борьбу ¢   омизмом в рядах
русской и западно-европейекой социал-де-
мократии. Являясь представителем РОДРИ
в Международном социалистическом бюро,
Ленин принимал непосредственное участие
в его работах, настойчиво боролея © оттор-
тунизмом в международном рабочем движе-
нии, разоблачал всю фальшь и аживость

реформистекой политики.

` Буржуазные идеологи Европы и Амери-
ки, писал Ленин, все чаще выступают ©
защитой так называемых социальных ре-
форм против идеи социальной революции;
их «новейший» лозунг-—— это «реформы
против феволюции, частичное штопанье
тибнущего режима в интересах разделения
И ослабления рабочего класса, в интересах
удержания власти буржуазии против рево-
люционного ниспровержения этой власти»
(стр. 199). В то время как социализм вы-
рее, отстоял свое право на существование
и боретея за власть, разлагающаяея бур-
жуазия, вилящая неизбежность своей гибе-
ли, «напрягает все силы, чтобы пеною по-
ловинчатых и лицемерных уступок оття-
нуть эту гибель, сохранить за собой власть
и при новых условиях» (сто. 200).
Разоблачение Лениным русско и меж-
дународного оппортунизма имело величай-
шее значение для революционного воспита-
ния передовых рабочих в тяжелые годы
столыпинской реакции. В настоящее время
правые социалисты зарубежных стран все-
ми мерами пытаются расколоть единство

рабочего класса, сорвать массовое демокра-  .

тическое движение в угоду империалисти-
ческой реакции. Произведения Ленина идей-
но вооружают международный пролетариат
на борьбу против всех видов современного
реформизма.

* ke &

Задача собирания сил рабочего класса и
подготовки ето к новому революционному
под’ему делала настоятельно необходимым
покончить с оппортунистическими течения-
ми в партии, еплотить воедино всех боль-
шевиков и оформить их в самостоятельную
большевистскую партию.

Выюлнить задачу свержения власти ка-
питалистов и помещиков и установить ©о-
циалистический строй рабочий класс мог
лить при наличии своей подлинно пролетар-
ской партии, как высшей формы классовой
организации пролетариата, партии боевой,
вооруженной передовой марксиетекой тео-
рией, непримиримой к оппортунистам.

Такую партию большевики, Ленин и
Сталин строили уже давно, в борьбе с «эко-
номистами», меньшевиками, троцкиетами,
отзовистами и прочими оппортунистически-
ми течениями и группировками. Труды
Ленина «Что делать?», «Шаг виеред, два
шага назад», «Две тактики социал-демо-
кратии в демократической революции»,
«Материализм и эмпириокритицизм», про-
изведения товарища Сталина — «Влаее
пролетариев и партия пролетариев», «Ко-
ротко о партийных разногласиях», «Анар-
хизм или социализм?» и другие сыграли
решающую роль в подготовке такой партии.
Оформление большевиков в самостоятель-
ную партию представляло вполне готовое
и назревигее дело. 7

Товарищ Сталин еще в «Письмах © Кав-
каза», в написанной им резолюции Бакин-

пришел

ПАРТИИ

- «Пиеьме в ЦК партии из Сольвычегодекой

РСДРП», которая была издана в России от

партию!», написанной товарищем Сталиным.

Николай Рыбин
13. Четыре раза в неделю он рассказывает рабочим о важ-
рабочим своего цеха.
Фото М. СМИРНОВА,

ското комитета 22 января 1910 года, в

ссылки» выдвигал созыв конференции,
издание нелегальной партийной газеты и
создание нелегального партийного центра в

России как очередные задачи партии.

Лем 1911 года, за границей, на, сове-
шании членов ЦЕ, была ‹оздана организа-
пионная комисеия по созыву партийной
конференции. В конце сентября 1911 гола
была создана Российская организационная
комиссия (РОК) — партийный центр в
России, на который ложилась задача прове-  ‘
дения выборов на койференцию. В статье
«Развязка партийного кризиса» Ленин пи-
еал: «..тлавное сделзно. Знамя’ поднято;
рабочие кружки по всей России потянулись
к нему, и не свалить его теперь ‘никакой
контрреволюционной атажой!» (erp. 311).
Предупреждая о предстоящих новых труд-
ностях, Денин призывал местные организа-
ции к сплочению вокруг Российской орга-
низационной комиссии: «Сплачивайтееь во-
круг РОК, помогайте ей созвать конферен-
цию и укрепить работу на местах. РОДРИ
пережила тяжкую болезнь: кризис. кон-
чается» (стр. 314).

В январе 1912 года в Праге соетоялаеь
У! (Пражекая) о Всероссийская партий-
ная конференция. Конференция подвела
итог всей предшествующей борьбе больше-
виков е оппортунизмом, изгнала, меньшеви-
ков и оформила самостоятельное существо-
вание большевистской партии. Товарищ
Сталин находился в это время в ссылке. Вею
работу конференции направлял Ленин. Кон-
ферендия конституировалась как верховный
орган партии и избрала большевистский
Центральный Комитет в составе Ленина,
Сталина, Орджоникидзе, Свердлова и др.
На конференции был создан также практи-
ческий центр для руководства революцион-
ной работой в России — Русское бюро ЦЕ
во главе с товарищем Сталиным.

Важнейшим решением Пражекой конфе-
ренции было решение об изгнании меньше-
виков из партии. Проект резолюции о лик-
вихаторетве и о группе ликвидаторов был
внесен Лениным и единогласно принят кон-
ференцией.

Конференция подчеркивала, что партия
революционного пролетариата является
единственной партией, которая может ру-
ководить его политическими выступления-
ми и экономической борьбой; что задачей
партийных организаций оявляетея BCeCTO-
ронняя подлержка начинающегося движе-
ния масс и расширения его «под знаменем
полностью проводимых лозунгов партии».

В целях установления тесной связи пар-
тийных организаций © массами конферен-
ция рекомендовала применение самых раз-
нообразных, гибких форм организапионной
работы, построенной на основе сочетания
нелегальной работы © легальной — в раз-
личных рабочих обществах и союзах, ука-
зала на значение издания постоянно выхо-
дящей нелегальной партийной газеты, а
также органов легальной печати.

Большое внимание конференция уделила
вопросу об участии революционной социал-
демократии в выборах в ГУ Государствен-
ную думу, определила лозунги и тактику
партии на выборах. Демократическая ` рес-
публика, конфискация помещичьей земли,
8-часовой рабочий день — таковы. были 19-
зунги революционной социал-демократии во
время ‘выборов. Они были затем выдвинуты
Лениным в его «Избирательной платформе

Всесоюзный научно-исследовательский
институт механизации сельского хозяй-
ства сконструировал новые навесные
автоматически управляемые сельхозма-
шины и орудия для трактора «У-2». Сре-
ди них — двухкорпусный плуг на крюч-
ковой раме, чизель-культиватор, окучник
четырехрядный, квадратно-гнездовая ку-
курузная сеялка. Управление этими ору»
диями производится гидравлическим ав-
томатсм, смонтированным на залнем
мосту трактора. Смена орудий занимает
1—2 минуты. На снимке: трактор «У-2»
с навесным двухкорпусным плугом в
работе. ото Г. ВОРОНОВА. (ТАСС).

_вВ КОМСОМОЛЬСКИХ.
ОРГАНИЗАЦИЯХ

Комсомольцы выходят на стройки

Многие уголки Москвы преображаются
буквально на глазах: вырастают новые до-
ма, сады, аллеи. Реконструируется одна из
самых оживленных магистралей Москвы —
Ленинградское шоссе. Каждый комсомолец
Ленинградского района решил отработать
на стройках 2 часа. Массовые выходы на
строительство молодых рабочих проводят-
ся регулярно.

Поездка в подшефный район

Недавно бригада комсомольцев Тимиря-
зевского района выезжала в подшефный,
Малинский, район Московской области, На
слете молодых передовиков сельского хо-
зяйства бригада вручила подарки лучшим
стахановцам полей. Москвичи дали KOH-
церт художественной самодеятельности.
Они пригласили к себе в гости 14 лучших
школьников района, которые пробыли в
Москве несколько дней, посетили Музей
В. И. Ленина, катались на пароходе HO ка-
налу имени Москвы, побывали на выставке
детского изобразительного искусства,

>

Своими силами

Комсомольцы мотоциклетного завода сто-
лицы решили оборудовать спортивный горо-
док. Помогать им вызвалась вся заводская
молодежь. Работа уже началась: разбивают-
ся волейбольная, баскетбольная и городош-
ная площадки, делаются брусья, турники и
другие спортивные снаряды. Уже проведены
первые соревнования физкультурников.

Беседа инструктора

Молодые рабочие нефтебазы попросили
инструктора Пролетарского райкома Москвы
тов. Обаренкову рассказать, как живут ком-
сомольцы других предприятий района.
Тов. Обаренкова подготовила беседу на те-
му: «Молодежь района в эти дни». Она
рассказала, как работали в июле комсо-
‘мольские бригады Метростроя № 4 и авто-
завода имени Сталина, как многие комсо-
мольцы без отрыва от производства за-
кончили 10-й класс вечерней школы,

имени Центрального Комитета партии и
распространялась вместе < листовкой «За

По окончании Пражской” конференции
Ленин писал Горькому в феврале 1912 го-
да: «Наконец удалось — вопреки ликвида-
торекой сволочи возродить партию и ee
Центральный Комитет, Надеюсь, Вы порз-
дуетесь этому вместе с нами».

Партия укрепляется тем, что очищает
себя от оппортунистических элементов —
таково одно из основных положений боль-
шевистекой партии, как партии нового
типа. «Если бы в рядах пролетарекой нар-
тии, —говоритея в «Кратком курсе истории
ВКП(б)», — оставались оппортунисты, боль-
шевистекая партия не.смогла бы выйти на
дорогу и повести за собой пролетариат, не
смогла бы взать власть и организовать
диктатуру пролетариата, не смогла бы вый-
ти из гражданской войны победителем, не
смогла: бы построить социализм».

Произведения В. И. Ленина, вошедпие. в
семнадиатый том, освещают трудный этап
борьбы, пройденный нашей партией в
1910—1912 годы. Эти произведения дают
образец большевистекого руководства мас-
сами, беззаветной защиты интересов рабо-
чего класса и всех трудящихся.

Труды Ленина оказывают неоценимую
помощь компартиям зарубежных стран в их
борьбе против всякого рода извращений и
отступлений от позиций  марксизма-лени-
низма, за чистоту партийных рядов.

Изгнание оппортунистов и оформление
большевиков в самостоятельную партию в
1912 году положило начало партии нового
типа, партии большевиков, партии, равной
которой не знает мир. Под руководством
этой партии советский народ одержал пебе-
ды всемирно-исторического значения и уве-
ренно идет к полной победе коммунизма.

К. ОСТРОУХОВА.

Интересные встречи

Бежицкий горком ВЛКСМ проводит ком-
сомольские «вторники». На очередном «втор-
нике» молодежь встретилась с участниками
партизанского движения в Брянской обла-
сти. Бывший секретарь Бежицкого под-
польного горкома комсомола тов. Корявчен-
ков, теперь заведующий военным отделом
горкома ВКП(б), и начальник штаба парти-
занского отряда, ныне секретарь партийной
организации мартеновского цеха сталелитей-
ного завода, тов. Евтеев рассказали собрав-
шимся о героической борьбе молодых на-
родных мстителей в дни войны.

На следующий вечер комсомольцы при-
гласили старейшую учительницу Бежицы
Александру Сергеевну Доброумову.

С наступлением лета на берегах озер и
рек, в лесах и на склонах гор ‘открылиеь
пионерские лагери. 60.540 юных свердлов-
чан побывает в этом году в лагерях и сана-
ториях. Более 30 тысяч детей проводит лето
в городе. 06 их отдыхе позаботились горком
ВЕЬП(б), городекой Совет депутатов трудя-
щихся, горком комсомола и гороно.

В чееть тридцатилетия Ленинско-Сталин-
кого комсомола школьники отправились в
походы по родному краю: Горком комсомола
провел совещание председателей обкомов
профеоюзов, посвященное организации ту-
ристеко-краеведческой работы © детьми,
оставитимиея в городе.

В Государетвенном педагогическом инсти-
туте для родителей и учителей была про-
читана лекция о летнем отдыхе детей. Это-
му же вопросу было посвящено городское
собрание актива уличных и родительских
комитетов, общественных комиссий содей-
ствия при домоуправлениях и работников
жилищно-коммунального хозяйства. В н1-
чале мзя в городе ‹остоялось совещание
директоров внешкольных учреждений, дет-
ских библиотек, заведующих отделами пио-
неров райкомов ВЛЕСМ, старших  пионер-
вожатых и представителей уличных коми-
тетов. На совещании обсуждалея план-ка-
лендарь летнего отдыха пионеров и школь-
ников, остающихся в городе. i

Горсовет выделил 26 депутатов гореове-
та, ответственных за оборудование площа-
JOR и организацию работы е детьми в круп-
ных домоуправлениях, детских парках и
на сталионах. В Ленинском, Молотовеком и
Кировском районах города прошли сессии
районных Советов депутатов трудящихея,.
на которых обсуждался вопрое о работе ©
детьми. На игровых площадках при домо-
управлениях работают 329 учителей. Они
занялись организацией детских туристеках
походов. 27 старших пионерских вожатых

на Московский завод имени

Первая“ хитературвая рецензия В газете
«Мололой дальневосточник» в Этом году п0-
явилась 8 февраля. Это был обзор 5-0 и
6-го номеров журнала «Дальний Восток» 3%
1947 год, в которых пентральное место 33-
нимают повесть К. Симонова «Дым отече-
ства» и роман В. Ажаева «Далеко от Mo-
оквы», От анализа повести репензенты
Il, Швари и В. Хлонитько отмахнулись
ссылкой на друпие газеты («0. повести
К. Симонова уже много было сказано и
в пентральной и местной печати»). о DO-

мане В. Ажаева сказали нечто совсем ве“,

вразумительное и противоречивое.

Назвав около лесяти имен молодых поз-
тов, рецензенты дают такую оценку:

«В своем большинстве стихи оставляют
приятное впечатление...» «Вызывают доса-
ду» лишь стихи Ф. Гаврикова, написанные
«избитым языком».

Очень бегло и неглубоко в рецензии
«Лосадные пробелы» разобраны материалы
критического отдела журнала. Раскланяв-
шись перед столичным критиком 0. Резни-
ком, пожурив местного автора ( «Статья
Н. Рогаля — одна из слабых в этом разделе
журнала»), Шварц и Хлопитько приходят к
общему выводу:

«В заключение нужно отметить, что
журная «Дальний Восток» становится
с каждым номером все более содержа-
тельным. На его страницах появляются
интересные произведения, находит место
творчество’ народов Дальнего Востока,
часто печатаются хорошие публицистиче-
ские статьи».

Вот так «заключение»! Какая же польза
журналу и читателям от такой легковесной,
беспринципной критики?.

После этого обзора, критико-библиографи-

ческий раздел надолго исчез со. страниц

«Молодого дальневосточника». Только в ап-
реле, через двалцать дней после сообщения
9 новом отряде писателей — лауреатов Ста-
линских премий, лед, казалось бы, тронул-
ся: появились отзывы © «Знаменоспах»
А. Гончара, «Счастье» П. Павленко, репен-

зия на книгу молодого поэта С. Тельканова..
`Затем снова последовал длительный пере-

рыв. 0 «Буре» И. Эренбурга газета расека-
зала только 10 июня, о труде тов. Н. Вознеь
сенского «Военная экономика СССР в пери-
ох Отечественной войны» —20 июня...

Но беда газеты не только в том, что она
знакомит молодых читателей © книжными
новинками бессистемно, от случая кв слу-
чаю и с большим запозданием. Качество
вритико-библиографических материалов
«Молодого дальневосточника», как говорит-

CH, оставляет желать лучшего.

Что, например, можно узнать из рецен-
зии Н. Дедушкина © «Буре» Эренбурга?
Почти ничего. За трескотней общих фраз
трудно уловить главную мыель рецензии.
Автор дает однообразные определения: в ро-
мане «выведено множество типов и харак-
теров...», «И. Эренбург выводит целую гал-
лерею типов немецких фашистов», «автор
любовно еоздал целую галлерею самоотвер-
женных борцов эа свободу...» Ни одной сво-

ей мысли, ни одного критического замеча-,
это через полгода после того, как

ния! И того,
вся советская печать широко обсудила ро-
ман, почти через: три месяца после присуж-

`дения автору Сталинской премии первой

степени.

В этой рецензии не обошлось и без курь-
е30в: в самом патетическом месте главный
терой романа Сергей Влахов был переиме-

нован в Виктора...

Беглый пересказ содержания произведе-
ния, описательность, злоупотребление общи-
ми местами, ложной патетикой, отсутствие
не-
достаток большинства рецензий «Молодого
дальневосточника». Исключение составляет
отклик В. Фролова на книгу стихов С. Тель-

глубокого анализа —— таков общий

ОБЗОР ПЕЧАТИ.

C JNOBOBbIO ПИСАТЬ © КНИГАХ!

«Мололой дальневосточник» —- Хабаровск
«Сталинское племя» =—

Киев

канова. Это теплая и вместе с тем серьезная
характеристика основных достоинств и не-
достатков сборника. Но ведь одной хорошей
рецензии за полгода —— очень мало!
Хабаровская газета могла бы много поль“
зы извлечь Из опыта киевской ‘газеты
«Сталинское племя», в которой рецензии и
библиографические сообщевия печатаются
регулярно. Наряду с разбором книг выдаю-

щихея мастеров слова здесь много внима-‹

ния уделяют произведениям литературной
молодежи Украины, книтам по политиче»
ским и специальным вопросам.
Газета остро и смело пишет о книгах. Пе
молчаливому уговору украинские литера“
турные критики долго не решались сказать
правду о поверхностном и путаном сборнике
статей и рецензий критика Л. Санова «Со-
временный герой и чувство нового». Мол
чание нарушила комсомольская газета. В
большой статье «Ученические упражнения
Л. Сзнова» «Сталинское племя» указало на
основные пороки книги — вульгарно-социо-
логическую путаницу, неумение разобрать-
ся в системе образов художественного произ
ведения, искажение истинного положения
украинской литературы. Было также ука-
зано на приятельское, несерьезное отноше-
ние редактора книти И. Стебуна к «оборни“
By» d. Canosa.

На дискуссии, развернувшейся в Киеве

в <вязи с рецензией, эти выводы подтвер- `

дились. Было вскрыто немало сушществен-
ных недостатков в практике работы комис-
сии теории литературы и критики. Прези-

диум Союза советских писателей Украины

рассмотрел итоги дискусии, признал кри-
THRY газеты правильной и принял меры в

‚улучшению работы комиссии теории лите- ,

ратуры и критики. Так рецензия помогла

‘Читателям разобраться в книге’ критика, &

Союзу писателей — по-новому организовать
работу одной из важнейших комиссий.
Принципиально и глубоко выступает га-

‘зета и по другим вопросам. Расеказав о

большом. значении «Библиотечки молодого
рабочего. Донбасса» («Полезное  начина-
ние»), газета справедливо упрекает литера-
турных критиков и библиографические от-
делы Украинских журналов, замолчавтих
ценную инициативу Сталинского. областного
книжно-газетного издательства. 910 вы»
ступление долгоно. помочь издательству про-
должить действительно полезное начинание,

Своевременно и правильно «Сталинское

племя» осудило фальшивое произведение

Н. Щепенко © колхозной деревне. Таких
примеров в практике газеты немало,

Но пропаганда книги здесь не ограничиз
ваетея только рецензированием. (0 большой
любви к книге свидетельствует проведенная
газетой в этом году широкая дискуссия о
детской литературе. В ней приняли участие
писатели, критики, преподаватели. Горячо
откликнулись и читатели. Со всех концов
Украины в редакцию поступило много пи»
сем. Из обстоятельного обзора читательских
писем («В ногу < жизнью, товарищи писа-
Тели!») видно, насколько своевременно газ
зета поставила на обсуждение главные про-
блемы детской литературы. И в этом случае
газета оказала хорошую услугу и читателям .
и литераторам.

Как известно, критико-библиографиче-

ские материалы в газете могут быть самы»

ми. разнообразными: обстоятельные уецел-
зии на книжные новинки; регулярная
публикация «Анижной полки» © краткой
аннотацией; информация © новых книгах,
выходящих в издательствах; обсуждение
планов местных издательств... Но к какой
бы форме ни прибегала газета, она должна
помнить, что каждым своим выступлением
она влияет на литературные вкусы сволх
читателей. А это почетная и ответственная
работа, ее надо выполнять ©. любовью,

Военно-морской музей в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД, 5 августа. (Наш корр.).
Тенинградцы ‘готовятся ко Дню Военно-
Морского Флота. На заводах и предприяти-
ях города проходят лекции и доклады, по-
священные знаменательной дате. С каждым
днем растет число посетителей Центрально-
го военно-морского музея.

За 239 лет своего существования музей
собрал пеннейшие коллекции. Среди экспо-
натов 060бое место занимают модели кораб-
лей, по которым можно проследить много-
вековую историю кораблестроения © древ-
нейших времен. В музее хранится подлин-
ный челн первобытного человека, проле-

работают в пионерских дружинах. Горком
комсомола совместно с гороно. провел пя-
тидневный семинар педагогов и пионерво-
жатых.

В городе состоялся пионерский па-

pat, посвященный 30-летию комсомола
и 225-летию Екатеринбурга — Свердлов-
ска. В параде участвовало 20.800 пионе-
ров. В тот же день открылись детские пар-
ки, стадион пионеров и. школьников, игро-
вые площадки при домоуправлениях. Ребя-
там были бесплатно предоставлены театры
в кино. В этот день только парк Дворца
пионеров посетило 15 тысяч детей. Участ-
никам парада с самолета бросали пригласи-
тельные билеты в городские и районные
парки, на стадион. Прошли городекие гим-
настические соревнования пионеров и
школьников детских спортивных школ.
_ При 95 домоуправлениях открыты дет
ские игровые площадки. К площадкам при-
креплены педагоги и комсомольцы. Хорошо
на игровой площадке при доме № 69 ш
улице Ленина (руководитель тов. Хрустале-
ва). Здесь ежедневно бывает 80—100 че-
ловек, детей, Для ребят оборудованы спортив-
ный городок, волейбольные и баскетболь-
ные площадки, качели, песочницы. Работа-
ют драматический и хоровой кружки, кру-
кок мягкой игрушки для малышей. Волей-
болисты, баскетболисты, гимнасты готовят-
ся в соревнованиям. Ребята посещают му-
зеи, кино, театры. 40 человек побывало
на озере Шарташ. Три раза в неделю мас-
совик Дворца пионеров проводит ¢ ребята-
ми массовые игры. На площадке — лагер-
ный режим. Каждый день поднимается и
спускается флаг.

Хоропю ребятам и на детской. площадке
при домоуправлении № 13 по улице имени
Краеных бойцов. Здесь 60 детей. Площадка
расположена в сквере. Ребята разбили цве-
точные клумбы. Есть’ аттракционы, сцена.
Школьники играют в волейбол, городки,

жавший в грунте реки Южный Буг около
3.000 лет. Здесь находится ботик Петра  ,
известный под названием «дедушки русско-
го флота». Среди моделей гребных, парус
ных, паровых и броненосных кораблей по-
сетители находят модели крейсеров «Варяг»
и «Аврора». В четырех. просторных залах
разместился отдел «Военно-Морской Флот
CCCP в Великой Отечественной ‘войне
1941—1945 гг.».

Коллектив музея проводит большую ра
боту по подготовке ко Дню Военно-Морско-

то Флота.

ДЕТИ ЖФРФПФ ФТДЫХАПОФТ

Руководитель площадки тов. Наумова прое
водит © ребятами беседы, игры, экевурсия

по. историческим местам Свердловска и 60

окрестностям. Школьники устраивают вон
церты самодеятельности, выпускают стен-
ную газету «Здоровый отдых». Районная
детская библиотека имени Н. № Крупекой
выделила для ребят библиотеку-передвижву.

Семь детских библиотек вею свою ра50ту
перенесли ва воздух, в парки, на игровые
площадки. Каждая библиотека обслуживает
от 2 до 5 площадок. Центральная детская
библиотека имени Чкалова (заведующая
тов. Петровская) проводит детские чита-
тельекие конференции. За два месяца 1
бята прослушали 13 бесед на различные те
мы. После этого 220 новых читателей 34°
писалось в библиотеку.

Много интересного и занимательного Ha
детских технических станциях.

В экекуремонно-туристеких лагерях по
бывает за лето 20 тысяч. человек. 56 пио-
неров были в орденоносном совхозе «Малый
Исток». Их познакомили © новейшей техви-
кой в сельском хозяйстве. 30. школьников
вернулись из Ильменского заповелника Че-
лябинской облаети. Много. ребят побывало’ в
знаменитой Кунгурской ледяной пещере, вз
реках Чусовой, Йсети, на заповедном 03609
Таватуй. 30 пионеров ездили в Москиу.
При Дворце пионеров открыт городёкой ту*
ристский лагерь.

Ребята готовямя ко Дню урожая —
празднику юных опытников — растениево-
дов и садоводов. На общегородеком пионер»
ском. костре дети встретятся с писателями
Урала.

Укрепив свое здоровье, получив много
полезных знаний, пионеры и школьники 6
новыми силами встретят предстоящий учеб

НЫЙ ГОД,
А. ГАВРИЛОВА.
г, Свердловск,