}

«

заявление маршала Соколовского,

` ЗЕРЛИН. 2 октября. (ТАСС). Коррес-
пондент всеобщего немецкого” телеграфного
зтонтетва в Берлине (АДН), а также кор-
респонденты Taser «Берлинер цейтунг»,
«Трибюне» и «Нейес Дейчланд» обратились
в Главноначальствующему советской воен-
ной администрации и Главнокомандующему
грутшой советских оккупационных войск
в Геризнии, маршалу Советекого Cowsa Co-
холоволому с вопросами о положении, в Бер-
Une в связи с переговорами четырех дер-
хаз в Москве и Берлине.

Mapmaa Соколовекий дал на эти вопро-
‚вы следующие ответы:

1) Вопрос. Почему американские и бри-
танокие власти осложнили в настоящее вре-
Mat разрешение берлинекото вопроса?

Ответ. У нас складывается впечатление,
что западные державы не ищут решения
берлинского вопроса, опи продолжают в
этом вопросе свою агрессивную политику,
преследующую цели, которые не имеют ни-
чего общега с урегулированием положения
в Берлине. Осложняя разрешение берлин-
кого вопроса, западные державы прежде
всего пытаются отвлечь внимание обще-
ственности от проводимого ими раскола Tep~
уании`и создания Западно-Германского Го-
сухарства. Уже создан раскольнический
«Парламентский совет» для Западной Гер=
уании и опепино готовится западно-герман-
ская конституция и так называемый окку-
пационный статут для западных зон, кото:
рый должен служить суррогатом мирного
договора для Германии.

Осложнение берлинокого вопроса использ
зуехя и для того, чтобы взнуздать реак-
ционные силы внутри и вне Германии и
опереться на них при проведении плана
Узушалла. }

Цоддерживая неуверенность и беспокой-
ство, западные державы используют бер-
линсвий вопро для того, чтобы прикрыть
сколачивание агрессивного запалного воен=
ного блока, направленного против Советско=
го (0038 и стран народной демократии, и
отвлечь внимание народов от вопросов ми-
а Е разоружения.

Если бы три западные державы. искали
решения берлинского вопроса, лойяльно
учитывающего интересы всех четырех
стран, то переговоры давно бы уже приве-
ли 5 положительному результату. Однако,
эни не стремятся в лойяльному решению,
они желают использовать Берлин в каче-
стве «передовой позиции» для борьбы про-
тив демократии и социализма, о чем прямо
говорил Бевин в последней речи в палате
общин. Фактически Берлин уже использует-
ся западными державами в качестве базы
дя разложения экономической и политиче-
ской жизни Советской зоны посредством де-
зорганизации валюты и других агрессивных
действий, нарушающих Потедамекое  согла-
шение. и

2) Вопрос. Каковы, по Вашему мнению,
причины так называемого «Берлинского
вризиса»?

Ответ. Наиболее глубокие причины этого
кризиса лежат в политике раскола Гер-
мании, которая проводится западными дер-
жавами. Не будь у западных держав по-
литяки раскола Германии, не мог бы воз-
никнуть ни берлинский, ни какой-либо дру-

} 10 «кризис» в германских делах. Лонден-

%

` ©ков совещание трех держаз приняло в мар-
18 этого года решение 0 завершении‘ раскоз`

1а Германии и о создании Западноа-Герман-
ского Государства. Когда Советское коман-
дование потребовало в Вонтрольном Совете
20 марта информацию о секретных реше-
ниях лондонского совещания трех держав
по германекому вопросу, то три западных
командующих отказались дать такую ин-
формацию Контрольному Совету. дни не да-
1и также никаких заверений о том, что
сопаратные решения лондонской конферен-
Цин .не противоречат Нотедамским соглаше-
ниям и принципам  четырехстороннего
управления Германией. _

Эти сепаратные решения трех держав
по коренным вопросам судеб Германии взор-

вали Бонтрольный Совет и’ четырехеторон-.

Hee управление Германией и, следователь-
Но, нанесли уничтожающий удар по четы-
рехстороннему управлению Берлином тем
леб, что западные оккупационные власти
пытались включить западные сектора го-
ода в создаваемое ими Запално-Германское
Государство.

Непосредственной ‘причиной возникнове=
ия так называемого «берлинского кризиз
ва» явилась проведенная 18 июня 1948 ro-
43 американскими, британскими и француз-
скими оккупационными властями еепарат-
ная денежная реформа в Западной Гермаз.
вии, через несколько дней распространен-
Ная и на западные сектора Берлина.

Требования советской стороны 06 осуше-
ствлении общегерманской денежной ‘рефор-
мы и уже достигнутые в Контрольном Сове-
1 соглашения по основным принципам та-
кой общегерманской реформы были игнори-
рюваны запалными оккупационными держа-
вами, пошедшими на селаратную денежную
реформу в Западной Германии, Это было
наиболее крупным шагом западных оккупа-
ционных властей то пути завершения рас-
кола Германия. Вместо единой германской
валюты в Германии стали обращаться дее
валюты. Вместо единых цен-—двойные . це-
HH. Разрушилнеь предпосылки для ©во-
бодного передвижения между зонами оЕку-
пации-. Геруании населения и. товаров.
Межзональная торговля превратилась’ по
существу в торговлю между разными госу-
дарствами. Фактичееки она ‘замерла. Делу
экономического восстановления Германии
был нанесен непоправимый ущерб; Совет-
ские оккупационные власти были вынуж-
дены ввести ограничительные мероприятия
на коммуникациях © западными зонами,

чтобы защитить экономику Советской зоны:

и Берлина от наплыва обеецененных в За-
падной Германии старых денежных знаков.

Но, не довольствуясь указанными сепа-
ратными действиями в Западной Германии,
западные оккупационные: власти ввели. 38-

Падную марку со штампом «Б» также и в

своих секторах в Берлине. Хотя ясно, что
факт пребывания американских, британ-
ских и французских властей в Берлине. не
дает им права дезорганизовать денежное
обращение в Берлине и в Советской зоне
оккупации Германии введением в обраще-
ние в Берлине второй валюты с запада:
Попытки  дезорганизации хозяйственной
жизни Советской зоны © помощью марки
«Б» не могли не вынудить советские
власти к продлению действия защитных
ограничительных мероприятий на коммуни-
кациях Берлина с западными зонами,

‚ На совещании 22 июня даже западные
финансовые эксперты заявили, ‘что они
«проявляют полное понимание в отноше-
нии аргументации советских оккупацион-

ных властей о невозможности введения В
обращение в Берлине иных денег, чем в
Советской зоне, так как Берлин находится
в центре этой зоны и свазан © нею всяко-
Го рода экономическими свазямй»;

Решительно протестовали против зведе-
вия второй валюты в Берлине также демо-
кратичесвая общественноеть Берлина и
Советокой зоны, в связи © чем имели мо-
<то массовые митинги и демонстрация
трудящихея, начиная © иювя и кончая
последними ‘днями.

На пагубные последствия введения
второй валюты в Берлине указывала. Tarme
английская и французская пресса; Так,
либеральная английская газета «Манчестер
Гардиан» 24 июня предостерегающе ука-
зывала: «Мы дозжны тшательно обдумать;
не осложняем ли мы сами свое пребывание’
в Берлине введением второй валюты, за-
трудняя жизнь немцев, вместо того, чтобы
предоставить фусеким контроль над валю-
той, Мы должны признать, что для немцев
было бы самым лучник то, что пытались
сделать русские, а именно, ‘установить
единую валюту для всего а».

06 агрессивном характере политики за-
падных оккупационных властей в Берлине
свидетельствуют и практические действия
западных властей, которые они предириня-
ли для подрыва и дискредитации валюты
Советской зоны оккупации Германии после
введения в Берлине марки. «Б». В западных
секторах Берлина была сразу организована
в большом масштабе спекуляция валютой
Советской зоны на черном рынке, причем
искусственно поддерживалось соотношение
курса двух валют, невьцодное для валюты
Советской зоны. rei die as

С той же целью подрыва валюты Совет-
ской зоны на спекулятивный. черный ры-
нок в запалных секторах . Берлина амери-
Еанцами были выброшены для продажи
«только 3% марку «Б» сигареты, кофе, пю-
колад и другие американские товары. Сле-
дуя по этому пути, 5 августа западные ок-
купационные власти в Берлине. создали в
западных секторах так называемые «ме-
няльные конторы» для открытой спекуля-
ции валютой Советской зоны.

Спекулятивный курс в этих меняльных
конторах «произвольно устанавливается
владельцами контор совместно с представи-
телями западных оккупационных властей
в зависимости от политических соображе-
НИЙ».

Этот факт был выпужден подтвердить
начальник финансового. отдела . берлинского
магистрата городской советник д-р Xaac.
Доходы от спекуляции валютой Советской
зоны в Берлине западные оккупационные
власти употребляют для оплаты за счет (0-
ветской зоны оккупационных и других
расходов западных властей в Берлине.

Западные власти в Берлине приняли и
другие меры к расстройству денежного об-
рашения и к созданию валютного хаюса в
Берлине, что не может пе отражаться на
положении в Советской зоне.

10 августа 1948 года американские,
британские и французекие власти в Берли-
не издали распоряжение, запрежающее всем
учреждениям и лицам в западных секторах
города. переводить деньги со ‘своих ‘счелов

на счета в советском секторе, ‘а также при-`

нимать на советский сектор. аналогичные
Первое а.

Этим распоряжением западные оккупа-
ционные власти фактически ликвидировали.
свободное денежное обращение внутри Бер-
линз и привели к paccTpolicrsy  деятель-
ность берлинских кредитных учреждений. `

Кроме того западные оккупационные
власти отдали берлинскому магистрату при-

каз 06 отдельном взимании в западных сек--
торах налогов, что ликвидировало единство

городского. бюджетз. ее
`В’июле и августе этого года в западных
секторах города оккупационными властями
были изданы распоряжения, запрещающие
торговым и: промышленным фирмам запад-
ных секторов поддерживать какие-либо
производственные. или коммерческие. связи
© фирмами советского сектора и Советской

зоны оккупации, что нанесло удар’ по бер-

линской экономике в целом и прежде веего
по промышленности западных секторов.
Оккупационные власти принуждали немен-
кие фирмы западных секторов расторгать
торговые сделки с фярмами советекого сек-
TODA Jame B TOM случае, если эти последние
предоставляли предирнятиям западных сек-
торов недостающие уголь и вырью.

Все эти факты свидетельствуют © том,
что, вводя вторую валюту в. Берлине, з8-
падные оккупационные власти имели целью
‘подорвать валюту, дезорганизовать экономи-
ку Советской зоны, с чем советские оквупа-
ционные власти согласиться ни в коем слу-
чае не могли. а

3) Вопрос. Вак Вы относитесь в вопросу
0 тав называемой «блокаде» Берлина?
Можно ли считать обоснованными требова-

НИЯ западных `властей о предварительном.
снатаи так называемой «бловалы» Берлина,

как предпосылки. для переговоров по бер-
линскому. в010р06у?

Orser, Никакой блокады Берлина не бы-.

20 и нет, если бы блокада имела место, то
берлинское население было бы лишено воз-
можноети получать снабжение. продсволь-
‘ствием, топливом и др. предметами необхо-
димости, Но фактически вое‘население Бер-

лина имеет полную возможность. получать

все причитающееся ему _снабжение, в том
  числе и уголь на зиму из советского сек-
тора. Берлина. Только противодействие по-
слушного западным оккупационным, вла-

стям берлинского магистрата лишает: бер-.

линское население возможности получать
это снабжение непосредственно в магазинах
в западных секторах Берлина.
’ Дорогостоящие перевозки в Берлин `про-
ховольствия и угля самолетами из западных
зон по так называемему «воздушному мо-

сту» являются поэтому ненужной и чисто.

пропагандистской мерой, возлагающей на

Германию только излишнее. бремя расходов.
Правда, «воздушный мост» ‘использует-.

ся также для вывоза ценностей из Берлина
в западные зоны, но это не может оправ-
дать существования «воздушного ‘ моста».
Однако, лаже при теперешнем положении,
когда существует так называемый. «в0з-
душный мост» между Берлином и Западны-
ии зонами, Берлин фактически снабжается
в основном за счет Советской зоны. По
далеко ве полным данным, из Советской 30-
ны ежедневно поступает в западные секто-
ра города различными путями до 900 тонн
продуктов, не считая угля, текстильных и
др. товаров. Я хотел бы решительно опро-
вергнуть лживое заявление, имевитев место
недавно в палате общия в Лондоне о том,
будто советские оккупационные власти рас-
считывали на голод среди берлинского насе-

ления при введении ограничительных ‘ме-
роприятий на коммуникациях между Берли-
ном и западными зонами оккупации 18. ию-
ня с, г. К середине июня западные сектора
Берлина имели бодылие запасы продоволь-
ствия, причем нз складах в западных сек-
торах Берлина находится большое количе-
ство зерна советской военной администра-
ции.

Тем не менее Советское правительство по
предетавлению   6бветекой военной админи-
страции в’ Германии еще в начале июля
вынесло решение полностью принять на 6е-
бя снабжение всего берлинского наделения.

Из Советокого Союза было доставлено
100 тыс. тонн верна, а затем и 10,8 тыс.
тонн жиров, что покрызало ближайшияе по-
требности ках немецкого населения Берли-
Ha, так @ дефицит пю жкирам, возникииий.
Советской зоне оккупации»

Разве не ясно, ввиду сказанного, что.
разговор о «голодной блокаде» Берлина
является ваведомой клеветой и провокаци-
онным измьиилением. Что же касается
снабжения западных секторов Берлина
углем, электричеством и’ газом, то решение
этого’ вопроса завнеит исключительно от
устранения препятствий, чинимьх запад
ными оккупационными властям торговым:
сделкам между промышленностью. .валад»
ных секторов Берлина м промытетенностью
Советской воны, которая может предоста-
вить западным секторам города необхоли-
мое топливо и сырье.

Так оботошг дело © фальшивой леген-’
дой о тах называемой «блокаде Берлина».

Что же касается! требования западных
держав о том, чтобы до возобновления пю-
реговоров” по берлинекому вопросу были:
сняты ‘ограничительные мероприятия Ha
коммуникациях. между Берлином и залад-
ными зонами оккупации, то это требова-
ние представляет ©0бой яркое свидетель-
«тво отхода западных держав от достиг-
нутого в Москве’ четырехстороннего. согла-
шения 0б` одновременном снятии ограниичия
тельных мероприятий на коммуникациях
п изятии из обращения в Берлине второй
валють, то есть марки «Б». .

4) Вопрос. Можете‘ ли Вы сообщить что-
либо относительно ход» берлинеких пере-
говоров четырех главнокомандующих?

Ответ. Переговоры четырех  главио-
командующих в Берлине начались 31. ав-
Густа и были прерваны 7 сентября по
настоянию американекого главнокомандую-
щего генерала Клея. Вначале были создапы
комиссии окопертов по коммуникациям,
финансам п торговле. На первых захседа-
ниях западные эксперты не представляли
никаких конкретных предложений, что вы-
зывало известную задержку в работе главно-
командующих. Ввиду этого, а таъже ввиду
большого количества технических вопро-
COB, комиссии окоперв к 7 сентября.
успели обсудить только чаеть порученных
им вопросов. Главнокомандующим потребо-
Baloch бы еще, по крайней мере, три или
четыре дня для TO, ‘чтобы вакончить
рассмотрение всех оставшихся несогласо-
ванными вопросов по ‘торговле и финансам
й предотавять правительствам совместный

ных вопросов, на чем ‘и настаивало совет-
onde командование. Однако, три западных
главнокомандующих не пожелали предета-

стоял на’ перерыве переговоров, что пове-
JO впоследетвии к их срыву. os
5) Вепрос. Какова была позиция co-

реговоров главнокомандующих в Берлине
по вопросу о снятии ограничений на. ком-
муникапиях между Берлином и Запалными
зонами? Е
Ответ. Советский главнокомандующий В
ходе переговоров в Берлине стремился Е
тому, чтобы найти в соответствии с дирек-
тивой четырех правительств ‘удовлетвори-
тельную основу для восстановления нор-
мального сообщения между Берлином и За-
надными зонами: Е :
7 сентября 1948 г. советское командова-
ние внесло следующие предложения: _
«1) Все ограничения Kak по железнодо-.
рожному транепорту, тав и по автомобиль-
ному транспорту, наложенные с 30 марта
1948 г., отменяютея. ` ыы
.2) Перевозки грузов и пассажиров меж-
ду Берлином и Западными зонами оккупа-
ции Германии производятся по железнодо-.

автострахе Гельмштеде— Берлин. :
3) На линии Гельмпитедт-—Берлин Уста
навливается суточный лимит в 16 map
поездов, из них 3 воинских. =
4) Перевозки пассажиров военнослужа-
щих, членов их семей и гражданских слу-
ощих оккупационных войск, подданных
той страны, которой принадлежат эти окку-
пационные войека, производятея в -во-
инских поездах и в автомобилях по авто-

страде по удостоверениям. личности, кото-

рые имеются на руках у этих воевнослужа-
щих, членов. их семей и гражданекого пер-

бе у оккуцационных ‘властей, передвигается

поездах. Он не может пользоваться  воин-
скими поездами союзных  оккупациенных
`ваастей. Перевозка военных грузов оккупа-
ционных. сил  производитея в воинеких
поездах, причем. право на провоз этих гру-
зов дает накладная, пред’являемая на конт-
рольно-пропускном пункте’ начальником
соответствующего воинского поезда.

5) Перевозимые по железной дороге

Гельмштедт — Берлин продовольствие и.  Берлина.

утоль, поступающие на снабжение населе-
ния Берлина, проверяются на контрольно-
пропускном пункте по пред’явлению наклад-
ной, & Коммерческие грузы проверяются по
пред’являемым лицензиям. (
6) Для проверки воинских ноездов будет
учрежден двусторонний изтруль на вход-
ных и выходных станциях, а в отношения
автотранспорта — также на автостраде в
районе зональной границы и в районе Бер-
Лина. р
_ 7) Четыре оккупационные. власти изда-
ют распоряжения, запрещающие провоз ва-
люты, западных марок и восточных марок в
поездах, в автомашинах и в самолетах.
8) Воздушное сообщение для нужл овку-
пационных войсв западных держав © Бер-
лином осуществляется на основе решения
Бонтрольного- Совета от 30 ноября 1945 г.
9) Для межзональной торговли и между-
народных сообщений используются вее.же-
лезнодорожные и водные пути как с запада
на восток, так и с востока на запад».
Предложения советского командования по

доклад главнокомандующих © ‘указанием.
как согласованных, так и несогласован-.

вить такой согласованный доклад. ^^“
Американский главнокомандующий на-.

ветекого главнокомандутюлкюго. во время пе-_ в

рожной линии Гельмитедт-—Берлин и. по

1 тики-и денежного обращения, как в.

вопросам коммуникаций полностью восста-
навливают нормальные условия для снабаке-
вия Берлина продовольствием, топливом и
другими предметами. Ни по числу поездов,
ни по перевозкам по шоссейным дорогам
они ни в какой степени не ухудшают того
снабжения западных секторов Берлина. ко-
торое было ранее установлено в органах
Бонтрольного Совета. Больше тото; для пе-
ревозок грузов в Берлин и из Берлина прак-
тически никогдь’ не требовалось: в прошлом
16 пар поездов в сутки, что предлагается
советскям командованием. —

Предложения ‘советского командования
06 отмене ограничений на коммуникациях
были признаны западными главнокоман-
дхующими как. важные и значительно про-
хвигающие вперед дело переговоров.

Тем не менее главнокомандующие Запад.
ных зон, очевидно, не были расположены
вообще принимать советские предложения,
хотя в них учитывалиеь все основные поже-
лания западных оккупационных властей, и
сосредоточивали свое внимание только на
пункте 8 о воздушных сообщениях, исполь-
зовав его в качестве искусственного повода

предложения о коммуникациях Берлина с
Западными зонами; > hee :

Они пытались снять с обеуждения вотрос
о воздушных сообщениях, будто бы он на-
ходится целиком в их собственной компетен-
ЦИИ,

Я должен заметить, что в отнопении
воздушных коридоров между Берлином и
западными зонами еще 30 ноября 1945 г.
состоялось решение Контрольного Совета,
которое, предусматривало, что. воздушное
сообщение Берлина с Западными зонами
должно осущеетвляться для нужд оккупа-
ционных войск западных держав, находя-

в Берлине предложило лишь руководство:
ваться этим решением и не ввосило в He-
го’ каких-либо изменений. Во всяком слу-
486 ясно, что при наличии двух различных
валют в западной и восточной частях: Гер-
мании должен быть установлен контроль
советских органов над вееми перевозками
товаров, ‘в, том’ чиеле и над воздушными
перевозками, что является необходимой ме-
рой защиты. валюты Советекой, зоны  от не-
законных перевозок и контрабанды.
Нужно отметить, что западные главно-
вомандующие, получив советские предло=
жения по вопросу о коммуникациях, не еде

ных заявлений о том, что е их стороны

становаению прерванных ими. сообщений
между Советской зоной и Западными зона-
ми, а также транзитных сообщений Совет
ской зоны © другими странами, идущих че=
рез Западные зоны. (о -
6) Вопрос, Какова была позиция совет-
ского команхования в берлинских пере-
говорах по вопросу о введении в Берлине
ты Советской зоны и из’ятаи марки
«D> : oe а tiie >
Ответ. Полученные главнокомандующими
указания предусматривают, что немецкая
‘марка Советской зоны будет единственной
валютой для Берлина, а. западная марка
«Be будет из’ята из обращения в Берлине

‘зоммуникациях с Западными зонами,
— Четыре главнокомандующим было по-
ручено разработать конкретные мероприя-

тия по-введению в Берлине немецкой мар-

и Советской зоны. Эти мероприятия’ д0л-

BH обеспечить:
`` «А) Отсутствие дискриминации или дей-
ствий, направленных против . держателей
западных марок в связи © обменом этих
западных марк «Б», выпущенных в Бер-
лике. Эти марки «Б» будут приняты к 06=
мену на немецкие марки. Советской зоны
по соотношению 1:1. ey

`В) Равные условия в отномении валю-
ты и предоставление вполне доступных бан-
ковских и. кредитных возможностей во всех.
секторах Берлина. ae ,

Четырем главнокомандующим поручает-
 ся предусмотреть достаточные гарантии в
‘целях предотвращения. того, чтобы исполь-

зование в Берлине немецкой марки Совет-

ской зоны не привело к расстройству де-
нежного обращения или к нарушению.
устойчивоети валюты в Советекой зоне
оккупации. . : les’

В) Удовлетворительную основу для тор-
1товли между Берлином и третьими страз
  нами и Запахными зонами Германии. ^-

Изменение этой согласованной основы

будет производиться только мо согласованию
  между четырьмя главнокомандующими.
 Г) Предоставление остаточного количе-
ства валюты для бюджетных целей и для
максимально сниженных оккупационных
расходов, з также бездефицитности бюдже
} та Берлина». °- я mae
Цирективой четырех правительств было
` предусмотрено, что «регулирование денеж-
ного: обращения в Берлине должно осуще
ствляться Немецким Эмиссионным Банком
Советской зоны через действующие в на-
  orogmee время кредитные учреждения Bep-
лина. Для контроля 38 практическим 06у-

сопала этих оккупационных войск. Немен-   ществлением указанных выше финанеовых
кий персонал, который находится на служ-  мероприятий, связанных с введением и_00-

ращением единой. валюты в Берлине, с9-

между зонами в нормальных паесажаярских   здается финансовая комиссия из предста-

вителей четырех” главнокомандующих»: ›
`Во время переговоров в-Берлине главно-

командующими был в основном согласован“
порядок обмена в Берлине выпущенных в,

обращение западных ‘марок «Б» на немец-

кие марки Советской. зоны: оккупации, а.

также порядок переоценки текущих. и сбе-

‘  регательных счетов в кредитных. учре-

дениях, находящихся. в западных

секторах.
финансовым вопросам ‘представляли  кон-

кретную программу действий также ив

других областях, обеспечивающую соблю-
ление предусмотренных директивой четырех
правительств условий. Однако из позиций,
занятых запзлными главнокомандующими,
было видно, что они хотят еоздать для себя
такое положение в Берлине; которое прак-

тически означало-бы: подчине ие. их полно-

му контролю и влиянию финансовой ne

eps
лине, так и в Советской зоне. = == -
Английским командованием по вопросу:

о функциях финансовой. комиссии был вие-. Зальцбурга Винтертейгер, присужденный к.

сон документ, который предусматривает,
что финансовая ‘комиссия в Берлине яв-
ляется «высшей финансовой властью».

< В отмену директивы четырех прави-
тельств о том, что регулирование денежно-
го обращения в Берлине. осуществляется
Немецким Эмиссионным Банком, английское
командование предложило, чтобы западные

для отказа обсудить и принять. советские

щихея в Берлине. Советбкое командование

дали со своей стороны столь же определен=.

будут приняты немедленные меры к вос.

одновременно CO снятием . ограничений. нз.

власти устанавливали свою собственную.
5редитную политику для кредитных учреж-
дений Берлина через берлинский городской
банк, а Немецкий Эмиссионный Банк Совет
ской зоны оккупации осуществлял бы свои’
функции в Берлине’ под руководством фи-

нанеовой комиссии, Тем самым практически.

под контроль этой четьрехсторонней финан-
совой комиссии должно было быть постав-
лено. денежное обращение и Советской 30-
пы, для чего нет никаких оснований, тем
более, что денежное обращение Западных

`  зон оккупации Германии полностью регули-

руетея военными властями этих зон. Тако-
го рода требование западных властей озна-
чает, по существу, передачу в руки четы-
рехеторонней: финансовой комиссии ковтро-.
ля Над хозяйственной жизнью‘ Советской
Зоны: Е =
Такое вмешательство западных оккупа-
ционных властей в’ вопрос регулирования
денежного обращения несовместимо е ответе
‘ственноетью Советской Военной Админи-
страции за ‘регулирование денежного обра-
щения в Советской зоне оккупации,
Природа денежного обращения требует,
чтобы руководство финансовой политикой
находилось в одних руках. Требование са-
мостоятельной финансовой политики для
Берлина при обращении в. Берхине валюты
Советской ‘зоны оккупации чревато _боль-
шими опасностями для хозяйственной. жизни
Советской зоны. ели бы в Берлине в ре-
зультате самостоятельных указаний финан-
совой комисени стала возможна инфляция,
она неизбежно: распространилась бы также
и на Советскую зону оккупации; чего не
могут: допустить советские оккупационные”
власти. Между тем в-английских предло-

жениях, поддерживаемых  американеким и’
французским. главнокомандующими, прямо’

выдвигалось требование о предоставлении
Немецким. Эмиссионным Банком  Советекой

зоны кредитным учреждениям Берлина де-

нежных знаков на основе их потребностей,

то-есть по сущеетву в ивограниченном коз.

личестве;: Это предложение западных окку-
пационных властей находится в прямом про-

тиворечии с указанием директивы четырех:
правительств, по которой четырем главное.

командующим ‹ предлагается предусмотреть
достаточные гарантии в целях предотвра-
щения того, чтобы использованные в Бер-
лине немецкие марки. Советской зоны He
привели к расстройству денежного obpame-
ния или нарушению устойчивости валюты
в Советской зоне оккупации. Таким образом
предложения главнокомандующих Западных
зон не показывали их доброй воли и‘етрем-
ления ‘найти приемлемую для всех четырех
сторон позицию на основе директив четырех
правительств. Напротив, они продемонетри-
ровали определенную‘ агрессивность: их Ha-
мерений и желание использовать финансо-
вую комиссию для дезорганизации денежно-
го обращения и экономики Советской зоны.
Отсюда ясно, насколько неосновательны
утверждения о том, будто советекое коман-
дование по вопросу о введении в. Берлине
марки Советской зоны и о функциях четы-
рехсторонней финансовой ‘комиссия откло-
НИлось от данных главнокомандующим укз*

заний. Наоборот, именно главнокомандую-

щие Западных зон выдвинули требование,
находящееся в ‘резком’ противоречии < их

.  обязательствами; Очевидно, что. это было.

сделано сознательно с целью сорвать пере-
говоры и не ‘допустить: тем самым проведе-
ния в жизнь соглашения, достигнутого меж»
ду четырьмя правительствами в Москве.

7) Вопрос. Бакие предложения выдвину-_
„ла советекая сторона по вопросу о торговле’

Берлина с Западными
странами? —
Ответ: Советское командование в ходе
берлинских переговоров стремилось и по
  этому вопросу найтя наиболее приемлемое
для сторон решение. Мне известно, что
25 сентября сего тода Советекое прави-
тельство в своей ноте внесло по этому во-

зонами и третьими

ее Spies bf Bas
рактера, позволяющее найти согласованной

решение, Советское правительство в этой
ноте. предложило производить торговлю
Берлина с Западными зонами и третьими
странами при выдаче лицензий на вывоз и
вв03 товаров в четырехетороннем Порядке.
Именно этот: порядок был предложен амери-
канеким ‘главнокомандующим ° генералом
Влей в ходе переговоров главнокомандую-
щих в Берлине. Но представители западных

держав теперь почему-то считают сущест

венную уступку, содержащуюся в’ этом
предложенаи Советского правительства, ил+
люзорной и, повидимому, хотят такого п6-
рядка, при котором, несмотря на 10, 9105
Берлине обращалась бы валюта Советской
зоны, Советская Администрация была бы
вообще лишена возможности участвовать #
регулирования торговли Берлина © Запад:
ными. зонами и третьими странами. Вполне
понятно, что в нынешних условиях, когда
в Германии обращаюлея две различные

валюты и при введении в обращение в Беу=
‘ине и Саветекой зоне единой валюты Совет-.

ской зоны, Советская Администрапия несет
еще большую ответственность за состояние.
денежной. системы в Берлине и в Советской
зоне, важным условием которой является,
обеспечение нормальной торговли в Берлине.
Фактическое оттеснение в этих условиях.
Советской Военной Администрации от уча-
стия в регулировании торговли Берлина

для всякого рода спекулятивных торговых

могли бы нанестя непоправимый ушерб как.
экономике Советской зоны и Берлину, tak
н денежному обращению в Советской зоне

вает тот факт, что экономический отдел
берлинского магистрата ныне занимается
разбором такого рода спекулятивных дел,
евязанных © нелегальной  тортовлей даже
через «воздупгный мост» < Западными зона»
ми, размах которых определяется пока что

суммой в 10 млн. марок. Из сказанного вид: -

но, что. Советская сторона в ходе переговоз
ров в Берлине ‘исходила из необходимости
отыскать положительную основу для ре-
шения поставленных перед главнокоманду-
ющими вопросов ‘в духе согласия и логово
ренности. Онз натолкнулась, однако, © само:

‘цательное отношение к ее предложениям со
стороны других главнокомандующих. Хотя
в созданных главнокомандующими комисеит
ях экспертов по финансовым вопросам, по
вопросам коммуникаций и по вопросам тор-
товти была достигнута” по’ иногим вопросам
общая точка зрения, западные главнокоман=
дующие все же не сочли возможным за-

верптить начатую работу и вообще ход пе-.

реговоров показал, что главнокоманхующие
Западных зон оккупации, повидимому, при
ступили в переговорам с заранее вырабо-
танной установкой -—— отклонить всякие
предложения Советской стороны. Такую
нехоброжелательную тактику можно было
наблюдать на протяжении всего хода Wepe-
говоров.

8) Вопрос. Каковы перспективы разрез
шения «берлинского кризиса»? ;

Ответ. Советское правительство уже зая-

том, что оно готово вести дальнейптие-нере-

говоры по вопросу о Берлине на базе достиг -

нутого в Москве 30 августа соглашения;

Таким образом от. желания правительств.

США, Великобритании и Франиии пеликом

зависит достижение соглашения по берлин-.

скему вопросу на практической основе ©
учетом взаимных интересов.

гивание созданного по вине западных окку-

пацпионных властей ненормального. положеч.

ния в Берлине, что не может привести к тем
результатам, на’ которые рассчитывают 3а-.
падные оккупационные власти -

Конгресс немецких учителей в Эйзенахе

БЕРЛИН, 1 октября. (ТАСС). Сто лет
TOMY назад— в сентябре 1848 тодз в
Эйзенахе состоялея первый конгресс не-
мепких преподавателей. В; ознаменование

этой даты 28 сентября в Эйзенахе открыл-

ся конгресс немецких. учителей. Сотласно
сообщениям газет, на конгрессе присутет-
  вовало 1.100 делегатов ‘и много. гостей:

представители советской военной админи-.
страции в Германии, антифантястских пар-.
  тий, министры просвещения земель совет--
ской зоны и другие. Военная администра-:

ция западных .зон отказал» преподавате-
‘лям Западной Германии. в разрешении на
выезд в Эйзенах, поэтому контресс прохо-
дил без участия. }
зон Германии.

С локладом о демократизации школьно-

1 го преподавания выступил первый пред-
седатель ‘профсоюза учитёлей советской
“зоны Рихард Шаллок. Тенерь; так же, как
100 лет тому назад, сказал он, ‘в Герма-
нин главную роль во всех преобразовани-
1 ях в области школьного воспитания игра-
ют требования об отделении циколы от церк-
ви и 6 создании единой школы, В то вре-

мя как на _запахе Германии демократиза-

сотрудничает

ВЕНА, 2 октября. (ТАСС). Служба пе-
чати австрийской компартии сообщает, 91,
хотя австрийское правительство на своем
последнем заседании решило «принимать са-
мые энергичные меры для прекращения ка-
кой бы то ни было нацистской  деятельно-
сти в стране», из Зальцбурга (американ-
ская зона оккупации) поступают сведения о
новых фактах тесного сотрудничества меж-.
ду руководителями «народной партии» и

крупными гитлеровцами и военными пре-.

и

`18 сентября, говорится в сообщении, у
секретаря : зальцбурмкой провинциальной
организации «народной партии». Браунера
состоялось совещание, в котором приняли
участие бывший гитлеровек: {  гаулейтер

двум голам тюрьмы; но’ находящийся на
своболе, известный ‘нацист. и сотрудкив
канцелярии гаулейтера Винтерштейнер и
еще несколько других бывших нациетов.

На совешании ‘обсуждались конкретные
планы ‘по созданию в ‹амое ближайшее вре-
мя с ломощью бывших руководящих гитле-
ровцев и капиталистических кругов и при

‚делегатов из запалных.

ция школы еще еле заметна, в советекой

/зоне в значительной степени уже осущест
влена демократическая школьная реформа.

Остановивитиеь на борьбе прогрессивно-_
го учительства за демократию и мир, Шал-.
лов приветствовал 5.500 берлинских учи--
телей, которые не последовали за расколь--
никами из т. н, «Независимой профеоюз-.

ной оппозиции».

Большое внимание и одобрение присут-
ствовавших вызвал доклад Отто Гротеволя.
на тему «Борьба за единство и мир в пе-.
риод с 1848 по 1948 г.». Гротеволь дал:

исчерпывающий исторический 0б0р. и

остановился на выводах, которые должны -

сделать немецкие учителя. В этой связи.

он подчеркнул необходимость плодотворно-.
го сотрудничества всех демократических _
сил. Воспитание немецкого. народа в демок-

ратическом духе, заявил Гротеволь, требу=

ет много времени, Конгрессе в Эйзенахе.
принципы.

должен разработать основные
для этого воспитания.

Собрание едияогласно приняло резолю--
цию, в которой преподаватели восточной»

зоны обязуются приложить все силы для

° «Народная. партия» Австрии

с фашистами

поддержке «народной партии» и оккупаци-.
- онной державы зитикоммунистической «бла-

готворительной» организации. Зальцбург-
ское бюро этой организапии уже  созлано.
Оно пока имеет задачу — собрать крупные

суммы денег у промышленников и торгов--
цев, причем главную роль в нем играет.
Винтеритейнер, использующий свои старые.

СВЯЗИ. .

Основной целью организации является.
  консолидация всех сил австрийской редк-
ции, включая бывших папистов, в единый.

фронт против хоммунистов.
Известно также, что участники.

ными гитлеровцами и руководителями мест-

HOH организации «народной партии» © Tem,
чтобы создать аналогичную организацию в

Вертлей Австрии. —
_ «АВМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
3 октября 1948 г. 3 стр»

означало бы открытие широких каналов

слелов западных секторов Берлина, которые.

ив Берлине. А что такого рода спекулятив-^
ные сделки и торговля возможны, показы--

го начала переговоров на предвзятое м отри-

вило 25 сентября западным державам ©.

Попытки
добиться решения этого вопроса иными пу--
тями, очевидно; рассчитаны лишь на затя--

демократической реорганизации ШЕЛ. =”

т BATE
Gypreroro совещания недавно побетили.
Линц и установили связь с бывшими круп-