як

Письма в редакцию

0 ЧЕМ ЗАБЫЛИ
В АЧИНСНОМ РАЙКОМЕ

В один из выходных дней токарь Мазуль-
ского марганцевого рудника Александр Не-
помнящий пришел в. деревню Айлашни. В
это время колхозные. ребята играли в фут-
бол. Мяч у них был плохой: она сами сши-
ли его из тряпок и © увлечением гоняли
по траве. Непомнящий с интересом наблю-
дал за ними, & в следующее воскресенье
пришел в деревню с настоящим футбольным
мячом.

Он рассказал любителям футбола прави-
ла игры, расставил их по местам. Скоро к
играющим присоединилась новая группа
колхозной молодежи.

Так вазникла футбольная команда в кол-
хозе имени Ленина. Ее добровольным тре-
нером стал Александр Непомнящий. Каж-
дый выходной день он, отмерив добрый де-
CATOR километров от рудника, неизменно
появлялся в деревне, выводил свою команду
на луг и тренировал молодых футболистов.

Молодые колхозные футболисты начали

мечтать о встрече се городской командой.
_ — Может быть, мы и проиграем, — ro-
ворят они.— Не в этом дело. Важно ветре-
титьея с настоящими футболистами, по-
учиться у них,

Но мечта деревенских футболистов пока
не осуществилась.

Когда мы спросили у работников Ачин-
ского ‘райкома комсомола, что им известно
о спортивной работе в деревне, нам равно-
душно ответили:

— Нет у нас спортеменов в колхозах.

Было бы неправильно считать, что
 Ачинский райком BORCM оторван от
колхозной молодежи, не общается © ней.
Работники райкома комсомола часто бывают
в колхозах. Если ‘вы спросите их о трудовой
деятельности молодых хлеборобов, они на-
зовут десятки имен, подробно расскажут о
труловых достижениях молодых колхозни-
ков. Это, конечно, важно. Но разве- можно
ограничиваться только этим?

Наша сельская молодежь стремится со-
хержательно провести свой досуг. У юно-
шей и девушек огромная тяга к знаниям;
культуре, спорту. Вот этих-то потребностей
и не учитывает Ачинский райком ВЛКСМ.

М. КРЮЧКОВ.

г. Красноярск.

‚Товарищ  Ножкин
обещает...

Вот уже второй месяц я работаю воепи-
тателем в молодежном общежитии шахты
имени Сталина. треста «Прокопьевекуголь».
блумывая план своей работы, я наметила
прогулки молодых горняков в парк, вечера
самодеятельности, экскурсии на предпряя-
тия ит. д.

В сожалению, не ве удаетея  осуще-
‘етвить. Есть трудности, которые ‘я сама
He могу преодолеть. Сто восемьдесят мо-
лодых шахтеров, среди которых мне нуж-
во вести: воспитательную работу, живут в

трех корпусах, и ‘ни в одном из них нет

красного уголка.

Ребята любят радио. Но для того, чтобы
можно было слушать перелачи, необходимо
отремонтировать линию. Обратилась я в
секретарю шахтного комитета комсомола
тов. Ножкину.

— Наладим, устроим, — ответил Нож-
КИН. } :

Но своего обещания он He выполнил.

Ребята охотно встретили предложение
коллективно прочитать роман «Молодая
твардия». Эту книгу у Hac достать очень
трудно. Снова иду к тов. Ножкину.

— Достану,— пообещал он.

Но, увы, тов. Ножкин книгу не достал.

Хочется, чтобы у наших товарищей из
шахтного комитета комсомола слово не рас-
ходилось с делом. Надо, чтобы комитет ком-
сомола глубоко интересовался досугом мо-
подежи в общежитиях, работой воспитате-

лей и помогал им,
Т. ЛЯШЕНКО.
‘г. Прокопьевск,

В президиума Академии наук СССР

Президиум Академии наук СССР присту
пил к рассмотрению планов научных работ
на 1949 год. vat

Вчера, 14 <ентября, ‹ пох председатель-
ством академика С. И. Вавилова состоялось
заседание презилиума, посвященное pac-
смотрению планов научных работ двух от-
делении— истории и философии, литералу-
ры и языка. .

Характеризуя проблемы, включенные в
план будущего года, акалемик—<екретарь
отделения истории и ‘философии Б. Д. Гре-
ков подчеркнул, что постановка важнейших
из них связана с выполнением решений ЦК
ВВП (б) по идеологическим вопросам. Боль-
Шое место в плане отведено. темам мар-
ксистеко-ленинской философии, истории с9-
ветского государства, новейшей историй
зарубежных стран.

_К числу обобщающих трудов относится
«История ОССР», которая должна подыто-
жить достижения советской исторической
науки в области изучения прошлого нашей
Родины. В 1949 roxy будет завершен
Х том, посвященный «периоду перехода на
мирную работу по восстановлению нафрод-
ного хозяйства» (1921—1925 1т.).

Заканчивается работа нах VI чомом
«Истории Москвы». В нем впервые собран
и обобщен огромный документальный мате-
риал, освещающий роль Москвы в строи>
тельстве и обороне советского государства,
в осуществлении сталинских пятилетних
планов, ие

Особое внимание уделено созданию тру-
дов, утверждающих мичуринское направле-
ние в естествознании. В таким работам от-
носится в частности исследование «История
земледелия в СССР», которое. выйдет пох
редакцией академиков В. Д. Грекова и
Т. Д. Лысенко.

В 1949 году закачивается работа над
иноготомным исследованием «Народы мира».

Олин из крунных разделов плана отделе-
ния литературы и языка посвящен творче-
ству выдающихея русских революционных
демократов. Предусмотрено также создание
капитальных монографий по’ истории совет
ской литературы и обзоров творчества вид-
ных советских писателей.

Академия наук СССР начала подготовку
к 150-летию 0 дня рождения великого

русского поэта А. С. Пушкина.
‘ (TACG).

ЗА СТЕНАМИ ИНСТИТУТА

Второй год комсомольская организация
нашего училища шефетвует над Волоколам-
ским районом Московской области. В про-
шлом году мы помогали колхозникам строить
тидроэлектростанции. Этим летом 255 ком-
ссмольцев МВТУ снова побывали в Воло-
коламске. Перед от’ездом комитет провел со-
брания по группам, утвердил списки от!ез-
жающих. Мне, члену комитета по шефской
работе, было поручено ‘отправиться вместе
с комсомольцами. С нами ехала культбрига-
да под руководством Юрия Виноградова и
лектор, наш комсомолец Юрий Лаговский.

И вот мы в Волоколамске. Три электро-
станции, которые студенты МВТУ строили
в прошлом году, уже дают ток. Теперь нам
предстояло участвовать в строительстве че-
тырех новых электростанций — Татищев-
ской, Темниковской, Красиковской и Ча-
щинекой.

Факультет тепловых и гидравлических
машин прислал 30 комсомольцев вместе с
комсоргом Виктором Юношевым на стройку
Татищевской ГЭС. В первые дни`мы разби-
рали плотину старой мельницы. Это было
не легко — мельница стояла. на реке много
лет, бревна перегнили, еловые ветки, дав-
но засыпанные землей и глиной, слежались
так плотно, что. их приходилось выбирать
руками — лопатой тут не: возьмешь. Сту-
денты работали на земляной дамбе, покры-
вали откос насыпи дерном. устраивали под-
водящий канал и лоток ГЭС, участвовали в
водоотливных работах. помогали устанав-
ливать и монтировать турбину ГЭС.

Мы познакомились © комсомольскями ор-
ганизациями соседних деревень. В Татище-
Be студенты помогли вомеомольцам сделать
спортивную площадку, выпустить «боевые
листки». В деревне Ситниково ‹ вмасте с
комеомольнами составили план работы ком-
сомольской организации, проверили, акку-
ратно ли платятся членские взносы. Одна
из комсомольских групп нашего училища
взяла постоянное шефетво нал татищевской
организацией.
„-Девять. студентов факультета. сварочного
производства помогали строить. Темников-
свую. ГЭС. Начальник строительства остал-
ся доволен их работой: комсомольцы. МВТУ
выполнили задание на 140 процентов.

„На Красиковской ГЭС, прежде чем при-
ступить к основным работам, нам пришлось
разобрать плотину старой мельницы, завез-
ти 40 кубометров леса, заготовить 10 свай.
Хорошо поработали студенты Тихомиров,
Лисов, Кулов, Вагаут, Кабановский, Ac-
тафьев. : i

И, наконец, Чащинекая ГЭС. Здесь: ра-
ботали 10 студентов. Они тоже разбирали
старую плотину, вынули 40 кубометров
земли. Четко работала группа студентов, где
комсоргом тов: Бельский.

Мы вынули на поверхность много кубо-
метров земли, рубили лес, подвозили его в
стройке. Но работа в Волоколамске дала нам
не только физическую закалку: Мы’ номога-
ли устанавливать турбину, участвовали в
монтаже генератора, нам пришлось столк-

нутьея с некоторыми расчетами, читать не-
сложные чертежи. Й мы каждый раз радо-
вались, когда сами могли предложить что-то
свое, новое. Был такой случай: на Татищев-
ской ГЭС студенты посоветовали поднять
уровень воды’ по сравнению с проектом Ha
полметра. Они обосновали необходимость
этого, и их предложение было принято и осу-
ществлено.

Наша самостоятельная жизнь еще не 60-
гата опытом практической работы. Мы кон-
чили десятилетку, пришли в училище и в
атом году начали заниматься на третьем
курсе: Тем нужнее, мне кажется, каждому
мз нас трудовые навыки, которые мы полу-
чили в Волоколамске.

0 том, как важна была Волоколамскому
району помошь студентов, говорят отзывы,
напиезнные руководителями работ, предее-
дателями колхозов и сельсоветов. этих
отзывах сказано, что студенты-бауманцы
хорошо и организованно поработали, что
бригаде, а также администрации и общест-
венным организациям училища выноситея
благодарность за помощь в строительстве
ГЭС. Вее отзывы бережно хранятся в коми-
тете комсомола.

Мы не можем стоять в стороне от того,
чем живет страна. Некоторые рассуждают
так: сейчае я учусь, и пока меня не трогай-
те; вот кончу институт, получу специадь-
ность, высшее образование — вот тогда и
начнется моя большая, настоящая работа,

Неверно это. Настоящим советским спе-
циалистом только тогда п станешь, когда
еде в институте начнешь приобщаться к
практической работе.

Чему научила нас работа в Волоколамеке?
Кить интересами своего народа, стремить-
ся принести ему пользу, чувствовать, что
вс6 тебя касается, что за стенами институ-
та ты нужен уже сейчас. Мы вспоминаем
о славных традициях передового русского
революционного студенчества. Служить сво-
ему народу всегда было его призванием. И
чем раньше начинается это служение, тем
оно полноценнее.

Паи нельзя замыкаться в стенах инети-
тута. Есть тысячи дел, к которым уже сой-
чае мы должны приложить евои руки. На-
ша помошь развитию сельской электрифи-
кации — олно из таких важных и нужных
стране дел, г

‘Работа за стенами института широко зна-
комит нас с жизнью, помогает воспитывать
качества. без которых немыслим настоящий
советский инженер, командир социалисти-
ческого производства.

В комитете комсомола открыта выставка.
Олин из стендов рассказывает, как студен-
ТЫ в прошлом году помогали своему подшеф-
ному Волоколамскому району. Сейчас ‘уже
готовы фотографии и записи, отражающие
работу этого года. Мы обновляем выставку,
заканчиваем ‘оформление альбома. Наша
дружба с Волоколамским районом будет

Ерепнуть. ;
Ю. ГАВРИЛОВ,
член комитета комсомола МВТУ
имени Баумана,

За высокую идейность детской литературы

Три дня в Киеве продолжалось респуб-
ликанекое совещание детских писателей,
художников, работйиков издательств и ре-
дакпий молодежных газет и журналов, п0-
священное задачам детской литературы
Украины.

Участники совещания обсудили доклад
секретаря ЦК ЛАСМУ по пропаганде и аги-
тации тов. Гладкой и еодоклады писателей
Ивана Неходы и Валентина Бычко.

Тов. Гладкая говорила 00 исторических
постановлениях ЦА ВВ) по идеологиче-

CRAM вопросам, подчеркнула их огромную

роль в дальнейшем развитии советской ли-
тературы и искусства. Она подробно 1ро-
анализировала состояние детекой литера-
туры на Украине, отметила недостатки.

° — Ничем ве написано украинекими
писателями после войны о надней партии,
0 еб титанической созидательной работе во
славу Родины, за побелу коммуниема, — го-
Boput Tos. Гладкая— Ничего не рассказа-
но о выдающихся деятелях нашей партии,
жизнь которых является образцом безза-
ветного служения делу коммунизма.

Комсомол, руководимый партией, играет
большую роль в воспитании подрастающего
поколения, в борьбе ва коммунизм. Какие
произведения написаны для детей 0 комсо-
\оле, его героических делах, о выдающихся
воспитанниках комсомола? Почти ника-
EMX...

Мало еше создано произведений о шко-
ле, пионерской организации, истории на
шей страны, ее выдающейся роли в разви-
тии мировой культуры, великой освободи-
тельной миссии советского народа, герои-
ческой работе, раввернувшейся в народном
хозяйстве. На Украшне почти полностью
забыты ваучно-популярный, приключенче-
ский и научно-фантастический жанры.
Тов. Гладкая критикует писателя П. Панча
за карикатурное изображение советских
партизан в повести «Красный галстук»,
J. Юхвида, Ю. Яновского-—за произведения
«Машка Конюшенко» и «Школьник», В Ко-
торых писатели примитивно, а порой вов-

<е неправильно показали участие детей в

партизаяоком движении. Талантливая 1п9-
этесса Наталия Забила паряду © хорошими
произведениями опубликовала сказку «Св-
т0л10б-богатир» и стихотворение «Двенад-

oo °¢

Республиканское совещание
детских писателей Украины .

oo 4

пать месяцев», в которых ‘проявился фор-
мальный, эстетекий подход к теме.

Одной из причин ототавания детской ли-
тературы тов. Гладкая справедливо считает
10, что многие ведущие писатели Украины
очень мало и неохотно работают в детской
литературе. В республике свыше 250 пи-
сателей, а тех, кло пишет или когда-то пи-
cal для детей, насчитывается не более 30,
да и они очень робко берутся за актуаль-
ные темы. Президиум Союза советских пи-
сателей Украины не заботится © создании
книг для детей, & секция детекой литера-
туры работает неудовлетворительно. Уди-
вительно равнодуино. в проблемам детской
литературы относится секция детских ври-
тиков. Очень мало пишут о детеких книгах
молодежные газеты, и совсем замалчивает
их украинская «Лературна: газета».

Доклад и содоклады вызвали оживленное
обсуждение. Остро был поставлен вопрос 9
роли критики в создалии хоропших книг для
детей. Почти не встречается серьезных

принцитиальных статей о детекой литера-  .

туре, разрешающих глубокие ‘творческие
проблемы воспитания детей, анализирую-
щих произведения детских писателей. На-
пример, нет статей о том, какой должна
быть современная повесть о школе, о KOH-
фликтах в школьной повести, о сюжете.

Харьковский писатель Я. Гри:айло пол-
верг резкой критике бюрократизм, © кото-
рым зачастую встречаются авторы в укра»
инских издательствах.

Старший пионервожатый 92-й киевской
школы тов. Мисюра критиковал «Повесть
о новом доме» 0. Донченко, в которой иска-
жен образ пионервожалуого.

— Мы хотим учиться по книгам, хотим
читать про таких людей, которые были бы
для нас хорошим примером, — сказал тов.
Мисюра.— Неужели писатель не в состоя-
нии, изучив жизнь молодежи, нарисовать
поучительный, увлекательный образ пио-
нервожатого?
По анны Ik BRII(6) ло вопросам
литературы и искусства идейно вооружили

советских писателей, выдвинули перед
ними величественные задачи. Выполняя эти
исторические постановления, писатели
Украины создали ряд новых, глубоко илей-
ных книг, играющих белышую роль в ком-
мунистическом воспитании советского на-
рода. i

На совещании назывались многие новые
произведения, уже заслужившие признание
юных читателей: «Хата хлопчика-мизин-
чика» А; Копыленко, ’ «Наша ‘родива»
Н. Забилы, «Веселка» В. Бычко, «Обыкно-
венный мальчик» А. Ильиченко, «В колхозе
«Победа» Марии ПШознанской, отлельные
произведения Петра. Панча, Платона Во-
ронько, Океаны Иваненко, Марии Пригары
й др. Но можно ли мариться с тем, зада-
вали вопрос выступавшие в прениях, что
нарялу с хорошими книгами продолжают
выходить из печати произведения незре-
лые, аполитичные, бессодержательные?

Молодой поэт Богдан Чалый, критик Три-
Польский говорили о том, что причиной по-
явления плохих произведений являются
идейная ‘отсталость авторов, недостатки в
их мировоззрении, неясное представление 0
будущем нашего общества. ae

Совещание обсудило вопросы развития
различных жанров детекой литературы.

Существенные ‘критические замечания
быти высказаны в адрес ЦЕ ЛЕСМУ, кото-
рый в. своей практической работе уделял
мало внимания детским писателям, слабо
помогал им в творческом росте.

В обсуждении приняли участие 29 чело-
век. Среди них — песатеди А. Ильченко,
0. Иваненко, А. Шиян, А. Копыленко, за-
меститель начальника управления пропа-
ганды в агиталии ЦЕ №П(б)У тов. Копи-
ца, секретарь ЦК ЛЮСМУ по пиколам тов.
Сушан, ответотвенный секретарь комиссии
по детекой литературе Союза писателей
СССР тов; Смирнова, писатель Лев Кассиль.

На заключительном заседание с речью
выступил секретарь Центрального Комите-
та КГ (б)У тов. К. 3. Литвин.

Участники совещания приняли обращо-
пие ко всем писателям Украины.

С большим воодушевлением были посла-
ны .приветственные нисьма вождю народов
товарищу И. В. Сталину и руководителю
большевиков Украины тов. Н. С. Хрущеву,

КИЕВ. (Наш epp.).

«, Физкультура it
: ПОВЫСИТЬ РОЛЬ
ТРЕНЕРА ПО ФУТБОЛУ

13 сентября закончились полуфиналь-
ные игры по баскетболу. ‘Сегодня —
финал соревнований. Ззание чемпиона
страны по баскетболу будут оспари-
вать столичные команды «Динамо» и
«Строитель» (среди мужчин), МАИ и
московского «Динамо» (среди женщин).
На снимке: момент игры между мо-
сковскими командами ЦДКА и «Локо-
мотив».

Фото 0. НЕЕЛОВА.

_ Кто завоюет

‘кубок СССР _

по шахматам?
ТУРНИР СЕМИ СБОРНЫХ КОМАНД

В минувшее воскресенье в ленинградском
Дворце пионеров начался розыгрь кубка
СССР по шахматам. В турнире принимают
участие семь сильнейших сбоэных команл:
Москвы, Ленинграда, РСФСР, Украины,
Литвы, Грузии и Узбекистана, В составе
каждой команды — девять шахматистов” и
одна шахматистка,

В первый день встречались команды
РСФСР и Москвы, Грузии и Ленинграла,
Узбекистана и Литвы. Особенно много зри-
телей было в зале, где играли москвичи со
сборной командой городов РСФСР, В центре
внимания — встреча гроссмейстеров Смыс-
лова (Москва) и Болеславского (РСФСР).
Смыслов захватил инициативу в дебюте, и
на 44-м ходу Болеславский. признал себя
побежденным, Чемпионка СССР Быкова
(Москва) победила чемпионку РСФСР Дай-
бо (Свердловск). Общий счет встречи — 5:2
в пользу Москвы. Три партии отложены,

Встреча. команды Грузинской ССР. с коман-
пой Ленинграда закончилась со счетом
44:19 в пользу. ленинградцев. Остальные
партии остались неоконченными. В матче Уз-
бекистан  — Литва счет 5:3 в пользу Ли-
товской ССР, отложены две партии.

13 сентября наиболее остро протекала
борьба в матче Украина — РСФСР, После
пяти часов игры счет. был 31% : 138 в пользу

украинских шахматистов. Пять. партий приш-  .

‚лось отложить. Из восьми закончившихся в
этот день партий в матче Москва — Узбе-
кистан москвичи одержали пять побед, три
партий окончились вничью. В матче Литва—
Грузия счет 2:2. Шесть партий этого мат-
ча остались неоконченными.
a < В

ЛЕНИНГРАД, 14. сентября. (Наш спец,
корр.). Сегодня доигрывались неоконченные
партии первых двух туров. После шестичасо-
вой игры судейская коллегия зафиксировала
результаты 20 партий. Только две партии ма-
стера Люблинского (РСФСР) — с гроссмей-
стером Рагозиным (Москва) и мастером
Ратнером `(УССР} = остались’ неокончен-
ными. s

Таким образом, из шести матчей первых
двух туров закончились четыре. Лидер —
команда Москвы, набравшая 14 очков из 19
(одна партия не окончена). Команда Ленин-
града имеет 7,5 очка из 10. У украинских
шахматистов—6 ‘очков из 10 при одной не-
оконченной партии. 1! очков из 20 возмож-
ных набрали литовские шахматисты. У коман-
ды Грузии — 7 очков из 20. У команды
РСФСР — 6,5 из 20 при двух неоконченных
партиях. Узбекские шахматисты имеют 6
очков из 20. os

Завтра, в третьем туре, встречаются Уз-
бекистан -> Украина, Грузия — Москва,
Ленинград — Литва,

Велопробег
Ленинград—Выборг—Пенинград

ЛЕНИНГРАД,  14 сентября. (Наш корр.).
Сегодня закончился традиционный велопро-
бег Ленинград -— Выборг — Ленинград. В
нем участвовали о сильнейшие гонщики
Москвы, Ленинграда, Горького, Риги и дру-
гих городов. в

На гоночных машинах первое место завое-
вал москвич заслуженный мастер спорта
Ф. Тарачков, вторым пришел к финишу ма-
стер спорта В. Климов (Москва). Лучшее
время в соревнованиях на дорожных мащи-
нах показали ленинградцы, Здесь первое
место занял студент университета Ю. Бого-
лепов (общество «Наука»), второе — меха-
ник завода имени ОГПУ В. Большаков.

ЧЕМПИОНЫ РоФСР ПО ПЛАВАНИЮ
И ПРЫЖКАМ В ВОДУ

* 2

СЕВАСТОПОЛЬ, 14 сентября. (По теле-
фону). Закончилось ` личное первенство
РСФСР по плаванию и прыжкам в воду.
Звание чемпионов республики завоевали: в
заплыве на 400 метров вольным стилем —
мастер спорта О. Харламова. (Московская
область) и ростовчанин К. Николаев, на ди-
`станцию 200 метров брассом — Н. Жукова
(Горький) и севастополец Б. Сахончик.

В. Дементьева (Горький) первенствовала
в заплыве на 1.000 метров Вольным стилем,
а мастер спорта Малов (Московская об-
ласть) вышел победителем. в заплыве на
1.500 метров вольным стилем.

Абсолютным чемпионом РСФСР на 1948
год по прыжкам в воду с трамплина и
вышки стал В. Колосовский («Динамо» —
Свердловск).

НОВЫЕ УСПЕХИ СПОРТСМЕНОВ КОМИ.

В столице Коми АССР, г. Сыктывкаре,
состоялись легкоатлетические соревнования
с участием сильнейших спортсменов из рай-
онов, городов и с новостроек республики.

Большой успех выпал на долю’ атлетов
Сыктывкара. Они’ установили четыре новых
республиканских рекорда, В. Россик толкнул
ядро на 11 метров 76 сантиметров. Дальше
всех метнула’ диск Клавдия Старцева.
В прыжках в длину Н. Плешев добился ре-
зультата` в 5 метров 46 сантиметров. Комсо-
молка Любовь Бабикова преодолела планку
высотой в 1 метр 37 сантиметров.

Неплохо выступала команда Усть-Вымско-
го района. В эстафете 4 Х 100 она ‘показала

мя 52,8 секунды,
oe sale C. MOPOKOB.

Е.

г. Сыктывкар.

=

С

Е спортивному сезону 1948 г. футболи-
сты ваших ведущих команд начали гот
виться необычно рано; зимой—в. закрытых
помещениях, а ранней весной — на стадио-
нах юга, hee

Пока проходили комплектование команд,

учеба в спортивных залах, тренировки и
контрольные игры — все шло якобы
благополучно. Некоторые руководители

спортивных обществ и ведомств, отправив
команды на юг, решили, что они создали
все условия для завоевания командой перво-
го места, и на этом успокоились. Не интере-
совались в это время командами и в Кюми-
тете по делам физкультуры ‘и спорта при
Совете Министров Союза ССР. Ни начальник

отдела футбола, ни государственный тренер

не подумали о том, что надо проверить, как
готовятся команды к сезону, как поставлена
учебно-тренировочная и воспитательная ра-
бота, в каких условиях происходят трени-
ровки, отвечают ли тренеры и игроки тем
требованиям, которые пред’являются сего-
дня к футболу.

Руководители отдела футбола, к coma-
дению, не интересовались учебным процес-
COM команд ни в пролом голу, ни в этом.
За все это время государственный тренер: по
футболу тов. Товаровский только олин раз
выезжал на несколько дней в Одессу, тде
тренировались три команды из четыряадиа-
ти, а руководители отлела футбола тт. Са-
вин и Дубинин не выезжали вовсе.

Но вот наступили дни соревнований. В
турнирной таблице против названий силь-
нейших команд появились первые нули,
Спокойствие было нарушено. Стали искать
виновников поражений. Они нашлись быст-
ро. Раз команда часто проигрывает — зна-
чит виноват тренер и.его надо немедленно
СНЯТЬ.

Цервым «потерпевшим» оказалея стар-
щий тренер команды «Динамо» (Тбилиси)
А. Жордания. Его освободили от работы epa-
‚ЗУ же по окончании учебного. сбора. Ов
тренировал динамовцев Тбилиси. е. 1945 г.
Ha место. Жордания были назначены
tr. М. Бердзенишвили и М. Минаев.

Цо положению о старших тренерах команл
мастеров, их назначение и смещение долж-
HO производиться только с санкции Всесоюз-
ного комитета по делам физкультуры в
‘спорта. Но никто в Грузинском совете обще-
ства «Динамо» и не подумал обращаться в
Комитет ‘или в его отдел футбола. ‘А отдел
футбола принял это как должное. т

Старший тренер команды ВВС С. Капель-
кин был освобожден в самый разгар сезона

«по болезни», а на его. место назначен.

М. Гольдин. Снятие Капелькина и назначе-
ние Гольтина было шрюизвелено также без
санкции Комитета. Б. Апухтин, старший тре-
Hep команды «Локомотив», вынужден был
покинуть коллектив потому, что руководите-
ли общества стали вмептиваться в его оенов-
‚ные права, всячески мешать ему работать.
И в этом случае отдел футбола Всесоюзного
комитета по делам физкультуры и спорта
только «при сем присутствовал».

‘стал работать вместо тренера

“КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Op?

Старший тренер ленинградской команды
«Зенит» И. Таланов в августе 1946 гола
М, Бутусова,
& в начале июля 1948 г. Таланов был заме-
нен К. Лемешевым. И эти ленинградские
перемещения также произолли без ведом
отдела футбола. . ~ ; ae

Вслед за Жордания, Капелькиным, Апух-
тиным, Талановым повинули московскую
команду «Торпедо» В. Маслов (его заменил

Никитин), сталинградекую команду
«Торпедо» — Ю. Ходотов (его заменил Аи-
реев), и, наконен, старшим тренером киев-
ской команды «Динамо» вместо №. Шегодко
го был назначен М. Сушков.

Семь старших тренеров (из 14), то-есть
половина основного состава, прекратили р8-
боту. Не много-ли для одного сезона? °

Советский тренер — это старший това-
PHIM, педагог, воспитатель. Тренеры по лег-
кой атлетике Романова. Синицкий, Сергеев,
братья Дьячковы, Либкинд; по боксу —
Градополов, Михайлов, Булычев, Гольд-
штейн, В. Щербаков: по плаванию — Yep-

Hop, бемкин: но баскетболу — Спандарьян,

Зинченко; по гимнастике — Астафьев и де-
сятки других с законной гордостью назовут
имена своих учеников, 8 ученики — фами-
лии своих тренеров. Тренер стал ведущей
фигурой во всех вилхах спорта. oe

Между тем некоторые наши тренеры по
футболу чувствуют себя в команде на: п0л9-
жении временного постояльца: приехал, по-
жил и уехал. Заслуженный мастер спорта
М. Бутусов с 1936 по 1948 гг, тренировал

оманды «Линамо» (Ленинград), «Динамо»
Тбилиси), «Динамо» (Киев), «Спартак»
(Ташкент), «Спартак» (Ленинграх). «3е-
нит» (Ленинград), «Динамо» (Киев) и вновь
«Динамо» (Ленинтрал). За 12 лет восемь
команд! 0 какой же серьезной подготовке
вадров можно говорить при подобных «иро-
гулках» из одной команды в другую! Какой
игрок назовет его своим учителем, и кого
тренер назовет своим учеником? А ведь
М. Бутусов — один из видных наших трё-
неров. : ae

Московскую команду «Динамо» за послед-
ние 12 лет тренировали: Квашнин, Дубиз
нин, Товаровекий, Тетерин, Ворчебоков,
Аркадьев, вновь  Кюрчебоков, Якушин;
«Спартак» (Москва)—Попов, Горохов, Ква-
шнин, Вольрат, снова Квашнин;. «Динамо»
(Тбилиси) — Соколов, Бутусов, Минаев,
Тальперия, Жордания, Бердзенишвили и
т. д. ит. п.

«Недалеко до финиша футбольного сезона,
Сейчас не приходится говорить о. немеххен-
ной перестройке работы тренеров, их мето-
дов тренировки команды. Однако теперь уже
следует позаботиться, чтобы уроки и недо-
СтаАТки этого сезона были учтены, Нужно ре-
шительно повысить роль тренеров по футз
болу, систематически руководить их работой;
Это поможет еще выше поднять класс с0-
ветского футбола. О
Ал. СЕМЕНОВ

_ Стихи о краснодоннах

-° Дучший памятник героям Краснодона —
возрожденный, поднятый из развалин город
Краснодон. Именно эта плодотверная мысль
владела молодым донбаеским поэтом Мико-
лой Упеником, когда он писал цикл своих
стихов «Краенодонекая тетрадь». .

Со страниц десяти стихотворений этого
цикла перед нами встает облик послевоея-
ного Краснодона, живущего в непрерыв-
ном творческом напряжении. Уже в первом
стихотворении поэт дает картину ночнуго
шахтерского городка с мерцающими бее-
численными фонарями, бесконечной вере-
ницей автомашин, перестуком шумных
поездов. А затем он ведет нас по этому го-
роду героев, где, «у всех закалены сердца»,
где традиции молодогвардейцев ныне вопло-
щаются в трудовых подвигах:

В кружеве железа и бетона,
Закаленный смертью и‘войной,
Светлый, стройный образ Краснодона
На заре предстал передо мной.

Дружными бригадами на шахту
Вышыа, весела и молода, _

В робе, как подводники на вахту,
Гвардия подземного труда.

Каждый камень здесь — свидетель вели-
ких событий. Много в Краснодоне памятных
мест. Вот дом Кошевых «на мирной улоч-
ке Садовой», вот музей, братская могила
тероев, школа, где они учились, Bee, ace
«напоминает нам о них, когда проходим
Краснодоном». Но всюду поэт пристально
вглядывается в Новое, молодое, в то, что
взрашено в этом городе теперь, уже после
войны. a.

Поэтому тах светла его скорбь о гибели
молодогвардейцев:

Напоминает нам о них

Не мертвый шурф и ке могилы, ©
`_ А тот порыв, что у живых

В душе и пытка не убила.

Вот почему в школе, где учились Коше-
вой и его друзья, поэта привлекают новые
обитатели — «младнгие братья Копевого»,
«орлиной породы птенцы». Вот почему оп-
тимистическими строками оканчивается
проникнутое тонким и трогательным лириз-
мом стихотворение о матери Ульяны Гро-
мовой. Вот почему описание могилы героев

превратилоеь в гимн краснодонекой весе.
Поэтом влалеет чувство времени, ощущение
непрерывного движения вперед;

Вечным и неутомимым шагом
Жизнь безостановочно идет.

Взгляд его устремлен в будущее, и герви-
ч6ское прошлое для него — это высокий
призыв к воплощению в труде той «мечты,
н светлой и чудесной», которой посвятили
свою жизнь комсомольцы Краснодона; _

Лирический герой «Браснодонской тетра=
ди» и сам — член славной семьи донецких
шахтеров, земляк молологвардейцев. Он по-
чувствовал необходимость рассказать и о
своем пути защитника Родины, бойца, ко-
торый «никогда на части людского счастья
не делил». :

В стихотворении; начинающемся слова-
ми: «Я здесь не гость. Я — <вой. Я дома»,
он говорит о том, что, уходя на войну, пе
взял с собой «гореточки родной земли». Не
взял потому, что горсточки было бы ему
мало: =.

Я взял с 60б0й в солдатский
Одно оружье боевое,
Чтоб напгу землю всю вернуть.

Это стихотворение органически входит в
Цикл; так же как и строки, где поэт ставит
в один ряд с молодогварлейцами всех, кто
пал за Родину «здесь иль за рубежами», и
своих живых сверстников — «живых
орлят, орлят Москвы и Ленинграда».

Bea советская молодежь наследует
краснодонским тероям, как бы говорит
поэт этими стихами. о

Не все в «Краснодонской тетради» пол-
ноценно. Стих М. Упеника не везде подни-
мается на высоту темы. Но лирическое из-
строение молодого человека сороковых го-
дов, духовного наследника «Молодой гвар-
дни», выражено в этих стихах искренне,
эмоционально убедительно, eS

«Краснодонекая тетрадь» — несомнен-
ная удача молодого украинского поэта и
достойная дань памяти героев Молодой
гвардии.

Отрадно, что голое поэта донесся к нам
из Донбасса — оттуда, где жили и срерши-
ли свой полвиг молодотварлейцы. = =

Ba, РОССЕЛЬС, -

путь

Больщой популярностью

в колхозах Джамбулского района. Казахской - ССР
пользуется внук: Джамбула — молодой акын
бывает в полевых станах’ и бригадах колхозов:

Алимкул Джамбулов. Он часто
На снимке: комсомолец-акын

Алимкул ДЖАМБУЛОВ выступает в полеводческой бригаде колхоза имени’

Джамбула.

Фото А. БАХВАЛОВА, (ТАСС).