у

у

}

Колхоз «13 лет Октября» Павло--
градского района Омской области вы-
полнил план сдачи зерна и вывез в го-
сударственные закрома свыше 5.000
центнеров хлеба.

`На снимке: секретарь комсомольской
организации колхоза Ольга КНЯЗЬ,

заработавшая 280 трудодней, полу-
чает аванс. Выдает хлеб Николай
БАЛКИН. 5

Фото М. СМИРНОВА,

Работа ученых
на Каспийском море

Каспийское море — крупнейший рыбный
бассейн страны. Однако ученые установи-
ли, что последнее вромя здесь нехватает
корма для рыбы. Для того чтобы предот-
вратить угрозу исчезновения рыбы, был раз-
работан план создания рыбной кормовой
базы,

Под руководством начальника отдела ры-
боводства `«Азчеррыбвода» И. Г. Ужва во-
семь лет назад кубанские рыбоводы доста-
вили на Каспий несколько разновидностей
морских червей и моллюсков, обитающих в
Черном и Азовском морях. Экспедиция вы-
садила у острова Чечень 4.000 червей из
семейства нереид. Кроме` того, 14.000’ ‘не:
реид было ‘высажено в других районах моря.

Обитатели Черного и Азовского морей от-
лично акклиматизировались на Каспии: Так
была создана кормовая база для осетров,
каспийского, леща, воблы и других рыб.

Недавно из Москвы в Ейский район Крас-
нодарского ‘края прибыла’ новая экспедиция
акклимативационной станции’ рыбоводства.
Она перебросит на Каспий еще 100.000. чер-
номорских моллюсков и различных морских
червей для подкормки рыбы. :

Так советские ученые помогают развивать

НОСТЬ.

На
Двести лекций.
для молодежи

Болев 200 лекций для молодежи прочи-
тали в июле и августе члены лекторской
группы Ивановского обкома ВЛЕСМ. Моло-
дым  колхозникам ` Гаврилово-Посадекого
района были прочитаны лекции: «Моло-
дежь мира в борьбе за мир и демократию»,
«Жизнь и деятельность великого руеского
демократа Н.Г. Чернышевского» и др. Юно-
ши и девушки Шуи прослушали цикл лек-
ций по истории родного города.

Много разпообразных лекций для моло-
дежи прочитали за последнее время лекто-
ры Общества по распространению полити-
ческих и научных знаний. Около пяти ты-
еяч юношей и девушек Иванова прослуша-
ли лекции профессора Левитова «0 любви,
дружбе и. товариществе», «О воспитании
воли и характера»; две тысячи молодых
ивановцев присутствовали ка встрече с
лауреатом Сталинской премии писателем
Ильей Эренбургом. а
’. В сентябре областное отделение общеет-
33. совместно с обкомом ВЛКСМ в-Гаврило-
в0-Посадском и Ильинском районах прове-
дут для молодежи Ломоносовские и Тимиря-
зевские чтения. Намечены также лекции о
трудах И. В. Мичурина и его последовате-

о.
ve В. ПАЛЕНОВ.
‚г, Иваново.
=

Пойма реки Полтвы

будет плодородной.

- ЛЬВОВ, 7 сентября. (Наш корр.), По
призыву кривчицких хлеборобов начались
работы по освоению заболоченных земель.
долины реки’ Полтвы. Здесь после осуше-
ния будут созданы овощная и животновод-
ческая базы Львова.

Комеомольцы, молодежь Львова, еледуя
примеру комсомольцев Киева, работающих
на Ирпенской пойме, взяли обязательство
отработать на ударной стройке 10.000 че-
ловеко-дней. С призывом ко всей молоде-
жл города обратились комсомольцы. завода
телефонно-телеграфной аппаратуры.

800 юношей и девушек уже приняли
участие в работах по сооружению мелиора-
тивной системы. Первой прибыла на етрой-
ку молодежь завода телефонно-телеграфной
аппаратуры и трамвайного треста. Дружно
приступили к работе комсомольцы конди-
терской фабрики «Большевик» и фабрики
индивилуального пошива.

Ведущее место заняли комсомольские

бригады Шевчука и Петрова (завод теле-
фонно-телеграфной аппаратуры). Особенно
отличился стахановец трамвайного треста
Мазур, выполнивший ‘более трех норм.
‚ Хорошоработала молодежь Львовской
межобластной школы колхозных кадров.
120 слушателей школы во главе с секлета-
рем партийной организации депутатом Вер-
ховного Совета СССР Екатериной Васильев
ной Коваленко и секретарем комсомольской
организации Петром Мордашовым досрочно
выполнили свое задание.

В. ОТРЫВЕ.

Основным источником пополнения рабо-

чей силы угольных предприятий запахных
районов являются учебные заведения тру-
довых резервов. Речь идет о приеме на
шахты сотен тысяч выпускников школ
$30. Количество их должно составить три
четверти годового’ набора рабочих. Это по-
казывает, какое серьезное значение в под-
готовке кадров горняков имеют эти школы.
Но работа школ не удовлетворяет угольши-
ков, и они пред’являют ‘большие претензии
к Министерству трудовых резервов.
‹ Дело в том, что в школах $30’ молодежь
обучают узкому кругу шахтерових профес-
сий — не более лесяти, составляющих лишь
одну треть основных угольных специзль-
ностей. Между тем эксплоатационные работы
требуют шахтеров значительно большего
количества квалификаций. Учебные завеле-
ния трудовых. резервов, например, совер-
шенно нз готовят машинистов погрузочных
машин и шахтных механизмов, слесарей
обоглтительных установок. В результате па
шахтах имеется избыток торняков олних
специальностей и недостаток других. Так,
сейчас образовалея излишек навалоотбой-
щиков и крепильщиков. Поэтому не все вы-
пускники могли найти себе работу по cne-
циальности. Часть выпуекников направля-
лась на переподготовку, что вызывало с их
стороны справедливые нарекания.

Самовольный уход выпускников с произ-
BOICTBA происходит преимущественно за счет
той части молодежи, которая не использует-
ся по специальности. Текучесть ее в ряде

] случаев весьма значительна.

Министерство угольной промышленности
западных районов ССОР неоднократно на-
стаивало на изменении профиля професепй
в`школах Ф30. Но каждое такое требование
встречало решительный отказ со стороны
Министерства трудовых резервов.

Может быть, лучше обстоит дело у ме-
таллургов, строителей, машиностроителей?
Отнюдь нет.

За последние годы металлургические за-
воды намного расширили ассортимент своей
продукции. Естественно, это повлекло за е9-
бой изменение профиля квалифицированных
рабочих. Уже в конце 1946 года стал явных
излишек станочников на металлургических
предприятиях. 06 этом было поставлено в
известность Министерство трудовых резер-
вов. Но в силу инерции учебные заведения
министерства и по сей день продолжают го-
товить для этой отраели промышленноети
станочников больше, чем нужно. Сверх по-
требного количества подготавливаютея фор-
мовщики, литейщики, подручные сталёва-
ров и горновых, вальцовщики и слесари. В
то же время рабочих по отделке качествен-
ных металлов, а также для метизного произ-
водства и внутризаводского железнодорож-
ного транспорта нехватает. а

Стройки страны переходят на индустри-
альные епособы работ, растет их. оснащен-
ность ‘механизмами. Rak ни странно, обу-
чение рабочих строительных профессий вг=
дется без учета этих обстоятельств. В учеб-
ных заведениях трудовых резервов совер-
пенно не готовят мотористов строительных
механизмов, помощников машинистов экска-
ваторов, мостовщиков, слесарей по изготов-

„ леняю стальконструкций. Большую нужду
и укреплятьгсовехскую рыбную POMBE ват стройки в. электрогазоеварщи-

ках и электросваршиках: Поступают они из

школ $30 в ничтожно малом количестве.

Министерство строительства предприятий
тяжелой индустрии во втором квартале вме-
сто 242 электрогазосварщиков получило
всего 23. Примерно такое же положение ©
злектроеварщиками. В восемь раз меньше,
чем требуется, стройки получили слесарей
санитарно-технического оборудования. `Зато
столяров вместо 400 прибыло 2.700 чело-
век. Зачастую Ha стройки направляются
рабочие He TeX квалификаций, которые тре-
буются. Так, вместо 790 слесарей по мон-
тажу оборудования из школ ФЗО на’ строй-
ки направлено. 1.800’ слесарей несложных
работ. ges

Для маптиностроителей в последние годы
‘трудовые резервы готовили рабочих’ почти
тех же’ профессий; что и в военное время,
Заводы переполнены станочниками,  слеса-
рями-инетрументальщиками, слесарями-ре-

монтниками. Нехватает электросварщиков,

ИСКАЖЕННАЯ ИСТОРИЯ ЛЕТНОГО ДЕЛА

Советский народ по праву гордится име-
нами русеких ученых, конструкторов, ин-
женеров и летчиков, явившихся творцамн
авиационной науки, вписавших яркие
страницы в историю авиации. :

Изучение славной истории русской авиз-
пии имеет для нашей молодежи большое
познавательное и воспитательное значение,
Но, к сожалению, юноши и девушки, иц-
тересующиеся авиацией, почти не нахолят
популярной литературы по историй летного

дала или ‘пользуются негодными книгами

и пособиями, искажающими историческую
правду.

`Перед нами «Очерки по истории летного
дела» К. Е. Вейгелина. Эта книга, издан-
ная Оборонгизом перед войной, претендует
на создание у читателя «достаточно пол-
ного представления 0б истории завоевания
воздуха». Так говорится в аннотации на
обороте титульного листа. и

Но. откроем указатель имен и названий,

встречатотихея в книге. Не олиблись ли
мы? Советским ли автором натисаны
«Очерки»? Может быть, это перевод с ан-
глийского или французского?
_. «Навыщая содержание фактическим ма-
териалом и сохраняя строгое отношение к
специально техническим вопросам, — [0-
ворится з авторском предисловии, — автор
хотел бы оживить и людей. игравших в
прошлом ведущие роли». Вто же они, эти
люди, игравшие, по мнению Вейгелина. в
прошлом ведущие роли? а.

_ Дорогие нам имена русских творцов и
деятелей авиационной науки, русских изоб-
ретателей, конструкторов, летчиков затеря-
лись в книге ерели многих десятков иност-
раниых имен. Причем наряду © именами
иностранцев, действительно популярных B
авиационном мире, автор счел своим долгом
‘сообщить советскому читателю множество
имен, мало известных или совсем не извест-
ных. Так. например, мы ‘найдем здесь име-
на различных иностранных  гастролеров,
подвизавшихся в свое время в России. Автор
безустали повествует об успехах инострап-
ных авиаторов, щедро пересыпая свою
речь  восторженными отзывами:  «знз-
менитый ‘английский  воздухогплаватель»,
«бесстрашный паралтютист», «бравый изоб-

ретатель», «первый адмирал в воздухопла- лых, впервые примененном Нестеровым.

ОТ ЖИЗНИ

Серьезные недостатки в системе трудовых резервов

котельщиков, чеканщиков. На предприятиях
седьскохозяйственного машиностроения ста-
ла дефицитной профессия формовщика-ли-
тейщика.

Веякая просьба министерств и. заводов
сократить число учащихся-токарей и начать
подготовку рабочих других профессий натад-
киваетея на упорное сопротивление Мини-
стерства трудовых резервов. Свою позицию
последнее оправдывает ссылкой на... утвер-
Жжденный перечень профессий. Действитель-
но, такой перечень утвержден два тола на-
зад. Но ведь ‘за это время промышаенность
сделала большой скачок вперед, произошла
ий качественные изменения: освоена и оева-
ивается новая продукция, применяется нэ-
вая технология, широко внедряется в про-
изводство механизация. Почему же Мини-
стерство трудовых резервов совместно с за-
интересованными промышленными мипи-
стерствами не добивается пересмотра переч-
ня профессий? Как видно, причина кроется
в нежелании брать на себя хлопоты, свя-
занные с изменением профиля учебных з4-

`  своего’ населения. Издавна Донбасс, Урал,

1 ности.

ведений.

От такой бюрократической позиции Мини-
стерства трудовых резервов страдает прежде
всего государство, Затрачиваются огромные
средства на обучение большого. континген-
та молодежи специальностям, в которых
премышленность не нуждается. Между тем
‘предприятия отущают недостаток квалифи-
цированных рабочих ряда профессий.

ЩЖ * * Е

Известно, что некоторые промышленные
районы страны не могут полностью удовлет-
ворять потребность в рабочей силе за счет

Западная Сибирь пополняли кадры рабочих за
счет отходников, В годы сталинских пятиле-
ток, с возникновением и развитием промыш
ленных центров на востоке, страны, десятки
тысяч людей, особенно молодежь, устремля-
лись на новостройки. Сейчае в связи с бур-
ным развитием промышленноети на Урале,
Дальнем Востоке и в Сибири обеспечивать
эти районы квалифицированной рабочей
силой призваны трудовые резервы. Нуж-
дается в новом пополнении и Донбасс.

Но продумало ли Министерство трудовых
резервов, откуда и куда следует вербовать
молодежь для работы в промышленности?

В Ераснотурьиноке, что на севере Сверл-
ловокой области, на Богословском алюми-
ннезом заводе можно встретить немало юно-
шей и девушек из Ивановской области. А
на ивановские текстильные предприятия

прибывало пополнение из Кировекой обла-

сти. Из Рязани и Калинина молодые рабо-
чие направляются в Брянск, а из Брянока
в другие места. ee Hoke a
Во BTOpoM KBaprane TOABKO OHA TPeTh pa-
бочих, прибывитих на производство, прожи=
вала в областях расположения строек, 6=
кальные приехали из отдаленных мест. ‘-
Из Астрахани, Воронежа и Кирова вы-
пускники ремесленных училинг направля-
ются на заводы в Узбекистан. Разве в этой
республике нельзя готовить калры квали-
фицированных рабочих из среды узбекской
молодежи? Можно. Все дело в том, что неко-

‘торые республиканские ‘управления трудо-  “

вых резервов упорно стремятся пополнять

развивающуюся промышленность кадрами 33
‘счет: молодежи из центральных областей.
Вак правило, во время призыва в реме-

сленные училища и. школы ФЗ0 молодежи
крайне недостаточно раз’ясняют, где она
будет учиться, 8 самое тлавное — в какие
районы ее направят. на работу после: уче-
бы. Этим в значительной мере об’ясняется
известная текучесть молодых рабочих ка-
дров. Е
: : ek & :

`` Факты показывают, что коевость и бюро-
  кратизм прочно укоренились в аппарате
Министерства трудовых резервов, что его
руководство утратило былую оператив-
ность, умение быстро: перестраиваться в
зависимости ‘от потребностей промышалей-

` Требуется серьезная перестройка, дея-
тельность министерства и его управлений
‘должна быть целиком подчинена нуждам
производства.

‚ -_ Т. ТАРЛОВА.

вании», «талантливый. человек и. изобрета-
тель крупвого масштаба» и так далее и
тому подобное, =, в

В книгу «введен довольно прироко эпи-
зодический элемент», Что же это за эпизо-
ДЫ?.

Под «хлестким» заголовком «Первые
подвиги птенцов» автор расписывает прик-
лючения зарубежных авиаторов, широко ис-
пользуя сомнительные зарубежные ислочни-
ки и «сенсационные» материалы буржуаз-
ной прессы, Вот, например, как описывает.
он полеты Луи Блерио;:

«..Триумф в Англии. и, по возвращении  .

домой, во Франции, слава и восторженные
описания во всех газетах и журналах мира,
памятник на месте спуска у Дувра, . орлен
почетного легиона на родине, десятки за-
казов на аэропланы и наплыв учеников-.
летчиков со всех концов земного шара —

были ближайшей награлой Луи Блерио за   чико

его долгие, упорные труды, завершенные.
невидалным подвигом». «Нет больше про-
ливов!», «Мост через Ламани!», «Велико-
британия расположена на материке!»—та-
кими заголовками пестрели обильные стать.
в мировой периодической печати по случаю.
Ламаншекого перелета» (стр. 378).

И вот в каком тоне пишет автор «Очер-
ков» о подвиге русского летчика, П. H. He-
стерова, который первым в истории миро-
вой авиации рассчитал и совершил мертвую
петлю:

«.:.В одной французской газете появи-
лась телеграмма из России, что где-то (под-
черкнуто нами. — Л. Б; и Б, Л.) в Киеве
каной-то военный летчик Нестеров, явно
подражая Пегу, словчился (!) проделать на
Ньюпоре вполне замкнутую петлю в верти-
кальной нлоскости... Письмо «русского уче-.
ника Пегу» было перепечатано затем во
многих французских  тазетах...» (erp.
418—419).

Предпослав такое «введение», автор да-.
лее, все время оглядываясь‘ на Пегу, Влерио
и другие «авторитеты», сухо. и бесстрастно
излагает «правду русского летчика», как
названа глава ‘о Нестерове, Но где она, эта

правда? Вы не найдете здесь даже упоми-  .
Чаплытину, вместе в Жуковским создавше-
му аэродинамику, в книге Вейгелина уделе-

нания о знаменитом таране — оружии сме-

ным последователем... Отто Лилиенталя».

На шахтах Челябинского, угольного.
бассейна на взрывных работах. и. в раз-
резах успешно применяются мощные
гидромониторы. ae

На снимке: гидромонитор Ha одном’

из ‘участков треста «Коркинуголь».
Фото В. ГЕОРГИЕВА. (ТАСС). `

_ЕЖАЛ ХЛОПЕЦ_
НА ДОНБАСС

- Комсомолец-мащинист
Родом из. Черкасс,
Комсомолец-машинист
Ехал на Донбасс. ‚

«Жди меня, Марийка, тут,
Я вернусь тотчас, =
Поезда у‘нас пойдут

Прямо до Черкасс.

‚Первым поездом приду, .

_ Позову гудком».
Отвечает. Маня: «Жду», .
Мащет вслед платком.

_ Ждет-пождет ‘за часом час,

° Хлопца wer Kak Het. :
И Маруся на Донбасс
Едет хлопцу вслед. \

Комсомолец-машинист
Поспешает в срок, Е
Возле моста ‘машинист. >
Подает гудок. ‘
`А’ Маруся. в штрек идёт, *.
‚ Говорит: «Петрусь!_ .
Не ищи: пора придет —
  A cama найдусь». ‚ .

И нашлася:в добрый зас une
Маня: молода, : 5
Наградил ев Донбасс ^
~Opneiom труда. `^ и
up. Млатон ВОРОНЬКО, _
ЗПеревела с: украинского В.  ТУШНОВА: _

КОМСОМОЛЬСКАЯ ` ПОМОЩЬ
а КОЛХОЗНЫМ КЛУБАМ ees
327. комсомольских. организаций” Грузинз

‘ской ССР шефствуют над сельскими. клу-
бами, избами-читальнями, красными уголка-.
MH. ese BRS = si 4
Комсомольцы Государственного универси-
тета. имени И. В. Сталина отправили в под-
шефный клуб села Галлами большое коли-
зество художественной и политической. ли-
тературы. Комсомольские организации Тби-
‚лисской художественной академии, медч-
цинского и стоматологического институтов
посылают в сельские клубы лекторов и аги-
таторов, устраивают в-подшефных колхо-
зах концерты и`молодежные вечера, посвя-
шенные 30-летию ВЛКСМ, :

moe —— ee МЕ Е

На страницах книги напли место разно-

образные материалы зарубежной бульвар-,

ной прессы — вплоть до интервью, Барика-

тур.и репорлерских отчетов с похробностя-.
мл, рассчитанными на невзыскательный,

обывательский вкус, i а

«Как они полетели», «Крылья челове-
ка» — так названы разделы о полете
братьев Райт. «Газетные корреспонденты, —

повествует автор, — проявлявшие громад-.

ный интерес к американскому летуну, опи-
сывали его примерно так; «Голова У. Райта
напоминает птичью... Густым загаром от
ветра и солнца покрыто его лицо, а мягкая
полуулыбка струится на губах...»
(стр. 367). © т. а ae

Количество подобных
было бы умножить.

В таком духе написана и вся книга —
в духе рабокого преклонения перед’ всем.
иностранным, в духе принижения великой
роли русской творческой мысли, летного’
мастерства и героизма первых русских лет-

примеров’ можно

В :
Ho K. E. Beitresma ora ne ofpanmrumpaer-
ся. Он становится на путь прямой фальеи-
фикации истории авиационной науки:

Обрелцает на, себя внимание ‘прежде все-
TO то обстоятельство, что из четырехсот
пятидесяти страниц об’емистых «Очерков»
русским творцам авиации-в ‘общей сложно-
сти ‘уделено менее семидесяти. Но дело не
только в количестве: эти немногие стра-
ницы — самые сухие, бледные. и невыра-
зительные во всей книге. ©

Автор не забывает упомянуть иностран-
цев, внесших, как он выражается, хотя бы
«несколько врупиц в дело авиации» и в 14’
же время. оставляет без внимания тот. по-
истине громадный вклад, который внесли в
это дело русские ученые, изобретатели, пя>
лоты, Е :
Скупо, холодным, бесстрастным тоном
рассказывает автор 0б «отце русской авиа-
ции» великом ученом Николае Егоровиче
Жуковском: «Н. Е, тщательно знакомится
© успехами летного дела за гранецей...
признавая правильность принятого Лилиен-
талем пути...», «Жуковский был убежден-

Затем следует сухой перечень работ ЖЖуков-
ского — w Bee.
Знаменитому русскому ученому С. А.

«ПЕСНЯ КОЛХОЗНЫХ ПОЛЕЙ»

‚.._ НОВЫЙ. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ *

Эпитрафом к фильму взяты слова вели-
кого Чайковского: «Русская народная пое-
пя была тем семенем, из которого пронз-
росло могучее дерево русского искусства».
В этих словах дана высокая опстка песен
ному творчеству народа. Но содержание
фильма значительно шире этого‘ определе-
НИЯ,

В середнне фильма есть эпизод, который
Надолго останется в памяти зрителей. Ве-
личавая. Волга, шумящие по ее берегам бе-
лоствольные березы. По широкой глади
реки белым лебедем плывет красавец-паро-
ход. Тав и хочется, чтобы над этими пи
вовими, дорогими сердцу родными проето-
рами зазвучала русская песня. И, словно
угадывая это настроение, диктор читает за-
поминающиеся верностью мыели стихи:

Много песен над Волгой звенело,

Да Hates был у песен не тот.

Рети раньше тоска наша пела,

То теперь наша радоеть поет.

И незольно вопоминаются замечательные
слова А. М. Горького: «Русская песня —
русская история». И если раньше эта. пес-
ня была печальной, выражала горе и тоску
нашего народа, то теперь песня полиа энер-
гии, светлых и радостных чувств. В ней
верно и ярко отражено наше советское
время. ‘_

В фильме спят всероссийский смотр
сельской  хуложественной самолеятельно-
ети. Две с половиной тысячи колхозников
и колхозниц, е ехались в феврале этого гола
в Москву на заключительный тур смотра,
народных талантов. На спене Большого
театра, в’ Колонном зале Дома  <0юз0в; в
концертном зале им. Чайковского выеступа-
ли как музыканты, певцы и танцоры ря-
довые труженики колхозных полей. Заме-
чалельно то, что авторы фильма показы-
вают их не только на сцене, но и в работе,
в родных селах, на полях, в колхозных
клубах и домах культуры. i

Мы видим, как. колхозники из разных
сел Кирсановокого района Тамбовской об-
ласти спешат в клуб колхоза имени Ленина.
Сетодня здесь прощальный концерт знаме-
нитого в округе колхозного хора.

художественной самодеятельности в Мо-
скву. Советские люли умеют хорошое рабо-
тать и высоко ценить искусство. Горячими
аплодисментами награждают колхозники

1 хористов. В следующих кадрах этих ‘же: хо-

‚риетов мы видим на московской сцене. Бур-

но приветотвуют выступление посланцев

тамбовекого колхоза столичные‘ зрители:
Всероссийский смотр сельской художе-

ственной самодеятельности показал исклю-

‚чительное богатетво народного творчества.
Просматривая кадры этою своеобразного
виноконцерта, попытьваешь чувство горло-

* Песня колхозных полей. Сценарий
Мих. Долгополова, Р. Кармен, И. Посель-
ского. Постановка Р. Кармен, И. Посель-

Завтра.
  хор отправляется на всероссийский смотр

сти за нашг народ, творятий такое выеоз
кое, здоровое, зкизнеутверждающее искус

В фильме показано самодеятельное nes
KYCCTEO He только русского крестьянотва;
но и всех народов, входящих в Российскую
Федерацию. В фильме мы видим танцы каз
бардинцев, слышим песни чувашей, татар,
тувиицев... И кажиюе выступление HCMO0d-
нено выеотого” мастерства, тонкого вкуса,
большой художественной культуры, Каждое
выступление—яркое свидетельство неви=
данного культурного роста совелекого кре
стьянства. Очень показательно, что наряду
© традиционными жанрами народного твор
чества в программе емотра большое Metre
заняла: классика. “

С большим внаманием слутает столичя
ная аудитория выступление пюфера Можайз
ской МТС Михаила Крыжанкова. Под ака
компанемент большого оркестра он’ истоля
няет арню из оперы Глинки «Иван Сусая
ВИН»: Г Е i

Библиотекарь колхоза Воронежекой обла
сти Людмила Смолина с подлинным вдохно=
вением поет знаменитото «Соловья» Алябъ»
ева. 4

Вюлхозный очетовод’ из Ленинградокой
области Евгения Герасимова на рояле
исполняет ноктюрн Шопена.

Рояль и классическая музыкальная IM
тература—яне редкость в быту колхозние
ка. Вее это теперь можно встретить нв
только в сельских клубах и домах куль*
туры, но и в домах советаких крестьяна
Несколькими штрихами в фильме показа
Но, как совотекий строй, колхозная жизнь
в корне изменили духовный облик, кресть-.
янотва. В фильме снята панорама колхоза
имени: Ленина. В глаза бросаются неё толь-
ко капитальные постройки общественных
зданий и домов колхозников, но’ и паутина
проводов, протянуввихея от одного здания
5 другому. Шо вечерам здесь яркий свет в

окнах ——в каждом доме электричество.

И знаменательно, что на смотре: с большим
успехом выступали самодеятельные коллек
тивы Свердловской _ области — областа
сплошной электрификации.

Фильм отнесен авторами к жанру киноз

концерта, но значение его намного пиире.:
В успехах самодеятельного искусства мы.
видим огромный рост материальной и ду
XOBHOM культуры созетекой деревни, кото=
рого она достигла в результате побед со-
пиализма. Над страной звучат пеени радо=
сти, Их поют мастера высоких урожаев

люди, для которых наука, культура, искус-.

ство — близкое, кровное дело.

Фильм прекрасен по. тому материалух:
который положен в его. основу. Его слето=
вало, однако, снять с большей тщательноз
стью и ответственностью. Фильм выиграл
бы, еели бы был цветным. Надо думать, что
работники кинематографии еще вернутся в
столь благодарному материалу и создалут
превосходные киносказания о хуложественч

ского. Производство Ленинградской студии   НОМ творчестве великого советского народа:

кинохроники.

К. ВЛАДИМИРОВ.

ВЫСТАВКА К ЮБИЛЕЮ КОМСОМОЛА

Дакестанский обком ВЛКСМ решил орга-

интервенции и гражданской войны, на фрон-

ere

В: Елагин. Расцвет земли, Госкультпро-
в“ 1948. Стр. 167. Тир. 50.000.
4p, :
Эта книга рассказывает о том; какими пу-

тями советское: крестьянство под руковод-

‚ством большевистской партии ведет борьбу
‘за повышение урожайности колхозных по-
‘лей.

H. Н. Третьяков. Восточно-славянские.
наук СССР,

племена. Изд-во Академии

1948. Стр. 189. Тир. 10.000. 1. 7 р.

В книге освешен один из важнейших раз-

делов древней истории нашей страны —
истории .восточно-славянских племен, пред-
ков. русского,
народов. Написанная на основе последних
работ и изысканий советских ученых, эта

книга издана р серии»   Стр. 70. Тир: 25.000. Ц. 1 р. 10
B исследования
  Эльбруса, тесно связанной с расцветом соч

Академии наук ССС
О. Чечеткина. Индия без чудес. Путевые

В

на всего лишь..г одна фраза. Тщетно искать
в книге упоминание о классической работе
С. А. Чаплыгина «0 газовых струях», зало-
жившей основы газовой динамики — уче-
ния 0 движении газов с большими скоростя-
ми, играющей ныне важнейшую роль в

и реактивной техники. oer
Автор «забывает» хотя бы упомянуть о
том, что В. 9. Ниолковский первым, еще
в 1895 году, предложил схему аэроплана,
ры оч схему современного  самоло-
та.
тивного движения и межпланетных полетов
В книге не сказано ни слова. Автор обещает
познакомить читателя с работами Циолков-
ского над проблемой межпланетных ©00б-
‘щений «в дальнейшем». Но ведь нашлось

место для описания привычек отца Я юзефа
Монгольфье! ^

Интересному проекту изобретателя дири-
жабля Соковнина Вейгелин посвящает пять
строк, Н. И. Кибальчичу п его ‘проекту
рейктивного воздухоплавательного прибо-
ра — девять строк: Ничего не сказано в
ЕНИГЕ 0 создании академиком Б. Н. Юрьевым
геликоптера, о работах в области аэродиня-

мики академика М. А; Рыкачева и о других.

многочисленных работах ‘русских новаторов
авиационной науки.

Вейгелин не только не отстаивает прио-
ритет нашей науки, но даже приписывает

зарубежным ученым и конструкторам не

принадлежащее им первенство.
«Ему (Кэйли) по праву принадлежит, —
‘пишет он, — безусловное первенство пе
только в обосновании работы аэропланного
крыла, но и в выработке первой схемы: сов-
ременного аэроплана» (стр. 142).
«Хенсон дал очень осмысленный и чет-
кий проект аэроплана, теоретическая схема
которого была фазработана до него Джорд-
жем Кэйли. Вее части современного аэро-

плана.., с изумительным предвидением были

подробно разработаны талантлувым изобре-
тателем» (стр. 154).

«Вот при каких обстоятельствах родился
современный самолет... Его творцы-=братья
Райт... своим упорством и систематяческими
опытам добились важнейших результа»
тов...» — многозначительно заключает ав-
тор (сто. 352). г.

украинского и белорусского.

развитии современной скоростной авиации:

создании ПЦиолковоким теорти реак-.

же в «Очерках по истории летного дела».

те социалистического строительства, в голы

низовать выставку «Ленинско-Сталинскому Великой Отечественной войны и послевоен-.
°_  комсомолу — 30 лет». Она будет состоять
  из четырех разделов: комсомол во времена

ной пятилетки.
В комсомольских организациях

начался сбор необходимых материалов и

„  документов. Выставка откроется   октября;

Я ПОЛКА

ae гвардия». 1948, Стр. 252. Тир. 75.000
8 p.
Автор — член делегации Всемирной фе:

области

дерации демократической молодежи — рас-

сказывает о поездке по Европе, Индии и

другим странам в 1947 году. В книге много:

‚интересных фотоиллюстраций.

П. Зайцев. В борьбе за рентабельность,
Изд-во «Московский рабочий». 1948, Стр.
48. Тир. 10.000. Ц. 80 к.

В заметках секретаря
московского ° завода

партийного бюро
«Машиностроитель»

П. Зайцева рассказывается о борьбе комму-.
нистов предприятия за экономию, рациона-.

лизацию и значительное снижение бебестои-
мости продукции. = :

А. М. Гусев. Эльбрус. Географгиз. 1948,

к.
Книга посвящена истории

‘заметки о дальних странах. Изд-во «Моло-   ветского ‘альпинизма.

Вот как «отстаивает» Вейгелин приориз
тет русских творцов авиационной науки;
Первенство в создании самолета он отдает
американцам, в то время как создателем

первого. в мире самолета является Tae:
лантливый сын русского народа Але-‹

ксандр Федорович Можайский, За 21 год
до - братьев. Райт он создал _ зэроплан
глубоко продуманной оригинальной конет-

рувции. Аппарат был построен на основа».

нии теоретического расчета. Он имел все
необходимые составные части современного
самолета, тогда как аэроплан братьев

:

Райт имел только две частн из пяти. Фю-

зеляжа, хвостового оперения и шасси у не-
го но было, :

Налтрасно мы станем искать в книге Вей-.

гелина эту историческую правду, правду: о
России — родине теории полета, ставшей

основой современной авиации; родине: пер--

вого самолета, родине теории реактивного
движения, современной реактивной техники
и реактивной авиации. a
Для нашей советской молодежи книга,
подобные «Очеркам» Рейгелина, искажаю-
щие историю авиации, создающие преврат-

‘

ное представление о ней, явно негодны. Та-

ким «научно-популярным» пособиям не ме-
CTO Ha полках библиотек наших школ и ву-
зов. Их должны заменить новые книги, кд-
торые знакомили бы молодежь с подлинной,
очищенной от фальсификаторской шелухи
историей авиации, раскрывали бы во всем
величии роль нашего народа в создании ми-
ровой авиационной культуры. Нужны кни-
ги, которые в доступной, популярной форма
давали бы представление о трудах и под-
вигах наших замечательных соотечествен-

ников — творцов авиации, рассказывали о’
развитии летного дела в нашей стране и.

‚способствовали воспитанию молодого поколе-

ния в духе гордости за отечественную науку

и технику, за нашу великую Родину и eo
смелый, высокоодаренный народ: г
Л. БАЕВ, Б. ЛЯПУНОВ,
студенты-дипломники Московского
авиационного — института — имени

Орджоникилзе. se

ПРАВДА»

3 CTPe

«КОМСОМОЛЬСКАЯ
8 сентября 1948 г.

00904060000000-0000800000000806000000000000.