На уборке урожая в Ростовской об-
ласти активно работают комсомольские
контрольные посты, За хорошую ‘по-

ПРОЧНАЯ ОПОРА.

‚ Как на «Трезгорной мануфактуре» руководят

«Неразлучные» — так называют на пря-
дильной фабрико комбината комсомолок из
группы Любы Хариной. Их можно видеть
вместе во время ободенного перерыва, на
занятиях кружка, на молодежном ©уббот-
нике, в фабричном сквер» ‘после работы.
Вместе ходили они в Музей Ленина, пла-
нетарий, побывали в Тратьяковекой галле-
рее. Как-то в воскресенье подруги отира-
вились в Серебряный бор. Вернулись зато-
Peete, довольные, воспоминаний хватило
на много дней. Секретарь комсомольской
организации прядильной фабрики Тоня Су-
дакова говорит о них:

— Девушки дружные, группорг у них
хороший, и работать © ними Teno,

Но так было не воегда. Котда молодую
прядильщицу Любу Харину избрали трупп-
оргом, она пришла к Судаковой немного
растерянная.

мощь колхозу награжден почетной гра-
мотой обкома ВЛКСМ контрольный
пост артели имени 17-го партс’езда Це-
линского района. На снимке (слева на-
право): участники контрольного поста

ван ОРЕШКИН и Григорий ПЕРЕ-
ПЕЛКИН. проверяют работу на жатке
Петра Андреевича  КОСТРИКОВА.
Фото М. СМИРНОВА.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

В честь 30-летия ВЛКСМ Сталинградский
обком комсомола об’явил конкурс на лучшие
очерк, рассказ, стихотворение © молодых
сталинградках. Конкурс продлится до 15 сен-
тября. Лучшие произведения будут изданы.

ЗВЕНО ПЕРЕДОВЫХ ХЛОПКОРОБОВ

Центральный Комитет ЛКСМ Узбекистана
подвел первые итоги соревнования молодых
хлопкоробов. Переходящее Красное знамя
вручено звену Пулата Хасанова из колхоза
имени Тимирязева Карасуйского района, Чле-
ны звена тракторист Сайдуз Мирзаакбаров,
кетменщики комсомольцы Басида Васикова,
“Таджибай Исаев, Хабиба Камалова, поли-
вальщик Барат Шайданов в два-три раза
перевыполняют задания. на культивации,
окучке‘и поливе, проводят пятую междуряд-
ную обработку плантаций.

Молодежь обязалась годовой план хлопко-
заготовок выполнить к юбилею комсомола,
собрать с каждого гектара по сто центнеров
хлопка.

ИЗУЧАЮТ ИСТОРИЮ КОМСОМОЛА

На электроламповом, механическом, лако-
красочном, газовом и других заводах Льво-
ва проводятся беседы и доклады по истории
комсомола. В вечере, устроенном Железно-
дорожным райкомом, участвовало около ты-
сячи молодых рабочих. С докладом «Комсо-
мольцы в годы гражданской войны» высту-
пил заведующий лекторской группой обкома
ЛКСМУ тов. Козин.

Тематические вечера, посвященные 30-
летнему юбилею комсомола, проводятся и в
других районах города.

У РЫБАКОВ ЛЕСОГОРСКА

Колхоз «9 мая» — новое рыболовецкое
хозяйство в Лесогорском районе Сахалин-
ской области. Там создана комсомольская
оргакизация из одиннадцати человек. Не-
давно она приняла в свои ряды четырех мо-
лодых членов артели.

eee en eres
По следам выступлений
«Комсомольской правды»

«О танго, фокстротах
и битых бутылках»

Под таким заголовком в «Комсомольской
правде» была опубликована корреспонден-
ция, в которой говорилось о неудовлетво-
рительной работе пионерского парка в
Сталинабаде.

Бюро Сталинабадского горкома комсо-
мола вместе с работниками гороно, горис-
полкома и секретарями райкомов комсомола
города обсудило корреспонденцию и при-
знало критику правильной.

Бюро заслушало сообщение директора
парка тов, Журкиной о мерах, принятых для
улучшения отдыха школьников, Утвержден
новый план работы парка, Сейчас там вве-
дены дежурства учителей, комсомольцев и
пионерского актива. Бюро горкома комсо-
мола обязало отделы школ городского ко-
митета и райкомов комсомола повседневно
помогать старшим пионервожатым, дирек-
торам школ,  которые работают. с ребятами,
оставшимися на лето в городе.

— Прежде веего собери комсомольцев и
дай всем поручения, не берись за все сама,
А главное — присматривайся к девушкам,
постарайся лучше узнать каждую, — п0со-
чветовала ей Судакова.

На первом собрании группы каждая ком-
сомолка получила задание: одна — офор-
мить доску показателей соревнования, дру-
тая — выпустить сленную  тазету, трэ-
тья — навести порядок в общежитии. Вы-
делили читчиков газет.

C vex пор Люба часто заходила в секре-
тарю. Судакова внимательно выслушивала
ее и воетла давала хороший еовет, помога-
уда найти интересное дело. Однажды Тоня
предложила Хариной создать в группе кон-
трольный комсомольский поет. Каждое утро
Люба Харина, Маруся Ионова, Люба Варна-
ухова и Тюба Кожевникова стали обходить
ювой участок, проверяя чистоту машин. В
бюллетенях, которые они выпускали после
хаждой проверки, говорилось о работниках,
виновных в порче сырья, раз’яснялось, по-
чему так важно заботливо, ухаживать за
маптинами. Это возымело действие. Векоре
на учаетке сократился брак,

Таких комеомольеких групи на прядиль-
‘ной фабрике 15, И для каждой из них у се-
‘кретаря находится время.

Беседа с глазу на глаз — He единствен-
ный с10с0б помощи группоргам. Они не-
редко собираются в комнате секретаря,
чтобы обменяться мнениями, вместе ре-
шить, как лучше провести субботник,
спартакиаду или организовать кружки.
Члены бюр0’ фабрики приходят на собрания
групи.

Из своего опыта Тоня Судажова сделала
важный вывод: работу трупп нужно 0бя-
зательно контролировать.

Недавно на заседании бюро`слушали от-
чет группорга Тани Конхрашиной, у которой
не ладилоеь дело. Оказалось, что ЕВондра-
шина работает неохотно, да и не знает как
следует, чем должен заниматься труппорг.
Поэтому даже собрания она проводит очень
редко. Ее пристыдили, но тут же посовето-

комсомольскими. группами

_С помощью райкома был еоставлен план.
Наметили беседы и лекции: «Бозвой нуль
комсомола», «Права и обязанности членов
ВЛЕСМ». «Задачи молодежи в борьбе за
выполнение пятилетки в четыре года»,
«Воспитательная: работа. в группе», «Kar
провести групповое собрание» и дру-
гие. Выступить на. эти темы соглаеи-
лись работники райкома, члены. комитета,
начальники цехов,

Много’ нового и полезного узнали групп-
орги на е-минаре, а главное — поняли, что
они болыная сила, Завели дневники, ста-
ли выдвигать новые возросы. Впервые са-
ми групнорги задумались над таким важ-
ным делом, как воспитание несоюзной мо-
одежи. .

‚ У комсомольских вожаков много `труд-
поетей в работе. Жизненный опым их еще
очень невелик, им часто нужен совет crap-
ших товарищей. Это учло фабричное бю-
ро — установлена прочная связь вомео-
мольеких групп © партийными.

Зина Аксенова, комсомольский группорг
приготовительного цеха, часто обращается к
помощникл мастера, организатору партийной
группы, Василию Яковлевичу Apramonosy.
Он хорошо видит т0, мимо чего может под-
час пройти молодой групцорг, и охотно по-
могает молодежи советом и делом.

На последнее собрание комсомольцев
пришли коммунисты. Они раесказали моло-
дежи о традициях «Трехгорки», об’яенилим,
Бак надо экономить хлопок.

Со многими вопросами обращается теперь
молодежь к партгрупюргам, охотно и за-
ботливо помогающим вожакам молодежи.

+ * ж*

Многое еще можно и нужно сделать ком-
сомольекой организации «Трехторной ма-
нуфактуры». Группами руководит фабрич-
ное бюро, комитет же комбината очень да-
лек от них, мало знает их жизнь. Между
тем не вее группы работают хоропю.

Несколько раз комитет созывал совеща-
ния группюргов. На одном из них речь шла
о наглядной атитации в цехах. Оно принес-
10 большую пользу: теперь на фабриках
выходят. отенные газеты, «боевые листки»,

вывепривалотся лозунги, призывающие к
‘экономии, производственные показатели
смен, бригад.

Но такие совещания очень редки, He mo-
пуляризирует комитет и опыт передовых
групп, хотя это нетрудно сделать 6 0-
мощью многотиражки и радиопередач или

через фабричные совещания. Тоне Судако-

вой очень хочется, например, побывать на
других предприятиях Москвы, чтобы
узнать, как там работают группы.

Неплохо было бы комитету послупать на
своем заседании отчет о работе групп, но
И ДО ЭТОТО все еще «не доходят руки».
изнь показала, что о группах заботятея
тлавным образом секретари фабричных бю-

вали, как лучше взяться за работу. Это
помогло. Таня теперь неплохой организа-
тор. Сейчас бюро решило обсудить отчет
одной из передовых групп, чтобы передать
ее опыт другим.

Но, ветречаяеь почти’ ежедневно © ком-
сомольцами, давая. им советы, Тоня чЧув-
ствовала, что такой помощи недостаточно.
Робкими, неуверенными были шаги групп-
юртов, им нехватало подчас ‘инициативы,
огонька.

Стало ясно: чтобы группы зажили нол-
нокровной жизнью, а их работа стала раз-
нообразной и содержательной, необходимо
учить группоргов. Судакова поделилась
своими наблюдениями с членами комитета
комбината. Решили: нужен недельный се-
минар.

То, а все остальные члены бюро и комитета
держатся в стороне, Сейчас решили пору-
чить каждому из них ‘две-три группы,
чтобы он мог изо дня в день контролиро-
вать их работу и помогать им.

Молодежь «Трехгорки» полна энергии.
Борьба за экономию, блатоустройство 06-
щежитий и территории комбината, забета

‚0 повышении квалификации, знаний-— вот

в основном чем заняты молодые текстилъ-
щики. Вее это легче сделать, если комео-
мольские группы начнут работать слажен-
HO, если будут они дружными, инипиатив-
ными, боевыми: Дел у них непочатый край.
В. МАКАРОВА.

_ Осушение Барабинской степи

НОВОСИБИРСК, 11 августа. (Наш корр.).
В Барабинской степи широко развернулись
мелиоративные работы. На осушенных за-
болоченных землях раскинутея пашни, лу-

га и пастбища.

Тысячи молодых колхозников — жителей
Куйбышевского, Барабинского, Татарского и
Других районных центров — расчищают и
восстанавливают каналы. Вомсомольцы го-

Письма из Tatanpora

_2. за линией финиша

На берегу моря стоит легкая, красивая
постройка. Еще пахнет краской изгородь...
Деревянные ‘боны отгораживают от волн
плавательный бассейн. Пятиметровой ба-
шенкой поднялась вышка для прыжков; У
пристани повачиваются яхты, шверботы,
скутера, пилюпки. Это водная станция, © ко-
торой говорилось вчера на совещании в гор-
коме.

И вот день торжественного открытяя
станции настал. Воскресенье выдалось ти-
хое, солнечное. Тыкячи зрителей растоло-
Жились прямо на берегу.

Праздник открыли пловцы. Они соревно-
вались на различные дистанции. Когда по-
следний спортемен покинул бассейн, диктор
об’явил:

— Через пять минут — открытый старт
заплыва вольным стилем. Желающих про-
шу записаться.

Инструкторов-общественников и судей
(многие из них это звание получили совезм

Первое «спортивное воскресенье» прошаю
удачно. Вак и предполагали в горкоме, оно
превратилось в подлинный праздник. Тру-
ды комсомольцев, усилия городского комите-
та физкультуры не прошли даром. Почин
молодежи таганрожцы одобрили. Значит,
теперь спортивные праздники по воскре-
сеньям в городе станут традицией.

Однако «спортивное воскресенье» — это
не только красивое зрелище, хороший отдых,
Главное в том, что, наблюдая соревнования
и участвуя в них, к плаванию, легкой ат-
летике, бокоу, теннису будут приобщаться
сотни юношей и девушек. Раз попробовав
свои силы в бассейне, на гаревой дорожке
или тенниеном корте, вкусив остроту спор-
тивной борьбы, молодой человек уже ве
пройдет равнодушно мимо стадиона, где тре-
нируются его товарищи по школе или ра5э-
те. Наверняка и он вступит в спор, кто бы-
стрее, ‘сильнее, выносливее. Тем более, что
стадион. — под боком, BACTPYRTOP—cocer

зедавно) окружили юноши и девушки.
А меня, меня записали? — доносл-
лось со всех сторон.

И снова нал гавалью понеслиеь возбу-
жденные голоса: :

— Витька, жми!

— Обхолишь, Коля, обходить!

Но как Витя Григорьев ни «жал», Коля
Никитин вее же обошел его и выиграл за-
плыв на сто метров.

Начались показательные прыжки. Одно-
временно дали старт гонкам на шлюпках и
скутерах. Праздник заключили яхтемены.
Они отправилиеь в поход из Таганрога B Po-
стов. Векинув, словно крылья, белые пару-
са, яхты легко екользнули из гавани и по-
шли к далекому горизонту.

9OOC900O050006-09690006 00660 000000000000008

> «ЖОМООМОЛЬОКАЯ ПРАВДА»

стр. 12 августа 1948 г.

По станку. Вот вам и новые отрялы физ-
культгурчиков, новые значкисты ГТО, бу-
дутие разрялники, чемпионы:

Правильно поступили в Таганроге, напра-
вив первые усилия молодежи на создание
широкой сети спортивных баз, на подготовку
инструвторов-общественников и судей. Ког-
Да заложен прочный фундамент, стены вы-
растут быстро и одание стоять будет
крепко! 4

Комсомольцам и молодежи охотно оказы-
вали помощь хозяйственные и профсоюзные
руководители. В распоряжение физжультур-
ного коллектива завода имени Молотова
дирекция выделила пять тысяч рублей —
на бутцы, таночки, трусы, майки. Мно-
го рабочих записалось в легкоатлетическую,
баскетбольную. волейбольную и гимнаетиче-
скую секции. Но особенным успехом пользо-
валась едесь водно-опортивная секция. Че-
`рез некоторое время, особенно после памят-
ного праздника, на воде, она уже была не в

рода Куйбышева первыми вышли на осуши-
тельные работы. Молодежные бригады и
звенья работают много и хорошо. Romco-
мольцы Сидельников, Журкевич и другие
выполняют по полторы-две нормы. По-
стахановски работает бригада молодежи
райпотребеотюза.

Жители Барабы рептили отвоевать в этом
году у болот и озер тысячи квадратных ки-
лометров земли.

состоянии удовлетворить всех желающих
научиться управлять парусом и скутером,
заниматься греблей и плаванием. Необхо-
димо было раепририть станцию.

— Ч ж, я охотно помогу, — ответил
на просьбу молодежи директор завода
тов. Чимбирь,-— Окутера, катер и яхту по-

‘троим сами. Материалы У нас найдутся, a

специалисты стоят передо мной...

Заложено семь судов. Уже вырисовывают-
ся на стапелях их стройные корпуса.

После вечернего гудка оживают ©пор-
тивные площадки. Сотни молодых лютей
тренируются в прыжках, играют в волейбол,
соревнуются в беге, сдают нормы на значок
ГТО. За последний месяц Физкультурный
коллектив завода вырос на 250 человек;
значительно увеличилось число сдавших
нормы комплекса ГТО.

— Bee наши <портемены — лучитие ста-
хановцы, — рассказывает тов. Чимбирь. —
Но более важно друтое: их производственные
достижения теперь стали стабильными. Нэт
больше «приливов» и «отливов». Работа
идет без рывков.

Над этим слелует задуматься руководите-
ISM предприятий, которые ечитают, что
производетвенные задачи — одно, а разви-
тие массовой физкультуры — другое, не ка-
вающееся их дело.

Молодые рабочие завода имени Андреева
решили оборудовать евой стадион. Под него
отвели заброшенное. изрезанное траншея-
ми поле. Нужно было перепахать, зарав-
нять, утрамбовать  его. Требовался трактор.
Комсомольцы обратились за содействием к
директору завода тов. Астахову,

.— Не могу даль, — сказал он. — Трак-
торы заняты на производстве...

Тов. Астахов озабочен выполнением про-
граммы. Но ему невдомек, что занятия спор-
TOM способствуют повышению  производи-
тельности труда. Он не хочет принимать в
расчет хороший опыт завода имени Моло-
TORA. .

Подводя недельный итог, тов. Нецветай
был вынужден пометить на одной странице
толстой тетради: «Обязательство молодежи
вавода им. Андреева не выполнено». Надо,
впрочем, надеяться, что скоро эта запиеь
сменитея другой...

Звеньевая молодежного звена Л. Рома-
шева из колхоза им. Куйбышева Ростов-
ской области собрала богатый урожай
озимой пшеницы. На площади в 34 гек-
тара выращено по 192 пуда зерна. Ро-
машева рассчитывает получить по 132
пуда подсолнуха с гэктара на площади
в 20,5 гектара. На снимке; Любовь РО-
МАШЕВА на своем участке.

Фото М. КОТЕЛЬНИЦКОГО,

Партийная забота

о комсомоле

Бюро ПВ ВП(б) Виргизии обсудило во-
прое об итогах отчетов и выборов руково-
хящих комсомольских органов республики
и мерах по усилению партийного руковод-
ства ROMCOMOJOM.

Как отметило бюро ЦВ ЕЛ{б) Виргизии,
отчетно-выборные комсомольские собрания
и конференции, а такжо недавно проктедший
У ‹’гзд ЛЕСМ республики показали возрое-
шую активность комсомольцев и молодежи
в борьбе за выполнение пятилетки и обя-
зательств, взятых в письме товарищу
Сталину. В то же время выявились серьез-
ные недостатки в политико-воспитательной
и организационной работе комсомола рес-
публики, в руководстве ЦЕ ЛЕСМ обкома-
ии, райкомами и первичными организа-
ЦИЯмМи.

В постановлении бюро ЦВ ВП (б) Кирги-
зии определены пути устранения этих не-
достатков, намечены меры к усилению пар-
тийного руководства комсомолом. Област-
ным, городским и районным комитетам пар-
тии предложено помочь комсомольским OD-
танизациям в проведении собраний и акти-
вов по итогам У с’езда ЛЬСМ Виргизии,
Бюро обязало первых секретарей обкомов,
TOPKOMOB HM райкомов партии периодически
проводить совещания комсомольското акти-
ва по вопровам политики партии и между-
народного положения, важнейшим вонросам
работы комсомола. Партийным ‘руководите-
лям вменено в обязанноеть регулярно при-
сутствовать на заседаниях комитетов ком-
сомола, комсомольских собраниях и акти-
вах.

На очередных пленумах обкомов, горко-
мов и райкомов партии ‘будет рассмотрен
вопрое об усилении партийного руководства,
ROMCOMOTOM.

В постановлении также намечены меры
по обеспечению выпуска учебных пособий
и литературы на киргизеком языке для
комсомольских политкружков и улучшению
качества республиканских молодежных га-
зет.

ФРУНЗЕ. (Наш корр.).
—_—oO—

В ТАРТУСКОМ БОТАНИЧЕСКОМ САДУ

Ботанический сад в Тарту пользуется
широкой известностью в Эстонии. Много-
численные экскурсанты знакомятся здесь с
местной флорой, растительностью Кавказа,
Сибири и Дальнего. Востока.

В оранжереях сада растут кактусы и бо-
лее 200 других растений американских и
африканских пустынь, цветут тропические
орхидеи, Гордость сада — пальмы с Канар-
ских островов и из Китая.

Сад обменивается семенами с другими бо-
таническими садами Советского Союза.

я 8

Успехи татанрогской молодежи в разви-
тии массовой физкультуры несомненны. Они
стали возможны благодаря совместной; дру-
жной работе горкома комсомола и городского
комитета по делам физкультуры и спорта.
Секретарь горкома тов. Андросов — член г9-
родского комитета физкультуры, & предееда-
тель комитета физкультуры тов. Головкин—
частый гость горкома комсомола. Вее вопро-
сы, касающиеся выполнения обязательств,
они решают вместе. Неудивительно, что Вла-
димир Андросов знает наперечет всех физ-
культурных работников Таганрога, & Панте-
лей Головкин-—комсомольских. Где случайно
ведоглядел один — увидел другой. Поэтому
спортивная активность молодежи непрерыв-
но растет. Идет вверх линия графика выпол-
нения обязательств. Скоро будет достигнута
поставленная цель.

А. что дальше, за линией финиша выпол-
нения обязательств? Тут только и настанет
самая горячая пора! Будет создана хорошая
спортивная база, подготовлены кадры квали-
фицированных судей, инструкторов, трене-
ров — начнется борьба за подлинно массо-
вое развитие физкультуры и спорта. Свои
первые шаги в легкой атлетике, гимнастике,
боксе, плавании, борьбе, футболе сделали
уже тысячи молодых людей. Нужно развить
в них это пристрастие в спорту, вести их
Е вершинам мастерства,

В Таганроге проведено было 45 тородеких
первенств по различным видам спорта. Вна-
чале участники соревнований исчислялизь
десятками, 3 последнее соревнование по
легкой атлетике привлекло уже несколько
сот человек. Заметно растет мастеретво
физкультурников, улучшаются их опюртив-
но-технические результаты.

Теперь соревнования будут устраиваться
чаще. Лучшие захотят померяться силами <
равными — отправятся на областные сорев-
нования. Таганротские физкультурники, не-
сомненно, добьются права защищать спор-
тивную честь своего города и на республи-
канских и на всесоюзных первенствах! И
кто знает, сколько еще чемпионов и pe-
кордеменов даст стране. Таганрог!

Бор. ИВАНОВ.

Таганрог. \

ЗА ЭКОНОМИЮ, ПРОТИВ РАСТОЧИТЕЛЬСТВА!
A ORKUT eS Е и

ОБОРУДОВАНИЕ РЖАВЕЕТ

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Рейд бригады «Комсомольской правды» по яаводским складам

Челябинский завод имени Серго Орджо-
никндзе непрерывно оснащается  пере-
‹довой техникой. На его склады нескончае-
мым потоком идут новые. станки, дорого-
стоящие материалы, инструменты, приспо-
собления. Как хранятся и как используют-
ся‘эти материальные ценности на заводе:
Рейлювая бригада обеледовала заводские
склады и отделы хозяйственного учета И
контроля. Вот что. мы увидели там,

я * #

Самым большим «складом» металла, маз
шин, станков является здесь заводской двор.
Груды лома, различных деталей и меха-
низмов попадаются на каждом шагу.

Вот завален землей большой пресс. Не-
подалеку лежат ковочные машины; ста-
вины их покрылись ржавчиной. Вак выяс-
нилосъь, машины эти получены в прошлюм
тоду. Зачем они понадобились заводу-—эт0-
то не знают даже в отлеле оборудования. В
другом конце двора стоят три токарных
станка, заржавевших до такой степе-
ни, что работать на них уже невозможно.
Никто не позаботилея своевременно укрыть
станки от дождя и пыли.

Валяются под открытым небом плунже-
ры мощного гидравлического пресса, кра-
новая тележка, 26 станин и многие дру-
гие части станков. 0с0б0е внимание обра-
щает на себя один угол двора, где свалено
несколько десятков больших ящиков. Не-
которые из них разбиты, иные распались
просто от времени. Они лежат вдесь уже
несколько лет. В этих ящиках находится
новое оборудование; оно портитея, ржа-
веет. 4

На заводе нет склада для оборудования.
Алминистрация завода обвиняет в этом «Че-
лябмапьютрой» и спокойно ждет, когда эн
соблатоволит построить обещанный склад.
Но пока склада нет, разве нельзя сделать
навес?

Складской цех. Снаружи вдоль стен ле-
жит металл. Здесь стальные полоски, пру-
ThA, поржавевшее круглое железо, трубы.
Заполнен металлом и весь корпуе склада,
Чего здесь только нет -—— подшипники, пепи
Талля, пучЕи прутьев, трубки, бруски
латуни и т. д. От долголетнего хранения в
сыром помещении многие детали, покрылись
ржавчиной и пришли в негодность.

—Что поделать, если крыша над нами,
как решето,— говорит начальник склад-
ского цеха тов. Забазнов.

Примерно третья часть цеха загружена
совсем ненужными заводу материалами, Они
находятся здесь без движения многие годы;
Работники отделов снабжения и ©быта за-
консервировали. ‘их «до поры до времени»
в надежде, что они когда-нибудь понадобят-
ся. Так, на складах завода находятея неко-
торые детали, подшипники и другие части
для станков, которые завод выпускал еще
до войны. Запасы многолетней давности и
более поздние накопления лежат мертвым
капиталом. «Расчетливые хозяева» не ду-
мают о том, что эти материалы, быть мол
жет, нужны соседним заводам, другим пред
приятиям нашей страны.

На столе в кабинете начальника отдела
снабжения тов. Землякова лежат аккуратно
составленные ведомости излишних и печ
нужных заводу материалов: ведомость № 1,
№2, № 3... Здесь перечислены металлы
всевозможных марок, трубы, подшипники,
химикаты, красители. Чуть не полтысячи
разных наименований на общую сумму в
несколько миллгонов рублей! Вак скопилиеь
эти ненужные малериалы? Откуда появя-“
лись эти излишки?

— Большинство материалов попало на
завод во время войны, — пояснил тов. Зем
ляков,— а теперь продать металл мы на
можем, так как не знаем его сорта, MADRE,
цены... ‘

Ho тут же выяснилось, что много ненужз
ных материалов закуплено для завода в.
прошлом и даже нынешнем году. Так, совеем
недавно на завод прибыл вагон стальных
полос определенного размера. Такой сталя
на складе набралось около 100 тонн. Техно
логи предполагали делать из нее косынки
для плугов. Но они только предполагали, a
отдел снабжения решил на всякий случай
затастиеь этой сталью. И зря поспешил:
сталь не понадобилась.

ёж
Рейд показал, что на.заводе скопилиеь
огромные запасы оборудования, материалов;
Необходимо быстро реализовать эти ненуж-
ные запасы, пустить их в дело на других
предприятиях.
Рейдовая бригада: Г. КОРЫТЬКО,
Я. ШИКАНОВ, В. АНТОНОВИЧ,
3. ЗЛОТКУС, Е. ХАРИТОНОВА,
М. ЕВСТРАТОВ, М, ПОЗДНЯКОВ,

Челябинск.

RE RR RR A A EES
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Ошибки в учебнике географии

Изучение отечественной географии, в ча-
стности экономической, должно помогать
воспитанию молодежи в духе пламенного 6о-
BeTCKOTO патриотизма. Однако учебники и
учебные пособия для средней школы по это-
му предмету не всегда отвечают пред’явлен-
ным к ним требованиям. Это относится и к
учебнику Н. Н. Баранского. «Экономическая
география СССР». (для. 8: класса. средней
школы) *.

Необходимо сказать, что в учебнике 060б-
щен весьма обтирный фактический мате-
риал. Время от времени он уточняется и до-
полняется, что диктуется невиданно быст-
рым развитием производительных сил стра-
ны. В прошлом roxy учебник вышел уже
восьмым изданием, в него внесены неко-
торые сведения по экономике послевоенного
периода,

И все-таки досадно, что последнее изда-
ние, как указывается в авторском преди-
словии, «печатается без существенных из-
менений». Но внушает успокоения и то, что
учебнику  предпослана надпись: «Утвер-
жлен Министерством просвещения РСФСР
5 переизданию 31 января 1947 года, про-
токол № 64».

В учебнике нет введения, Экономическая
география как наука в книге не определена.
Цель изучения экономики Отечества не вы-
яснена, не чувствуется стремления е первых
же страниц возбудить интерес к предмету.

Учебник написан беецветным языком.
Автор, к примеру, не смущаясь, пишет о том,
что «железо с углем в ряде мест живут по
соседетву» (стр. 257). Много раз повторя=
ются в книге словесные штампы. Но дело
не столько в языковых погрешностях, сколь-
ко в ошибках более серьезных. Недоумение
вызывает, прежде всего, оценка техниче-
CRUX достижений СССР, «Перенимая и со-
вершенствуя технику капиталистических
стран, — говорится в учебнике, — мы бе-
рем в каждой отрасли самые новые, наибо-
лее передовые ‘способы производства»
(стр. 14).

Заметив фальшь этих строк, автор на сле-

дующей странице «поправляетея»: «Наша
промышленность не ограничивалась, одна-
KO, только освоением того, что уже было
достигнуто в передовых капиталистических
странах, — она имеет за’ собой и ряд само-
стоятельных. технических достижений»
(етр. 15). Право, нельзя без возмущения
читать эти «выводы», унижающие до-
стоинство советского человека. Ведь в нашей
стране имеется не «ряд самостоятельных
технических достижений», & произошло, как
говорит тов. Вознесенский в известной кни-
ге о военной экономике, революционизиро-
вание техники промышленного производст-
ва.
0 социалистической реконструкции седь-
ского хозяйства (глава ПГ) автор учебника
говорит схематично и упрощенно, как о ре-
зультате обычных реформ, забывая, что «это
был глубочайший революционный перево-
рот, скачок из старого качественного соетоя-
ния общеетва в новое качественное состоя-
ние, равнозначный по своим последствиям
революционному перевороту в октябре 1917
года» («Краткий курс истории ВЕП(б)»,
стр. 291).

* Н. Н. Баранский. Экономическая  гео-
графия СССР. Учебник для 8 класса сред-
ней школы. 1947 год. Учпедгиз.

В предисловии Н.Н. Баранский сообща
ет, что в новом издании «оказалось возмож
ным вставить во все районные характери-
стики весьма важную рубрику населения»,
Спору нет, рубрика важная и нужная. Но
некоторые вопросы, евязанные с историче-
ской характеристикой населения, оказалиев
освещенными в учебнике искаженно. Вот
несколько. примеров: дея :

«Во время русского завоевания многие из
коренных народов Поволжья были вытеенеч
ны CO своих мест и рассеяны...» (стр. 146),

«Равнинная ‘часть Северного Кавказа
осваивалась и заселялась русбкими в тече-
ние ХУШ и первой половины ХГХ в. Горная
же часть была покорена только в 60-х го
дах прошлого века, причем больышое(?) коз
личество горцев, не желая подчиниться рус
кому царизму, эмигрировало в Турцию.
Остальные оттеснялись ‘с плодородной рав“
нины в горы» (стр. 182).

«Во время покорения их русскими в
ХУП в. буряты были кочевниками-скоз
товодами; в условиях царской Россини, под
вергаясь колониальнаму гнету, они остава
лись на низком уровне развития» (стр, 250);

«Завоевание шло путем планомерного
оцепления русскими военными поселениями
территории Казахстана по всем окраинам,
где расположены как раз наиболее жизнен<
ные его места... В начале второй половины
МХ в. эти «клещи»  сомкнулись..»
(стр. 374, подчеркнуто везде мною.—А, T.)

Раз уж Н. Н. Баранский счел нужных
дополнить свою книгу ков-какими сведе-
ниями из истории народов советской стра
ны, то надо же было сделать это вразуми“
тельно, научно, как того требует марксиот“
ско-ленинская историография. А что же по
лучилось? Определения, лишенные Нм
учного подхода, пестрящие словечками
вроде «покорение» и «вытеснение», спо-
вобны создать только путаницу, привитв
учащимся неправильные, националиетиче“‘
ские воззрения,

Автор учебника не учитывает особенно“
стей конкретной исторической обстановки,
не считается с тем, что присоединение в
России исторически тяготевших к ней нач
родностей было наименьшим злом для них,
ибо они были предметом хищнических вох*
делений ряда госуларств, варвареки истреб+
лявших побежденных.

Вот почему нельзя назойливо пода
черкивать только то, что когда-то раз
единяло народы России, затушевывая при
этом об’ективно необходимые предпосылки
их об’елинения.

Впрочем, чего: же можно ожидать от
учебника, если в нем говорится: «... Евро-
пейская Россия, получившая культуру ок
ружным путем — через Средиземное море
п Западную Европу, запоздала co своим
развитием» (стр. 217). Давно уже опро-
вергнутое, политически вредное отрицание
самостоятельности русской культуры допу=
скается Н. Н. Баранеким,

Внига Н. Н. Баранекого, по всей вероят-
ности, выйдет и девятым изданием. И тогда
лучшей аттестацией учебника была бы не
ссылка на протокол Министеретва просве-
щения, а краткая справка: «Заново перера-
боташо автором».

A. TOJICTHXHH.

ПОСТРОЕНО В

МУРМАНСКЕ

Средний траулер «Судостроитель» участвует в- экспедиции

МУРМАНСЕ, 11 августа. (Наш корр.).
Осенью прошлого тода коллектив Мурман-
ской судоверфи решил построить средний
рыболовный траулер. Проект корабля co-
ставили инженеры технического отдела. Че-
рез`45 дней после начала строительства
корпус судна был спущен нз воду, а спу-

стя еще 40 дней средний траулер вышел ва
ходовые испытания. Новому кораблю при»
своено наименование «Судостроитель». буд
но, сконструированное инженерами судоверч
Ou, принимает сейчае участие в сельдяной
экопедиции к берегам Исландии.

{

мы

Я