ыы

А

ПО СТОЛИЦАМ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

И >

Онези

Трудовыми подвилами встречает юбилей молодежь’ Карело-Финской ССР.

ЧЕТКАЯ линия соединила на карте“

_* Москву со столицей Карело-Фин-
ской Советской Социалистической  Рес-
публики — Петрозаводском. Этот путь
проделал самолет, на борту которого
крупно выведено +30 лег ВЛКСМ».

Вчера, читатель, мы путешествовали
с тобой по Москве, а сегодня летчики-
спортсмены Добровольного общества со-
действия авиацин перенесли нае сюда,
в край лесов и: озер.

Неспроста за этой северной ‘землей ук-

репилось такое имя. Под крылом само»
лета — леса и леса... Сквозь разрывы
туч мелькают свинцовые ‘озера, вьются
черные реки. Кое-где в углублениях уже
лежит снег, но деревья еще в багрянце
И золоте. Давно ли эти места называли
«краем непуганых птиц»?

Вот она, преображенная большевиками
земля. Насколько хватает глаз. тянутся
геометрически ясные линии просек, про-
резавших чащи лесов, там и тут вепы-
хивают паровозные дымки, идут составы,
груженные бревзамн, пыхтит буксирный
пароход, разворачивая у берега громад-
ный плот, деловито дымит труба’ элект-
ростанции, и во все стороны разбегаются
линии высоковольтных передач... Вот он,
край, разбуженный к жизни.

Вдруг будто опустился свинцово-серый
горизонт, и небо залило лес под нами...
Это Онежское озеро. Его студеную во-
ду не отличить от цвета осеннего неба,

Лес отступил. Видны квадраты жилых

кварталов, высокие здания, трубы, ленты

«< дорог, мосты, причалы... Петрозаводск.

Мы в гостях у свойх друзей-товарищей,

У комсомольцев самой северной из со-
ветских столиц.

Со второго этажа, из окон здания
Центрального Комитета комсомола рес-
публики, открывается вид на большую
просторную плошадь. Посреди нее изва-
янный из серого камня величественный
памятник Ильнчу.

— Куда вам пойти сначала? — спра-
шивают вас. — На Онежский машино-
строительный? Вон виднеются его завод-
ские трубы. Там комсомольцы и все мо-
лодые рабочие несут стахавовскую вах-
ту в честь 30-летия ВЛКСМ. Задания
третьего года сталинской пятилетки они
взялись выполнить к 29 октября.

— Нет, сначала отправляйтесь на су-
доремонтный завод.

— Или на слюдяную фабрику.

— А почему не на завод стандартного
домостроения, нашу «фабрику домов»?—
вступает в разговор высокая ясноглазая
девушка.

— И юных натуралистов непременно
надо навестить, — вмешивается пятый.—
Они у нас творят поистине чудеса. Из
колхозов приезжают к пионерам посмот-
реть, как выращивать помидоры на се-
вере, как разбить фруктовый сад...

Куда же отправиться? Выбор широк.
Как не повидать студентов Государ-
ственного университета или медицинско-
го техникума, как не заглянуть в худо-
жественное ремесленное училише или в
театр, в ансамбль национальных музы-

30-летия комсомола. Он выполняет план

1. Город Петрозаводск. Улица Ленина, 2.

кальных инструментов «кантеле» или к
писателям...

Пересечем площадь Ленина, ‘минуем.
сквер и памятник Кирову на пути к озе-
ру. За деревьями стоит куполообразное
здание с белыми колоннами. Перед ним
выстроились разбитые пушки всех ка-
либров и систем грофеи, взятые у

врага в Отечественную войну. Здесь по--

мещается Государственный
краеведческий’ музей.

На его первом этаже сейчас особенно
‚оживленно, Стенды заполняются фото-
графиями и документами, диаграммами и
репродукциями с картин. Скоро откроет-
ся большая выставка, посвященная 30-
летию ВЛКСМ. Это будет коллективный
рапорт комсомольцев республики, их рас-
сказ о своих днях и делах...

Со стен сметрят на нас портреты геро-
ев Великой Отечественной войны. OT
Сильва Паасо и Ольга Фингерус, комсо-
молки-радистки, славным полвигом обес-
смертивцие свои имена. Отчет о действи-

историко-

ях молодых партизан, о работе подполь-

ных райкомов комсомола. Открытые, сме-
° лые лица: комсомолки Анна Лисицына и
Мария Мелентьзва, Герои Советского Со-
юза. Их знает весь народ.

И снова портреты: Иван Готчиев, Петр
Ячин, Надя Андреева, Павел Михеев...
Герои новых, сегодняшних трудовых
битв, Прославленный лесоруб’ Готчиев
дает на двух электрических пилах. 111
кубометров леса. Он и Петр Ячин—знат-
ные электропильщики, свои обязательства
к юбилею уже перевыполнили. Да кого
ни возьми-—Надежду Андрееву, стаха-
новку бумажного комбината в Харлу, или
Павла Михеева, сгибщика с механо-сбо-
рочного завода, Любовь Машкович, ши-

пальшицу слюды, или судосборщика Ни-  .

колая Шильникова, — труд каждого из
них — это подарок к юбилею.

..Да, не найти такой земли, которую
большевики не смогли бы повернуть на
благо народа! Годы пятилетки перекра-
ивают и переиначивают коай озер и ле-
сов.

Еще строится завод стандартного до-
мостроения, а в Мариуполь уже ору:
жаются сделанные на нем дома. Еше
монтируются агрегаты на Кондопожском
бумкомбинате, а в вагонах отсюда уже
везут тонны бумаги. Таков уж харак-
тер здесь, на Онеге, — не медлить ни
часу. не терять ни минуты.

Там, где Легмозеро проливом соеди-
няется с Онегой, расположился Соломен-
ский промышленный узел. У  аккурат-
ных, еще пахнуших смолой домов тор-

чат невыкорчеванные пни, и лес начинает- Е

ся прямо у цехов заводов.

Лес везде. Берега  загромождены
горами бревен, и крохотные буксиры тя-
нут по озеру длинные ряды плотов. Во
дворе лесопильного завода № 3 — ог-
ромные штабеля строительных досок, ба-
лок, брусьев. Их вывозят автомобили,
которым не нужен бензин: горючим слу-
жит. то же дерево, чурки.

У деревообделочного цеха нам встре-
тились комсомолка Параша Tarapu-
на и подруга ее› Катышевская Лида.
Девушки только что сменились. Они
работают на продольных распиловочных

Сллав леса. На снимке:
на 170 процентов,

‚ станках и теперь спешат в общёжитие,
В честь юбилея комсомольцы прово-
дят конкурс на лучшее обшежитие. Они
строят предприятия, оборудуют их и в TO
же время создают свой быт.

Люди идут в наступление на лесную
глушь, и озерный, болотистый край от-
ступает. :

Энергии и молодому задору приходят
на помошь наука, строгий и точный рас-
чет. Одно из самых молодых ‘научных
учреждений нашей страны, открытое в
прошлом ‘году в Петрозаволске, — на-
учно-исследовательская база Академии
наук Союза ССР — все шире разверты-
вает свою деятельность. Кадры ее —
молодежь, выпускники Петрозаводского
университета. Среди них — историк Ма-
рия `Анисимова, дочь учителя из cena
Ведлозеро, и биолог Валентина Клочи-
хина, молодой ‘исследователь Алексей
 Жербин, урожезец глухой деревни Кур-
молица Олонецкого района, и зоолог $
Серафима Орлова; Е

..Разве в коротком рассказе охватишь
всю жизнь, ‘все дела молодежи с онеж-
ских и лапожских берегов! Каждый
день, каждый нас приносит новые вести
05 успехах, достигнутых в честь юбилея.
В столицу республики — Петрозаводск
сообщают из Сортавалы и Кондопоги,
Пудожа и Ухты... Вот сообщения, взя-
тые из сегодняшней почты: 7

Кондопога, Мололежная смена Нико-
лая Гордеева каждый день дает несколь-
ко тонн бумаги сверх плана,

Пудож. В вечерней школе’ начался
учебвый год. За парты сели 139 моло-
дых рабочих и служащих.

Ухта. В селе Вокнаволок построена
своя электростанция.

Район Куузиранда и Салострова. Мо-
тобот «Ястреб», которым командует. 18-
летний капитан Владимир Харитонов, до-
был уже свыше 300 пудов рыбы...

Все это подарки к твоему юбилею,
 Ленинско-Сталинский комсомол.

„.Прошай, Петрозаводск! Самолет ло-
жится курсом на Таллин. Завтра мы —
у комсомольцев Эстонской ССР.

Бригада «Комсомольской правды»:
В. ИОРДАНСКИЙ, Е, РЯБЧИ-
КОВ, Н. ОРЛОВ,

Петрозаводск, борт самолета «30 лет
ВЛКСМ», i

молодой плотовщик Степан МОШКОВ несет вахту в честь
Фото Н. ДРАЧИНСКОГО и Г. КАПУСТЯНСКОГО.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ПЕРВАЯ КНИГА О В. В. ДОКУЧАЕВЕ

Еели приоритет многих открытий и изо-
бретений русских и советских ученых дея-
тели капиталистического Запада, искажая
историческую правду, пытаются оспарявать,
то по отношению к науке, именуемой почво-
ведением, таких попыток они даже не пред-
принимают. Даже для человека. оелеплен-
ного злобой к России и ненавистью к ком-
мунизму, ясно, что эта наука возникла в
России в результате творческой деятельно-
сти богатырей научной мысли Костычева,
Сибирцева и в первую очерель, конечно, До-
Бучаева. Воздействие. русской науки сквазы-
взется даже в том. что такие термины, взя-
тые из русской народной речи, как. черно-
зем, подзол, еолонец, созончак, вошли без
перевода в учебники почвоведения многих
стран, в том числе Англии и США.

Основная заслуга Докучаева в том, что он
первым подошел к почвенному покрову как
к самостоятельной категории природных тел.
Он понял почвообразовательный процес
Бак историю развития почвы, Тем самым
OH стал как бы создателем эволюционной
теории в почвоведения. В этой области нау-
ки он сыграл роль, апалогичную роли Дар-
вина в биологии и Лайэля в геологии. Эта
теория была той основой, на которой созла-
лось потом, в советекое время. учение Вилъ-
ямса о едином почвообразовательном про-
цессе и вытекающий из него комплеке ме-
роприятий, как, например. гениальная еи-
стема травопольного земледелия. Та самая
система, которая В
вающего плодородия, ‘господствующей яз
Западе, обеспечивает непрерывное повычие-
ние плодородия. Это новый этап науки, по-
зволяющий не только об’яснять, но и пере-
делывать природу.., - i :

И. и Л. Крупениковы. Tloxysaen, Изд-во
«Молодая твардия». Стр. 279. Тир. 50.000.
Ц. бр. 50 к.

отявовее теоряи убы=!’

Ениг о Докучаеве у нас до сих пор не
было. Не только популярных его биографий
не издавалось, но не было даже ученых
монографий о его жизни и научной деятель-
ности. А потребность в такой книпе назре-
18. Тем © болышим интересом берет чита-
тель только что выпущенную издатель-
ством «Молодая гвардия» книжку из серии
«Физнь замечательных: людей», посвящен-
ную Докучаеву.

отличие от болыпанства других книг
этой серии, авторам ее И. и J. Крупенико-
вым пришлюсь проделать большой труд не
только как популяризаторам, но и как ие-
следователям, собирателям материалов к
биография. Ряд документов ‘и в особенности
писем в книжке публикуется впервые. Виро-
чем. и весь остальной материал жизнеопи-
сания в систематическом, поеледовательном,
год за годом, изложении в таком 0б’еме дает-
ся тоже впервые. В этом большая заслуга
авторов. Жизнь Докучаева, полная огром-
ных трудов, наблюдений, нелегкая при цар-
ском режиме жизнь ученого-новатора, ув-
лекательно описана авторами. Читатель
входит в существо идей ученого, го внима-
нием следит за перипетиями его борьбы...
Вместе с ученым читатель странствует по
черноземным степям Украины, участвует в
нижегородской экспедиции, еледит за его
педагогической деятельностью в Новой Але-
всандрии. В этой живости изложения —
тоже заслуга авторов книги,

Однако в теориях Докучаева были и ошиб-
ки, неизбежные, пожалуй, в силу ието-
рической ограниченности его мировоззрения:
Й для того, чтобы показать, кав наша нау-
кз шагнула вперед, и для того, чтобы во-
оружить тех читателей, которые захотят
обратиться к ‘трудам самого Докучаева,
авторам следовало бы эти ошибки разобрать
или хотя бы указать на них. Это нисколь-
50 не умалило бы роли и значения В. В. До-
кучаева. И поэтому уж никак не еледовало,

„  Веречиеляя трудности и препоны, которые

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр.

9 октября 1948 г.

Притлось ему преодолевать, ставить в один

ряд © бездарными чиновниками — гоните-
лями передовой русской науки, е низко-
поклонниками перед иностраншиной и Бо-

стычева, который полемизировал с докуча-
евским направлением, считая его слЕЩком
академическим. В этом споре авторы книги
как бы иронизируют над Востычевым. 0д-
нако и через двадцать лет после этого епо-
ра Тимирязев выступил с подобными же и
вполне обоснованными обвинениями против
тогдашней школы докучаевцев.

Й вот читатель, который после книги
Врунениковых прочтет” статьи Тямирязевз,
будет думать, что Тимирязев неправ. А на
самом деле все эти противоречия были сня-
ты только в результате трудов Вильямеа,
сблизившего почвоведение с агрономией и
поставившего его Ha службу сельскому хо-
зяйству. Вот об этом-то’ современном этапе
науки, который по-новому осветил все онгиб-
КИ и 866 достижения теорий Докучаева, в
5ниге по-настоящему ничего не сказано. И
это’ являетея наиболее слабой ее стороной.
Как без Мичурина и Лысенко сейчае нельзя
По-настоящему понимать Дарвина, так и
без Вильямса нельзя понять значение тру-
дов Докучаева.

И нельзя говорить о Прянишникове, бо-
ровшемся с Вильямсом, кав об ученике До-
кучаева. Ведь не по зачетной книжке опре-
двляется ученик, а по тому, развивает ли
он учение своего учителя, продолжает ди.
его. И если бы этому принципу еледовали
авторы книги, то они также не зачислили
бы в ученики Докучаева таких ученых. как
Ковда. Ведь ‘теории’ Ковды о неизбежности
засоления почвы не только не научны, но
и глубоко, пессимистичны, об’ективно игра-
ют на руку противникам коммунизма. Ав-
торы же считают труды Ковды «блестящей
страницей мировой наукя». Несомненно, что,
ознакомившись детальнее © подобными тру-
дами, авторы не стали бы о них так гово-
рить,

Желание во что бы то ни стало находить
лишь одно положительное не только у До-
кучаева, но и у его «учеников» приводит
в такому об’ективизму. 060 всех этих недо-
статках необходимо сказать, чтобы авторы
могли их устранить при переиздании этой

полезной книги,
Геннадий ФИШ.

Правительственная комиссия Совета Ми-
вистров Союза ССР приняла рад ерочных
мер по оБазанию помощи пострадавшему от
землетрясения населению города ‘Ашхабада
п прилегающих к нему селений.

В связи с тем, что железнодорожное ©00б-
щение города Ашхабада в результате земле-
трясения было прервано до утра 8 октября,
эвакуация тяжело раненных ‘в течение 6, 7
и 8 октября проводилась главным образом
тяжелыми транспортными самолетами граж-
данской авязции. Перовозкой раненых B
течение указанных трез дней‘ было еже-
дневно занято 120 самолетов. В указанные

1 дни воздушным путем вывезено в больницы
  и госпитали городов Туркменской ССР —

Мары, Чарджоу, Брасноводск, а также го-
родов — Баку, Ташкента, Бухары и Самар-
канла более 6 тыеяч человек раненых. С ут-
рз 8 октября вывоз раненых производится
также специальными <анитарнымя поезда-
ми. Правительственная комиссия. рассчиты-
взет закончить вывоз раненых. из города
Атихабада в течение 9 октября. .
Для оказания пострадавшему населению
неотложной помощи по распоряжевию Пра-
вительственной комиссии в город. Ашхабад
в течение 6, 7 и 8 октября прабыло из Мо-
сквы, Баку, Алма-Ата, Талкента и других.

городов свыше 1.000 врачей и других меди-

цинских работников. В город. доставлено
вполне достаточное количество медикамен-

Город Ашхабад и прилегающие в нему на-
‘вселенные пункты в результате землетряее-

мышленные предприатия, административ-
ные здания, больинство жилых домов, го-
родской и железнодорожный транспорт,
учреждения связи, культурные учрежде-
ния — разрушены. В результате землетря-
сзния имеется много жертв: :

Совет Министров Туркменской ССР при-

BA немедленные меры по оказанию помощи
населению, пострадавшему от землетрясе-
НИЯ. :
В первую очередь оказана необходимая
помошь раненым. С этой целью были моби-
лизованы все медицинские работники Турк-
менской республики. По указанию Правя-
тельственной комиссии Совета Министров
СССР к вечеру б октября в г. Ашхабад на
самолетах прибыл мелипинский ‚переовал,
который вместе с мелипинскими работника-
мн Туркменской республики самоотвержен-
во оказывал помощь раненым.

Советской Армии тов. Еланокий.

тов и 0с0бенно пенициллина, противостоз0-
нячной и протавогангренозной сыворотки,
перевязочных и дезинфицирующих средетв.

В районе города Ашхабада разверну ты
полевые госпитали, которые оказывают ме-
дицинокую помошь пострадавиюму населе-
нию. В городе. сейчас находятся. гравный
оеударетвенный санитарный инспектор *
юза ОСР тов. Болдырев и главный хирург

Для обеспечения населения города Ашха-
бала, пострадавшего от землетрясения, 096-
платным. нитанием. пю предоставлению Пра-
вительственной комиссии Совет Министров
Союза ССР выделил в распоряжение Прави-
тельства Туркменской’ ССР необходимые
енежные средства,

, B pation ранений доставлены воин-
ские части Туркестанского военного округа,
‘которые проводят работы по оказанию п9-
‘мощи пострадавшему населению. В город
Ашхабад направлены, также военно-восста-
вовительные. бригады.

В город Ашхабад отгружено 50 тысяч
квадратных метров сборных деревянных до-
мов и больно количество строительной фа-
неры, пиломатериалов, мягкой кровли, окон-

В Правительственной комиссий Совета Министров СССР
по ликвидации последствий землетрясения
в районе города Ашхабада

личоствах, обеспечивающих нужды постра-
давиого от землетрясения населения; одех,
ла. ‘обувь, хлопчатобумажные ткали, одеяла,
посуда и другие: предметы хозяйственно
обихода.

Правительетвелной комиссией совместно г
соответствующими министерствами ССР

принимаются ерочные меры по определении.

степени разрушения промышленных пре.
приятий Атнхабада и по оказанию помощи в

быстрейшем  вобсталювлении предприятий.

города.

В распоряжение Совета Министров Тург.
менской ССР отправлено 300 грузовых 1
50 ‘легковых автомобилей, =

Правительствениая комиссия отмечает
большое участие в оказании помощи населе,
нию, пострадавшему от землетрясения, ив
осуществлении восстановительных работ с
стороны Советов Министров  Узбевокой,
Азербайджанской, Казахской и Таджикевой
союзных республик.

°В результате принятых мер полностью
восстановлено железнодорожное движение за
протяжении всей Атихабадской железной до-

роги.

ного стекла, цемента,
строительных материалов,

По указанию Правительетвенной комис-
Министров
 Туркменской республики направлены в ко-

сия в распоряжение Совета

OT землетрясения

зяйственного обихода. В

па, мясо, сгущенное молоко, жиры, сахар

шоколад, яйца и т. д. В городе развернута
сеть питательных пунктов и походных не-
которые обеспечивают’ паселение

карен,
хлебом.

Ввиду того; что г. Ашхабад оказалея В
тяжелом положении во снабжением водой,
Совет Министров Туркменской ССР, исполь-
зуя вее наличные водные ресуреы. органи-
зовал выдачу воды населению. Приняты
меры в восстановлению водопровода.

В распоряжение населения, оставшегося
в результате землетрясения без крова, пре-
доставлено 3 тыс. утепленных брезентовых

гвоздей и других

Население города Атихабада и прилегаю-
ших к нему селений проявляет исключи-
ee выдержку и самообладание.

(ТАСС).

В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ТУРКМЕНСКОЙ . ССР

О мерах помощи населению, пострадавшему
от землетрясения в г. Ашхабаде

Совет Министров Туркменской ССР про-
водит ОЕ мероприятия по мы
-   чению неотложной помощи пострадавитем

ния сильно пострадали. В г. Ашхабаде. про ем
ствием, одеждой, обувью и предметами х0-
этих пелях В
г. Ашхабад и прилегающие в нему населен-
ные пункты доставлены в достаточном ко-
личестве продукты питания — мука, кру-

палаток, Б тые. таких же палаток буду
доставлены в Алихабад 8 и 9 октября.

Правительетво Туркменской CCP прово-
дит специальные мероприятия по оказанию
срочной помощи детям. Дети из района
землетрясения вывозятся в детские дома и
дома: ребенка городов Туркменекой CCP, a
также городов Узбекской ССР и Базахекой
ССР. В течение 8 октября на самолетах вы.
велено 600 детей, оставшихся без“ родите-
лей.

‚ Население, пострадавщее от землетрясе-
ния, проявляет высокую моральную устой-
чивость и организованность,

Трудящиеся Туркменской ССР выражают
глубокую благодарность правительству (и-
ветского Союза и правительствам братских
союзных республик за огромную помощь,
оказываемую столице Туркменской ССР в
постигием ее стихийном бедетвии.

г. Ашхабад, 8 октября.

(TACC).

В АКАДЕМИИ НАУК СССР

О землетрясении в районе Ашхабада

Центральная сейсмическая станция «Мо-
`сква» Геофизического ивститута Академии

наук, сейсмические станции в Свердловеке,
Иркутске, Ташкенте, Владивостоке, Тбили-
си, Ереване, Сталинабзде, Алма-Ата, Фрун-
зе, Андижане, Самарканде, Чимкенте и дру-
гие станции зарегистрировали в ночь 5 на
6 октября с. г. землетрясение большюй си-
лы. Первый толчок от землетрясения был
зарегистрирован ‘еейсмической станцией
«Москва» 5 октября 1948 года в 23 часа
17 мин. 7 ces. по московскому времени.
Смещение почвы было мгновенным,  6e3
предварительных толчков. По ланным ука-
занных сейсмических станций эпицентр
землетрясения был опоеделен в Северном
Иране, вблизи гранип Туркменской ССР —
Е югу от Ашхабада (в расстоянии от него
около 80 клм.). Координаты эпицентра оп-
ределены следующие: широта 37,4 граду-
са и долгота 58,2 градуса.

Сила землетрясения в эпицентре была
столь значительной, что в Москве на рас-
стоянии от эпицентра в 2.500 клм, смеще-
ние почвы достигло (,4 мм. На этом осно-
звании было сделано завлючение, что в самом
эпицентре. сила землетрясения достигла 10
баллов, а в Ашхабаде — 5—9 баллов.

Ашхабадекая сейсмическая станция зем-
летрясением была полностью выведена из
строя. :

`Эпицентр нынешнего землетрясения рас-
положен, как уже было. сказано, в Северном

Музей Олега Кошевого
в Каневе

ВИЕВ, 8 октября. (Наш корр.). Десять
лет назад’ в Каневе жиз и ‘училея Олег
Ботневой-—вожак героев-молодотварлейцез.
Здееь сохранилея дом Кошевых. Недавно
грунпа комсомольцев—-друзей героя по
школе — обратилась в Каневский райком
ЛЕСМУ с предложением открыть в доме му-
зей Олега Кошевого. Райком одобрил и под-
держал это предложение. Бомесомольцы на-
чали сбор материалов для музея.

} — Oa
«Молодой колхозник» № 9

Вышел девятый номер журнала ЦК
ВЛКСМ «Молодой колхозник», Он откры-
вается материалами, посвященными товари-
щу А. А. Жданову. «Друг и учитель моло-

дежи» — так называется статья Н. Иванова,

в которой обрисован светлый образ выдаю-

щегося деятеля большевистской партии и  .
Советского государства,

В номере: напечатаны: отрывок из романа
Е. Мальцева «От всего сердна», очерки
В. Медведева «Над реко Орессой»,
И. Елисеева «Большая жизнь», А. Агра-
Hosckoro «Караваевский университет» и
И. Рахтанова «Секунды Полины Гостинце-
вой», стихи: В. Лютовой и`Я. Хелемекого.
Ф, Дворянкин в статье «Президент нарол-
ной академии» рассказывает о трудах
Т. Д. Лысенко. В номере напечатаны также
статья Л. Алексеева «Америка перед вы-
борами», рецензия на фильм «Далекая ue-
веста», отзывы о новых книгах. В отделе
«Ответы на вопросы читателей» помещены
заметки «Точное время» доктора физико-
математических наук М. Зверева и «Ураль-
ский малахит»— доктора геолого-минерало-
гических ваук Ф. Чухрова, Автор книги
«Над картой Родины» Н. Михайлов в
своей статье «Поправки к моей книге» рас-

сказал о том, как изменилась за год карта
нашей страны.

`Иране, в районе хребта Копет-Даг. В преде-

так называемый тектонический процесс —

ах этогэ хребта были расположепы почти
все очаги других землетрясений, происхо-
дивших в прежние годы в районе Северного.
Ирана и захватывавиеих Туркменистан. Ко-
пет-Даг в геологическом смысле относится в
так называемым молодым горным системам,
формирование которых далеко еще не закоп-
чилось, процесе образования складок гор-
ных пород которых, а также разрывов, на-
рушающих структуру земной коры, еще пру-
HOAMACTCA B Halle время, Этот процесе —-

ведет к дальнейшему росту хребта, к не-
равномерному поднятию различных его чл-
стей, к дальнейшему усложнению его етруд-
туры и, одновременно, землетрясениям. Важ-
дая подвижка горных масс по тектоническо-
му разрыву неизбежно сопровождается е0-
трясением земной поверхности.
Землетрясения в Северном Иране, захва-
тывающие Туркменистан, имеют свою длин-
ную историю. С 1875 года и по настоящее
время в районе Туркменистана отмечено
около 140 заметных подземных толчков.
Большая часть их была относительно незна-
чительной силы и не причинила сущеетвен-
ного вреда. Однако, ряд толчков достигал
1-балльной силы, а 4 землетрясения Hocn-
ли катастрофический характер: кучанекое
землетрясение 17 ноября 1893 г., второе
кучанекое землетрясение — 17 января
1895 г., красноводекое землетрясение 9 ию-

ля 1895 г. и, наконец,
Lyng 1929  pe tt Ha
В Ашхабаде на протяжении его истории
имело место в общей сложности около
25 сильных подземных толчков (не ечитая
примерно 150 слабых толчков, последовав-
щих после землетрясения 1929 г.).

Нынешнее землетрясение, постигтиее г-
род Ашхабад в ночь на 6 октября с. г., ока-
залось самым сильным из воех, которые хо
сих пор испытывал Ашхафад.

Землетряеению в районе Ашхабада в иочь
на 6 октября ©, г. не предшествовали ка’
кие-либо внешние симптомы.

Причинами разрушений,

ашхабадское —

совершаемых
землетрясениями, являютея колебалельные
движения земной поверхности как в гори
зонтальном, так и в вертикальном напра-
влениях. Наиболее опасным для еданий и
сооружений являются горизонтальные ко-
лебания.

С пелью детального изучения особенно-
стей и последствий нынешнего  землетрясе-
ния в районе Ашхабадь Академия наук
направила на место землетряселия
специальную комиесию в составе сейсмоло-
гов, геологов и специалистов антисейсмиче-

ского строительства во главе с заместите-

лем пиректора геофизического  инетитута
Академии наук СССР заслуженным делте-
лем науки профессором В. Ф. Бончковекии,

ПО СТРАНИЦАМ МОЛОДЕЖНЫХ ГАЗЕТ

Город юности

Перед нами номер газеты «Молодой даль-
невосточник», посвященный городу Комсо-
мольску-на-Амуре. Под снимком, изобра-
жающим панораму большого города © мно-
гоэтажными домами, величественным зда-
нием Дворца культуры, асфальтированной
площадью, мы читаем: :

«Шестнадцать лет назад на этом месте
высадились комсомольцы — первые строи-
тели города юности. Сурово встретила тай-
га молодых патриотов. Трудности и лише-
ния подстерегали их на каждом шагу.

Комсомольцы ие сдавались. Они воздзи.

гали город».

Из газеты мы узнаем, что теперь здесь мощ-
ные предприятия, свыше тридцати начальных
и средних школ, три техникума, театры, клу-
бы. Две железнодорожные магистрали соеди-
няют таежвый горол со столицей края и пор-
том Советская Гавань. В рассказах первых
строителей Комсомольска, напечатанных в
номере, встают героические дни . первых
сталинских пятилеток. Боевые традиции ос-
нователей Комсомольска живут в делах KO.
вого поколения людей, выросших в новом
городе, Это ярко показано на странице
«День Комсомольска». _Сталевар выдал
плавку сверх плана; токарь вылолнил два
сменных задания; строители сдали в экспло-
атацию новый дом; ‘архитектор завершил
проект будущего дворца; в школе готовятся
к юбилейному вечеру; в кинотеатре демон-
стрируют новый. фильм. :

Живет, растет, готовится к юбилею
ВЛКСМ город юности — Комсомольск.

Они выполнили пятилетний план.

На странице, посвященной комсомольцам и
молодежи станкостроительного цеха Фрун-

зенского инструментального завода, газета
«Комсомолец Киргизни» пишет о тех пере:

довых молодых рабочих, которые с честью
сдержали слово, выполнили свои пятилетние
нормы и добиваются новых успехов к 80-ле-
тию ВЛКСМ. Их 36, молодых стахановцев,

на которых равняется вся молодежь цеха,
О чем рассказывают передовики? О своей
технической учебе, о передаче своего опыта
соседям по станку, о рационализаторских
мероприятиях, о культуре трула, Страница
могла быть еще более убедительной, если
бы редакция помогла авторам подробнее
рассказать о тех путях, какими они шли к
успехам, К сожалению, в некоторых замет.
ках, помещенных на странице, приведено
много общих слов и мало говорится о суще:
стве дела.

Что читать о комсомоле

Газета «Молодежь Молдавии» опублико-
вала большой список рекомендательной ли-
тературы о комсомоле. В списке пере.
числены произведения В, И. Ленина 1
И. В. Сталина о  комсомоле, труды
В. М. Молотова и М. И. Калинина о ком:
мунистическом воспитании и другие кнвги,

Следует ожидать, что вслед за обстоя.
тельным списком политической литературы
газета порекомендует читателям пронзведе*
ния художественной литературы о комсомо:
ле и советской молодежи.

Сказано — сделано

Интересную страницу, посвященную вы’
полнению молодыми строителями Минского
тракторного завода своих обязательств К
30-летию ВЛКСМ, поместила газета «Сталин
ская молодежь» (Минск), Бригадир молодеж-
ной бригады штукатуров Ф. Пронцевич рас:
сказывает, как он обучил 20 ювошей и де:
вушек своему ремеслу. Плотник Николай
Втиненька сообщает, ‘как, перевыполняя
  план, он и его товарищи экономят  лесо-
материалы, Бригадир арматурщиков Василий
Воропаев делится успехами своей бригады,
  выполняющей ежедневно по две-—две с M0
ловиной нормы.

Страница ‘открывается сообщением, ка“
кие обязательства дали молодые строители
тракторного` завода, и заканчивается хрони
кой того, что сделали они,