ДОКЛАЛЧИКИ РАИКОМА

Доклад не удалея. Люся Бояджиян по-
чувствовала это еще в цехе, когда кто-то
из сидящих в последнем ряду громко сказал:

— Кончала бы, что ли!

__ Она оторвала глаза от конспекта и вни-

° мательно оглядела присутствующих, По их
равнодушным, скучающим лицам Люся по-
чувствовала, что ев не слушают. Едва ли
Ето-нибудь заметил, как она стала пропу-
скать целые страницы из конспекта. А
когда кончила говорить, ей не задали ни
одного вопроса.

Пожалуй, только один секретарь комитета
вомсомола был ловолен тем, что «заплани-
рованное мероприятие» не сорвалось. Он
пожал Люсе руку, поблагодарил и отметил в
нутевке: «Доклад на тему «Комсомольский
билет» прочитан удовлетворительно, При-
сутетвовало 30 человек».

Но ей было стыдно сдавать путевку в раЙ-
ком: с комсомольским поручением, со своим
первым докладом она не справилась. Й Бо-
яджиян репгила 060 всем рассказать в. рай-
коме. ,

Секретарь  ЧЛенинградекого ~ paitroma
ВЛЕСМ Николай Салазко и заведующая от-
делом пропаганды Валентина Гатенбергер не
были удивлены ее рассказом. Они уже озна-
комились с несколькими докладами и при-
шли в выводу, что так выступать перед мо-
лодежью нельзя. Сухой, канцелярский язык,
‘бледные примеры, мысли, взятые из обще-
известных пособий...

Фактически группы докладчиков у рай-
кома не было. Ведь нельзя же было, в самом
деле, назвать группой докладчиков тех не-

предложили еще поработать над докладом,

В другой раз группа обстоятельно 0беу-
дила’ доклады Нурмухамедова и Бояджиян.
Доклад Нурмухамедова признали хорошим и
решили рекомендовать его к чтению для мо-
лодежи ремесленного училища. Чувствова-
лоеь, что. и Бояджиян много поработала.
Доклад ве стал гораздо лучше. Но и теперь
в нем нашли немало недостатков. Тут же,
ча совещании; ей помогли заново составить
план доклада, найти интербзные примеры,
Бояджиян наглядно убеждалась, кав вы-
игрывает ее доклад от исправлений.

Через несколько дней Нурмухамедов вы-
‘ступил с докладом «0 дружбе и товарище-
стве», Его слушали е болышим интересом.

— Есть ли настоящая дружба в нашем
училище? Вак помогаем мы своим товари-
щам в учебе? _

Много вопросов возникало у юношей, и они.
торячо обсуждали их. Собственно, Нурмуха-
медов и хотел заставить слушателей поду-
мать и поговорить о многом. Но ‘такой
оживленный спор, какой разгорелся после
‚оклада, был для него неожиданностью.

Своими впечатлениями Нурмухамедов по-.
делился на совещании группы докладчиков.
“Стало очевидно, что работа над локлалом
не кончается публичным выступлением пе-
ред молодежью, а по-настоящему только
‘начинается с него. Действительно, кто, кав
не сама молодежь, может правильно оценить
доклад, его слабые и сильные стороны. (0-
вешание решило, что каждому докладчику
необходимо вести учет заданных вопросов,
‘внимательно ‘присматриваться в аудитории,

екольких человек, которые числились в спи-
ске и нерегулярно, от случая к случаю, вы-
‹<тупали’ перед молодежью. Надо было ско-
‘лотить дружный творческий коллектив, спо-
собный тТазработать доклады, волнующие
молодежь. т
Райком комсомола решил более тщатель-
но подобрать группу докладчиков, включая

в нее наиболее подготовленных активистов

района:
Первым включен был. в состав труппы
секретарь комитета комсомола художествен-
‘ного ремесленного училища № 64 Хайдар
Нурмухамедов. Он взялея подготовить до-
клад о дружбе и товариществе. Адвокат рай-
онной юридической консультации комсомо-
лен Константин Гулевич взялся подготовить
доклад «Великий русский полководец Суво-
ров». Офицер Евгений Горшков выбрал те-
му «Жуковский — отец русской авиации».
Инетруктор райкома Вера Кочеткова захо-
тела рассказать о боевом пути Ленинеко-
Оталинского комсомола. Заново решила пе-
ределать свой доклад Люся Бояджиян.
Работа закипела. Райком организовал
для докладчиков несколько семинаров. Ва-
лентина Гатенбергер провела беседу об орз-
TOPCKOM искусстве, локладчики рассказали
0 том, Как они работают над темами, обме-
нялись опытом. Решили, что каждый доклад
обязательно ‘надо обсуждать на группе и
консультировать у специалиста. —
Первым обсуждалея доклал Константина
Гулевича. Гулевич неплохо продумал план
своего выступления, прочитал много худо-
жественной и ‘специальной литературы о
Суворове. Обсуждение началось епокойно.
Выступавитие отмечали некоторые неточ-
ности, вносили незначительные поправки.
И вдруг кто-то задал вопрос:
А что нового сможет докладчик рас-
сказать молодежи о Суворове? Ведь многие
читали те же книги, что и он!
— Ho это же не диссертация! — возра-
ЗИЛ КТО-ТО. .
Спорили долго. Все понимали, что. дело
касается не только обсуждаемого доклада.
Вопрос заключался B TOM, Kak подходить к
работе нал докладом, кавую цель должно
преследовать каждое выступление перед мо-
лодежью. Решили твердо: доклад — это не
пересказ популярных пособий. Это творче-
ство, искание нового, вдумчивое обобщение
всего прочитанного материала. Гулевичу

Уметь во-время замечать свой промахи и
‘немедленно исправлять их.

Докладчики отали присутетвовать друг у
друга на выступлениях, 8 потом сообща об-
суждать их. Работа над кажлым докладом
стала предметом заботы всего коллектива.
Bee это помогло значительно улучшить ка-
чество докладов. :

После своего доклада на фабрике «Боль-
шевик» в райком забежала Люся Бояджиян.

— Ну, как? — епросил у нее секретарь
райкома Николай Салазко, хотя по счастли-
вому улыбающемуся лицу Люси было видно,
что ее выступление прошло успетно.

=— Накануне я побывала в комитете
комсомола: — рассказывала - она,-— расепро-
сила о работе лучших стахановцев и о них
рассказала в докладе. Слушали очень хоро-
шо, а потом приглашали приходить почаще.

«Литература и искусство двух миров» —
© таким докладом выступил на заводе, гле
секретарем комитета комсомола тов. Аки-
менков, студент авиационного ‘институга
Аркадий Штерман. Он тщательно готовился
к выступлению, прочитал статьи Ленина,
Горького о литературе и искусстве, поста-
новления ЦК ВКП(б) об идеологической
работе, проемотрел новые книги и кино-
фильмы. Довлад получился интересным и
содержательным. s

После доклада к Аркадию подошел моло-
1ой рабочий. Это был бригадир известной
на заводе молодежной бригады: медников
комсомолец Александр Синяков, депутат
Моссовета.

— А 900 если мне взяться за доклад?—
спросил он. — Справлюсь?

—ч Справишься, — ответил Аркадий.

Вскоре. Александр Синяков сообщил в
райком, что хочет ‘выступить с докладом
«Молодые новаторы производства».

В группе докладчиков Ленинградского
райкома ВЛКСМ теперь\ 41 человек. Среди
них молодые учителя, комсомольские ‘работ-
ники, юристы, военнослужангие, студенты.

За последние четыре месяца докладчики
райкома 167 раз выступали в заводских
цехах, молодежных клубах и общежитиях, в
пионерских лагерях. ‹

Молодежь Ленинградского района хорошо
знает докладчиков райкома. Их ждут в орга-
низациях, к ним приходят посоветоваться,
разрешить непонятные вопросы.

Мое. И. ШАТУНОВСКИИ,

ВСТРЕЧА С ОСВОБОДИТЕЛЯМИ ВИННИЦЫ

Свердловский. райком. Винницы . провел
встречу молодых. рабочих швейной фабри-
ки с участниками. боев за освобождение: го-
рода. Молодежь услышала волнующие вос-
поминания воинов и рассказала тостям о

Над бригадным станом колхоза «20 лет
Октября», затерявшимся в бескрайной сте-
пи, во-вею полыхала пПолуденная жара.
В душном безветрии никли листья акаций.
Наверху пшеничного бунта, обвившись
вокруг древка, евибало шелковое полотнище
знамени. № нему-то и подошел председатель
колхоза Трофим Дмитриевич Цвень, вернув-
ниеь с элеватора.

— Придется отдавать знамя, девчата! —
Он рассеянно перебрал пальцами золотую
бахрому — Видно, придется!

— Кому отдавать?

Александра Нижебовекая опуетила дере-
вянный ящик, в. котором переносила пше-
ницу, < удивлением посмотрела на предее-
дателя. На ее лице проступила бледность.

Она обернулась к своим девчатам, пытаясь

улыбнуться, но они, всегда понимающие ее
с полунамека, не заметили улыбки. Бросив
работу, они во все глаза смотрели. на Цвеня,

— Что вы такое говорите, Дмитрич?

—- А 10, что райком отбирает-у ва зна-
мя. Другому звену передают...

Кому? ;

— В «Красное знамя»... Усенко Раисе.
_— А МЫ?

‚ — Мы, мы! Значит, они лучше работа-
ют... Словом, не знаю... Увакин скоро под’-
едет, у него и спрашивайте...

Он отгорченно махнул рукой, присел ря-
дом со мной на перевернутый ящик, достал
портеигар.

‚ Я понял, что произошло. Несколько дней
назад молодые звеньевые района выразили
райкому комсомола своеобразный протест:
до каких пор переходящее знамя. райкома
будет находиться в звене Александры Ни-
жебовекой? Получила она это знамя еще
за прополку, а сейчас в разгаре косовица,
обмолот, хлебосдача.

Ло этого в районе существовала тради-
пия — передавать знамя лучшему звелу
после окончания сева. прополки и, нако-
нен, после уборки. Но в. осеннюю пору
было много ‘дел: косовица, обмолот, хлебо-
слача, уход за техническими культурами,
«Вот и давайте соревноваться по каждому
виду работ, — предлагали звеньевые. —

99090 OO09900009000009000000600006900000058

_ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр. 13 августа 1948 г.

будущем своего родного города, его росте
и расцвете. Коллектив художественной. са-
модеятельности фабрики дал в честь гостей
большой концерт.

Нечего ждать глубокой осени, когда соберут
все сведения, уточнят результаты, подведут
итоги».

В райквоме согласились © новыми усло-
виями соревнования. И вот, оказывается,
появился и первый претендент на знамя —
молодежное звено Раибы Усенко из колхоза
«Враеное знамя».

— Увакин Знамя приедет забирать? —
поеле недолгого и томительного молчания
чуть слышно спросила Нижебовекая. Она
стащила е головы косынку, закусив губу,
прятала от девчат глаза.

_— Да, не в гости, конечно!

Высокая; в красной шелковой кофточее,
Валентина Олишевская, векинув голову,
чуть нахмуря бархатные, словно наведен-
ные брови, гневно. покосилаеь Ha предееда-
теля. :

— А мы не отдадим... За что отдавать,
неизвестно! . в

— 410 вы говорите, девочки... Вак так
«не отдадим»?!

— А так и не’ отдадим!

Худенькая, в запыленном полотняном
платьице Евдокия Мозговая, атитатор зве-
на и первая на хуторе певунья, угрожаю-
ще посмотрела на звеньевую.

‚— Доказать надо... Сами поедем к Усен-
ко... Посмотрим, стоит ли ей передавать...
‚ В ory минуту на попутной мантине
под’ехал на ток секретарь райкома комсо-
мола Петр Увакин,

— За что забираете знамя? Почему нас
не проверите?—налетели на него девчата.

Увакин, вытирая платком лицо, улы-
баясь, оглядел взволнованные лица.

— Вот и приехал разобраться... Раиса
вчера полностью скосила свой Участок...

— Когда?

—+ Вчера. Сам был. Проверял.

— A 410 BHI скажете, если мы косовицу
всех зерновых закончили позавчера?! Вот
официальное лицо!

Нижебовская обрадованно посмотрела на
председателя. Трофим Дмитриевич кивнул

моловой.

— Точно, позавчера в семнадцать ноль
ноль...

— Хорошо!-—едержанно согласилея Ува-
кин.-— Но, кроме того, звено Усенко <ко-
<ило все полегшие хлеба. Шо две нормы
вырабатывали...

— А мы? — Олишевокая всплеснула

На Томской областной
конференции комсомола

В Томоке закончилась областная конфе-
ренция комсомола, которая подвела итоги
работы организации за три года.

Как сообттил докладчик, секретарь обко-
ма тов. Куонецов, более 300 молодых рабо-
чих уже выполнило свои пятилетние зада-
ния; около 800 юношей и девушек завер-
шило по 3—4 годовых нормы. Комеомоль-
ские организации ‘промышленных предирия-
TH активно борются за экономию и береж-
ливоеть. На электромотором заводе, напри-
мер, ва полгода мололежь сэкономила боль-
ше ста ‘тысяч рублей. Здесь почти полно-
стью ликвидированы брак и. простои.

На колхозных полях работают 330 моло-
дежных звеньев. `Вее
кий урожай. Особенно выделяется учаеток
Героя Социалистического Труда секретаря
комсомольской организации колхоза «Мо-
лот» Шегарокого района Владимира Грязе-
ва. Он должен получить по 40—50. центне-
ров с площади в 20 гектаров.

Докладчик и делегаты: подвергли критике

недостатки в деятельности обкома. Делегаты
тт. Бурилович, Сысоев, Чупрынин приводи-
ли примеры несеръезного подхода обкома ®
выдвижению и подбору секретарей райко-
мов. В Туганоком районе, например, в тече-
ние отчетного периода сменилось десять
первых секретарей и десять вторых секре-
тарей райкома. Больше половины комео-
мольбких работников области нигле не
учится. Неудивительно, что многие из них
не выступалт перед молодежью © лекциями
п докладами.

Конференция избрала новый состав обко-
ма комсомола и ревизионной комиссии. .

Первым секретарем избран тов. Чуп-
рыНин.

А. БЛАГИНИН.

—_ю
По. следам выступлений

«Комсомольской правды»
«Как же вы допускаете
брак?»

Под таким заголовком в «Комсомольской
правде» была напечатана корреспонденция,
в которой говорилось о том, что завод.
«Коммунар» выпускает _ недоброкачествен-
ные комбайны. Как сообщает директор за-
вода тов. Терехов, в Симферопольский зер-
носовхоз командирован представитель  за-
вода, которому предложено ознакомиться ©
состоянием комбайнов, претензиями ком-
байнеров и оказать им необходимую . по-
мощь в устранении дефектов.

Приняты меры ‘к улучшению качества вы-
пускаемых машин.

Корреспонденция обсуждалась на <ове-
щании инженерно-технических работников и
на` комсомольском собрании завода. Создана
рейдовая бригада, которая проверяет каче-
ство машин,

руками.— Мы полеппий хлеб, оставили?
Мы по две нормы нё давали? А ну, зовите
учетчика! Зовите! 5

Я видел, что Увакин заметно терял уве-
ренность, с какой прйехал на ток. Слушая
взволнованных девчат, он то и дело погля-
дывал на Цвеня, еловно просил подтвер-
дения. р

— И еще одно. важное обстоятельство...
На участке Усенко не осталось ни одного
колоса. .

— Ау нае... Да вы сами посмотрите...

— Посмотрим. И условимея так: если
найдем потерянные колосья, вы сами пове-
зете знамя к Усенко...

Сказать «еотласны» было нетрудным
делом. Но чем дальше мы шли по колючей
eTepHe, гдё еще недавно шумела высокая

пненица, тем строже`и напряженнее” ста-

новилоеь лино Александры. Да и у Трофи-
ма Дмитриевича, видно, невесело было Ha
душе: Шуточное ли дело, не. оставить в
поле ни одного колоса! Может, где комбайн
придавил. или грабли не захватили! Но Kar
‘ни старалея Увакин, ни одного колоска не
было найдено... a

Сдерживая улыбку, он оглядел шатав-
ших рядом © ним девчат.

— Hy 410 x, доложу бюр... Решим!..
Только предупреждаю: знамя будем прису-
ждать теперь за обмолот и очистку зёрна,
за технические культуры, 8a урожай и
главное —— за хлебослалу...

— Спасибочки за’ предупреждение —
перемонно поклонилась  Олишевекая.—-
Только знамени уж мы не отдадим...

Слух о том, что знамя осталось у Ниже-
бовекой, быстро разошелся mo району,
В райком все чаще поступали сообщения о
хорошей работе молодых звеньевых, В эти

дни обветрились на горячем степном ветру.

лица членов бюро’ райкома. В колхозы
выехали внештатные инструкторы, лек-
торы, ‘районный актив. Когда Hame-
тились первые кандидаты на знамя за хо-
рошую работу по обмолоту и очистке, рай-
ком был осторожен. Прежде веето выехали
к Нижебовекой. Обмолот здесь был закон-
чен; но девчата попрежнему дневали и но-
чевали на току у веялок, у весов и у бун-
тов пшеницы.

— Uno же эт вы до сих пор зерно чи-
стите?

— Чиетим! — Александра скромно опу-
стила глаза.

—А т району уже четвертов звено
©в08 зерно подготовило!

— (50? Свое зерно мы давно почисти-
ли. Это мы Галочке Заднепровской помо-

они вырастили выео-`

комсомольцы, молодежь, На снимке:

партизан».

Дружно работают в эти страдные дни молодые  хлеборобы колхоза «Красный ‘©
партизан» Алексеевского, района Воронежской области. Колхоз в числе первых
° в области закончил Кобовицу озимых и завершает хлебосдачу, Полным ходом
‚ идет молотьба, поднимается зябь. Во всех колхозных делах запевалами выступают

молотьба хлеба в колхозе «Красный

Фото Б. ПАВЛОВА.

ОН ЗАПЯТНАЛ ЧЕСТЬ ШАХТЕРА

Открытое письмо к молодежи села Чумакино

Уважаемая редакция!

Нат участок активно готовится к шах-
терекому празднику. К этому дню мы 7е-
пили добыть угля вдвое больше, чем пола-
таетея по плану. Слово держим крепко.
Ежееменно даем по 30-—40 вагонеток
сверх нормы. А наш лучший  отахановец,

нок поставил рекорд проходки. Вместо 1,25
метра по норме он прошел более четырех
метров в смену. Многие воспитанники школ
$30 уже стали знатными горняками. Они
трудятея по-отахановоки и зарабатывают
до двух-трех тысяч рублей в месяц. В на-
пей шахтеёрской семье их уважают;

Но вот недавно у нас на шахте оказалея
такой воспитанник школы $30, который
испуталея трудностей, струсил и убежал ©
участка. Мы имеем в виду Гоигория Ву-
зина, крепкого, здорового двадцатилетнего
парня.

Получилось это так. Как только выпу-
стили нае из школы, Кузин получил второй
комплект обмундирования, вторую пару
обуви, шахтерекую спецовку и в ту же
ночь, скрываясь от товарищей и знакомых,
бежал к себе домой, в село Чумакино Ин-
зенекого района ‘Ульяновской области.

Этот поступок возмутил всех молодых
шахтеров. Вак мог Кузин так скоро забыть

недавний ученик школы ФЗО, тов. Апете-   2 a о
ое Ме ‘рой такой случай. ‹ Недавно

иначе -— He по-нашему, не по-шахтерски.

Вузин убежал с шахты: в дни горячего
наступления за досрочное выполнение пя-
тилетки в четыре года. Страна надеялась
на его труд. Ведь со дня выпуска из шко-
лы ©30 он мог бы уже выдать на-гора
сотни тонн угля:

Между прочим. y Hat Ha шадхае это вто-
самовольно
уехал проходчик Виктор Кучуков. Он тоже
учился в школе Ф30. Когда Вучуков ехал в
ролное село Калганик Ваеюганекого района
Томской области, он думал, что` родители
его обрадуютея. Но отец сказал ему:

— Уходи от нас. Ты позоришь нае, из-
шу семью, наше село.

Мать заплакала, она тоже не’ приняла
сына-дезертира. Й Виктор вернулея Ha
шахту. Ему стыдно быхю глядеть ‘нам В
глаза. Теперь он старательно работает, тру-
дом заглаживает свой проступок.

Советекие люди не любят трусов и лоды-
фей. Поэтому нас до сих пюр удивляет, как
терпят в селе Чумакино Инзенского района
Ульяновской области Григория Кузина. Ведь
он ‹емью запятнал, односельчан всех ото-
зорил. Почему спокойно относятся к этому
его товарищи —= молодые колхозники, ком-
сомольпы?

Мы надеемся, ‘что в селе. Чумакино 0б-
судят наше письмо, вопомнят, сколько 3а-
тратило тосударетво на учебу Кузина, cy-

все хототшее, что. дало ему наше государ-/ рово осудят его поведение.

ство. Он бесплатно училея и питалея, оде-

Мы ждем ответа от молодежи села, тде

вался и обувалея. Бывалые, заслуженные   продолжает отсиживаться Кузин.

ттахтеры, не жалея времени, помогали Ву-

зину овладевать горнянкой професеией —
самой ‘почетной в. нашей стране. После
школы он мог учиться и дальше. Дорога
была открыта. Но Кузин решил поступить

Проходчики М. ГРИГОРЕВСКИЙ,
М. ДУХОВСКИЙ, лесогон Н. СА-
ПРЫГИН.

Шахта «Пионер», Кузбасс.

Курсы мастеров художественной самодеятельности

Москва, Армянский переулок, дом 9.   кацию и облегчат поетупление в институт»:

Здесь находятся курсы заочного обучения
при Веесоюзном доме народного творчества
имени Н. №. Крупской. Ежедневно почталь-
он приновит сюда много писем. Среди них
есть письма из бухты Тикси, © острова Дик-
сон, из’ Ашхабада, Петропавловска-Кам-
чатекого, Риги, Тбилиси... Многочисленные
корреснонденть-—это руководители и уча-
стники кружков художественной самодея-
тельности. arate
Старший матрос Северного флота Голубев
провит зачислить его на отделение рисова-
ния и живопиеи. По окончании военной
службы он мечтает поступить в какой-ни-
будь художественный институт. «Я с дет-
ства больше всего люблю рисовать, — пи-
шет он. — Посмотрите мои рисунки и 6006-
щите: есть ли у меня способности? Думаю,
ETO курсы помогут мне повысить квалифи-

гаем. Вчера звену Нроскуры помогали, &
сегодня: Галочке.

Снова знамя осталось ча своем месте—
наверху ‘золотого, словно кованного, ‘пите-
ничного бунта. Но. теперь звено Нижебов-
ской уже внимательно прислуптивалось К
`тому,* что происходило в районе. Нет-нет
да и поедет кто-нибудь из звена на элева-
тор, те встречались в эти дни сотни лю-
дей. И узнали однажды девчата: на участ
ве’ все той ‘же Раисы Уюеенко комиссия
осматривала кукурузу и подсолнух.

— Надо завтра’ искуественное опыление
провести на кукурузе... А то обтонят,—
встревоженно сказала Мозговая.

_ Через’ день, когда вместе © багровой
зарей потянул над стенью ветер, закружил
на дорогах и на токах лихие вихорки пыли,
звено вышло на участок кукурузы, Высо-
кие, глянцевито-зеленые стебли с головой
укрыли девушек. Й только по веселым 10-
лосам да раскачивающимся седым султанам
можно было узнать, что тут работают люди.
Здесь их и застала комиссия. На этот раз
в иее входил участковый агроном машинно-
тракторной станции, Нельзя было без восхи-
щения смотреть на этот рослый лее куку-
рузных стеблей, на этот оравжевый разлив
тяжелых подсолнечных шляпок. А ведь
почти ни Капли дождя не упало на это поле.

— Сюда мы четыре раза вносили удоб-
рения по расчету селекционной станции, —
рассказывала Нижебовская, шагая рядом ©
агрономом.— Три раза’ культивировали, &
уж. о прополке и говорить не буду... В по-
следний раз вышли — полоть нечего...

— А опыление, опыление почему 3a-
держали?’ — спросил атроном, пытливо
взглянув на Александру. — Почему именно
сегодня вышли? ete

— Для опыления ветер хороший ну-
жен...

— Эт правильно— Агроном кивнул
головой, словно и не ожидал другого отве-
Ta.— Молодцы! Лучших участков я не
знаю! Не знаю и не видел!..

..В’ разгар событий мне пришлось на
зесколько дней выехать из района. Райком
в эти дни напоминал боевой штаб. Приез-
жали и снова уезжали в колхозы KOMCO-
мольские зктивиеты. У каждого из них
был свой подшефный колхоз, своя opra-
низация, свое звени. И тот же самый под’ем,
то же возбуждение я застал, когда вернулся
сюда через неделю. Первым, кого я увидел
  недалеко от станции, был Петр Увакин, Он
ome на грейдере и, видимо, ожидал по-
путной машины,

Тов. Полубинский о Дулевекого фарфоро-
вого завода, отвечая на первое задание, опи-
сывает историю своего драматического
кружка, в котором он вырос и которым те-

`` Вторая. экизнь
паровоза Черепановых

СВЕРДЛОВСК, 12 августа. `(Наш норр.),
Как известно, создателями первото паровоза
в Россий были крепостные Нижне-Тагиль-
ского завода отец и сын Черепановы. dr
они в 1833 году построили первый, говоря
их словами,  «пароходный  дилижане»,
Черепановы проложили также железную
порогу,  связавшую завод е  рудником,
Ее протяженность не превышала одной
версты. Но именно черепановекая дорота
положила начало дальнейшему развитию
железнодорожного транспорта в России,

Паровоз замечательных фуеских техни-
ков продвигался со скоростью 15 верт в
чаю и мог перевозить 40 пассажиров ил
около 200 пудов груза. Поезд состоял из
трех вагонов-повозок м специального фур-
тона, в котором хранился запае тоттива и
воды.

Выдающиеся механики-самоучки Чере-
пановы овершенно: самостоятельно ‘изобуе-
ли паровоз. Их труды помогли России за-
нять одно. из первых мест среди. четырех
стран мира, введших у себя железные до-
роги с паровой тягой.

Нижне-Тагильском краеведческом му-
gee до сих пор хранятея чертежи первом
русского паровоза. По просьбе постановщи-
ков документального фильма «Оталинский
Урал» рабочие металлургического завода
  имени Куйбышева изготовили по чертежам
музея действующую модель «еухопутною
парохода». Мюбопытно ‘отметить, что Mo-
дель сделана, на, том же самом предприятии,
на котором 115 лет назад появилея родо-
начальник русских локомотивов.

Работами пю созданию модели руководили
инженер завода тов. Шляпников и худож-
ник-оператор студии тов. Лаценик. На-днях
на Высокогорском руднике начинаются
<’емки паровоза Черепановых.

ее

Открыт музей этнографии

ЛЕНИНГРАД, 12 августа. (Наш корр.)
После семилетнего перерыва открылся Госу
дарственный вгузей этнотрафии, В шести
просторных залах размещена обиьлрная выз
ставка народного искуюства и Националь“
ной одежды славяноких народов. В цен
ральном: зале экспонируются, национальные
одежды и украшения великороссов, украин-
nes, белоруссов, чехов, поляков, болгар в

перь руководит. Этот кружок был создан  Друпих народов. В трех русских залах вы-

триднать лет назад. В 1917 тоду он по-
ставил. «Бедность не. порок» Островского.
Режиссером спектакля был молодой рабо-
чий Александр Перегудов, теперь пиезтель,

На пяти отделениях курсов заочного обу-
чения занимается около трех тысяч человек,
предетавляющих все союзные республики,
29 национальностей. Обучение ведется 663
отрыва от производетва. Зачеты принимают-
сея местными домами народного творчества,

Вее учащиеся получают нужные учеб-
ные и наглядные пособия. :

М. МИХАЙЛОВ.

ИИ и.

— Не хотите в Александре проехать?

Через несколько минут мы, вценившись
в раскачивающиеся борта высокого кузова,
мчались к колхозу «20 лет Октября».

— У кого знамя? — спросил я, стараясь
перекричать ‘шум встречного ветра. Ува-
кин, смеясь, махнул рукой.

— Попрежнему у Александры... Но, кз-
жется, отберем.

Он придвинулся вплотную, кричал в еа-
мое ухо.

— «Первая пятилетка» план хлебосда-
чи на девяносто шесть процентов выпол-
нила... Завтра заканчивают... Там комсо-
мольцы вренко за’ это взялись... Мы догоз
ворилиеь первенство звену присваивать,
когда весь колхоз план выполнит. Так что,
наверное, завтра повезу знамя в «Первую
пятилетку»...

Машина, чуть обавив ход, свернула на
полевую дорогу. Показались седые от пыли
акации, белый дом бригады. И в тот миг
из-за амбаров вывернула навстречу мапгина.
Кузов ee, усеянный разноцветными плать-
ями девчат, белыми, как ромашки, косын-
ками, был похож на цветочную клумбу. А
Над ней билось на ветру знакомое красное
полотнище знамени. Оно закрывало лица
девчат, срывало косынки, и десятки рук ue
могли его удержать. Машины поровнялись.
Взревели на секунду моторы, мелькнули
смеющиеся лица Нижебовекой, Олишевской,
Мозговой...

Нз току Увакин, хмуря брови, полошел
к Цвеню.

— Куда они знамя повезли?

Трофим Дмитриевич потер подбородок,
усмехнулся.

— Да ведь дело такое, что знамя как
раз к меету... Первую машину сверх плана
повезли.

— А план?

— План мы, товарищ Увакин, сегодня
в тринадцать ноль ноль закончили.

Я невольно оглянулся. Машина уже’ пе-
ревалила через бугор, только алый клочок
тренетал над линией  торизонта,

дорога. Увакин от души засмеялся:
— Воти забери у них знамя!
— Трудно! — согласился Трофим Дмит-

риевич.— Знамя — слава, и каждому хо.

чется, чтобы была эта слава непреходящей.

ь Илья КОТЕНКО,
Тимашевский район,
Краснодарский край.

почти
не уменьшаясь,— за бугром лежала ровная

ставлены редкие изделия мастеров приз
кладДного искусства. ‘

Болыпой интерес у посетителей музея
вызывает. резьба по кости, исполненная мз-
стерами-резчиками  холмоторской артели
имени Ломоносова. Холмогорцы. прислали
вырезанный из моржовой кости кубок © изо-
бражением портретов великих русских полз
воводцев. :

В украинеком и белорусском залах пред:
ставлены уникальные экспонаты — слуд-
кие пояса ХУШ века, штофы петровских в
елизаветинеких времен, гуцульская перла-
мутровая шкатулка и т. д. Boero B музее
выставлено около 6.000 окспоналов. Гото-
вятся к открытию новые залы, посвященные
жизни и быту народов COCP,

о

КОЛХОЗНАЯ БИБЛИОТЕКА

РИГА, 12 августа. (Наш корр.). По лниз
циативе комсомольцев в колхозе «Дзирк-
стеле» Даугавиилеского уезда создана
библиотека. В ней насчитывается свыше
800 книг и брошюр.

Библиотеку ежедневно посещают колхоз

ники, Приходят сюда почитать новые кни-
ги и журналы и крестьяне окрестных дез
ревень. :

SQ
Случай на охоте

В Чапаевском районе Саратовской
области — хорошие места для охоты,
В лиманах и озерах много уток, в ле-
сах водятся зайцы, лисицы, волки. Но

2 в местных охотничьих организациях
невозможно найти боеприпасов. В
ществе охотников-спортеменов только
регистрируют оружие и выдают охот-
ничьи билеты, но ни пороха, ни дроби
нет ни в Охотсоюзе, ни в магазинах.

От имени молодых охотников“
любителей А, МИНАЕВ.

Селезень: — Будь спокойна, дорогая,
у него пороху нехзатит выстрелить
в нас.

Рис. И. СЕМЕНОВА.