в

=

тет пемзы

РИРОДА ПОКОР

каждого гектара свыше 30 центнеров озимой гипен
рского сельскохозяйственного техникума. :

ВАЖНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО

Е ДЕЛО

И. БЕНЕДИКТОВ,
министр сельского хозяйства Союза ССР

Сельские комсомольцы, молодые колхозники под руководством
пзртийных организаций внесли большой вклад в дело послевоен-
ного под ема сельского хозяйства. И можно не сомневаться, что

и теперь, когда принят сталинский план преобразования природы.

в степных и лесостепных районах европейской части СССР, дере-

венские вомсомольцы с присущей им настойчивостью, с энту-.

зиазмом примутся за его осуществление.
‚ Для’сельской молодежи открывается  непочатый край работы.
(эйчас много важных и неотложных дел. Н среди них — забота
0 TOM, чтобы больше затотовить лесных семян и отлично сохра-
нить их. Работа эта первостепенной государственной важности.
Чем больше у нас будет семян, тем успешнее мы выполним план
весенних и осенних посадок в будущем году. .
Значит сейчас, не теряя ни одного дня, сельским комсомольцам
надо организовать всю молодежь на сбор лесных семян.
Иразильно поступили многие комсомольские организации
враины, создавшие специальные бригады и звенья по сбору
лесных семян — жолудей, семян клена, ясеня, акации, вустар-

чиковых и т. д. Вею эту работу они проводят в тесном содру-

кестве со специалистами сельского хозяйства.

Вот так, по-боевому, должны действовать все комсомольцы.

Хочу подчеркнуть, что в этом году урожай древееных семян
хороший и есть полная возможность с избытком запастись ими.
& заготовить их надо много.

Уже в будущем году предстоит вырастить около трех миллиар-

дов сеяпцев. Для этого потребуются сотни тонн’ высококачествен-
ных семян древесных и кустарниковых‘ пород.   Е
`Важио’ ие только собрать семена, но и умвло сохранить их

и осенью 1949 года. Взять под евой комсомольский контроль

сохранение семян, уберечь каждый килограмм — прямой долг Они посадили 847 гектаров полезащитных

комсомольцев. Тут многое могут сделать молодежные посты и
бригады комеомольского контроля, ®которые: активно работают во
многих колхозах.

Сельские комсомольцы, молодые колхозники, дружно беритесь
38 сбор семян, за это важное государственное дело!

КОГДА СМОТРИШЬ НА КАРТУ...

КАЖЕТСЯ ‚ никогда еще после ленинского
плана ГОЭЛРО карта не рождала такой

‚12,3 центнера хлеба; в 1946-м, самом за-

здесь с каждого гектара было собрано по! 200 миллиметров. По теории, которой жил

Зонн; сеять лес можно там, где этих осад-.

мечты. Снова перед глазами встают бес-.
врайные просторы родной страны, просторы,
преображаемые в цветущий сад. Великим
светом и смыслом этого грандиозного пла-
Ha, раскрывшегося перед ‘нами, oceHeHa

сушливом за последнее десятилетие, году в
гектара. уже сняли по 14,8 центнера; в
1947-м — по 16,3 центнера... Весной это-
го года, казалось, оборвется этот уверен-
ный под’ем. Семь апрельеких дней буше-

ков будет ‘не менее 400. Усомнилея про-
фессор, не поверил, что здесь будет лес. А
сейчае в астраханской полупустыне на
193 километра протянулись лесополосы,
прикрывая до тысячи гектаров земли, на

` ммадывая путь батальонам. и после боя пе-

_ вадку — признал наши места. Пони

каждая яблоня, посаженная пионером у
(Boe школы, молодой парк, разбитый ком-
‹омольцами в своем городке, километры ле-
соподос, протянутых колхозниками вдоль
своих полей. Мы привыкли, — и это уже
стало чертой нашего характера — каждый
свой поступок мерить масштабами госу-
дарства и в государственном деле находить
(08 место. Наносили на кальку планы го-
родов, строили их и радовались, когда но-
вый город обозначался на карте. Доржали
а коленях потрепанные двухверстки, про-

вала над стенью «черная буря». Налетев-
ший из каспийских песков ветер проносил-
ся над полями со скоростью 30 метров в
секунду, до 7 миллиметров сносилея верх-
пий покров почвы, обнажались и разлета-
лись семена. Пыль, листья, сучья, комки
земли, сбитые страшной силой в темное об-
лако, мчались над стенпью, заслоняя солн-
це. Казалось, все погибло! Но верно вы-
стояли шеренги окрепших, сгрудившихся
в беде деревьев; как. бойцы, отбили они
‚невероятно жестокий натиск, не отдали на
тибель цветущей земли. И в этом году в
колхозе собрали урожай колосовых в” еред-
нем по 20 центнеров. с гектара. Этому кол-
хозу давно уже следуют соседи.И недавно

Теставляли флажки на всей линии фроя-
ta— от Белого моря до Черного. Вычерчи-
вали планы ‹севооборотов в колхозе, разме-
чали прямоугольники посадок -— и теперь
BOT ¢ волнением смотрим на эту грандиоз-
ную карту размещения государственных.
защитных полос и полезащитных лесона-
саждекий. Своими линиями и прямоуголь-
никами она в первую секунду очень похожа
на колхозную или районную карту. Но мы
вдруг с волнением вамечаем, что в грани-
Wax ее — гигантское пространотво © де-
ятком областей и краев, пролегшее между
двумя крепостями — от Измаила до Магни-
roropena,

Как всегда у нас повелось, государетво
презращает еще одну желанную мечту нз-
ма в быль, развернув и сейчас во всем
блеске социалистической экономики, ком-
мунистической  прозорливости и гуманко-
сти величественный план предстоящих ра-
бот, И такова сила этой мечты, что уже
сейчаю, когда только первые тысячи рук
начинают собирать семена, закладываются
первые опытные станции и на прокладку
будущих траес готовится к выезду перзая
эколедиция  лесомелиораторов, — мы уже
слышим шум дубовых листьев по берегам.
Дона, чувствуем благостную ‘тень тополя.
в песках под Гурьевом, видим золотой раз-
лив шиеницы в исстрадавшемея от зноя
Поволжье:

Так будет, потому что многое уже есть.
И на самой карте нетрудно отыскать эти
фюдимые приметы будущего.

Ha юго-восток от Ростова, за донеким
левобережьем, раскинулись истоптанные та-
бунами, поросшие сизым полынком Саль-
ские степи, на протяжении веков продуб-
ленные каспийскими суховеями. Врай, 1де
даже стожильный «огонь степей» —непри-
хотливый пырей—не всетда давал семена...
Мы идем вдоль лесопосадки колхоза имени
(талина. Густая тень лезияг на тропке, на
мягкой, в осеннем цветении траве. Солнце
6 трудом пробивается в гущу, выевечивая
резные листья тополей, акации и жердель.
Мой спутник, агроном Мальцев, вдруг по-
охотничьи притаившиеь, останавливает ме-
ня осторожным движением, Над степью, ка
сколок высоко застывшего в небе облёка,
плывет большая белая птица. Величаво
взмахивая крылами, вытянув длинную, как
стрела, шею, плыла птица, оглядывая © BBI-
соты сады и, словно решивигись, начинает.
снижаться над поймой Егорлыка:

— Лебедь! — шепнул, очнувшись, агро-

вом.-— Yec лово, лебедь. Пошел на по-
Честное ¢ cee,

рядке поставок 6 миллионов 147 тысяч
пудов зерна и дополнительно еще 1 милли-
он 400 тысяч пудов. И каждому понятны
гордость творца, создающего материальные
ценноети, и радость девушки, собирающей
У леса никогда невиданные в этой степи
цветы.

Вот почему, глядя сейчае на карту, мы
уверены, что такие же урожаи будут и в
Поволжье. Радуемся мы и тому, что
еще красивее станут Волга и Дон
в веленой опушке дубовых и березовых
рощ, что будет прохлада в жаркий полдень
под Уральском, мягкая покосная травз на
землях, гле были пески, и незнакомые, чи-
стые, как мечты, птицы, поселятся под, оЕ-
нами наших домов.

Еще одно чуветво трогает Ферхце, когда
смотришь на карту, — глубокое уважение к
нашей неутомимой, плущей рядом © нами
отечественной науке. Лежат за Волгой, в
районе озера Баскунчак, земли астрахзн-
ской полупустыни. С мая начинают они
покрываться пзутиной трещин, свирепые
песчаные бури обжигают все живое. И в
этом месте задумали налии ученые, кто уве-
ровал до конца в учение Докучаева, Косты-
чева, Вильямса, рассадить леса, а значит—
сеять хлеб, разводить бахчевые культуры,
виноград. Й вскоре в засушливой степи
вырос  Богдинский опорный пункт ин-
ститута — штаб невиданных еще в пусты-
не работ. Год за годом трудились в песках

правляли крону могучие дубы и вязы, кле-
ны и тополя.

Лет десять назад приезжал к нам извест-
ный американский ученый-лесовод профес-
сор Рафаэль Зонн, бывший одно время, у
себя в США директором лесного департамен-
та. Поучать, ли он приехал или учиться —
это неизвестно. Пожал он скептически пле-
чами, когда узнал, что в этом районе годо-
в06 количество осадков’ ие превышает

ХОРОШИЙ ПРИМЕР

УЖГОРОД, 4 ноября, (По телегра-
фу). Комсомольцы и молодежь Закар-
патья с воодушевлением встретили по-
становление правительства и партни о
создании лесозащитных полос, строи-
тельстве водоемов и внедрении траво-
польных севооборотов в степных и лесо-
степных районах европейской части Со-
ветского. Союза. В ответ на это истори-
цеское постановление они обязались за-
готовить 100 тонн лесных семян, 1 мил-
лион саженцев.

Комсомольнцы села Берегы Береговско-
го округа уже собрали 8 центнеров же-
лулей и заготовили 1.000 саженцев, Их
примеру следуют многие комсомольские
организации. области. Они создают спе-
циальные бригады, звенья по сбору лес-
ных семян, по заготовке саженцев.

’ Обком` комсомола поддержал ценную
инициативу комсомольцев села Береты.

Чо это значит?!

OH ¢ заметным удивлением огляделся,
словно только что сам по-настоящему уви-
лед знакомые места, в которых жил, рабо-
тал. На километр друг от друга уходили К
дальним буграм полосы смешанных лееных
посадок, по-солдатски надежно загородив
де © половиной тысячи гектаров колх0з-
ных земель, У подножья этих деревьев сми-
рялись горячие ветры, набегаашие с во“
стока, а в междурядьях колосилась лшеви-
ца, зацвотали сады и виноградники, раски-
вувшиеь на шестидесяти гектарах, блестело
зеркало пруда. Под защитой этих лесов, по-
саженных колхозниками, вот уже тринадца-
тый тод идет разумная творческая. работа,

Kar бря ‘молодежь области выйдет на
в результате которой Мальцев и мог © 8 ноябр
PP sit у нас всегда будет урожай,   сбор семян‘и заготовку саженцев,

В 1945 году

как бы природа‘ни буянила».

колхозники Сальского района сдали в по-

ученые, и упрямо поднимались кверху, рас-

которой растут’ и виноград, и арбузы, и
хлеб. В этом году с каждого тектара земли,
которая не знала раньше своего хлеба, было
собрано по 9—12 центнеров колосовых,

Пойдет вода, Кубань-реки,
Куда велят большевики.

Так пели в своей песне строители Невин-
номысекого канала, проложив на 51 кило-
метр русло новой реки, пробив метростроев-
скими щитами шестикилометровый тун-
нель сквозь недра горы Недреманной и на-
поив десятки степных речек, воскресили к
жизни и урожаям тысячи гектаров. земли
в районах Дона, Кубани и Ставрополья.

Будут и леса расти, и сады цвести, если
за это взялись большевики. Крылатая иеч-
Ta о преобразовании своего колхоза, своего
района, области, своей страны снова co-
путствует и ученому, разрабатывающему
трассы лесополос, и районному агроному,
разбивающему повый сад, и кубанским кол-
хозникам Старо-Минского района, вышед-
шим на строительство Сосыкекого водоема,
и комсомольцам, начавшим посадку сажен-
цев, и школьникам, отправившимея в пер-
ВЫЙ Поход за желудями. ^

И здесь нельзя еще раз не вспомнить 0б
Америке. На этот раз о журнале «Америка».
Вот он, последний, 22-й номер, а в нем про-
странный рассказ об ирригационных с0ору-
жениях Центральной долины, Все здесь как

будто бы есть: и каналы, и сады. Но вот

появляется человек —— «неизвестный фер-
мер», с которым беседует. «неизвестный.
путешественник». Проговаривается ферме

одной искренней фразой, которая покавыт
вает и его отношение в долине, и к жизни

в ней: «Возможно, через два года я полно-
стью расцлачусь за мою ферму»,

Вот она, мечта на два года. Да и на двз
ли только года? Недаром: сказано это неуве-
ренное «возможно». Где уж там чуветво-
вать прелести Центральной долины, когда
Ha ее висит солидный долг, который надо
отрабатывать: Sita г

‘Ничто не висит на крыльях нашей работы
и нашей` мечты; ‘Она неё бьется в тесной
клетке фермерской усадьбы —— полет ее и
сейчас широк и волен над просторами род-
ного края, от берегов Дуная до верховьев
Урала. И гордостью полнится сердце от мыс-
ли, что прежде всего о счастье человека, о
счастье народа заботится этот план, начер-
танный на карте, и что колхозная полоска
леса, посаженная тобой, соединяется и в

жизни и на карте < государственной за-  .

щитной полосой.

%Ф\ивет в преображенной Сальской степи
прекрасная легенда о том, как лет пат-
вадцать назад проезжал через эти степи
товарищ Сталин. Если попадете вы Ha
степные просторы конезавола имени Буден-
ного, вам покажут даже полевую. дорогу, по
которой он проехал, укажут поросший дон-
ником курган, на который он поднималея
и с которого осматривал бескрайные, прока-
ленные зноем ‘степи, Вепоминают cra-
рики, что именно тогда сказал Сталин о том,
что должны быть здесь леса и сады, озера
и виногралчики и много-много хлеба. И что
с того времени пошли сюда машш-
ны и саженцы, развернулись большие pa-
боты, возглаваяемые большевиками, появи-

лись лесополосы и озера, & руслом обмель-

yapmero Егорлыка прошла по степи кубан-
ская вода.

Нынешний грандиозный план борьбы ¢
засухой, план преобразования гигантеких
просторов нашей Родины ‘народ называет
сталинским планом. 0 нем, о его творце и
участниках прошумят над страной новые
легенды, похожие на жизнь, ибо сама наша
жизнь становится легендой,

Так думается у этой величавой карты,
Мечта обретает уверенность, 2 это зовет тебя,
как солдата, познавшего уже не раз сладость
побед, выйти па самый передовой, самый
главный участок ‘разворачивающейся вели-
чественной стройки,

Илья КОТЕНКО,

р о на ве,

`исследовательского института земледелия ‘центрально-черноземной полосы имени В. В. Докучаева в Каменной степи (Воронежская
ицы, На снимке: исполняющий обязанности директора института И. А, СКАЧКОВ

Фото П. БЫЧКОВА,

ЗДЕСЬ БУДУТ
ЛЕСА

Сельские комсомольцы, молодые колхоз-
ники делом отвечают на постановление пар-
тии и правительства о создании полезащит-
ных лесонасаждений. Сегодня редакция по
телефону связалась с комсомольскими’ ра-
ботниками двух областей. Вот что они с0-
общили нашему корреспонденту об` участии
молодежи в создании полезащитных полос.

Н. ЯКОВЛЕВА,
секретарь Курского обкома ВЛКСМ

Комсомольцы и молодежь нашей области
во время подготовки к 30-летию комсомола

от порчи, чтобы они остались полноценными для посева весной  8Зяли обязательство помочь колхозам поса-

дить 500 гектаров полезащитных полос.
Юноши и девушки сдержали свое слово.

полос. Хорошо поработали комсомольцы Бе-
ловского района, где посажено 250 гекта-
ров, Ленинского сельского района, Фатеж-
ского, Поныровского,

В колхозе имени Ворошилова Поныров-

ского района молодежное звено возглавил

‘секретарь комсомольской организации Ва-
силий Дудин. Здесь следовало посадить
6,5 гектара. Комсомольцы артели перевы-
полнили план, посадили на площади в 8

гектаров 8.090 деревьев. Молодежь органи-!

зовала тщательный уход за деревьями.
Активное участие в лесопосадках прини-
мают комсомольцы и молодежь Ракитянско-

РИТСЯ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ВОЛЕ
СМЕЛЕЙ НАСТУПАЙ НА ЗАСУХУ, СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ! =

*

*

*

КАК СОБИРАТЬ ЛЕСНЫЕ СЕМЕНА

СОВЕТЫ

Успех работ по защитному лесоразве-
дению в будущем году в эначетельной сте-
пени зависит от количества собранных ce-
мян древесных и кустарниковых пород.
Нужно теперь же заняться этим важным де-
лом,

Семена большинства пород созревают во
второй половине лета и осенью. И © этого
времени начинается их массовый chop. Ceil-
Час’ лесхозы, питомники и затотовительные
организации Министерства сельского хозяй-

тва и Министерства лесного хозяйства уси-

ленно заготовляют семена лесных пород.
Охнако они не в состоянии охватить все

Крылатки ‘кленов: 1 — остролистного,
2 — татарского, 3 — явора, 4 — полевого.

районы. Большую помощь им могут ока-
зать комсомольцы, сельская молодежь, пио-
 неры. Для успеха дела лучше всего создать
’ молодежные бритады из пяти-шести чело-
век, снабдить их необходимым инвентарем.
Если вблизи имеется лесхоз или говудар-
ственный лесопитомник, то бригада должна
предварительно связаться © ними и полу-
  ить необходимый инструктаж, а также и
‚ инвентарь — мешки, корзины, лестницы. .

To района. В артелях созданы молодежные Семена можно собирать в самых различ-

ых В этом районе посажено более’ ных местах — в парках, садах, аллеях, ро-
гектаров лесных полос. Работа’ продол-   `

жается. Например, колхозники сельскохо-  Ц\, BROCE OR ЕЯ 1

зяйственной артели «Пятилетка» вместо, Полезащитных полосах и защитных посад-

4,6 гектара по плану засадили 13 гектаров. Ках вдоль железных дорог. 060бое вниизние

В селах. и деревнях молодежь с огромным
интересом изучает великий сталинский план
преобразования природы. Во многих рай-,
онах были проведены специальные собрания
молодежи. К пропаганде исторического  ло-
кумента привлечены комсомольцы, лектор-
ские группы райкомов ВЛКСМ. По предло-
жению комсомольцев в колхозах создаются
молодежные звенья по ‚ лесопосадкам. `

До 20 ноября во всех колхозах состоятся
открытые комсомольские собрания, на кото-
рых будет обсуждено постановление партии
и правительства. ие 5

) Курские комсомольцы‘ приложат все ‘си-
лы, чтобы помочь партии в осуществлении
великого плана преобразования природы,

урожаев,
  А. КРИВОВА,

` заведующая отделом крестьянской.
молодежи Куйбышевского обкома ВЛКСМ

Нынешней осенью комсомольцы и моло-
дежь области сделали посадки на площади
в 724 гектара. Сейчас в колхозах, совхозах,
МТС проходят комсомольские собрания, на.
воторых обсуждается постановление Совета
Министров СССР и ЦК ВКП(б), намечают-
ся конкретные меры участия ‘молодежи в
лесопосадках.

мольцы здесь выступают организаторами
борьбы с засухой, за получение высоких,
устойчивых урожаев. Недавно здесь состоя-
лось  комсомольско-молодежное собрание.
С доклалом о великом сталинском плане
преобразования природы выступил предсе-

” датель артели тов. Стрижков.

Комсомольцы и молодежь этой. артели

‚ решили посадить лесозащитные полосы на

площади в 6 гектаров. Кроме того кировцы

‚ обязались построить водоем.

В колхозе имени Чапаева Богатовского
района после обсуждения постановления
партии и правительства состоялся воскрес-
ник молодежи. Под руководством секрета-
ря комитета комсомола ` тов. Тетюхина было
посажено  5` гектаров лесозащитных полос.

Красноярский ‘райком провел совещание

‘группы докладчиков. Присутствующие бы-

ли ознакомлены с постановлением Совета
Министров CCCP и ЦК ВКП(б). Кроме того
комсомольский актив’ прослушал доклад
главного. агронома районного отдела сель-
ского хозяйства» «О значении лесозащитных
полос в получении высоких урожаев». В кол-
хозах состоялись комсомольские собрания,

практические дела. В артели «Новый быт»
они посадили лесные полосы на площади в
$3,5 гектара. Такие вести поступают и из дру-
гих колхозов области.

надо обратить на ебор семян © взрослых по-
лезащитных полос, так как они прислосо-
бились к местным степным условиям. и
передают свои полезные качества мо-
лодым растениям. Семена нужно собирать
с хорошо развитых деревьев, не поврежден-
ных вредителями (насекомыми) и’ грибами.
Какие же сейчас можно собирать семена?
режде всего семена дуба, клена, ясеня, ли-
пы, лиственниды сибирской, акации, гледи-

чии, шелковицы, лоха, & из плодовых —

яблони, груши и друтих пород деревьев. _
Исключительно ценной породой для степ-

в борьбе за получение высоких, устойчивых   ного лесоразведения является дуб. Семена

его — жолуди — созрели. в октябре и осы-
пались на землю. Собирать их нужно до тех
пор, пока не выпал снег. Здоровые жолуди
имеют темнокоричневый цвет, блестящую
глянцевитую кожуру без дырочек и гнили.
Урожай жолудей в этом году в районах Вол-
пи и центрально-черноземных областей хо-
роший. Одновременно с жолудями следует со-
бирать семена-крылатки клена остролистно-
го. Созревают они в конце сентября. Опав-
шие крылатки ©обирают © земли, а вися-

‚ В колхозе имени Кирова Чапаевского рай-   ЩИе на деревьях обрывают руками. Несколь-
она нет партийной организации, и комсо-  60 отличны от остротистного другие виды

<

- ВЕТКА Б(АОЦ АКАЦИЦ
влена — полевой и татарский. Семена-Еры-
‚Латки этих пород созревают в октябра и ви-

сят на деревьях долго, до середины зимы. Их
можно собирать осенью и в начале зимы.

Семена ясеня (обыкновенного и пенеиль-

где молодежь ознакомилась с пспорическим   О) СоЗранают, в ВАЗа оБтбра и
документом. Юноши и девушки взялись за   ne ee Oe oa iS oe у

осенью и зимой. Семена этой породы часто

бывают повреждены, личинкой  ясеневого
семееда. Поэтому перед сбором сначала нуж-

УЧЕНЫХ

но разломить несколько семян и посмотреть,
нет ли в них личинок. Если они обнару-
жатся, то с таких деревьев семена собирать
не следует.

Прамерно в одно время с ясевем созре-
вают семена-оренки липы. Висят они на де-
ревьях до марта, постепенно опадая. Соби-
рать их можно. до вонпа декабря. Орешки
имеют коричнево-бурый цвет, величиною ©
горошину, в каждом из них 1—2 семени.

Из кустарнаковых пород в районах Югь
и Юм-Востока созревают осенью’ семена
зморфы, лоха узколистного и облепихи.
У аморфы семена находятся в маленьких
бобиках (по одному семечку) и висят на
метелках ветвей до самой весны. ВустарниЕ
этот низкий — один-два метра, сбор семян
не вызывает затруднений. Примерно такой
же высоты достигает и облепиха. Семена ее
находятся в ятодах, имеющих оранжево-
Желтый цвет. Ягоды созревают ‘в сентяб-

ре-—октябре и держатся на ветвях до мар-

та-—апреля. Надо помнить, что ветки обле-
пихи покрыты длинными колючками ‘и прут
сборе: могут. поранить руки. Поэтому реко-
`мендуется надевать рукавицы или же под-

стилать под ветки полотнище и легким уда*

ром по ветвям сбивать ягоды.

№ числу колючих кустарников относится
лох узколистный. Семена лоха — костян-
ки-— по величине напоминают горох, но
продолговатой формы. Созревают они в 0Е-
тябре и висят на ветвях до веенье.

Из плодовых пород в полезащитном лесоз
разведении уделяется большое внимание диз
ким лесным яблоням и грушам. Плоды их
созревают осенью и постепенно опадают н&
землю. Плоды нужно раздробить, извлечь из’
них семена и просушить.

В южных районах широко распростране-
ны акация белая и гледичия. Акация белая
достигает высоты 7—8 метров, & гледи-
чия —=10—12 метров. Их семена заклю-

ПЛОД

Гледичия
ОБЫКНОВЕННАЯ. —

чены в б0бах, напоминающих еобою по ве-
личине бобы гороха. Бобы гледичии в 3—4
раза крупнее бобов белой акации. Семена,
этих пород созревают осенью й висят на де-
ревьях до весны. Бобы часто бывают по-
вреждены вредителями — насекомыми. Ta-
кие семена заготовлять не рекомендуется.

Большую ценность представляют листвен-
ница сибирская и сосна обыкновенная. (е<
мена их находятся в шишках; у лиственни-
цы они созревают в сентябре — октябре, 3
У сосны — в ноябре, Шишки лиственницы
лучше всего’ собирать в ноябре-декабре; в
более позднее время из них выпадают се-
мена. Надо уметь отличать свежие шишен
© семенами от старых, пустых. Обычно све-
кие шишки бывают плотные, коричневого
цвета, тогда как прошлогодние уже потем-
нели, раскрылись и семена из них высы-
пались. Шишки сосны можно собирать на-
чиная © ноября по март,

Собранные семена надо сдавать ‘тосудар-

ственным питомникам треста «Агролеепи-

томник» Министерства сельского хозяйства
СССР или лесхозам Министерства лесного
хозяйства СССР. Можно сдавать семена так-
же и колхозам, у которых имеются свои пи-
томники или предполагается их организо-
вать в будущем году. На каждую партию се-
Man сборщик должен приложить справку ©
указанием названия древесной породы, вро-
мени.и места сбора семян. т

В следующий раз. мы расскажем ЕаЕ хра-
нить и готовить семена к посеву.

И, ХАНБЕКОВ,

директор Всесоюзного научно-иселе-

довательского института  агролесо-

мелиорации. Bo
: Д. МИНИН,
зав. семенной лабораторией института.

По НАШИМ ЗАКОНАМ

Где бы ты ни был,
товарищ, сейчас —
в вузе ли,
в школе за партою =
вглядись,
наукой  вооружась,
в завтрашний день, у’
намеченный партией,
Законы природы кому не знакомы?
Коварны, призрачны и капризны...
Но есть у нас. ae
наши законы —
законы строительства коммунизма!
Мы с бедствиями справлялись
не раз и не дважды,
над нами всегда небеса весенние,
вчера — а
с. царями,
завтра —
: < жаждою,
а послезавтра —
с землетрясением!
Накал наших душ
никогда не остынет.
Сегодня по плану — у
борьба с пустыней,
Растет вместо трав =
‘ саксаул-ублюдок,
‚ высохший от векового жжения.

Пески, пески,
, да на морде верблюда

скептическое выражение.

Вокруг,

куда нн уставишь. глаза —
кусты, le
как погорельцы и сироты,

и вода, соленая, как слеза,

в колодцах,

наспех в пустыне вырытых.

По нашим законам здесь будет влага,

в песках,
® в солончаках пересоленных,

по нашим законам — :

пустыне ни шагу

на наши поля ступить не дозволено!

По нашим законам — у
дождям пролиться!
По ним —

лесам приказано вырасти,
по нашим законам
зальются птицы _
и заструятся в лесах криницы, .
и листья дубов :
повлажнеют от сырости!
По нашим законам _
® веселые зори

начнут соловьями встречать

леса —=
и в нами вырытые озера
опрокинутся небеса,
Сегодня ;
пустыня еще угрожает

тяжелой поступью недородов.
Но мы отстоим
свои урожаи!
Но’ мы заструим
по пустыне воды!
И в них
навсегда р
- недороды канут,
и встанет зелень,
расправившись с жаждою.
Нам нужно, tee
чтоб хлеб вырастал по плану,
по нашему плану
} до колоса каждого!
И больше природе не покорить
пространства, : ;
от лютой жары поределого.
Нас кличет ach
советского времени: ритм
не просто работать,
не просто творить,
а землю
по-своему
переделывать!
Леонид ЛИХОДЕЕВ.

$44444444404494449494909444944444444940041

«КОМООМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
5 ноября 1948 г. 3 стр,