ОГНИ НАД БАЛТИКОЙ

Молодежь Риги соревнуется в’честь 30-летия ВЛКСМ

ПО СТОЛИЦАМ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Site ee ee st ee mere en

Золотом кленов и каштанов озарена

осенняя Рига. Ветер с моря доносит
легкий шелест шуршащих листьев. Аллеи
бульваров и просеки парков выстлал их
яркий ковер. Самолет «30 лет ВЛКСМ»
опустился на аэродроме в столице Совет-
ской Латвии. Как помнит читатель, нас
провожало сюда напутствие комсомоль-
цев Таллина: «Напишите, как-рижане го-
товятся встретить юбилей ВЛКСМ. Мы
соревнуемся с ними...»

ечереет. Скоро на город спустятся
сумерки, вспыхнут рекламы и засияют
уличные фонари. Маленький, словно игру-
шечный, трамвай неторопливо’ идет по
Бривибас — главной улице Риги. Он ми-
нует центр города; поднимается выше,
туда, где улицы становятся шире. Против
одной. остановки массивные красные. во-
рота — Рижский вагоностроительный за-
вод.

Под крышей сборочного цеха’ загоре-
лись яркие огни. Они осветили большой
вагон, стоящий в центре пролета. Вагон
зияет пустотой окон и дверей. Со всех
сторон к нему подходят люди. Перекли-
каясь на ходу, пробегают лве девушки.
Через минуту стук молотков и шипение
пневматических сверл взрывают тишину,
опустившуюся было на заводской двор.
«Комсомольско-молодежный вагон 2536
дадим к 29 октября!» — призывает боль-
шой плакат, вывешенный рядом. Москви-
чи хорошо знают, конечно, большой вагон
электрических железных дорог. Постро-
ить его не легко—только на сборку нуж-
но затратить 4.000 человеко-часов, Комео-
мольцам сборочного цеха дело было не по
плечу, и они обратились за помощью ко
всем молодым рабочим. С тех пор каждый
день после гудка оживает «комсомоль-
ский пролет». Здесь трудятся все; кто
хочет внести свою долю в изготовление
подарка ко дню 30-летия ВЛКСМ. Брига-
да плотников Рело настлала верхние и
нижние полы. Михаил Яковлев и его
друзья установили тормозные передачи.
Бригада Ванекса делала крышу. Нови-

$ ков и Гробин монтировали отопление.

Вот несколько человек катят двухос-
ную тележку. Кто-то залез под вагон и
стучит молотком по раме. К, комсоргу це-
ха подходят две девушки.

— Товарищ Шохин, мы из заводоуп-
равления. Чем можно помочь?

— Ну, чем же вы теперь поможете?
Работа осталась квалифицированная... Хо-
тя вот надо полы мыть. Не обидитесь?

Лида Козадаева и Галина Андреева
молча засучивают рукава.

Главный инженер завода пригласил
к себе секретаря завкома комсомола
М. Купсика. f

— Вагон собирает вся молодежь, —
сказал главный инженер. —Я видел, как
даже в обеденный перерыв, выбрав время,
к нему подбегают комсомольцы. Кто rali-
ку подвернет, кто ввинтит шуруп. Очень
похвально такое отношение к делу. Но
как в этих условиях вести учет? Кому
начислять деньги за работу?

— А вы переведите их на комсомоль-
скую организацию, — предложил Куп-
сик. —- Мы все вместе решим, на что их
потратить. Уверяю, используем хорошо!

— Вагон, который строят комсомоль-
пы, стоит десятки тысяч рублей, — гово-
рит нам секретарь горкома комсомола

Комсомольцы и молодые рабочие

Рижского судоремонтного завода в
честь 30-летия комсомола обязались
досрочно закончить ремонт пароходов
«Рязань», «Крымов».

Свои обязательства молодые судо-
ремонтники выполняют с честью. Веду-
Щее место в социалистическом соревно-
вании заняли комсомольцы токарь Дай-
нис Иесалныке и слесарь Янис Грейтан.
Они выполнили по шесть годфвых норм.

На снимке (слева направо): Дайнис
`ИЕСАЛНЫКС и Янис ГРЕЙТАН за
работой в доке. -

Гурий Зосимов. — На этом же заводе мо-
лодежь дает сверх плана на 50.000 руб-
лей литья. Молодые турбостроители вы-
пускают в подарок к празднику три сверх-
плановых турбины. Это тоже десятки ты:
сяч рублей. На 60.000 рублей дополни-
тельной продукции изготовляет мололежь
механического завода Министерства лес-
вой промышленности... Так и складывает-
ся общая цифра — 10 миллионов рублей.

На_ такую сумму в честь ‘юбилея
ВЛКСМ комсомольцами и молодежью
будет выпущено продукции сверх плана.

10’`миллйонов — это не только суббот-
ники ‘на вагоностроительном или турбо-
механическом. В этой цифре работа
2.000: контрольных постов, ведущих борь-
бу за экономию, и усилия 3.000 молодых.
рабочих, повысивших свою квалификацию
на разряд. Они научились работать луч-
ше, делать больше за тот же срок. В этой
цифре — труд 200 комсомольцев, овладев-
ших второй специальностью, и опыт. пер-
вых в. Риге -хозрасчетных бригад Елиза-
веты Ивановой, Клюевой, Воробьевой с
завода ‹«Автоэлектроприбор». 10 мил-
лионов — это соревнование тысяч; комсо-
мольский задор, помноженный на стре-
мление овладеть новой культурой труда.

Комсомольцы того же вагоностроитель-
ного завода шлют письмо в Москву, на
завод «Динамо» имени Кирова. Они про-
сят рассказать, как там отливают слож-
ные детали электрооборудования вагонов.
В Риге пытались сделать это сами, не
загружая Москву, но брак губил дело.
Москвичи ответа не задержали. Изучая
опыт москвичей, литейщики Рижского
‘вагоностроительного снова принялись
искать пути к успеху.

Никто не приказывал молодежи Риги

запрашивать Москву © тонкостях техно-
логического процесса, никто не давал
комсомольцам задания становиться в цех
по вечерам, пробуя разные формы и раз-
личный металл. Обязало их К этому новое
советское, социалистическое отношение
к делу.
‚ Большевистская партия Латвии забот-
ливо растит и пестует комсомол. Под ее
руководством, под отечески любящим
взором своих воспитателей-коммунистов
расправляют молодые крылья стаханов-
цы Риги и Даугавпилса, Лепаи и.Бау-
CKH.

..Tos. Kapkauc —cexperaps Iponerap-
ского райкома КП(б) Латвии в Pure пре-
доставил слово тов. Васильченко — сек-
ретарю комсомольского комитета завода `
«Автоэлектроприбор».

Васильченко начинает доклад о том,
как готовятся к 30-летию ВЛКСМ комсо-
мольцы и все молодые. рабочие первенца
пятилетки, завода точного электроприбо-
ростроения: Он говорит о призыве моло-
дежи досрочно выполнить годовой план,
Весь коллектив поддержал его, и еще
5 октября завод рапортовал о заверше-
нии программы. Он говорит о стаханов-
ских вахтах, которые несут комсомольцы,
и.о строгой борьбе за экономию, о сдаче
норм на значок ГТО и конкурсе на луч-
шее общежитие. °

Тов. Фирулева - инструктор райкома `
партии делает содоклад. Выступают сек-
_ретарь заводской партийной организации

#2.
ТАШКЕНТ *
<ТАЛИНАБАД
пап
СЫ д

тов. Гриванс, член партбюро тов. Михай-
лов. Слово берет директор завода Дам-
бург, член бюро’ райкома партии тов.

` Бирзуль.

ов. Карклис ‘подводит ‘итоги обсужде*

вия. Многое делают комсомольцы, и дё=

лают хорошо. Но, еще большего ждет от

. них партия! Как можно мириться; с тем,

что учет результатов соревнования. запаз-

. дывает, в цехах мало. досок показателей,

ярких плакатов, «молний»? Как можно
мириться с тем, что клуб пустует, а после
работы молодежь предоставлена самой
себе? Надо взять его в комсомольские
руки. нь р

— Вы ослабили политическую агита-
цию и пропаганду, — говорит тов. Кар-
клис, — сделайте клуб любимым домом
молодежи. Такое задание вам поручает
райком!

Решение райкома партии наметило яс-
ный, конкретный путь, по которому нужно
итти комсомольцам «Автоэлектроприбо-
ра». Да и не только им, но и комсомоль-
нам всех других предприятий района. .

Окрыленные, полные ‘новых. мыслей,
решимости с честью выполнить партийный
наказ уходят: комсомольцы из райкома
КП(б) Латвии.

+ TaK живет в эти дни молодежь Риги.
Над Балтикой ярко горят огни соревнова-
ния. Все растет число передовиков, зане*.
сенных на Доску почета в республикан-
ской газете «Советская молодежь». О них _
рассказывает предпраздничный номер
киножурнала, им посвящают писатели
очерки и стихи. И в Латвийском государ-
ственном университете на посвященной“
30-летию ВЛКСМ четвертой сессии сту-
денческого научного общества в числе
yi ee ставится. специальный. доклад.
«Комсомольцы в. борьбе за рентабель-
ность производства». E

+ *

Роберт Карро—токарь Таллинского ра- .
диозавода—и его друзья просили нас. со-
общить, как готовятся к юбилею рижане.
Мы постарались рассказать обо всем, что
удалось увидеть за день. Роберт спраши-
вал, как именно работает токарь Рижско-
ro судоремонтного завода Дайнис Ивсал-
ныкс, с которым соревнуется он...

Отвечаем: Дайнис Месалныкс уже вы-

‚ полнил шесть годовых норм.

„.Самолет выруливает на старт. Сейчас
он оторвется от латвийской земли и ля-.
жет курсом на Вильнюс, к комсомольнам
Литвы.

Бригада «Комсомольской правды»:
} „ ИОРДАНСКИЙ, Е. РЯБЧИКОВ,

Н. ОРЛОВ. : т

Рига; борт самолета «30 лет ВЛКСМ».

На снимке: передовые комсомольцы города Риги (слева направо): секретарь комсо-

мольской -организации 2-й средней женской школы отличница

Э. БЛУМБЕРГ,

10-го класса

бригадир молодежной бригады завода ВЭФ В. МЕЖЕЦКИИЙ,

студентка архитектурного факультета ЛГУ Л. СТИПНЕКАС, секретарь комсо-
мольской о  завода «Автоэлектроприбор» И. ВАСИЛЬЧЕНКО и пионер-

вожатый й школы 9. АВОТИНШ.

Фото Н. ДРАЧИНСКОГО и Г. КАПУСТЯНСКОГО.

Доставлено самолетом).

ЗНАТЬ КАЖДОГО СТУДЕНТА

Зал клуба МГУ переполнен. 577 делега-
тов комсомольской организация Московского
ордена Ленина государственного ‘универси-
тета имени Ломоносова собрались на ©8010
ХУ отчетно-выборную конференцию.

отчетным докладом выступил комеорг
ЦЕ ВЛКСМ в университете тов. Шишкин.

— Комсомольпы нашего вуза,— сказал
тов. Шишкин,— готовятся сейчас 5 30-ле-
тяю Ленинско-Оталинского комсомола. Дея-
тельность организации в минувшем году
значительно оживилась. Вомитет комсомола
помогал ректорату, партийной организации
и поканатам улучшать учебный процесс.
Комсомольцы успешно сдали весеннюю
эвзаменационную сессию.

Докладчик рассказал о горячем отклике
студентов на итоги августовской сессии
Beecowsnofi академии сельскохозяйственных
наук имени Ленина. Комитет комсомола вме-
cté с партийной организацией и бюро
ВЛКСМ биологического факультета помогает
сейчас деканату факультета пересматри-
вать программу и план научной работы на
биофаке. Началась подготовка в мичурин-
ско-докучзевской научной студенческой
конференции. ;

Тов. Шишкин отметил серьезный педо-
остаток комеомольской организации МГУ. В
университете почти шеститысячный отряд
комсомольцев; в минувшем году в ВЛЕСМ
вступило лишь 100 новых членов из
1.200 студентов комсомольского возраста.
Это определяет. одну из основных задач HO-
вого комитета: стать ближе к основной мас-
вв студентов, воспитывать новое пополне-
ние, интересной, содержательной работой
привлекать в комсомол передовую молодежь.

В обстановке деловой критики проходили
развернувшиеся после доклада прения.

299°
На конференции
в Московском университете
29°
ХУ пленум ЦЕ ВЛЕСМ указал на значе-

ние илейно-политического воспитания сту-
денчества. Однако политико-воспитательная

работа в университете все еще  стра-.

дает большими недостатками. Заместитель
секретаря бюро ВЛЁСМ философского фз-
культета тов. Угринович резко осудил фор-
мализм в постановке политической учебы на
фокультете. Членов бюро интересуют преж-
де всего «отчетные» данные — количество
политзанятий, информаций и теоретиче-
ских конференций, проведенных на курсах.

Но что стоит за внешне благополучными.

цифрами? Действительно: ли глубоко, актив-
но изучают студенты марксистско-ленин-
скую теорию? Этого руководители комсо-
мольской организации факультета не знают.

Значению марксистско-ленинокой науки
для развития подлинно научной материали-
стической биологии посвятила свое выстун-

ление студентка биофака тов. Тамарина..

Она рассказала, что в планы работы ком-
сомольских групп факультета включено
изучение трудов И. В. Мичурина, Т. Д. Лы-
сенко, В. Р. Вильямса, материалов августов-
ской сессии Веесоюзной академий сельеко-
хозяйственных наук имени В. И. Ленина.
брели научных рефератов, ‘которые пишут
комсомольпы в честь 30-летия ВЛЁСМ, мво-
гие посвящены разработке проблем мичу-
ринской агробиологической науки.
Комсомольская работа в вузе должна ©по-
собствовать повышению качества подготов-
ки молодых специалистов, овладению сту-

дентами своей специальностью. Делегаты
Рачинский, Кригер, Провоторов, Мелихов и
другие критиковали комитёт за слабое ру-
ководство учебой студентов. Комитет
устраивал на факультетах общественные
«смотры» успеваемости, требовал от каждо-
го комсомольпа  индивйлуального Плана
учебной работы, создавал в группах произ-
водственные «тройки» в составе группорга,
профорга и старосты, но в существо учеб-
ного процесса не вникал. Выполнение инди-
видуальных планов не контролировалось, и
они превращались в пустую формаленость.
Студент физического факультета тов. Шу-
валов. говорил, что комсомольская организа-
ция должна лучше руководить научным
студенческим обществом университета,

Сейчас сотни студентов  универсятета
трудятся над рефератами в честь 30-летия
ВЛЕСМ. Многие из них благодаря Этому
впервые почувствовали интерес к самостоя-
тельной исследовательской работе, заявили
0 своем желании вступить в научное сту-
денческое общество. Новый комитет комсо-
мола должен поддержать это движение, по-
мочь обществу стать серьезной школой вос-
питания научных кадров.

Комсомольская организадия должна стать
ближе к молодежи. Нужно хорошо знать
жизнь каждого студента, его моральный `об-
лик, зорко следить, не проникают ли в сре-
ДУ молодежи  мелкобуржуазные влияния.

Делегаты конференций избрали новый со-
став вузовского гомитета ВЛЕСМ. Конфе-
ренция призвала комсомольцев боротьея за
новый под’ем идейно-политической и учеб-
ной работы в университете, ветретить но-
выми успехами в учебе приближающееся
30-летие комсомола.

Тенеральной

американского блока прекратили работу

Советские предложения—основа
укрепления мира и безопасности
Речь главы украинской делегации Д. 3. МАНУИЛЬСКОГО

на заседании Политического комитета 11 октября

‘Три предложения, внесенные на Гене-
ральную  Ассамблею правительством СССР
25 сентября сего’ гола о запрещении arox-
ном. оружия, о сокращении вооружений и
вооруженных сил нё одну треть пяти вели-
ких держав и 0 создании, в рамках Совета
Безопасности, международного контрольного
органа для наблюдения и контроля за про-
ведением в жизнь указанных мероприятий,
представляют собой единое целое. Трудно
представить себе такое положение, при ко-
тором вооружения так называемого обыч-
ного типа были бы сокращены, & ‘атомное’
оружие. являющееся. средством массового
истребления мирного населения, предназна-
ченным для целей агрессии, а не обороны,
осталось бы вне. всякого запрещения и кон-
троля.

Известно, что искусственное разделение
на части англо-американским блоком _еди-
вого комплекса вопросов, охватывающих. все
виды вооружений, в том числе из’ятие атом-
ного оружия из национальных вооружений
государств, вело на деле к срыву резолюции
Ассамблеи от 14 декабря
1946 г. Внося свое нынешнее предложение
от 25 сентября, правитёельетво СССР исхо-
дит из того факта, что представители англо-

здана, в рамках Совета Безопасности, меж
дународная система контроля, которая дол“
жна защитить государства, выполняющие
евой обязательства, от опасности наруше-
ний. и уклонений от выполнения соглаше-
ния по сокращению вооружений». Таковы
факты и документы, & не голословные ут-
верждения людей, привыкших произносить
легковесные речи в надежде, что им поверят
на Генеральной Ассамблее на слово. так же,
как и в их собственной стране на собраз
ний единомышленников. а
Похоже ли это в какой бы то ни было
степени нз британский тезис о том. что пра-
вительство СССР, вноея свое предложение
0725 сентября, хочет обойти вопрос контро-
ля и инспекции? .
Но фактическая сторона дела, не ограни-
чивается только этими документальными
данными. Известно, что представители анг-
10-американекого блока не приняли пред-
ложений правительства СССР от 11 июня
1947 года об установлении контроля нах
атомной энергией, так как они добивались
и добиваются бесконтрольного производства
атомного оружия. Та же участь постигла и
советские предложения 06 установлении
международной системы контроля в отноше
нии вооружений обычного типа, так как
представители антло-американского блока не
хотели ви сокращения вооружений, ни кон-
троля и инепекции нал выполнением резоч
люции 97 14 декабря 1946 года;

во-вторых, советское правительство не. мог-
лю также упустить из виду. и опыта, -кото-
рый оно имело при обсуждении его предло-
жений о разоружении и сокращении воору-
жений Лигой наций, как бы предвосхитив-
шей все те дипломатические: ходы, манев-
ры, казуистические  подкопы, — которые
векрылиеь впоследствии в Совете Безопас-
HOCTH и в его комиссиях при обсуждении
советского предложения и которые так ши-
роко пускаются в ход на нынешней Ассамб-
лее представителями англо-американского
“блока. _ :

Многое из того, что здесь говорилось пред-
ставителями Великобритании, как две кап-
Ли воды похоже на те аргументы, которые
приводились против советских предложе-
ний о всеобщем, а затем частичном разору-
жении в Лиге наций. И тогда представитель
Греций, подобно нынешнему бельгайскому
делегату, заявлял, что советские. предложе-
ния являются He больше как химерой и
что эти предложения неосуществимы на
практике. И тотда английский консерватор
лорд Кашенден говорил то же самое, что
сейчас усердно повторяет представитель
‘лейбористекого правительства г-н Шоукросе,
отыскивая в советских предложениях
«скрытые мотивы», «далеко идущие‘ пла-
ны», квалифицируя советские предложения
как пропаганду, рассчитанную на человека
с улицы. И тогда было немало недобросо-
вестных людей, которые уверяли, что они

атомной комиссии, что завело работу ко-
миссии по обычным вобружениям в тупик.
Нынешнее предложение правительства СССР
являеея продолжением той политики мира

и сотрудничества, которая нашла свое вы-

-  прочному миру. Наконец, сокращение Boopy-

Что, если наряду © заявлениями о миролю-

ражение в известном предложении министра
иностранных дел СССР В. М. Молотова от
29 октября 1946 года «0 всеобщем сокра-
шений и регулировании вооружений», в <9-
ветском «Проекте международной конвенции
в запрещении производства и применения
оружия, основанного на использовании алом-
ной. энергии в целях массового уничтоже-
ния» 07 19 июня. 1946 г., равно каки в
«Предложениях по установлению контроля
над атомной энергией» от 11 июня 1947
года. :
Обосновывая предложение о всеобщем со-
вращении и регулировании вооружений,
В. М. Молотов еще в 1946 году говорил:
«После того как проведено разоружение
главных агрессивных стран и приняты меры
в решительному ограничению вооружений
других бывших вражеских государств, при-
шло время в проведению мер по всеобщему
сокращению вооружений. Проведение этих
мер будет укреплять, вместе © тем, уве-
ренность в том, что. 0б’единенные напии,
действительно, проникнуты стремлением к

жений будет заслуженным ударом по. экс-
TAACHOHUCTCRAM стремлениям. тех групи, ко-
торые еще недостаточно усвоили уроки по-
‘зорного крушения агрессоров в последней
войне. С другой стороны, нельзя забывать,

бивой политике; те или иные государства
н6 только не сокращают свои вооружения,
Но, наоборот, ‘увеличивают их, как в коли-
чественном, так и в качественном отноше-
ниях, народы вираве усомниться в искрен-
ности миролюбивых деклараций».

Эти слова В. М. Молотова звучат особен-
но убедительно сегодня, когда такая страна,
кав США, рассчитывает увеличить свои
раеходы на вооружение © 10,7 миллиарда
долларов в 1947—48 годах до 22,5 мия-
лиарда долларов в 1952—5653 годах, когда
военные расходы в наступающем 1948—
1949 гг. будут больше, чем военные рас-
ходы за 19 лег, с 1922 по 1940 ды —
вместе взятые, когда, несмотря на оконча-
ние войны, промышленность США на 50
проц. загружена военными заказами, когда
по инициативе США создаются военно-поли-
гические блоки, угрожающие пелостности и
везависимости миролюбивых стран и. наро-
дов, когда помощь для военных целей ино-
`втранным государствам в 1949 г. будет с0-
ставлять около 7 миллиардов долларов в то
время, как в 1939 г, было затрачено для
этих пелей всего 19 миллионов долларов
(«Юнайтед стейте ньюс энд убфлд рипорт»
от 28 мая 1948 г.), когда се трибуны Ге-
неральной Ассамблеи г-н Бевин открыто
заявляет, что Великобритания  ‹ократила
расходы на восстановление и перевлючила
их на производство‘ вооружений.

Ни один акт-< самого начала существова-
ния организации 0Об’единенных наций не
подымал так авторитета этой последней, как
советское предложение от 29 октября
1946 года, легшее в основу резолюции Ге-
неральной Ассамблеи от 14 декабря
1946 roma. ©

Млалионы людей во всех коннах мира
связывали © ним ©в0и надежды на проч-
ный, длительный мир, на быстрое восста-
вовление разоренных фашистской агрессией
стран, на рост благосостояния народных масс
в результате облегчения налогового бреме-
ни, связанного с уменышением военных
бюджетов. Народные массы нё могли не ви-
деть, что своими предложениями Поветекий
(Союз содействует росту и упрочению меж-
Хународного доверия, уменьшает элементы
подозрительности и настороженности рав-
личных етран друг в другу и упрочивает у
них сознание безопасности, покоящейся не
на пыпгных декларациях, &`на основах Ma-
териального порядка.

Ни одно правительство ‘стран, входящих

шилось выступить против ‘этого благород-
пого почина воветекого правительства, не
рискуя разоблачить себя в глазах обще-
ственного мнения как противника мира в
безопасности. Резолюция Генеральной Ас-
сзмблеи, в основу которой легли предложе-
ния Советского Союза, была единогласно
принята 14 декабря 1946 года всеми члена-
ми организации Об’единенных наций. Одна-
ко, несмотря на это единогласие, советское
правительство #6 могло ве учитывать, что
предложение о сокращении и регулирова-
Hun вооружений натолкнется на сопротив-
ление и противодействие тех финансовых
групп в отдельных странах, которые рас-
сматривают войну Как прибыльное пред-
приятие, обеспечивающее высокие дивиден-
ды, всегда готовых жертвовать делом мира
в своих узко-корыстных интересах. Опа-
‹ения советского правительства основыва-
лись на двух обстоятельствах: во-первых,
нА международной практике современных
финансовых монополий, непосредственно
заинтересованных в экепаненонистской по-
литике, в подчинении чужих стран и варо-
дов своему контролю, что не может не ве-
сети к росту вооружений и не способствовать
развязыванию` новых захватнических войн;

не знают, что происходит в Советском Сою-
за и какие замыслы питает советский на-
рюд. Все это не ново и свидетельствует, что
нынешние кашендены ничему не научились
и ничего не забыли из печальной практики
Тиги наций. Хорошо известно, к каким ре-
зультатам привела эта политика бонкуров,
кашенденов: к росту вооружений, срывав-

шему основы коллективной безопасности, к

поошрению: агрессоров и, в конечном счете,
к новой мировой войне. Эту гибельную пэ-
литику копируют и сейчас противники со5-
ращения вооружений, выступая против. с0-
BETCKOTO предложения, независимо от того,
какими бы маневрами они ни прикрывали
свои подлинные намерения.

стаивал Советский Союз,

Однако и это еще не все. Известно, что

одним из важнейших пунетов разногласий
между англо-американской стороной и СССР,
в силу которого англо-американская сторона
отклонила советские предложения о контроле
над атомной энергией от 11 июня 1947 го+
да, был вопрос о том, должна ли конвенция

0 запрещении атомного офужия, как наз
предшествовать
установлению контроля над атомной энер
гией, американская сторона всячески оття=
гивала заключение конвенции о запрещеч
нии атомного оружия, ссылаясь на н80бхо-
димость  первоочередности установления
контроля над атомной энергией. =e

На нынешней Ассамблее делегация CCCF

в организацию 06’единенных Balai, He ре-

в целях достижения соглашения с англо»
американским блоком предложила одновре
менное введение в действие конвенций кан
по запрещению атомного оружия, так и по
установлению контроля над атомной энергиз
‘ей. Это была та реальная основа, на которой
можно было достичь соглашения и сотрудни“
чества. Однако американская сторона, слез
хуя своему курсу бесконтрольного производ=
ства атомного оружия, отклонила возмож»
ность сотрудничества между CCOP и США в
вопросах атомной энергии и тем самым взяла
на себя полную ответственность за использо
вание атомной энергии в военных целях:
A сейчас представитель Великобритании,
игнорируя этот очевидный для мирового об-
шественного мнения факт, имеет смелость
предлагать Советскому Союзу сделать какие»
то еще новые уступки. Но такой образ дей-
ствий мало похож на сотрудничество, & скоч
рее заслуживает другой квалификации.

Нам говорили здесь, что делегация СССР,
внося св0в предложение от 25 сентября, не
учитывала всей практической сложности
частичного разоружения, как, например, во
проса о военном потенциале, о полицейских
силах, о диспропорции вооруженных сил в
разных странах и т. д. Представитель Бель
гий патетически взывал здесь к теням Лиги
наций, которая, как известно, не могла спра*
виться и не справилась с этой задачей; Ho
если бы противники сокращения вооружений
Дали себе труд ознакомиться с теми предло=
жениями, которые делались советской лелеч
гацией в комиссии по обычным вооружени-
ям, они могли бы убедиться в том, что’в хо=
де работы этой комиссии советская делега=
ция ставила ее на практическую и деловую
почву. Так, 3 октября 1947 г. она внесла
проект сниска вопросов, который, говоря
словами русской пословицы, брал быка за
рога. В нем предлагалось: те

«1. Установление общих принцинов сокра=
щения вооружений и вооруженных сил и
определение минимальных потребностей для
каждого государства по всем видам вооруже-
ний и вооруженных сил (наземных, военно-
морских и военно-воздушных) с учетом при
этом запрещения атомного оружия и: других
видов вооружений, пригодных для массового
уничтожения: Ве а.

2. Установление общих принципов, кото
рые должны быть положены в основу с0кра=
щения производства военной продукции, и
определение предельной мощности’ производ
ства военной продукции для каждого госу»
дарства, имея при этом в виду допущение
производства и применение атомной энергии
лишь в мирных целях», А

Кроме того, этот проект включал в себя
вопросы 06 установлении лимитов. для от-
дельных видов вооружений и ‘вооруженных
Сил, & также установление лимитов для раз-
личных видов военного производства по от=
дельным етранам, определение порядка. И
сроков приведения уровня вооружений, в0-
оруженных сил и военного производства в
соответствие с указанными лимитами и хру=
гие важные вопросы. <

Как видно из этого, советские предложа=
ния шире и глубже захватывали вопросы,
связанные с практическим осуществлением
‘сокращения вооружений, чем те скороспе-
лые мысли, которые были брошены на лету
некоторыми ораторами, неосведомленность
которых в подобного рода вопросах может
конкурировать только с их азартом. Однако,
Kak известно, с этими деловыми предложе<
ниями советской делегации не согласились
сторонники англо-американского блока; ‘не
выдвинув против них никаких. серьезных
политических доводов.

Если работа комиссий по вооружениям
‘обычного типа, равно как и ее рабочего ко-
митета, не дала никаких положительных
‘результалов, то ответственность за это не-
сет веецело англо-американская сторонл:
Уже на первом заседании комиссии от 27
марта 1947 года из выступлений англий-
ского и американского представителей было
ясно, куда они ведут дело, и при помошх
какого рода софистики они пытаются с0р-
вать проведение в жизнь резолюции Гена-
ральной Ассамблеи от 14. декабря 1946 г.

Нельзя при этом не отметить известного
„разделения труда между делегацией США и
ее младшими партнерами. Всем известно, что
США являются очагом военной. лихорадки,
гонки вооружений и необузданной пропз-
ганды новой войны. Но на Ассамблее деле-
гация США старается в глазах внешнего
мира остаться в тени, в то время как пред-
ставители таких стран, как Великобритания
и Бельлия, выступают с наиболее агрессив-
HBIMM речами.

Укзаинская делегация понимает смысл в
значение этого разделения труда, и она с03-
нательно не хочет становиться на тот путь,
на который г-ну Шоукроссу хотелось бы
повернуть выступления сторонников совёт-
ского предложения, снизив уровень обсуж-
дения столь важного вопроса до вульгарных
BEIRDUKOB 00 обмане, надувательстве, наглу=
ти и т. д. Тот, кто прибегает в такого рода
приемам, лишь выдает себе свидетельство в
бедности своих аргументов и о полной не-
обоснованности своей позиции. Люди, -co-
знающие свою правоту, оперируют логикой
й говорят фактами, не считаясь с тем,
приятны или неприятны эти факты для ко-
го бы. то ни было.

Когда мы говорим о поджитателях войны,
мы цитируем заявления, даем имена, ука-
зываем даты, не считаясь с положением лип,
которые безответственно бросают призывы
к новой войне. Когда мы говорим о росте
вооружений, мы даем цифры, указываем
источники, ссылаемся на ‘официальные д0-
кументы, и, конечно, это звучит более убе-
дительно, чем нервно-иетерические речи, ко-
торые произносились здесь людьми, высту-
павиими против сокращения вооружений и
запрещения атомного оружия. Можно оби-
жаться на людей, но нельзя обижаться на
истину и факты, так, как обижаются на ис-
Тину только те, кто находится с нею в не-
ладах, негодуют на факты те, кто привык
их извращать. Еели мы вынуждены касать-
ся выступлений представителей делегация
Великобритании, то лишь постольку, но-
скольку они выражали точку зрения стоя-
щей за их спиной делегации США.

Антлийская делегация. извращая’ факты,
утверждала здесь устами своих представи-
телей, что советское предложение неприем-
лемо для нее потому, что правительство
СССР добивается якобы только декларатив-
ной резолюции о запрещении атомного ору-
жия и сокращения в течение одного года
На одну треть вооружений и вооруженных
СИЛ, но в ТО же время закрывает свою дверь
На замок от всякого контроля за выполне-
нием этой резолюции в случае ее принятия.

Так ли обстоит дело? Если бы противники
советского предложения не занимались де-
магогической декламацией, a Загланули в
текст советского предложения от 25 сен-
тября, онй: прочли бы в нем, что правитель-
ство Советского Союза стремится в целях
«наблюдения и ‘контроля за проведением в
жизнь мероприятий по сокращению воору-
жений и вооруженных сил и по запреще-
нию атомного оружия учредить, в рамках
Совета Безопасности, международный кон-
трольный орган».

И это предложение не случайно, оно свя-
зано теснейшим образом со всей позицией
правительства СССР, которую выразил Ге-
нералиссимус Сталин 23 октября 1946 г.
Эту же позицию отетаивал В. М. Молотов
Ha Генеральной Ассамблее в 1946 ду и
неоднократно представитель Советского Co-
юза в Совете Безопасности. в частности
5 марта 1947 г. : Е

Еще в июне 1947 г. правительство ССОР
предложило учредить, в рамках Совета Безо-
пасности, международную комиссию по кон-
тролю нал атомной энергией, располагаю-
щую своим  инспекторским  аппара-
том, организованным на  международ-
ной основе, облеченную правом  п0о-
изводить как периодические, так и
специальные  обслелования, и имеющую
право доступа на любое предприятие по ло-
быче. производотву и хранелию атомного
сырья и материалов. Равным образом в 0т-
ношении сокращения вооружений обычного
типа предложение Советского Союза, внесен-
ное в июле 1948 г., предусматривало в пун-
кте 4-м, что «для обеспечения проведения
мероприятий по регулированию и сокраще-
нию вооружений и вооруженных сил в ка-
честве составной части плана такого pery-
лирования и сокращения должна быть с -

(Окончание следует).

$44$9444-444$449440044444444049404056404554444
«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

12 октября 1948 г. ‘3 стр.