Третья сессия Генеральной
Ассамблеи OOH

Обсуждение докладов атомной комиссии

ПАРИЖ, 4 октября. (Спец. корр. ТАСС).
Внесенная 2 октября в Политическом ко-
митете резолюция CCCP, рекомендующая
продолжить работу атомной комиссии в на-
правлении, определенном резолюциями Ге-
неральной Ассамблеи от 24 января и от
14 декабря 1946 года, и подготовить и
одновременно ввести в действие конвенции
о’ запрещении атомного оружия и 06
установлении эффективного контроля над
атомной энергией, поставила в затруд-
нительное положение контролируемое англо-
американским блоком большинство, которое
путем. различных передержек и ложного ие-
толкования позиции СССР стремилось co-
рвать заключение конвенции о запрещении
атомного оружия и не допустить какого бы
то ни было контроля над атомной энергией.

Как отмечают сегодня многие парижские
газеты, новая советекая резолюция, пред-
ложенная Вышинским, является базой для
возобновления работы атомной комиссии и.
окончательно выбивает почву из-под ног
тех, вто не желает никакого соглашения. И
если теперь, пишет газета «Фран тирер»,
англо-американекое большинство будет со-
противляться принятию советского предло-
жения, то оно тем самым «демаскирует свои
батареи, заряженные атомным взрывчатым
веществом», и восстановит против себя вее
демократическое общественное мнение. =
- 970 убедительно доказал на сегодняшнем
_ заседании Политического комитета глава
украинекой делегации Мануильский. Он
указал, что’ резолюция, внесенная делега-
цией СССР 2 октября, выводит. Политиче-
` ский комитет из того состояния топтания
` на месте, в которое ввергла комитет канад-
` ская резолюция, одобряющая позицию

ные той, © какой выступил в Политическом

Сегодня в 3 часа дня в самом большом зале

Генеральной Ассамблеи, открылось заседа-
‘ние Совета безопасности, созванное по нз-
стоянию правительств США, Великобрита-
нии и Франции, потребовавших, чтобы он
рассмотрел берлинский вопрос. В зале, пе-

ритории Триеста, выдвигают нз этот 1067
только зависимых от англо-американекого
блока людей, Мануильский сказал, что это’
тем более имело бы место при выборах фан-
тастического «независимого» органа контро-
ля над атомной энергией. Где, спрашивает
Мануильский, у нао гарантии, что в каче-
стве этих «независимых» людей в конт-
‘рольный орган не попадут заправилы могу-
чщественных ‘монополий или ло их приказ-
Чики? °
Мануяльсвий убедительно показал далее
лживобть утверждения американского деле-
тата Остина о том, будто США тотовы были
великодушно пожертвовать частью свозго
национального суверенитета в интересах
контроля над атомной энергией. В чем за--
ЕЛЮЧАетсяЯ эта. жертва? — спрашивает
Мануильский. — Не в том ли, что авторы
американского плана добиваются сосредото-
чения всего производства атомной энергии в
руках США? Не в том ли, что они стремят-
ся взять под контроль всю хозяйственную
жизнь других стран, не в том ли, ч10 в
международном контрольном органе, стоя-
щем согласно американскому плану нал
‘ООН, над Советом безопасности, США” дер-
жали бы, говоря принятым в США языком,
главный пакет акций, позволяющий им
диктовать свою волю ООН и входящим в нее.
государствам.
Мануильский напомнил, что в то самое
время, когда в атомной комиссии и в Сове-
те безопасности произносились речи, подоб-

данная усилиями . реакдионкой прессы,
усердно  раздувающей так называемый
«берлинский кризис» и извращающей cy-

том безопасности. :

Как известно,  создавшееся в Берлине
положение возникло веледствие того, что
правительства США, Великобритании и
Франции, нарушая принятые. междуварод-
ные соглашения и осуществляя политику
‘расчленения Германии, провели сепаратную

Эти меры вынудили советские оккупацион-

приятия на коммуникациях с западными

ной Германии обеспененных денежных зна-.
ков. Поскольку вскоре западные оккупаци-
онные власти ввели западную марку 0
иетампом «Б» и в своих секторах в Берлине,
советские власти были вынуждены про-
длить действие указанных . ограничитель-
ных мероприятий. Хотя советские оккупа-
ционные власти приняли все необходимые
меры для того, чтобы обеспечить снабжение
веего берлинского населения, со стороны
западных держав была начата пгирокая де-
магогическая` кампания, имевшая целью
представить дело таким образом, будто бы
СССР ‘организовал... «блокаду» Берлина.
“Переговоры по берлинекому вопросу, имев-
‘шие место в Москве между правительством

‘комитете OcTHH, военные руководители.
США, & также и более ответственные госу-
дарственные деятели, теша себя иллюзией,
что они являются монополистами этого ору-
RUA, заявляли, что они не могут отказать-

США, приведшую работу атомной комиссии
в тупик. Результаты политики, проводив-.
шейся антло-американевим блоком в тене-
ние 30 месяцев в атомной комиссии, нали-.
цо: отсутотвие проектов конвенций как по
запрещению атомного оружия, тах и по
установлению контроля над атомной энер-
гибй; подрыв авторитета Совета’ безопаено-
сти; культивирование легенды о «неуступ-
чивости» советской стороны, предназначен-
нов для прикрытия бесконтрольного произ-
водства атомного оружия и гонкя вооруже-
ний в США. Мануильский ‘указал, что,
поскольку канадская резолющия предлагает
санкционировать это положение,  развязы-
вающее американской делегации руки на
опасном пути подготовки новой войны, эта
резолюция должна быть отклонена. Сирий-
ская поправка к ней, предлагающая продол-
жить работу зтомной комиссии на основе
американского плана, не спасает эту резо-
людию, поскольку американский план в
корне неприемлем.

Нэопровержимыми доводами Мануиль-
CRE доказал несостоятельность попытки
обосновать американский план сеылками на
научно-технические условия производства
атомной энергии ина данные т. н. «науч-
ной экспертизы». ie -

Шаг за шагом Мануильский разоблачил

знании ядерной энергии и ее военного при-_

‘CH OT CBOCTO исключительного положения.

В’ качестве примера. Мануильский при-
вел заявление Трумэна от 25 июля 1948
Тода, в котором говорится: =

...«Мое руководство состояло в том, чтобы
‘каждое усилие направлять на поддержание

ведущей. позиции Соединенных Штатов в ‘Советекое правительство считает необ-

ходимым ‘заявить; что предложение трех
менения». ‘правительств — Соединенных Штатов Аме-

Указав, что трудно представить себе 50-
лее проникнутый эгоизмом план, чем TOT,
который известен под именем американского
плапа, Мануильский заявил в заключение,
что делегация Украины в интересах мира и
укрепления сотрудничества поддерживает
резолюцию, внесенную 2 октября главой
делегации СССР. - =

На этом же заседании Политического ко-
митета выступили делегаты Швеции, Новой
Зеландии, Индии и США. ^ :

Шведский делегат указал, что ‘атомная
комиссия должна дать ответы на ряд еще не
решенных вопросов и должна продолжать
свою’ работу. Он высказался также за одпо-
временное принятие конвенций как о запре-
щении атомного оружия, так и о контроле
над атомной энергией. Одвако в конце своей
речи, явно в угоду делегации США, он под-
‘держал американский план создания между-
народного контрольното органа внё рамок

чить в повестку дня Совета безопасности
вопрос о положении в Берлине лишено вся-
ких оснований, поскольку такой вопрос не
относится к компетенции Совета безопаено-
сти и поэтому не может быть предметом
обсуждения в Совете безопасности. Дей-
ствия советских властей, на которые жз-
луются правительства Соединенных Шта-
тов, Великобритании и Франции, явились
лишь ответными мероприятиями, которые
советские власти вынуждены были принять
в связи с проведением в жизнь указанны-
ми тремя правительствами в западной зоне
Германии сепаратно денежной ‘реформы,
поставившей Берлин, а вместе е тем и всю
советскую зону оккупации, в такое поло-
жение, когда масса ликвидированных В
западной зоне денежных знаков угрожала
хлынуть в Берлин и в советскую ‘зону
оккупации Германии, о”

лживые аргументы“ представителей англо-
американского блока, стремящихся поме-
шать достижению соглашения о запреще-
нли атомного оружия и установлению. конт-
роля над атомной энергией. Он показал, что
ссылки делегатов Швеции и Бельгии на
мнимую недостаточность предложенной пра-
вительством СССР системы контроля явля-
ются не чем иным, как софизмами, предна-
значенными для того, чтобы добиться бес-
вонтрольности во производстве атомного
оружия. ea

Мануильский разоблачил также попытки
Спаака, Макнейла и особенно Бевина опоро-
чить предложенную СССР систему контроля
баснями о том, что они не знают, что де-
лается в СССР.

У нас, товорит Мануильский, творятся
простые, но интересные события, о чем вы
можете узнать из нашей печати, из донесе-
ний ваших послов. Мы строимся и строим-
ся успешно. Мы знаем ваши страны луч-
ше, чем вы знаете нашу страну, потому что
вы никогда всерьез не ‘интересовались вю.
Нельзя же, господа, свое невежество отно-
сительно Советского Союза выдавать за
результаты придуманного Геббельсом «же-
лезното занавеса», сказки о котором охотно
подхватил Черчилль, сказки, которые его
лейбористские ученики, вроде `Макнейла,
повторяют как заданный урок. —

Касаясь предложения делегата Франция
Рамадье создать международный орган
контроля, который состоял бы из «неза-
- висимых людей», стоящих над народами и
над правительствами, Мануильский указал,
что это предложение, продиктованное стрем-
лением обойти в вопросах об атомной энер-
гии компетенцию Совета безопасности, яв-
ляется благочестивой утопией, ибо таких.
независимых от политических партий и го-
сударств: людей нет. Напомнив о том, что

вет безопаености в течение двух лет бъет-
ся над тем, чтобы найти независимого чело-
века на пост губернатора Триеста и что те,
кто хочет сорвать мирный дотовор с Итали-
_ей, в части, касающейся Свободной Tep-

Выход в Праге первого номера газеты «Нова борбау

_ ПРАГА, 3 октября. (ТАСС). В Праге вы-
пел. первый номер еженедельной газеты.
«Нова борба». Газета является органом
югославских коммунистов, выступающих
против предательекой политики группы.
Тито, Карделя; Ранковича и Джихаса. Изда-
ние газеты взял на себя клуб югославских
журналистов в Праге.

В первом номере опубликовано заявление

Письмо зенерал-лейтенанта Дратвина
Браунджону и Кейсу

БЕРЛИН, 4 юктября. (ТАСС). Бак. пере-
дает Бюро информации ОВАГ. ваместитеть

Главноначальствующего Советской военной

администрации в Германии генерал-лейте-
нант Лратвин 3 октября направил вамести-
телю британского главнокоманлующего  ге-
нералу Браунджону ш заместителю амери-
канекого  главнокомандующего генералу
Вейсу письма, в которых обращает их вни-
мание ‘на, Массовые нарушения олементар-
ной дисциплины полетов буитанскими и
американскими самолетами в районе Боль-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Моснва, 137. Улица «Правды», д. 24,

резервов — Д 3-31-96; отдел age

отдел —Д 3-38-49; отдел

Б 02581.

‹ИвНЫмМ и заявляя, что он «не понимает», на

йся молодёжи и пионеров — Д 3-37

При таком положении были приняты co-
вершенно необходимые меры, прежназначен-
ные для того, чтобы защитить народное хо-
зяйство советской зоны оккупации Герма-
нии противо дезорганизации, угрожавшей
ему со стороны правительетв Соединенных
Штатов Америки, Великобритании и Фран-
  MH, -KOTOPHIe He желают считаться. е` инте-
ресами народного хозяйства этой зоны и с
интересами ее населения. Предпринятые
‚советскими военными властями в связи с
этим меры в советской зоне оккупации
Германии носат оборонительный, защитный
характер против наступательных действий
трех правительств, которые должны нести’
ответственность за создавшееся в. Берлине

Совета. безопасности, что’ находится в пря-
мом противоречии с резолюпиями Генераль-
ной Аесзмблеи от 24 января и 14 декабря
1946 года и что на деле привело бы к бес-
контрольности производства атомного opy-
жия в США и к превращению этого ‘органа
в. орудие американского контроля над эконо-
микой других стран. _ : :
Делегат Индии высказался против пре-
‚вращения деятельности атомной комиссии и
поддержал требование продолжить ее рабо-
ту, на чем, нак известно, настаивает. резю-
люция, внесенная делегацией СССР. Индий-
ский делегат выюказался за то, чтобы Teae-
ральная Ассамблея в вопросе о создании ор-
гана по контролю над атомной энергией сле-
довала резолюциям Генеральной Ассамблеи
ий создала такой орган в рамках Совета без-
опасности. Это выступление индийского де-
легата, идущее в разрез с намерениями аме-
риканской ‘делегации, требующей создания
контрольного органа вне рамок Совета 6e3-
опасвости, вызвало явное недовольство де-
легата США Остина. В своем выступлении
он пыталея оказать давление на делегата
Индии, пустив в ход весь арсенал бездока-
зательных утверждений, направленных к
оправданию американского плана, имеющего
цельто превратить контрольный орган в ору-
дие в руках США. Допуская явные пере-
держки, Остин  пыталея’ затемнить ясный
смыел советекого предложения о том, чтобы
атомная комисспя продолжила свою работу
в направлении, определенном резолюциями
Генеральной Ассамблеи. Прикинувшиеь на-

тельных действий правительств США, Ве-
ликобритании и Франции, то не было бы и
самого берлинского вопроса, ибо не было
бы необходимости в указанных выше мерах
оборонительного, защитного характера.

Не может быть никакого спора о том,
что вопрос о положении в Берлине тесно
связан с вопросом о Германии в целом, и
что: выделение: вопроса о Берлине из обще-
терманской проблемы носило бы совершенно
искусственный характер и могло бы пря-
вести лишь к неправильным и не соответ-
ствующим ‘действительному положению ве-
щей решениям. Передача берлинского вопро-
Ca на рассмотрение Совета безопаености бы-
ла бы прямым нарушением статьи 107 Уста-
ва организации Об’единенных наций, кото=
рая говорит, что Устав ортанизации «ни в
коей мере, не лишает юридической силы
действия, предпринятые или санкциониро-
ванные в результате второй мировой войны
несущими ответственность за такие дей-
отвия правительствами в отношении любого

что именно. должно быть распространено
действие конвенции о запрете атомного ору-
жия, Остин подобными смехотворными лово-
дами пыталея доказать, что заключение
конвенции о запрещении атомного оружия
вообще. невозможно. В заключение Остин
еще раз заявил о своей поддержке канадской
резолюции, отвечающей стремлению США
сорвать заключение соглашения о запреще-
нии атомного оружия и установлении э$-
фективного контроля над атомной энергией.

ровой войны было врагом любого из rocy-
дарств, подписавших настоящий Устав, а
также не препятствует таким действиям».
Таким образом, вопрос о Берлине, яв-
ляющийся частью всего вопроса о Герма-
нии, в соответетвии со статьей 107 Уста-
ва организации 0Об’единенных наций, пол-
лежит решению тех правительств, которые
несут ответственность за оккупацию. Герма-
нии и, следовательно, не подлежит передаче
на рассмотрение Совета безопаености. .
В самом деле, в отношении Германии и,.
в частности, в отномении БерлиЕА мы
имеем целый ряд весьма важных между
‘народных договоров и соглашений, заклю-
ченных между четырьмя державами-—Со-
ветским Союзом, Соединенными Штатами
Америки, Великобританией и Францией.
Важнейшие из этих международных до-
говоров — это соглашения великих держав,
заключенные на Ялтинской. и Потедамекой
конференциях, определившие политические
и экономические принципы, которыми не-
обходимо руководствоватьея при обращении
с Германией. Среди этих. документов MBI
имеем такие важные документы, как Де-
кларации о поражении Германии, как Co-
гланение о контрольном четырехстороннем
механизме для Германии. Документы эти,
представляющие собой международные до-
товоры и соглашения, подписаны  вели-
кими державами, взявшими на себя вер-
ховную власть в Германии на период вы-.
полнения Германией основных требований
безоговорочной капитуляции,

Мы имеем несколько соглашений указан-
ных держав относительно зон оккупации

редакционной коллегии, в котором говорит-
ся, что «Нова борба» ставит перед собей
‘задачу разоблачения предательюкюй полити-
ки Тито и его клики и об’единения юго-
славеких коммунистов для борьбы против
предателей. «Нова борба» будет выступать
под лозунгом пролетарского интернациена--
лизма, под внаменем Маркса-—Энгельса-—
Ленина— Сталина.

moro Берлина, # в возлуцных коридорах над
советской зоной оккупации,

В письме говоритея, что © 20 августа, по
1 октября этою ода было установлено
656 нарушений элементарных правил’ по-
летов британеними самолетами и 86 нару-
шений со стороны американских самолетов.
`Эти нарушения, в основном, выразились в
‘полетах на запрещенных высотах над со-
ветскими аэродромами,

Генерал Дратвин потребовал немедленно-
го принятия мер для прекрашения такого
рода нарушений.

справочный — Д 3-30-56;
-43; отдел нрестьянсной молодёжи — Д 3-38-38; отдел литерату
3-33-05; отдел критики и библиографии — Д 3-36-98:

6-й. этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:

обзоров печати — и

двориа Шайо, где обычно работает пленум.

реполненном публикой и корреспондентами, >
царила атмосфера нездоровой сенсации; с03-°

щество вопроса, поставленного перед Сове-.

денежную реформу в Западной Германии.

ные власти ввести ограничительные меро-.

зонами, чтобы защитить экономику Совет-
«кой зоны и Берлина от наплыва из Запад-

рики; Великобритании и Франции — вклю-

‚возложена также подготовка мирного ype-

гда такое правительство будет организовано.

‚как, естественно, и вопрос о Берлине, в
силу особых международных соглашений и

‘нию правительств, которые несут ответ-
етвенность за оккупацию Германии, и по-
этому не может подлежать рассмотрению
в каком-либо ином порядке, не предусмот-
ренном международными соглашениями, под
которыми стоят подписи. великих держав.

ние и предусматривается статьей 107 Уета-
Ba организации 06’единенных. наций, в ко-
торой ясно указывается, что
ность за положение на терратории враже-
ских стран, нз которых союзные государ-
ства осуществляют свой контроль, несут
эти государства. Отсюда следует, что все
вопросы,. возникающие в. связи с осуще-
‘ствлением такого контроля, — в том числе,
следовательно, и вопрос о положении в Бер-
лине, — должны решаться путем непоеред-
ственных переговоров между этими
дарствами, несущими по указанным между-
народным соглашениям ответственность 38
положение дел в Германии в целом и в лю-
`бой ее части, в любом ее районе и особенно
11   разумеется, в столине Германии-——Беолине,
положение. Если бы не было этих наступа-  .
родными соглашениями, о которых я тель-
KO WTO упомянул, был создан специальный
‘контрольный механизм для Германии: че-
тырехсторонний Контрольный совет, & так-
же Совет министров иностранных дел. При
этом н.

ных

рованию вообще и в том. числе для’ Герма-
просов, которые, по соглашению. между

странных дел правительствами, могут вре-

ше международных согланений и уважать

смотрение Совета безопасности любого гер-

государства, которое в течение второй ми-

соглашений; и в первую очёредь соглаше-
ний, подписанных в Ялте и Потедаме, в си-

‘претензий, для разрешения в законном по-
  рядкз любых вопросов, связанных с Герма-

секретариат -— Д 3-37-65; от. п А «37-22.
ek нета, ропаганды — Д 3-37-22;
отдел писем —Д 3-30-69;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

СССР и представителями США, Англии и
Франции, были сорваны этими предетави-
тёлями, упорно не желавшими урегулиро-
вать положение в Берлине на взаимно при-
‘емлемой основе. се
Сорвав переговоры, правительства. трех
западных держав внесли берлинский во-
пров в Совет безопасности. Этот шаг запад-
‘ных держав нельзя было рассматривать
‘иначе, как попытку вызвать новое оелож-
нение берлинского вопроса и тем самым
отвлечь внимание общественности от про-
водимого ими раскола Германии и создания
западно-германекого государства. Однако
широкая общественность, в частности BO
Франции, проявляет правильное понимание

‘этого маневра и осуждает шаг, прелприня-

тый западными державами. Так, известный
французский журналист Пертинаке, резко
осужлая в газете «Франс суёр» этот шат,
писал, что он будет способствовать лишь
подрыву престижа ООН, поскольку Совет-
ский Союз «сумеет найти в Уставе статьи,
позволяющие ‘ему оспаривать компетенпию
Совета». ге

В том же духе высказывалиеь и многие
другие французевие газеты. Нота прави-
тельства СССР от 3 октября, предлагающая
созвать Совет министроз икостранных дел
для рассмотрения вопроса о положении в
Берлине, а также вопроса о Германии в. це-
лом, в соответотвии с Нотедамеюны согла-
шением, поставила тех, кто в пропаган-
днетоких целях стремитея внести этот во-
прос в Совет безопасности, в затруднитель-
ное положение.

- Сегодня в 3 часа, одновременно с заседа-
нием Совета‘ безопаености, в помещении

: юго министерства иностранных
дел открылось сепафатное совещание Мар-
шалла, Бевина. и ПГумана, посвященное‘ об-
суждению новой советской ноты.

Германии, об управлении Большим Берли-
ном. Нужно. также сказать о таком важном

‚постановлении Берлинской конференции

трех держав, — к которому вноследствии
присоединились Витай и Франция, — как
постановление об учреждении Совета мини-
стров иностранных дел, на который была
гулирования для Германии, с тем, чтобы со-
ответствующий документ был принят пра-
вительством демократической Германии, ко-

Таким образом, весь вопрос о Германии,

хоговоров великих держав, подлежит реше-

‚ Вот именно это принципиальное положе-

ответетвен-

rocy-

Для решения таких вопросов междуна-

на Совет
дел была
тельная работа

министров  иностран-
возложена  подготови-
по мирному  урегули-

нии, а Также для рассмотрения других во-
участвующими в. Совете. министров о ино-

мя от времени передаваться Совету мини-
стров иностранных дел.
Если оставаться на почве указанных вы-

свои подтиси под этими международными
соглашениями, то нельзя признать ни эяа-
конным, ни правильным передачу на рас-

манского вопроса и в. том числе вонроса 9
@: $ :
Такое решение было бы прямым нару-
шеняем Устава организации (б’единенных
наций и упомянутых мной международных

Jy которых вопрос о Германии подлежит
веключительной компетенции ‘четырех дер-
жав, несущих ответственность. за оккупа-
цию Германии. Не может быть никакого
сомнения в том, что германские вопросы яв-
ляются именно теми вопросами, рассмот-
рение и разрешение которых может иметь
место лийть в порядке, установленном пере-
численными выше международныхи согла-
шениями’ великих держав относительно Гер-
мании, у

Правительства США, Великобритании и
Франции в своем распоряжении: имеют все
законные средства для пред’явления своих

нией, согласно международным, подписан-
ным этими державами договорам. Нельзя,
прикрываясь Советом безопаености, отка-
зываться от выполнения обязательств, при-
нятых на себя по нескольким весьма ваз-
ным международным соглашениям относи-
тельно Германии. Нельзя отказываться от
выполнения TeX обязательств, которые на-
лагают на данные государства и их прави-
тельства эти международные договоры и ©о-
глашения. Нельзя пытаться уклониться от
ответственности за нарушение своих 0обя-
зательств. Правительства Великобритании;
Соединенных Штатов Америки и Франции
должны поэтому итти легальным путем. Та-
Кой путь — это тот путь, который установ-
лен международными соглашениями, подпи-

— 43-31-94, 23-38-13;
отдел местной сети — Д 3-32-19;

отдел комсомольской
отдел внутренней информации —
отдел иллюстрации — ДЗ- 0-22;

В этой обетановке представители вапад-
ных держав в Совоте безопасности всячески
старались`выитрать время, растрачивая его
на пустяки, В частности, они навязали Co-
вету отнявшую больше часа диокусстю ©
TOM, следует ли давать одновременно пере-
воды Течей на всех официальных языках.
Представители западных держав добились,
что после однозременного ‘перевода Ha
Д языка течи еще раз переводятся на
французский язых. Все это способствует
лишь затяжке работы Совета.

Когда Совет безопаености приступил, на-
конец, K рассмотрению повестки дня, глава
делегации СОСР А. Я. Вышинский высту-
пил © заявлением © том, ‘что вопрое о поло-
жении в Берлине не может быть включен
в повестку дня Совета безопасности, т. к.
он не относится к его компетенции. Пере-
дача берлинокого вопроса на расемотрение
Совета безопасности была бы прямым на-
рупением статьи 107 Устава ООН, которая
говорит, что Устав «ни в коей мере, не ли-
шает юридической силы действия, предпри-
нятые или санюционированные в. результа.
те второй мировой войны несущими ответ-
ственноеть ва такие действия правитель:
ствами, в отношении любого государства,
которое в течение второй мировой войны
было врагом любого из государств, подпи-
савтих настоящий Устав, а также не пре-
пятотвует таким действиям». Напомнив о
предложении правительства ООСР о созыве
Совета министров иностранных дел для рах-
смотрения вопроса о положения в Берлине,
& также вопроса о Германии в целом,
Вышинекий предложил представителям за-
падных держав следовать этим, единствен-
по законным, путем. (Текет заявления
Выштинокого публикуется в сетодняшнем
номере). _

Явно желая уйти от ответа на аргумен-
тацию советского делегата, ‘представитель

санными этими державами и другими, при-
соединившимися к ним державами, это ле-
гальный путь. Это — путь, который не на-
рушает ви Устава организации 0б’единен-
ных наций, ни тех международных догово-
ров, под которыми стоят подписи соответ-
ствующих правительств, соответствующих
государств.

Как уже известно трем правительствам
из ноты Советекого правительства от
3 октября, Советское правительство пред-
ложило созвать Совет министров иностран-
ных дел, в компетенцию которото и’ входит
урегулирование берлинекого вопроса. He
странно ли, что орган, который в течению.
значительного срока функционировал, соб
раясь на периодические сессии, — теперь;
KONA, по мнению трех держав, создается
сложная и затруднительная ситуация, тре-
бующая авторитетного вмешательства, этот
орган оказывается теперь в нетях, его нет.

Совет министров иностранных дел’ создан
для того, чтобы урегулировать германекий
вопрос, чтобы, как сказано в постановле-
ний Поледамекой конференции об учрежде-
нии Совета министров иностранных дел,
расоматривать совместно время от времени
любые вопросы, и решать ‘тот вопрос, ради
которого он был создан, ото — вопрое мир=
ного урегулирования для Германии, с кото-
PHM связаны вое те проблемы, которые
сейчас приобрели такое важное-и серьезное
значение. Именно отот орган, который три
державы, — a потом и все пять, ибо Фран=
ция и Китай присоединилиеь к этому ре-
шению,— создали специально для TOTO,
чтобы урегулировать. терманевий вопрос,
отсутетвует, его игнорируют, его обходят.

этот остается вне внимания тех
самых держав, которые создали этот орган,
которые приняли на себя в отношении это-
го органа определенные обязательства, и ко-
торые возложили на этот орган также опре-
деленные обязанности по урегулированию
германского вопроса. Между тем именно
этот путь расомотрения берлинского вопро-
са, то-есть ‘через Совет миниетров. ино-
странных дел, являетея сдинотвенно ле-
гальным. путем, соответствующим и Уставу
организации 0б’елиненных наций, и ме-
ждународным соглашениям, уважения к
которым статья 2 Устава требует прежде
веего от государств, подписавших эти до-
ropopa. «Раба sunt servanda» — «J[o-
говора должны соблюдатьея» — вот. основ-
ной принцип международного права, ме-
ждународного ‚ сотрудничеетва. Tak из-
вольте выполнить это основное требова-
nue. Обратитесь в тот орган, который
создан для этого, в соответетвии с догово-
рами, подписанными вами самими, и, следо-
зательно, выполните обязательства, KOTO-
рые этот договор возлагает на вас.

Правительства трех государств — Соеди-
венных Шиалов Америки, Великобритании
и Франции в затиске на имя Тенерального
секретаря организации 0б’единенных наций
утверждают, что сложившаяся в Берлине
ситуация предетавляет собой угрозу между-
  народному миру и безопасности. В записке
говорится, что указанные правительства
рептили передать берлянокий вопросе на
рассмотрение Совета безопасности с тем,
чтобы мир. и международная безопасность
впредь, не находились под угрозой, тем /са-
умым утверждая, что сейчас мир и межлу-
пародная безопасность в связи с положени-
ем в Берлине якобы находятся под угрозой.
Но такие заявления голословны и нелепы.
Вак это было указано в ноте Советекого
правительства от 3 октября е. г., ваявле-
ние правительства ОША о том, что в Бел-
лине создалась слтуапия, будто бы угро-
жающая международному миру и безопас-
HOCTH, не отБечает действительному поло-

—_—_—_д т —

4 октября из Москвы выбыла Benrep-
сжая Торговая Делегация, возглавляемая
Министром Торговли и Кооперации г-ном
Ш. Ронай.

Вместе © г-ном Ронаи выбыл министр,
Главный Секретарь Высшего Экокомичееко-
го Совета Венгрии г-н 3. Ваш.

На ee cae провожали: За-
меститель инистра Внешней Торговли
CCCP HU. С Семичастнов, Заместитель На-
чальника Управления  Восточно-Европей-
ских Стран МВТ СССР п. П. Гордейчик, За-
меститель Торгового Представителя СССР в

жизни —Д 3-31-39;

бюро стенографии —

отдел рабочей молодё me .
3-36-26; ‘иностранный oven — WS 37-48; aa

B COBETE BEZONACHOCTH

Бельгии ван Мангенхове mTperromir par
чить берлинский вопрос в повестку дня ба
обсуждения и’ лишь затем реппить, раетух
страняетея ли компетенция Совета Oeconge:
ности на этот вопрос.

Вышинекий, ссылаясь на прав
9 процедуры, возразил, что такое предл.
жение противоречит нормальному пюряхту
работы. Прежде чем включать тот или ино
вопросе в повестку дня, Совет NACHoony
должен установить, компетентен ли. он еу
рассматривать.

Тогда представители США и Великобри,
тании предприняли попытки отвести воз.
ражения советской делегации против вели.
чения вопроса о положении в Берлине з
повестку дня Совета безопасности, Делегат
США Джессеп выступил с пространвой
речью, обильшо уснащенной нападками ну
Советский Союз, но бедной аргументацией
по существу вопроса. He будучи в состоя.
нии опровергнуть, того очевидного факта,
что статья 107 Устава ООН не дает Совету
безопасности полномочий на рассмотрено
вопроса о положении в Берлине, Джесел
пытался истолковать эту статью таким 0.
разом, будто бы ‘она, во-первых, носила
лишь «временный» характер, а во-вторых,
была включена в Устав лишь для то,
чтобы... воспрепятствовать обращению к
OOH бывших вражеских держав. Джессоц
утверждал, будто бы Советский Cons.
«организовал блокаду против союзных 1
ним держав» и что «не имеет никакого знал
чения тот факт, что эта блокада организ“
вана на территории бывшей вражеской
страны». Английский делегат. Вадоган пон
слушно повторил рассуждения Джессепа,

‚Прения будут продолжены на заседаних
5 октября,

- Речь. А. Я Вышинско:о

на ‘заседании Совета безопасности & октября 1948 1.

жению и является не более, как средством
давления и попыткой использования орга
низации 06’единенных наций для достиже-
ния своих агрессивных целей.

Такие заявления трех правительств, ¢o-
вершенно голословные и нелепые, — как я
уже сказал,— предназначены для’ раздува-
ния шумихи вокруг вопроса © так назы-
ваемой блокаде Берлина, хотя никакой
блокады Берлина в действительности нет,

Заявления 06` угрозе голода также совер
шенно  несостоятельны и являются пр)
сто лишь приемом вразкдебной пропаганды.
кое правительство, по прелетарлению

советской военной администрации в Герма-
нии, еще в начале июня вынесло решение
полностью принять на себя снабжение всего
берлинского населения.

В опубликованном заявлении маршала (9-

коловского, сделанном ряду корреспондентов
берлинских газет, говорится, что из Совет“
ского Союза были доставлены в ‘Западные
секторы Берлина сотни тысяч тонн зерна и
десять с лишним тысяч тонн жиров. По дд
леко неё полным данным, из советской зоны
в Западные секторы Берлина различными
путями ежедневно направляется ло 900
тонн продуктов, не считая угля, текстиль-
ных товаров и т. д. Ничто не угрожает и
снабжению оккупационных войск.

Таким образом, всё указанные выше 00

винения в отношении СССР He выдерживают
никакой критики, и все такого рода ‚слухи
распространяются лишь для того, чтобы
больше разжечь чувство беспокойства, трз-

BOTH и военной истерии, & вовсе не имеют
целью действительное урегулирование 10-
ложения в Берлине.

В ноте трех правительств от 26 сентяб-
ря содержится также голословное заявление,
будто бы советские власти в Берлине допуч
стили попытку со стороны менышинетва на
селения Берлина насильственно свергнуть
берлинский муниципалитет. Советекое пра
вительство в своей ноте от 3 октября, адзе-
сованной трем правительствам — США, Be-
ликобритании и Франции, — официально
опровергло эти голословные обвинения. (9-
ветекие власти в Берлине имели со стороны
Советекого правительства твердые указания,
несмотря на имеющееся среди берлинского
населения недовольство по поводу создавше-
гося положения, обеспечить о своей еторо-
ны спокойные условия для работы местных
берлинских оргалов, что и было подтверх-
дено министром иностранных дел Советеко-
го Союза В. М. Молотовым 30 августа в
время встречи с представителями Соединен-
ных Штатов Америки, Великобритании п
Франции. Нелепость приведенных выше 38-
явлений по отношению советских властй
видна также из того факта, что беспорядил,
0 которых говорят ноты трех правительств,
имели место в тех частях Берлина, которые
не находятся в ведении советского команд
вания и за которые, следовательно, отвечает
не советское командование, а отвечают воен=
ные власти трех других секторов Берлина,
Таким образом, это утверждение трех ии-
вительств также не соответствует действие
тельному положению.

Следовательно и довод о том, что создав-
шееся в Берлине положение представляет
собой угрозу миру и безопаеноети, довод,
воторый приводился в пользу необходимо
расемотрения берлинского вопроса в Совете
безопасности, должен также считаться 6:
вершенно несостоятельным. Его нужно: пр“
CTO отвергнуть как не отвечающий действи-
тельности. На основании изложенных мною
выше мотивов мы возражаем против пред
ложения включить вопрос о Берлине в п0+
вестку дня Совета безопасности и настал
заем на том, чтобы этот вопрос в повестку
хня Совета безопасности не был включе.

—_—_—==>ы=ы—--—_—

’ a >
От’езд из Москвы Венгерской Торговой Делегации

Венгрии В. И. Нлочек, Начальниь (тела
Венгрии Управления Восточно-Европейских
Стран МВТ СССР К. С. Соболев и Начать
ник  Протокольного Отдела MBT CCCP
Н. И. Кузьминский.

Делегацию также провожали члены Вен“
герского Посольства в Москве.

(TACC),

LN eR easeeeeeeiaeeesenecseneeecmseeenel
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

отдел трудовых Е=

вое - Е
1-04-76 и Д3-35-20  физнУлЬтУрный pac

‚Изд. № 754.

rk а и ль.