*

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Сегодня весь советский народ провожает в последний путь

выдающегося деятеля коммунистической партии и Советского госу-

дарства, члена Политбюро ЦК ВКП(б), р ЦЕ ВКП(б)
товарища Андрея Александровича Жданова.

Жизнь пламенного большевика товарища Андрея `Александровича
Я Юланова будет служить великим вдохновляющим примером _ для

советской - ain dais

В Колонном залё Дома’ союзов 1 сентября м года (слева направо): Г. М. Маленков, И. В. Сталин, В. м. Молотов и Л. П. Берия в почетном ‚ карауле у гроба А. А. Жданова:

ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИ Fl
СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА

Умер Андрей Александрович
Жданов. Безмерная скорбь и глу-
бокая боль переполнили сердце

народа. Вместе с родной больше-
вистской партией, со всем народом
комсомол, советская ‘молодежь скор-
бят о безвременной, горькой утрате.

Траурным крепом окаймлены бое-
вые знамена. Под их сенью сражал-
ся и работал выдающийся деятель
и строитель коммунистической пар-
тии и советского государства —
Андрей Александрович Жданов. Его
прекрасная, кипучая жизнь была от-
дана Родине, борьбе за счастье со-
ветского народа, за торжество ком-
мунизма.

Шестнадцатилетним юношей Ан-
дрей Александрович Жданов всту-
пает на путь революционной” борь-
бы. Он ведет активную  партий-
ную работу среди пролетариев Тве-
ри, а затем, когда его мобилизуют в
царскую армию, становится умелым
большевистским ‘пропагандистом B
солдатской среде. Товарищ Жданов
участвует в подготовке и проведении
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции на Урале. В годы
гражданской войны товарищ Жданов

занимается политическим просвеще-

нием в частях Красной Армии, ведет
партийную и советскую работу на
Урале и в Твери. В 1924—1934 г.г. он
на руководящей партийной работе в
Горьковском крае.

После  злодейского убийства
С. М. Кирова партия направляет то-
варища Жданова в Ленинград. Под
руководством ИК ВКП(б), верный
ученик и соратник товарища Сталина
воодушевляет, сплачивает и моби-
лизует ленинградскую партийную
организацию на разгром змеиного
гнезда врагов народа, на реши-
тельюе выкорчевывание троцкист-
ско-зиновьевских двурушников и
предателей. _

В суровые годы Отечественной
войны товарищ Жданов становится
организатором и руководителем ` ге-
роической обороны. Ленинграда. Са-
моотверженная борьба ленинградцев
в невиданно тяжелых условиях бло-
кады, их историческая победа и раз-
гром врага у стен города-героя
неразрывно связаны ¢ именем

. А. Жданова.

Виднейший деятель партии, пла-
менный советский патриот, Андрей
Александрович Жданов являлся вы-
дающшимся марксистским  теорети-
ком. Много лет товариш Жданов
руководил  агитационно - пропаган-
дистской работой партии, неприми-
римо и страстно борясь за чистоту
марксистско-ленинского учения. Его
блестящие доклады и выступления
п^ вопросам литературы, музыки,
философии — важные вехи на пути
развития социалистической культу-
ры нашей страны.

Имя товариша Жданова знают

—_———— ne Ooo

трудящиеся всех стран, в его лице
международное рабочее движение
потеряло одного из своих признан-
ных руководящих деятелей.

Ушел от нас любимый наставник,
заботливый учитель, воспитатель,
близкий и чуткий друг советской мо-
лодежи. Весь богатейший опыт рево-
люционера, организатора масс, всю
глубину своих знаний он стремился
передать молодежи, воспитывая ез

в духе безграничной преданности co-

циалистической Отчизне, товарищу
Сталину.

Товарищ Жданов любил молодежь
и верил в ее силы. «Наша советская
молодежь чем длалыше, тем больше
будет давать новые и новые образцы
того, каким должен быть гражданин
социалистического государства рабо-
чих и крестьян, будет умножать тру-
довой героизм в нашей стране», —
говорил он, приветствуя Ленинско-
Сталинский комсомол в день его
двадцатилетия.

Этот наказ большевистской пар-
тии, выраженный товарищем Жда-
новым, и сейчас определяет каждый
день и каждый час нашего труда, ве-
дет юных патриотов вперед, к новым
славным победам в борьбе за пяти-
летку в четыре года, за коммунизм.

«Где вы найдете такой народ и
такую <трану, как у нас?» —с за-
конной гордостью’ спрашивал това-
риш Жданов. Да, русские теперь не
те, что были до семнадцатого года, и
Русь у нас уже не та. Как измени-
лась, выросла, преобразилась на-
ша Родина, великая советская дер-
жава, как изменился, вырос и преоб-
разился нат народ! Это волею пар-
тии, энергией ‘и силой ее верных сы-
нов завоевана великая победа,

И вот ушел от нас товарищ Жаа-
нов... От станка к станку, от заво-
да к заводу, от колхоза к колхозу,
+.. края в край ‘пролетела по всей
стране весть о тяжкой утрате.

Кипучая жизнь и деятельность
товарища Жданова являются для на-
шей молодежи примером самоотвер-
женного служения партии и народу.
Нам, молодым, предстоит крепить си-
лу и могущество социалистического
советского. строя, добиваться еще
большего расцвета благосостояния и
культуры Отчизны. Под. водитель-
ством партии, под руководством то-
варища Сталина трудящиеся нашей
страны, советская молодежь будут
бороться за торжество великого и
благородного ‘дела, которому всю
свою жизнь посвятил Андрей Алек-
сандрович Жданов.

Светлый образ ‘его будет вечно
жить в наших сердцах, Примером
того, каким должен быть большевик,
пламенный строитель коммунизма,
навсегда останется для нас Андрей
Александрович Жданов — сподвиж-
ник и друг товарища Сталина, вели-
кий гражданин страны социализма.

От Комиссии по организации похорон члена Политбюро ЦК ВКП б],
секретаря Центрального Комитета ВКП{5}, депутата Верховного
Совета СССР, генерал-полковника товарища Андрея о
ЖДАНОВА

Доступ в Колонный зал для прощания ¢  Похороны товарища А. А. Жданова со-

покойных товарищем А. А. Мдановым пре-
кращается сегодня, 2 сентября, в 4 часа   СТОятся на Красной площади у
дня. Вынос гроба — в 5 часов 30 минут   стены в 6 часов вечера.
дня, /

Времлевской

С утра Москва оделась в траур... Безгра-
нична народная скорбь, вызванная безвре-
менной кончиной выдающегося деятеля
партии Ленина— Сталина и советекого го-
сударства Андрея Алексанлровича Жданова.

В охидании прибытия траурного поезда

десятки тысяч трудящихея собрались Ha

площади Белорусского вокзала. Надо морем
человеческих голов колышутся знамена,
обвитые траурными лентами. Вее стоят в
глубоком молчании. Сегодня сюда собрались
представители московских рабочих и ин-
теллигенции. Мастера н ученые, архитек-
‘торы и инженеры, учителя п Домашние хо-
зяйки — они пришли, чтобы отдать послед-
ний долг верному сыну партии Ленина—
Сталина, ученику и ближайшему соратни-

ву великого Сталина — Андрею Алекеанд-.

ровичу Жланову.

‚..Перрон вокзала. Ha платформе выстро-
ился почетный караул. Для ветречи траур-
ного кортежа на вокзал прибыли руководи-
тели партии и правительства, делегации
партийных, советских и общественных ор-
ганизаций столипы. На ‘перроне появляют-
ся товарищи В. М. Молотов,

Е. Ворошилов, Г. М. Маленков. А. И.
Микоян, Л. М. Каганович, Н. М. Щрверник,

Н. Восыгин, М. А, Суслов, Г. М. Попов.
М. ©. ПТкнрятов, маршалы Советского Co-
юза А. М. Василевский, №. А. Мерецков,
С. М. Буденный, маршал авиации В А.
Вершинин, адмирал И. 0. Юмашев и другие.

Ровно в 17 часов тоаурный поезд подхо-
лит в перрону. Поезд сопровождают
тт. Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов,
родные и близкие покойного. Впереди, на
паровозе в пветах и зелени, обвитый креном,
портрет тов. А. А. Жданова. Звучат скорб-
ные мелодии. =

Раздается команда: eGunpnals Почетный
караул замер в суровом молчании. Скло-
няются знамена. Руководители партии и
правительетва. во главе с товарищем
В. М. Молотовым поднимают гроб с телом
А, А. Жданова и медленно направляются на

‚площадь Белорусского вокзала. Гроб уста-

навливается на орудийный лафет. На пло-
Maid снова раздаютея скорбные мелодии
Шопена и. Бетховена.

пентральной магистрали столицы — улице
Горького — к Дому союзов. Генералы и офи-
войны бережно

несут портрет

Товарищу

Л. П. Берия,

Траурный кортеж медленно движется по.

‘гроба А.

А. А. Жданова. За гробом с обнаженными
головами следуют руководители партии и
правительства, маршалы, генералы и офи-
перы Советской Армии, многотысячные
делегации фабрик и заводов столицы, Мо-
сковекого гарнизона, учебных заведений...

Процессия растянулась от Белорусского
вокзала до Охотного ряда. На тротуарах, в
прилегающих переулках и улицах собра-
лись десятки тысяч трудящихся столицы,
чтобы почтить память замечательного боль-
шевика, любимца народа и армии,

ровича Жданова вносят в Колонный зал и
устанавливают на высоком постаменте, уто-
пающем в зелени пальм, живых цветов.

Над гробом приспущено, обрамленное
черной каймой, алое бархатное знамя.

В зал вносятея сотни венков. У гроба
большой венок, па кумачевой ленте которо-
0 надпись: «Дорогому товарищу и другу
Андрею Александровичу Жданеву от Пент-
рального Комитета ВЕП(б) и Совета Мини-
стров СССР». Здесь же венки от Празидиу-
ма Верховного Сювета СССР, от Совета Ми-
нистров и Презилиума Верховного бовета
РСФСР и от ВЦСПС, МЕ и МГК ВЕПб),

BIKCM, районов столицы, KOMTORTUBOB MO-
‘сковских предприятий, учебных заведений,
воинских частей, от родных и друзей по-
войного,

В почетный караул становятся товарипти
В. М, Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Вороши-
лов, А. И. Микоян, Г. М. Маленков, Л. М.
Каганович, Н. А. Вознесенский, А. А. Куз-
непов, М. А. Суслов, Г. М. Попов, Ц. В. По-
номаленко.

6 часов 40 минут... В Колонный зал
устремляетея бесконечный люлекой поток.
В скорбном молчания перал гробом прохо-
AAT московские рабочие, студенты, партий-
ные работники; ученые, писатели, птколь-
ники, работники искусств... У гроба люди
замедляют шаги. Каждый хочет лучше за-
печатлеть доропие черты человека, который

делу Ленина — Оталина, служению Родине.
Каждые пять unary? сменяется почетный
‘караул.
В почетном карауле стоят полководпы
Советской Армии. Траурную вахту несут

деры — участники Великой Отачественной   маршалы Советекого. Союза Василевский,

Тов.   Говоров, Буденный, маршал авиации Bep-

СТАЛИНУ

От Центрального Комитета коммунистической партий франция

Центральный Комитет коммунистической
пзртви Франции, глубоко взволнаванный
смертью товарища Жланова, выражает
товарищу Сталину, большевиетской партии,
советскому народу братскую солидарность
коммунистов и всех трудящихся Франции:
Французские коммунисты чтят память ве-
ликого большевика Андрея Жданова, ге-
ропческого защитника Ленинграда, вся
жизнь жоторого была непрерывным и вы-
дающимея служением делу Советского (90-
за, делу межлународного рабочего и демо-
кратического дьшжения, делу мира, делу
ROMMY HAMA.

Вомуунистическая партия Франции не

забывает ту вылающуюся роль, которую
сыграл товарищ Аданов на исторической

конференции коммунистических партий в!

сентябре 1947 года и вслед за ней в деятель-
ноети Информационного бюро. Помощь, ко-
Торую его советы принесли нашей’ партии,
дают нам возможность в еще большей мере
прочувствовать ту огромную потерю, кото-
‘рую представляет е№ кончина.
Пример жизни товарища Аданова вдох-
новит французеких коммунистов в их борь-
бе за укропление антиямпериалиетического,
демовратического лагеря, за то, чтобы под-
нимать все выше знамя пролетарского ин-
теппационализма, которое является в то же
время и знаменем ваплопальной незавиеи-
мости,

От имени Центрального. Комитета
коммунистической партии‘ Франции
генеральный секретарь Морис ТОРЕЗ.

МОСКВА, КРЕМЛЬ.

Товаришу

Глубоко  потрясенный — безвременной
смертью нашего любимого друга и Вашего
верного, талаптливого соратника товарища
Ялданова, выражаю Вам.и ЦЕ ВКП(б) еамые
искренние соболезнования. Наша великая
коммунистическая семья понёсла тяжелей-

myo потерю. Прекрасная жизнь Андрея

Александровича, отдавшего вее евои силы,

¢

СТАЛИНУ

неисчерпаемую энергию и исключительные
способности делу строительства коммунизма,
будет служить примером и болгарским ком-
муниетам, как и трудящимся Народной рес-
публикя Болгарии.

ЖЩиу крепко Вашу руку. —

Преданный Вам ДИМИТРОВ.
1 сентября 1948 г.

Траурная процессия подходит к Дому
 1 союзов. Гроб с останками Андрея Александ-

Московокого Совета, от ЦЕ ВПО)У, ПЕ

всю свою жизнь 663 остатка, отдал великому.

пинин, адмирал Юмашев, генерал Армии
Антонов, тлавный маршал артиллерии Воро-
нов, маршал войск связи Пересыпкин, мар-
шал артиллерии Яковлев, генералы Кузне-
nos, Штеменко, Виногралов. Их сменяют
генералы ПТатилов, Соломатин, Маландин,
Захаров, Бирюков, Дотаев, Розуваев, Harop-
ный, Пронин. Вее они пришли вюда, чтобы
отдать последние почеети человеку, кото-
рый много сил и энергии отдал делу строи-
тельства Советской Армии, идейно-полити-
‘ческому воспитанию ее личного состава.

Делегации трудящихся столицы, союзных
и автономных реснублик вносят в зал вее
‘Новыю и` новые венки. Входит делегация
Московского Совета. Член делегации три-
жды Герой Советского Союза А; Покрыш-
вин приспускает перед гробом красное зна-
мя, обвитое черными лентами, Венок из жи-
вых цветов вносят работники искусетв —
артисты Государотвенного Большого Акаде-
мического театра. На алой ленте начертало:
«Боевому руководителю и другу искусств
Андрею Александровичу Жданову от Боль-
moro teatpa CCCP».

Возлагается венок от Дипломатического
корпуса,

В почетный караул становятся: писатели
Н. Тихонов, №. Симонов, В. Горбатов и дру-
гие. В этом зале в 1934 году, на первом
всесоюзном с’езде советских писателей,
‘устами товарища Жданова Центральный
Комитет партии призвал литераторов к 6э3-
заветному служению народу, дал програм-
му развития литературы в плане социали-
стического реализма.

Почетный караул несут представители
трудящихся — Ленинского, = Сталинско-
то, Краснопресненского, Советекого, Проле-
тарското, Таганского и других районов сто-
лицы. У гроба — стахановцы заволов и
фабрик. Герои Социалистического Труда,
Герои Советского Союза, министры, депу-
таты Верховного Совета СССР, лауреаты
Сталинской премии.

т „Нескончаем ‘людской поток. Несмотря

щих проститься с любимцем партии и ©0-
ветского народа, не уменьшается. Людской
поток растянулся на несколько километров:
он движется от Никитских Зорот к Дому
Союзов по Тверскому бульвару через пло-
щадь Пушкина,
Здесь можно видеть ткачих с Трехгорки,
автозаводиев, железнолорожников,  метал-

Фото М. КАЛАШНИКОВОЙ и ©.

на поздний час, число москвичей, пришед-,

по Пушкинской улице.

КИСЛОВА:

лургов, колхозников Подмосковья, ученых
и артистов, курсантов военно-учебных заве-
дений, студентов московских вузов, воинов
Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Beem им бесконечно дорог товарищ dMaza~
HOB — друг, учитель, наставник. Его ки-
пучая жизнь и деятельность — пример
самоотверженного служения партии и на-
роду. Всеобщую любовь советских людей
и всего, передового человечества он заслу-
жил беззаветной преданностью великому
делу Ленина— Сталина, глубокой принци-
‘пиальностью, бесстратием в борьбе.

Андрея Александровича Жданова  совет=
‘ская интеллигенция называет другом науки.
Выдающийся ученый, теоретик марксизма=
леничизма, он дал блестящие примеры пи=
роких обобщений по вопросам философии
науки, литературы, искусства.

В почетном карауле стоят виднейшие
и страны-— академики С. И. Вавилов,

Т. Д; Лысенко, Б.Д. Греков.

В зал входят многочисленные делегации
крупнейших городов страны и союзных рез
спублик.

`Перед гробом проходят украинцы и бело-
руссы, латыши и эстонцы, грузины и каз
захи, армяне и азербайджанцы. Они проша-
ются с товарищем Жлановым от имени наз
ролов нашей Родины, верным сыном кото
рой он был до конца своей жизни. —

Андрей Александрович Жданов был за-
ботливым учителем и другом советской мо-
лодежи. Он горячо любил ее, знал ее запро-
сы и нужды, передавал ей свой богатейший
опыт. революционера — организатора масс,
воепитывал молодое поколение в духе без-
граничной преданности социалистической
Родине, товарищу О %

У гроба несут почетный караул секрета-
ри ЦЕ ВЛЕСМ т.т. Михайлов, Иванов, Ше-
лепин, Влимов, Ершова, Харламов.

...23 часа 10 минут. В зал входот
товариш И. В. Сталин. Вместе е_ ним в по-
четный караул становятся товарищи
В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Мален-
ков, А. И. Микоян. Л. М. Каганович, Н. А:
Вознесенский, Г. М. Попов. aor

Уже близится Утро следующего ‘дня, HO
людской поток не ослабевает. До пяти часов
утра перед гробом верного ученика и сорат-
ника великого Сталина—товарища Андрея

ександровича Жданова прошло около 200
тысяч человек.

(ТАСС),

От Центрального Комитета
Польской рабочей партии —

Глубоко потрясены смертью товарища
Андрея Александровича Жданова, члена
Политбюро и секретаря ЦЕ ВКП(б). Вместе.
с вами склоняем свои. головы над гробом
одного из выдающихея строителей Комму-
нистической партии и Советского Corsa,
героя защиты Ленинграда, выдающегося
теоретика марксизма, бойца за свободу на-
родов, беззаветно преданного делу ’ социа-
лизма.

Наша партия навсегда сохранит память
в товарище Жданове, как о пламенном ре-
волюционере, имеющем неопенимые заслуги
В деле углубления международной солидар-
ности рабочего движения, в деле борьбы за

прочный мир против империализма.

Центральный Комитет Польской
рабочей партии,

Варшава, 1 сентября 1948 г.

—_—_—

МОСКВА, КРЕМЛЬ.

И. В. СТАЛИНУ

Национальный Исполнительный Комитет
Вюммунистической партии Великобритании
выражает Вам, ВАШ(б) и воему народу С0-
ветского Союза свою глубочайшую скорбь
по поводу безвременной кончины Андрея
Александровича Жданова. Не только совет-
ский народ, но и рабочий класс всего мира
потерял талантливого, мужественном, вы-
дающегося и неподкупного вождя коммуни-
стов во всех странах.

Мы клянемся продолжать его работу в
борьбе против капитализма и ‘империализ-
ма за национальную независимость, дли-
тельный мир, народную демократию п за
победу социализма.

Гарри ПОЛЛИТ.

Лондон, 1 сентября 1948 г.