РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПЛАНА ПРОТИВНИКОВ _
_^’ ЗАПРЕТА АТОМНОГО ОРУЖИЯ

Зарубежная печать о 10-й годовщине выхода в Свет   Памяти” В. И. Качалов

Московский Художественный академтчы
ский театр — в глубоком трауре. Koy,
тив его лишился народного артиста (0
Василия Ивановича Качалова, выдающеь

_ «Араткого курса истории ВКП Св)»

Советская делегация вскрыла подлинное существо американской
политики в вопросе организации ‘контроля над. атомной ‹ энергией

‚ ПАРИЖ, 1 октября. (Спец. корр. ТАСС).
Сетодняшнее утреннее заседание Политиче-
ского комитета Генеральной Ассамблеи
открылось в атмосфере всеобщего интереса,
5 ожидавшемуся выступлению главы совет-

питься своим суверенитетом» в пользу это-
го органа.

Вышинский вапомнил, что англо-амери-
канекое большинство Генеральной. Асеам-
блеи не пожелало пойти навстречу мень-

‘ской делегации А. Я. Вышинекого.
-Хотя озаправилы  англо-американского
блока уверены; что послушное. им: большин-

ство одобрит американский план, преду-.
сматривающий срыв запрета атомного. ору-

ия, они не в состоянии скрыть своего бес-
покойства по поводу того, что советская де-
легация сумеет разоблачить с трибуны
‘Ассамблеи подлинное существо их ‘плана.

Яркая и страстная, сильная свосй убий-
«твенной для поджигателей войны логикой,
прекрасно аргументированная речь главы
советской делегации показала, что эти опа-

‘сения были вполне обоснованы. Советская.

делегация разоблачила перед всем миром
подлинные цели политики. США в вопросе
06 атомном оружни.

° Напомнив о том, что решение Генераль-
ной Ассамблеи or 24 января 1946г. 06
учреждении комиссии для ‘расемотрения
проблем, возникших в связи © открытием
атомной энергии, и ‘решение Генезальной
Ассамблеи от.14 декабря того me rola
0 принципах, определяющих общее регули-
рование и сокращение вооружений, оста-
лись на бумаге, Выптинский показал, что
Это произошло по вине группы государств,
возглавляемой Соединенными Штатами.

Созетский делегат привел факты, довазы-
вающие, что правительство ОША «петема-
тически отклоняло всё предложения, пмев-
шие целью запрещение производства атом-
ного оружия, что же касается так назы-
вземого американского плана междунатюдно-
то контроля, то он находится в полном про-
тиворечни с известными решениями Гёне-
ральной Ассамблеи.

— Предложение о том,— сказал Вышин-
<вий,— чтобы сначала учредить между-
народный орган контроля. над атомной эчер-
гией, а затем уже начать  дотоваризаться
© запрещении атомного оружия, к чему в
сущности и сводится весь т. н. американ-
ский план, уже само по cede разоблачает
действительные цели и намерения авторов
этого предложения. Такая позиция амери-
канеких представителей в этом вопросе 93-
начает не что иное, как попытку разтовора-
ми 0б учреждении контроля над атомной
энергией, без того, чтобы было вапоещено
втомное оружие, прикрыть нежелание Bo-
обще иметь какой бы то ни было контроль,
который обеспечил бы использование атом-
ной энергии лишь в мирных целях.

Отметив, что международный орган по
хонтролю нед атомной онертией по плану
СПТА. мыслится как некий международный
монопольный атомный сверхтреет, в кото-
ром’ Соеливенные Штаты надеютея иметь
послушное большинство, Вышиневий пока-
зал, насголько лицемерны рассуждения
американских  прёдотавителей на тему о
TOM, что вое государства должны «посту-

Мистер

ПАРИЖ, 1 октября. (Спец. корр. ТАСС).

На сегодняшнем вечернем заседании Поли-
тического комитета выступил в пространной
речью британский делегат Макнейл. —
° Эта речь имела своей целью ослабить
впечатление от выступления главы совет-
ской делегации А. Я. Вышинского, разобла-
чившего американский план, направленный
на срыв запрещения атомного оружия.
«Основная наша цель,— определить, на кого
мы должны возложить ответственность. за
неудачу и тупик, в который зашла атомная
комиесия»,— сказал Макнейл. Однако бри-
танский делегат действовал столь неуклюже,
что он не только не ослабил впечатления
от агрументации советской делегации, но,
наоборот, способствовал дальнейшему разо-
блачению маневров англо-американского
большинства, стремящегося во что бы то ни
стало сорвать выполнение решений Гене-
ральной Ассамблеи, направленных на запре-
щение атомного оружия и установление
эффективного международного контроля над-
атомной энергией. :

В самом начале своей речи Макнейл вы-
сказалея против предложения сирийского
делегата о том, чтобы атомная комиссия про-
должила свою работу, и тем самым дал но-
вое подтверждение, что англо-американский
блок стремится Бак можно быстрее покон-
чить с этой комиссией. -

Перейдя к речи Въппинского, Макнейл пу-
стил в ход евой излюбленный прием, об’я-
BAB эту речь «пропагандой». К этому
праему: Макнейл прибегает всякий раз, кот-
да не может найтя возражений на доволы
COBETCRAX делегатов. Однако сам Макнейл
вихимо почувствовал, что дезавуировать так
легко выступление советекой делегация не
удастся, и попытался вступить с ним в по-
лемяку, При этом британский делегат избрал
болев чем сомнительный метод полемики:
вн принесывал Вышинскому заявления. ко-
торых тот-не делал, и тут же сам опровер-
Tal ux.

- Так, Макнейл заявил, будто бы Вышин-
ский сказал, что международный контроль
нужен не на всех стадиях производства
атомной энергии. Это заявление понадоби-
лось британскому делегату, чтобы предста-
вить дело таким образом, будто бы совет-
свие предложения оставляют поостор для
каких-то «тайных манипуляций». Между

инотву даже в таком малом вопросе, как
вопрос о формировании рабочего аппарата
комитетов Генеральной Ассамблеи. Вее ван-
лидатуры представителей стран Восточной
Европы были забаллотированы, а предета-
вители некоторых государств, принадле-
жащих к антгло-американскому большеан-

CTH одновременно в нескольких комитетах.

— Разве это не заговор большинства
против меньшинства? — спросил Въинин-
ский.— И. если даже в таком малом вопросе
мы встретились со столь грубым наруше-
нием прав меньшинства, TO где. гарантия,
что в валюм. так называемом  международ-
HOM органе не будут выноситься решения,
направленные к тому, чтобы связать мень-
шинство и бросить его связанным под ноги
большинству? Так называем «жесткий
курс» большинства, направлен к тому, что-
бы надавить коленом на грудь меньшин-
ства и взять его за горло. Но ето не. удает-
ся. Грудь у нас сильная и крепкая,

Напомнив, что делегация США в атом-
ной комиссии м в Совете Безопасности
упорно отклоняла вое ‘предложения о ва-
прещении атомного оружия и уничяожении
существующих запасов атомных бомб. Вы-
шинский сказал, что, сохраняя атомное ору-
жие, США тешат себя надеждами и иллю-
8HAMM 0 том. что они до сих пор являются
монополистами в области атомной энергии.
Вю власти таких иллюзий сейчае еше на-
ходитея немало политических деятелей
США. В частности кандидат на поет пре-
зидента от, республиканской партии Дьюи
заявил в своей речи, произнесенной на этих
днях в Феникое, что Создиненным Штатам
принадлежит якобы исключительная моно-
полия на атомные секреты.

Нападая на ОССР, он откровенно при-
знал: «Наши мыели 96 атомной энергии
сосредоточивались, главным 9бразом, на
ее использовании для военных целей». Пре-
зидент США Трумэн, выразив свое удов-
летворение результатами испытания новых
«усовершенствованных» образцов атомной
бомбы в Эниветоке, одобрил планы амери-
канской атомной комиссии в отношении
уероприятий, направленных Ha дальней-
шее развитие атомного оружия.

‚ Приведя ряд. выдержек из докладов
атомной комиссии, Вышинский показал,
что этот американский план ‘стремится

лишь обеспечить контроль над мировыми
запасами исходных материалов, то-есть,
главным ‘образом, урана и тория, для полу-
чения атомной. энергии.

Советский делегат разоблачил  лживую
версию о том, будто бы предложения Co-
ветского Союза не предусматривают уста-
новления международного ‘ контроля над

Макнейл  передер

деленно указал на то, что Советский Союз
стоит за организацию эффективного ерочно-
го международного контроля ‘в рамках Со-
вета Безопаености- над всеми стадиями про-
изводетва атомной энергии, начиная  от до-
бычи исходных материалов (урана и тория)
и кончая получением ядерного горточего.
Извращая позицию советекой’ делегации,
британский делегат стремился выгородать.
своих американских коллег и наставников,
добивающихся, чтобы под контроль были
поставлены лишь источники сырья и чтобы
американские заводы атомного оружия оета-
лись вне этого контроля.

_ Стремясь навести тень на ясный день,
Макнейл заявил далее, что советекие пред-
ложения якобы «носят туманный характер».
Но что может быть яенее этих простых и
конкретных предложений: запретить при-

‚менение атомного оружия, квалифицировать

нарушение этого запрета как тягчайшее
преступление и обеспечить строгий и эффек-
тивный международный контроль над соблю-
дением данных решений?

Касаясь работы ‘атомной комиссии, Мак-
нейл позволил себе извратить общеизвест-
ные документы, относящиеся к этой рабо-
те. Он пытался представить дело таким
образом, будто бы‘ Советекай Союз желает
заключить лишь конвенцию 0  запре-
щении атомного оружия, ‘между тем в
письме представителя СССР от 5-го еентяб-

‘pa 1947 года было ясно сказано, что «пес-

ле заключения конвенции по запрешению
атомного оружия может и должна быть за-
ключена другая конвенция, предусматрива-
ющая. создание международной контрольной
комиссии и установление других мер по
контролю н инспекций,  обеснечивающих
выполнение конвенции по запрещению
атомного оружия». :

Макнейл утверждал далее, будто бы совет-
ские. предложения
периодическую инспекцию предприятий,
служащих делу производства атомной энер-
гии, и что такая система не дает возможно-
сти обеспечить эффективный контроль. Ме-
жду тем в том же письме представителя
СССР сказано: «Нериодичность инснекции
не обязательно должна означать проведение
инспекции через правильные, заранее уста-
вовленные промежутки времени. Инснекция
может проводиться в зависимости от надоб-
ности по решению международной контроль-

тем глава советской делегации ясно и ompe-

д
Обсуждение проекта конвенции по борьбе с геноцидом

` ПАРИЖ, 1 октября. (Спец. корр. ТАСС).
В Юридическом комитете Генеральной Ас-
самблея ООН обсуждается проект конвен-
ции по борьбе с геноцидом (геноцидом на-
зывают преследования и кетребление це-
лых групи населения на основе расовой,
национальной и религиозной ненависти).
: B 1946 году вопрос о борьбе с генопидом
был поставлен на сеесии: Генеральной `Ае-
самблеи ООН, которая приняла постановле-
ние о том, что геноцид является преетуп-
лением и противоречит духу и целям 06’в-
диненных наций. Генеральная Ассамблея
поручила Экономическому и Социальному
совету заняться подготовкой конвенции по
боръбе с геноцидом,

Хотя геноцид является практическим

применением фантистевях «теорий», пропа-

АДРЕС РЕДАНЦИИ: Москва, 137, Улица «Правды» д. 24, 6-й stam, ТЕЛЕФОНЫ PEAAKI ии:
резервов — Д 3-31-96; отдел учащейся молодёжи и пионеров —Д 3-27-4 3 rf

отдел — д

Б 02579.

3-38-49; отдел обзоров печати —Д 3-33-05; отдел’ критики и

ной комиесии».

гаНндирующих расовую и национальную
ненависть, господство т. н. «высшей» расы
и истребление т. н. «низшей» расы, в хо-
де начавшейся дискуссии по проекту кон-
венции обнаружились “стремления обойти
политическую суть вопросов и свести все
дело к процедуре и к общим рассуждениям
< правах человека. Такой тон, заданный
представителем США, был полхвачен леле-
гатами Бразилии, Австралии, Греции, Уруг-
Bad и др.

Эти‘ намерения обойти политическое су-
щество вопроса станут понятны, если
вепомнить, что. например, в США до сих
пор в самых широких размерах проводится
пронаганда расовой ненависти но отнотие-
нию к негритянской части населения.

Выступивший на сегодняшнем заседании

3° отдел нрестьянской

ству, были проведены на руководящие по-.

‚ шения об организации международного кон-

предусматривали лишь

ЧЕХОСЛОВАКИЯ

ПРАГА, 1 октября. (ТАСС). Гениальный
труд товарища Сталина’ — «Краткий курс
истории ВЕЛ (6)» — стал настольной кни-
гой многих. тысяч коммуниетов и протгрес-
сивных людей Чехословакии. «Враткий
куро истории ВКП(б)», изданный на чеш-
ском языке тиражом в`167 тысяч. экземпля-
ров, в течение короткого времени был пол-
ностью распродан, Сейчас готовится новое
издание этого замечательного произведения
марксизма-ленинизма. Печать коммунисти-
ческой партии Чехословакии широко от-
мечает  10-летие со дня выхода в свет
«Краткого курса истории ВВЛ(б)». Газета
«Руде право» сегодня посвящает этой зна-
менательной дате целую полосу.

БОЛГАРИЯ

СОФИЯ, 1 октября. (ТАСС). Сегодня вея
центральная печать отмечает 10-ю годовщи-
ну со дня выхода в свет «Краткого курса
истории ВАП(б)». Газеты указывают на
огромное значение «Краткого курса истории
ВЕП(б)» для стран народной демократии
как илейного оружия трудящихся в борьбе
за победу социализма: В статьях подчерки-
‘ваюзся ‘неоценимые заслуги В. И. Ленина и
И. В. Сталина в разработке учения о руко-
водящей роли рабочего клаюса, в социалиети-
ческой революции, об обострении классовой
борьбы в переходный период от капитализ-
Ма Е социализму, о необходимости всемер-
ного укрепления союза‘ рабочего класса с
трудящимся крестьянством.

ВЕНГРИЯ

БУДАПЕШТ, 1 октября. (ТАОС). Все
вентерокие газеты отмечают сегодня 10-ю
годовщину выхода в вет «Краткого кур-
са истории ВЁП(б)».

Газета «Сабад mem» публикует передо-
вую статью Андич Эржебет, отмечая, что
гениальный труд тов. Оталина—Араткий
курс истории ВЕП(б)» имеет историческое

атомной энергией. Он напомнил, что- еще
в. октябре 1946 года Генералиссимус
И. В. Сталин, отвечая на вопрос коррес-
пондента агентства Юнайтед. Пресс, высез-
зался за установление строгого и эффектив-
ного международного контроля. Именно с03-
давние такого международного контроля и
предусматривают советские предложения.
Напомнив 0б их содержании, Вышинский
подчеркнул, что они обеспечивают соблюде-
ние строжайшего запрета использования
атомной энергии для военных целей, в то
время как американский план представляет
т. н. международному контрольному орга-
ну право производить исследования по ис-
пользованию атомной энергии в разруши-
тельных целях, о чем прямо говорится в
докладе атомной комиссии.

Сопротивление запрещению атомного
оружия, сказал Вышинский, и бешеная гон-
ка атомного вооружения в США разоблача-
ют полностью намерения правящих кругов
США. Они возлагают на атомную бомбу
свою последнюю надежду, строя агрессив-
ные планы е иллюзиями на их выполнение
даже при таких обстоятельствах, когда весь
народ или подавляющая чаеть народа на-
падающей страны против войны, против
затеваемой реакционной верхушкой воен-
ной агрессии. : :

В заключение глава советской делегации
решительно выеказалея против предложен-
вой вчера канадской делегацией резолюции
и против рекомендаций большинства атом-
ной комиссии о прекращении ее работы. Он
охарактеризовал эти предложения как ка-
питулянтекие, против которых должны воз-
ражать все искренние друзья и поборники
мира и безопасности народов. (Полный
текст речи Вышинского будет опубликован
в завтрашнем номере газеты).

Речь главы советской делегации была
выелушана присутствующими © напряжен-
ным вниманием и произвела огромное впе-
чатление.

В журналистских кругах отмечают, что
делегации США будет весьма нелегко оп-
ровергнуть доводы, приведенные Вышин-
ским, и что она, по всей вероятности, пред-
почтет ускорить окончание дискуссии, что
бы побыстрее провести механическим боль-
шинством канадскую резолюдию, содержа-
щую одобрение американского плана.

На утреннем заседании Политического
комитета выступили также делегаты Ки-
тая, Сирии и Колумбии, которые, не утруж-
дая себя аргументацией, поддерживали аме-
риканский план и сетовали на то, что
«меньшинетво» атомной комиссии не согла-
сплось © этим планом.

Представитель Сирии внес поправку к
канадской резолюции, предложив, чтобы
атомная комиссия продолжила свою работу
и разработала на основе американекого пла-
на, проект соглашения о создании MexIy-
народного органа, на учреждении которого

НЬЮ-ЙОРК, 1 октября. (ТАСС). В . по-
следнее время комиссия палаты представи-
телей по расследованию антиамериканекой
деятельности заполняла печать сенсацион-
ными выдумками о «советском шпионаже».
Эта истерическая кампания достигла своей
кульминационной точки 27 сентября, когда
комиссия опубликовала доклад, требующий
немедленного пред’явления обвинительного
акта пяти лицам, замешанным в тав назы-
ваемом. атомном шпионаже. Однако 29 сен-
тября этой кампании был нанесен серьез-
ный удар-министерством юстиции; оно опуб-
ликовало заявление, в котором критикует
доклад комиссии и признает, что нет ника-
ких доказательств шпионажа, который так
широко рекламировала комиссия.

Заявление министерства юстиции продик-

а  о товано, естественно, не стремлением к исти-
не или желанием защитить ° демократиче-
ские права и оградить граждан от злобной

ивает вредной клеветы, а вызвано предвыборной

борьбой партий и личным соперничеством.
С. приближением выборов конфликт между:
правительством Трумэна и контролируемой
республиканцами комиссией по раселедова-
нию антиамериканской деятельности стано-
витея все более открытым и острым. Хотя
представители правительства Трумэна неод-
нократно заявляли, что они © таким же
рвением, как и республиканцы, преследуют
коммуниетов и . прогрессивных деятелей,
однако они в равной степени чувствуют,
что комиссия за последние месяцы исполь-
зует свои полномочия главным образом в
интересах республиканской предвыборной
пропаганды и для дискрелитирования Upa-
вительства Трумэна.

‘Заявление министерства юстиции начи-
нается с выражения недовольства тем, что,
как показывает опубликованный 27 сентяб-
ря доклад комиссии палаты представителей
по расследованию антизмериканской  дея-
тельности, комиссия берет на себя функции
министерства юстиции и ‘пытается дикто-
вать, какие дела оно должно расследовать.

‚ Британский делегат всячески ратовал за
отказ государств от своего национального
суверенитета в пользу так называемого
«международного органа контроля», кото-
рый в действительности стал бы американ-
ким органом, обеспечивающим вмешатель-
ства США во внутренние дела, других стран.

Рекламируя американский план, Макнейл
пыталея представить его, как некий «рево-
люционный шаг», и что он защищает его
как «молодой социалист». Это заявление
вызвало невольные улыбки у многих при-
сутетвующих. Следует отметить попутно,
что британский делегат, чувствуя таткость
своих позиций, счел необходимым заметить:
«Я надеюсь, что мне будет позволено иметь
еще дискуссии с Вышинским, во время ко-
торых я буду пытаться вышибить его из
седла, а он будет пытатьея вышибить меня
из седла, как это ему всегда удается с боль-
им успехом».

Что верно, то верно:

Выступивигий далее делегат Польши Бац-
Сухи, показывая, что Макнейл передерги-
вает общеизвестные факты, напомнил, что
воветские предложения предусматривают не
только заключение конвенции о запрещении
атомного оружия, но и заключение согла-

ГАМБУРГ, 1 октября. (ТАСС). По с00б-
щению радио Гамбурга, в связи < просьбой
министров финансов земель Бизонии о ни-
жении оккупационных расходов тенерал
Влей заявил во Франкфурте-на-Майне, что
«не считает оккупационные расходы слиш-
ком высокими».

троля, обеспечивающего выполнение этой
конвенции.

Польский делегат привел ряд убедитель-:
ных фактических данных, показывающих
подлинное существо американского плана.
Он огласил, в частности, выдержку из офи-
циальных записей конгресса США, кото-
рые воспроизводят выступления двух сена-
торов, откровенно ставящих вопрос $ том,
что целью этого плана является установ-
ление контроля над запасами урановой ру-
ды, находящимися на территории других
стран, в частности Советского .Сотоза.

Предание гласности этих. высказываний
поставило в весьма неудобное положение
представителей США, которые реагировали
на них с нескрываемым смущением. Rati-
Сухи напомнил, что Польша в течение двух
лет являлась членом комиссии по-атомной
энергии и что ее представители прилагали
все усилия, чтобы найти почву для согла-
шения. Однако представители США всякий
раз противились этим усилиям.

Польский делегат поддержал позицию, за-
нимаемую делегацией СССР.

БЕРЛИН, 1 октября. (ТАСС). Агентетво
АДН, ссылаясь на сообщения,   полученные
из хорошо информированных источников,
сообщает, что по последнему бтоджету земля
Бавария должна выделить на оккупационные
расходы 880 миллионов западных марок.
В аппарате американских властей и амери-
канских. служб в Баварии занято почти
130 тысяч человек. Число немцев, занятых
в американских учреждениях, значительно
больше, чем весь персонал баварского госу-
дарственного и общинного управления,

БЕЙРУТ, 1 октября. (ТАСС). В местных
газетах опубликовано сообщение Багдадекой
радиостанции, в котором говорится, что ре-
гент Ирака издал лекрет о введении осадно-

представитель советской делегации Моро-
зов отметил, что советское правительство
придает важное значение организации
борьбы с геноцидом. Он заявил, что проект
вонвенции не отвечает цели, поставленной
Генеральной Ассамблеей. Во вступительной
Части не дано полной и правильной харак-
теристики  геноцида.. В ней отсутствует ука-
зание на то, что эти преступления связаны
с фашизмом и нацизмом..В конвенции не
предусмотрена организация мер, направлен-
ных в предупреждению геноцида и против
пропаганды его во всех видах.

Представитель Великобритании Mloyrpoce
заявил в своей речи, что хотя он и не про-
тив конвенции, но считает, что конвенция
«ничего никому не даст» и что она не мо-
жет предотвратить геноцида.

ДЕЛИ, 1 октября. (ТАСС). В течение
истекшего лета до самых последних дней
в. иностранной печати публиковались рас-
пространявшиеся антлийским и американ-
свим телеграфными агентствами утвержде-
ия 0 «таинственной деятельности», кото-
рой будто бы занимается советская миссия
в Бангкоке. Чтобы сделать эти утвержде-
ния более убедительными, сообщения yra-
занных агентств пытались создать пред-
ставление, что в советекой миссии работает
огромное число людей -—200 человек.

справочный — Д 3-30-56: . сэкретармат — Д 3-37-65;

молодёжи — Д 3-38-38; un литературы и искусства — Д 3-31-94, Д 3-38-18

библиографии — Д. 3-36- отдел писем —Д 3-30-69; отдел местной сети —Д 3-32-19; о

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

комиссии и приведенных в нем выдержек из
показаний, нет абсолютно никаких веских
доказательств фактов или попыток переда-
чи информации, касающейся национальной
обороны, иностранному правительству или
одному из его предетавителей. Основанные
на слухах показания и выводы комиссии
не могут служить юридическим доказатель-
ством.

отдел пропаганды — Д 3-37-22; отдел комсомольской жизни — - 5
з отдел внутренней информации О, нот
тдел иллюстрации — Д 3-3 -22;. бюро

вначение и занимает 060б0е Место среди
наиболее выдаючщихея трудов классиков
марксизма.

«Творение. товарища  Сталина,— пишет
далее автор,— оказывает нам колоссальную
помощь в разрешении проблем нашого ра-
бочего движения, проблем нашей страны и
народа».

Монгольская Народная Республика

УЛАН-БАТОР, 1 октября. (ТАСС). Основ-
ные материалы сегодняшних газет посвяще-
‚ны десятилетию выхода в свет «Краткого
курса истории ВКТ)». Газета, «Yuen» на-
печатала большую статью секретаря ЦЬ
Монгольской народно-революционной партии

Дамба, озаглавленную «Влассическое произ-
ведение революционного‘ марксизма».

«Замечательный труд товарища Сталина——
«Краткий курсе истории ВКП(б)», вышед-
Лет назад.— говорится B

ий десять A :
cTaTbe,— представляет собой могучее илей-
ное оружие большевизма и имеет важнел-

шее’ мирозое значение. Краткий куре лв-
ляется могучим идейным оружием для на-

шей Монгольекой  народно-революционной
партии, елужиг важнейшим источником
маркеистоко-ленинского воспитания рукозо-
дящих кадров, всех членов нашей партии,
овлалевающих великим учением Маркеа —
Энгельса—Ленина-—— Сталина».

” ПОЛЬША
ВАРШАВА, 1 октября. (ТАСС). Десятиле-
тию выхода в свет «Ёраткого курса истории
ВЕП(б)» газета «Глое люду» посвятила спе-
циальную страницу. ‘
В статье «Об искусстве победы в классо-

вой борьбе» Роман Ферфель, отмечая исто-

ричеекое значение выхода гениального про-
изведения И. В. Сталина, указывает, что в
течение 10 лет «Краткий курсе истории
ВЕП(б)» снискал себе широкую популяр-
ность среди миллионов трудящихся масс все-
го мира. у

Разоблачение вымыслов комиссии по расследованию
антиамериканской деятельности

Далее в заявлении говорится, что 0
«некомпетентности комиссии свидетельст-
вуег ее заявление 0 том, что «министерство
юстиции, несомненно, имеет неопровержи-
мые доказательства» для того, чтобы возбу-
дить судебное преследование против неко-
торых названных лиц. Министерство юсти-
ции не имеет никаких подобных доказа-
тельств и не может возбуждать дела на ос-
нове предположений. Если бы оно имело
такие доказательства, то дело, как, это хоро-
шо известно комиссии, было бы возбужде-
но уже давно. Как это явствует из доклада

Вомиссия, судя по ее докладу и приве-

денным в нем вылержкам из показаний, не
раскрыла ничего такого, что было бы не-
известно министерству юстиции. Эти вопро-
сы были тщательно изучены министерством
в двух отдельных случаях. В обоих елуча-
ях возбуждение дела было найдено неоправ-
данным»:

В заявлении министерства юстиции со-

держится указание, что нынешняя шумиха
по поводу так наз. «дел о шпионаже» про-
диктована
борьбы в связи с предстоящей избиратель-
ной кампанией. ; -

соображениями предвыборной

Таким образом; в то время как кажется

определенным, что руководство республи-
канской партии будет продолжать в пред-
выборных целях поднимать шумиху по по-
воду угрозы так наз.
деятельности и о так наз. «еоветеком тпиио-
наже», правительство Трумэна вынуждено
признать ложь недавних выдумок о «шпио-
наже», которые печать так бесетыдно: афи-
`шировала. :

антиамериканской

Оккупационные расходы Западной Германии

Министры финансов земель Бизонии об-

ратились к военным губернаторам с прось-
бой о снижении оккупационных расходов,
указывая, что эти расходы поглощают до

46 проц. всех поетуплений по налогам.

* e &

включая общественное судопроизводство и
полицию. Только в Регенсбурге кажлый
десятый мужчина и каждая 11-я жен-
щина заняты на работе для американеких
оккупационных властей.

Рост цен в Бизонии
БЕРЛИН, 1 октября. (ТАСС). Как пере-

ся маютера сцены, близкого друга, Скуу.
ность Качалова, его личное обаяние, py,
сокая культура, чуткое отношение к ти,
рищам, беспредельная доброта и отЗывчи
вость служили примером для каждого р
ботеика Театра».

Народная артистка СССР А, К, Тарасу
товорит:

— В Василии Ивановиче нае, предо:
вителей более молодого артистического пн
коления. покоряло его вечно’ юхое и раду
ное восприятие жизни, нежная любовь 5
Родине, к народу. Я перебираю в паза
во художественные творения, какио бы
созданы этим великим мастером, Мы ут.
лись у него философеки обобщать сценичь
ские образы, придавать им глубокое то.
кование. Что бы ни. играл- Качалов — у
всегда был страстный призыв к борьбе sy
большое искусство, понятное вароду.

Когда в Театро появлялась. выс,
стройная фигура Ваеилтия, Ивановича, ROMA
раздавался его чарующий голое, обращен
ный в кому-либо из нае, мы всегда ноль
тывали чувство какого-то большого, радоск
ного волнения и гордости, Артисты быт
счастливы сознанием, ‘что рядом © Amy
живет и творит человек, которого Стали
тавский. называл великим актером, игра
TOPOTO вызывала неподдельное восхищении
Горького и Чехова.

Качалов любил советского зрителя, вид
высший ‘смысл евоей жизни В служет
советскому народу. Й народ платил ему yj
же любовью. Вачалов был подлинным, в
лучшем и благороднейшем значелии pry
слова, народным артистом Советского: (
3d...

* # &

Комитет по делам mexyecrs mpm Coney
Министров СССР образовал комиесию по из
танизации похорон В. И. Качалова в сои
вв — В. Е. Месхетели (председатель,
М. Н. Кедрова, А. К. Тарасовой, В. Ф. Пи.
менова, Е. Н. Гоголевой, А. Г. Кобнен я
Всеволюда Иванова.

На протяжении вчерапенег дня Ha Ing
‘комиюсии беспрерывно поступали телега
мые выражением соболезнования по пою:
ду тяжелой утраты, постипшей советский
театр.

* * <

Гроб < телом В. И. Качалова устанавая
вается в ночьона 2 октября в зритель
зале МХАТ. Доступ в. телу открывается в
2 часа ночи и прекратитея в 10 час,
Гражланская. панихида начнете R14 ча
гов. Похороны состоятся. 2- октября на Не
водевичьем кладбище, (ТАСС),

pee
На астраханском
рейде

Закончилось ‘первенство СССР
по народной гребле

АСТРАХАНЬ, 1’ октября. (По телефе:
ну). Штиль на второй день финальных сорев
нований позволил участникам показать в за:
ездах не только хорошие минуты и секун
ды, но и блеснуть техникой гребли. Причем
многие , это эффектно продемонстрировали:
Москвички Фадеева и Лукатина («Динамо»)
обогнали в заезде на 1.000 метров на байдар:
ке-двойке чемпионов СССР 1947 года Н. Са
вину и С. Чибор, Время победительниц
4 минуты 37 секунд. Фадеева могла бы стать
обладательницей золотой медали за гонку н
байдарке-одиночке на 2.000 метров. Однако
она не смогла до конца выдержать нужного
темпа и проиграла Н. Савиной 4,4 секунды:
Результат чемпионки — 10 минут 18,4 секун+
ды. Победа в гонках на байдарке-одиночке
(1.000 метров) досталась молодому москвичу

гребцу А. Бессуднову — 4 минуты, 47 сез,

кунд. В гонках на байдарках-двойках для
мужчин Ю. Краснопевцеву и Н. Савину не
было равных. Они прошли 10 километров в
52 минуты 55,5 секунды. ь

Тяжелое поражение потерпели победителя
первенства 1947 года ленинградцы Т. Ame,
наз и П. Корчажинский с рулевым Красно:
певцевым: на шлюпке-двухпарке они проз
играли гонку на 2.000 метров молодым горь:
ковчанам Галкину и Кукину, а также москви:
чам Кочеткову и Слесареву (рулевой Ягми.
нович), Время победителей — 10 минут 8,2 се
кунды, что на   минуту 14,1 секунды лучше
чем у победителей первенства 1947 года,

В итоге 5 дней борьбы командное первен:
ство завоевали гребцы ленинградского «Пи:
щевика», на втором месте динамовцы Mock:
вы, на третьем — ленинградский «Судострон:
тель», на четвертом — «Динамо» (Рига) ин
пятом — «Спартак» (Ленинград).

О

Колхозные футболисты —
чемпионы Узбекистана

ТАШКЕНТ, 1 октября. (Наш корр.). В С:
марканде закончился финал розыгрыша пе
венства Узбекистана по футболу. В фин
вышли три коллектива—ташкентекая коман:
да «Динамо», команда колхоза «Полярная
звезда» из Средне-Чирчикского района Там:
кентской области и команда «Большевик»
(Бухара).

Прекрасно играли колхозные футболист,
Они набрали в финальных играх наибольшее
количество очков и завоевали звание че\
пиона республики 1948 года. Второе место
заняла команда «Динамо», третье — «Боль
шевик».

Футбольной команде колхоза «Полярная

дает агентство АДН из Франкфурта-на-Май-   ЗЗезда» вручена почетная грамота республи:

не, двухзональное управление хозяйства
официально сообщило о повышении на
36 процентов цен на пшеничный хлеб. .

ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ИРАКЕ

го положения по всей стране. В Ираке вету-
патют в действие все законы военного вре-
мени. Главнокомандующий вооруженными
силами становитея верховным правителем
страны. .

Провал очередной антисоветской провокации

Однако тех, кто Усердетвовал в распро-
странении лживых утверждений о леятель-
ности и численности советской миссни в
Спаме, постиг позорный провал: департа-
мент информации сиамекого правительства
опубликовал официальное коммюнике, ие
Которого явствует, что число всех русских.
граждан, проживающих в Сиаме, состав-
ляет 59 человек и что ник из них
«не вовлечен в какую-либо ‚ деятельность,
противоречащую законам Снама».

3-36-26: ел рабочей

иностранный отдел —
стенографии — Д 1-04-76 ‘и д

канского комитета по делам физкультуры и
спорта. Футболисты-колхозники награждейн
дипломами первой степени и ценными 10°

дарками,
—о—
На кубок СССР no футбол

‚ ДВА МАТЧА

Чемпион страны — команда ИЛКА 30 cet
тября начала игры на кубок СССР. Ее пм:
тивником было минское «Динамо». В пе”
вом тайме гости часто прорывались к пираф
ной площадке армейских футболистов. Толь
ко неточная игра форвардов «Динамо» спа
ла ворота ЦДКА от верного гола. Зем
инициативу захватили армейские футбол
сты. На 16-й минуте Бобров открывает ст,
Вскоре В. Соловьев доводит его ло 2:0
Во втором тайме Гринин забивает в воро”
цинамовцев еще один мяч. Результат 3:03
пользу команды ЦДКА не изменился ©
ко ца игры.

Вчера состоялся матч между команд
«Торпедо» (Московский автомобильный $*
вод имени Сталина) и футболистами «Sell:
`а» (Ленинград). Игра закончилась со счето!
‘+1 B пользу «Торпело»,

паи анваенисиневеих зинпинтниинивиннинаинниий
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Д 3-35-63; отдел трудовых
ИЗД 3635 Военно-физнультурный

молодёжки —

Изд. № 752.

shi es SN A ss A) gL oes cr ai a EG